Святой Феодор в Православии – одно из ярких и почитаемых имен, связанных с воинским подвигом и праведностью. В данной статье мы рассмотрим жизнь и деяния воинов и праведных аристократов, которые прославили это святое имя, и узнаем, как их примеры могут вдохновить нас на путь духовного совершенствования.
Мнение эксперта:Святой Феодор, почитаемый в Православии, символизирует силу и благочестие. Его имя связано с воинственными добродетелями и благочестивым правлением. Эксперты отмечают, что воины и праведные аристократы, прославившие это имя, воплотили в себе идеалы храбрости и веры. Святой Феодор стал образцом для многих верующих, вдохновляя на подвиги и добрые дела. Его почитание отражает важность духовной силы и мужества в православной традиции, призывая следовать пути добродетели и преданности Богу.https://www.youtube.com/embed/F40cMfCGGqsВеликомученик Феодор Тирон
Этот угодник Божий происходил из Понтийской Амасии. Приверженцем Учения Сына Божиего был он с ранних лет, поскольку происходил от родителей-христиан. В начале IV-го в. служил он в армии римлян – было это при правителе Диоклетиане.
Интересный факт
Именование «Тирон» происходит от слова латинского «tiro», что означает в переводе «рекрут».
Как-то легион его стоял близ селения Евхаиты в провинции Еленопонт. От жителей здешних узнал св. Феодор, что в глуши леса, находящегося недалеко от лагеря, таится чудище – невиданных размеров змей, опустошающий окрестности. Провидя в том Господне знамение, подвижник отправился в чащу и в скором времени набрел на небольшую деревеньку, оставленную жителями, жила в которой одна лишь благочестивая женщина именем Евсевия. Она то и указала отважному воину, где обретается логово чудища.
Перекрестившись и попросив вспоможения у Господа, отправился подвижник к тому логову. Когда же стал выползать из него змей, воин вонзил в главу его копье, и тот удар змея погубил.
Через некоторый период вышел указ Диоклетиана принести жертвоприношения богам имперским. Св. Феодор не стал в том участвовать, открыто признав себя последователем Христа, а ночью ему удалось пробраться в капище божества Реи, которого римляне почитали матерью богов, и поджечь его. За то был он арестован и доставлен на суд к наместнику тех мест Публию.
Наместник долго увещевал св. Феодора принести идолищам приношения, он даже предложил ему стать жрецом, чем привел угодника в негодование. Видя нежелание праведника поклониться божествам римлян, повелел Публий жестоко его истязать.
Однако страдания плотские не заставили праведника признать богов идолопоклонников, он оставался верным Творцу Истинному. За то приговорили его к казни на костре.
Когда св. Феодор вошел в пламя, огненные языки не тронули его: они окружили подвижника огненным полукольцом наподобие арки. Находясь в центре пламени, святой воззвал к Творцу своему и предал Создателю душу.
Честное тело угодника выкупила у стражников благочестивая Евсевия. Над местом упокоения его местные христиане возвели церковь, где многие из приходящих получали врачевания всяких недугов.
В 361 г. правитель Юлиан Отступник, стремившийся возродить культы языческие, зная, что христиане хранят строго Великий пост, приказал градоначальнику константинопольскому все продукты на базаре окропить кровью от языческих жертв. Таким образом никто из приверженцев Христовых не смог бы избегнуть осквернения. Однако Вседержитель не оставил служителей Своих: Он направил раба Своего св. Феодора, который явившись в видении епископу Евдоксу, предупредил священнослужителя, чтобы никто из христиан не покупал в те дни пищи на базаре, а ели бы вареную пшеницу и мед – коливо. Это чудо Церковь ежегодно чтит с той поры в субботу первой седмицы Великой Четыредесятницы.
На ликах всегда изображается угодник этот в облачении воина: в доспехах и плаще. В руках его копье либо иное оружие. Древнейшие фрески праведника увидеть можно в сербских и греческих обителях. Сохранились они и на Афоне. К примеру, изображение славного этого воина, созданное в XIV-м в. Мануилом Панселином, сохранилось в церкви Протата в святогорской Карее.
Интересный факт
Мощи великомученика находятся в Венеции, в церкви Спасителя — Chiesa di San Salvatore. До перенесения в Венецию тела честного ап. Марка св. Феодор Тирон считался покровителем этой местности.
По молитвенным прошениям угоднику этому совершались не только дивные излечения. Известны случаи, когда возвращал он взывающим к нему людям пропавших их близких, а также покровительствовал солдатам, в плену оказавшимся.
Покровительствует он, конечно же, и военным.
А еще помогает путникам, застигнутым бурей и прочей непогодой. Есть свидетельства, что помогал он христианам защититься от грабителей.
Интересные факты
- Святой Феодор Стратилат – один из самых почитаемых воинов-мучеников в Православии. Родился он в III веке в семье богатого язычника, но в юности принял христианство. Во время гонений на христиан в период правления императора Ликиния Феодор был арестован за свою веру. Во время суда он отказался принести жертву языческим богам и был подвергнут пыткам, а затем обезглавлен.
- Святой Феодор Тирон – другой известный воин-мученик, живший в IV веке. Бывший военным офицером, Феодор вынужден был скрываться от преследований из-за своей христианской веры. Однако он был предан одним из своих бывших коллег и арестован. За отказ отречься от Христа он также был подвергнут пыткам и в конечном счёте обезглавлен.
- Святой Феодор Скеврот – один из самых почитаемых аристократов в Православии. Родившийся в знатной и богатой семье, Феодор посвятил свою жизнь служению Богу и помощи бедным. Когда император Юстиниан I в VI веке начал преследовать тех, кто не исповедовал Халкидонский символ веры, Феодор был одним из тех, кого подвергли пыткам и сослали. Позже он был оправдан и возвращён в Константинополь, где он продолжил свою благотворительную деятельность.
