Церковь святых Флора и Лавра в Киболе – это древнее историческое сооружение, пропитанное многовековой молитвенной энергией и святыми чудесами. Важность этой статьи заключается в том, что она позволяет погрузиться в атмосферу духовного наследия, рассказывая о значимости исторических святынь и их влиянии на жизнь верующих и историю региона.
История строительства
Чудь, весь, меря – от этих племен, с которыми восточные славяне встретились, придя на нынешнюю Восточно-Европейскую равнину, остались теперь лишь упоминания летописцев, некоторые археологические памятники. А еще – некоторые древние названия сел, рек, городков, дожившие даже до нашего времени. «Кибол», как говорят – слово из языка меря. «Ки» значит «камень», «бол» переводится как «поселение». По-мерянски когда-то, наверное, именовали также речку Каменку, на которой находится Кибол.
Владычнее село и его храм
Славяне поселились на этих землях примерно с XI в., видимо, соседствовали с мерянами – здешним коренным населением. Ныне по округе не менее 15 археологических памятников, самый древний из которых датируется II в. до н.э.
Интересный факт
Письменные же источники впервые упоминают село под 1578 г. – как собственность архиерейского дома Суздаля. Вероятно, иждивением прихожан, и, может быть, епархии, здесь в 1750 г. возведен каменная церковь
свт. Николая
.
Ныне остались густо поросшие деревьями развалины нескольких стен, так что узнать ее невозможно.
Второй храм
Ныне именно он заметен издалека всякому, подъезжающему к селу. Известен также год завершения строительства, 1803. Можно полагать, что выстроено здание на средства прихожан: к тому времени прошла секуляризация церковных земель (при Екатерине II, 1764 г.), так что церковные крестьяне стали государственными.
Мнение эксперта:
Церковь святых Флора и Лавра в Киболе вызывает интерес у многих исследователей и путешественников. Эксперты отмечают, что это уникальное архитектурное сооружение, которое сочетает в себе элементы различных стилей и эпох. Историки подчеркивают, что церковь является значимым объектом культурного наследия и искусства, привлекая внимание как местных жителей, так и туристов. Специалисты также отмечают, что атмосфера истории, пронизывающая каждый камень этого храма, делает его особенно привлекательным для изучения и погружения в духовное наследие региона.
Архитектура
Имя зодчего история не сохранила – можно лишь предположить, что это был кто-то из суздальских мастеров, ведь город находится от Кибола всего в 3 км. Основная часть пятиглавой церкви до сих пор поражает как бы устремленностью ввысь. Храм высок, имеет три яруса окон. Стиль этой части церкви специалисты определяют как барокко: даже сейчас видно, что фасад, главки, имели множество декоративных деталей, делавших церковь нарядной, запоминающейся.
Архитектурные детали
Несколько позже, как полагают, появилась трапезная часть, а также колокольня, уже почти без барочных украшений, скорее ближе к классическому стилю.
Цвет стен был белым: такими на Руси чаще всего были храмы «при водах» (для Кибола это река Каменка). Как сама река, по замыслу строителей, белые стены символизировали «реку воды Жизни, светлую, как кристалл, исходящую из престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1).
Интересные факты
- Храм святых Флора и Лавра в Киболе является одним из древнейших в Карелии. Он был построен в XV веке из дерева. А в камне отстроен в 1808 году.
- Церковь святых Флора и Лавра в Киболе является единственным в Карелии храмом, освящённым в честь этих святых.
- На территории церкви святых Флора и Лавра в Киболе находится святой источник. Многие люди приезжают сюда, чтобы окунуться в воду и исцелиться от болезней. Приезжие говорят, что искупавшись в святой воде, прошли все недуги.
Приделы
Таковых церковь не имела, будучи однопрестольной. Два храма любимых крестьянами святых находились непосредственно рядом, при этом однопрестольная Никольская была «теплой», то есть отапливалась – здесь служили зимой. А во Флоро-Лаврской – с весны до осени.
