Святитель Игнатий Брянчанинов – выдающийся православный святой, духовный писатель и наставник, чья жизнь и творчество оказали значительное влияние на православную традицию. В данной статье мы рассмотрим биографию святителя Игнатия Брянчанинова, его аскетические опыты и просветительские цитаты, позволяющие нам лучше понять его духовное наследие и уроки, которые он оставил для потомков.
День памяти
День памяти святителя Игнатия Брянчанинова приходится на 13 мая по новому стилю.
Мнение эксперта:
Святитель Игнатий Брянчанинов, православный святой и духовный писатель XIX века, остается одним из наиболее уважаемых и изучаемых духовных личностей в истории православия. Его труды о духовной жизни, монашестве и пути к Богу продолжают вдохновлять многих верующих и искателей истины. Эксперты отмечают, что уникальная мудрость и духовный опыт святителя Игнатия Брянчанинова остаются актуальными и важными для современного человека, стремящегося к духовному совершенствованию и познанию истины.
Житие
Вопрос | Ответ |
---|---|
Какой вклад Святитель Игнатий Брянчанинов сделал в развитие православия? | Он был выдающимся русским православным богословом, писателем и проповедником XIX века. Его сочинения оказали большое влияние на формирование духовной жизни многих людей. |
Каковы основные богословские идеи Святителя Игнатия Брянчанинова? | Он считал, что спасение человека заключается в очищении сердца от страстей и стяжании благодати Святого Духа. Он также учил о необходимости постоянной молитвы и самоотречения. |
Каково значение Святителя Игнатия Брянчанинова для русской православной церкви? | Он считается одним из самых авторитетных православных богословов XIX века. Его сочинения широко используются в качестве руководства к духовной жизни. |
Детство
Димитрий Брянчанинов, а именно такое имя он получил при Крещении в честь Вологодского святого прп. Димитрия Прилуцкого, был вымоленным ребенком. Дело в том, что молодые помещики Александр Семенович и Софья Афанасьевна Брянчаниновы, после смерти во младенчестве их первых детей, долгое время не могли утешиться чадородием. Они много молились, посещали Святые места, и тем самым исходатайствовали себе разрешение от неплодия.
Светлым и радостным для обоих супругов стал день 6 февраля 1807 года, когда родился их сын Дмитрий.
Родился будущий подвижник в родовом «гнезде» Брянчаниновых — усадьбе в с. Покровском, расположенной в Грязовецком уезде, что на Вологодчине.
Усадьба Брянчаниновых. с.Покровское. Вологодская обл
Детство Димитрия прошло под сенью вековых дерев усадебного парка, где, подолгу оставаясь в уединении на лоне природы, он начал много размышлять, погружаться в себя. Он научился слышать и понимать безмолвный глас природы, в которой чувствовался голос Самого Творца, и искры Божией любви рано запали в его еще не запятнанную грехами душу. Отрок рано научился читать, и потому также любил проводить время в отцовской библиотеке, но среди множества книг его внимание привлекали вовсе не романы и приключенческие повести. Кроме
Евангелия
, его излюбленной книгой было «Училище благочестия», содержащее повествование о деяниях святых и изречения оных. Данное издание во многом повлияло на формирование души будущего подвижника.
Но всеми этими открытиями ему не с кем было поделиться, он не мог рассчитывать на понимание даже самых близких людей. Его отец при всей своей образованности был человек весьма светский, а взгляды матери находились в подчинении взглядов отца в связи с ее патриархальным воспитанием.
Ниже приведены слова самого святителя о своем детстве, высказанные им в статье «Плач мой».
«Детство мое было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не имел, кому открыть моего сердца, начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых Твоих. Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на Евангелии, но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление. Мысль, часто парившая к Богу молитвою и чтением, начала мало-помалу приносить мир и спокойствие в душу мою. Когда я был пятнадцати летним юношею, несказанная тишина возвеяла в уме и сердце моем. Но я не понимал ее, я полагал, что это обыкновенное состояние всех человеков».
Димитрий Брянчанинов был наделен от Бога немалыми талантами благодаря которым он получил к пятнадцатилетнему возрасту весьма приличное домашнее образование. А продолжать свое образование юному Димитрию предстояло в самой Северной Столице, в стенах Главного военно-инженерного училища. Такова была воля его родителя, желающего видеть в нем истинного сына своего отечества, верного Императорскому престолу.
Военный
В 1822 году Димитрий Александрович успешно сдал экзамены в училище, во время которых показал великолепные знания, и был зачислен сразу во второй класс. Благовидная наружность юного Брянчанинова в сочетании с отменной подготовкой расположили к себе не только руководство инженерного училища, но и будущего императора России Николая Павловича, который в ту пору занимал должность генерал-инспектора этого учебного заведения. Николай Павлович представил Брянчанинова своей супруге, великой княжне Александре Феодоровне, которую он настолько впечатлил, что она распорядилась зачислить его своим пенсионером.
Дмитрий Александрович Брянчанинов в юнкерском мундире
В годы учебы Димитрий Александрович отличался скромностью и отзывчивостью, набожностью и высокими интеллектуальными способностями, собранностью и исполнительностью. Этими своими качествами он буквально влюбил в себя, как товарищей по училищу, так и преподавательский состав, которые неизменно считали его лучшим из всех воспитанников.
Димитрий Александрович имел успех и в кругах образованного светского общества столицы. Благодаря родственным связям он был вхож в дом президента Академии художеств А.Н. Оленина — владельца литературно-художественного салона. В салоне Оленина Брянчанинов стал участником вечеров, посвященных литературе, на которых поделился своими опытами в поэзии, и приобрел одобрительное внимание многих выдающихся литераторов того времени, включая А.С. Пушкина.
Так прошло почти два года в занятиях земных, и Димитрий Брянчанинов ощутил пугающую пустоту в душе и невыносимую тоску по Бозе. Впоследствии он вспоминал об этом периоде своей жизни в работе «Плач мой».
«Вступил я в военную и вместе ученую службу не по своему избранию и желанию. Тогда я не смел, не умел желать ничего, потому что не нашел еще Истины, еще не увидел ее ясно, чтобы пожелать ее! Науки человеческие, изобретение падшего человеческого разума, сделались предметом моего внимания: к ним я устремился всеми силами души, неопределенные занятия и ощущения религиозные оставались в стороне. Протекли почти два года в занятиях земных: родилась и уже возросла в душе моей какая-то страшная пустота, явился голод, явилась тоска невыносимая по Боге. Я начал оплакивать нерадение мое, оплакивать то забвение, которому я предал веру, оплакивать сладостную тишину, которую я потерял, оплакивать ту пустоту, которую я приобрел, которая меня тяготила, ужасала, наполняя ощущением сиротства, лишения жизни! И точно – это было томление души, удалившейся от истинной жизни своей, Бога. Воспоминаю: иду по улицам Петербурга в мундире юнкера, и слезы градом льются из очей…».
В своих духовных исканиях Димитрий Брянчанинов не встретил понимания и поддержки ни у духовника, ни у начальства инженерного училища, которые него «греховные помыслы» и желание часто исповедоваться приняли за «политические замыслы», и начав следить за ним, довели его до болезненного состояния.
