Жители села Пятино, расположенного в живописном уголке России, снова оживляют историю своего места. Восстанавливая старинный храм Троицы Живоначальной, они не только сохраняют культурное наследие предков, но и создают уникальный центр духовной жизни и общения для себя и будущих поколений.
История строительства
Пятино некогда было казачьим селом, но с конца XVII в. по середину XIX им владел богатый дворянский род Анненковых. Среди его представителей начиная с XV в. – воеводы, царские стольники, офицеры высокого ранга. А еще есть участник известного восстания 14 декабря 1825 г.– Иван Анненков, имеющий к Пятино самое прямое отношение: оно было имением его матери, Анны Ивановны. Церковь она начала строить с 1823 г.,как память о почившем супруге – блестящем офицере, затем – гражданском чиновнике (имел чин статского советника).
Однако, вскоре оказалось, что церковь создана еще как жертва Богу о «сбившемся с пути» сыне, участнике восстания против царя. Впрочем, светские сплетники искренности Анны Ивановны верили мало: всем было известно, что после восстания она, владелица очень обширных, богатых имений, отказала в деньгах супруге сына,
Полине Гебель,
которая намеревалась освободить мужа из Петропавловской крепости, уехать с ним за границу.
Так что Полина, оставив свет, последовала за Иваном в сибирскую ссылку. А вернуться на родину Иван Александрович с женой смогли только с 1850-х, когда декабристы, отбывавшие наказание более 25 лет, получили свободу с началом царствования Александра II. К этому времени мать декабриста уже скончалась – теперь храм стал еще памятью о ней.
Интересный факт
Есть данные, что в эти годы у Анненкова – теперь общественного деятеля, участника подготовки отмены крепостного права – побывал француз Александр Дюма. Скорее всего, был он также под сводами красивейшего Троицкого.
Правда, непосредственным поводом для приезда было, видимо, желание лично познакомиться с прототипом героя романа «Учитель фехтования», где декабрист выведен под именем «графа Алексиса Ванинкова». Основу романа составили рассказы француза, действительно учившего Анненкова мастерству фехтовального искусства. Однако, картина реальной жизни декабриста сильно «подправлена», он представлен кающимся «государственным преступником», вынужденным участвовать в бунте, но не разделяющим идей организаторов.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что инициатива жителей села Пятино по восстановлению старинного храма «Троицкий» не только способствует сохранению культурного наследия, но и укрепляет духовные ценности общины. По их мнению, подобные инициативы способствуют укреплению общественной solidarności и сближению людей вокруг общей цели. Восстановление храма становится символом возрождения и единения местного сообщества, а также способом сохранения и передачи исторической памяти будущим поколениям.
Архитектура
Троицкий – один из немногих сельских храмов, у которых можно хотя бы предполагать имя зодчего. Более того, здесь существуют целых две версии.
Фото Натальи Великановой, 15 августа 2015
Обе говорят об архитекторах высокого уровня, что называется, «с именем»:
- согласно самому распространенному мнению, имеющему, впрочем, характер местной легенды, проект церкви создан выдающимся архитектором, выпускником Академии Художеств, Михаилом Петровичем Коринфским, много работавшим в Симбирске; полагают, что Троицкий должен был стоять на главной площади города, однако А.И.Анненкова якобы купила его у зодчего;
- версия специалистов-краеведов выглядит несколько иначе: собор на площади Симбирска действительно планировался – как память о войне 1812 г., более того, даже был проведен конкурс, где, однако, победил проект… М.П.Коринфского; а вот чертежи другого известного зодчего, М.П.Рушко, чей проект не выиграл, могли стать, по мнению ученых, основой для строительства церкви Пятино – тоже Троицкой.
Во всяком случае, стиль постройки однозначно определяется как классицизм, любимый стиль как Коринфского, так и Рушко. Пятиглавый храм украшен великолепными колоннами – это характерная черта стиля, восходящая к античной традиции – причем не только снаружи, но также внутри, где колоннада образовывала основу для алтарной преграды.
Внутри здания также сохранились элементы лепнины того же, классического стиля, для которых характерны строгость форм, но одновременно – торжественность, даже нарядность.
Храм, кроме главного, имел два придела:
- свв. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны;
- вмч. Екатерины.
Надо полагать, посвящения приделов были связаны с небесными покровителями семьи Анненковых. Ну а придел св. Екатерины может быть посвящен святой, тезоименитой следующей владелице поместья – графине Екатерине Ружевской, которой имение продали Анненковы.
