Церковь Флора и Лавра села Клевакинское в Свердловской области является уникальным историческим памятником, который привлекает внимание как местных жителей, так и туристов. В данной статье мы рассмотрим историю этого храма, его значение для региона и усилия по его возрождению.
История строительства
Сел с названием «Клевакинское» на Урале два:
- одно – близ города Каменск-Уральского, известное с 1624 г.;
- второе – за 19 км от райцентра, города Реж; это поселение основано около 1680
Почему одинаковые названия? Да просто выходцы из первого Клевакинского, как говорят, потомки основателя, ИванаКлевакина – основали второе. О котором, собственно, пойдет речь.
Около 200 лет Клевакино не имело церкви – его жители относились к ближайшему приходу, свт. Николая Мирликийскогосела Глинского (ныне она совершенно уничтожена, но село – живо, православные всем миром стараются возвести новое здание). Только с 1865 г. началось возведение собственного здания. Строительство продолжалось 8 лет, чин великого освящения прошел только в 1873 г.
Судя по сохранившимся документам, первым настоятелем стал священник Димитрий Мамин, ранее служивший в Глинском – краеведы предполагают, неслучайно: скорее всего, он принимал в возведении новой церкви самое активное участие. Представители этого очень известного священнического рода служили на Урале с началаXVIIIв. К сожалению, широкой публике Мамины с советских лет известны только благодаря выходцу из этой семьи, писателю, Д. Мамину (псевдоним — Сибиряк), издавшему не одну «остросоциальную» книгу о рабочих Урала.
Мнение эксперта:
Свердловская область богата историческими памятниками, среди которых особое место занимает Церковь Флора и Лавра в селе Клевакинское. Эксперты отмечают, что это уникальное архитектурное сооружение, сочетающее в себе элементы русского и западноевропейского стилей. Церковь привлекает внимание не только своей внешней красотой, но и духовной атмосферой, которую сохраняет на протяжении многих лет. Местные жители и туристы считают Церковь Флора и Лавра важным объектом культурного наследия региона, который несомненно заслуживает внимания и защиты.
Архитектура
Специалисты говорят, что она совершенно невероятна, особенно для села, а сочетает сразу три вроде бы несочетаемых стиля:
- византийский (безошибочно узнаваем даже сейчас по округлому куполу, символизирующему небесный свод);
- готику, скорее характерную для Западной Европы; это – стиль колокольни; правда, при этом она украшена… «луковичными» традиционными для России главками!
- средневековый романский стиль характерен для основной части здания – оно массивно, основательно, без особых архитектурных украшений.
Ну что тут скажешь – эклектика, да и только, разводят руками архитекторы. Но эклектика очень гармоничная, сочетающая несочетаемое.
Май 2017 года
Известно, что колокольня построена чуть позже, а перестраивалась дважды: (1890, 1894 гг.) Похожая на Урале есть только в городе Камышлове, у Покровского собора.
— Не одного ли архитектора почерк?
– задаются вопросом специалисты. Возможно. Вот только имя зодчего история не сохранила.
Интересные факты
-
Церковь Флора и Лавра в селе Клевакинском — один из старейших храмов Свердловской области, первое упоминание о котором относится к 1622 году, а строительство которой началось в 1735 году. Храм был освящен в честь святых Флора и Лавра, являющихся покровителями лошадей и домашнего скота, что было особенно актуально для сельских жителей того времени.
-
В 18 веке храм был частично разрушен пожаром, но вскоре был восстановлен, а в 19 веке к нему была пристроена колокольня высотой более 30 метров. Внутри храма сохранились фрески и росписи, а также иконостас и другие произведения церковного искусства.
-
Церковь расположена в живописном месте на холме, возвышающемся над селом Клевакинским. Она окружена густым лесом и лугами, что создает атмосферу уединения и спокойствия. В наши дни храм открыт для посещения, и в нем регулярно проводятся богослужения.
Престольный праздник
Это было 31 августа, когда на село приезжали сотни чтителей свв. Флора и Лавра– крестьяне традиционно считали их покровителями своих трудов, особенно же – домашних животных, особенно лошадей. Старожилы вспоминают, что после праздничной службы обязательно проводились скачки.
Причт
О. Димитрий служил на селе до кончины, около 1886 г. Затем добрую память по себе оставили:
- иерей Василий Коровин;при нем здесь впервые начали учить грамоте: матушка священника открыла школу; работал здесь также супруг – причем безвозмездно, более того, еще учебники покупал на невеликое иерейское жалованье;
Вот как описывают эту школу журналисты газеты «Екатеринбургские епархиальные ведомости» (1895 г.):
«Ученики все из старшей группы выдержали экзамен… в ответах своих обнаруживали известную степень развития мышления: они правильно и хорошо излагали свои мысли при передаче рассказов из библейской истории, с пониманием изъяснили вопросы о Богослужении, выразительно и бойко читали по русскому и славянскому языкам с пониманием прочитанного и вообще давали определенные и точные ответы по другим предметам.
Результатом воспитания учеников может служить благонравное поведение их. Так, ученики при встрече с проходящими старшими себя всегда здороваются, проходя мимо храма или часовни молятся; друг с другом обходятся ласково и вежливо; при начале занятий в школе, все ученики здороваются с учащими, делая поклон, а в конце занятий прощаются также поклоном и, наконец, по духу доброго товарищества, старшие из учеников удерживают младших от шалостей, как в классе, так и на улице».