Валаам в Санкт-Петербурге. Подворье
Единственным человеком, разделявшим взгляды Димитрия Александровича, добрым и понимающим его другом, стал товарищ по училищу Михаил Чихачев, выходец из дворянского рода на Псковщине. С ним одним он мог позволить себе говорить о сокровенном. Вместе с Чихачевым они стали духовно назидаться, исповедоваться и причащаться у монахов подворья Валаамского монастыря в Петербурге. Позже Димитрий Брянчанинов познакомился с учениками знаменитого старца преподобного Паисия Величковского, подвизавшимися в Александро-Невской лавре. Под их духовным руководством он начал изучать Святоотеческие творения.
Новым поворотом на пути духовного возрастания Димитрия стало знакомство с иеромонахом Леонидом Наголкиным, будущим схииеромонахом Львом – основателем старчества в знаменитой Оптиной пустыни. Своими впечатлениями от первой встречи с о. Леонидом Димитрий поделился со своим другом Чихачевым.
Весной 1826 года Димитрий Брянчанинов переболел опасной грудной болезнью, и чтобы осуществить поправку здоровья в июне был отпущен в отпуск на три месяца. Он отправился в родное имение с намерением получить благословение на монашество, но отец в этом ему решительно отказал.
По возвращении в столицу он успешно сдал выпускной экзамен с присвоением ему чина поручика. Его дальнейшим намерением стала подача прошения об отставке с воинской службы. Но сразу его желаниям не суждено было осуществиться. Начальство училища в отставке ему отказало, против нее и сам император Николай I. В итоге вместо отставки он получил назначение на службу в Динабургскую крепость.
Но как известно,
сила Божия
в немощи человеческой совершается. В силу ослабленного здоровья нести службу в крепости Брянчанинов не мог, и осенью 1827 года начальство, убедившись в этом, согласилось удовлетворить его просьбу об отставке. Узнав об отставке, отец отказался помогать ему материально и даже прекратил с ним общение.
Послушник
После долгожданной отставки Димитрий Александрович незамедлительно направил свои стопы на Олонецкую землю, где в Александро-Свирском монастыре подвизался его духовный наставник о. Леонид. Брянчанинов поступил в число послушников этой обители и терпеливо стал нести послушания, отличаясь глубоким смирением. Он нес послушания на монастырской поварне под началом одного из бывших отцовских крепостных, а также на рыбной ловле.
Никто в монастыре не догадывался о его благородном происхождении поскольку он умело скрывал этот факт. Братия считали его семинаристом, не закончившим обучение.
Но недолгим оказалось его пребывание в этой обители, по причине скорого переселения о. Леонида в Площанскую пустынь Орловской губернии. Последовал за ним вместе с другими духовными чадами и Димитрий. В этом монастыре произошла встреча с его верным другом и единомышленником М. Чихачевым. Вместе в этой обители они вели подвижнический образ жизни всецело посвящая себя молитве и размышлениям о Боге. Здесь зимой 1829 года Брянчанинов написал одно из первых своих творений «Сад во время зимы». Чуть ранее, еще в Свирской обители, им было написано произведение «Древо зимою пред окнами келлии».
Послушник Димитрий Брянчанинов.
Май 1829 года сулил друзьям новое переселение, на сей раз в Оптину пустынь, опять-таки следуя за своим духовным наставником. Здесь им пришлось претерпеть немало скорбей: монастырская братия недоверчиво отнеслась к молодым послушникам, весьма косо смотрел на их пребывание в обители и отец-наместник. Также их молодые организмы серьезно пострадали от монастырской пищи. Результатом пребывания их в Оптиной стала тяжелая форма лихорадки, которую перенес каждый из них.
Оптина пустынь
Примерно в это время пришла весть из дома Брянчаниновых о болезни матери Димитрия и ее желании видеть сына. Его отец, будучи в скорбных обстоятельствах, сменил гнев на милость по отношению к сыну, прислал бричку, не забыв дать приглашение и для не оправившегося еще от болезни Чихачева. Друзья незамедлительно отправились на родину Брянчанинова, имея твердое намерение и в миру продолжить свою подвижническую аскезу.
К счастью мать Димитрия вскоре выздоровела, однако отец вновь вернулся к своим намерениям по отношению к сыну.
Пришлось товарищам вновь искать покоя под монастырским кровом. В феврале 1830 года Брянчанинов с Чихачевым прибыли в Кирилло-Новоезерский монастырь, в котором пребывал на покое известный подвижник архимандрит Феофан, а наместником был его духовный сын – игумен Аркадий. Поначалу казалось, что все благоволило тому, чтобы остаться здесь: и расположение игумена, и строгий монастырский устав. Но чрезмерная сырость и суровость здешнего климата привели к новым приступам лихорадки Димитрия, который в результате совсем ослаб и не мог подняться с постели.
Пришлось ему снова вернуться в свое родовое «гнездо». Немного поправив свое здоровье, Брянчанинов по благословению владыки Вологодского Стефана перешел на поселение в Семигородскую пустынь, в стенах которой создал свой знаменитый труд «Плачь инока». Позже его перевели в Дионисиево-Глушицкий монастырь, где была более уединенная обстановка.
Но поскольку отец Димитрия продолжил требовать от сына оставить мысли о монашестве и посвятить жизнь государственной службе, он упросил епископа Стефана как можно скорее совершить его постриг в монашество. Ощутив сильную жажду своего послушника об иночестве, владыка вологодский испросил разрешение на то у Святейшего Синода.
Монах
28 июня 1831 года совершился монашеский постриг Димитрия Брянчанинова с наречением имени Игнатия в кафедральном соборе г. Вологды в честь Воскресения Христова.
Небесным покровителем в монашестве стал священномученик Игнатий Богоносец.
Интересный факт
На богослужении в соборе Воскресения Христова г. Вологды 28 июня присутствовали родные Димитрия Брянчанинова, которые ничего не знали о его постриге. Они были сильно изумлены, став свидетелями этого священнодействия.
4 июля 1831года состоялось рукоположение монаха Игнатия в сан иеродиакона, а 25 июля того же года – во иеромонашеский сан.
Иеродиакон Игнатий Брянчанинов.
Епископ Вологодский Стефан распорядился оставить на время иеромонаха Игнатия при архиерейском доме.
Настоятель
Но недолго выдержал новоявленный иеромонах мирской суеты и стал просить владыку благословить его обратно в Глушицкий монастырь. Но Господь уготовал ему иную стезю – стать строителем Пелышемского Лопотова монастыря вместо почившего иеромонаха Иосифа. Он был назначен на эту должность в январе 1832 г. и получил в награду набедренник.
Монастырь встретил нового строителя разрухой: храм и здания были в ветхом состоянии, количество братии было очень малочисленным.
В этой обители иеромонах Игнатий встретил своего собеседника и верного друга Чихачева, который помог ему в ее благоустройстве.
За два года настоятельства о. Игнатий наладил монастырское хозяйство и возродил духовную жизнь. 28 января 1833 годаза труды по благоустройству обители о. Игнатий был награжден саном игумена. Увидев большие успехи сына в столь юном возрасте в служении на церковном поприще, родители почувствовали в своих сердцах чувство умиления. Мать была благодарна Богу за то, что даровал ей такого сына. В 1832 г. София Афанасьевна завершила свой земной путь и приняла напутствия в вечность от своего сына – игумена Игнатия.
Портрет святителя Игнатия (Брянчанинова) с его автографом.
В конце 1833 года с подачи императора Николая I, которому также стало известно об успешном служении игумена Игнатия, он был награжден саном архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустынью. Была поставлена задача сделать его образцовым монастырем, т.к. он был расположен неподалеку от Северной столицы.