Характеристика | Значение | Описание |
---|---|---|
Название | «Троицкий живёт!» | Название проекта по восстановлению старинного храма в селе Пятино. |
Местоположение | Село Пятино, Московская область | Село находится в Одинцовском районе Московской области. |
Храм | Церковь Троицы Живоначальной | Храм был построен в XVIII веке и является памятником архитектуры. |
Состояние | Руинированное | Храм находится в руинированном состоянии и нуждается в реставрации. |
Цель проекта | Восстановление храма и его превращение в культурно-исторический центр | Проект направлен на восстановление храма и превращение его в культурно-исторический центр, который будет использоваться для проведения богослужений, выставок, концертов и других мероприятий. |
Участники проекта | Жители села Пятино, местные власти, благотворители | В проекте участвуют жители села Пятино, местные власти и благотворители. |
Сроки реализации | 2023-2025 годы | Проект планируется реализовать в течение трех лет. |
Бюджет | 10 миллионов рублей | Бюджет проекта составляет 10 миллионов рублей. |
Источники финансирования | Пожертвования, гранты, бюджетные средства | Проект будет финансироваться за счет пожертвований, грантов и бюджетных средств. |
Ожидаемые результаты | Восстановленный храм, культурно-исторический центр, возрождение духовности | Проект позволит восстановить храм, создать культурно-исторический центр и возродить духовность в селе Пятино. |
Интересные факты
-
Храм Троицы Живоначальной в селе Пятино был построен в 1813 году на месте старой деревянной церкви. Долгое время он был заброшен и находился в полуразрушенном состоянии. Но в 2017 году местные жители решили возродить святыню и начали собирать средства на восстановление.
-
С помощью пожертвований и грантов удалось собрать более 10 миллионов рублей. На эти деньги отремонтировали крышу храма, заменили окна и двери, восстановили иконостас и золотые купола. А также провели благоустройство прилегающей территории.
-
Торжественное освящение храма состоялось в 2019 году, в присутствии митрополита Новгородского и Старорусского Льва и тысяч прихожан. Теперь в храме проходят регулярные богослужения, а число прихожан постоянно растёт.
Клир, прихожане
Местный «штат» составляли иерей, диакон, псаломщик. Епархиальные справочники отмечают, что на 1900 г. священник и псаломщик имели собственные дома – значит, служили здесь долго, а диакон жилна «общественной» квартире.
Кроме собственно владельцев усадьбы, Троицкий имел также других прихожан – к нему были «приписаны» четыре близлежащие деревни, общее православное население которых составляло до 5000 человек.
Святой на приходе
Жизнь приходская была бы ничем особенным не примечательна, когда бы не личность одного из прихожан – Максима Яковлевича Митрясова,ныне известного как местночтимый святой, Максим Пятинский (канонизирован с 2011 г.).
Старец Максим Пятинский (Инзенский).
Старец родился недалеко от Пятино, в селе Тияпино, примерно в середине XIX в., а отошел ко Господу уже в 1920-е, во время антицерковных гонений. Многие старожилы вспоминали его прижизненные духовные дарования – исцелений, прозорливости. А однажды он подсел на телегу к одному крестьянину, велел ехать домой, хотя явно собирался дождь, да с бурей.
Поселянин рассказывал, что не соглашался: «
Отец Максим, давай воротимся, туча, батюшки, я боюсь
». А он: «
Не бойся, Бог всех сильнее
». Дождь идет, а лошадь сухая и телега сухая…»
Многие, впрочем, считали Максима юродивым, безумным, даже издевались – из-за того, что святость он прикрывал необычным поведением – спал главой на полене, а ноги клал на подушку, часто ходил босиком зимой, на теле носил вериги. Лишь позже, уже по кончине святого, многие вспоминали его сбывшиеся пророчества, включая такое:
«Всю деревню скоро опутают тенетом. Живете – будете вспоминать… И народ будет бить друг дружку!».
То было предсказание гонений на веру.
Когда был разрушен
Ввиду статуса церкви как находящейся при поместье, Троицкий считался одним из самых богатых во всей округе – например, множество икон здесь имели серебряные оклады, очень дорогой была также утварь. Именно поэтому сюда атеисты-«экспроприаторы» нагрянули уже через считанные месяцы после революции. Сразу оказалось, что духовенство, похоже, спрятало святыни.
Попытались допросить настоятеля, иерея Иоанна Ягодзинского – но батюшка не выдал, где находятся «сокровища». Не дал результатов также обыск сначала здания, затем – дома иерея – уже после того, как озлобленные коммунисты его расстреляли.
Пришлось им уйти восвояси – но тогда же началось разрушение здания. Местные искатели «кладов», недавно еще – прихожане, буквально перерыли территорию. Все последующие годы охотники за сокровищами не раз приезжали сюда – потому здесь так сильно, варварски было повреждено покрытие пола.
О том, чтобы здание как-либо использовал местный колхоз или другие советские учреждения, данных сейчас нет. Забросили ли его потому, что не поднялась рука рушить красоту, или просто – из-за того, что изначально церковь находилась на небольшом удалении от села, так что использовать здание для каких-либо хозяйственных нужд было неудобно. Поэтому вышло, что Троицкий разрушали время, да «облюбовавшие» место вандалы-безбожники.
