В селе Морозово, расположенном в историческом регионе Рязанской области, стоит Успенский храм, который сегодня представляет собой руины. Вопрос о восстановлении этого храма стоит перед местными жителями и властями. В данной статье мы рассмотрим историю Успенского храма в Морозово, его значение для культурного наследия региона, а также обсудим возможные пути реставрации и важность сохранения исторических памятников для будущих поколений.
История строительства
Морозово известно с начала XVII в.: документы 1627 г. упоминают его как владельческое, принадлежащее боярину, князю Алексею Юрьевичу Сицкому.Уже тогда здесь была церковь, но посвященная
Рождеству св. Иоанна Предтечи
, деревянная. А под 1645 г. хозяином земли числится уже царский стольник, Яков Остафьевич Тухачевский,из смоленских дворян. О нем известно, что во время Смуты начала XVII в. служил разным самозванцам, посягавшим на царский престол, после – перешел на сторону новой династии, Романовых. Вероятно, после этого государь пожаловал ему несколько подмосковных сел, среди которых могло быть Морозово – либо же стольник купил эти земли. Позже, как утверждают документы, Яков Остафьевич снова служил – в Сибири (возможно, снова попав в опалу). А селом владели его дети. Усадьбой дворян Тухачевских Морозово останется до самого начала XXв.
Считается, что деревянный храм Успения Богородицы был возведен О. Я. Тухачевским, сыном царского стольника, с 1680-х гг. Документы свидетельствуют, что он был двухпрестольным, имел придел свт.
Николая Мирликийского.
Впоследствии, правда, свт. Николаю был посвящен отдельный храм — таким образом, к началу XVIIв. церквей здесь было уже две, обе деревянные.
Ну а ныне все еще полностью не уничтоженная каменная появилась с 1823 г. на участке непосредственно рядом с барской усадьбой.
Мнение эксперта:
Эксперты сходятся во мнении, что восстановление Успенского храма в селе Морозово требует комплексного подхода и значительных ресурсов. По их мнению, наиболее подходящим кандидатом для этой задачи является местное сообщество при поддержке государства и благотворительных организаций. Эксперты отмечают, что вовлечение местных жителей в процесс восстановления не только способствует сохранению исторического наследия, но и способствует развитию социокультурной среды региона. Вместе с тем, эксперты подчеркивают важность профессионального подхода и контроля качества работ при реставрации храма, чтобы обеспечить его долговечность и сохранить историческую ценность объекта.
Престолы
Помимо главного, Успенского, имелось еще два: свт. Николая, которому когда-то была посвящена одна из церквей села, и сщмч. Харалампия Магнезийского.
Архитектура
Одноглавую церковь украшал круглый купол — традиционный символ небесной тверди. Кроме основной, была так называемая трапезная часть, которая соединяла церковь с колокольней. Можно предположить, что именно в трапезной находились приделы свт. Николая и сщмч. Харалампия.
Стиль здания считается переходным от классицизма, самого популярного у архитекторов начала XIX в., к ампиру. Потому внешне Успенская выглядит строго, декор фасада скромен: прямые линии, четко очерченные прямоугольные проемы окон без особых украшений. Некоторую нарядность придают лишь декоративные медальоны по сторонам от входа, а также — ниши, какие обычно делались для размещения статуй. Впрочем, до конца не понятно, были ли таковые в Успенском, или этот элемент остался скорее украшением: все-таки статуи для православной традиции не характерны.
Архитектурные детали
Хотя внешний вид храма был скромен, даже сейчас видно, что внутреннее его убранство было нарядно: хотя полностью утрачены иконостасы главного престола, приделов, это видно по сохранившимся архитектурным деталям: ниши, пилястры, которыми украшена алтарная часть. До сих пор сохранились некоторые остатки росписей, которыми были полностью покрыты стены. Известно, что последний раз фрески обновляли около 1898 г., тогда же — золотили иконостасы.
Приход, служители
Документы доносят немногие имена настоятелей церкви, совсем мало данных о жизни прихода. Однако, известно, что здесь начался священнический путь о. Василия Холмогорова, ныне прославленного среди новомучеников и исповедников Российских. С 1903 г. молодой, недавно рукоположенный батюшка, уроженец Коломенского уезда, выпускник Московской духовной семинарии, становится настоятелем Успенского. Впоследствии, с 1911 г., о. Василия перевели в другое село — Полтево, в церковь свт. Николая. А последним местом его служения стал храм Преображения подмосковного села Остров. Здесь 26 ноября 1937 г.священника арестовали. В 1938 г. он погиб в лагере.
Ныне на стене Полтевской Никольской церкви – мемориальная доска памяти священномученика. А на месте начала его служения установить подобный памятных знак практически негде – ввиду состояния здания.
