Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура

Успенский собор Московского Кремля – одно из величайших произведений русской архитектуры, символизирующее духовное и культурное наследие России. Важность этой статьи заключается в том, что она представляет историческую суть и архитектурное великолепие Успенского собора, раскрывая его строительство, авторство, историю, стиль, иконы, мощи и другие значимые аспекты, позволяя читателям погрузиться в мир духовного наследия России.

Мнение эксперта:Успенский собор Московского Кремля воплощает в себе величие и богатство русской истории и культуры. Эксперты отмечают, что этот знаменитый храм является одним из самых значимых памятников религиозной архитектуры не только в России, но и во всем мире. Строительство собора было начато в конце XV века по указу великого князя Ивана III и завершено в начале XVI века при его внуке Иване IV. Успенский собор поражает своими мощными стенами, украшенными узорами и фресками, а его внутреннее убранство восхищает богатством и изысканностью декора. Этот собор не только является духовным центром России, но и символом ее культурного наследия, привлекая туристов и паломников со всего мира.https://www.youtube.com/embed/Wrcy2onpCfoИстория Успенского собора

Желание святителя было, конечно, не прихотью – как и посвящение храма. Русь издавна считала себя «домом
Пресвятой Богородицы
», а особенно чтила
праздник Успения
, когда Матерь Божия, взойдя к престолу Своего Сына, становится заступницей за всех христиан: русичи особенно близко к сердцу приняли слова праздничного песнопения, которые были как бы о них: «… Во Успении мира не оставила еси». Именно поэтому главные храмы Руси издавна были Успенскими, включая, конечно, соборный храм Владимира – города, который после разорения Киева войсками монголов с середины XIII в. стал «стольным городом» страны.

Митрополит Петр же, переезжая из Владимира в Москву, видел ее как новую столицу России: правители Московские были властны, но не склонны к междоусобицам, как абсолютное большинство других князей, почитали Церковь, и, значит, впоследствии могли объединить страну. Поэтому святитель не просто перенес кафедру – но желал быть погребенным в Москве, где к тому же непременно должен быть Успенский храм. Вероятно, решение это вызревало долго, и лишь накануне отхода ко Господу, когда святитель уже готовился к смерти, он принял определенное решение. Хорошо известно – свт. Петр был человеком духовным, святым, а потому ему, скорее всего, были открыты грядущие судьбы города и страны. Отсюда – «неразумная» настойчивость святителя, заставившая Ивана Калиту начать строительство незадолго до холодов.

Характеристика Описание
Название Успенский собор Московского Кремля
Расположение Москва, Россия
Год постройки 1479-1499
Архитектор Аристотель Фиораванти
Стиль Русско-византийский
Материал Белый камень
Размеры Длина – 60 м, ширина – 42 м, высота – 43 м
Вместимость 5000 человек
Главный престол Успение Пресвятой Богородицы
Другие престолы Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне, Преображение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Святителя Николая Чудотворца
Святыни Рака с мощами святителя Петра, митрополита Московского, чудотворца
Историческое значение Место коронации русских царей и венчания на великое княжение московских князей, резиденция патриархов Московских и всея Руси
Современное использование Музей, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Первый храм

К декабрю 1326 г., когда скончался свт. Петр, храм еще не был достроен, и даже освящение его состоялось только 14 августа следующего, 1327, года. Первоначальный Успенский выглядел совсем не так, как ныне. Сохранились воспоминания, замечания летописцев о том, что он был возведен из тесаного белого камня, первоначально был однопрестольным, лишь несколько позже к нему были пристроены приделы:

