Святитель Григорий Нисский, младший брат Василия Великого, оставил неизгладимый след в истории христианства как выдающийся богослов, пастырь и духовный наставник. Его труды и творения не только вдохновляют верующих на протяжении веков, но и являются ценным источником мудрости и духовного наставления для современного человека. В данной статье мы рассмотрим биографию, творчество и служение святителя Григория Нисского, а также погрузимся в его учения, которые продолжают оставаться актуальными и важными для православной традиции.
Мнение эксперта:Святитель Григорий Нисский, известный как ученик и последователь Василия Великого, занимает почетное место среди отцов Церкви. Эксперты отмечают, что его служение было неотъемлемой частью формирования православной теологии и духовной практики. Григорий Нисский унаследовал от Василия Великого не только учение, но и духовное наставничество, став «отцом отцов» для многих монахов и верующих. Его труды о богословии, мистицизме и духовной жизни продолжают вдохновлять и вести людей к познанию истинной веры.https://www.youtube.com/embed/S48_FIFQbFkБиография Григория Нисского
Каппадокия, Малоазийская область (а ныне один из районов Турции), нечасто упоминается в первые века Церкви. Лишь «Деяния Апостолов» говорят, что некоторые евреи из этой области были во Иерусалиме, когда на учеников Христовы сошел Святой Дух, родилась Церковь. А чуть позже –
ап. Петр
одним из посланий приветствует христиан Каппадокии – но, вероятно, было их тогда очень немного.
Расцвет христианства в этой области приходится на II-III вв. Вероятно, распространение его было довольно быстрым, а обращение жителей – искренним. Это время, которое дает Церкви множество мучеников-каппадокийцев. А на I Вселенском Соборе от области уже участвует епископ. К этому времени здесь есть не только общины мирян, но – множество монахов. А еще область была центром тогдашней образованности: как писал А.В.Карташев, здесь было много «землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование». Одной из них был род свт. Григория.
Семья
Она считалась аристократической, богатой и, кроме этого, благочестивой. Более того, среди родных Григория – множество пострадавших за веру, есть и прославленные для общецерковного почитания:
- дед и бабушка, родители отца, во время гонений от языческих императоров потеряли собственность;
- мать, Эмилия, была дочерью убитого за веру мученика и Макрины, которая была духовным чадом свт. Григория Неокесарийского – кстати, самого Григория Нисского назвали по имени этого святого, которого семья хорошо знала лично;
- сама Эмилия тоже прославлена, как святая; выйдя замуж за Василия, она родила ему 10 детей, пятеро из которых канонизированы за подвижничество, добродетельную жизнь.
Дорога ко спасению
Казалось бы, окруженный множеством глубоко верующих людей, старающихся жить по Богу, Григорий (год его рождения определяется между 331 и 335 гг.) также должен был стремиться к духовной жизни. Действительно, как вспоминали современники, юный Григорий с детства отличался кротостью, особым смирением, казалось, вступив на путь добродетели, к которому предназначил его Господь.
Однако, святое окружение далеко не всегда взращивает угодника Божия. Поэтому путь к Богу у юноши оказался не очень простым:
- Григорий, который, как все сыновья Василия и Эмилии, получил хорошее образование (тогда это означало знакомство с греческой философией, «эллинской мудростью»), на какое-то время увлекся науками, вообще мирской жизнью;
- при этом он, вероятно, иногда тяготился общим духовным настроем семьи, любовью к богослужению; во всяком случае известен случай, когда во время устроенного домашнего ночного бдения в честь
40 Севастийских мучеников
, Григорий вышел из дома, и заснул в беседке сада.
Именно тогда ему последовало вразумляющее видение: юноша видел совершаемую службу, которую легкомысленно оставил, но не мог вернуться, чтобы молиться вместе со всеми: путь ему преграждали воины – до тех пор, пока один из них не сжалился над ним. Были ли это сами мученики, явившиеся нерадивому, или же Ангелы? Во всяком случае, пробудившись, Григорий ужаснулся сам себя, решил изменить жизнь. Именно после этого он начинает церковное служение – чтецом. Впрочем, позже он еще будет колебаться – еще раз оставит служение, станет учителем риторики, даже – женится. Но через несколько лет его выбор церковного служения станет окончательным – оставив супругу (есть мнение. что она также могла принять монашество), он отправится под духовное руководство брата, Василия, основавшего иноческую общину, намереваясь до конца жизни служить Богу. Именно на такое делание определил его Господь – но оно оказалось не таким, как желал сам святой.
Архиерейское служение
Церковь тех лет сотрясали ереси. Множество людей, принявших Крещение после окончания времени гонений, пытались своим умом постичь непостижимое – Божество Иисуса, тайны Св. Троицы.
Свт. Григорий не без юмора писал об этом: «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».