Молитва
Молитва великомученику Феодору Тирону
О, пресла́вне, великому́чениче Фео́доре Ти́роне. Услы́ши моле́ние на́с ве́рных, велича́ющих тя́ и в смире́нии свое́м взыва́ющих к тебе́ от всея́ души́. От ю́ности показа́вый пла́менную ве́ру во Христа́ Го́спода и ра́ди нея́ жи́знь свою́ положи́вый, пода́ждь и на́м моля́щимся тебе́ душе́вныя си́лы, во е́же блюсти́ во вся́ дни́ чистоту́ пра́выя ве́ры. Запечатле́вый му́ченичеством испове́дание ве́ры в пещи́ о́гненней, бу́ди на́м о́бразом в ре́вности пропове́дывания И́стины Христо́вой. Огради́вый ве́рных от греха́ язы́чества и отсту́пничества, соблюди́ и на́с чи́стыми от ерети́ческих ко́зней и вся́каго диа́вольскаго наважде́ния. О, Преблаже́нне, великому́чениче Фео́доре, свои́м предста́тельством у Престо́ла Всевы́шняго умоли́ Го́спода Бо́га, да пода́ст на́м благода́тныя си́лы, во е́же напра́вити пути́ жи́зни на́шея по Сло́ву Бо́жию во спасе́ние ду́ш на́ших. Я́ко да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго, в Тро́ице Святе́й Сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь, кондак, величание
Величание великомученику Феодору Тирону:
Величаем тя, страстотерпче святый Феодоре, и чтим честныя страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Канон
Канон святому великомученику Феодору Тирону
Глас 8
Творение преподобного Иоанна Дамаскина
Песнь 1
Ирмос:
Во́ду проше́д я́ко су́шу,/ и еги́петскаго зла избежа́в,/ изра́ильтянин вопия́ше:/ Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!
Бо́жия тя рачи́теля, Фео́доре, ве́дый/ и любо́вию неизбе́жною твое́ю запе́нся,/ ду́шу же и те́ло, и словеса́ похва́л возлага́ю.
Писа́шеся повеле́ние богоме́рзкое,/ же́ртву и́долом, а не Живо́му Бо́гу приноси́ти,/ но приведе́н был еси́, не пожря́й страстоте́рпче,/ Бо́гу же имы́й приведе́н бы́ти.
Слава:Раче́нием Боже́ственным пригвожде́н, Бо́га Вы́шняго/ Сы́ну Единоро́дному, Фео́доре му́чениче вво́инился еси́,/ и по́честей не погреши́л еси́.
И ныне,Богородичен: Чи́ни Тя а́нгелов и челове́ков Безневе́стная Ма́ти/ восхваля́ют непреста́нно:/ Соде́теля бо сих, я́ко Младе́нца/ во объя́тиих Твои́х носи́ла еси́.
Песнь 3
Ирмос:
Ты еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди,/ Ты еси́ свет омраче́нных,/ и пое́т Тя дух мой.
Пе́ние из усте́н мои́х,/ и из боле́зненныя души́ мольбу́ приношу́,/ ю́же уще́дри, страстоте́рпче Фео́доре.
Плоть покори́л еси́ Самоде́ржцу, сла́вне му́чениче, уму́,/ и обои́ми угожда́еши Созда́вшему.
Слава:Стал еси́ на суди́щи мучи́тельском,/ Христа́ Царя́ богосло́вя,/ жре́ти бо скве́рным отре́клся еси́, Фео́доре.
И ныне,Богородичен: Тя вси стяжа́хом прибе́жище и сте́ну при́сно христиа́не;/ Тя славосло́вим немо́лчно, Безневе́стная.
Песнь 4
Ирмос:
Услы́шах, Го́споди,/ смотре́ния Твоего́ та́инство,/ разуме́х дела́ Твоя́/ и просла́вих Твое́ Божество́.
Та́ин Боже́ственных вкуси́в, в ра́зуме, му́чениче Фео́доре,/ непосты́дную про́поведь Бо́жия рожде́ния испове́дал еси́.
Стра́стное божество́ непщева́ху, страсте́м служа́щии, / и́хже ду́хом изобличи́л еси́,/ страда́льче Фео́доре, просвеща́емь.
Слава:Изба́вителя моли́твою, тебе́ воспева́ющим, блаже́нне Фео́доре,/ от разли́чных обстоя́ний и страсте́й бы́ти мо́лим.
И ныне,Богородичен: Клас возрасти́вшая животворя́щий, неора́нная ни́во,/ подаю́щий ми́рови жизнь, Богоро́дице,/ спаси́ пою́щия Тя.
Песнь 5
Ирмос:
У́тренююще вопие́м Ти,/ Го́споди, спаси́ ны,/ Ты бо еси́ Бог наш,/ ра́зве Тебе́ ино́го не ве́мы.
Люби́те возлюби́вшаго Го́спода,/ возглаша́л еси́ страда́льче Фео́доре,/ стра́ждущим с тобо́ю му́чеником.
Я́ко ре́вностию страстоте́рпче разжиза́яся се́рдцем,/ боги́ню лжеимени́тую с тре́бищем попали́л еси́.
Слава:Си́лою непобеди́мою, Фео́доре страстоте́рпче,/ ва́рварскую де́рзость,/ и моя́ стра́сти погуби́.
И ныне,Богородичен: Де́ву по рождестве́ пое́м Тя, Богоро́дице,/ Ты бо Бо́га Сло́ва пло́тию ми́рови родила́ еси́.
Песнь 6
Ирмос:
Очи́сти мя, Спа́се,/ мно́га бо беззако́ния моя́,/ и из глубины́ зол возведи́, молю́ся,/ к Тебе́ бо возопи́х, / и услы́ши мя,/ Бо́же спасе́ния моего́.