  • первый – через 2 года, по благословению митр. Феогноста, преемника свт. Петра; престол здесь посвятили Поклонению веригам
    ап. Петра
    , небесного покровителя свт. Петра Московского;
  • двухпрестольным храм оставался довольно долго, до 1459 г., когда другой московский святитель, Иона, пристроил еще один придел – Похвалы Пресвятой Богородицы, праздника, отмечаемого в субботу 5 седмицы Великого Поста; некогда на этот день пришлось избавление Константинополя от врагов, а в 1459 г. – спасение Москвы от татар; лишь позже вспомнили – что первое упоминание о самой Москве относится к 1147 г., а говорит о встрече здесь, на месте будущего града, Юрия Долгорукого и его союзника князя Святослава – тоже накануне Похвалы;
  • наконец, позже появился еще третий придел,
    вмч. Димитрия Солунского
    – память о бывшем на месте собора прежнем храме.
Петровская икона Богоматери

Петровская икона Богоматери

Именно в Успенском соборе хранились тогда главные святыни страны:

  • образ Богоматери, именуемой «Петровская», так как создан свт. Петром во времена начала его иноческой жизни; впоследствии митрополит подарил его великому князю Московскому;
  • с 1395 г. здесь же пребывал другой образ Пречистой, Владимирский – после того, как пришествие этой иконы спасло Москву от нашествия войск среднеазиатского полководца Тамерлана.

Так постепенно собор становился не только символом духовного единства страны, но также – ее государственности, как и задумывал основатель храма, свт. Петр.

Новое строительство

Поводом для перестройки Успенского стал пожар 1470 г., когда треснул свод в приделе Поклонения веригам ап. Петра. Но необходимость ремонта была именно поводом: то было время, когда Русская земля постепенно восстанавливала государственность после многих лет подчинения монголам, считанные годы оставались до «стояния на реке Угре» (1480 г.), после которого это подчинение окончательно уйдет в прошлое. К тому же в 1453 г. пала Византия, так что Россия осталась единственной в мире страной с православным правителем – а такому государству нужны свои символы, прежде всего, главный храм.

Великий князь, Иван III Васильевич, задумал тогда перестроить Кремль, свою резиденцию, а также создать на месте Успенского новый, куда более величественный храм, соответствующий статусу страны как суверенной державы.

Неудачное начало

Первоначально предполагалось, что возводить его будут русские мастера. Сначала прежний храм полностью разобрали – при этом обрели нетленные мощи свт. Петра. К этому времени уже был готов проект нового собора. Известно, что строить должны были известные московские мастера – Василий Ермолин, известный как руководитель строительства (возможно, принимавший участие в проектировании) и восстановления многих московских церквей, а также другие известные храмоздатели – отец и сын Ховрины. Однако, еще на стадии заготовки материалов мастера не поладили: Ермолин посчитал «обидным», что будет строить храм не один, и отошел от проекта. Впрочем, по другим данным, он просто не решался возводить настолько объемный храм: уже был обмерен Успенский собор Владимира, и было решено, что Московский будет значительно больше.

После этого Иван III обратился во Псков, чьи зодчие считались лучшими в стране. Правда, и там не было опыта строительства столь высоких зданий. Сделать попытку решились двое – Иван Кривцов и мастер по фамилии Мышкин. Поначалу строительство велось достаточно быстро – уже к 1474 г. собор возвели почти до сводов.

А 20 мая 1474 г., как говорит летопись, «…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися»

.

Успенский собор в Московском Кремле. 1475–1479. Вид с юго-восточной стороны

Успенский собор в Московском Кремле. 1475–1479. Вид с юго-восточной стороны

Считается, что речь может идти о небольшом землетрясении, которое, однако, не разрушило ни один московский храм – кроме строящегося. Понятно, что дело было не в «трусе», а в ошибках строительства. Среди них называют слишком тонкие стены, которые не могли удержать своды, а также, возможно, качество раствора, скрепляющего кирпичи. Другие псковские мастера, которых позвали для совета, попросту отказались выполнять работу, в которой не имели опыта. Как оказалось, за многие десятилетия постоянных разорений от монголов в России просто разучились строить действительно монументальные, большие храмы.

Вероятно, именно тогда супруга Ивана III, София Палеолог, до Москвы проживавшая в Италии, посоветовала обратиться туда – к лучшим строителям и инженерам.