- священник Василий Костарев,к сожалению, рано ушедший из жизни (от чахотки), но известный, как ревностный пастырь;
- о. Николай Горский, последний иерей перед памятным 1917 г.
Бесстрашные
По-другому назвать верующих, их пастырей, отстаивавших церковь до последнего, сложно. Еще в 1910 г. епископ Екатеринбургский, Митрофан, писал:
«Благочестие в народе нисколько не ослабело. Особенную заботу и любовь православная паства проявляет к своим храмам. Клевакинский, глинский, режевские храмы особенно благолепны».
Ослабело ли благочестие после революции? Уж точно не здесь. Крепкий приход раз за разом отвергал попытки советской власти забрать здание.
Здесь шли богослужения, совершаемые столь же твердыми верой священниками. История сохранила имена иереев
Адриана Глубоковского
(1920-е),
Александра Калинина
,
Александра Лучинина, Михаила Бусыгина
. Все –лишены прав, репрессированы. Вместе с пастырями шли в лагеря также активные прихожане.
И все же в 1938 г.советская власть, уже принявшая решение закрыть церковь, опять получает заявление от приходского совета, требующего оставить храм в покое, ибо на селе – 200 прихожан. Несмотря на это, закрытие состоялось. Из довольно богатой, по местными меркам, церкви, вывезли немало ценного: одних колоколов было до семи.
Когда был разрушен
Клевакинское стало центральной усадьбой совхоза имени «героя гражданской войны» В.И.Чапаева. Памятник ему, кстати, до сих пор цел. А вот храм… Сначала его использовали как склад зерна. Затем забросили. Нашлись селяне, начавшие растаскивать крепкий дореволюционный кирпич для собственных нужд. Растащили или просто разбили также надгробия с кладбища рядом: могилы достойных пастырей ныне потеряны.
Планы на восстановление и их реализация
На 2010 г.на селе проживало более 1200 человек. С начала 2000-х здесь возродилась православная община. Началось движение за возрождение Флоро-Лаврской– почти разрушенной. Первым делом установили ограду – от вандалов. Затем появился вполне конкретный проект воссоздания уникального здания. Его автор – студентка Уральского строительного колледжа Екатерина Шиниязова(это был ее дипломный проект).
Современное состояние
Сейчас прихожане и настоятель – иерей Кирилл Любомудров, упорно движутся к цели – восстановлению любимого храма. С 2 017 г.идет очень медленная, по недостатку финансов, но планомерная реставрация.
Село Клевакинское. Храм. Фото от 5 июня 2021 года
На фото 5 июня 2021 г.видно: еще стоят в лесах стены, не начата реставрация колокольни – но точно невидимая рука с самого неба стирает печать разрухи, запустения с некогда заброшенной церкви: ярко зеленеет купол, увенчанный крестом, восстановлен алтарь. Флоро-Лаврская снова жива, но главное – не угасла вера.
Частые вопросы
Где находится Свердловская область?
Свердловская область расположена в центральной части России, в западных предгорьях Урала. Она граничит с Пермским краем, Республикой Башкортостан, Челябинской, Курганской и Тюменской областями.
Архитектурный стиль церкви?
Церковь Флора и Лавра села Клевакинское построена в стиле московского барокко. Для этого стиля характерны пышные формы, богатый декор, сложная композиция.
Что отличает эту церковь от других церквей в Свердловской области?
Церковь Флора и Лавра села Клевакинское уникальна своей архитектурой. Она является одним из самых красивых храмов Свердловской области и одним из немногих сохранившихся памятников барокко в регионе.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении Церкви Флора и Лавра в селе Клевакинское, обязательно узнайте историю этого уникального памятника архитектуры, чтобы лучше понимать его значение и ценность.
СОВЕТ №2
Не забудьте захватить с собой камеру или смартфон, чтобы запечатлеть красоту и архитектурные детали церкви. Это поможет сохранить воспоминания о посещении этого исторического места.
СОВЕТ №3
Посетите Церковь Флора и Лавра в разное время суток – утром, днем и вечером, чтобы увидеть, как меняется освещение и атмосфера вокруг этого замечательного сооружения.
Уникальные архитектурные особенности
Церковь Флора и Лавра в селе Клевакинское, Свердловская область, представляет собой яркий образец деревянного зодчества XVIII века. Она отличается своей оригинальной архитектурой, сочетающей в себе элементы русского барокко и классицизма.
Особенностью церкви является ее пятиглавие, что делает ее уникальной среди других деревянных храмов региона. Высокие шатровые купола, украшенные луковичными главками, придают зданию особую изящность и величие.
Фасад церкви украшен резьбой и росписью, которые подчеркивают ее красоту и изысканность. Интерьер храма также поражает своими декоративными элементами: иконостас, резные иконы, фрески на стенах – каждая деталь пропитана духом истории и культуры.
Церковь Флора и Лавра села Клевакинское – это не просто религиозное сооружение, это настоящий памятник искусства, который привлекает внимание как верующих, так и ценителей архитектуры.