В данной статье рассматривается важная тема Таинства Евхаристии через призму теории и пастырской практики, представленной опытным пожилым священником. Разбирая аспекты общения верующих с этим святым событием, статья также затрагивает вопросы документирования участия верных в Евхаристии.
Что такое Евхаристия
Евхаристия – это Таинство Православной Церкви, в котором хлеб и вино, действием молитвенно призываемого священником Духа Святого, прелагаются (пресуществляются) в Тело и Кровь Христовы: и ими причащаются верующие, посему самым существенным образом соединяющиеся с
Иисусом Христом
. По учению святых отцов — это великое Таинство, вообще величайшее из всего того, что есть и может быть на земле! Ибо в Евхаристии на святом престоле является и пребывает Своей Плотью Сам Господь Бог — Всевышний! Поэтому, выше сего на земле нет ничего и быть не может.
Определение
Само слово «евхаристия» в переводе с греческого означает «благодарение, благодарность». Мы,
христиане
, благодарим Господа за Его неизреченную любовь и милость к нам. Из-за коих Он сошел с неба, принял человеческую плоть и распялся за нас — распялся, чтобы спасти нас.
Мнение эксперта:
Известный теолог и пастырь, имеющий богатый опыт служения в церкви, высказал свое мнение о Таинстве Евхаристии. По его словам, данное таинство является одним из важнейших в христианстве, олицетворяя объединение верующих с Христом через принятие тела и крови Господа. Пожилой священник подчеркнул, что в процессе служения Евхаристии происходит духовное обновление и укрепление веры каждого прихожанина. Его слова отражают глубокое понимание и почитание данного таинства, которое является источником духовной силы и общения с Богом для христиан.
Вещества, которые используются для Таинства
О сем говорится в части Служебника, называемой: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипачеже к Божественной Литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися». В переводе с церковно-славянского на русский язык текст звучит так:
Интересные факты
-
Евхаристия – это центральное таинство христианства, в котором хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа.
-
Слово «Евхаристия» происходит от греческого слова «eucharistia», что означает «благодарение». Это название отражает тот факт, что Евхаристия – это прежде всего выражение благодарности Богу за Его дары, в частности, за дар Его Сына Иисуса Христа.
-
В Православии Евхаристию часто называют «Святыми Тайнами», потому что она считается одним из самых важных и священных таинств Церкви.
О веществе Тела Христова
Веществом для Таинства Тела Господа нашего Иисуса Христа является хлеб из чистой пшеничной муки, замешанный на простой воде и хорошо испеченный, квасной, не пересоленный, свежий и чистый; имеющий приятный и свойственный для хлеба вкус. Пресный же хлеб, даже если будет и пшеничным, во Святой Восточной Православно-кафолической Церкви веществом для Тела Христова служить не может. И служить на таком хлебе не следует.
Квасной же хлеб, но изготовленный из какого-либо другого зерна, кроме пшеницы, служить веществом для Тела Христова также не может. Дерзнувший же служить на таком хлебе, или на хлебе хотя и из пшеничной муки и квасном, но помазанным молоком, маслом или яйцами, или на хлебе зацветшем, заплесневелом, изгорчавшем, черством или сгнившем, очень тяжко согрешит и подпадет извержению из сана, так как Таинство на таком хлебе не совершится.
О веществе Крови Христовой
Веществом для Крови Христовой является вино из виноградных плодов, то есть источенное из виноградных гроздьев. Оно должно иметь свойственный для вина вкус и запах, быть годным к питию и чистым, а также не смешанным с чем-либо другим; только на проскомидии полагается влить немного воды в вино, а также после освящения Тайн вливается теплая вода, как указано по чину службы.
Вином не являются и не могут быть соки, изготовленные из различных овощей и ягод, то есть – яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и другие им подобные.
Если же кто дерзнет служить на ином вине, кроме как виноградном, или соках, или на прокисшем вине, или смешанным с чем-либо другим, то тяжко и смертно согрешит и подпадет извержению из сана, так как Таинство на таком вине не совершится.
Если, совершая проскомидию, иерей, произнося слова: Абие изыде кровь и вода – не вольет в вино немного воды, а также, если после освящения Святых Тайн (когда влагает часть Святого Агнца в потир), не вольет в чашу теплой воды, или вольет вместо теплой воды холодную, то смертно, как преступивший церковное предание, согрешит.
Вливать же воду во время проскомидии, или после ее совершения в потир необходимо с тщательным вниманием, чтобы вино, от избытка воды, не изменило своего вкуса, так как Тайна на таком вине, изменившем свой вкус в водный, не совершится, и служащий тяжко и смертно согрешит.
https://youtube.com/watch?v=pXin_EFL6qY
Как совершалась Евхаристия в годы гонения на христиан
И это Таинство, если мы его достойно приемлем, как ничто другое вселяет в нас любовь Божию. Ибо Сам Господь сказал:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
И Он явил к нам Свою любовь, на кресте положив душу свою за нас грешных! И сия любовь Божия обильно вселяется в наши души, когда мы достойно причащаемся за Евхаристией, коя есть бескровная Жертва Христова, совершаемая в воспоминание Его Крестной Жертвы.
И эту самую возвышенную любовь Божию явили многие святые, особенно мученики. Которые в ответ на предложения мучителей отречься от Христа и поклониться идолам, чтобы избежать мучений и получить большие земные блага, часто отвечали, что ни за какие сокровища мира сего они не отрекутся от Хлеба, сходящего с небес (ср.Ин.6: 33; 35;38;4148-51), и Чаши с Его Кровью.
Мучение св. Адриана. Тзортзи Фука. Фреска. Афон, Дионисиат, 1547 г.
