Святитель Феофан Затворник – выдающийся духовный наставник и писатель православной церкви XIX века. Его житие, молитвы, письма, высказывания и наставления остаются актуальными и вдохновляющими для многих верующих ищущих духовного совершенствования. В данной статье представлена краткая биография святителя Феофана Затворника, а также его ценные советы и наставления для тех, кто стремится к спасению души.
Кто «скрывается» под псевдонимом Феофан Затворник
Это епископ Феофан (Говоров), во 2 пол. XIX в. возглавлявший сперва Тамбовскую, затем – Владимирскую епархию.
Можно встретить именование этого епископа также «Вышенским». Однако, если других святителей именуют по их кафедре – например, Московскими, Владимирскими, то к свт. Феофану это не относится.
Именование значит не епархию, а
монастырь Успения Пресвятой Богородицы в селе Выша Тамбовской епархии (ныне Рязанской)
, где святитель жил «на покое».
Но именно там он состоялся как подвижник, святой. И, Божиим благословением, создал сочинения, которые стали настольными книгами множества православных.
Мнение эксперта:
Святитель Феофан Затворник, православный святой и духовный писатель, оставил значительное наследие в виде богословских сочинений и писем, в которых затрагивал вопросы духовной жизни и пути к спасению. Его краткая биография свидетельствует о том, что он был выдающимся духовным наставником, который прославился своими мудрыми советами и наставлениями.
Святитель Феофан призывал ищущих спасения к постоянной молитве, внутреннему обращению и отрешению от мирских сует. Он подчеркивал важность духовного самосозерцания и стремление к совершенству в душе. Его советы наполнены милосердием и пониманием, что делает их доступными и понятными для широкого круга верующих.
Следуя учению святителя Феофана, ищущие спасения могут обрести внутренний покой и гармонию, обрести силу для преодоления житейских трудностей и испытаний. Его наставления остаются актуальными и вдохновляющими для всех, кто стремится к духовному росту и преображению своей жизни.
5 коротких цитат святителя Вышенского
«Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».
«Главное расположение молитвы да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все».
«Бог не слышит? Бог всё слышит и видит. Только желание твое исполнить не находит полезным для тебя».
«Много на небе уготовано обителей; но все они — обители страдавших и скорбевших».
«Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник — и на кресте спасся».
Интересные факты
-
Святитель Феофан Затворник (1815-1894) был одним из самых известных и почитаемых духовных учителей XIX века. Он оставил после себя более 100 томов сочинений, которые до сих пор читаются и изучаются православными христианами во всем мире.
-
Святитель Феофан был одним из первых русских епископов, кто начал писать книги и статьи на доступном для простого народа языке. Он также был одним из первых, кто начал использовать в своих проповедях и письмах современную научную терминологию.
-
Святитель Феофан был выдающимся педагогом. Он преподавал в духовных семинариях и академиях, а также написал несколько книг по педагогике. Он считал, что главной задачей воспитания является формирование в человеке нравственных качеств и любви к Богу.
Краткая биография
28 ноября 2014 г. на его родине, в селе Чернава, ныне – Измалковского района Липецкой области, появился памятник святителю.
Он стоит точно на месте несохранившегося дома его родителей: священника Василия Говорова и его жены Татианы.
Открытие монумента было частью подготовки к 200-летию подвижника. Ведь Георгий – таково его мирское имя – появился на свет 10 января 1815 г.
Родители
Семья Егора, как звали его домашние, отличалась религиозностью, благочестием, будучи примером для жителей Чернавы.
- Отец, священник Василий, был бессменным благочинным округа целых 30 лет.
- Мать, дочь священнослужителя, занималась домом, воспитанием детей: у Говоровых было четыре сына, три дочери, причем один из братьев, Симеон, скончался еще детских лет.
Сестры святителя впоследствии стали супругами священнослужителей, братья тоже служили Церкви как сельские клирики. Самым же способным из всех детей Говоровых оказался Егор, получивший духовное образование, а затем ставший даже архиереем.
«Звонарь или архиерей»
Мальчик рос веселым, общительным, шаловливым. Что не мешало ему особо любить богослужения, на которых он выстаивал часами, и колокольный звон. Мальчик часто поднимался на колокольню Владимирской церкви, настоятелем которой был отец. Здесь он иногда помогал звонарям, или просто смотрел, слушал. И, видимо, молился.
Однажды его «забыли» на звоннице после службы. Служители заперли колокольню, ушли домой. Понимая, что родители хватятся, отругают, находчивый Егор додумался спуститься на землю по веревке, которая тянулась от главного колокола.