Монастырь к моменту прихода в него о. Игнатия пребывал в сильном запустении. Архимандриту Игнатию пришлось заниматься строительством храмов и монастырских корпусов, приводить в порядок хозяйство монастыря и богослужебную практику, формировать братский хор и налаживать в монастыре духовную жизнь.
О. Игнатий нес не только административные фукнции, но и был для братии истинным духовным отцом. Именно в этой обители, несмотря на многие обязательства и недостаток свободного времени, он создал большую часть своих литературных трудов.
В 1838 году архимандрит Игнатий получил новое назначение, он стал благочинным обителей Петербургской епархии. Но даже постоянно пересекаясь с миром при исполнении многих административных обязанностей, о. Игнатий не утратил свой аскетизм и молитвенный настрой. Свои ночные бдения в келлии он тщательно от всех скрывал.
Зимой 1846 года о. Игнатий не покидал свою келлию по причине болезненного состояния, и в 1847 году решил оставить настоятельство и удалиться в Николо-Бабаевскую обитель, чтобы пребывать там на покое. Ответом на поданное прошение было не увольнение, а предоставление продолжительного отпуска, который он провел в Николо-Бабаевском монастыре.
После возвращения в Сергиеву пустынь снова потянулась череда хлопот по хозяйственным вопросам, духовничеству, а также приему посетителей.
В то время архимандрита Игнатия Брянчанинова знали представители разных слоев общества, многие вели с ним переписку. Эпистолярное наследие Святителя составляет более 800 известных писем.
Епископ
С годами силы все более оставляли святителя Игнатия, и потому было все сильнее его желание пребывать на покое в оставшееся время земного пути. Но как известно, человек предполагает, а Господь располагает. Сему угоднику Божию еще предстояло послужить матушке Церкви в звании епископа.
- 27 октября 1857 годав Казанском соборе Северной столицы о. Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского.
- 4 января 1858 годановопоставленный епископ вступил в права управления епархией, приехав в г. Ставрополь.
Всего неполных четыре года управлял епархией владыка Игнатий, но за это время молодая и неустроенная Кавказская епархия смогла подняться и расцвести. Епископ Игнатий привел в порядок богослужебную жизнь, воссоздал взаимоотношения между людьми и представителями духовенства, решил проблемы в управлении епархией, способствовал увеличению окладов представителей духовенства. При нем богослужения стали отличаться торжественностью и проходить в сопровождении архиерейского хора, семинария была переведена в новые помещения, его проповеди оставили неизгладимый след в сердцах людей.
К лету 1861 года состояние здоровья владыки Игнатия ухудшилось. Он в очередной раз просил о возможности ухода на покой. На сей раз прошение владыки не осталось без удовлетворения, и он в сопровождении нескольких своих учеников смог перебраться в Николо-Бабаевский монастырь.
Иконография жития святителя Игнатия. Иконописец Алексей Козлов
Во время своего служения на Кавказе епископ Игнатий продолжал творить на литературном поприще. Именно здесь из-под его пера по большей части вышел труд «Приношение современному монашеству».
За верное служение своему отечеству в лоне Русской Православной Церкви владыка удостоился высокой награды от монарха, он получил орденский знак святой Анны 1-й степени.
Последние годы жизни
13 октября 1861 года Святитель Игнатий прибыл в Никольский Бабаевский монастырь.
Этот монастырь в то время также нуждался в помощи. И владыка не оставил его без внимания: за малое время он повысил уровень его материального благосостояния, при нем были отремонтированы здания и даже построена новая церковь в честь Иверской иконы Богородицы.
Игнатий Брянчанинов прижизненное фото
Здесь состоялась последняя в земной жизни встреча епископа Игнатия со своим старинным и верным другом М. Чихачевым.
В последние годы земной жизни, находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, преосвященный Игнатий пересматривал и пополнял свои литературные труды. В это время им был написан «Отечник» и завершен труд «Приношение современному монашеству».
Владыка Игнатий сам при жизни распределил свои творения по томам.
- В тома №1 и №2 вошли «Аскетические опыты». Большая часть статей этого сборника вышла из-под пера о. Игнатия в Сергиевой пустыни.
- Третий том составила «Аскетическая проповедь». Сборник включает в себя проповеди, произнесенные владыкой во время служения в Кавказской епархии.
- В четвертый том вошел труд «Приношение современному монашеству».
Все четыре тома были впервые изданы ещё при земной жизни Святителя Игнатия и проверены им собственноручно.
Пятый том с произведением «Отечник» издали уже после преставления владыки Игнатия в Жизнь Вечную.
В последние дни земной жизни владыка необыкновенно жалел всех окружающих и выражал им сострадание. Сердце его было преисполнено огромной любви ко всем людям, его лицо было осияно неземной радостью.
Интересный факт
30 апреля 1867 годав неделю жён-мироносиц завершился земной путь Преосвященного Игнатия. Он мирно почил о Боге, перейдя в предуготовленные ему Небесные Обители, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.
В шестой день по преставлении состоялось отпевание владыки по пасхальному чину. Огромные толпы притекли в тот день в обитель, чтобы проводить любимого владыку в Жизнь Вечную. Своим телом он упокоился в храме прп. Сергия Радонежского и свт. Иоанна Златоуста Николо-Бабаевского монастыря.
Интересные факты
Факт 1: Святитель Игнатий Брянчанинов был выдающимся духовным писателем и богословом XIX века. Его работы по-прежнему широко читаются и изучаются в православной среде.
Факт 2: Изначально Игнатий Брянчанинов планировал построить карьеру военного, однако позже, в возрасте 22 лет, он решил посвятить свою жизнь служению Богу и принял монашеский постриг.
Факт 3: Святитель Игнатий Брянчанинов был известен своим аскетическим образом жизни и строгостью нравов. Он выступал против мирских удовольствий и призывал к духовной борьбе и самоотречению.
Где находятся мощи святителя Игнатия
26 мая 1988 годасостоялось обретение мощей святителя Игнатия Брянчанинова,после чего они были перенесены в возрождавшийся в те годы Свято-Введенский Толгский монастырь. В его стенах они пребывают и доселе.
Мощи Святителя Игнатия в Свято-Введенском Толгском женском монастыре (Ярославль)
В течении осени-зимы мощи почивают в храме в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в летнее время находятся в соборе в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Почитание
Почитание святителя Игнатия особенно развито в Толгском монастыре, где пребывают его святые мощи, и на его Подворье в Николо — Бабаевской обители – месте его последнего земного пристанища.
Почитаются святитель Игнатий и весь род Брянчаниновых и на Вологодчине, особенно в с. Покровское, в котором находилась их родовая усадьба.
Иконы
Вскоре после того, как святитель Игнатий Брянчанинов был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году, была написана его первая икона.
Существуют поясные и ростовые иконы, на которых святителя принято изображать в епископском облачении, держащим в левой руке либо Евангелие, либо свиток, либо посох. Правая (десная) рука святителя изображается в благословляющем жесте.
Икона Игнатия Брянчанинова
Написаны также иконы святителя Игнатия с житийными клеймами.
Поучения
- О спасении
Святитель Игнатий в своих трудах много говорит о спасении.
- Чтобы спастись необходимо: иметь незыблемую живую веру в Бога, подкрепляемую делами,вт.ч. делами милосердия, и упование на Него; осознание своего падшего состояния и потребности в Спасителе; отречение от жизни греховной; проводить жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
- Земная жизнь предназначена для нашего спасения, и тот, кто употребляет ее для этой цели, будет в вечности утешаться сим земным приобретением.