Более того, даже находясь в темницах и узилищах, мученики в священном сане (священномученики) при любой возможности совершали Божественную литургию, причащаясь сами и причащая верных. Так, к примеру, поступал священномученик Дионисий Ареопагит; причем во время богослужения он сам и достойные сего верующие сподоблялись видеть явление Царя Славы, окруженного
ангелами
.
Подобный же, или даже больший священномученический подвиг совершил святой Лукиан Антиохийский. Находясь девять лет в тюрьме, он и там своей проповедью, а также примером собственно подвига не переставал укреплять христиан в перенесении скорбей и гонений от язычников. А однажды, в
праздник Богоявления
, будучи в узилище прикованным к ложу, он, однако, и в таком положении совершил литургию.
Причем, престолом для Таинства послужило само тело священномученика.
Это было в древнее время. Но и в наши дни, когда происходило самое страшное и зверское гонение
христианства
от коммунистических властей, священномученики поступали так же. Есть много свидетельств о том, что и в советских лагерях да тюрьмах они при первой же возможности совершали Евхаристию.
И пусть вместо вина служил сок каких-то северных диких ягод, тайно собранных заключенными; хлеб также был не самым белым и чистым, а богослужебные сосуды делались из подручного материала, но по тем же свидетельствам участников этого Таинства, — благодать, которую они в нем получали, была ни с чем не сравнима! И эта благодать Святого Духа вселяла в их сердца такую великую любовь и неизреченную радость (ср.Гал.5: 22), кои неизмеримо перекрывали все их земные скорби и печали!
Отсюда в значительной мере становится понятным:
Зачем человеку причащаться Святых Христовых Таин
О сем Сам Господь сказал так:
«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»
Итак, согласно слову Спасителя, причащение святых Таин Христовыхнам, грешным, необходимо для получения жизни вечной, т.е. для спасения души.
Последнее без участия в Таинстве Евхаристии становится весьма проблематичным. Поэтому, когда священника зовут для напутствия умирающего, то батюшка первым делом стремится причастить больного (если, конечно, он способен принять причастие), предварительно его исповедав.
Это есть самое главное напутствие православному христианину перед смертью. Особенно если он причащается первый раз в жизни. Что в наше время повального атеизма бывает довольно часто – когда крещенный в детстве первый раз причащается перед смертью и из-за страха ее. Это, конечно, его жизненное упущение, но… все же лучше позже, чем никогда. Ибо Господь приемлет и пришедшего в единодесятый час.
Но, разумеется, гораздо лучше, как подобает настоящему христианину, постоянно и регулярно прибегать к Таинству Евхаристии. Причем, эта регулярность зависит от духовной жизни самого причастника.
Почему надо регулярно причащаться?
Здесь кроется вторая важнейшая причина, по которой православным следует регулярно причащаться.
Православные, даже мало-мальски старающиеся вести духовную жизнь, знают, что после причащения, когда душа горит любовью Божией и испытывает духовную радость, на некоторое время на нее не действуют бесовские прилоги, а в сердце пресекается ток порочных страстей.
Святые отцы сравнивали это вот с чем.
Они говорили, что когда «котел, стоящий на огне, разогрет, то мухи, комары и прочие насекомые на него не садятся. Но когда этот котел остынет, то бывает облеплен всяческой мошкарой. Так и сердце человеческое! Когда оно разогрето любовью Божией, более всего даруемой в Таинстве Евхаристии, тогда вражеские прилоги не липнут к нему. Но стоит ему остыть, живя нерадиво в миру, как тут же наше бедное сердечко вовсю оплетается ими».
Поэтому христианину, желающему жить духовной жизнью, надобно внимать себе. И как только наше сердце остыло, снова и снова стремиться к покаянию и спасительной Чаше! Тут прямая аналогия с обычной пищей, которую мы принимаем, когда голодны. Так точно и нетленная Пища Тела и Крови Христовых должна регулярно приниматься нами по мере голода души.
Отсюда становится ясным:
Как часто следует причащаться
По мере духовной необходимости. Это не должно быть слишком редко, чтобы из-за такого нашего нерадения не впасть в действия страстей. Но и не чрезмерно часто, чтобы из-за такой ненужной для нашего слабого духовного роста частоты, не начать причащаться безрассудно: без должного приготовления к Таинству и без должного рассуждения о нем, т.е. в суд и осуждение себе.
А такие есть, кои самовольно или по самовольному повелению своих неразумных духовников начинают причащаться сверх часто, иногда пытаются делать это даже каждый день. Тут опять же правильной будет аналогия с обычной пищей. Ведь мы едим не потому, что кто-то нам это повелел, а потому, что голодны. И если мы не испытываем голода, то и не едим. Так и душа человеческая: когда она голодна, то нуждается в нетленной Пище; когда же сыта, не следует ее насильно пересыщать.
Здесь своевременно сказать:
Как правильно подготовиться и приступать к Святому Причастию
Приступать к такому величайшему Таинству следует обязательно предварительно приготовившись. Для этого Православная Церковь издревле установила следующие самые минимальные правила.
Пост
Согласно сим правилам перед причастием положен, как минимум трехдневный пост. Если он попадает на продолжительные посты, то тогда в эти дни следует поститься строже. К примеру, если этим продолжительным постом разрешена рыба, то перед причастием следует три дня воздержаться и от ее вкушения.
Перед причащения, накануне (с двенадцати часом ночи) положено полностью воздерживаться от пищи и пития. Иногда это по состоянию здоровья невозможно – приходится принимать лекарства или даже какую-то еду, поскольку без этогоу таких больных это воздержание может вызвать болезненный приступ, мешающий им приступить к Святым Тайнам.