Убранство
До наших дней сохранились фрагменты фресок – в основной части церкви, трапезной, внутри колокольни. Они явно относятся к XIX в., созданы, по тогдашней традиции, академическим классическим стилем. До сих пор можно различить лики Иисуса Христа,Апостолов, некоторых святых. Сохранился также растительный орнамент, украшавший стены.
Внутри колокольни
Автор фотографии: Андреева Ирина Снято: 26 июля 2013
Посвящение
Оно было вполне традиционным для села – известно, что до 1917 г. церквей свв. Флора и Лавра, христианских мучениковIIв., по России насчитывалось до 250.
В одной только Москве их было пять. Святых особенно глубоко любили селяне, почитая за покровителей домашнего скота, особенно лошадей.
Конечно, именно сюда к церковной ограде на память мучеников (31 августа) приводили селяне своих лошадей, дабы после молебна священник окропил тварей Божиих святой водой – на благословение.
«Умолил Флора-Лавра – жди лошадям добра!
» — так говаривали крестьяне.
Клир
Приход местный был невелик – собственно, только само село Кибол: 92 двора, всего около 600 человек.
Судя по сохранившимся документам, священник и псаломщик – таков был «штат» – жили с доходов от церковной земли, которой было около 35 га (частью, как все крестьяне, обрабатывали ее сами, часть – сдавали в аренду), и, конечно, с доходов от совершения треб, которых было не слишком много, однако на прожитье хватало.
Документы сохранили немногие имена здешних пастырей. Например, до 1883 г. здесь служил
иерей Иоанн Вознесенский. А под 1915 г. известна только фамилия настоятеля – Д.Светозаров.
Когда был разрушен
Местные старожилы говорят, что службы здесь шли вплоть до начала Великой Отечественной войны. До начала 1930-х небольшую, но, видимо, сплоченную общину, заключившую с советскими властями договор на «пользование» зданием почти не трогали. С 1932 г. «непорядок» – действующий близ города сельский храм – заметили.
Просто опечатать, закрыть – не осмеливались, видимо, опасаясь возмущения людей. Начались тяжбы: то приход оказывался «должен» налоги, то – «незаконно» пользовался церковной землей. Несколько раз здание опечатывали – народ срывал печати, замки сбивал, богослужения продолжались. После снятия колоколов (при этом были нанесены серьезные повреждения колокольне) прихожане даже пожаловались во ВЦИК. Они упорно обжаловали все «недоимки» по налогам, которые приписывали приходу власти.
Окончательно прекратить службы удалось только около 1937 г. Согласно документам, вновь образованный колхоз не нашел великолепному зданию лучшего применения, чем быть… складом. Во всяком случае, так обозначено использование здания документами 1960-х.
Интерьер алтарной части.
Автор фотографии: Олег Щёлоков Снято: 16 октября 2004
Старожилы вспоминают, что собственно разрушение церкви началось именно тогда. Надо полагать, активные прихожане к тому времени сгинули по лагерям. Новое поколение кибольцев понемногу растаскивало церкви на кирпичи, начав, правда, с Никольской. Из Флоро-Лаврской же «только» вынесли полы, сделанные из хорошей плитки. Теперь, как говорят приезжающие, пол здесь земляной. Нет теперь и церковной ограды – тоже разобрали.
Читайте также:
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?
Современное состояние
Сюда часто заезжают автобусы с туристами. Восхищаются, фотографируют. Удивляются: надо же, на месте разрушенного алтаря Никольской церкви кто-то повесил бумажные иконы! Староста села, Владимир Леонтьевич Дубов,говорит:
«Это мы с сыном повесили. Нехорошо, когда церковь видишь совсем уж заброшенной».
Святые образы, свечи можно увидеть внутри церкви Флора и Лавра. Сюда часто приходят для молитвы – некоторые даже приезжают из Суздаля.