Ирония иронией, но вот уже и брат Григория, Василий, оставляет любимое им пустынное безмолвие, призываемый Церковью отстаивать истинное учение перед еретиками-арианами, считавшими Сына Божия творением, а не Богом. И если бы только это: архиепископ Кесарии Каппадокийской, должность которого занимает Василий, ежедневно сталкивается с политическими интригами, борьбой амбиций, замешанной на желании насадить еретическое учение. От Церкви отпадают целые общины, вокруг смута, почти не на кого положиться. И тогда Василий призывает младшего брата, уже так полюбившего пустыню – обратно в мир, быть епископом!
Говорят, Григорий долго не соглашался. Его миролюбивый характер совсем, как он считал, не сочетался с жесткой атмосферой тогдашней внутрицерковной борьбы и полемики, да к тому же ему была очень дорога уединенная жизнь, к которой он пришел через множество искушений среди мира – и вот его зовут вернуться! С другой стороны, Григорий любил и брата, понимал, как тяжело Василию – поэтому в конце концов согласился. Было это в 372 г., когда святитель становится архиереем города Ниссы.
Как он предполагал, служение его длилось недолго: около 3 лет, пока ариане, злобствовавшие на православного архиерея, не «обнаружили» непорядок в финансовых делах епархии, после чего Григорий был не только смещен с престола, но даже – заточен. Вернуться на кафедру ему, после бегства из-под ареста, нескольких лет скитаний, довелось только к 378 г.
«Хранитель православия»
Таково вполне официальное наименование наиболее авторитетных архиереев, данное им II Вселенским Собором. Одним из них стал свт. Григорий, который, участвуя в нем, активно отстаивает веру – и речь его имеет успех. А сразу после Собора любитель безмолвия снова оказывается среди круговорота мирской жизни: выполняет поручение императора в Аравии, умиряя раздоры внутри местной христианской общины, затем едет в Иерусалим – и здесь местные христиане просили его быть посредником в решении их споров. Все это время он мечтает о пустынной жизни – даже во святом городе обращает внимание духовное состояние паломников, не понимающих святости места. Да и противостояние местных христиан тоже производит впечатление удручающее. Позже Григорий будет писать, что паломничества на Святую Землю – не заповеданы Христом, больше того, даже духовно неполезны…
«Хранение православия» через умирение враждующих общин, полемику с еретиками оказалось трудной задачей, отнимавшей много сил. Последние годы жизни святитель больше писал полемические сочинения, письма, нежели ездил по империи. Говорят, ему удалось основать в Ниссе монастырь, где он и провел, вероятно, около десятилетия. Последнее упоминание о присутствии одного из «хранителей православия» в Константинополе – 394 г., когда снова пришлось заниматься проблемами христиан Аравии. Дальше имя святителя документы больше не упоминают. Но год его кончины точно не известен.
День памяти
День памяти святителя Григория Нисского отмечается Церковью 23 января.
Интересные факты
- Григорий Нисский – младший брат Василия Великого, одного из трех великих святителей Каппадокии (наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом). Он родился в городе Ниса в Малой Азии в 330 г. и умер в 396 г. Одним из главных его вкладов в богословие было развитие доктрины о Святой Троице как о трех Личностях, сохраняющих единое существо.
- Григорий Нисский является одним из самых значимых богословов и ораторов ранней христианской церкви. Его труды оказали большое влияние на развитие христианской доктрины и аскетической практики. О его популярности при жизни свидетельствует, например, известный рассказ о том, что, проповедуя в одной из константинопольских церквей, он произвел такое впечатление на присутствовавших, что они вынесли его из храма на руках.
- Григорий Нисский был также плодовитым писателем. Он написал около 240 богословских работ, включая комментарии к Библии, догматические трактаты и аскетические сочинения. Его работы были высоко оценены современниками и оказали большое влияние на развитие христианского богословия и аскетической жизни.
Труды и творения Григория Нисского
Сочинения свт. Григория многочисленны. Среди них:
- догматические, как правило, содержащие полемику с еретиками; они посвящены Божеству Святого Духа, Святой Троице; считается, что главной заслугой святителя было то, что вместе с братом Василием, его духовным другом, другим Григорием, Богословом, они сформулировали учение о Триединстве Бога;
- толкования на Писание, а также на некоторые молитвы; свт. Григорию принадлежат сочинения о сотворении мира, изъяснения на молитву «Отче наш», некоторые псалмы,
книгу Екклесиаста
; - подвижнические слова о борьбе со страстями, познании Бога – это любимая тема святого, так любившего безмолвную жизнь, истинного монаха по духу;
Вот как мудро пишет святитель о познании Бога:
«Царство Божие внутри вас», для того, чтобы мы поняли, что, предочистив свои сердца от всего тварного и всякой плотской склонности, мы видим в собственной своей красоте образ божественной природы… Итак, соответствующий тебе способ созерцания в тебе самом… Это подобно тому, как глядящие на солнце в зеркале, если и не устремляют своих взоров на само небо, видят солнце в блеске зеркала не меньше тех, кто смотрит на солнечный диск; так же и вы, ослепленные светом Божиим, если возвратите в себе благодать заложенного в вас с самого начала образа, то возымеете то, что ищете. Божество действительно есть чистота, бесстрастие, удаление от всякого зла. Если вещи эти в тебе, то в тебе Бог. Когда твой ум непричастен никакому злу, свободен от страстей, удален от всякой нечистоты, ты блажен от остроты своего зрения, ибо, как очищенному, тебе известно то, что невидимо нечистым, и так как удален плотский туман с душевных твоих очей, ты необозримо созерцаешь в чистом воздухе сердца это блаженное зрелище»
.