Тогда с благословения духовника можно принимать эти лекарства или даже еду. Но на исповеди перед причастием следует об этом сказать. Ибо если такой болящий захочет строго соблюсти заповедь о полном не вкушении перед причастием, то по причине болезненных припадков он никогда и не сможет причащаться. Таким образом, заповедь человеческую он соблюдет, а заповедь Божию – нарушит.
Кроме того, христианским супругам перед причащением положено воздержание и в интимных отношениях, как минимум, в течение трех ночей (т.е. суток).
Исповедь
Для православных перед причащением также положена обязательная
исповедь, т.е. совершение Таинства Покаяния
. Ведь в любом случае благодать Божия, подаваемая в обоих сих Таинствах, будет больше, чем лишь в одном.
Кроме того, если кто-то дерзнет подойти к святой Чаше, будучи обремененным не исповеданными грехами, то после этого грехи у такого недостойного причастника весьма усилятся, чрезвычайно усилится и ток его страстей. Поэтому таковой причастится не в здравие души и тела, а в суд и осуждение себе.
А весьма усилившиеся в нем страсти сразу же после причастия могут толкнуть его на совершение тяжких грехов, например, блудных или запойных наркомании, пьянства и т.п. И тогда таковой будет осужден вместе с распинателями Христа, Коего он сам распинает в себе.
Из своей пастырской практики знаю, что такое безрассудное причастие может закончится сугубым наказанием Божиим, которое начнется уже на земле в виде болезней или даже смерти столь тяжко согрешившего (ср.1 Кор.11: 28-32).
Поэтому пренебрегать исповедью ни в коем случае не следует. А это как раз довольно часто бывает у самовольно стремящихся к сверх частому причащению, в чем одна из основных причин его пагубности.
Молитва. Последование ко причащению
Перед причащением положено также вычитать, как минимум, три канона:
- Господу;
- Божией Матери;
- Ангелу Хранителю
- Последование ко святому причащению
Они имеются в полном Молитвослове.
Для новоначальных, особенно плохо читающих по церковно-славянски, это довольно затруднительно. Посему можно читать эти каноны постепенно, в течение седмицы перед причастием. А в самый день пред ним можно вычитать Последование.
Читать его следует с чувством покаяния, пониманием своего недостоинства и греховности. Пониманием того, что сподобиться достойного причащения святых Таин Христовых мы можем не по своим делам, а лишь по милости Божией. Собственно, об этом как раз и говорится в каждой молитве Последования. Чтущему их надобно лишь вложить в эти молитвы свое покаянное чувство.
Также следует знать, что образ благочестия, по учению святых отцов, состоит из правой веры и добрых дел. В наше время распространения всяческих ересей и лжеучений, слабости православного просвещения и катехизации, мы часто бываем немощны в вере, зачастую, даже не зная основных православных догматов. Такое умаление веры, конечно же, мешает достойному причащению.
Но отчаиваться в сем не следует. Господь знает нашу немощность в вере и нас, заблуждающихся в ней, все же допускает к причастию.
Ибо заблуждение в вере, как говорят святые отцы, еще не есть ересь — ересью является упорство в этих заблуждениях.
Но тем не менее нам следует стремиться к духовном просвещению, посещая катехизические курсы или воскресную школу. Однако следует выбирать православных преподавателей, ибо многие сейчас учат превратно.
Перед же причащением надобно смиренно размышлять о собственной немощности в вере и молитвенно просить Господа укрепить последнюю. Тут полезна такая евангельская молитва:
«
Верую, Господи! помоги моему неверию»
Что препятствует достойному причастию
Сомнение
При этом особенно препятствует достойному причастию неправая вера или маловерие в отношении самого Таинства Евхаристии. Издревле известно одно из таких сомнений, когда христиане, своими плотскими чувствами не видящие преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, мнят, что на святом престоле так и пребывают сии хлеб и вино.
Святые отцы говорят:
Господь, зная, что нашему естеству крайне противно вкушение сырых человеческих мяса и крови, преподает нам Свою Плоть и Кровь под видом хлеба и вина. Эта милость Божия, однако, у многих немощных в вере вызывает сомнение в действительности Таинства.
Посему Священное Предание содержит достаточно много таких случаев, когда сомневающиеся (что среди мирян, что среди монахов), ради укрепления их веры, при причащении действительно получали сырую Плоть. Коя, однако, по их раскаянию и исповеданию своего заблуждения снова приобретала вид хлеба и вина.
Насколько мне известно, последний подобный случай не так давно произошел в храме Московских духовных академии и семинарии. Где некий учащийся в сане диакона, наслушавшись новомодных лжеучителей, держался именно такого заблуждения. Когда же после служения литургии, собирался, как и положено диакону, потребить Святые Дары, то с ужасом увидел, что в потире настоящая человеческая Кровь, он даже ощутил ее запах. Бедный студент не знал, что ему делать: потребить – невозможно, но и оставить не потребленными, также нельзя.
Благо среди служащих нашелся православный и мудрый пастырь, который сразу же определил, кто неправо исповедует Таинство Евхаристии. И повелел согрешившему в сем диакону коленопреклоненно перед жертвенником, на коем был потир с Кровью, православно исповедовать Таинство Ехаристии и молитвенно просить у Бога прощения за свое неверие. И действительно, после таковых его покаяния и молитвы Святые Дары снова приняли вид хлеба и вина, а согрешивший и покаявшийся с радостью их потребил.
Посему желающему причаститься следует всячески избегать сего заблуждения о самом Таинстве. Благочестиво и молитвенно рассуждая о том, что готовится причаститься именно Тела и Крови Христовых, но под видом хлеба и вина.