- Слово о человеке
- Человек, находящийся в ветхом, т.е. зараженном грехом состоянии, почти не может поступать в соответствии с евангельским учением, он одержим страстями. Его действия обусловлены влиянием страстей.
- На человеческие ощущения оказывают влияние помыслы, которые возникают либо внутри человека, либо навлекаются падшими духами. Противостоять помыслам своими силами падший человек не в состоянии, потому и находится на краю погибели.
- Но в каждом человеке сохраняется образ Божий – это есть главная сущность его души (дух) и нравственная сила.
- Человек, проводящий жизнь по евангельским заповедям и творящий дела благочестия становится храмом Духа Святаго, достигает Богоподобия и тем самым спасается.
- Слово о смерти
- Более бедственным состоянием чем смерть тела, является смерть души.
- Тело ожидает будущее воскресение, душа, гибнущая во зле,становится жертвой вечной смерти.
- Состояние падшего человека горько, его ожидает вечная смерть, от которой может исцелить и избавить только Господь Иисус Христос. Он есть воскрешение и жизнь вечная.
- Чтобы иметь лекарство от греха, необходимо иметь память смертную. Чтобы иметь такую память следует жизнь проводить по заповедям Божиим.
- О покаянии и молитве
- Покаяться – значит признаться в содеянных грехах, расстаться с ними в сердце своем, не желать к ним возвращаться.
- Покаяние призвано к исправлению нарушений обязанностей христианина после крещения.
- Плодами покаяния являются: прощение грехов; вера, дающая Богопознание; сокрушение и смирение духа.
- Покаяние позволяет человеку выбраться из пропасти грехопадения и дает возможность войти во врата вечности.
- Необходимо учиться благоговейной и внимательной молитве, избегать рассеяния ума. Молитва, творимая без внимания, не имеет своей сущности и безжизненна. Она не восходит к Богу и не дает человеку благодати Святого Духа.
- Рассеянность при молитве служит показателем порабощения души земными пристрастиями и попечениями.
- Напротив, внимательная молитва есть показатель свободы души от земных пристрастий и устремленности ее к Творцу.
- Молитва необходима человеку поскольку позволяет общаться с Всевышним, находиться под Его покровом, позволяет не допускать самонадеянности, тщеславия и гордости. Она приближает человека к Богу.
- Богом заповедана непрестанная молитва.
- О духовной прелести
- Источником прелести, как и вообще зла во вселенной является сатана (диавол).
- Человек имеет склонность к духовной прелести по причине зачатков гордости в его падшей природе.
- В состояние прелести человек впадает из-за гордости (самомнения). Для предостережения и защиты от прелести служит добродетель, именуемая смирением.
- О смирении
- Смирение является добродетелью, которая противопоставляет себя гордости.
- Гордыня – недуг, болезнь духа, грех ума.
- Смирение – состояние духа в блаженстве, является добродетелью ума.
- Угодившие Богу подвижники, по своему глубокому смирению не замечали в себе даров Святого Духа, а видели одни лишь свои грехи.
- В Священном Писании смирение часто называют смиренномудрием. Смиренномудрие – верное представление человека о себе самом.
- Наименование «смирение» происходит от мира в душе, рождаемого этой добродетелью.
- Началом смирения является нищета духовная, срединной ступенью успеха в сей добродетели является мир Христов, совершенством преуспеяния является любовь Христова.
- О посте
- Пост без покаяния не приносит плода, он напротив вреден, ибо усиливает самомнение.
- Пост является Божиим установлением. Первая заповедь для человека в раю была заповедью о посте.
- Пост позволяет нам отторгнуться от земных наслаждений, разорвать связь с грехом и устремить свой взор Горé (к Богу).
- Пост способствует трезвению ума, чтобы с помощью оружия ума – молитвы отгонять супостатов нашего Спасения.
- Неумеренный пост вреден для нашего Спасения (его не одобряли святые отцы), так как он приводит к изнеможению тела, неспособности к подвигам духа, к пресыщению пищей и гордости.
«… пост для человека, а не человек для поста…» (Свт. Игнатий Брянчанинов, Собр. Сочинений).
- О любви
- Любовь к ближнему является дорогой, которая ведет к высшей любви к Творцу нашему Богу.
- Наша, так называемая, земная любовь несовершенна, она искажена в связи с падшей природой человека. Следовательно, ее нужно умалять и в то же время поглощать из Евангелия любовь святую во Христе к ближним.
- Истинная любовь есть огнь, возжигаемый Духом Святым. Им гасится огнь любви земной, плотской и искаженной грехом.
«Совершенство христианства – в совершенной любви к ближнему.
Преуспеяние в любви к Богу – безконечно: потому что любовь есть безконечный Бог.» (Свт. Игнатий Брянчанинов, Собр. Сочинений).
- Об Ангелах
- Ангелы подобно душе обладают образом и видом.
- Ангелы хотя и весьма тонко устроены по своей природе, но представляют собой тела.
- Ангелы, как и души являются безплотными, поскольку не имеют плоти, подобной нашей. Они являются тонкими сущностями, отличными от объектов материального мира.
Творения, сочинения, письма
- Солнце на закате» — пророчества о последних днях
В данном сборнике приводятся размышления Святителя Игнатия Брянчанинова о современном ему состоянии Православного христианства. Он чувствовал уже тогда приближение последних времен, а состояние христианства сравнивал с солнцем на закате. Также как лучи заходящего солнца касаются нас лишь вскользь и потому не согревают, так Свет Христов не осиявает нас так и не приносит такого тепла, как приносил для наших предшественников в былые времена.Это происходит по причине духовного оскудения людей, живущих во времена, предшествующие приходу антихриста.
Книги для начинающих
- В помощь кающимся
- Таинство Исповеди Святитель Игнатий Брянчанинов называл вторым Крещением, поскольку в искреннем покаянии перед Богом происходит умирание человека для жизни греховной и воскрешение для жизни в святости.
- Для возгревания в сердце покаянного чувства при подготовке к этому значимому в жизни христианина Таинству и предназначена данная брошюра.
- В первой её части рассказывается о добродетелях, которые надлежит приобретать всякому православному христианину.
- Во второй и третьей частях речь идёт о страстях и грехах, о том, как они себя проявляют, и о том, как с ними бороться.
- В завершающей части с целью назидания приводятся мытарства преп. Феодоры.
- О молитве Иисусовой для мирян
- Святитель Игнатий в своих работах часто назидает о молитвенном делании, в частности о совершении Иисусовой молитвы. Он выявил ступени молитвенного преуспеяния в ее совершении по степени приближения к Богу.
- С целью безошибочного прохождения сих ступеней следует ум погрузить в молитвенные глаголы, отторгнув мечтательность.
- Поучение в неделю о самарянине
В данном поучении Святитель Игнатий делает акцент на Евангельские слова о том, что истинным служителям Всевышнего надлежит поклоняться Ему Духом и Истиною. Далее следует рассмотрение того, что значит поклоняться Господу таким образом. Итогом становится вывод, что только «истинный христианин может быть истинным поклонником Бога».
- Другие
В качестве примера книг для начинающих, выпущенных на основе творений Святителя Игнатия Брянчанинова можно указать сборник «Отверзите двери Богу» издательства «Сибирская Благозвонница», включающий в себя сведения, необходимые православному христианину, для правильного ведения духовной брани с целью обретения спасения во Христе Иисусе.
Еще одним изданием, содержащим:житие Святителя, историю его церковного прославления и обретения мощей, историю Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, поучения Святителя Игнатия по разным духовным вопросам, воспоминания о нем современников и молитвы к нему, является сборник «Святитель Игнатий (Брянчанинов) составителя А.А. Марковой издательства «Благовест».