Архитектор

Выбор, сделанный посланником Ивана III Семеном Толбузиным, был в чем-то случаен: совпали острая нужда в архитекторе для восстановления разрушенного храма и желание Рудольфо Аристотеле Фиораванти, только что избежавшего судебного обвинения в изготовлении фальшивых денег, покинуть страну. Сам Фиораванти, как говорят современные историки, хотя и происходил из семьи потомственных архитекторов, славился среди итальянцев скорее как инженер, а не как храмоздатель. Среди его наиболее впечатляющих достижений:

  • перемещение колокольни делла Маджоне, имевшей высоту до 24 м; здание передвинули на 13 м всего за несколько дней, чтобы освободить участок под здание администрации города; с тех пор мэтру присвоили звание старейшины каменщиков Болоньи, и даже назначили пожизненные выплаты;
  • выпрямление накренившихся колоколен – причем одна, в городе Ченто, была отремонтирована удачно, другая – в Венеции, упала прямо на близлежащий монастырь;
  • реставрация мостов, устройство каналов; а вот храмы Фиораванти самостоятельно не строил.

Может быть, именно ввиду последнего обстоятельства – отсутствия опыта храмоздательства, собственного стиля – архитектор Успенского собора полностью шел в русле русской традиции. Что, впрочем, не помешало ему применить ряд оригинальных инженерных и строительных решений: например, он

  • разбил неудачно возведенные стены тараном, что было невиданно в России;
  • устроил кирпичное производство, работавшее специально «на собор»;
  • впервые в России применил крестовые своды, усилившие прочность здания, а также металлические балки стен, проемов, что русские зодчие также до него не делали.

Все строительство продолжалось 4 года.

20 августа 1479 г. митрополит Геронтий совершил великое освящение главного храма России.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

Архитектурный стиль

Перед началом работы Фиораванти посетил Владимир, внимательнейшим образом осмотрел его Успенский собор. Именно на него в большой степени похож московский «собрат»:

  • он имеет пять глав с куполами, подобными шлемам древнерусских воинов – впоследствии это оказалось символичным, через год по освящении храма Россия утвердила независимость от татар, полностью восстановила самостоятельность;
  • на фасаде – характерные для русского храмоздательства детали: закомары (полукруглые завершения участков стены), так называемые аркатурный фриз (декоративные колонны).

И лишь специалисты видят некоторые черты зодчества Ренессанса – впрочем полностью адаптированные под совсем другую культуру.

Приделы

Все приделы прежнего храма были переведены в новый, располагаясь в его алтарной части. Впоследствии:

  • придел вериг ап. Петра во времена Петра I был переосвящен в честь двух
    первоверховных Апостолов, Петра и Павла
    ;
  • алтарь Дмитровского придела стал местом, где русские государи облачались перед венчанием на царство в течение почти 500 лет;

Интересный факт Первое венчание на престол произошло здесь в 1498 г., когда ИванIIIвозложил знаки великокняжеского достоинства на своего внука, Димитрия. Последняя коронация – НиколаяII– состоялась 14 мая 1896 г.

  • в приделе Похвалы Богородицы традиционно происходило избрание Русских митрополитов, затем – Патриархов; со 2 пол. XVII в. этот придел был перенесен в юго-восточную часть собора, на его верх, к нему вела винтовая лестница; служили здесь только на престольный праздник – в пятую субботу Великого Поста.

Двери

Это интересная особенность Успенского собора, как главного храма страны. Если, по канонам, главный вход во храм располагается с западной стороны, то у Успенского «красными вратами» считались южные. Через них в собор входил царь, из них же новый государь выходил после коронации – по традиции, его осыпали золотыми монетами. Врата этой части собора именовались «Корсунскими»: считалось, что их привез с места Крещения князя Владимира Святого или он сам, или его потомок – Владимир Мономах. Позднейшие историки утверждают, что древность врат не подтверждена, они относятся к XVI в., впрочем, изготовлены с большим искусством. На их створах – изображения пророков, праведников Ветхого Завета, предвозвестивших приход Христа, а также – языческих философов, мудрецов древнего мира.