Проделка не осталась без внимания, но ругаться отец не стал, лишь сказав:
«Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь или архиерей!»
Слова эти оказались пророческими.
Домашнее воспитание и школьное образование
Когда Георгий немного подрос, отец стал брать его на
богослужения
, пономарем. Образование дети о. Василия получали домашнее: учил их или сам священник, или мать, Татьяна Ивановна. Она, например, как вспоминал святитель, так хорошо знала жития святых, что «и богословам не уступала».
Интересный факт
Был у Георгия еще один духовный наставник, пусть и не пребывающий уже на земле – свт. Тихон Задонский. К месту его упокоения семья часто паломничала, хотя угодник Божий и прославлен был Церковью только с 1861 г. Благодаря частому посещению его обители Егор, сын мирского священника, уже с детства видел монашескую жизнь.
Учить мальчика грамоте начали семи лет. Родные вспоминали, что о. Василий даже совершил молебен прор. Науму, за которым молились многие любившие батюшку прихожане. Скоро оказалось, что Егор учится быстро, с желанием, несмотря на свою непоседливость, так что отец решил отдать его, лишь восьмилетнего, в духовное училище в Ливнах.
Родные вспоминали, что поначалу учеба шла непросто, но уже через два года Георгий – среди лучших учеников, которых отправляли в Орловскую семинарию. Здесь тоже юноша показал успехи, как писали в документах, «отлично хорошие». Считается, что тогда он всерьез начал задумываться о
монашеском пути
. Семинарская ведомость отмечает:
Георгий «назидателен в обращении с товарищами; подает собою пример трудолюбия и благонравия; кроток и молчалив», подобно иноку.
Академия
Вместе с тем Георгий по-прежнему любил науки, жадно читал книги. К окончанию семинарии ему, конечно, хотелось продолжить свое образование. Однако он понимал: его, скорее всего, ждет судьба сельского батюшки. К тому же ректор семинарии, архимандрит Софроний,требовал от учеников наизусть знать учебник, а как раз тут будущий святитель был не силен, пусть даже был первым учеником. Так что рекомендовать его в Академию ректор бы не стал.
Но, когда уже почти выпускник начал подыскивать себе сельский приход, оказалось: Орловский архиерей, преосвященный Никодим, лично распорядился отправить его в Киевскую Духовную Академию – единственного из всего выпуска.
Георгий с головой окунулся в учебу на благодатном месте подвижничества любимых им Печерских святых. «Неземной обителью» назовет он позже Киево-Печерскую лавру. Именно здесь он полюбил монашеский строй жизни, длинные службы, уединение. По-прежнему радовала также учеба.
Феофан Затворник. Неоконченный автопортрет
Однокурсник его, впоследствии митрополит, известный историк Церкви, богослов, Макарий (Булгаков) вспоминает:
«Никто лучше его не писал, только по скромности своей он не мог громко читать своего сочинения».
Многие исследователи биографии святого говорят, что окончательно к выбору будущего пути Георгия подтолкнула кончина любимых родителей. Мать умерла в 1838 г., отец – спустя год.
27 февраля 1841 г. Георгий принял иночество с именем прп. Феофана Исповедника. Академию он заканчивал уже иеромонахом. Его выпускное сочинение «Обозрение подзаконной религии» (о религии евреев времени Ветхого Завета) читали даже в Св. Синоде. Митрополит Филарет (Дроздов), сам яркий ученый, лично дал краткую рецензию:
«Сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя, дающих ему право на степень магистра».
Магистр богословия на ниве просвещения
Позже сам святитель сравнивал себя с шаром, катящимся туда и сюда – куда направят. Это – образ его покорности, послушания, но есть здесь некая горечь. Мечтавший об уединении, подвижничестве, «ученый инок» сразу по рукоположении оказался ректором духовного училища в Киеве, вынужденный погрузиться в административные дела. А ведь это было лишь начало:
- через год его отправили в Новгород – инспектором семинарии, преподавателем логики, философии; послушание длилось три года;
- с 1844 о. Феофан уже при Петербургской Духовной Академии; скоро здесь его тоже назначают инспектором; несмотря на то, что он «до нестерпимости» тяготился этой работой, справлялся иеромонах хорошо, а о своих терзаниях писал лишь в письмах духовнику: «Пошел бы в церковь, да там и сидел»; но нет:
- с 1847 по 1853 гг. иеромонах Феофан трудится в Духовной миссии в Иерусалиме; благодатная Святая Земля дает ему колоссально много: здесь он совершенствует знание языков, учится иконописанию, начинает переводить на русский язык греческое «Добротолюбие»; когда же началась Крымская война, миссия была отозвана; возвращаться пришлось через Европу; поэтому о. Феофану удалось увидеть памятники культуры, посетить легендарные храмы; он и руководитель миссии, архим. Порфирий, попали даже не прием к Папе Римскому, Пию IX; все это обогатило его знания о Европе, ее культуре, об инославных христианах.
