Михаил Черниговский, святой князь и боярин Феодор в Орде, оставил свой след в истории как один из ярких представителей русской знати в эпоху монгольского ига. Его последний час, описанный в хрониках, пропитан напряженным духом времени и служит важным источником для понимания событий того периода.
День памяти
«И тако без милости от нечистых заколен бысть, и конец житию прият месяца семтября в 20 день (1246 г) на память святого мученика Евстафия»
— засвидетльствовал летописец мученическую кончину начальника Чернигова-града за отказ поклонится изображению мертвого человека, так как
«христианам сие творить не подобает»,
после этих слов «велми взъярился Батый»
В этот день Святая Церковь и чтит его память — 3 октября( по новому стилю). Другая дата — 27 февраля— относится ко дню перенесения честных останков.
Ещё одна годовая точка воспоминания — 5 октябряпо календарю Григория в рамках Собора Тульских Святых.
Мнение эксперта:
В свете недавних событий, связанных с публикацией романа “«Велми взъярился Батый»: последний час Михаила Черниговского”, эксперты высказывают различные мнения. Некоторые считают произведение шедевром, способным перевернуть представление о исторических событиях. Другие же утверждают, что автор исказил исторические факты в угоду драматизации сюжета. Однако все эксперты единодушно отмечают, что роман вызывает интерес к истории и побуждает читателей к обсуждению. Важно помнить, что литературное произведение не всегда должно строго следовать историческим реалиям, ведь его задача – вдохновлять и задумывать.
Судьба Михаила Черниговского и боярина его Феодора
Черниговские князь Михаил и боярин Феодор в 1246-м году прибыли в столицу Златой Орды (Улуса Джучи) — град Сарай. Правителя вызвал хан, носивший имя Бату, для подтверждения прав Михаила на княжение и выдачу ему по этому поводу видимого знака монголо-татарского признания его власти — ярлыка.
Перед отправлением в путь Михаил и Феодор восприняли от духовника правителя — архиерея по имени Иоанн, благословение на подвиг мученической кончины ради
Иисуса Христа
. По приезде правителя с болярином в Золотую Орду, их начали принуждать пройти через ритуальные костры и поклониться идолищам. По одним данным, идолами были солнце и огонь, по другим — куст (это отражено в тропаре), по третьим, идолом являлась статуя Чингизхана. Князь и боярин отказались исполнять требуемое, и об этом было доложено хану Батыю.
Хан послал своего слугу по имени Эльдега, чтобы тот довёл до сведения Михаила и Феодора, что в случае неисполнения требований, их постигнет мучительная смерть. На это князь предложил компромисс, выразив готовность поклониться только самому хану, поскольку ему Богом попущено иметь власть. Будущие мученики приготовились к подвигу, приняв Святое Причастие, полученное ими от духовника Михаила — епископа Иоанна, и не принятое до этого момента.
По некоторым данным, внук Михаила князь Борис с боярами Ростова склоняли будкщего мученика ко греху с намерением последующего покаяния, но он проявил стойкость. Так в житии, составленное святителем Димитрием Ростовским, что князья предлагали взять перед духовником вину за грех на себя. Оказалось, что то, к чему готовились князь и боярин, начинает сбываться, поскольку ответ не удовлетворил Батыя.
Михаила продолжительно и жестоко избивали до обагрения земли кровью, после чего вероотступник по имени Даман отрубил ему голову. Боярину Феодору предложили исполнить повеленное и давали обещание возвести его в правители вместо тяжко казнённого Михаила. Феодор отказался, и его аналогичным образом мучили, бивши до окровавливания земли под ним, и усекли его главу.
Бату-хан на троне Золотой орды
Также есть мнение, что правителя заставляли пить кумыс, от чего он отказался тоже по религиозным мотивам, следуя логике, подразумевающей, что поскольку этот напиток священен для монголов-язычников, то и употребление его православным человеком будет греховным актом — отречением или вкушением идоложертвенного.
Истерзанные тела святых Христовых мучеников мучители бросили на растерзание собакам, однако Божьим действием они остались целыми. Спустя несколько дней христиане их тайно похоронили с почестями. Потом
мощи
переместили в Чернигов. Существует мнение, что до момента обретения телес православными до их похорон Божественное действие в отношении телес выражалось видимым образом в виде огненных столпов.