Собственно, в этом особенно укрепляет одна из молитв к причащению, ее обычно перед причащением читают и священники:
Молитва
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Перевод:Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая), т. е. самый (ая) большой (ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь Тебе: помилуй меня, и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле, и сделанные против моего желания, которые я сделал (ла) словом или делом, знавши или не знавши, что это грешно. И удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Твоих Таинств, для прощения грехов и для получения вечной жизни.
Маловерам при подготовке к причащению следует почаще повторять сию молитву. А также вспоминать случаи из древних патериков и житий святых, когда подобные им маловеры за свое неверие были подобным же вышеуказанному образом наказаны. Но, явив веру в Таинство Евхаристии и молитвенно покаявшись, были прощены Богом и сподобились достойного причащения.
Брезгливость
Еще одно, к сожалению, весьма распространенное заблуждение нашего времени связано с нынешним образом жизни людей. Воспитанных в разных гигиенических правилах, типа: «Мойте руки перед едой». Из-за чего новоначальным христианам при их причащении бес, зачастую, внушает брезгливость. Особенно усилилась эта беда, по понятным причинам, во время эпидемии ковида.
Этой душевной порчи также всячески следует избегать, постоянно внушая себе, что –
«это я нечистый, а Тело и Кровь Христовы – пречистые»!А также молитвенно просить Господа избавить нас от этой беды.
Впрочем, следует заметить, что когда христианин, достойно причащаясь, начинает ощущать в себе действие Святого Духа, дарующего ему любовь, радость, мир и прочие духовные блага (ср.Гал.5: 22), брезгливость проходит сама собой.
А таковой достойный причастник от всей души и сердца смотрит на Святые Дары уже как на высочайшую священную драгоценность, как на некий драгоценнейший духовный жемчуг. Посему и приемлет его без всякого сомнения, но зато со всяким смирением и осознанием собственного недостоинства.
В наше время всеобщей внешней, мирской грамотности, когда люди хотят все знать, есть еще одно, наиболее тонкое и скрытое заблуждение о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И о нем следует сказать особо.
Сокровенная тайна: как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа
Обычно, во время литургии плохо знающий православную догматику христианин (а таких у нас большинство) пытается сообразить собственным умом, что же существенного в ней, собственно, происходит?Обычно он считает, что хлеб и вино во время Таинства Евхаристии превращаются в истинное Тело и Кровь Христовы. Казалось бы, это так, но откуда сие известно, какие книги об этом говорят?
А может быть Господь Своим действием или Ангел Божий восхищает с престола хлеб и вино, полагая на их место святые Тайны, по виду, однако, совершенно схожие с тем, что было до них? Я не хочу сказать, что это именно так, но это может быть так, и тогда мнение о каком-то превращении окажется совершенно неосновательным!
Более того, Господь – всемогущ. А посему Он может претворить хлеб и вино в Свою Плоть каким-то совершенно неизреченным и непостижимым для нас образом.
Поэтому совершенно неразумно и вопреки святоотеческому учению католики, основываясь на учении Аристотеля, приняли неосновательное мнение, что при преложении сущность хлеба и вина меняется на сущность Тела и Крои Христовых. А их (хлеба и вина) акциденции, т.е. второстепенные свойства (форма; цвет; вкус; и все такое подобное) остаются прежними. Как видим, это все то же самое наивное мнение о превращенииматериальной субстанции в Святые Тайны. Сформулированное, однако, в философско-схоластической форме.
А что говорит по этому поводу православие? Преподобный Иоанн Дамаскин:
«Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать… что образ – неисследим».
Или более подробно:
«Употребление в православном богословии термина «пресуществление» не является попыткой рационально объяснить тайну Евхаристии. В «Послании восточных Патриархов», основанном на Деяниях Иерусалимского Собора 1672 г., подчеркнуто: «
Веруем, что словом «пресуществление» не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господни, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия»
. Именно так, т.е. исповедуя неисследимость образа преложения Святых Таин, нам и следует веровать — на то они и называются Тайнами!
Православные также пользуются термином «пресуществление». Но у нас этот термин не объясняет образ преложения Святых Даров. Но лишь является свидетельством того, что до совершительной молитвы священнослужителей на святом престоле возлежат по сути хлеб и вино; после же нее, действием Духа Святого – по сути Плоть и Кровь Господни.
Поэтому в отличие от католиков мы не должны думать о каком-то превращении хлеба и вина в Таинстве Евхаристии или как-то еще иначе представлять себе образ сего претворения. Но смиренно сознавать, что не можем своим слабым, греховным умом постичь образ сего претворения! Это четко должен понимать каждый православный христианин, готовящийся причаститься. И это понимание должно составлять существенную часть его подготовки к причастию.
Со временем упражняясь в таком понимании при каждом причащении и подготовке к нему, христианин уже не будет нуждаться в сем напоминании. Оно само собой войдет в его ум, душу и сердце. И тогда он, православно исповедуя Таинство Евхаристии, будет достойно причащаться Святых Таин Христовых!
Личный опыт
Кстати говоря, автор сих строк сам испытал на себе благодатное действия Таинства при таком его православном исповедании. Будучи священником и очень часто служа я очень часто и причащался. Ошибочно мня, что во время литургии происходит это самое «превращение». И нельзя сказать, чтобы причащение было во мне тщетным. Нет, но это было как солнце зимой – светило, но не грело. Вот почему тогда я предпочитал ему Таинство Покаяния, получая гораздо больше пользы от него.