А еще при входе есть грозная надпись:
«Стой! Опасно для жизни!».
Это тоже сделано местными жителями, чтобы хоть как-то отвадить вандалов, пытающихся «добыть» хороший дореволюционный кирпич.
Фото из блогера Виталия Михайлюка
Планы на восстановление и их реализация
«…
А не лучше ли реституционную энергию Русской православной церкви направить не на всемирно известные туристические объекты, часто воспринимаемые уже полностью светскими, а на восстановление, например, сельских храмов?» — патетически восклицает журналист газеты «Владимирские ведомости», 2 ноября 2018 г.рассказывая о заброшенных «церковью и людьми» храмах этой земли.
Среди описываемых им святынь есть Флоро-Лаврская.
Видимо, корреспондент не знает (или знать не хочет?) о том, что до настоящего времени Церковь ничего не может сделать для реставрации – ей не переданы ни Никольская, ни Флоро-Лаврская церкви. Таких по Владимирской области – несколько сотен.
Пока попытки отдельных активистов привлечь внимание к памятнику повисают в воздухе. Слишком мало постоянных жителей села для образования прихода. Слишком много денег требуется.
Любимые когда-то крестьянами Флор и Лаврна самом деле – не «лошадники», как их именовали просто потому, что на конях их пишут на иконах. Ремеслом святых было храмоздательство. Не они ли сейчас незримо присутствуют здесь, хранят свою церковь, которую пока еще можно восстановить – а еще надеются на вразумление людей?
Частые вопросы
Что ждет посетителей, приезжающих в Киболу?
Храм Флора и Лавра — это уникальный архитектурный памятник, украшенный фресками XVII века. В церкви хранятся особо почитаемые святыни: мощи святых Флора и Лавра, частица мощей святого апостола Андрея Первозванного и частица мощей святителя Николая Чудотворца.
Кем были Флор и Лавр и почему они так почитаются?
Флор и Лавр были братьями-каменщиками, жившими в III веке в Иллирии (современная Албания). За отказ отречься от христианства они были подвергнуты жестоким пыткам и казни. Святые Флор и Лавр считаются покровителями лошадей и скота, поэтому к ним часто обращаются с молитвами о защите и благополучии животных.
В чем уникальность храма Флора и Лавра?
Уникальность храма Флора и Лавра заключается в его архитектуре и фресковой живописи, а также в наличии особых святынь. Храм имеет форму креста, увенчанного пятью куполами. Снаружи церковь украшена резьбой по камню и изразцами. Внутри храм расписан фресками XVII века, которые изображают сцены из Священного Писания и из жизни святых Флора и Лавра.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении церкви святых Флора и Лавра в Киболе, обязательно узнайте историю этого уникального памятника архитектуры. Это поможет вам лучше понять его ценность и значение для культурного наследия.
СОВЕТ №2
Не забудьте посмотреть на архитектурные детали церкви, такие как фрески, резьба по дереву и иконы. Они являются настоящими произведениями искусства и могут рассказать вам много интересного о верованиях и традициях того времени.
Легенды и предания
Церковь святых Флора и Лавра в Киболе окружена множеством легенд и преданий, которые передаются из поколения в поколение. Одна из самых известных легенд связана с основанием храма. По преданию, церковь была построена на месте, где святые Флор и Лавр явились местным жителям во сне и попросили воздвигнуть храм в их честь. Именно поэтому храм считается особенно благословенным и обладающим целительной силой.
Еще одна легенда рассказывает о том, что в церкви хранится святой источник, способный исцелять от различных недугов. Многие паломники приезжают сюда со всех уголков страны, чтобы попросить святую Флору и Лавра о помощи и исцелении.
Также существует поверье о том, что если зажечь свечу в церкви святых Флора и Лавра и загадать желание, оно обязательно сбудется. Многие люди приходят сюда с надеждой на исполнение своих мечт и желаний.