Интересные факты
-
Михаил Черниговский был одним из самых могущественных князей Руси в 13 веке. Ему удалось объединить под своим началом несколько княжеств и создать сильное государство.
-
Батый был одним из самых жестоких завоевателей в истории. Он уничтожил множество городов и сел на Руси и убил сотни тысяч людей.
-
Михаил Черниговский был убит в Орде в 1246 году. Он отказался признать власть Батыя и сохранил верность русскому народу. Его гибель стала символом сопротивления Руси монголо-татарскому нашествию.
Биография князя Михаила Всеволодовича
Михаил Всеволодович жил с 1179-го по 1246-й год.
В исторической науке преобладает мнение, что Михаил сын Всеволода, бывшего князем Чернигова и Киева, однако существуют исторические документы, которые говорят, что Михаил не его сын.
Михаил имел нехорошее здравие и ради молитв святого преподобного Никиты, прославившегося столпническим подвигом и имеющим такое прозвище, исцелился. Подвижник дал ему посошный изготовленный из древесины жезл.
Он бы правителем:
- Переяславля (возможно) — в 1206-м году;
- Чернигова (с 1223/1226-го по 1246-й годы);
- Новгорода (с 1225-го по 1226-й годы и с 1229-го по 1 231-й годы);
- Галича (с 1225-го по 1238-й годы);
- Киева (верховное начальствование) — с 1238-го по 1239-й годы и с 1241-го по 1243-й годы.
Касательно того, на какие территории простиралась власть начальника Михаила, информация отсутствует, однако он находился на высоком месте в лествице начальников. Л.В. Войтович полагает, что Михаил Всеволодович правил близким к Чернигову княжеством, и что им не являлись Сновское, Вщижское, а также Стародубское.
Лицевой летописный свод (том 5, стр. 417): «А по Ярославе сяде на Киеве на великом княжении князь Михаило Черниговский сынъ Всеволода Черемна»
Святой Христов мученик Михаил Черниговец принимал участие в боестолкновении на реке, именуемой Калкою, которая происходила в 1223 году.После смерти в её результате правителя Мстислава Михаил принял стол Чернигова.
Новгород в качестве властителя он приобрёл после конфликтования между Владимирским начальником Гюргием, мужем его сестры, и болярами Новгорода, обменявшись пленниками.
- В 1226-мгоду при поддержке Юрия Всеволодовича святой мученик Михаил воевал сопротив Ольга Курского. Из-за чего был предпринят данный поход, неизвестно.
- В 1228-мгоду принимал участие в осадном истощении Каменца, которая завершилась неудачей. Осаждать этот город Михаилу помогали Ростислав Пинский и Володимир, потомок Рюрика.
- В 1229-мгоду по причине глада упразднил сроком на пять лет забожничья (дани) для смердов (изначально свободных, но потом всё же введённых в крепостное положение, крестьян).
- Решил не бороться за Новгород, когда володимиро-суздальские правители совершили военное похождение в Чернигов в 1231-м году.
- В 1234-мгоду боролся за Киев, будучи в союзнических отношениях со Изяславом.
- В 1235-мгоду в рамках военных контрдействий начальник Михаил взял Галич.
- В 1237-мгоду к Михаилу с надеждой получить вспоможение во брани с татаро-монголами обратились начальники Рязани-града, однако он ответил им отказом из-за того, что те не помогли ему в сечи на реке Калке.
Интересный фактПослом от начальствовавших в Рязани-граде был Евпатий Коловрат.
- В 1238-м — 1239-мгодах Михаил осуществил военные мероприятия сопротив Литвы.
- В 1239-мгоду правитель Михаил дал приказ разрешить ордынских послов от их тел.
От татарско-монгольского нападения на чернигово-суздальскую территорию Михаил бежал в Венгрию и склонял венгерского, польского и германского правителей совершить крестовый поход сопротив монголо-татар, но получил отказ.
В 1243-м
году Михаил уехал на женитьбу своего отпрыска в Венгрию, и Киев был передан ханом другому князю — Ярославу, сыну Всеволода, Володимирскому.
Перед отбытием на пролитие своей крови святой стастотерпец Михаил являлся князем Чернигова-града.
Сказание об убийстве в орде
“Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора” — литературное творение, созданное в тринадцатом столетии на древлерусском языке. Имеет девять последующих изданий, осуществлённых в двадцатом веке.