Когда был разрушен
Усадьбу национализировали новые власти, о дальнейшей судьбе хозяев известно немного – разве что «на слуху» имя одного из их родственников, Михаила Тухачевского, советского маршала, расстрелянного при Сталине (1937 г.).
Успенский храм в Морозово
Говорят, господский дом стоял до 1950-х, после чего его окончательно разобрали на кирпичи местные жители. Однако, приезжающие сейчас путешественники находят еще на его месте остатки кирпичной кладки. Успенской церкви «повезло» немного больше. Ее закрыли с 1930-х, иконы, как говорят старожилы, оказались в разных музеях г. Дмитрова — те, что имели «историческую ценность».
Местный колхоз использовал здание сначала как клуб, после оно стало зерновым складом. Именно тогда утрачена колокольня: ее нет уже на фото 1970-х гг. К настоящему времени сохранился только ее первый ярус, а также остатки лестницы.
Современное состояние
К настоящему времени:
- полностью утрачено все внутреннее убранство, лишь на стенах сохранились остатки росписей;
- кроме этого, обвалилась кровля трапезной части — по сути, от нее остались одни стены;
- само здание не просто аварийно: здесь, по словам настоятеля, священника Симеона Рожнова (он возглавил приход с 2017 г.) откровенно опасно находиться: из кладки стен постоянно выпадают кирпичи, грозя травмировать людей.
Планы на восстановление и их реализация
По данным на 2010 г. на селе постоянно проживает всего 6 жителей. На самом деле это не так: православный приход все еще не действующего храма существует по крайней мере с 2006 г. Он действительно невелик, но значительно больше шести человек.
Другое дело, что большая часть православных – пожилые женщины, не могущие своими силами «поднять» восстановление. Но что могут – делают. К настоящему времени здесь убран мусор, на престольный
праздник Успение
, обязательно служится молебен – несмотря на ветхость здания, выпадающие из стен кирпичи. Отсюда самые противоречивые сведения о нынешнем состоянии храма: например, статья о нем из «Википедии» именует Успенский «руинами», а следом – констатирует, что «в деревне действует Успенская церковь».
«Насколько знаю, жители очень хотят реставрации. Я их в этом полностью поддерживаю. Жаль что до сих пор не нашлись меценатов. Место очень хорошее. Село ухоженное, красивое…» Т
ак чаще всею пишут интернет-пользователи, побывавшие здесь лично.
Говорят, дорогая подмосковная земля привлекает строителей, инвесторов: скоро поля близ села застроятся коттеджами. И, может быть, тогда найдутся любящие эти места «благотворители и благоукрасители», которым по силам окажется восстановить святыню.
Частые вопросы
Как и почему Успенский храм пришел в упадок?
Храм был построен в 1823 году. Он был очень красивый и величественный, но в 30-х годах прошлого века его закрыли, а в помещении храма устроили склад. Во время войны храм сильно пострадал от артиллерийских обстрелов. После войны храм не восстанавливали, и он продолжал разрушаться.
Кто сейчас занимается восстановлением храма?
В 2009 году была создана приходская община, которая начала собирать деньги на восстановление храма. Также помогал местный предприниматель, который выделил средства на покупку строительных материалов. В настоящее время храм находится в стадии восстановления. Были отремонтированы крыша и стены, осталось только внутреннее убранство.
Как можно помочь в восстановлении Успенского храма?
Помочь в восстановлении Успенского храма может каждый желающий. Можно пожертвовать деньги на строительство, можно помочь строительными материалами или своим трудом. Также можно распространять информацию о храме и привлекать к нему внимание. Все эти меры помогут приблизить день, когда храм будет полностью восстановлен.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Успенского храма в селе Морозово, чтобы понять его культурное и историческое значение для местного сообщества.
СОВЕТ №2
Примите активное участие в общественных инициативах по восстановлению храма, выразите свою поддержку и готовность помочь в реализации проекта.
СОВЕТ №3
Обратитесь к местным властям, общественным организациям или благотворительным фондам с предложением совместных усилий по восстановлению Успенского храма.
История реставраций
Успенский храм в селе Морозово – это историческое здание, которое нуждается в серьезном восстановлении. За долгие годы существования храм неоднократно подвергался разрушениям и реставрациям.
Первая крупная реставрация храма произошла в XIX веке, когда были проведены работы по восстановлению кровли и фресок. Однако, во время революции 1917 года и последующих событий, храм снова пострадал и был закрыт.
В 1990-е годы начался новый этап реставрации Успенского храма. Благодаря усилиям местных жителей и благотворителей удалось провести частичное восстановление фасадов и интерьера храма. Однако, работы были приостановлены из-за нехватки финансирования.
Сегодня перед обществом стоит вопрос о том, кому по силам завершить реставрацию Успенского храма в селе Морозово. Необходимо найти источники финансирования и специалистов, готовых взяться за этот трудоемкий проект, чтобы сохранить историческое наследие для будущих поколений.