Святая Феодора – одна из почитаемых святых в Православной церкви, чье житие и подвиги вдохновляют верующих на пример духовной силы и преданности Богу. В данной статье мы погрузимся в историю жизни святой Феодоры, рассмотрим ее трудности и испытания, а также рассмотрим чудеса, связанные с ее святым именем.
Мнение эксперта:Святая Феодора, почитаемая в Православии как заступница в беременности и родах, остается одной из наиболее почитаемых святых. Ее жития пропитаны чудесами и милостью, которые она являет верующим. Эксперты отмечают, что истории о святой Феодоре вдохновляют многих на веру и надежду, особенно в трудные моменты жизни. Ее образ символизирует силу и поддержку, которые можно получить через молитвы и веру в Бога. В исследованиях житий святой Феодоры ученые обращают внимание на ее благодатное влияние на верующих и значимость ее культа в православной традиции.https://www.youtube.com/embed/guarGu8wxyUСвятая Феодора, царица Греческая
Эта благочестивая праведница была супругою царя-иконоборца Феофила. Ее царственный супруг организовал жесточайшие гонения на служителей истинной Церкви: в правление его многие церковнослужители подверглись истязаниям, заключению и изгнанию — так безжалостно расправлялся Феофил с теми, кто продолжал чтить лики святые. Небывалые пожарища устроил он в столице византийской, в которых сжег множество святынь христиан.
Святая царица не смела открыто противостоять супругу своему. Но, имея в покоях у себя сокрытые лики Божиих угодников, под кровом темноты взывала она с молением к Искупителю, прося Его защитить всех гонимых и страждущих.
По кончине супруга, царица, являвшаяся регентшей 2-хлетнего наследника царевича Михаила, возвратила из темниц и ссылок оставшихся в живых церковнослужителей. Она восстановила их на должностях, а епископам вернула их кафедры. Возвратила имущество она и церквям, в которые вновь были возвращены спасенные образы и мощи подвижников.
Интересный факт
Одним из ближайших советников правительницы был в ту пору логофет Феоктист – царедворец, умевший обходить мудростью своею прочих приближенных царских. Среди двора распространились даже слуги, что св. Феодора намеревалась вступить с ним в повторный брак, не взирая на то, что сановник этот был их числа «вельмож безбородых», то есть евнухов.
Царица Феодора созвала Собор Церковный, возглавляемый вернувшимся из изгнания бывшим патриархом Мефодием. Во время Собора иконоборцы преданы были проклятию. Действующий патриарх Иоанн Грамматик, не захотевший поклоняться образам угодников Божиих, был обвинен в оккультизме и попытке самоубийства, и сослан в обитель на Босфоре — Клидион. Царица просила собравшихся священнослужителей отыскать в текстах священных подтверждение правильности иконопочитания, после чего обратилась к византийцам с манифестом по данному поводу. Доподлинный текст манифеста этого, к сожалению, не сохранился.
Царица просила также участников Собора простить ересь ее мужа, об участи посмертной которого весьма тревожилась. Летописец повествует, что пред лицом отцов Церкви, св. Феодора,
«то ли по правде, то ли пылая любовью к мужу»
, утверждала, что пред кончиною супруг ее покаялся слезно в ереси своей и целовал поднесенные ему лики праведников.
Интересный факт
Один из представителей Регентского совета, магистр Мануил, заколебался было в тот период в признании правильности почитания святых образов, и тогда, как повествует хроника «Продолжатель Феофана», на магистра:
«нападает… тяжкая и страшная болезнь. К нему являются студийские монахи… и обещают, что здоровье к нему быстро вернется, если пожелает поклониться святым иконам и убедит властителей предписать делать это повсюду».
Торжество Православия
Собор этот состоялся в 842 г. (некоторые исследователи утверждают, впрочем, что было это в марте 843 г.) На Соборе в память об окончании
иконоборческого гонения
установлен был особый чин — «Торжество Православия», совершаемый в наши дни в первый день воскресный Четыредесятницы.
Впервые чин этот отслужен был 11 марта 843 г.в византийском Софийском соборе – тот день был первым воскресеньем Поста Великого. Летописец о тех событиях повествует следующее:
«Царица предложила Святейшему Патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого поста. И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам Царь Михаил со святой и православной матерью своей… и со всем синклитом, и каждый нес по царской свече. И, соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами, Честным Крестом и Святым Евангелием. И пошли с литией до ворот дворца… И после долгой молитвы и сокрушенного и многоплачевного и умиленного взывания ‟Кириэ элеисон” возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной Литургии с великой радостью и торжеством. И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы, со всечестным и святым Патриархом Мефодием и бывшими при нем митрополитами постановили: ежегодно в первое воскресенье святого поста праздновать торжественно в Великой Божией церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя».