Когда же в процессе работы над серии статей о Евхаристии мне пришлось более подробно познакомиться с православным учением о сем Таинстве, т.е. поняв неисследимость преложения, то тогда я понял и свою ошибку.И при каждом причащении начал нарочито исповедовать (про себя или шепотом) это православное учение. Тогда-то для меня и открылись даруемые в сем Таинстве дары Святого Духа (ср.Гал.5: 22), самый главный из коих – любовь Божия! В чем советую упражняться и всем своим читателям, чтобы получить те же самые благодатные дары.
Об участии верных в Евхаристии
Документ, принятый на Архирейском совещании 3 февраля 2015 года — одно из важнейших церковных постановлений за последние годы. Хотя и не предлагает каких-либо нововведений, а лишь подтверждает и разъясняет древнюю практику причащения и подготовки к нему. В преамбуле документа говорится о величайшей важности Евхаристии в духовной жизни православного христианина.
Затем следует краткий исторический экскурс и разъясняется ряд нюансов этой церковной практики в наши дни.
Отдельное внимание уделяется срокам поста перед причастием.
В документе говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и 6 — 8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви.
Разъясняется также вопрос о причащении на Светлой Седмице,когда пост не положен, когда пост можно соблюдать лишь с 12 часов вечера и до принятия причастия.
Интересный факт
Христиане, живущие в невенчанном и незарегистрированном браке, по правилам не допускаются до причастия, но в виде исключения священник может допустить к таинствам того, кто давно живет в таком союзе, нередко имея при этом детей, и понимает греховность такого сожительства, но не может его разрешить из-за несогласия втрой половины.
Разрешается причащать людей, расписанных в ЗАГСеи вступивших в брак до начала сознательной церковной жизни, при этом священник должен напоминать о желательности церковного венчания.
Отдельно рассматривается вопрос подготовки к Таинству малолетних детей, престарелых, больных, беременных женщин. Для них этот пост, по состоянию их здоровья, может быть сокращен или даже вообще отменен. Молитвенное правило для ребенка подбирается «в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием» , его родители согласовывают с духовником.
Документ подтверждает традицию
недопустимости причащаться во время месячных и сразу после родов
, но специально оговариваются особые случаи: «смертной опасности, а также, когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».
В целом дух этого документа располагает православного христианина к, по возможности, как можно более частому и достойному причащению Святых Таин Христовых.
Так
запрещается существовавшая в советское время практика,
когда не причащали мирян в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.
Документ весьма полезен для чтения каждому православному христианину, особенно готовящемуся к причастию.
Полностью текст документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2- 3 февраля 2015 г.,представлен
на официальном сайте РПЦ.
Как проходит Таинство Евхаристии сегодня
Оно совершается за Божественной литургией св.Иоанна Златоуста или св.Василия Великого. Сама литургия служит приготовлением к этому Таинство, которое совершается в той ее части, которая называется Евхаристический канон.
Проскомидия
Порядок совершения
Божественная литургия состоит из трех частей:
- проскомидии;
- литургии оглашенных;
- литургии верных
Именно в последней ее части, после возглашения священника:
«Благодарим Господа»
, — начинается евхаристический канон.
Видимая и невидимая сторона Евхаристии
Видимой стороной Таинства являются священнодействия священника, который, держа в руках дискос с агнцем и потир с вином, возглашает:
«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».
После чего читает тайно совершительную молитву: в коей просит Господа о ниспослании Духа Святого.
Призывание Святого Духа на молящихся и на Святые Дары
В этой молитве священник просит Господа о ниспослании Духа Святого на предложенные хлеб и вино, чтобы Его силою преложить их в Плоть и Кровь Господни. А также о том, чтобы сим же Духом священнослужители и их паства были очищены, просвещены и приготовлены к достойному принятию Святых Даров в причащении.
Затем, после троекратного чтения тропаря Пятидесятницы, благословляет сначала хлеб, затем вино, наконец, обоя, со словами:
«Преложив Духом Твоим Святым»,
— именно после этих слов действием Духа Святого на св.престоле уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы.
Само же это действие Духа происходит невидимо. Человеку своими телесными чувствами абсолютно невозможно заметить какое-либо изменение, происшедшее с хлебом и вином. По виду они остаются совершенно теми же, что и до преложения.
Изменение познается христианином не телесными, а духовными чувствами. Когда он, достойно причастившись, ощущает в своей душе плоды Святого Духа, в первую очередь, любовь и радость (ср.Гал.5: 22); когда от его души на время отбегают демоны с их прилогами, а в сердце на это же время утихают страсти! Тогда-то православный христианин и начинает видеть своими не телесными, а духовными очами благодатную силу Святых Даров. Хотя по виду они, как будто бы, остаются «прежними хлебом и вином».
Впрочем, некоторые святые сподоблялись и телесными очами видеть под образом блистающего или пурпурного огня действие Святого Духа, прелагающего хлеб и вино.
А, к примеру, св.Нифонт Кипрский был удостоен видеть все Таинство Евхаристии в образе закалаемого Ангелом Младенца, лежащего на дискосе. Кровью Младенца Ангел наполнял св.Чашу, а Тело раздробил для причастия. После коего, однако, Младенец снова оставался живым. Но все это чудесные видения никак не выражали сущность преложения Святых Даров, а представляли собой лишь образы Евхаристии, видеть которые удостаивались некоторые великие святые.
Как подходить к Святой Чаше
Делать сие, согласно вышесказанному, надо первым делом достаточно приготовившись к причащению. К самой же св.Чаше подходить надобно с благоговением, страхом Божиим и всяческой осторожностью. Руки следует держать крестообразно, не делать каких-то резких движений, особенно, «изображающих благочестие», в частности, перед Чашей не следует креститься; ноги также надо передвигать осторожно, чтобы не споткнуться.