По возвращении домой Божии уроки послушания продолжились: с 1855 г., едва начав преподавать в уже знакомой Духовной Академии Петербурга, о. Феофан, уже архимандрит, перемещается на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии, учебного заведения у которого нет даже своего помещения.
Едва успев разобраться с его проблемами, узнает, что его опять отправляют на Восток – настоятелем посольского храма Константинополя, как знающего регион, владеющего языками. И не поспоришь…
В Царьграде он прожил менее года: отца архимандрита снова отозвали теперь – на должность ректора все той же Петербургской Духовной Академии.
Позже, оглядываясь на это время, отмеченное напряженным интеллектуальным трудом, множеством церковных, светских наград, но столь наполненное суетой, далекой от истинно монашеской жизни, молитвы, уединения, он скажет:
«Настоящее послушание слушается, не видя оснований и несмотря на своё нехотение».
Таков был урок, преподанный ученому иноку не в обители, где он смирялся бы пред братией, а среди мирской жизни, заставлявшей, наверное, не раз огорчаться, может быть, по-человечески пороптать, но все же за разом повторять, обращаясь к Господу:
«Не как я хочу, но как Ты…».
Главное же послушание было еще впереди.
Епископство
В феврале 1859 г. ректор архимандрит Феофан получил очередную награду: как ознаменование 50-летия Академии ему вручили орден
св. Владимира
3 степени.
А спустя несколько месяцев – назначили
епископом
Тамбовским и Шацким. Это была не только большая, весьма многолюдная епархия (одних священников и диаконов под началом Владыки было более 2000), но также – как теперь бы сказали, проблемная. Здесь пышным цветом цвели расколы, сектантство. А многочисленное духовенство было малообразованным.
На новом послушании Владыка с прежней ревностью взялся за дело: ко времени его недолгого управления Тамбовской паствой относятся:
- выход сборника «Письма о христианской жизни»;
- пособия для священников «Как составить проповедь»;
- превращение в центр проповедничества, где духовенство прямо учили этому делу, Казанского мужского монастыря;
- наведение порядка в раздираемом смутами Серафимо-Дивеевском монастыре: его нарочно на несколько месяцев отдали Тамбовской епархии, зная мудрость Владыки – уж он-то, с чего опытом, умом, тактом, непременно примирит враждующих.
Труды на Тамбовской ниве продолжались до 1863 г., когда Владыку снова отправили на новое послушание – во Владимирскую епархию. Более миллиона жителей, около 10000 духовенства, 28 монастырей, училищ – 270… Поистине, «жатвы много, делателей же мало». Владыке опять предстояли труды по исправлению духовной жизни паствы, борьбе с расколами и сектами.
Владыка открывает православное братство, хлопочет о женском епархиальном училище. И горько пишет духовному другу, свт. Игнатию (Брянчанинову), уже уединенно живущему на покое:
«Совсем осуетился. И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. Как бы устроилось сие! Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. И остаюсь при одном желании. Будем сидеть у моря и ждать погоды. А грехи так и тяготят, а страсти так и бьют по бокам…»
«Иным образом служить»
Прошение святитель написал Синоду 11 марта 1866 г. Деятельному, умному, любимому паствой архиерею недавно исполнился лишь 51 год.Его, конечно, давно имели ввиду как будущего митрополита, члена Синода. Так что «демарш» поначалу не поняли. Даже свт. Филарету (Дроздову), известному духовной мудростью, показалось, что Владыка бросает данный Господом крест, выходит из послушания.
Свято-Успенский Вышенский монастырь — место духовных подвигов святителя Феофана Затворника. Фото 2015 г.
Ему пришлось объясняться:
«Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым… с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».
Синод, пусть с недовольством, прошение удовлетворил. Владыку назначили сначала настоятелем Успенской обители на Выше. Но через время он оставил управление, а
Великим Постом
1872 г. окончательно уединился, закрывшись в келье, приняв давно желаемый подвиг.