Еще одни важные двери собора – южные, близкие к Патриаршим палатам. Через них входило духовенство, архиереи. Ну а западные двери открывались в основном ради особо торжественных крестных ходов.

Иконостас и фрески

По освящении храма, когда подсохли его оштукатуренные стены, началась их роспись. Согласно общему замыслу, она должна была символизировать небо – своды собора, и святых, чьи образы были помещены на стенах, столпах храма.

Юго-восточная часть интерьера. Моленные места митрополитов и царей

Юго-восточная часть интерьера. Моленные места митрополитов и царей

Росписью первоначально занималась артель иконописца Дионисия, однако, как установлено, первые фрески собора со временем были утрачены ввиду того, что храм не имел отопления: от перепадов температур, влажности, изображения разрушались. К 1642 г. собор был расписан заново – но были сделаны, по сути, копии прежних фресок, которые заблаговременно перенесли на бумагу, как образец для работы художников. Работами по реставрации руководили боярин Репнин и стольник Гаврила Пушкин – предок великого поэта.

К середине XVII в. относится также иконостас храма, который теперь видят входящие. Его высота 16м, количество икон, написанных лучшими мастерами тогдашней России достигает 69.

Святыни собора

До 1917 г. храм хранил множество реликвий со Святой Земли, а также связанных с памятными моментами истории России. Здесь можно было увидеть

  • десницу ап. Андрея Первозванного;
  • часть Ризы Христовой;
  • камень с Голгофы, обагренный кровью Христа;
  • нательный крест Константина Великого (его брали в походы русские государи – считается, что он спас жизнь Петру I во время Полтавской битвы – пуля ударилась о крест и не попала в грудь);
  • финиковые ветви со Святой Земли, с которыми русские цари отмечали Вход Господень в Иерусалим;
  • иконы письма свт. Петра Московского, а также Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню страны.

Было и множество других святынь. Многие из них были утрачены в годы гонений на Церковь, однако, к настоящему времени здесь все еще можно поклониться:

  • гвоздю от
    Распятия Христова
    ; реликвию привез к Москве грузинский царь Арчил, переселившийся сюда с 1688 г.; Грузия же получила гвоздь о самого императора Константина Великого в IV в.;
  • посоху свт. Петра Московского;
  • иконе Богородицы «Петровская», а также образам «Влахернская» и «Корсунская».

Особая святыня собора – мощи московских святителей, ведь храм долгие годы был их некрополем. Здесь – могилы митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Макария,
Филиппа
(погибшего во времена Ивана Грозного от рук опричников), Гермогена, уморенного голодом поляками в начале XVII в., многих других митрополитов, патриархов

Мощи прославленных святителей помещены в раки, другие же пребывают под спудом.

Иконостас Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля

Иконостас Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля

https://www.youtube.com/embed/PGwIJlYgCP0Чем знаменит Успенский собор?

Конечно же, тем, что около 500 лет он был духовным сердцем страны:

  • здесь венчались на царство правители, в том числе – императоры, хотя столица была перенесена в Петербург; однако коронация неизменно происходила в Успенском соборе;
  • здесь же происходило избрание митрополитов, патриархов, а также церковные соборы – до сооружения
    Храма Христа Спасителя
    уже совсем в недавнее время; Успенский собор – место интронизации
    свт. Тихона
    , возглавившего Церковь в смутные времена революции. А последним избранным здесь Предстоятелем стал Патриарх Алексий II.

https://www.youtube.com/embed/fAw1vUpctSYИнтересные факты

  • На сегодняшний день собор древнейшее сохранившееся здание столицы России.
  • Здесь же можно увидеть самые старые из сохранившихся в Кремле фресок кисти иконописца Дионисия.
  • Не все знают, что традиция устанавливать на храмах восьмиконечные кресты идет от Успенского собора – такой крест появился на его куполе во времена Ивана IV, тогда как до этого ставились греческие четырехконечные кресты.

