В истории Ульяновской области, в поселке Коптевка, остался след разрушенной церкви Рождества Христова. Эта статья призвана рассказать о значимости исторического наследия, сохранении памятников культуры и необходимости охраны исторических сооружений для будущих поколений.
История строительства
Село Коптевка, существующее с XVII века, расположено в десятке километров от райцентра Новоспасское на реке Томышовка. Название поселения (по мнению старожилов) произошло от скапливающейся над домами копоти, которая образовывалась из-за производства древесного брикета. В начале XIX столетия Коптевка являлась собственностью майора И. Я. Неелова, чьё имение в 1810 году государство взяло под своё попечительство.
Интересный факт
Тогда в деревне числилось 103 души (мужчины) и приблизительно столько же женщин. В середине XIX века в селении проживало около 2000 человек, основная их часть была земледельцами.
В ходе сражений с Наполеоном 1812 года формировались народные ополчения, в которых участвовало и несколько жителей Коптевки.
Церковь Рождества строилась в Коптевке в 1830-ые годы силами прихожан. Имя архитектора до сегодняшнего времени не сохранилось. Но жива память о том, как по домам всем миром собирали яйца для добавления желтков в раствор по давнему рецепту. Вероятно, именно поэтому снаружи храм выглядит неплохо уцелевшим, неподвластным времени.
Церковь открылась 25 декабря 1835 года(по старому стилю),
в день Рождества
, отсюда и пошло её название.
Здание окружала живая ограда из чудесных акаций, и по весне храм как будто парил в цветочном облаке.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что разрушенная церковь Рождества Христова в Коптевке, Ульяновская область, представляет историческую ценность и культурное наследие, которые необходимо сохранить. Она является важным памятником архитектуры, отражающим историю и духовные традиции региона. Реставрация и сохранение этого объекта могут способствовать развитию туристического потенциала области и привлечению внимания к историческому наследию. Восстановление церкви также может способствовать сохранению исторической памяти и укреплению культурных связей в обществе.
Архитектура
Храм из кирпича построен в виде ротонды, венчающейся обширным куполом с полицами, с дорическими портиками, находящимися под углом 120 °один к другому. Портики состоят из тосканских колонн. Небольшая трапезная соединяла здание с двухъярусной колокольней.
Окна храма одинаковой формы с арочным верхом. На них частично сохранены металлические решётки. Внутренние росписи и интерьеры утрачены.
Рождественская церковь – памятник эпохи позднего классицизма с уникальным воплощением в форме ротонды. Церковный престол – во имя Рождества Христова. Колокольня второй половины XIX столетия – образец архитектуры поздней эклектики.
Когда был разрушен
Храм Рождества Христова не избежал печальной судьбы большинства церквей Советского Союза в 1930-ых годах.
Коптевская обитель была закрыта в 1937 году.
По рассказам очевидцев этот день стал одним из самых ужасных во всей истории села. Сначала с церкви сбросили купола и увезли их неизвестно куда. Жители со слезами на глазах наблюдали за тем как разрушают их святыню. Последний церковный сторож Пимен пробовал отстоять храм, но у него ничего не вышло.
Однако находились и те, кто радовался этому печальному событию. Мародёры воспользовались ситуацией и стали разграблять церковь, некоторые даже использовали иконы в качестве половых досок!
В местном краеведческом музее выставлены уникальные экспонаты, сохранённые жителями Коптевки. Среди них – старинные иконы, книги и другие реликвии.
После войны храм использовался в качестве зернохранилища.
Последним настоятелем церкви был
батюшка Л. Соколовский. В селе до сих пор не забыли всё его семейство – матушку Антонину, сына Бориса и дочь Елену. Отец Леонид длительное время служил в Коптевской обители, а после её закрытия семью выслали из селения. Ходили слухи, что батюшка проходил обучение в семинарии вместе со Сталиным, но помощи свыше он не дождался и вернуться в деревню сумел только после окончания войны.
Скончался Леонид в начале 1960-ых годов и вечный покой обрёл на местном кладбище. Матушка после его смерти решила покинуть село.