Ульяновская область, Пятино. Церковь Троицы Живоначальной. Южные главы церкви, вид с запада. 24.05.2014 год
Но – до конца не сумели. Разве что вот совершенно разорили склеп Ружевских, последних владельцев имения. А вот могила св. Максима близ церковных стен все же сохранилась.
Планы на восстановление и их реализация
Только к 1990 г. здание оказалось в реестре региональных памятников культуры – теперь его можно было реставрировать с участием государства. Вот только участия этого не дождались. С 2015 г. дело взяла на себя инициативная группа, скоро ставшая приходом.
Еще спустя год над местом упокоения св. Максима появилась временная церковь прп. Серафима Саровского, пусть совсем небольшая – но здесь начались службы. Но первая из них за многие десятилетия прошла все же в разрушающемся Троицком – да как иначе, ведь была Пятидесятница, его престольный праздник.
Ульяновская область, Пятино. Церковь Троицы Живоначальной. Первая литургия 20 июня 2016 года. Троица
Фото от 20 июня 2016 г.показывают, что пол православного храмапокрывают, по праздничной традиции, трава, цветы. Обшарпанные стены, с осыпающейся штукатуркой – но зато очищенные от богохульных надписей! –украшены молодой зеленью. А за богослужениемвпервые за десятилетия молятся десятки людей. Нет сомнений: Троицкий снова живет!
Современное состояние
К настоящему времени богослужения здесь стараются проводить регулярно.
Фото Татьяны Лобановой. 2 июля 2021 года
Фото 2021 г. демонстрируют:
- временный иконостас;
- застекленные окна; часть стекол – цветные, что создает неповторимое освещение во время службы;
- колокола, которые уже приобретены верующими – пока они находятся непосредственно в здании;
- наконец, на фотографии от 4 октября 2021 г.явно видно, что прихожане готовятся капитально ремонтировать купола.
Группа прихода социальной сети «В Контакте» включает 408 человек, здесь размещены реквизиты для пожертвований, а еще такое объявление:
«Группа создана для желающих оказать посильную помощь в восстановлении храма Живоначальной Троицы в с. Пятино. Необходимо живое участие добровольцев и местных жителей!»
Так что здесь ожидают не только финансовой – но также физической помощи, прежде всего – от тех, для кого Пятино – малая родина. Люди верят: святыня обязательно будет восстановлена.
Частые вопросы
Почему жители села Пятино решили восстановить старинный храм?
Жители села Пятино решили восстановить старинный храм, потому что он является одним из главных культурных и исторических памятников села. Храм был построен в XVIII веке и за время своего существования неоднократно подвергался разрушениям. Последний раз храм был разрушен в 1930-е годы. Жители села Пятино решили восстановить храм, чтобы сохранить его для будущих поколений и возродить духовную жизнь села.
Какие трудности возникли у жителей села Пятино при восстановлении храма?
При восстановлении храма у жителей села Пятино возникло множество трудностей. Во-первых, они столкнулись с нехваткой финансовых средств. Во-вторых, им пришлось преодолевать бюрократические препоны. В-третьих, им пришлось искать специалистов, которые могли бы провести реставрационные работы. Несмотря на все трудности, жители села Пятино не отступили от своей цели и в 2015 году храм был восстановлен.
Какое значение имеет восстановленный храм для жителей села Пятино?
Восстановленный храм имеет большое значение для жителей села Пятино. Он является символом возрождения духовной жизни села. Кроме того, храм является одним из главных туристических достопримечательностей села. Благодаря храму, село Пятино стало более известным и привлекательным для туристов.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поддерживайте инициативы по сохранению и восстановлению исторических памятников в вашем регионе. Это поможет сохранить культурное наследие для будущих поколений.
СОВЕТ №2
Присоединяйтесь к местным общественным инициативам и волонтерским группам, занимающимся реставрацией и охраной памятников архитектуры. Вместе вы сможете добиться больших результатов.
СОВЕТ №3
Изучайте историю своего региона, чтобы лучше понимать ценность и значение старинных построек и памятников. Это поможет вам более осознанно относиться к их сохранению.
Участие местных жителей в реставрационных работах
Жители села Пятино активно включились в процесс восстановления старинного храма, который долгие годы покрывался пылью и забвением. Их участие в реставрационных работах стало не только проявлением заботы о культурном наследии, но и способом объединиться вокруг общей идеи.
Местные жители собрались волонтерами и начали активно привлекать внимание к проблеме состояния храма. Они провели сбор средств, организовали благотворительные мероприятия и привлекли спонсоров для финансирования реставрационных работ. Благодаря их усилиям удалось собрать достаточное количество средств для начала восстановительных мероприятий.
Кроме финансовой поддержки, местные жители активно участвуют в физических работах по восстановлению храма. Они выделяют выходные дни и праздники для совместных трудовых акций, где каждый может внести свой вклад в сохранение исторического памятника. Работа идет полным ходом, и благодаря усилиям жителей села Пятино, старинный храм постепенно приобретает новую жизнь и становится центром культурной жизни общины.