Коль сла́бое, коль немощно́е, бого́в су́етных шата́ние!/ На отмще́ние свое́, челове́ком моля́шеся в стоя́нии побежда́емое,/ нело́жных му́чеников пропове́дающих и́стину. [Дважды.]
Слава:Укрепи́вся си́лою Бо́жиею, му́чеников сла́во Фео́доре, / му́ки злочести́вых, младе́нец стреля́ния зрел еси́ блаже́нне,/ ве́чнующее бу́дущих предзря́.
И ныне,Богородичен: Да изба́вимся от лю́тых прегреше́ний / моли́твами Твои́ми, Богороди́тельнице Чи́стая,/ и да улучи́м Всечи́стая Боже́ственнаго осия́ния,/ из Тебе́ неизрече́нно воплоти́вшагося Сы́на Бо́жия.
Кондак, глас 8:
Ве́ру Христо́ву я́ко щит внутрь прии́м в се́рдцы твое́м,/ проти́вныя си́лы попра́л еси́, многострада́льче,/ и венце́м небе́сным венча́лся еси́ ве́чно, Фео́доре, я́ко непобеди́мый.
Песнь 7
Ирмос:
От Иуде́и доше́дше, о́троцы/ в Вавило́не иногда́/ ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще:/ отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Ура́нен был еси́ те́лом,/ за ура́неннаго Сло́ва пло́тию нас ра́ди,/ и Сему́ благода́рственно веселя́ся возопи́л еси́, страстоте́рпче Фео́доре:/ оте́ц на́ших Бо́же благослове́н еси́.
Я́ко во гро́бе положи́ся, и во́лею запечатле́ся Изба́вителю всех, в темни́це запечатле́нной/ всели́лся еси́ вопия́, страстоте́рпче Фео́доре:/ оте́ц на́ших Бо́же благослове́н еси́.
Умерщвле́н быв, и стра́сти плотски́я произволе́нием оттря́с,/ не сне́дию, страстоте́рпче, но любо́вию Боже́ственною пита́яся пел еси́:/ оте́ц на́ших Бо́же благослове́н еси́.
Слава:В темни́це страстоте́рпче, я́коже в пещи́ ю́ноши иногда́,/ Еди́н нетле́нныя Тро́ицы тебе́ укрепля́ет, ви́ден быв, вопию́ща:/ оте́ц на́ших Бо́же благослове́н еси́.
И ныне,Богородичен: На́ше спасе́ние, я́коже восхоте́л еси́, Спа́се, устро́ити,/ во утро́бу Де́вы всели́лся еси́,/ Ю́же ми́ру предста́тельницу показа́л еси́,/ оте́ц на́ших Бо́же благослове́н еси́.
Песнь 8
Ирмос:
Седмери́цею пещь халде́йский мучи́тель/ Богочести́вым неи́стовно ражже́,/ си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев,/ Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше:/ о́троцы, благослови́те,/ свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
Ослепле́н умо́м, беззако́нных нача́льник,/ богочести́ву тебе́ нечести́вно претя́ше:/ что всу́е на челове́ка ну́ждею уме́рша, безу́мне, возложи́л еси́ наде́жду?/ Но ты возопи́л еси́:/ о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
Я́ко смы́сленный и прему́дрый строи́тель благода́ти,/ да́нною тебе́ от Бо́га благода́тию,/ возопи́л еси́, Фео́доре, повелева́ющему нечести́вно:/ сей студ мне и пою́щим бу́ди./ О́троцы благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
Слава:Ю́ношески подвиза́лся еси́, де́рзостно изобличи́л еси́:/ что безу́мствуеши, – мучи́телю взыва́л еси́,/ – повелева́я тва́рем служи́ти ло́жно, оста́вльшим Созда́вшаго?/ Но аз воспева́ю: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
И ныне,Богородичен: Плотски́ми изображе́ньми, и разли́чными гана́нии,/ и знамена́тельными и образи́тельными изрече́ньми,/ Твое́ предвеща́ху богоглаго́ливии Рождество́,/ преесте́ственное и чу́дное, Де́во,/ те́мже Тя веселя́щеся благоче́стно восхва́ляем,/ Христа́ превознося́ще во вся ве́ки.
Песнь 9
Ирмос:
Тя Неискусобра́чную Ма́терь Бо́га Вы́шняго,/ Тя па́че ума́ ро́ждшую сло́вом вои́стинну Бо́га,/ вы́шшую пречи́стых сил,/ немо́лчными славословле́нии велича́ем.
Вещество́ муче́ния твоего́ Бо́жие, Фео́доре, жела́ние. / Те́мже ти и вещество́ бысть веще́ственному те́ло огню́:/ и́мже к Боже́ственному ра́дуяся огню́ изше́л еси́,/ страстоте́рпче уго́дниче Бо́жий Фео́доре.
Му́чениче всече́стне, попали́в, не попали́лся еси́:/ ты бо пре́лесть попали́л еси́,/ Бо́гу же предстои́ши живы́й,/ и в Нем му́ченически веселя́ся,/ страстоте́рпче и уго́дниче Фео́доре.
Слава:Еди́наго Тя зна́ем Христа́, еди́наго от Тро́ицы,/ во двою́ соверше́нну естеству́,/ лю́ди Твоя́ спаси́ сия́,/ я́же стяжа́л еси́ честно́ю Твое́ю кро́вию,/ Фео́дора страстоте́рпца моли́твами.
И ныне,Богородичен: Тя неви́димаго Бо́га носи́вшую объя́тии,/ на небесе́х воспева́емаго от всея́ си́лы:/ и Тобо́ю нам да́руемое вы́ну спасе́ние/ во обстоя́нии
Великомученик Феодор Стратилат
Этот угодник Божий пострадал в правление императора Ликиния, воздвигшего на последователей Учения Иисуса гонения жесточайшие.
