Молитва к Святому Духу является одним из важнейших аспектов духовной жизни христианина. В этой статье мы погрузимся в глубины молитвенного общения с Царем Небесным, обретая утешение и наполнение истиной благодати.
Мнение эксперта:Царю Небесный: молитва Святому Духу – это древняя практика, которая имеет глубокие духовные корни. Эксперты отмечают, что обращение к Святому Духу с молитвой помогает укрепить связь с высшей силой, обрести внутренний покой и направление в жизни. Святой Дух считается источником мудрости, вдохновения и духовной силы. Многие верующие находят в молитве к Святому Духу утешение и поддержку в трудные моменты, а также направление для принятия важных решений. Практика молитвы к Святому Духу пользуется популярностью среди верующих различных конфессий, которые видят в ней способ общения с божественным источником силы и мудрости.https://www.youtube.com/embed/TRyApr6LOcMМолитва Царю Небесный. Толкование
Дух Святой именуется здесь Утешителем и Духом истины. Эти имена заимствованы составителем текста из евангельского повествования о том, как в час расставания с учениками Спаситель произнес:
«Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Евангелие от Иоанна гл. 15:26)
Слово «Утешитель» по-гречески звучит как «Παράκλητος». Оно означает «адвокат, защитник на суде», то есть слово это определяет того, кто для обвиняемого является главной и, подчас, единственной надеждой в тяжелейшую минуту жизни. А Духом истины Третье Лицо Троицы называют потому, что не терпит Он абсолютно никакого лукавства (в противоположность лукавым духам), и потому христианам всегда следует помнить, что любая ложь, даже совершенная, как иной раз кажется, «ради общего блага», не останется без внимания Вседержителя, и за нею обязательно последует лишение человека благодати, а то и весомое наказание.
Также Дух именуется здесь «сокровищницей благих», то есть сокровищницей, исполненной всяких благ.
Интересный факт
Выдающийся подвижник V-го столетия святитель Кирилл Александрийский, с 18 октября 412 г. занимавший епископскую кафедру и прославившийся ярким выступлением на Эфесском соборе 431 г., пояснял, что подобно капле воды, падающей на лепестки разных цветов и отражающей при этом различного цвета сияние, Святой Дух, вселяясь в разные души, по-разному Себя проявляет. Дары Его многогранны, поскольку Богу нужны разного рода служители.
Произнося молитву, верующие просят Святого Духа о приходе и вселении в них подобно тому, как в день Пятидесятницы Он снизошел на учеников Спасителя, наделяя их удивительными способностями и чрезвычайной силой. Незримо и тихо входит Дух в людские сердца. Узнать же Его благодатное присутствие можно по плодам. Апостол Павел так говорит об этом в Послании галатам:
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22,23).
Главное, чтобы эти дары не остались незамеченными из-за невнимания, ибо, как заповедовал учитель Церкви IX века Симеон Богослов:
«Кто однажды уничижит дар, данный ему от Бога, тот никогда уже более не удостоится его».
Произнося слова прошения о вселении в сердце Духа Божия, необходимо быть особенно внимательными, поскольку Дух этот — самый Дорой Гость, к приходу Которого нужно чисто убрать и благолепно украсить «горницу своей души». И мало Его просто принять, нужно еще постоянно прикладывать усилия, неустанно пребывая в подвижничестве, чтобы удержать Его.
Заканчивается обращение просьбой спасти души преданных Учению Спасителя христиан, поскольку это есть цель каждой христианской жизни.
Обращение к Святому Духу «Царю Небесный» включено в
утренние молитвы (читать).
Интересные факты
-
Молитва “Царю Небесный” входит в состав ежедневных утренних и вечерних молитв, известную как повечерие. Начинается со слов “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша”. Эта молитва направлена на призыв Святого Духа к себе, чтобы он очистил душу от зла и даровал жизнь вечную.
-
В православной традиции молитву “Царю Небесный” принято читать 3 раза в день: утром, днем и вечером. Святой Дух традиционно понимается как “третье лицо” Святой Троицы, а молитва направлена на то, чтобы призвать его к себе, чтобы он был рядом, даровал свою благодать и помогал на жизненном пути.
-
Молитва “Царю Небесный” приписывается Епифанию Кипрскому, который жил в IV веке. Он был выдающимся богословом и церковным деятелем, который написал много трудов и гимнов, используемых в православном богослужении.
О Святом Духе
Святой Дух – Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равнославная Отцу и Единородному Сыну. Извечно исходит от Безначального Отца. Поскольку Он имеет равное с прочими Ипостасями Божественное Достоинство и единосущен Им, то, поклоняясь Духу, верующие одновременно поклоняются Богу Отцу и Божественному Сыну, имея ввиду Их постоянное и нераздельное Триединство.