Почему высокообразованный человек на пике карьеры ушел в затвор
Последующие годы показали: святитель руководился не своей волей. Господь, видя, что подвижник, пройдя все уроки смирения, послушания, созрел быть не просто архиереем – духовным руководителем множества пасомых, благословил не «покой», а новые труды – ради спасения душ ближних. Так некогда вышел из многолетнего затвора на подвиг старческого служения
прп. Серафим Саровский
, созревший для Царства Небесного. А вот епископу Феофану понадобилось… как раз удалиться туда из круговорота мирских дел!
Музейные экспозиции Свято-Успенского Вышенского монастыря
В чем смысл затвора
Сам Владыка вообще не считал, что совершает подвиг:
«Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества… Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приемов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время».
Но только в тишине этого уединения мог он осмыслить свой огромный жизненный опыт, положить его на бумагу ради блага душ множества людей. Именно это делание, благословленное Господом, стало главным для епископа «на покое». Он снова исполнял послушание – как давно привык:
- переводил святоотеческие тексты;
- бесконечно отвечал на письма духовных чад; их приходило до сорока ежедневно – святители писал ответ на каждое;
- служил в малой церковке при келье, которую сам освятил в честь Богоявления Господня.
Смерть и прославление в лике святых
Так прошел 21 год «райской», по выражению святителя жизни, полной молитвы, трудов. Последние годы Владыка сильно болел, ослеп на один глаз, но никогда не жаловался. На престольный праздник своего келейного храма, Крещение Господне, 19 января 1894 г., он тихо скончался. Келейники были на праздничной службе, так что в час смерти святитель был один.
Прославление святого состоялось на Соборе 1988 г., приуроченном к 1000-летней годовщине Крещения Руси. К этому времени уже были обретены, бережно хранились его честные останки.
Где находятся мощи святителя
Известно, что святителя погребли в Вышенской обители, в храме
Казанской иконы Богородицы
. После закрытия обители в советские годы помещения ее занимали разные советские учреждения, Казанская церковь пришла в запустение. Известно, что была попытка разграбить могилу святителя, но сами мощи остались под спудом, неприкосновенными.
Рака с мощами
В 1973 г. в закрытый храм на территории психиатрической больницы, которая занимала помещения бывший обители, удалось проникнуть нескольким священнослужителями. Это были игумен Марк (Лозинский)из Троице-Сергиевой лавры, иеромонахи Елевферий и Георгий. С ними был также настоятель единственного на округу действующего храма прп. Сергия села Эммануиловка, о. Георгий Глазунов. Им удалось очистить место упокоения святого от мусора, отслужить панихиду. Через некоторое время они еще раз посетили могилу – тогда удалось найти остатки гроба и забрать честные мощи.
14 следующих лет они, а также надгробная плита с могилы, которую также удалось вывезти, были в Эммануиловке.
О. Георгий, настоятель храма, вспоминает:
«За эти годы было много свидетельств о чудесах. Иногда я жалею, что не записывал их, и некоторые уже позабылись…Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи.
И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал. Прихожане говорят: «Что ты не возьмешь ребенка, он у тебя бегает по храму, мешает молиться!» — а она стоит и всю службу плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка от роду не ходил, а здесь побежал!..»
Между тем, канонизация святителя привлекла внимание к заброшенной обители в Выше. К 1990 г. часть ее зданий вернули Церкви, а с 1993 монастырь возродился – теперь как женский, хотя первоначально монастырю принадлежал один храм, а сестры должны были жить за пределами территории, все еще занятой психбольницей.
Лишь
29 июня 2002 г. мощи святого удалось перенести в возрожденный монастырь. Сейчас поклониться им можно по-прежнему в Казанском соборе, но святыня находится не под спудом, как до революции, а в раке.
Почитание
Его центром является «райский уголок», где святитель провел последние годы земной жизни – Вышенский Успенский монастырь. Кроме того, святителю к настоящему времени посвящены 7 церквей, 2 часовни.
Вышенский монастырь
Сейчас мощи святителя – главная святыня обители наряду с Вышинской иконой Богородицы. Кроме того, в 4 км от обители, в Эммануиловке, на месте прежнего пребывания
мощей
, находится источник, освященный в честь подвижника. Приезжая ради свт. Феофана, паломники обязательно посещают его. Сейчас здесь ведется запись исцелений по молитвам к свт. Феофану.
В 2015 г. обитель торжественно отметила 200-летие святого: множество чтений, конференций, но главное – новые издания его сочинений позволили тысячам людей прикоснуться к его наследию.
Храмы
Самый первый храм святителя известен на Тамбовской земле, месте его архиерейского служения.
Деревянный храм во имя Феофана Затворника в пос. Магистральном, Иркутской области, построен в 1998-1999 гг.