Все эти внешние осторожные действия необходимы для того, чтобы случайно не толкнуть Чашу или причащающего священника, ибо это может вызвать пролитие Святых Даров.Что является страшным, смертным грехом как для причастника, так и для священника. И тогда вместо изобильной благодати Божией, подаваемой в Таинстве Евхаристии, мы наследуем тягчайший грех. Говорю это не понаслышке, к сожалению, в моей пастырской практике бывали такие случаи.
Уже о время причащения (во избежание того же пролития) необходимо держать рот широко открытым, ибо так удобнее всего и, главное, безопаснее причащаться.
Что можно и что нельзя делать после причастия
Что говорит Церковный устав о целовании икон и мощей?
После причащения не следует
целовать иконы
, мощи или другие святыни, но следует сразу же подойти к столику с запивкой и вкусить ее(обычно, это разбавленное теплой водой сладкое вино, чаще всего, кагор) и кусочек просфоры.
Целовать святыни сразу же после причащения нельзя потому, что на губах причастника, возможно, еще остается Кровь Христова. Чтобы этого не было, ему и дается запивка.
После употребления коей уже можно целовать иконы, мощи, крест и прочие святыни.
А тем христианам, которые сомневаются, что последнее можно делать, надо сказать следующее: ведь вы приходите домой и кушаете суп ложкой, а жаркое вилкой, вольно или невольно облизывая эти столовые приборы. И, таким образом, считая, что их «целовать» можно, — но тогда тем более и святыни можно!
О плевках и сжигании косточек?
После причащения нельзя плевать, особенно в нечистых местах. Как говорят святые, после причащения Святых Даров они освящают все тело причастника, поэтому и плевать в любой форме нельзя, например, — щелкать семечки, выплевывая при этом лузгу. При еде также нельзя выплевывать что-либо. Если же в этом есть необходимость, например, при еде рыбы попадает косточка, то ее затем надо сжечь, а пепел закопать в чистом месте, к примеру, в палисаднике или просто в земле цветочного вазона.
Что самое главное
Но это лишь внешние, хотя и важные, но не самые главные правила поведения православного христианина после причастия. Главным является духовное. Здесь первым делом надобно как можно дольше избегать грехов, особенно грубых грехопадений.
Выше уже говорилось, что последние являются наиболее тягостными. Поскольку согрешивший сразу или вскоре после причастия несет за это и гораздо большую ответственность. Это выражается как в чрезмерном усилении в нем тока нечистых страстей, так и в могущем постичь такового уже здесь, на земле сугубом наказании Божием: серьезных материальных потерях, тяжких болезняхи даже смерти. Тем более печальная загробная участь такового, если он, сугубо согрешив, вовремя не прибегнет и к сугубому покаянию.
Причастнику надобно всячески стараться сохранить в себе благодать, полученную при причащении. По возможности стараться пребывать в кротости и безгневии; избегать мирских развлечений, особенно, греховных; стремиться как можно дольше пребывать в молитве, в частности, Иисусовой (она особо хорошо идет у достойно причастившихся); читать Священное Писание и духовные книги – святоотеческие творения и т.д.
Чем дольше причастник пребудет в сих и прочих христианских добродетелях, тем дольше он будет сохранять в себе благодать.Когда же, по причине нашей неопытности в духовной жизни, невнимания к себе и нерадения, сия благодать в нас оскудеет, то унывать и, тем более, отчаиваться от сего не следует. Это обычное дело у всех живущих в миру, где душе очень трудно долго удерживать благодать. Поэтому потеряв ее, не будем отчаиваться. Но смиренно осознавая свою греховность, снова надобно готовиться и идти на исповедь и причастие.
Причащение детей
Для тяжело больных и детей до семилетнего возраста пост перед причастием может быть ослаблен, сведен до минимума или даже совсем отменен. Об этом, кстати сказать, говорится в вышеупомянутом постановлении Архиерейского Совещания «Об участии верных в Евхаристии».
Впрочем, такие послабления следует делать с духовным рассуждением. Чтобы, с одной стороны, непомерно тяжелой для больного или ребенка подготовкой к причастию не оттолкнуть таковых от самого причастия. Но, с другой стороны, чтобы этим не вызвать у них нерадение – это особенно касается детей. Ребенка следует мудро и постепенно подготовлять, подводить к полноценным подготовке и участию в Таинстве Евхаристии.
Господь сказал о детях, что «таковых есть Царство Небесное» (Мф.19: 14). Это связано с тем, что малолетние дети имеют мало грехов, до семи лет грехи им вообще не вменяются. Поэтому их души и сердца отличаются естественной нравственной чистотой, и посему они даже могут видеть явления потустороннего мира.
Поэтому теоретически дети, особенно младенцы, могут видеть и невидимое Евхаристии гораздо более полно, чем взрослые, ощущать ее благодатность.
Но… в наше время на деле бывает иначе. Наверное, любой прихожанин наших храмов не раз видел печальную картину, когда родители ребенка (чаще всего мать) силой тащит его к причащению. А тот неистово орет, как будто бы его режут, и вырывается так, что при причастии его держат несколько человек, опасаясь, что он может выбить руками или ногами Чашу из рук священника.
Все это следствие атеизма. Когда из-за собственных грехов, живя блудно, родители зачинают и рожают детей в беззакониях, передавая им свою греховность. А в некоторых особо отчаянных случаях ребенок из-за этого с измальства бывает бесноватым. Отсюда и эти конвульсии при причащении.
Надо это понимать, терпеть и все равно причащать. А родителям следует меньше грешить, да больше молиться и совершать другие добродетели. Тогда и с детьми им будет лучше. Ведь дитя, постоянно причащаемое, потом, как правило, будет хорошим добрым ребенком. А оставленный без причастия вырастит неизвестно кем!