Происходил он из Евхаит – небольших размеров городка в северной части Малой Азии. Был он не только воином мужественным, но и превосходнейшим оратором, и весьма умудренным мужем, благодаря чему привел к вере Христовой многих жителей земли той.
Неподалеку от Евхаит находилась пустыня, где в пропасти глубокой жил змей. Тот змей устраивал сотрясение земли и, покидая логовище свое, поедал все, что встречал, живое.
Св. Феодор
один вышел против того чудища, с обычным оружием своим, и, возлагая чаяния на одну лишь помощь Всемогущего Небесного Владыки, одолел змея.
Зная отвагу и честность мудрого этого воина, поставил его император градоначальником города Ираклии. Когда же открылось, что исповедует св. Феодор Учение Иисуса, Ликиний, взяв идолов из золота, прибыл в город, намереваясь отвратить от Искупителя своего любимца.
Долго увещевал он св. Феодора почтить божеств римских. Угодник же попросил отдать ему на ночь привезенных императором идолов, сказав, что желает он сначала наедине почтить их, а на следующие сутки воздаст им почтение при всех жителях.
Ликиний, поверив любимцу, отдал ему статуи. Праведник же раздробил их на многие части и золото то раздал неимущим. За такой поступок был он подвергнут разгневанным властителем жесточайшим истязанием.
Но Ангел Божий укреплял страдальца и исцелял раны его. Видя, что истязания праведного воина приводят лишь к увеличению числа последователей Сына Божия, повелел Ликиний св. Феодора казнить. И был угодник Божий обезглавлен.
Честное тело великомученика перенесено было в дом его в Евхаитах, и так много дивных чудотворений проистекало от его мощей, что город тот переименовали впоследствии в Феодорополь, поскольку связывали ту местность более всего с именем св. Феодора.
На образах пишут угодника этого в одеяниях воина: доспехах ратных и алом плаще. Нередки его совместные изображения с воином св. Феодором Тироном. Встречаются также житийные образы подвижника.
Чаще всего в руках праведника копье либо меч, но иногда вместо оружия держит он Крест – символ исповедания веры в Искупителя.
Интересный факт
Этот великомученик был покровителем небесным государя Феодора Иоанновича, потому в правление благочестивого того царя по всей Руси много было писано образов угодника этого. До наших дней сохранились с поры той лики праведника в Феодоровской и Кирилло-Белозерской обителях, в церкви св. Феодора Стратилата на Ручью. Известнейшая икона той поры, созданная русскими живописцами в XV-м в., находится в германском Кальбенштайнберге. Нередко образ угодника писали в тот период совместно со св. Ириной – покровительницей супруги государя Ирины Годуновой.
К помощи подвижника этого прибегают, главным образом, воины православные. Его почитают также защитником от всяких врагов: и облаченных плотью, и невидимых. Его предстательства просят в деле установления мира и прекращении распрей междоусобных.
Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату
О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих
(имена), умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобный Феодор Санаксарский
В миру праведник этот именовался Иваном Игнатьевичем Ушаковым. Происходил он из старинного рода дворян.
До начала пути подвижнического будущий угодник 8 лет служил солдатом роты бомбардиров в Преображенском полку и после переворота 1740 г., приведшего на престол дочь Петра Великого Елизавету, был в числе прочих участников переворота отмечен государыней, возведшей его в чин сержанта.
Но случилось так, что как-то в разгар устроенной преображенцами пирушки внезапно скончался на глазах Ивана его товарищ – такой же молодой и жизнелюбивый человек, каким был и он сам. Эта трагедия неизгладимое впечатление произвела на него. В 1743 г. Иван, по пути в имение, внезапно остановил возничего и велел ему следовать обратно. Сам же, переодевшись в простое одеяние, ушел в сторону противоположную, ища уединения в глуши лесов.
Через некоторое время его обнаружили и задержали и, как бывшего преображенца, отправили к государыне. Царица, выслушав праведника, предложила сначала возвратиться ему на службу воинскую, однако видя его к тому нежелание, дозволила стать Ивану иноком. Пострижение принял он с именем Феодора 13 августа 1748 г.в Александро-Невской Лавре, и почти сразу разошлась по столице молва о необыкновенно мудром и прозорливом монахе, за наставлениями к которому потянулись со всех уголков Отечества богомольцы.
В 1759 г. подвижник переселился в Санаксарскую обитель, находящуюся на левом берегу р. Мокши. Здесь 13 декабря 1762 г.был он рукоположен в иеромонахи. Вскоре стал он настоятелем места этого. Его усердием монастырь Санаксарский сохранен был в правление государыни Екатерины, упразднившей многие монашеские общины. В те годы подвижнику пришлось просить поддержки у графа А. Г. Орлова-Чесменского – брата фаворита государыни.
Штат монастырский пополнялся, большей частью, насельниками из отставных военных.
Интересный факт
Прп. Феодор настоятелем был весьма строгим. Богослужения при нем продолжались по 10 часов, а в дни воскресений и более того. Службы продолжались так долго, потому что подвижник этот требовал от братии
не скорого произнесения молитв, а неспешного раздельного чтения
– единственно правильного и богоугодного по его мнению.
В 1774 г. по доносу подложному воеводы Неелова иеромонах заключен был в Соловецкую обитель, где 9 лет терпел нужду и сильно страдал от холода и угара, несколько раз прибывая на краю погибели. Затем по высочайшему соизволению государыни, благодаря ходатайству Санкт-Петербургского митрополита Гавриила, старца вернули в Санаксарскую обитель, где и прожил он до преставления своего, последовавшего в ночь на 19 февраля 1791 г.
Многоцелебные мощи прп. Феодора Санаксарского в наши дни являются главной реликвией Санаксарской обители. Здесь же находятся мощи его племянника – прав. Феодора Ушакова.