Когда престолонаследник Михаил возмужал, подвижница оставила роскошь дворцовую и переселилась в обитель св. Ефросинии. Там она жила до преставления ее, последовавшего ок. 867 г.
Лики угодницы представляют ее в дорогих одеяниях, с короной царственной на голове. В руках правительницы образ Искупителя либо Пречистой Божией Матери, символизирующие почитание ею святых ликов и ее многое усердие в деле искоренения ереси иконоборства. Образы царицы бывают и поясные, и ростовые. Иногда ее изображают восседающей на троне, с раскрытым Писанием и державным жезлом в руках.
В Мадриде, в Национальной испанской библиотеке, есть интересное изображение, связанное с царицей Феодорой. На нем пятерых дочерей правительницы их бабушка Феоктиста обучает правильно чтить образы православные.
Честные мощи св. Феодоры Греческой находятся на о. Корфу, в соборе Божией Матери «Спилеотисса».
К царственной праведнице верующие обращаются с молениями о сохранении чистоты Православия, прекращении внутрицерковных раздоров и распрей, исторжения из среды церковной еретиков и сектантов.
Интересные факты
-
Святая Феодора жила в IX веке в Константинополе и была одной из самых почитаемых святых в Византийской империи. Она была канонизирована еще при жизни, и ее имя стало нарицательным для всех, кто страдал от несправедливости и притеснений.
-
Феодора была дочерью императора Льва V Армянина и Феодосии. Она была очень красивой и умной девушкой, и ее отец хотел выдать ее замуж за знатного вельможу. Однако Феодора отказалась, так как хотела посвятить свою жизнь Богу.
-
После смерти отца Феодора была заточена в монастырь, где она провела 12 лет. За это время она много молилась и изучала Священное Писание. После освобождения Феодора основала несколько монастырей и приютов для бедных и больных. Она также активно выступала против иконоборчества, за что была подвергнута гонениям и арестам.
Преподобная Феодора Цареградская (Константинопольская)
О праведнице этой известно не слишком многое.
Известно, что была она гречанкою, принявшей монашество после преставления благочестивого супруга. Подвизалась в правление императора Романа Лакапена, восседавшего на престоле Византии с 919 по 944 гг. Наставником ее был прп. Василий Новый – великий аскет, целитель и прозорливец, под руководством которого совершенствовала угодница духовные труды свои.
Преставилась она 30 декабря 940 г.Когда же спустились за душою ее светлые Ангелы, св. Василий передал им в качестве некоего вспоможения для выкупа души праведницы небольшой ковчежец, черпая из которого, смогли Ангелы искупить прегрешения св. Феодоры и вознести душу ее к Божиему Престолу.
Мытарства святой Феодоры
У прп. Василия был ученик Григорий, сильно тревожившийся об участи св. Феодоры. Григорий спрашивал постоянно наставника, что же стало с матушкой Феодорой после кончины ее. Однажды в часы сна разбудил того ученика некий юноша, благообразный ликом, сказав ему, что если желает он видеть праведницу, то должен следовать с ним.
Незнакомец привел Григория к райским вратам, где и увидел тот св. Феодору. Григорий просил блаженную поведать ему, что претерпела она по своей кончине.
Блж. Феодора рассказала, что лишь благодаря предстательству отца ее духовного прп. Василия удалось достичь ей селений райских. Поведала она о многих явившихся ей по кончине страшных духах, держащих книги тяжелейшие с записанными в них греховными ее деяниями, соделанными от юности. Когда же Ангелы отогнали демонов и, взявши душу новопреставленной, стали возноситься с нею к небесам, явились на пути их следующие мытарства:
- Сквернословия и Празднословия.Эти духи винили праведницу в когда-либо произнесенных ею насмешках, словах злобных и распевании песен недостойных.
- Лжи.
- Клеветы и Осуждения.
- Пьянства и Объедения.Данные духи упрекали св. Феодору не только в неумеренном вкушении пищи, но и в том, что вкушала она ее иногда без молитвы. Эти же мытарства обвиняли угодницу в нехранении постов.
- Праздности (лености),а также нерадения о посещении церквей Божиих в дни торжеств церковных.
- Воровства.
- Скупости и Сребролюбия.Блаженная поведала, что данное мытарство не проходят те, кто не довольствуется тем, что посылает им Господь, и кто не подает милостыни.
- Лести и взяточничества (лихоимства).
- Тщеславия и Неправды.