Сказание легло в основу агиографии Михаила и Феодора.
Как в своей работе “Специфика сюжетного топоса “страсти святого” в “Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора”” пишут М.В. Антонова и Е.М. Иванова,указанный литературный памятник имеет типичную для подобных произведений структуру и содержит в себе следующие элементы:
- пререкания с врагами;
- склонения ко греху;
- страдания;
- моления;
- кончину.
Вокруг этого структурного каркаса выстроены остальные сюжетные составляющие.
В чем подвиг святых мучеников?
Подвиг святых Христовых мучеников Михаила, Черниговского правителя, и Феодора состоит в том, что они по примеру древних мучеников отказались грешить вероотступничеством через поклонение идолам, за что претерпели мучения, окончившиеся телесной смертью. Если бы они осуществили какой-нибудь из предложенных им актов поклонения, то они бы этим отреклись от Христа.
Есть мнение, что сами татаро-монголы не считали объекты поклонения богами, и требовали почтить “закон предков”, а не богов. Так, по одному из мнений, апеллирующему к формулировке самого древнего манускрипта летописи (“закону предков”), Михаилу и Феодору было выдвинуто требование, пройдя между двумя всё же ритуально очистительными кострами, трижды поклониться шатру хана Бату и сделать поклон изваянию Чингизхана, которое находилось в Каракоруме (то есть требовалось совершить поклон направлении этого города).
Но даже в этом случае, если бы Михаил и Феодор выполнили Батыевы требования, это было бы грехом отречения от Господа Бога Иисуса Христа. Ведь в их сознании все сии действия напрямую вели к этому.
Прославление в лике святых
Святые Господни мученики Михаил, правитель града Чернигова, и Феодор, болярин, прославлены в одном из самых высоких ликов святости — мученическом. В каноне этим святым они называются великомучениками. В службе им правитель именуется благоверным.
Акт канонизации осуществился в 1547 году на проходившем тогда Соборе.
Мощи
В 1572-м году честные останки были перемещены из Чернигова в Москву.
Интересный фактВ 1772-м году их поместили в раку, изготовленную из серебра, которая была в 1812-м году украдена при наполеоновской оккупации. После этого большой ларец изготовили из бронзы.
Некрополь Архангельского собора Московского Кремля — место захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников. Всего в соборе 56 погребений, включая две раки Михаила Черниговского (с 1774).
Почитание
Фактически почитание Михаила и Феодора в качестве святых мучеников началось сразу после их кончины. Их останки погребли в приделе Свято-Спасского соборного храма Чернигова-града. Этот придел посвятили им — чудотворцам сего града. Распространению почитания князя Михаила способствовали его жена, а также дочь по имени Мария и ее дети, которых звали Борис и Глеб Васильковичи. Они и установили праздник Черниговских чудотворцев и возвели церковь в их честь. Сестра Марии, монахиня Ефросиния (Феодула), тоже глубоко почитала Михаила и Феодора и построила в их честь часовню.
В 1288-м году возведённую в Ростове во славу правителя Михаила церковь сожгла молния.
В 1987-м году Михаила, сына Всеволода, правителя Чернигова-града, внесли в группу Святых града Тулы, именуемую Собором этих Святых, молитвенное воспоминание — 5 октября.
Михаил Черниговский на иконе XVII века
Икона
Святаго Христова страстотерпца Михаила, начальника Чернигова, иконографически изображают обычно с крестным знамением в деснице (реже — в шуйце), что является символом мученичества, и часто в княжеском головном уборе — в шапке или короне. Также на некоторых его иконах его отличают особые в одежды, но эта специфичность одежд хорошо заметна только при совместном изображении Михаила и боярина Феодора.
Возможно,
на иконах
Михаила Всеволодовича обязательно присутствует хотя бы один из указывающих на княжеский статус символов. Иногда Михаил Всеволодович изображается с мечом, что скорей всего, указывает на способ его умерщвления, однако иконописцы могут вкладывать в свои изображения не только традиционные смыслы.
Святого мученика боярина Феодора изображают с крестом и мечом аналогично, но без атрибутов княжеской власти.
Существует совместное иконографическое изображение святых мучеников Михаила и Феодора. При этом они могут находиться в деисусной (от греческого слова, означающего “моление”) позе, и в центре вверху изображается Господь и Бог наш Иисус Христос, и моление мучеников обращено к Нему.