Образы угодника представляют его, как правило, в облачении монашеском, покрытым темных тонов мантией и в клобуке черном. Нередки совместные изображения его со св. Феодором Ушаковым.
С молитвенными прошениями обращаются к подвижнику этому во всякой нужде бытовой: при жизни он помогал притекавшим к нему во многих проблемах.
Немало свидетельств есть и об исцелениях по молитвам старцу. Просят поддержки его и военные.
Молитва
О, радосте наша! Пастырю наш, преподобне отче Феодоре! Воздыхаем из глубины сердца нашего и со слезами вопием ти: видиши наше неможение, во мраце страстей пребывание, сил душевных разслабление, своеволием обдержание, плотоугодием пленение и всякия добродетели обнищание! Виждь плач и недоумение наше! Вразуми ны и настави на спасения стези, испроси нам у великодаровитаго Бога нищеты нашея познание, слезное покаяние, нелицемерное смирение и в молитве непрестанное терпение, да сими благость Его к себе приклоним ко прощению грехов и сподобимся с тобою вечно пребывати во Царствии Небеснем, поюще и благословяще Всесвятую Троицу: Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Праведный воин Феодор Ушаков
На свет будущий адмирал появился 13 февраля 1745 г.в семействе небогатых дворян из Ярославской губернии — Феодора Игнатьевича и Параскевы Никитичны Ушаковых.
Ранние годы его прошли под влиянием прп. Феодора Санаксарского — родного дяди будущего подвижника.
16-ти лет от роду держал он экзамены в Морской кадетский корпус, который окончил спустя 5 лет в числе лучших выпускников. Первые годы его службы прошли на море Балтийском, а затем его перевели в Азовскую флотилию. Первый орден получил молодой офицер за мудрую организацию действий в борьбе с холерной эпидемией в Херсоне, разразившейся в 1743 г.
11 августа 1787 г.турки объявили войну Империи Российской. В первой же баталии морской, в которой всего 2 линейных корабля противостояли 17 кораблям османов, умелыми действиями команд вспомогательных фрегатов морякам русским под командованием Ушакова удалось обратить османский флот в бегство.
В скором времени стал подвижник командующим флотом Черноморским. Князь Таврический писал о нем государыне в ту пору:
«Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».
Через полгода после того эскадра русская вновь разбила вдвое превосходивший ее флот османский. Потемкин о том свидетельствовал:
«Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».
Еще через некоторый период разбита была турецкая эскадра под Гаджибеем (нынешней Одессой), после чего
св. Феодор Ушаков
издал такое предписание:
«Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу. Всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи, и по окончании благодарственного молебна выпалить с корабля “Рождество Христово” из 51 пушки».
По окончании войны с османами, завершившейся чередой блистательных побед Российской эскадры, подвижник наладил в Севастополе ремонт судов и финансировал перестройку церкви свт. Николая – покровителя моряков. Государыня Екатерина Алексеевна пожаловала ему в ту пору драгоценный складень-крест с мощами угодников Божиих и возвела подвижника в чин вице-адмирала.
В правление Павла I совершена была знаменитая Средиземноморская компания, целью которой было не допустить расширения владений постреволюционной Франции. В те дни командующий проявил необыкновенную мудрость. Подойдя к о. Корфу, он обратился к грекам православным с воззванием помочь свержению оккупировавших их вероотступников-французов. Результатом данного обращения стала повсеместная вооруженная помощь жителей острова. О той победе хроника свидетельствовала, что Ушаков
«торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов».
В 1804 г. подвижник подвел итог своего служения Флоту Российскому. Он составил о том следующую запись:
«Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости НИ ОДНО СУДНО ИЗ ОНОГО НЕ ПОТЕРЯНО И ПЛЕННЫМИ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ НАШИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ НЕПРИЯТЕЛЮ НЕ ДОСТАЛСЯ».
Оставив службу, некоторое время жил он в Петербурге, а в 1810 г. переехал адмирал в д.Алексеевку неподалеку от Санаксарской обители. Тогдашний настоятель Нафанаил оставил о подвижнике такое воспоминание:
«Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
О последних днях жития его современник повествовал, что провел он их
«крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».
Изображают подвижника в мундире адмиральском, при кортике или шпаге. В руках его либо труба подзорная, либо часто хартия с изречением
«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
Часто изображают его на фоне моря и кораблей, иногда даже можно встретить композиции, запечатлевшие сцену сдачи в плен адмиралу и его матросам османов.
Встречаются житийные образы праведника, образы, совместные со св. Феодором Санаксарским, а также со свв. Феодорами Стратилатом и Тироном. Иногда в композиции может присутствовать образ Искупителя, благословляющего служителя Своего.
К угоднику Божиему Феодору обращаются, конечно же, в первую очередь, моряки и люди, специальности которых связаны с морем. Однако предстательства его просят и военные иных воинских родов.
Защиты святого адмирала просят в случаях всякого рода притеснений и обид, в случаях угрозы. К нему обращаются также и в периоды эпидемий, помня о том, как скоро удалось справиться подвижнику с холерным поветрием в Херсоне.