Причащение больных людей
Наконец, по поводу причащения больных. Те из них, которые из-за болезни уже неспособны прийти в храм, могут по своему желанию причаститься, призвав для сего на дом (или, с разрешения врачей, в больницу) священника. Который исповедует и причастит больного на дому (или в больнице).
Для этого в Требнике имеется специальный чин. Такового болящего причащают специально заготовленными заранее запасными Дарами. Которые всегда хранятся на святом престоле в Дарохранительнице.
История установления
Ветхозаветная традиция
Она связана с иудейским праздником пасхи, установленным еще Моисеем. Причем в нем ветхозаветный пасхальный агнец был прообразом Агнца Божия (ср.Ин.1: 36) – Христа. Посему, соответственно, древняя пасхальная трапеза, в коей иудеи и вкушали мясо сего ветхозаветного агнца, — была прообразом новозаветной Евхаристии.
Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная) В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос.
Прообразами сего были даже отдельные моменты иудейской пасхи. Так, к примеру, кровь сего агнца, крестообразно помазанная на зданиях иудеев,избавляла их первенцев от действия ангела-губителя, убивающего первенцев египтян. А «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от сякого греха» (1 Ин.1:7), — избавляя нас, таким образом, от губителей демонови вечной смерти.
Или другой прообраз: по закон Моисееву кости пасхального агнца иудеи не должны были сокрушать (ср.Исх.12:46; Чис,9: 12). Точно также воины, перебив голени обоим разбойникам;
«Придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится»
Все эти прообразы пророчески свидетельствовали как о будущих крестных страданиях Спасителя, так и о будущем установлении Им Таинства Евхаристии. Оставаясь, однако, лишь прообразами; т.е. не самими благами, а лишь сенью или тенью будущих благ, кои подает нам это Таинство.
Ярославская область, Остров. Разрушенная церковь Воскресения Христова. Тайная Вечеря — единственная хорошо сохранившаяся композиция расположена в алтарной части
В новозаветной же Церкви сие Таинство установлено Господом еще на Тайные вечери. Как свидетельствует Евангелие:
«Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»
Евхаристия в раннехристианские времена
На заре христианства
она обычно совершалась после агап – трапез любви. На них состоятельные христиане делились пищей с бедными, в чем и проявлялась христианская любовь и милосердие. В заключение агапы, как самая высшая ее ступень совершалось Таинство Евхаристии.
Нынешних христиан это может удивить: почему в древности причащались Святых Таин, не соблюдая предварительный пост, а, наоборот, насыщаясь?!Но тут следует понимать, что это правило приготовления к причащению носит лишь обрядовый характер.
А в Православной Церкви есть догматы, кои нельзя менять ни по духу, ни по букве. Есть канонические правила, кои могут изменяться по букве, но не по духу. И, наконец, есть обряды, которые могут изменяться и по духу, и по букве.
Так и здесь: у ранних христиан во времяих агап и при причащении преимущественно господствовал дух любви. А нас же при подготовке к причастию преимущественно господствует дух аскезы, выражением чего и является обязательный пост.
Отличием раннехристианской Евхаристии было и то, что, как правило, все присутствующие за ней христиане (исключая оглашенных и тех, кои имели какие-то канонические прещения) обычно причащались. Это было связано с трудностью во время гонений от язычников найти действующий христианский храм, а также с тем, что любой христианин из-за тех же гонений в любой момент мог быть язычниками подвергнут мучениям и смерти. Поэтому чрез постоянное причащение Святых Даров христиане старались быть готовыми к сему.
Из Св. Предания нам известно, что самое древнее чинопоследование литургии еще в первом веке по Р.Х. составил святой апостол Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалимской Церкви. Впоследствии, это чинопоследование ради немощи пасомых было сокращено сначала святителем Василием Великим, а затем еще более сокращено святителем Иоанном Златоустом. Литургии обоих этих святителей (преимущественно последнего) и совершаются Церковью в наше время.
Евхаристия в других конфессиях и о евхаристическом общении с ними
Наиболее внешне близкой к православной литургии является католическая месса. В этой связи возникают два вопроса: во-первых, насколько она действительна, т.е. действительно ли во время ее происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; а, во-вторых, насколько она действенна, т.е. насколько благодатное действие она может оказывать на причащающихся их облатками католиков?
И если на первый вопрос я ответить не могу; это знает Сам Господь Дух Святой, Который и совершает Таинство — мне же эта тайна неизвестна. То на второй вопрос, учитывая все вышесказанное, можно с большой долей вероятности ответить, что действенность католической мессы близка к нолю.
Ведь выше уже говорилось о многочисленных препятствиях, кои мешают достойно причащаться (т.е. снижают действенность Таинства Евхаристии). Причем, заметим – эти препятствия у православных; так насколько же они тогда больше у католиков, которые еще дополнительно многое изменили. Взять хотя бы их вышеупомянутое ложное учение о пресуществлении.
Как тут не вспомнить ответ преподобного Серафима Саровскогона вопрос: спасутся ли католики?
«Не знаю, спасутся ли католики, но убогий Серафим знает, что если бы он был католиком, то не спасся бы».
Так и я, грешный, еле-еле спасаюсь благодаря православному Таинству Евхаристии, а ежели бы был католиком, то точно не спасся бы, участвуя в их мессах.
Еще дальше пошли протестанты разных конфессий. Чего стоит хотя бы их нововведение в виде женского «священства». Помню, что, когда учился в семинарии (а это было время самого махрового экуменизма в РПЦ), одна такая «пастерица» совершала, якобы, «евхаристическое действо» в стенах нашего духовного учебного заведения.