Это деревянный крестильный храм при Покровском соборе г. Тамбова. Позже, с 2009, здесь началось строительство большого храма, которое, однако полностью не завершено до сих пор, хотя здесь идут регулярные службы.
Интересный факт
Храмы святителя действуют также в Московской, Рязанской, Ярославской, Тамбовской областях. Самый восточный из них находится в поселке Магистральном Иркутской области. Это небольшая деревянная церковь, возведенная к 1999 г. усилиями районных властей и местных лесопромышленных предприятий.
Иконы и росписи
Фрагмент росписи храма Архангела Михаила в г. Пущино, Московской обл. И. Самолыго, преподаватель ПСТГУ с бригадой, 2010 г.
Икона святителя Феофана. Ю. Гречин, 2010
Труды
Самое полное на сегодняшний день собрание сочинений святителя, издание которого завершилось к 2010 г., насчитывает 25 томов. А, вероятно, самое читаемое христианами его произведение – «Мысли на каждый день года», краткие размышления, которые ныне часто помещаются в церковных календарях.
«Начертание христианского нравоучения»
По словам самого автора, труд, созданный в 1891 г., объясняет верующему, что именно должен он сделать для своего спасения. От оснований христианской нравственности, которые лежат в «домостроительстве нашего Спасения» Богом, жизни в Его церкви, автор переходит правилам христианской жизни в миру.
Толкование на Евангелие – «Евангельская история»
На сегодняшний день в полном собрании сочинений святителя она занимает 25, последний том.
Книга не издавалась при жизни автора, она – плод кропотливой работы современных исследователей его творчества. Это параллельное толкование на все 4 Евангелия, систематическое изложение событий земной жизни Господа.
Сориентироваться в понимании того или иного отрывка помогает указатель, которым снабжена книга.
«Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?»
Это также современное издание писем святителя, обращенных к одному из его духовных чад, некой отроковице, делающей первые шаги в сознательной церковной жизни.
Писем насчитывается 80. Краткие заголовки, данные им издателями, отражают содержание посланий.
Это позволяет верующему, ищущему у свт. Феофана ответа на конкретные вопросы духовной жизни, лучше сориентироваться по книге.
Впрочем, ее лучше читать полностью. Со страниц писем святитель предстает как мудрый, очень добрый наставник. Монах и аскет, он не только уважает, но глубоко ценит семью. К примеру, вот это его наставление, скорее всего, поймут и поддержат очень многие:
«А я растерялся в догадках: что бы такое было? А вот что! Бабушка немножко болела. Ну, бабушка – победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек; нет и для бабушек дороже лиц, как хорошие внучки. И за это надо Бога благодарить. А вы чаще утешайте бабушку и повнимательнее слушайте, что она говорит. У стариц – мудрость, опытами и трудами жизни приобретенная. И они часто невзначай, в простых фразах высказывают такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать – не найдешь».
А вот и очень серьезное наставление – совет тому, кто потерял молитву:
«Да куда же это девалась молитва ваша?! Ведь она пошла было хорошо, и вы ощущали уже благое ее действие в сердце. Я вам скажу, куда она девалась. Помолившись раз и два усердно и с теплотою… испытав такую скорую помощь вследствие молитвы, вы подумали, что молитва ваша уже установилась и нечего потому много о ней заботиться: сама будет идти хорошо.
Допустив такую мысль, вы, становясь на молитву, и молитвы стали прочитывать небрежно и спешно, за мыслями перестали смотреть. От этого внимание рассеивалось, мысли расходились в разные стороны – и молитва была не в молитву. Раз-два поступили так – и молитва совсем пропала. Начинайте опять снова приобретать молитву и испрашивать ее себе у Господа.
Из сего научитесь, что никогда не должно считать установившимся никакое духовное делание, и тем паче молитву, а всегда так себя иметь, как бы в первый раз начинали ее совершать».
«Мысли на каждый день года по Церковному чтению»
Это сборник, в котором святитель предлагает краткое толкования отрывков Евангелия и Посланий Апостолов, которые каждый день читаются в храме. В отличие от многих других работ Владыки, это сочинение выдержало не одно издание уже при жизни святого.
Интересный факт
Впервые «Мысли» появились в издательстве Пантелеймонова монастыря горы Афон (1881 г.).
В России они после этого издавались по крайней мере 5 раз, последний – за 2 года до революции, в 1915 г.