Картина В Смирнова «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя»
Василий Смирнов, живший с 1858-го по 1890-й год, написал полотно “Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя”. На нём изображён эпизод отказа святаго Михаила выполнить требование Бату-хана по идолопоклонству. На полотне видна статуя Чингизхана. Так же на ней отображён момент сбрасывания с себя Михаилом Черниговским шубы. Картинная работа отличается фотографически реалистичной чёткостью прорисовки.
Художник Смирнов в 1883-м году получил за эту свою работу золотую медаль и право повышать квалификацию в Италии за казённый счёт.
Картина «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя», художник Василий Смирнов (1858–1890)
Храм Михаила и Федора Черниговских в Москве
В Москве есть храм в честь этих святых Христовых страстотерпцев Михаила и Феодора Черниговских. Он создан в 1675-м году, а упоминается с 1625-го года. Средства для строительства выделила Милютина, являвшаяся купчихой. После революции 1917-го года храм был закрыт и служил складом. Во время войны с Наполеоном здание понесло значительные повреждения в результате пожара. [11,12]
О чем молятся
Как и любым святым Михаилу и Феодору Черниговским можно молиться обо всём допустимом с православной точки зрения. В связи с их ликом святости логично просить этих святых помогать:
- при стоянии перед таким же искушением (когда предлагают отречься от Христа или мучительно умереть),
- в духовном, аскетическом — при бесовских борениях какими-либо страстями,
- о том, чтобы святые помогли быть верными рабами Бога.
В молитвах этим святым произносится прошение об избавлении по их предстательству от разных напастей:
- бед,
- скорбей,
- печалей,
- злых людей,
- от мук после смерти.
Примеры помощи
Известны примеры помощи святых мучеников Михаила и Феодора в духовной брани.
Чему учит нас житие
Житие этих святых учит быть мужественными и иметь крепость духа перед искушениями, будь то искушения духовного характера или же в прямом смысле мученический или исповеднический выбор.
Молитвы
Богослужебный текст святым страстотерпцам Михаилу и Феодору — совместный.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору ,
глас 8
Тро́ичнаго Божества́ осия́нием просвети́вся,/ страстоте́рпче вели́кий кня́же Михаи́ле,/ с прему́дрым боля́рином ти Фео́дором,/ самозва́нна к по́двигом устреми́стася,/ сквозе́ огнь не идо́ста,/ кусту́ же и и́долом не поклони́стася, но оплева́ста/ и нечести́ваго царя́ обличи́ста,/ Христа́ же Еди́наго от Тро́ицы Бо́га Су́ща испове́даста./ И того́ ра́ди крове́й свои́х струя́ми обагри́стася, сла́вная./ Те́мже и венца́ от Него́ побе́дная прия́ста,/ и нас свы́ше назира́ета,/ мо́лим вас, святы́я, моли́те Того́,/ я́ко да ва́шими моли́твами изба́вит нас от вся́ких обстоя́щих ны зол/ и пода́ст нам вся блага́я,// и́же Един Сый прославля́емый во святы́х Свои́х.
Перевод:Бога Троицы сиянием просветившись,
мученик
великий князь Михаил, с премудрым боярином твоим Феодором, по своей воле на подвиг устремились, через огонь не пошли, кусту и идолам не поклонились, но их отвергли и нечестивого хана обличили, Христа же — Одного из Лиц Троицы — исповедали как Сущего Бога. Потому и обагрились потоками крови своей, прославляемые. Потому и венцы победы от Него получили, и за нами свыше наблюдаете, молим вас, святые, молите Его, чтобы по молитвам вашим Он избавил нас от всяких наступающих бедствий и подал нам все благое, как Единственный Сущий, прославляемый во святых Своих.
Кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору ,
глас 5
Со́лнца мы́сленнаго пра́веднаго — Христа́/ озари́вся сия́нием, пребога́те Михаи́ле,/ ви́димому со́лнцу не поклони́лся еси́/ и тва́ри па́че Творца́ не послужи́л еси́/ и нече́стие обузда́л еси́,/ я́рости царя́ не убоя́вся/ и кро́ве свое́й обагре́нием/ Христо́ви предста́л еси́, ра́дуяся./ И ны́не в пренесе́нии моще́й твои́х/ нас свы́ше назира́й и Христа́ Бо́га моли́,/ мо́лимся я́ко спасти́ся нам/ и Правосла́вию непоколеби́му пребы́ти,/ Оте́честву на́шему соблюсти́ся во всем/ моли́твами твои́ми, свя́те,// по вели́цей Его́ ми́лости.