Молитва праведному воину Феодору Ушакову
О, пресла́вный защи́тниче земли́ ру́сския и ве́ры Правосла́вныя усе́рдный побо́рниче, непобеди́ме во́ине Фео́доре! Ника́я благода́рственная словеса́, ниже́ изя́щная вити́йства довле́ют, во е́же просла́вити пра́ведное и ди́вное твое́ житие́, поне́же измла́да кре́пкую ве́ру во Христа́ и любо́вь ко оте́честву стяжа́в, благопло́дное прозябе́ние честны́х роди́телей яви́лся еси́. Сего́ бо ра́ди, Бо́жию да́ру тезоимени́т, стране́ свое́й в ско́рбныя времена́ бра́ней про́тив иноплеме́нных показа́лся еси́. И́бо, пра́ведным воево́дам подража́я, не число́м и уме́нием то́кмо, но па́че ве́рою враги́ побежда́л еси́, си́лу благоче́стия и́стиннаго показу́я. Те́мже любо́вию к тебе́ распаля́еми, воспева́ем мно́гия доброде́тели твоя́: ве́лию любо́вь ко Го́споду и бли́жним, зане́ тех ра́ди живо́т полага́л еси́, чистоту́ ангелоподо́бную, та́ко вся воздержа́нием удиви́л еси́, нестяжа́ние и́стинное, и́бо блага́я и кра́сная ми́ра сего́ презре́л еси́. Ей, преблаже́нне Фео́доре, уго́дниче Бо́жий и благове́рный боля́рине царе́й правосла́вных, при́зри на убо́гое моле́ние на́ше, из грехо́внаго пле́на к тебе́ возноси́мое. Приклони́ на ми́лость Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да не возда́ст по дела́м на́шим, но оба́че да́рует грехо́в оставле́ние, изба́вит от злых, находя́щих на ны, и пода́ст власте́м на́шем о наро́де усе́рдное попече́ние, во́инству му́жество во ра́тех, наро́ду благоче́стие тре́звенное. И сподо́бит нас дости́гнути безмяте́жнаго приста́нища во Ца́рствии Небе́снем, иде́же со все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я праведному воину Феодору Ушакову
Прини́кни, пра́ведне во́ине Фео́доре, с го́рних селе́ний на притека́ющих к тебе́ и вонми́ моле́нию их: умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти всем нам е́же ко спасе́нию на́шему мы про́сим от Него́, при святе́м твое́м предста́тельстве. Ты вели́кое, возло́женное на тя служе́ние тща́тельно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже при́зван есть, наста́ви. Ты, победи́в супоста́тов мно́жества, и на нас ополча́ющихся всех ви́димых и неви́димых враго́в низложи́. Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти кре́пкий и ненаруши́мый мир и земли́ плодоно́сие, па́стырем святы́ню, зако́нам пра́вду и си́лу, военача́льникам му́дрость и до́блесть непобеди́мую, градонача́льникам суд, фло́ту твоему́ росси́йскому и всему́ во́инству на́шему пре́данность ве́ре и Оте́честву и неодоли́мое му́жество, всем же правосла́вным христиа́нам здра́вие и благоче́стие. Сохраня́й страну́ на́шу росси́йскую и оби́тель сию́ святу́ю от всех наве́тов вра́жиих, да сло́вом и де́лом прославля́ется в них всесвято́е и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобный Феодор Студит
Этот угодник Божий был родственником
св. Романа Сладкопевца
. Родителями же его были сборщик податей Фотин и супруга его Феоктиста.
В 782 г. вся благочестивая семья эта обратилась к житию иноческому. В месте имения своего устроили они обитель, именуемую Саккудион, устав которой утвердили по подобию устава, разработанного свт. Василием Великим. С 794 г. прп. Феодор сделался в обители той настоятелем.
В 798 г. переселился подвижник в монастырь Студийский, который под премудрым управлением его сделался центром просвещения. Студиты имели в те годы огромнейшее признание среди прочих членов Церкви.
Начало IX-го в. стало в Древней Византии разгулом ереси иконоборчества. В тот период подвижник отправлен был в изгнание за то, что организовал Крестный ход с ликами угодников Божиих. В скитаниях суждено было ему окончить земной путь. Произошло это в 826 г.
Через 2 года преподобного канонизировали.
Интересный факт
В 1065 г. прп. Феодосий Печерский ввел Устав Студийской обители в Киевской лавре.
«От того же монастыря приняли все монастыри устав», —
повествовал летописец. По тем правилам жили монастыри отечественные до XIV-го столетия, после чего стали переменять их на уставы Иерусалимские.
Изображают угодника в облачении священнослужителя, с хартией либо Писанием Священным в руках. Персты десницы его обычно сложены в благословляющем жесте. Встречаются лики его совместные с иными праведниками, пострадавшими во времена иконоборчества.
Древнейшая фреска с ликом этого угодника сохранилась в сербской обители Студенице, возведенной в XII-м в. Фреску XIV-го в. с его ликом увидеть можно в Влахернской церкви Богоматери в албанском Берате.
Этот угодник всегда был весьма почитаем среди христиан. К нему взывали не только с прошениями о помощи в гонениях и об укреплении верующих в борьбе с еретиками, но и во множестве иных ситуаций. К примеру, известны случаи, когда угодник этот останавливал бушующие пожарища и избавлял взывающих к нему от нападения хищников. Многочисленны и случаи излечений, произошедших по молениям к нему, особенно при недугах путей дыхательных и желудка.
Молитва преподобному Феодору Студиту
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Фео́доре! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу! Помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́; не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́теля, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствами, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Бо́гу на́шему Иису́су Христу́; Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Праведный старец Феодор Томский
Осенью 1836 г. подвижника этого, тщательно скрывавшего происхождение свое, за бродяжничество приговорили к ссылке. Следуя этапом, проявлял он заботу всяческую о слабых, помогая им чем возможно в пути. Впоследствии, живя на поселении, он каждую субботу выходил за околицу и встречал очередной этап, одаривая ссыльных милостыней, которую приносили ему почитатели. Кем был сам он, никто не ведал, хотя по манерам его утонченным, превосходнейшему образованию и высокородной осанке каждому понятно было, что человек этот не простого звания. Не открывал он ни рода своего, ни чего-либо из прошлой своей жизни. Поведал лишь епископу Томскому, что имеет благословение на подвиг свой митрополита Филарета (Московского).