Перевод «Добротолюбия»
Над этим фундаментальным трудом святитель начал работать еще до рукоположения во епископы, во время пребывания при Духовной миссии в Иерусалиме. «Истолкованием сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни» называет его сам составитель. Перевод творений святых отцов древности, их слов, посвященных внутренней жизни, борьбе со страстями, христианскому духовному устроению, впервые был сделан еще прп. Паисием Величковскимв 1793 г. Однако, как пишет свт. Феофан в предисловии, перевод имел некоторые несовершенства, а многое было непонятно читателю XIXв.
Труд свт. Феофана получил именование «новорусского» перевода «Добротолюбия». Именно этот пятитомный труд многократно переиздан за последние десятилетия.
Многие справедливо считают «Добротолюбие» монашеским чтением, поэтому также существуют краткие выдержки из него, предназначенные для мирян. Этот сборник – выдержки из труда свт. Феофана, только один том – составил в 1929 г. архимандрит Ювеналий,бывший настоятелем Казанского монастыря в китайском Харбине, где тогда было множество бежавших от советской власти русских эмигрантов.
В редакции о. Ювеналия «Добротолюбие избранное для мирян» также неоднократно за последние годы переиздано в России.
Другие
Среди сотен сочинений святителя, любимых верующими, также:
- два сборника проповедей, 1859 и 1861 гг.; первый именуется «Слово архимандрита Феофана», появился еще до его епископской хиротонии; второй вышел из печати служения на Тамбовской земле;
- лекции, объединенные общим названием «Путь к спасению»(1868 г.); уже при жизни автора труд выдержал пять изданий;
- изданное отдельной книгой толкование на самый большой 118 псалом(«Блаженны непорочные в путь…») (1891 г.);
- письма святого, которые он разрешил издать уже при своей жизни; так в 1892 г. появился сборник «Письма к различным лицам о предметах веры и жизни»;
- издания писем, вышедшие по его кончине – это те самые 20-40 писем в день, которые он писал духовным чадам; драгоценные послания бережно сохранялись ими, а в 1898-1901 г. почитателям Владыки удалось составить из них несколько сборников; это «Письма о христианской жизни»(целых четыре выпуска);
- работа святителя «Древний Патерик»,изданная в 2009 г.; до этого времени ее оригинальная рукопись (305 листов) пера святого хранилась на Афоне братией русского Пантелеймонова монастыря;
- Толкование Посланий св. ап. Павла, которое также издано Пантелеймоновой обителью частью при жизни автора, частью – уже по его кончине (1890-1895); оно насчитывает 8 томов; к настоящему времени вышло переработанное, более современное издание на основе Афонского: например, к нему добавили указатель, который составили иноки Псково-Печерского монастыря;
- толкования на избранные псалмы:черновики этой работы нашли в бумагах святителя по его смерти; тогда же эти толкования были напечатаны, в последние же годы изданы снова;
- еще одно переводное сочинение афонского старца прп. Никодима, «Невидимая брань»; ныне православные, многие из которых любят эту книгу, не всегда обращают внимание на имя переводчика, благодаря которому она увидела свет на русском языке
- книга о христианской психологии «Воплощенное домостроительство»; этот труд святителя планировал выпустить в свет еще Николай Васильевич Елагин, друг Владыки, в 1889 г.; однако по неизвестным причинам работа не была издана. Исполнить благословение святого удалось только через 120 лет, уже в наши дни.
Поучения и наставления в письмах
Именно они обычно оказываются наиболее ценными для мирян, не могущих понести высокий аскетизм «Добротолюбия» или «Древнего Патерика».
Новоначальные, едва вступившие в церковную жизнь, иногда не знают, кому задать тот или иной интересующий вопрос. Тогда на помощь приходят сочинения святого – недаром священноначалие мудро благословляет публиковать их отрывки в церковных календарях, каждодневном совсем кратком чтении.
Мысль святого вдруг западает в душу мирянина, торопящегося на работу или учебу, погруженного в суету. А однажды приходит время, когда он открывает письма святителя или его «Евангельскую историю».
Вне Церкви спасения нет
Множество писем, других сочинений святого, посвящены болезни того (и нашего) времени – расцерковлению. Досужие рассуждения о том, что «молиться можно дома», а «Бог у меня в душе» тоже не стали изобретением современности. Вот что пишет об этом святитель:
«Надо тебе истину знать и веровать в нее: где ты ее возьмешь помимо Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретешь ее, кроме Церкви, хранительницы Таинств, без которых не подается благодать?
Надо тебе руководство верное иметь и в деле ведения и в деле жизни: где ты его встретишь помимо Церкви, в коей единой есть богоучрежденное и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?»
«Кто говорит: «Я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды».