- Зависти.
- Гордости.
- Гнева, проистекавшего от гордости.
- Злопамятства.
- Разбойничества.Эти духи разбирали, кто кого когда-либо толкнул нарочно или ударил.
- Чародеяния.Эти духи вид имели змееобразный, они вводят поддавшихся им людей, по заверению праведницы, в разврат и соблазн.
- Блуда.
- Прелюбодеяния.
- Мытарство Содомское.
Когда миновали духи Света с душою угодницы 16-е, 17-е и 18-е мытарства, Ангел назидательно объяснил блаженной:
«Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства. Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы — «помышление сердца человеческого – зло от юности его». Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде.
- Идолослужения.
- Жестокосердия и Немилосердия.
После того жители Небес с ликованием встретили поднявшуюся душу праведницы и повлекли ее к Божиему Престолу.
В конце повествования своего подвижница заверила Григория, слушавшего ее со внимательностью, что достигнуть может Отечества Небесного лишь тот, кто претерпевает в жизни множество невзгод и преодолевает множество страстей, притом не переставая следовать Божиим установлениям.
На вопрос же юноши можно ли каким-либо образом избегнуть подобных истязаний при переходе в селения небесные, праведница ответила так:
«Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха всё греховное и если бы получила от духовного отца прощение, то я перешла бы беспрепятственно все эти мытарства, и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но так как я не хотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязают меня за это.
Конечно, мне много помогло то, что я в течение всей своей жизни старалась и желала избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от этой жизни в блаженную загробную жизнь. Злые духи, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым всё написанное. И видят это они и знают, что всё записанное ими изглажено благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек ещё жив, то они стараются на этом месте снова вписать какие-либо другие грехи.
Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедаются в надежде, что будет ещё время и для спасения, и для оставления грехов. Иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи – вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся всё высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, а другие – другому и так далее. За такую исповедь они будут наказаны и немало претерпят при переходе из мытарства в мытарство».
Лик св. Феодоры Константинопольской представлен, главным образом, на композиционном изображении, именуемом «Мытарства блж. Феодоры». Подвижница изображается, как правило, в нижнем углу образа возлежащей на одре и готовящейся к преставлению. Рядом с нею Ангелы и мерзкие духи нечестия.
От ее одра к изображенному в верхней части образа Божиему Престолу воздвигнута образная «лестница», каждая из ступеней которой подписана именем соответствующего мытарства. Изображения Престола Господнего может в какой-либо из композиций и не быть: в подобном случае верхнюю часть иконы занимает изображение фигур различных угодников Божиих и Ангелов, встречающих душу св. Феодоры.
Угодницу эту просят христиане о наставлении и вразумлении их во всяческих делах богоугодных. Главным же образом просят ее напоминать ежечасно верующим об ожидающей их по кончине встрече с приспешниками лукавого и необходимости постоянного покаяния и исповедования даже мельчайших прегрешений своих.
Мученица Феодора Александрийская
В правление императоров Максимиана и Диоклетиана принято было постановление, обязывающее всех приверженцев Христова Учения либо совершить жертвоприношения римским истуканам, либо подвергнутыми быть за отступничество от веры римской истязаниям.
Дева Феодора жила в ту пору в Александрии, управлял которой наместник императора римского Евстратий. Родом была подвижница из семейства благородного, происходила от именитых родителей, известных своею честностью.
Войдя в возраст, приняла эта праведница обет девства, отказавшись от замужества и решив стать невестою Господней. Но, как многие прочие христиане, девица эта была схвачена и приведена на судилище.
В тот период от императора поступило во все пределы Державы повеление, чтобы всякую деву-христианку, не желавшую поклоняться божествам язычников, отправляли ради поругания в блудилище. Поскольку голубица Господня Феодора тверда была в вере, отказываясь приносить подношения истуканам, ее тоже отправили в то непристойное место.
Всю дорогу взывала девица к Заступнику Искупителю о защите, прося спасти ее также, как уберег Он, в свое время, от поругания св. Феклу и библейскую праведницу Сусанну.
Господь услышал молитвы взывающей девы и послал к ней под видом воина одного юношу-христианина именем Дидим, который убедил св. Феодору смениться с ним одеждами и тайно, под видом мужеским, покинуть стены мерзкого пристанища. Подвижница сменялась с ним одеяниями и, скрыв лицо, неузнанною покинула блудилище. Хотевшие же войти к ней мужи, увидев, что вошли они к мужчине, разбежались в испуге, думая, что то Бог христианский превратил жену в мужа подобно тому, как превратил Он некогда воду в вино.