Святитель Игнатий Брянчанинов своими аскетическими подвигами осуществил творческую переработку сведений из Священного Писания и трудов Св. Отцов Православной Церкви в формы, доступные для восприятия его современниками, и всеми стремящимися к подлинной жизни во Христе.
Акафист
Конда́к 1
Избра́нный Небе́сным Царе́м и от Него́ просла́вленный,/ святи́телю о́тче Игна́тие,/ ны́не всечестну́ю твою́ па́мять пра́зднующе, мо́лим тя усе́рдно:/ путево́дствуй нас на пути́ спасе́ния,/ изба́ви от враг ви́димых и неви́димых,/ от скорбе́й и боле́зней, да с любо́вию зове́м ти:// Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
И́кос 1
Арха́нгели и А́нгели удивля́хуся житию́ твоему́, святи́телю о́тче Игна́тие, ка́ко ты от лет ма́лых к Бо́гу ве́лие раче́ние име́л еси́ и по за́поведем Его́ житие́ твое́ неукло́нно проводи́л еси́. Дивя́щеся таково́му благоразу́мию твоему́, со умиле́нием взыва́ем ти:
Ра́дуйся, скорбя́щих безча́дных роди́телей твои́х рожде́нием свои́м уте́шивый;
ра́дуйся, ро́да честна́го о́трасль прекра́сная.
Ра́дуйся, А́нгела-храни́теля твоего́ непреста́нное весе́лие;
ра́дуйся, роди́телей и наста́вников твои́х свое́ю кро́тостию и поко́рностию удиви́вый.
Ра́дуйся, от лет младе́нческих ко и́ноческому послуша́нию себе́ приугото́вивый;
ра́дуйся, ду́шу свою́ младе́нческую к Бо́гу устреми́вый.
Ра́дуйся, в моли́тве и богомы́слии о́троческия своя́ досу́ги проводи́вый;
ра́дуйся, для ме́ньших бра́тий и сестр твои́х приме́р моли́твы и послуша́ния бы́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 2
Ви́дяще роди́тели твои́ вели́кая твоя́ дарова́ния, посла́ша тя в ца́рствующий град, да обу́чен бу́деши к восприя́тию во́инскаго зва́ния. Ты же, избра́нниче Бо́жий, юн сый ле́ты, ста́рец же му́дрый ра́зумом, вся сия́ я́ко тле́нна и скоропреходя́ща почита́ше, к еди́ней же красоте́ и сла́дости неизрече́нней — Го́споду Иису́су Христу́ умо́м и се́рдцем устремля́лся еси́, поя́ Ему́: Аллилу́ия!
И́кос 2
Ра́зум боже́ственный от возлю́бленнаго тобо́ю Спа́са Христа́ прия́л еси́, Игна́тие досточу́дне, егда́ еще́ о́трок сый, во всех ви́димых о́бразех ми́ра сего́ ру́ку Небе́снаго Творца́ и Промысли́теля проразумева́л еси́. Те́мже прославля́юще тя, вопие́м ти си́це:
Ра́дуйся, в ви́димых явле́ниих приро́ды Неви́димаго Бо́га созерца́вый;
ра́дуйся, тишину́ и уедине́ние пусты́нное возлюби́вый.
Ра́дуйся, от лет о́троческих к Бо́гу ве́лие раче́ние име́вый;
ра́дуйся, вся кра́сная и сла́дкая ми́ра сего́ презре́вый.
Ра́дуйся, мзду Небе́сную от Го́спода восприе́мый;
ра́дуйся, моли́тву Иису́сову непреста́нно твори́вый.
Ра́дуйся, соверше́нную любо́вь ко Го́споду показа́вый;
ра́дуйся, возлю́бленнаго тобо́ю Иису́са вы́ну в се́рдце твое́м носи́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 3
Си́лою Вы́шняго осене́н был еси́, о́тче преблаже́нне, егда́ вся, я́же в ми́ре сем за бла́га почита́ются, отве́ргл еси́ и по за́поведи Христа́ Спаси́теля, взем крест, невозвра́тно Ему́ после́довал еси́, непреста́нно поя́ в се́рдце твое́м: Аллилу́ия!
И́кос 3
Име́я в души́ свое́й пла́менное жела́ние мир оста́вити и Христу́ после́довати, не убоя́лся еси́ ни гне́ва царе́ва, ни преще́ний оте́ческих и, еще́ в ми́ре живы́й, и́ноческим житие́м себе́ украси́л еси́. Те́мже почита́я му́жество твое́ и любо́вь к Сладча́йшему Го́споду Иису́су, ублажа́ем тя си́це:
Ра́дуйся, во мла́дости твое́й адама́нтову тве́рдость ду́ха прояви́вый;
ра́дуйся, еженеде́льнаго приобще́ния Святы́х Христо́вых Та́ин, я́ко велича́йшаго сокро́вища, жела́вый.
Ра́дуйся, на Небесе́х ны́не Христа́ приобща́яйся, я́коже вожделе́л еси́, еще́ сый на земли́;
ра́дуйся, я́ко се́мя Бо́жие, все́янное в до́брую зе́млю се́рдца твоего́, оби́льными слеза́ми ороша́л еси́.
Ра́дуйся, я́ко посреде́ мирски́х пле́вел стори́чный плод доброде́телей Го́споду прине́сл еси́;
ра́дуйся, чистоты́ душе́вныя и теле́сныя усе́рдный храни́телю.
Ра́дуйся, целому́дрия ди́вное украше́ние;
ра́дуйся, я́ко благоле́пие ли́ка твоего́ о душе́вней красоте́ твое́й свиде́тельствоваше.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 4
Бу́ря помышле́ний сумни́тельных не поколеба́ тя, Игна́тие блаже́нне, егда́ гне́ва царе́ва не убоя́вся, чин во́инский оста́вил еси́ и, подъе́м на ся и́го Христо́во, и мир с собла́знами его́ презре́в, в пусты́ню всели́лся еси́, и та́мо жела́нный поко́й души́ свое́й стяжа́в, немо́лчно пел еси́ Бо́гу: Аллилу́ия!
И́кос 4
Егда́ слы́шано бысть во оте́честве твое́м, я́ко ты, юн сый ле́ты, ле́потою и дарова́ньми украше́н, сла́ву ми́ра сего́ и сла́дости его́ возненави́дев, в пусты́ню удали́лся еси́, вси сро́дницы твои́ вельми́ удивля́хуся, А́нгели же на Небеси́ возра́довашася зело́ и просла́виша Бо́га, восхи́тившаго тя от су́етнаго пути́ мирска́го и поста́вившаго на те́сный путь и́ноческий, веду́щий в Ца́рство Небе́сное. Мы же, похваля́юще святу́ю ре́вность твою́ о Го́споде, зове́м ти:
Ра́дуйся, зва́нию во́ина царя́ земна́го зва́ние во́ина Царя́ Небе́снаго предпочты́й;
ра́дуйся, на искуше́ния от ми́ра, пло́ти и диа́вола находя́щая, кре́пко ополчи́выйся.
Ра́дуйся, ору́жием Бо́жиим, Кресто́м Христо́вым, вся ко́зни вра́жия победи́вый;
ра́дуйся, броне́ю пра́ведности облече́нный.
Ра́дуйся, шлем спасе́ния восприе́мый;
ра́дуйся, меч духо́вный, е́же есть глаго́л Бо́жий, па́че вся́каго челове́ческаго ору́жия возлюби́вый.