Действо было, конечно, несколько фантасмагорическое. Потрепанного вида дама лет 45-50 что-то там камлала по-иностранному у обыкновенного стола, где стояли хлеб и вино. Никакого впечатления таинства и близко не было.
Кстати сказать, на богословских собеседованиях между РПЦ и протестантами почему-то считается: в Священном Писании, мол, не сказано, что священник должен быть мужчиной.
Интересный факт
Между тем в Послании ап.Павла к Титу прямо говорится, что пресвитер, т.е. священник, должен быть «муж одной жены» (Тит.1: 5.6).
… А не «жена одного мужа». Впрочем, здесь и одного слова «муж» для доказательства истины православия достаточно.
Итак, возможно ли евхаристическое общение между православными и другими конфессиями? Возможно, если инославные примут православное учение, особенно в его части о Таинстве Евхаристии.Тогда и их евхаристическое богослужение может быть действительным и даже действенным. В противном случае такое общение, по вышеуказанным причинам, — невозможно.
По древней традиции православные священники причащаются в алтаре около престола, на котором совершается богослужение. В отличие от прихожан в храме, священнослужители принимают Тело Христово (хлеб) и Кровь Христову (вино) раздельно. Затем священник дробит оставшийся Хлеб для преподания людям. Раньше так причащался весь народ — из одной Чаши.
Богословие Евхаристии как реальное приобщение к единократной Жертве Христа
Сие следует из слов Самого Господа, когда Он на Тайной вечери впервые претворил хлеб в Тело Свое, сказав:
«И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Этими словами «сие творите в Мое воспоминание» Господь Сам указал, что Таинство Евхаристии совершается в воспоминание Его крестных страданий, смерти и Воскресения. А многократно приносимая на ней бескровная Жертва есть самые существенные образ и подобие крестной Жертвы Спасителя.
О чем и священник в тайной молитве на евхаристическом каноне литургии св.Иоанна Златоуста молится так:
«Поминающеубо спасительную сию заповедь и вся яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие».
Еще яснее эта истина (об образе и подобии бескровной евхаристической Жертвы и крестной Жертвы Господа) видна в той же тайной священнической молитве, но уже на литургии св.Василия Великого:
«Сие творите в Мое воспоминание: елиждыбо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете».
Поэтому мы, причащаясь на литургии – бескровной Жертве, таким образом приобщаемся и к единократной крестной Жертве Христовой. О чем апостол Павел говорит так:
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней»
И, как видим из этих слов апостола, причащение Святых Таин, приобщающее нас к крестной Жертве Спасителя, налагает на нас величайшую ответственность. Пренебрежение коей, как уже сказано и говорилось выше, может плохо закончится для человека.
Ибо «сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?»
Поэтому приступать к Святым Дарам следует со смирением, покаянием и рассуждением, предварительно подготовившись к участию в сем величайшем Таинстве. О чем учат нас святые апостолы, святые отцы и учителя церковные. Желаю всем читателям достойного и душеполезного причащения Святых Таин Христовых!
Частые вопросы
Какова суть Таинства Евхаристии?
Таинство Евхаристии — это центральное Таинство христианской веры, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Евхаристия также известна как Святое Причастие, Вечеря Господня или Хлебопреломление. Это Таинство является источником вечной жизни и единства с Богом.
Почему Таинство Евхаристии так важно для пожилых людей?
Для пожилых людей Таинство Евхаристии имеет особое значение. Оно помогает им обрести утешение и надежду в старости, осознать свою близость к Богу и подготовиться к вечной жизни. Евхаристия также помогает пожилым людям справиться с физическими и духовными трудностями, которые могут возникнуть в старости.
Каким образом пожилые священники могут служить примером для других в Таинстве Евхаристии?
Пожилые священники могут служить примером для других в Таинстве Евхаристии своей глубокой верой, благоговением и смирением. Они могут также помочь другим понять значение Евхаристии и подготовиться к достойному ее принятию. Своим примером пожилые священники могут вдохновить других на более глубокое участие в Евхаристии и на более тесное общение с Богом.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Внимательно изучите статью, чтобы понять точку зрения пожилого священника на Таинство Евхаристии. Обратите внимание на ключевые моменты и аргументы, выделяйте основные идеи.
СОВЕТ №2
После прочтения статьи обсудите ее с кем-то, кто разделяет ваш интерес к религиозным темам. Обмен мнениями поможет лучше усвоить материал и по-новому взглянуть на Таинство Евхаристии.
СОВЕТ №3
Попробуйте самостоятельно применить узнанные в статье принципы и рекомендации в своей практике веры. Постарайтесь прожить их, чтобы лучше понять и ощутить значение Таинства Евхаристии в своей жизни.
Роль Евхаристии в духовной жизни верующего
Евхаристия, или Святая Литургия, является одним из семи Таинств в православной церкви. Для верующих христиан это не просто символическое действо, а источник духовной силы и общения с Богом. Важность Евхаристии в духовной жизни верующего трудно переоценить.
Согласно верованиям, при причащении Святых Даров верующий принимает настоящее тело и кровь Иисуса Христа. Этот момент считается особенно важным, так как через Евхаристию верующий обретает спасение и обновление духовной жизни. Принимая Христа в себя, человек становится ближе к Богу и укрепляет свою веру.
Евхаристия также является символом единства церкви. Во время Литургии верующие объединяются в молитве и причащении, что подчеркивает их общность и взаимную любовь. Этот аспект Таинства помогает верующим ощутить себя частью церковного тела и понять важность общения и согласия.
Для пожилого священника Евхаристия становится особым источником силы и утешения. В её принятии он видит не только исполнение церковного обряда, но и возможность личного общения с Христом. В этом моменте священник находит утешение и наполнение духовной энергией для своей пастырской деятельности.