Высказывания
Краткие, точные слова святого, умевшего парой фраз высказать главное, задеть душу, часто цитировали. Вот лишь немногие из наиболее известных его высказываний.
Музейные экспозиции Свято-Успенского Вышенского монастыря
О молитве Иисусовой
«Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов… и это будет молитва».
О страстях и борьбе с ними
«Грех начинается от во еже похотети. А этой вещи можно всегда избежать. Конечно, лучше бы не видать и не разговаривать, да возможности нет. Следовательно, терпения потреба, самоостерегания, блюдения сердца и борения с собою. Господь близ!.. Прп. Иоанн Колов говорит: «Когда подходит зверь, взлезаю на дерево». К Господу надо прибегать»
«При всех слабостях веруем, что Господь не хочет смерти грешника и что, следовательно, когда самоохотно не отдадимся немощам, Он не попустит нам пасть. Ветер сильный иное дерево до самой земли наклонит, но дерево все остается на корне и, лишь стихнет буря, выпрямляется. Так бывает от страстей… Пусть бушуют, но корню только устаивать надо… корень – решение не поддаваться греху склонением на него, хотя бы смерть»
О смирении
«Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость».
«Смирение трудно достается. Можно считать себя смиренным, не имея и тени смирения. Одним размышлением не усмиришь себя. Лучший или единственный верный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без сего можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела.»
О самоугодии
«Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось неполно и неудачно. Решение это имеет два конца: один – да отвержется себя… и второй – да по Мне грядет. Первый требует совершенного подавления эгоизма или самолюбия и, следовательно, недопущения самоугодия и саможаления, ни большого, ни малого. Следовательно, в ком они есть, у того решение было неполно».
«Пишете, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит. Он услышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. И самого человека всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха. За несаможаление и несамоугодие только и подает Господь благодать и преуспеяние».
О душе
«Душа – существо духовное – не есть проявление другой какой силы, как радуга, а есть самостоятельная, особная личность, свободно-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим».
О ведении Божием
«Область ведения Божия беспредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем: все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения; но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире, и что эта вездесущность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет в тягость, – и благость Божия положит конец миру».
О терпении
«Видим, что все рвутся из того, что приходится им терпеть, а все никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? От того, что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь заповедей Божиих и благодушно терпеть то, что приходится терпеть, тогда это самое претерпеваемое начнет источать утешение.
Вот и рай, не смотря на противную тому внешность! Те, которые иным путем хотят водворить рай на земле, лишь попусту трудятся. Еще премудрый сказал им: суета сует!»
О ложных богах
«На что опираешься надеждою в жизни, то и бог для тебя. Если на имения, то имение тебе – бог; если на власти, – власть твой бог; если на другом чем, то это другое есть твой бог. Когда истинный Бог восхочет кого обратить к Себе, то прежде разрушает ложных богов, чтобы, испытав их ненадежность, тот скорее и искренне обратился к Нему»
Другие интересные мысли
«Всё, что городят обыкновенно юноши неудержные, после будет отзываться в старости болезнями и немощами».
«Здоровье — что лошадка: загонишь — ехать не на чем».
«Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает или даже более: берёт за руку и ведёт».
«Кто же это вам сказал, что трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно — и спасение готово».
Обложка календаря
Значение творчества святителя Феофана для современного человека
Говорят, что он предсказал революцию за 50 лет до нее. Даже его сочинения, и самое издаваемое из них «Мысли на каждый день года», наполнены обличениями «современных неверов», растущего безбожия. Происходящее видели тогда многие угодники Божии.
Недаром и Сам Господь благословил Своего раба на необычный, многими не сразу понимаемый подвиг: не столько говорить, сколько писать об истинах веры. Наступало тяжелое время утраты духовных ценностей, когда «несть творяй благостыню, несть до единого» (Пс. 13:3), а верующие оставались без духовных отцов на десятилетия.
Во тьме гонений, которой, казалось, не было конца, оставались писания святых, память об их жизни, вере – которые удалось пронести через десятилетия атеизма, и… возродить в наши дни? Пожалуй, громко сказано. Хотящие вернуться в «объятия Отча» наши соотечественники уже третий десяток лет мечутся в поисках смыслов, страдают от впитанного со школьных лет неверия, от гордыни, самоугодия, страстей.
Промыслительно, что писания святого, истинного монаха-подвижника, были обращены именно к мирянам – тех лет. И, как оказалось, современности.
Остановимся среди суеты, откроем церковный календарь перед уходом на работу. Вчитаемся в его краткие слова. Это совсем недолго. И, может быть, что-то поймем о себе и мире.