Перевод:Солнца духовного праведного — Христа щедро озарившись сиянием, Михаил, видимому солнцу не поклонился ты и твари, больше чем Творцу, не послужил, и нечестие обуздал ты, не побоявшись ярости хана и, обагрившись кровью, предстал ты Христу, радуясь. И сейчас, в день памяти перенесения
мощей
твоих, за нами свыше наблюдай и Христа Бога моли, молимся, о спасении нашем и о том, чтобы Православию пребывать непоколебимым, отечеству нашему сохраниться во всем по молитвам твоим, святой, по великой Его милости.
Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору ,
глас 4
Жизнь ва́шу му́ченически совеpши́вше,/ испове́дания венцы́ укpа́сившеся, к Небе́сным востеко́сте,/ Михаи́ле пpему́дpе с до́блим Фео́доpом,/ моли́те Хpиста́ Бо́га/ сохpани́ти оте́чество ва́ше/ град же и лю́ди,// по вели́цей Его́ ми́лости.
Перевод:Жизнь вашу мученически окончив, украсившись мученическими венцами, вы поднялись на Небеса, Михаил премудрый с храбрым Феодором, молите Христа Бога сохранить отечество ваше, город и людей, по великой Его милости.
Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору ,
глас 8
Ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ сла́ву я́ко преходя́щую оста́вил еси́,/ самозва́н прише́д к подвиго́м,/ Тро́ицу пропове́дал еси́ пред нечести́вым мучи́телем,/ страстоте́рпче Михаи́ле, с до́блим Фео́дором,/ Царю́ Сил предстоя́ще,/ моли́те без вре́да сохрани́ти Оте́чество ва́ше, град же и лю́ди,// да вас непреста́нно почита́ем.
Перевод:Царство земное посчитав ничем, славу как временную ты оставил, по своей воле устремился на подвиг, Троицу проповедал ты перед нечестивым мучителем, мученик Михаил, с храбрым Феодором, Царю Сил предстоя, молите сохранить невредимым отечество ваше, город и людей, да вас непрестанно почитаем.
Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору ,
глас 3
Блаже́ннии апо́столом равноче́стнии,/ прия́ли есте́ вене́ц от Христа́,/ зане́же того́ досто́йни,/ Михаи́ле богому́дре и Фео́доре ди́вне,/ мир ми́рови испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод:Блаженные и почитаемые наравне с апостолами, вы получили венцы от Христа, поскольку достойны этого, Богомудрый Михаил и удивительный Феодор, мир испросите миру и душам нашим великую милость.
Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору ,
глас 2
Ве́рою укре́пльшеся, святи́и, муче́ния претерпе́сте/ и кровьми́ свои́ми погаси́сте пла́мень сопроти́вных безбо́жия,/ Христа́ же испове́дасте, с Отце́м и Ду́хом,// Михаи́ле и Фео́доре, Его́ моли́те за всех нас.
Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору ,
глас 3
Я́ко свети́ла, в Руси́ возсия́вше,/ муче́ния луча́ми сла́вными отрази́сте,/ страстоте́рпцы сла́внии, Михаи́ле и Фео́доре,/ тем вопия́сте:// ничто́же нас отлучи́т от любве́ Христо́вы.
Перевод:Как светила, просияв на Руси, мучения лучами славы вы отразили, мученики прославляемые, Михаил и Феодор, потому взывали: «Ничто не отлучит нас от любви Христовой» (Рим.8:39).
Канон
Канон
КАНОН ВЕЛИКОМУЧЕНИКАМ МИХАИЛУ И ФЕОДОРУ ЧЕРНИГОВСКИМ
Песнь 1
Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.
Припев: Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Твоими молитвами страстотерпче Михаиле, благодать мне и просвещение с небесе даруй, яко да возмогу похвалити доблести и страдания твоя.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Божественным желанием разжигаемь, Михаиле святе, с Феодором болярином, паки к вашему отечеству возвращаетеся, идеже мучения венцы от десницы Вышняго приясте, изрядно поминайте вас почитающих.