Протоиерей Артемий Владимиров о действии Духа Божьего в человеке рассуждает так:
«Дух Святой вселяет в верующие сердца благодать Христову. Это Великий Небесный Художник, Который на чистом холсте трепетного человеческого сердца изображает Христов портрет, так что мы, не видя Господа, но нося Его Лик в сердце своем, неизреченно радуемся и возрастаем в любви к Нему, признаком которой является стремление исполнять Его заповеди».
А православный лектор из г. Сочи Дмитрий Белоусов поясняет:
«Человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию, является «сосудом» для Святого Духа. И если этот «сосуд» в нас не наполнен Святым Духом, то мы «мертвы». А если в нас этот Дух есть, то мы становимся богам по благодати».
Интересный факт
Одной из причин раскола единой христианской Церкви стала, так называемая,
«ересь филиокве».
Заключается она в том, что приверженцы латинского учения, читая Символ Веры, добавляют в его текст слово «
Filioque» (что в переводе
: «
и от Сына
»), означающее, что Дух Святой исходит как от Бога Отца, так и от Единородного Его Сына. Для последователей же Православного Учения подобное еретическое утверждение неприемлемо.
Когда Царю Небесный читается в храме?
Данная молитва произносится в приходах каждый раз во время утреннего и вечернего богослужения, поскольку она входит в состав начинательных молитв, так называемое, «обычное начало».
Однако, начиная со Страстной Седмицы, до Троицы ее не произносят, поскольку в этот период Церковь мысленно следует за евангельскими событиями, согласно которым Дух Святой снизойдет на учеников Христа только лишь через 50 дней после Воскресения Искупителя. Тогда-то слова этого текста и начнут читать вновь.
Известный в XVIII столетии протоиерей Феодор Людоговский пояснял это так:
«В пасхальный период молитва заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Пасхи до Вознесения и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно».
В каких случаях верующие читают Царю Небесный?
Слова этого молитвенного обращения произносятся всякий раз во время чтения утреннего и вечернего правила. Также принято произносить их перед началом всякого дела, призывая на помощь Божие споспешествование и благодать.
Произносят их и когда подступают к душе нечистые страсти, намереваясь погубить ее гневом, унынием, разного рода соблазнами и мечтаниями. В таких случаях внимательные люди также незамедлительно призывают на помощь Святой Дух, поскольку, как наставляет проповедник Д. Белоусов:
«Святой Дух, входя в нас, изгоняет из нас другие духи».
Молитва
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод:Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Частые вопросы
Когда не читают молитву Царю Небесный?
Входит в состав Начала обычного, впервые она встречается на этом месте в уставе и Часословах XIV в. От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы (49 дней) она не читается.
Для чего молитва Царю Небесный?
Таким образом, молитва «Царю Небесный» – это молитва не только призывания на помощь, но это молитва и исповедание, и самоосуждение, и обещание быть достойным тех благодатных даров Святого Духа, которые Он ниспосылает нам. Неслучайно мы называем Его «Сокровище благих и жизни Подателю».
Когда поют Царю Небесный?
от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят. Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным.
Что значит Иже везде сый?
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите молитву Святому Духу и попробуйте ее повторять ежедневно. Постепенно она станет для вас источником вдохновения и утешения.
СОВЕТ №2
Погрузитесь в изучение Священного Писания, чтобы понять глубинный смысл молитвы к Святому Духу и как она может изменить вашу жизнь.
СОВЕТ №3
Обратитесь к духовному наставнику или священнику, чтобы получить руководство по молитве к Святому Духу и развитию духовной жизни.
Символика молитвы Царю Небесный
Молитва “Царю Небесный” является одной из самых известных и почитаемых в православной церкви. Она обращена к Святому Духу, третьей личности Святой Троицы, и считается одной из самых сильных и духовно значимых молитв. Символика этой молитвы глубока и многогранна.
В молитве “Царю Небесный” содержится просьба о пришествии Царства Небесного на землю и о духовном обновлении человека. Символика Царства Небесного указывает на высшие духовные идеалы, на стремление к совершенству и к божественной истине. Молитва напоминает о вечной борьбе добра и зла, о необходимости преодоления собственных слабостей и пороков.
Символика обращения к Святому Духу как Царю Небесному подчеркивает его власть и величие, его способность преобразить человеческое сердце и ум. Молитва напоминает о необходимости покаяния, обращения к Богу и принятия его милости и благословения.
Молитва “Царю Небесный” также символизирует единение верующего с Богом, его стремление к духовной гармонии и миру. Она напоминает о важности молитвенного общения с Богом, о поиске духовной истины и о доверии к высшей воле.
Таким образом, символика молитвы “Царю Небесный” глубока и мудра, напоминая верующему о важности духовной жизни, о поиске истины и о стремлении к духовному совершенству.