Ра́дуйся, щито́м ве́ры от стрел лука́ваго себе́ огради́вый;
ра́дуйся, чи́на а́нгельскаго блаже́нство неизрече́нное в черто́зе Небе́снем получи́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 5
Боготе́чней звезде́ подо́бен был еси́, Игна́тие преподо́бне, егда́ предста́л еси́ пред игу́меном оби́тели да́льния и ску́дныя, прося́ прия́ти тя в число́ бра́тии. Игу́мен же, испыта́в тя, ничто́же вопреки́ глаго́лаше, благослови́ тя на нача́ло и́ноческаго пути́ твоего́. Ты же, улучи́в ча́яний твои́х заве́тных сбытие́, благода́рне воспева́л еси́ во умиле́нии благоде́ющему тебе́ Бо́гу: Аллилу́ия!
И́кос 5
Вся бра́тия оби́тели удивля́хуся, зря́ще вели́кое тща́ние твое́ во исполне́нии послуша́ний, и́миже испы́товаше твое́ смире́ние духо́вный оте́ц твой. Мы же, почита́юще по́двиги и труды́ твоя́, во млады́х ле́тех во́лею Христа́ ра́ди подъя́тыя, умиле́нно вопие́м ти:
Ра́дуйся, крест свой на ра́мена подъе́мый и Христу́ после́довавый;
ра́дуйся, у́зкий и приско́рбный путь жития́ мона́шескаго во́лею избра́вый.
Ра́дуйся, вспять николи́же обрати́выйся;
ра́дуйся, смире́нием свои́м дух горды́ни низложи́вый.
Ра́дуйся, тала́нт свой в земли́ не сокры́вый;
ра́дуйся, во сла́ву Бо́жию и на спасе́ние душ челове́ческих его́ употреби́вый.
Ра́дуйся, богому́дрыми писа́ньми твои́ми мно́гия ду́ши, во гресе́х погря́зшия, оживи́вый;
ра́дуйся, сла́дкий глас Небе́снаго Домовлады́ки: “Ра́бе благи́й и ве́рный, вни́ди в ра́дость Господи́на твоего́”, услы́шавый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 6
Смире́нием, посто́м, наипа́че же непреста́нною моли́твою на стра́сти плотски́я кре́пко воева́л еси́, святи́телю, до́ндеже плоть твою́ ду́хови порабо́тил еси́, и сего́ ра́ди ны́не предстои́ши с ли́ки А́нгел престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, вы́ну воспева́я: Аллилу́ия!
И́кос 6
Возсия́ в тебе́ оби́льно благода́ть Бо́жия, егда́ ты, чин а́нгельский восприи́м, вско́ре са́ном свяще́нства почте́н был еси́. Дух же твой, прия́тый во объя́тия О́тча, тебе́ отве́рстая, блаже́нство неизрече́нное вкуси́. Егда́ же избра́ тя Госпо́дь во игу́мена оби́тели Пе́льшемския, ты о слове́сных овца́х твои́х, тебе́ Бо́гом вруче́нных, де́нно и но́щно пе́клся еси́, да ни еди́на от них поги́бнет нераде́ния ра́ди твоего́. Таково́му Бо́жию о тебе́ промышле́нию ра́дующеся, зове́м ти:
Ра́дуйся, в прия́тии а́нгельскаго чи́на заверше́ние ча́яний твои́х узре́вый;
ра́дуйся, Небе́сному покрови́телю твоему́, священному́ченику Игна́тию Богоно́сцу, подража́вый.
Ра́дуйся, я́коже и он, Го́спода Иису́са Христа́ в се́рдце твое́м вы́ну носи́вый;
ра́дуйся, сан свяще́нства я́ко вели́кий дар Бо́жий прие́мый.
Ра́дуйся, огню́ тезоимени́тый, огне́м ве́ры и любве́ к Бо́гу и бли́жним пламене́вый;
ра́дуйся, с благогове́нием вели́ким и стра́хом Безкро́вную Же́ртву приноси́вый.
Ра́дуйся, Пренепоро́чную Ма́терь Христа́ Бо́га на́шего я́ко чисте́йшую святы́ню и сокро́вище Сла́вы Бо́жия благогове́йно почита́вый;
ра́дуйся, храм благоукраше́нный во и́мя Ми́лостивыя Врата́рницы во оби́тели воздви́гнувый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 7
Хотя́ Человеколю́бец Госпо́дь, да не сокры́т бу́дет свети́льник доброде́телей твои́х, но да све́тит всем, да просла́вят Отца́ Небе́снаго вси челове́цы, ви́дящии тя, изведе́ тя из оби́тели пусты́нныя на многотру́дная послуша́ния. Сему́ Бо́жию промышле́нию дивя́щеся, со умиле́нием зове́м: Аллилу́ия!
И́кос 7
Но́вей оби́тели преподо́бнаго Се́ргия близ ца́рствующаго гра́да дарова́ тя Госпо́дь, я́ко предстоя́теля и до́браго па́стыря, неусы́пно о слове́снем ста́де свое́м пеку́щагося и о благоле́пии оби́тели ревну́ющаго. Сего́ ра́ди и сла́вляху тя бра́тия твоя́, взыва́юще си́це:
Ра́дуйся, Небе́сному покрови́телю оби́тели твоея́ подража́вый;
ра́дуйся, ди́вными хра́мы и строе́ньми сию́ украси́вый.
Ра́дуйся, я́ко оте́ц чадолюби́вый, ча́да твоя́ по пути́ спасе́ния в Ца́рствие Небе́сное веды́й;
ра́дуйся, жа́ждавшия вступи́ти на путь и́ноческий с любо́вию во оби́тель приима́вый.
Ра́дуйся, провини́вшияся и́ноки увещава́ньми свои́ми к сле́зному раска́янию приводи́вый;
ра́дуйся, я́ко па́стырь до́брый, житие́м и нра́вом всей бра́тии приме́р по́двига и́ноческаго подава́вый.
Ра́дуйся, за спасе́ние их ду́шу свою́ положи́ти гото́вый;
ра́дуйся, мона́шествующих сла́во и похвало́.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 8
Стра́нник и пришле́ц на земли́ был еси́, святи́телю, я́коже про́чии челове́цы. Оба́че Госпо́дь от лет младе́нческих избра́ тя, я́ко уго́дника Своего́, житие́м бо и богодухнове́нными писа́ньми твои́ми Го́споду усе́рдно послужи́л еси́. Мы же, хвалу́ возсыла́юще ко благоде́ющему тебе́ Бо́гу, вопие́м Ему́: Аллилу́ия!
И́кос 8
Весь доброде́тели испо́лненный, вои́стину был еси́ во пло́ти а́нгел, святи́телю Игна́тие, все́х притека́вших к тебе́ с любо́вию прие́мля, в ско́рби их утеша́я, на путь покая́ния наставля́я, непреста́нней моли́тве и пла́чу серде́чному науча́я. Сего́ ра́ди бога́тии и бе́днии, зна́тнии и убо́зии лю́дие, духо́вная ча́да твоя́, взыва́ху ти:
Ра́дуйся, но́вый Златоу́сте, о́гненными словесы́ твои́ми мно́гия заблу́ждшия к Бо́гу приведы́й;
ра́дуйся, богому́дрыми писа́ньми твои́ми вся и́щущия спасе́ния просвети́вый.