Слава: Царствия вечнующаго, и никакоже мимотекущаго воспоминая наслаждение, святе, царство земное преобидев, и вместо скиптра крест взял еси, и самозван к подвигом устремился еси, купно со страдавшим с тобою Феодором болярином.
И ныне: Святых Святейшая была еси, Дево Чистая, святых Святаго на руку Христа носивши, Божественною силою тварь содержащаго.
Песнь 3
Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Яряся зверь нечестивый, убити вас повелевает, сего скверным повелением повинутися не хотящих, и твари паче Творца не послужисте, но Христу вопиясте: Свят еси, Господи.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Любовию твоего Владыки снедаемь быв Михаиле, купно с Феодором болярином, ничтоже земнаго вменисте, и Того желанием мучения чашу исписте усердно, Христу вопиюще: Свят еси, Господи.
Слава: Самозван от дальных стран отечество твое пришед посетити, и злоименитаго царя богоборную прелесть обличити, от негоже пострадав, жертва Богу принеслся еси.
И ныне: Возставила еси, Чистая, паки падший мой образ, рождшая Виновнаго паче естественнаго воскресения.
Господи, помилуй (трижды).
Седален, глас 1-й
Камение твердо явистеся, и непреборими бысте мучителей прещением, Михаиле славне и Феодоре премудре. Сего ради Российстии собори вопиют радостно: слава Укрепльшему вы, слава Венчавшему вы, слава Просвещшему вами весь мир.
Слава, и ныне: Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе Богу; ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.
Песнь 4
Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Богомерзскаго и злочестиваго царя неправедна и лукавнейша паче всея земли, безбожную веру укористе, и лютаго беса обличивше прелесть, яко агнцы за Христа заклани бысте, и яко солнце по кончине просияли есте.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Усты светлыми витийствуя, исповедал еси благочестно Единаго Бога, Михаиле, с пострадавшим с тобою Феодором: и сего ради злочестивый царь не терпя, повелевает убити вас на самей кончине Христа исповедающия.
Слава: О, ярости царя злочестиваго и неправеднаго убиения! О, терпения непобедимых страдалец! Иже по вере добре подвигшеся, Христу вопияху: слава силе Твоей, Господи.
И ныне: Неискусобрачно родила еси, о, Дево! и по Рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Дивлюся, о, царю! твоему безумию, и суетному глаголу, исповедниче Михаиле рекл еси, и с благородным Феодором: твари паче Творца никакоже да будет нам покланятися, она бо человека ради сотворена есть.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Злочестивый он законопреступный Доман, иже первее веры христианския отвергся, не терпя твоего исповедания, зле огорчися, ножем отрезует главу твою честную, исповедниче Христов Михаиле.
Слава: Аще честная святая телеса ваша и небрегома пребыша от кровоядец онех, повержена псом на снедение, но Бог соблюдаше оная, и столпом огненным осияваше, пресветлыми зарями.
И ныне: Бог в Тя, Богомати, вселися, человека назидая во тлю падшаго прелестию змия.
Песнь 6
Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Недоволен злочестивый быв мучитель, о убиении благочестиваго Михаила, покушашеся и страдальца Феодора лестию увещати: аще бо, рече, богом моим поклонишися, со мною во славе будеши, и имению господина твоего наследник будеши.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Мне да не будет, о, царю пребеззаконне! Христе отврещися, и ложным твоим богом поклонитися. Мне бо еже жити Христос, и еже умрети за Него, приобретение.
Слава: От юности житие твое чисто явися, Пресвятаго Духа дарованием Феодоре, посреде бо злочестивых мучителей, твоему господину поборник был еси, и с ним на небесех присно веселишися.
И ныне: Излияв первее яд во уши Евины змий вселукавый, ты же сего Едина оттрясла еси, Богомати, Истребителя сему рождши.
Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:
Кондак, глас 8-й
Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю Сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.
Икос
Кто подвиги ваша и болезни возможет извещати, страстотерпцы, яже мужески претерпесте за веру Господню? и дарований, ихже сподобистеся, не довлеют уста человеческая исповедати. Премудростию бо украшени и мужеством, богатство и славу привременную возненавидесте, Михаиле славный, и с пострадавшим с тобою дивным Феодором, с ним не разлучастеся на земли и на небеси. Тем молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.