Впоследствии защитник св. Феодоры юноша Дидим был арестован. Он не стал скрывать пред властителем Евстратием поступка своего, сказав, что так Создатель надоумил поступить его, чтобы спасти невинную Свою агницу. Боголюбивого юношу приговорили к казни.
Когда вели его к месту усекновения честной главы его, следовали за ним многие люди. Среди них была и неузнанная девица Феодора. Улучив время, стала она просить Дидима уступить ей страдальческий венец и позволить ей первою принять гибель мученическую. Дидим же уверял, что Господь, однажды защитивший Свою праведницу, сумеет и далее позаботиться о ней, и потому не следует подвижнице погибать.
Так, с христианскою любовью спорили они меж собою о том, кому должно из них первому предстать пред Отцом Небесным. Видя их разговор, от гнева обезумевший наместник Евстратий повелел казнить обоих. Первой преклонили главу под меч мученица Феодора, вслед за тем последовала и казнь мч. Дидима. Тела их после того сожжены были в разведенном стражниками костре.
Этих мучеников обычно изображают совместно: деву Феодору Александрийскую в лазоревом хитоне и алого цвета мафории, а св. Дидима в доспехах ратника с алым плащом за плечами. В руках девы Крест – атрибут ее подвига исповеднического. Иногда в композицию включена фигура стоящего между этими угодниками Ангела.
Помимо Креста мученица может держать в руках своих свиток Евангельский, а в руках воина Дидима изображают иногда Писание Святое.
Пострадавшей за Искупителя деве Феодоре возносят прошения молитвенные об укреплении духовном в борьбе со всякими обольщениями. Просят ее также о защите от насилия и о помощи в воспитании чад в духе целомудрия.
Преподобномученица Феодора Вастийская
Эта угодница родом была из греческой Аркадии или Мессинии – селениях, находящихся на полуострове Пелопоннесе. Потому иногда именуют ее св. Феодорой Пелопонесской.
Родилась она в IX-м столетии в семействе людей бедных, но весьма почитающих Господа. Эту любовь к Сотворителю передали они и детям своим.
Существует два варианта жития этой праведницы.
Эллинская Церковь придерживается более версии, повествующей о том, что достигнув возраста совершенного, св. Феодора поступила в обитель. Поскольку поблизости от ее селения не было монастыря женского, и поскольку она не хотела, чтобы кто-либо из прежних знакомых о ней узнал, святая, облачившись в мужеское одеяния, приняла пострижение в обители мужской, назвав себя Феодором. Здесь стала она образцом кротости и послушания для прочих иноков.
Был у преподобномученицы дар улаживать всякое хозяйственное дело наилучшим образом. Когда наступили в землях тех неурожайные годы, монахи отправили подвижницу в окрестные селения с тем, чтобы раздобыть для обитель немного продовольствия. Многие семьи посетила праведница в тот период, и многие благочестивые жители согласились помочь насельникам. Но случилось нежданное: некая сельская девица, прельстившись благолепным ликом юного «инока», стала склонять пришельца к греховному любодеянию, а получив в том отказ, не боящаяся Гнева Божиего девица, согрешив с другим мужчиною и зачав, назвала родителем будущего чада монаха «Феодора». Родители ее в ярости поспешили в обитель и, обвинив св. Феодору в осквернении дочери их, повлекли ее на судилище.
Праведница не оправдывалась, поскольку более казни боялась согрешить осуждением ближнего. И была она обезглавлена, и вознеслась душа ее в Отечество Небесное.
Лишь после казни обнаружено было палачом и стражниками, что угодница эта была девою. Стражники тут же раскаялись. Слезно взывали о прощении и насельники обители, выдавшие девушку неправедному суду.
Казнь та совершена была в селении, именуемом Васта, потому известна святая эта верующим под именем прмц. Феодоры Вастийской.
Существует и еще один вариант жития этой праведницы. Правда, он не объясняет, почему почитают ее верующие как ПРЕПОДОБНОмученицу, и почему на образах изображают ее в облачениях иноческих.
Согласно этой версии жития, девица Феодора, переодевшись тайно в одежды отца своего, вместо него отправилась на войну, случившуюся в те времена в греческих землях. Поскольку родитель ее был немощен и в годах преклонных, св. Феодора, горячо его любя и жалея, сама пошла вместо него в армию.
На поле бранном явила она себя умелым ратником и была за то отмечена начальством воинским. Но случилось увидеть ее одной девице нецеломудренной, пожелавшей склонить подвижницу ко греху. Получив же отказ намерениям своим, обвинила нечестивая клеветница угодницу в своем бесчестии, хотя согрешила та девица с иным солдатом.