Ра́дуйся, за враги́ своя́ моли́тися наставля́вый;
ра́дуйся, и сам за враги́ твоя́ с те́плою любо́вию моли́выйся.
Ра́дуйся, во вражду́ющих на нас ору́жие Бо́жие ко исправле́нию на́шему разуме́ти учи́вый;
ра́дуйся, Езеки́ины сле́зы и Манасси́ина воздыха́ния духо́вным очесе́м ка́ющихся представля́вый.
Ра́дуйся, по́двиги и труды́ подви́жников дре́вних в богому́дрых творе́ниих твои́х изобрази́вый;
ра́дуйся, в житии́ твое́м всеце́ло им подража́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 9
Все во́инство а́нгельское и святи́телей лик удиви́шася, зря́ще тя, но́ваго уго́дника Бо́жия, вели́кими труды́ и по́двиги просия́вшаго. Мы же, ублажа́юще тя, просла́вльшему тя Бо́гу вопие́м: Аллилу́ия!
И́кос 9
На но́вое многотру́дное послуша́ние в да́льний край Оте́чества на́шего отше́л еси́, святи́телю Игна́тие, егда́ жезл архиере́йский от Предве́чнаго Архиере́я, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, вручи́ тебе́ архипа́стырь ца́рствующаго гра́да в собо́ре во и́мя Цари́цы Небе́сныя. Разуме́юще в сем во́лю Бо́жию, да и в чужде́й стране́ пропове́стся тобо́ю Ева́нгелие Ца́рствия Бо́жия, смире́нно зове́м ти:
Ра́дуйся, в хиротони́и оби́льно благода́ть Боже́ственную восприе́мый;
ра́дуйся, апо́стольскаго уче́ния испо́лненный и вся ве́рныя спаси́тельными струя́ми его́ напая́яй.
Ра́дуйся, ве́рный де́лателю виногра́да Христо́ва;
ра́дуйся, цевни́це златостру́нная Ду́ха Свята́го.
Ра́дуйся, архиере́ев богодухнове́нное украше́ние;
ра́дуйся, я́ко уста́ми твои́ми провещава́ше возлю́бленный тобо́ю Госпо́дь.
Ра́дуйся, духо́вных бра́тий и чад твои́х во оби́тели преподо́бнаго Се́ргия, а́ще и те́лом оста́вивый, оба́че в моли́твах твои́х их николи́же забы́вый;
ра́дуйся, всем ве́рным и неве́рным, призыва́ющим тя на по́мощь, ми́лостивый засту́пниче.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 10
Не́мощию теле́сною и по́двигами жития́ утружде́нный, во оби́тель свята́го Никола́я удали́лся еси́, святи́телю Игна́тие, хотя́ ду́шу твою́ ко отше́ствию от ми́ра сего́ угото́вати; иде́же в богомы́слии и моли́тве уедине́нней дни твоя́ скончава́я, пел еси́ немо́лчно Бо́гови: Аллилу́ия!
И́кос 10
Ско́рый помо́щник и уте́шитель был еси́, святи́телю Игна́тие, не то́кмо к тебе́ приходя́щим, но и дале́че су́щим, писа́ньми твои́ми их утеша́я, дух их ободря́я и вразумля́я. Сего́ ра́ди и возглаша́ют ти вси чту́щии богому́драя творе́ния твоя́:
Ра́дуйся, па́стырю наш до́брый;
ра́дуйся, приходя́щих к тебе́ николи́же отвраща́яйся.
Ра́дуйся, прося́щия твоея́ по́мощи бли́жния и да́льния любо́вию свое́ю объе́мляй;
ра́дуйся, чту́щия со тща́нием писа́ния твоя́ в тесне́йшее едине́ние с душе́ю твое́ю прие́мляй.
Ра́дуйся, ча́да своя́ духо́вная христиа́нскому терпе́нию учи́вый;
ра́дуйся, в страда́ниих на́ших промышле́ние Бо́жие о спасе́нии на́шем ви́дети наставля́яй.
Ра́дуйся, всеце́ло преда́тися Про́мыслу Бо́жию ча́да своя́ научи́вый;
ра́дуйся, соверше́ния над на́ми во́ли Его́, я́ко ми́лости вели́кия, проси́ти у Го́спода запове́давый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 11
Пе́ние всеумиле́нное приноси́л еси́ Пресвяте́й Тро́ице во вся дни земна́го жития́ твоего́, Игна́тие всехва́льне. Ны́не же предстоя́ престо́лу Царя́ Сла́вы, моли́ся о на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою́, да моли́твою и покая́нием очи́стившеся, с тобо́ю ку́пно во ве́ки веко́в воспое́м Бо́гу: Аллилу́ия!
И́кос 11
Свети́льник вели́кий Святы́я Правосла́вныя Це́ркве в житии́ твое́м был еси́, святи́телю Игна́тие, и сего́ ра́ди дарова́ тебе́ Вседержи́тель Госпо́дь кончи́ну чу́дну и просла́ви тя на Небесе́х. Про́сим тя, святи́телю ми́лостивый, испроси́ и нам гре́шным, твоея́ по́мощи и предста́тельства взыску́ющим, кончи́ну жития́ на́шего ми́рну и безболе́зненну, до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Христо́ве и Ца́рства Небе́снаго насле́дие, да зове́м ти ра́достно:
Ра́дуйся, пра́ведною кончи́ною пра́ведность жития́ твоего́ запечатле́вый;
ра́дуйся, бли́зость отше́ствия твоего́ предуве́девый.
Ра́дуйся, со свети́льником горя́щим Небе́снаго Жениха́ души́ твоея́ сре́тивый;
ра́дуйся, в де́нь кончи́ны твоея́ с жена́ми-мироно́сицами воскре́сшаго Спаси́теля узре́вый.
Ра́дуйся, чту́щих тя и по сме́рти николи́же своего́ предста́тельства лиша́яй;
ра́дуйся, вся усе́рдно тебе́ моля́щияся благода́тию и попече́нием свои́м покрыва́яй.
Ра́дуйся, тве́рдо держа́тися еди́ныя и́стинныя святы́я правосла́вныя ве́ры ча́да твоя́ учи́вый;
ра́дуйся, вся прельще́ния ерети́ческая приима́ти и увеща́нием их лука́вым внима́ти стро́го запрети́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 12
Благода́ть даде́ся ти от Бо́га, святи́телю Христо́в Игна́тие, моли́тися за ны и путево́ждствовати нас на пути́ спасе́ния, да покая́нием очище́ни, в черто́г Спа́сов преукраше́нный вни́дем и та́мо с тобо́ю и со все́ми угоди́вшими Бо́гу ра́достно воспое́м Ему́: Аллилу́ия!
И́кос 12
Пою́ще Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, хва́лим тя, Игна́тие блаже́нне, я́ко дру́га Христо́ва, блаже́нство ра́йское неукло́нным творе́нием за́поведей Госпо́дних стяжа́вшаго. Моли́ о нас гре́шных, да и мы о́бщницы с тобо́ю ве́чери Госпо́дней бу́дем, умиле́нно зову́ще ти:
Ра́дуйся, глубоча́йшим смире́нием твои́м, нището́ю духо́вною Ца́рство Небе́сное обреты́й;
ра́дуйся, доброде́тель сию́ во основа́ние всех по́двигов и́ноческих полага́ти запове́давый.
Ра́дуйся, в пла́чи о гресе́х свои́х Сами́м Го́сподем уте́шенный;
ра́дуйся, за кро́тость души́ твоея́ насле́дие жи́зни ве́чныя получи́вый.