Старец этот избрал путь странничества. В Сибири сначала менял он места поселения, выбирая наиболее тихие из них и малолюдные, а впоследствии по просьбе купца Семена Феофановича Хромова обосновался он в Томске. Жил он в ветхом и тесном домишке, где спал на доске грубой, подкладывая под голову чурбан. Здесь же стояли скамья и стол для посетителей. Стены тесной его кельи украшали лики угодников и рисунки с видами мест святых.
Питался этот старец, назвавший себя Феодором Козьмичом, в основном сухарями ржаными, а до вина никогда не дотрагивался. Он наставлял к нему приходивших:
«Чем более наше тело изнежено и выхолено, тем наш дух становится слабей. Всякая роскошь расслабляет наше тело и ослабляет нашу душу”.
Детей крестьян обучал он не только грамоте, но и географии с историей. Взрослых же удивлял верною оценкой разных правителей и их политических деяний, а еще знанием тонкостей петербургского двора. Много подробностей интереснейших пояснял св. Феодор. К примеру, рассказывал он следующее:
“
Когда французы подходили к Москве, император Александр I припал к мощам преподобного Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику. В это время он услышал как бы внутренний голос, который сказал ему: “Иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов. Как фараон в Чермном море, так и французы на Березовой реке погрязнут…”
С печалью отзывался он об убиении государя Павла I, произнеся:
«
Александр
(сын императора)
не знал, что дойдут до удушения”.
С учтивостью отзывался подвижник об архимандрите Фотии, повествуя:
“Когда в России, в особенности в высшем кругу, распространилось увлечение масонскими ложами, то император Александр I созвал во дворце собрание из высокопоставленных особ, и почти все пожелали участвовать в масонской ложе. В это время входит архимандрит Фотий и говорит: “Да заградятся уста нечестивых”. От этих слов все собрание не могло и слова выговорить, так и разошлись, а секта рушилась… Да, Фотий был муж благодатный.”
Старец Феодор был прозорлив и многих приходящих к нему величал он по именам. Был наделен он и даром врачевания. Так, купца Хромова, у которого некоторый период жил, излечил он от глазного недуга, и купец до конца дней читал, не прибегая к помощи очков.
Тайна происхождения подвижника так и не была открыта. Однако сохранилось свидетельство купца Хромова о его последней беседе с угодником. Купец вопросил подвижника:
“Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле”.
Старец дозволил.
“Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?”
Услышав то, св. Феодор перекрестился и произнес:
“Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась”.
На следующие сутки старец признался купцу:
“Хотя ты знаешь, кто я, но, когда умру, не величь меня, схорони просто”.
Старца не стало 20 января 1864 г. Соседи видели, как в момент отшествия праведника, из дома Хромовых, где жил он последние дни, трижды исходило пламя. Видели то и пожарные, которые долго разъезжали затем по округе, но так и не обнаружили пожарища.
Место упокоения этого праведника сразу же сделалось местом паломничества. В 1891 г. приезжал сюда и будущий страстотерпец государь Николай Александрович. А член Государственного Совета Галкин-Врасский поведал следующую историю:
«Молитвами старца Феодора Козьмича я остался жив. Из Восточной Сибири я намеревался ехать морем и уже отправил все свои вещи на пароходе, но неодолимое желание поклониться старцу Феодору на его могиле побудило меня возвращаться в Петербург сухим путем с тем, чтобы по пути заехать в Томск. И что же случилось? Пароход, на котором я должен был ехать, утонул. Утонули и все мои вещи, на нем находившиеся. Значит, и я подвергся бы такой же участи, если бы не пожелал побывать в Томске и поклониться на могиле старцу Феодору Козьмичу”.
Еще один удивительнейший случай поведал историк российский и именитый деятель, исследователь царствования Александра I, Н.К. Шильдер:
“Я страдал долгое время ужасными головными болями, никакие средства не помогали. Однажды вечером я работал над историей Александра. Наконец, от усталости и головных болей я не мог продолжать и решил пройтись. Погода была отчаянная: дождь, слякоть, но меня что-то тянуло непременно пойти. Пошел я к одному знакомому букинисту. Просматривал разные разности. Вдруг он говорит мне: “Не хотите ли купить вот эту рукопись?” Смотрю и едва верю глазам. Это было рукописное “Жизнеописание великого старца Феодора Козьмича”, составленное купцом Хромовым, у которого жил старец. Я эту рукопись давно искал, но все не мог найти. Я тотчас же ее купил, и, вернувшись домой, читал рукопись до глубокой ночи, несмотря на ужасную головную боль. “Неужели это правда,” — все думалось мне. С мыслями о Феодоре Козьмиче я лег в постель, и последняя мимолетная мысль моя была: “Если это правда, так вылечи меня от головных болей”. Я заснул и вижу во сне, но так ясно, как наяву, что в комнату входит Феодор Козьмич с большою белою бородою, совсем так, как снят на фотографии, но в шубе и меховой шапке. Он подошел к кровати, на которой я лежал, и протянул руку над моей головой. В это мгновение я проснулся в страшном испуге, отыскивая глазами Феодора Козьмича, до того ясно видел его перед собою. Несмотря на ужасное потрясение, я снова заснул, а когда проснулся утром, то, к великому моему удивлению, заметил, что головная боль прошла совершенно. В этот день я чувствовал такое блаженное состояние, которого не испытывал во всю свою жизнь. Это блаженное состояние, конечно, прошло на другой день, но головные боли уже не возвращались более никогда. Интересно еще то, что когда мне прислали из Томска по моей просьбе фотографии со всех предметов, оставшихся после Феодора Козьмича, то я увидел среди них меховую шапку, сразу напомнившую мне шапку, в которой я видел Феодора Козьмича во сне”.
Обычно на образах старца изображают в белой долгополой рубахе, подпоясанным узким темным ремешком – так одевался он в дни жития. Есть лики его совместные с целителем Пантелеимоном, поскольку настоятель обители Богородице-Алексиевской епископ Мелетий повествовал, что
«старцу, как и великомученику Пантелеимону, дано от Бога исцелять больных”.