Как функционирует Успенский собор сейчас?

Перенос церковных соборов в Храм Христа Спасителя произошел отнюдь не случайно: после революции 1917 г. собор перестал принадлежать Церкви, и до настоящего времени большую часть времени работает, как музей. Богослужения здесь проходят только по великим праздникам.

В остальное время посещение храма, к сожалению, платно: его стоимость составляет 500 рублей, прийти сюда можно с 10 до 17 ч. ежедневно.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

За годы безбожных гонений почти разрушен некогда цельный архитектурный – и духовный – ансамбль Кремля. На месте бывших здесь иноческих обителей теперь – светские здания, уничтожены многие храмы, оставшиеся смотрятся как бы пришельцами из иного времени. И все же… «Этот собор не может не затронуть душу русского человека. Совершенно особенная атмосфера храма, музея. От одного осознания что находишься в таком историческом здании захватывает дух…».Так пишет о нем один из множества побывавших здесь. Когда входишь сюда, утихает шум мегаполиса снаружи, смотрят со стен лики святых – и чувствуется, что Святая Русь, которую знали наши предки, все еще с нами. Стоит лишь войти сюда… и в тишине заглянуть в свою душу.

Частые вопросы

Чем знаменит Успенский собор в Москве?

Успенский собор построен в 1474 – 1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти как первопрестольный русский храм. В главном соборе государства совершались важнейшие церемонии: венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской церкви. Успенский собор был усыпальницей митрополитов и патриархов.

Кто расписывал Успенский собор Московского Кремля?

Впервые в летописи имя Андрея Рублева упоминается в 1405 году, когда он вместе с греком Феофаном расписывал домовую княжескую церковь Благовещения в Московском кремле. «Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Они расписали храм фресками и написали иконы для иконостаса.

Кто покоится в Успенском соборе Кремля?

Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена. Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма.

Для чего был построен Успенский собор?

Возведён на рубеже XVII и XVIII веков в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века. Главный престол освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Внутри сохранились иконостас и убранство в стиле киевского барокко.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Планируйте посещение Успенского собора заранее, чтобы избежать длинных очередей. Лучше всего посетить его утром или в будние дни.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на архитектурные детали собора, такие как фрески, иконы и узоры. Изучите историю каждого элемента, чтобы глубже понять ценность этого памятника.

СОВЕТ №3

Не забудьте посетить собор во время богослужения, чтобы почувствовать атмосферу и прочувствовать духовное значение этого места.

Архитектурные особенности Успенского собора

Успенский собор Московского Кремля является одним из самых выдающихся памятников русской архитектуры. Его строительство было начато в 1475 году по указанию великого князя Ивана III и завершено в 1479 году. Собор представляет собой трёхапсидный каменный храм в стиле московского узорочья, с высокими барабанными колоннами, украшенными резьбой и росписью.

Основными архитектурными особенностями Успенского собора являются его монументальность и величественность. Собор имеет пятиглавую композицию, что придает ему особую гармонию и красоту. Фасады собора украшены богатой декоративной резьбой, изображениями святых и апостолов, а также цветными плитами и мозаикой.

Внутреннее убранство собора поражает своим богатством и роскошью. Великолепные фрески, иконы, резные иконостасы, мозаичные панно – все это создает неповторимую атмосферу духовного величия и красоты. Успенский собор служил не только местом богослужений, но и символом могущества и величия русского государства.

Каждая деталь архитектуры Успенского собора пропитана глубоким смыслом и символикой, отражающей духовные и культурные ценности той эпохи. Собор является не только историческим памятником, но и важным объектом культурного наследия, привлекающим тысячи туристов и паломников со всего мира.

Оцените статью
Добавить комментарий