Ра́дуйся, в земне́м житии́ пра́вды Христо́вы иска́вый, ны́не же на Небесе́х е́ю оби́льно насыща́яйся;
ра́дуйся, за милосе́рдие твое́ к бли́жним от Бо́га Щедрода́вца поми́лованный.
Ра́дуйся, за ангелоподо́бную чистоту́ се́рдца твоего́ Бо́га узре́вый;
ра́дуйся, вся клеветы́ и поноше́ния ненави́дящим тя Го́спода ра́ди проща́вый и за сие́, я́ко миротво́рец, вели́каго сокро́вища — усыновле́ния Бо́гу сподо́бивыйся.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Конда́к 13
О преди́вный уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче Игна́тие! Приими́ сие́ ма́лое, оба́че от лю́бящих и чту́щих тя серде́ц приноси́мое ти моле́ние и изба́ви нас твои́м всемо́щным предста́тельством от вся́кия ско́рби, боле́зни и печа́ли, согре́й охладе́вшия ду́ши на́ша огне́м ве́ры и любве́ к Бо́гу, да́руй нам пре́жде конца́ покая́ние, бу́ди нам к Ца́рствию Небе́сному путево́ждь, да та́мо с тобо́ю и со все́ми угоди́вшими Бо́гу во ве́ки веко́в пое́м Ему́: Аллилу́ия!
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Арха́нгели и А́нгели удивля́хуся житию́ твоему́, святи́телю о́тче Игна́тие, ка́ко ты от лет ма́лых к Бо́гу ве́лие раче́ние име́л еси́ и по за́поведем Его́ житие́ твое́ неукло́нно проводи́л еси́. Дивя́щеся таково́му благоразу́мию твоему́, со умиле́нием взыва́ем ти:
Ра́дуйся, скорбя́щих безча́дных роди́телей твои́х рожде́нием свои́м уте́шивый;
ра́дуйся, ро́да честна́го о́трасль прекра́сная.
Ра́дуйся, А́нгела-храни́теля твоего́ непреста́нное весе́лие;
ра́дуйся, роди́телей и наста́вников твои́х свое́ю кро́тостию и поко́рностию удиви́вый.
Ра́дуйся, от лет младе́нческих ко и́ноческому послуша́нию себе́ приугото́вивый;
ра́дуйся, ду́шу свою́ младе́нческую к Бо́гу устреми́вый.
Ра́дуйся, в моли́тве и богомы́слии о́троческия своя́ досу́ги проводи́вый;
ра́дуйся, для ме́ньших бра́тий и сестр твои́х приме́р моли́твы и послуша́ния бы́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Избра́нный Небе́сным Царе́м и от Него́ просла́вленный,/ святи́телю о́тче Игна́тие,/ ны́не всечестну́ю твою́ па́мять пра́зднующе, мо́лим тя усе́рдно:/ путево́дствуй нас на пути́ спасе́ния,/ изба́ви от враг ви́димых и неви́димых,/ от скорбе́й и боле́зней, да с любо́вию зове́м ти:// Ра́дуйся, святи́телю Игна́тие, покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный!
Моли́тва
О вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче Игна́тие! Ми́лостиво приими́ моли́твы на́ша, с любо́вию и благодаре́нием тебе́ приноси́мыя! Услы́ши нас, си́рых и безпомо́щных, к тебе́ с ве́рою и любо́вию припа́дающих и твоего́ те́плаго предста́тельства о нас пред Престо́лом Го́спода Сла́вы прося́щих. Ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведника, Влады́ку умилостивля́ющая. Ты от лет младе́нческих Го́спода пла́менно возлюби́л еси́, и Ему́ еди́ному служи́ти восхоте́в, вся кра́сная ми́ра сего́ ни во что́же вмени́л еси́. Ты, отве́ргся себе́ и взе́м кре́ст тво́й, Христу́ после́довал еси́. Ты путь у́зкий и приско́рбный жития́ и́ноческаго избра́л еси́ и на сем пути́ доброде́тели вели́кия стяжа́л еси́. Ты писа́ньми твои́ми сердца́ челове́ков глубоча́йшаго благогове́ния и поко́рности пред Всемогу́щим Творце́м исполня́л еси́, гре́шников же па́дших му́дрыми словесы́ твои́ми в созна́нии своего́ ничто́жества и своея́ грехо́вности, в покая́нии и смире́нии прибега́ти к Бо́гу наставля́л еси́, ободря́я их упова́нием на Его́ милосе́рдие. Ты николи́же притека́вших к Тебе́ отверга́л еси́, но всем оте́ц чадолюби́вый и па́стырь до́брый был еси́. И ны́не не оста́ви нас, усе́рдно тебе́ моля́щихся и твоея́ по́мощи и предста́тельства прося́щих. Испроси́ нам у Человеколюби́ваго Го́спода на́шего здра́вие душе́вное и теле́сное, утверди́ ве́ру на́шу, укрепи́ си́лы на́ша, изнемога́ющия во искуше́ниих и ско́рбех ве́ка сего́, согре́й огне́м моли́твы охладе́вшая сердца́ на́ша, помози́ нам, покая́нием очи́стившимся, христиа́нскую кончи́ну живота́ сего́ получи́ти, и в черто́г Спа́сов преукраше́нный вни́ти со все́ми избра́нными, и та́мо ку́пно с тобо́ю покланя́тися Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Частые вопросы
В чем помогает Игнатий Брянчанинов?
Икона Игнатий Брянчанинов глубоко почитаема русскими христианами, помогает верующим обрести себя, встать на путь истинный, найти смысл жизни и свое место в ней.
Чем знаменит Игнатий Брянчанинов?
Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.
Какая болезнь была у Игнатия Брянчанинова?
Весной 1847 года после приступа ревматизма 40-летний архимандрит Игнатий подал прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Ему был разрешён лишь отпуск на 11 месяцев, который он и провёл в этом монастыре.
Что почитать у Игнатия Брянчанинова?
4,2. Святитель Игнатий Брянчанинов Слово о смерти … 4,9. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Отечник … 4,7. Святитель Игнатий Брянчанинов Аскетические опыты … 4,4. Святитель Игнатий Брянчанинов В помощь кающимся … 4,8. Святитель Игнатий Брянчанинов Приношение современному мон… … 4,5. … 4,5. … 5,0.Ещё
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении творчества Святителя Игнатия Брянчанинова обратите внимание на его труды по духовной жизни и практике молитвы. Они могут стать источником вдохновения и помочь в развитии собственной духовной практики.
СОВЕТ №2
Изучите биографию святителя Игнатия Брянчанинова, чтобы понять контекст его жизни, служения и духовного наставничества. Это поможет глубже понять его учения и их актуальность для современного человека.
Чудеса и свидетельства
Святитель Игнатий Брянчанинов был известен не только своими духовными писаниями и наставлениями, но и множеством чудес, связанных с его именем. Многие верующие свидетельствовали о том, что святитель обладал даром целения и прозрения, способностью предвидения и чудесным излечением от болезней. Одним из наиболее известных чудес, произошедших по молитвенному могуществу святителя, было исцеление от тяжелой болезни молодой девушки, которая обратилась к нему с верой и умоляюще.
Святитель Игнатий Брянчанинов также известен своими пророчествами, которые сбывались точно и безошибочно. Многие люди, обратившиеся к нему с просьбами о помощи и молитве, получали не только духовную поддержку, но и видимые знамения Божьего благодеяния. Его чудеса и свидетельства остаются великим утешением и вдохновением для верующих по сей день.