Св. Феодора была обезглавлена по ложному обвинению, и лишь после кончины открыта была народу правда о ней.
Эту подвижницу просят укрепить христиан в борьбе с грехом осуждения. Также помощи ее просят во всякой хозяйственной нужде, поскольку даровано было ей Вседержителем разрешать с легкостью всякие нужды бытовые.
Самым известным изображением этой праведницы является лик, созданный агиографом Георгием Киприотом. Этот образ представляет Вастийскую подвижницу в одеянии иноческом: в черных рясе и мафории и темного оттенка мантии. Под внешними одеяниями виднеются одежды цвета алого – символизирующие о страдальческой ее кончине. В руках угодницы Крест и хартия. Подобный образ украшает знаменитую церковь угодницы на Пелопоннесе.
Чудо святой Феодоры
По распространенному в Греции Преданию, перед своею казнью св. Феодора Вастийская просила Вседержителя, чтобы Он позволил телу ее честному сделаться церковью Божией, волосам – деревьями, а ее крови – рекой.
На полуострове, неподалеку от селения Васты, возвышается небольших размеров церковь, освященная в память прмц. Феодоры. С приходом этим связано дивное чудо: на его кровле, непостижимым образом, вот уже несколько столетий растут крепкие деревца. Их семнадцать – ровно столько, сколько было лет подвижнице в год принятия ею кончины страдальческой. Удивительно и то, что корни деревьев этих, пройдя через пустоты между каменною кладкой, проникли в землю, откуда и питаются почвенными водами. Притом во внутреннее помещение прихода корни не проросли, нимало не испортив вид внутреннего убранства церкви.
Еще удивительнее, что такая обильная растительность ничуть не навредила устойчивости строения. По законам архитектуры кладка давно должна была рассыпаться от образовавшихся внутри нее пустот между отдельными камнями, из которых сложена данная постройка, но, тем не менее, церковь св. Феодоры стоит в местности этой уже почти 10 веков.
Частые вопросы
Кто такая Святая Феодора в Православии?
Святая Феодора — одна из самых почитаемых святых в Православной Церкви. Она жила в III веке нашей эры и была женой императора Диоклетиана. Когда Диоклетиан начал гонения на христиан, Феодора приняла сторону христиан и отказалась отречься от своей веры. За это ее подвергли пыткам и казнили.
Чем известна Святая Феодора?
Святая Феодора известна своей мученической смертью, которую она приняла за свою веру. Она также известна тем, что она была первой женщиной, которую канонизировали в лике святых в Православной Церкви.
В чем помогает Святая Феодора?
Святая Феодора считается покровительницей христиан, которые подвергаются гонениям за свою веру. Она также помогает тем, кто ищет утешения и поддержки в трудных жизненных ситуациях.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении житий святой Феодоры обратите внимание на исторический контекст и время, в котором жила святая. Это поможет лучше понять ее жизненный путь и духовное наследие.
СОВЕТ №2
Исследуйте различные источники, включая древние манускрипты, исследования ученых и аналитические статьи, чтобы получить более полное представление о святой Феодоре и ее значимости для православной церкви.
СОВЕТ №3
Обсудите прочитанное с другими людьми, интересующимися православной историей. Обмен мнениями и точками зрения поможет лучше усвоить информацию и увидеть святую Феодору с разных сторон.
Символика и значимость святой Феодоры в современном православии
Святая Феодора, почитаемая в православной церкви как мученица, играет значительную роль в духовной жизни верующих и является символом веры, стойкости и преданности. Ее житие и подвиг вдохновляют многих прихожан на преодоление трудностей и испытаний, на путь к духовному совершенствованию.
Символика святой Феодоры включает в себя образ мученицы, которая отдала свою жизнь за веру во Христа. Ее стойкость перед муками и мучениями, ее отказ от отречения от Христа внушает верующим пример идеальной преданности Богу. В современном православии святая Феодора часто призывается в помощь в трудных жизненных ситуациях, как заступница перед Богом за верующих, испытывающих испытания и беды.
Значимость святой Феодоры проявляется также в том, что ее житие и чудеса до сих пор остаются актуальными и вдохновляют верующих на подражание ее духовным подвигам. Многие христиане обращаются к святой Феодоре с молитвами о помощи в различных жизненных обстоятельствах, утешении в скорби и поддержке в испытаниях.
Таким образом, святая Феодора занимает почетное место в современном православии как символ веры, мужества и преданности Богу, стоя на страже духовных ценностей и напоминая верующим о важности духовного совершенствования и преодоления жизненных трудностей через веру и молитву.