- наконец, сохранились проповеди святого на праздники, дни памяти святых; среди них есть, конечно, проповедь о Сорока мучениках Севастийских, с праздника которых началось его обращение к Богу.
Иконография
Изображения святого – в традиционном епископском облачении, с Евангелием, чаще всего встречаются в храмах в виде фресок или мозаик. Чаще всего его пишут вместе со свт. Василием Великим и Григорием Богословом.
А вот писаные иконы свт. Григория редки – чаще всего такие создавали для соименных ему христиан, желавших иметь образ святого покровителя.
Известные храмы
Исторически на территории России престолов, посвященных святителю, насчитывается… только четыре, из которых действуют лишь два:
- в соборе свт. Николая Мирликийского в Чистополе (Татарстан); храм, построенный в середине XIX в., строился братьями-купцами Поляковыми, один из которых был соименен святому; храм был закрыт в 1936 г., но с 1990-х гг. снова действует;
- в соборном храме Воскресения Христова в Петербурге; престол святителя есть в нижней церкви этого довольно большого храма, которые ныне также возвращен верующим после лет безбожия;
- в церкви Рождества Богородицы села Прусы Московской области; престол существовал до начала XX в., когда храм был разрушен; нынешняя действующая церковь, возведенная к 2005 г. – однопрестольная;
- в храме свт. Николая Мирликийского урочища Островский погост Вологодской области; храм XVIII в. сейчас практически разрушен.
Таковая судьба святого, которого духовные поиски привели к выбору монашеской жизни, иноческого безмолвия – а потом воля Божия вернула из безвестности к миру, чтобы служить людям словом и делом. Желанной же безвестности предельно скромный святитель, пожалуй, достиг – совсем мало икон, несколько храмов. Вот только заслуженно ли?
Частые вопросы
Какую работу написал Григорий Нисский?
Известные произведения Георгия Нисского: «Осень. Семафоры», «Зеленая дорога», «Москва. Сортировочная», «Путевой обходчик», «Аэродром», «Черноморский флот», «На путях. Май», «Залп», «Встреча», «Площадь Пушкина», «Белорусский пейзаж».
В каком году родился Нисский?
Гео́ргий Григо́рьевич Ни́сский ( 8 [21] января 1903, Гомельский уезд Российской империи — 18 июня 1987, Москва, СССР) — советский живописец, один из основателей сурового стиля. Народный художник РСФСР (1965), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию святителя Григория Нисского, чтобы понять его вклад в развитие христианской церкви и духовную науку.
СОВЕТ №2
Прочитайте его труды, такие как “О богословии” и “О восхождении к Богу”, чтобы погрузиться в его учение и мудрость.
СОВЕТ №3
Изучите отношения святителя Григория Нисского с младшим братом Василием Великим, чтобы понять их взаимодействие и влияние друг на друга.
Влияние на православную церковь
Святитель Григорий Нисский имел огромное влияние на православную церковь своего времени и оставил значительный след в истории христианства. Его труды и учения оказали сильное воздействие на развитие догматики и богословия.
Одним из ключевых аспектов влияния святителя Григория Нисского на православную церковь было его участие в борьбе против ересей и распространение правильного богословского учения. Он активно противостоял арианству, македонианству и другим еретическим учениям, защищая правоверие и утверждая правильное понимание христианской веры.
Святитель Григорий Нисский также внес значительный вклад в развитие монашества и аскетизма в православной церкви. Его труды по духовной жизни и практике монашества стали образцом для многих будущих поколений монахов и монахинь.
Кроме того, святитель Григорий Нисский был выдающимся богословом и пастырем, чьи труды по толкованию Священного Писания и богословским вопросам оказали огромное влияние на развитие православной теологии. Его сочинения по богословским темам до сих пор изучаются и ценятся в православном мире.
Таким образом, святитель Григорий Нисский оказал неоценимое влияние на развитие православной церкви и оставил свой след в истории христианства как выдающийся духовный учитель и заступник веры.