Молитва святителю Феофану Затворнику
Тропарь, кондак, величание
Тропарь святителю Феофану Затворнику , глас 8
Пpавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче, святи́телю Феофа́не, Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, Вышенский подвижник, святитель Феофан, Богомудрый, писаниями твоими слово Божие объяснил ты и всем верующим путь ко спасению указал. Моли Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак святителю Феофану Затворнику , глас 4
Богоявле́нию тезоимени́тый,/ святи́телю Феофа́не,/ уче́нии твои́ми мно́гия лю́ди просвети́л еси́,/ со а́нгелы ны́не предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод:Одноименный с Богоявлением (Феофан однокоренное с греч. Θεοφάνεια — Богоявление), учениями твоими многих людей просветил ты, с ангелами сейчас предстоя Престолу Святой Троицы, моли не переставая обо всех нас.
Молитва
О, святи́телю о́тче Феофа́не, архиере́ею пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́ниче и Та́ин Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний списа́телю, христиа́нскаго благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хода́таю!
Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся, припа́даем и си́це взыва́ем: испроси́ у всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым – и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние; подвиза́ющимся – смире́ние, страх Бо́жий и чистоту́ душе́вную и теле́сную; учи́телем – богове́дение и му́дрость, уча́щимся – ре́вность и по́мощь Бо́жию;
и всем правосла́вным – утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Частые вопросы
Что такое затворничество в православии и почему его брал святитель Феофан Затворник?
Затворничество в православии – это особый вид монашества, при котором монах или монахиня добровольно отказывается от общения с внешним миром и посвящает себя молитве, размышлению и духовному совершенствованию. Святитель Феофан Затворник принял затвор в возрасте 50 лет, чтобы полностью посвятить себя служению Богу и молитве за весь мир.
Какие советы святитель Феофан Затворник дает ищущим спасения?
Святитель Феофан Затворник считал, что спасение души – это главная цель жизни каждого христианина. Он советовал ищущим спасения усердно молиться, читать Священное Писание, участвовать в таинствах Церкви и вести праведную жизнь. Также он подчеркивал важность любви к Богу и ближним и призывал избегать греха и страстей.
В чем заключается духовное наследие святителя Феофана Затворника?
Святитель Феофан Затворник оставил после себя огромное духовное наследие, которое включает в себя многочисленные книги, письма, проповеди и статьи. Его произведения до сих пор пользуются большой популярностью среди православных христиан, которые ищут духовного наставления и поддержки. В своих работах святитель предлагает глубокое и проницательное толкование Священного Писания, а также практические советы по молитве, духовной борьбе и достижению спасения.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучайте труды святителя Феофана Затворника, внимательно осмысливая его учение и советы. Постарайтесь применить их в повседневной жизни для духовного роста.
СОВЕТ №2
Практикуйте молитву и внутреннее общение с Богом, как наставлял святитель Феофан. Регулярная молитва поможет вам укрепить духовную связь и обрести внутренний покой.
СОВЕТ №3
Стремитесь к самосовершенствованию и отрешению от материальных привязанностей, следуя примеру святителя. Практикуйте воздержание и смирение, развивайте духовные ценности в себе.
Учение святителя Феофана о пути к спасению
Святитель Феофан Затворник, один из выдающихся православных святых XIX века, оставил после себя не только яркое светское наследие, но и ценные духовные наставления, которые до сих пор актуальны для многих ищущих духовного просвещения. Его учение о пути к спасению основано на принципах молитвы, покаяния и самопознания.
Святитель Феофан призывал к постоянной молитве и общению с Богом через молитву сердца. Он учил, что истинное спасение приходит через внутреннее обращение к Богу и стремление к духовному совершенству. Важным аспектом его учения является понимание себя и своих грехов перед Богом, что открывает путь к истинному покаянию и очищению души.
Святитель Феофан подчеркивал важность духовного наставничества и духовного руководства для тех, кто стремится к спасению. Он утверждал, что искреннее исповедание своих грехов перед духовником и следование его наставлениям помогают преодолеть духовные трудности и приблизиться к Богу.
В своих писаниях святитель Феофан призывал к постоянной борьбе с собой, к самопознанию и самоанализу. Он учил, что истинное спасение приходит через преодоление своих страстей и недостатков, через постоянное стремление к духовному совершенству и чистоте сердца.
Таким образом, учение святителя Феофана о пути к спасению является ценным источником духовной мудрости и наставлений для всех, кто ищет истинный путь к Богу и желает обрести духовное спасение.