Современное состояние
На сегодняшний день обитель не действует, полуразрушена и требует реставрации. Росписи не сохранились. Видны следы вандализма – дыры в облупившихся стенах, вынутые кирпичи, разорённый старый дымоход… Кто-то из давних прихожан оставляет внутри Божьего дома иконы и свечи. И за счёт этого здесь ещё теплится жизнь!
Интерьер. Восточная сторона основного объема
Планы на восстановление и их реализация
Любопытное обстоятельство связано с Коптевским храмом.
Интересный факт
Недалеко от церкви, на месте старинного погоста, есть овраг. И с годами он всё больше размывается водой. Свидетели рассказывали, что когда-то из откосов оврага выскальзывали даже старые гробы. Но каким-то чудесным образом до храма этот овраг не добирается, как будто обходя его стороной!
И, конечно, такое, хранимое самим Господом, место не может быть забыто. Хотя в селе и действует новая современная церковь, ещё жива надежда на то, что старинный храм возродится.
Почти каждый испытал радость от рождения своего ребёнка – нового человека! И поэтому практически всем события Рождества Христова, несмотря на их таинственность, очень близки.
Иисус рождён
для того, чтобы спасти людей, пройдя через весь цикл земной жизни. И великолепный храм, посвящённый такому значимому событию как Рождество, не может быть окончательно забыт и разрушен.
Частые вопросы
Когда была построена церковь Рождества Христова в Коптевке?
Церковь Рождества Христова в селе Коптевка была построена между 1858 и 1859 годами.
В честь чего была названа церковь Рождества Христова в селе Коптевка?
Церковь в селе Коптевка была названа в честь праздника Рождества Христова. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, который отмечается в ночь с 6 на 7 января. Это один из самых больших церковных праздников, наряду с Пасхой. В этот день христиане празднуют рождение Иисуса Христа.
Как церковь Рождества Христова в селе Коптевка была разрушена?
Церковь Рождества Христова в селе Коптевка была разрушена в годы советской власти.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю церкви Рождества Христова в Коптевке, чтобы понимать ее значение и значение сохранения памятников истории.
СОВЕТ №2
Примите участие в благотворительных акциях или инициативах по восстановлению разрушенных объектов культурного наследия.
СОВЕТ №3
Поддерживайте исследования и проекты, направленные на сохранение и восстановление исторических памятников, в том числе церкви в Коптевке.
История религиозной жизни в Коптевке
Коптевка, небольшой населенный пункт в Ульяновской области, богат историей религиозной жизни. Одним из значимых объектов является церковь Рождества Христова, которая стала символом веры и духовности для местных жителей.
Первые упоминания о церкви в Коптевке относятся к XVIII веку, когда здесь было построено деревянное храмовое сооружение. С течением времени церковь неоднократно перестраивалась и реконструировалась, чтобы соответствовать требованиям времени и потребностям прихожан.
Важным этапом в истории церкви стало время религиозных преследований в Советский период. В это время храм был закрыт, а здание использовалось под другие нужды. После распада Советского Союза церковь была возвращена верующим, однако в тяжелом состоянии.
Сегодня церковь Рождества Христова в Коптевке является объектом культурного наследия и привлекает внимание как историков, так и паломников. Ее архитектурные особенности, историческая ценность и религиозное значение делают ее важным элементом религиозного наследия Ульяновской области.
Культурное значение церкви для местного населения
Церковь Рождества Христова в поселке Коптевка Ульяновской области имела огромное культурное значение для местного населения. Этот храм был не только местом богослужений, но и центром духовной жизни общины. Строительство церкви началось в XIX веке и было завершено в начале XX века. Архитектурный стиль церкви сочетал в себе элементы русского классицизма и православной традиции.
Для жителей поселка Коптевка церковь была не только местом для молитв и богослужений, но и символом их истории и культуры. Здесь совершались крещения, венчания, панихиды, а также проводились различные общественные мероприятия. Жители с уважением относились к церкви как к священному месту, где сохранялись традиции и ценности поколений.
Разрушение церкви Рождества Христова стало большим потерей для местного населения. Этот исторический памятник был не только архитектурным шедевром, но и духовным центром общины. После разрушения церкви жители поселка потеряли не только место для молитв, но и часть своей истории и культурного наследия.