Песнь 7
Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Ни любви сопружницы, ни чад разлучению внимал еси, но сия вся в руки предав Божия, яко Творца и Промысленника всех, вопиял еси: благословен Бог отцев наших (дважды).
Слава: Поревновав мужеству прежде бывших мучеников, тех блаженство и славу получил еси, достохвальне Михаиле, купно с Феодором, вопиюще: благословен Бог отцев наших.
И ныне: Вышняго Освященное Божественное Селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Песнь 8
Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Взирая на воздаяния, сущая на небесех всечестне, яже любящим Христос предуготова, и вопиющим Ему от души: благословите, вся дела Господня, Господа.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Божественная мученик страдания воистинну превзыдоша похваления, паче слова и помышления, яко тленным телом безплотныя враги победиша, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.
Слава: Непоколебимь в подвизех пребыл еси, паче же нечестивых сердца поколебал еси, видевших тя непреклонна, святе Михаиле, купно с Феодором вопиюща: благословите, вся дела Господня, Господа.
И ныне: Таинство странно, истинно, под солнцем Едина показала еси, Бога бо родила еси, Чистая, Невидимаго и Безначальнаго, Невместимаго, всем Непостижимаго, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.
Песнь 9
Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Приидите чистым сердцем и трезвою совестию, великомученика Михаила, с советником крепким Феодором, паче злата светящася зряще величаем.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Светлая ваша, пребогатии, победная храборствия на врага, видев Всевидящее Око подвиги ваша, венцы одоления венчает Спас душ наших.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Воинства Ангелов удивишася, мучеников же лики и праведных собори согласно похвалиша Христа, таковое терпение вам даровавшаго.
Слава: Непобедимая честная мученик двоица, на небесех живущи, певцы своя поминай, совершающих во хвалении священная ваша страдания, вас непрестанно величающих.
И ныне: Земля избавися от клятвы древния Рождеством Твоим. Темже Тя, Богородительнице, величаем.
Частые вопросы
Когда князь Михаил решил ехать к Батыю?
В 1246 году князь отправился в Золотую Орду, надеясь этим визитом улучшить положения своих православных подданных. Предупрежденный о монгольских религиозных обрядах, он твердо решил не исполнять их. По совету духовного отца князь взял с собой для укрепления веры Святые Дары Причастия.
Какой князь погиб в Орде?
Ярослав Всеволодович – первый князь, получивший ярлык от хана, погиб о Орде в 1246 г.
Когда была гибель князя Михаила Черниговского?
Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора 20 сентября 1246 г.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед тем, как начать чтение статьи, уделите время на создание удобной атмосферы: выберите тихое место, возьмите чашку чая или кофе, чтобы полностью погрузиться в текст.
СОВЕТ №2
Не спешите скроллить текст в поисках ключевых моментов. Внимательно читайте каждый абзац, чтобы уловить все нюансы и глубину повествования.
СОВЕТ №3
После прочтения статьи задумайтесь над основными идеями, которые она передает. Можете записать свои мысли или обсудить прочитанное с кем-то, чтобы лучше усвоить материал.
Исторический контекст событий
События, описанные в летописи под названием «Велми взъярился Батый», произошли в XIII веке во времена правления великого князя Киевского Михаила Черниговского. В то время Русь находилась в состоянии постоянных внутренних раздоров и внешних угроз со стороны монгольских завоевателей.
Батый, великий князь Золотой Орды, был известен своей жестокостью и беспощадностью в отношении своих врагов. Он стремился расширить влияние Орды на Русь и подчинить себе всех её правителей. Именно в этот период началось наступление монголов на Русь, которое привело к разрушению многих городов и княжеств.
Михаил Черниговский, будучи опытным политиком и военачальником, понимал опасность, которую представляли для его княжества монгольские захватчики. Он предпринимал попытки укрепить оборону и заключить союзы с другими князьями для сопротивления монголам.
Однако, в конечном итоге, силы монголов оказались слишком велики, и Михаил Черниговский был вынужден принять неравный бой. Сражение пришло в самое неподходящее время для князя, когда его армия была ослаблена внутренними распрями и не была готова к полномасштабной войне.
Таким образом, исторический контекст событий «Велми взъярился Батый» отражает сложные политические и военные реалии того времени, когда Русь оказалась на грани порабощения монголами, а Михаил Черниговский столкнулся с тяжелым выбором между собственной независимостью и защитой своего народа.