И, действительно, в наши дни, как и во времена былые, множество существует свидетельств о благодатном излечении по молитвенным прошениям этому подвижнику самых разных недугов: и ран, и ожогов, и мигреней, и даже поражений ЦНС.
Молитва святому праведному Феодору Томскому
О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильных твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.
Церковь святых Феодоров
В Афинах греческих находится одна из старейших церквей, освещенная в память свв. Феодора Стратилата и Феодора Тирона. Возвели ее на руинах древней римской усадьбы в период 1049-1065 гг. по указанию греческого военного — Николаоса Каломалоса.
Строение это крестово-купольное, с восьмигранным барабаном, опирающимся на столпы и колонны с западной и восточной стороны. Стены украшены узором с использованием керамики.
Еще одна церковь в память о свв. Феодорах воздвигнута была в Мистре – средневековом городе византийском. Это строение XIII-го в. принадлежало обители Вронтохион.
Большого диаметра купол ее размещен на не слишком высоком барабане с 16-ю окошками. Интересен восточный фасад данного строения: по сторонам от апсид и на самих апсидах находятся окошки, постепенно сужающие от центральной части фасада к его краям. Фасад разделен поребриком на продольные полосы, часть из которых выложена кладкой, а часть облицована хорошо сохранившейся плиткой. Северный и южный фасады украшены орнаментом из плинфы.
По сторонам портала сохранились кронштейны, свидетельствующие, что когда-то здесь были еще какие-то украшения навесные. Хорошо выделяемые над окнами углубления свидетельствуют, что когда-то в местах тех находились медальоны с ликами святых.
Поблизости от этого собора сохранились руины обители старинной. Внутри сохранились некоторые росписи. Так, в алтарной части увидеть можно образ Богоматери «Живоносный Источник», а на стене южной – изображения свв. Феодоров Стратилата и Тирона, предстоящих пред Пречистой Матерью Божией с Богомладенцем. Эти изображения датируют приблизительно 1400-м г.
Здесь находится неизвестная усыпальница родовитого сановника. Существуют даже предположения неподтвержденные, что принадлежит она царю Мануилу Палеологу, окончившему житие свое в Мистре.
Кафедральный собор Феодора Ушакова в Саранске
Заложен этот благолепнейший собор был 9 сентября 2004 г. В фундамент алтаря заложили в день тот капсулу с частичками мощей Божиих праведников и «грамоту закладную».
6 августа 2006 г. собор освятил Патриарх Алексий II.
Построен собор в ампирном стиле. Главный его Крест имеет в высоту 62 м. По периметру находятся четыре звонницы с 12-ю колоколами, наиболее большой из которых весит почти 6 тонн. Вокруг центрального барабана находится особая площадка смотровая, с которой превосходнейшим образом просматривается город с окрестностями.
Вместимость прихода – 3000 прихожан. В нем три придела: центральный – в память святого адмирала, правый – в память прп. Серафима Саровского, а левый – новомучеников Мордовских.
В цоколе находится Преображенская церковь. Это церковь крестильная, с баптистерием. Также в этой части собора находятся зал для собраний, помещение школы воскресной, трапезная, просфорная, библиотека и иные хозяйственные помещения.
В соборе находится также особое помещение, где выставлены фотографические изображения, повествующие об истории возведения этой церкви.
Частые вопросы
Как по церковному Федор?
Дореволюционная и церковная форма имени — Ѳео́доръ (Фео́дор). После революции и Реформы русской орфографии 1918 года имя стали писать как «Федор» или как «Фёдор». Относится к двухкомпонентным теофорным именам с компонентом [фео]- (θεός, «Бог»), второй компонент — δῶρον, «дар».
Как можно ещё назвать Федора?
Фенька, Дора, Федя, Федорка, Федуля, Федюня, Федуня, Федюля, Дюня, Федюся, Федуся, Дюся, Дуся, Федюха, Федюша, Федяйка, Федяка, Федька, Федечка, Федяня, Федяха, Федяша.
Что означает имя Фёдора?
От Феодор, Божий дар (с греческого). Редко бывают удовлетворены жизненными обстоятельствами. Переживания держат в себе. Философичны.
Когда день ангела у Федора?
Именины отмечают 2 марта (IV век). А 24 ноября именины преподобного Федора Студита, игумена Студитского монастыря в Константинополе (IX век). Мальчика Федора никак нельзя назвать компанейским или даже общительным.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Святого Феодора, чтобы понять его важность и вклад в православную историю.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на образы воинов и праведных аристократов, связанных с именем Святого Феодора, их подвиги и духовное наследие.
СОВЕТ №3
Исследуйте исторические события, в которых участвовали святые, прославившие имя Феодор, для лучшего понимания их роли в формировании православной веры.
Чудеса и чудотворные иконы святого Феодора
Святой Феодор, почитаемый в Православной церкви, считается одним из самых почитаемых святых, обладающих чудотворными способностями. Его имя стало символом мужества, веры и благочестия. В истории Православия святой Феодор изображается как воин и праведник, который совершил множество добрых дел и чудес.
Чудотворные иконы святого Феодора являются объектами особого почитания и поклонения верующих. На этих иконах изображены моменты из жизни святого, его подвиги и чудеса, совершенные по молитвам к нему. Верующие обращаются к святому Феодору с молитвами о помощи в борьбе с болезнями, невзгодами и бедами, и многие свидетельствуют о чудесах, произошедших благодаря его милости.
Святой Феодор считается покровителем воинов и праведников. Его имя часто упоминается в молитвах за защиту от бед и невзгод, за мужество и силу духа. Многие воины и аристократы прославили это имя, следуя примеру святого в своей жизни и подвигах. Их вера и преданность святому Феодору стали источником вдохновения для многих поколений верующих.