Валдайский Иверский монастырь. История «Иверона»: достопримечательности

Валдайский Иверский монастырь, известный также как Иверона, является одним из древнейших православных монастырей в России. Его история насчитывает более пятисот лет и тесно связана с духовной жизнью Новгородской области. В данной статье мы рассмотрим историю и значения этого уникального монастыря, который играет важную роль в сохранении культурного наследия и духовных традиций России.

Мнение эксперта:Валдайский Иверский монастырь, известный также как «Иверона», является одним из древнейших православных монастырей России. Этот исторический комплекс, основанный в XIV веке, привлекает внимание как паломников, так и исследователей истории и культуры. Эксперты отмечают, что Валдайская обитель сыграла значительную роль в сохранении духовного наследия и культурных традиций Русской Православной Церкви. Благодаря своей архитектуре, иконописи и богатой истории монастырь привлекает тысячи посетителей ежегодно, став символом духовного наследия России.https://www.youtube.com/embed/3-gfuIO5IlkИстория Валдайского монастыря

Считается, что начало его связано с
Патриархом Никоном
. Еще будучи митрополитом Новгородским, в 1652 г. отправился он на Соловки за святыней: мощами
свт. Филиппа Московского
, пострадавшего от царя Ивана IV за обличение его неправедной жизни. Прочитав пред гробом святителя покаянное письмо самого царя Алексия, владыка Никон с благоговением взял мощи, дабы перенести их к Москве. Во время длительного пути до столицы ему и последовало видение самого святого: тот благословил будущего Предстоятеля Церкви основать обитель на одном из островов Валдайского озера.

Спустя несколько месяцев после этих событий преставился Патриарх Иосиф, и владыка Никон возглавил Церковь. Одним из первых его дел стало строительство Иверского, поддержанное царем: оно началось уже с 1653 г.

Второй Афон

То было особое время: Россия преодолевала последствия Смуты начала XVII в., залечивала раны от иностранной интервенции, едва не погубившей страну. Но одновременно росло влияние светской культуры, пришедшей из католической и протестантской Европы. Ревностный Предстоятель, конечно, не мог оставить без ответа подобный «вызов»: он считал, что Россия должна не просто дать достойный ответ на прогрессирующее «обмирщение», но – стать центром православного мира.

Во исполнение этой идеи Патриарх совершает небывалое до него: страна получает копии великих святынь православного мира, как бы наследуя не только Византии, давно утратившей государственность, но также – Иерусалиму, Святой Земле, попираемой иноверцами-мусульманами. Во исполнение этого замысла, по благословению Патриарха появляются новые монастыри:

  • Кий-Островский, Креста Господня, на Белом море; для него была изготовлена точная копия Креста Господня, ныне известная как «Кийский крест»;
  • Ново-Иерусалимский, на Истре, под Москвой; здесь – точная копия Гроба Господня из Храма Воскресения во Иерусалиме.

Ну а третьей обителью стал Иверский, посвященный святыне горы Афон – иконе Пресвятой Богородицы.

Вид Валдайского Иверского монастыря

Вид Валдайского Иверского монастыря

Первые храмы, святыни

Уже к 1653 г. на месте, указанном свт. Филиппом, были возведены первые два храма: чтимого образа Богоматери Иверской и свт. Филиппа (над святыми вратами). Церкви эти были деревянными, скромны были также кельи братии. Зато новоустроенная монашеская община сразу удостоилась посещения Предстоятеля. Он лично освятил Валдайское озеро, которое с тех пор стало называться Святым (и обитель – Иверской Святоозерской). Кроме того, Валдайский посад, стал селом Богородицким, переименование также благословил сам Святейший.

Он же позаботился, чтобы молодая русский Афон получил свои реликвии:

  • в 1654 г. сюда торжественно доставили мощи прав. Иакова Боровичского, святого, прославленного с середины XVI в.;
  • тогда же привезли ковчеги с частицами мощей многих русских святых, включая митрополитов Московских Петра, Иону, и, конечно, Филиппа;
  • спустя 2 года сюда доставили точную копию Иверского образа Пречистой, написанную монахами Святой Горы, и доставленную в страну еще в 1648 г.; ко времени же основания Иверона образ Богородицы был уже прославлен множеством чудес.

К 1656 г., когда привезли святыню, уже был достроен и первый каменный храм, посвященный Успению Богородицы. 16 же декабря 1656 г. состоялось торжественное освящение Успенского собора, совершенное самим Патриархом в сослужении трех архиереев, множества священников. На звонницу храма водрузили колокол весом до 1000 пудов, на котором вылито было изображение самого Патриарха.

«Поистине нет ему подобного в мире,» – писал о русском Ивероне современник-грек, прибывший на торжества.

Действительно, даже еще не достроенный, он поражал величием главного белокаменного собора, колокольным звоном, неземной красотой окружающей природы.

В те же годы Патриарх озаботился также благосостоянием обители – «русскому Афону» были подарены села, множество земель, за краткое время он сравнялся по благосостоянию с самыми древними, известными монастырями.

Наконец, монастырь стал также центром просвещения: сюда, по настоянию Патриарха, переселились до 70 монахов с белорусских земель (тогда – части Польши), где православные были гонимы католиками. Благодаря этим насельникам появилась типография, стали печатать православную литературу, богослужебные книги.

К сожалению, благоденствие продлилось недолго: в 1658 г. Никон самовольно покинул престол ввиду конфликта с царем, а в 1666 г. – низложен Поместным Собором, лишен не только Патриаршества, но даже священного сана, став «монахом Никоном». Вслед за тем гонения испытали все три устроенные им иноческие обители.

Иверский (Успенский) собор. Фото до 1917 г

Иверский (Успенский) собор. Фото до 1917 г

«Не по уставу святых отцов»

Именно таков был вердикт священноначалия о всех «никоновских» монастырях, которые подлежали закрытию. Из Иверского также выселили братию, распределив по другим обителям, остановили также все ведшееся строительство. К счастью, через 2 года церковные и светские власти одумались: на остров вернулись изгнанные иноки, были даже возвращены отобранные земли. К концу XVII в. инокам удалось завершить роспись Успенского собора, отстроить колокольню, братские кельи. Но наступившее XVIII столетие стало очень сложным.

Оскудение и запустение

Все началось с «великого непомерного пожара» 1704 г., после которого только роспись Успенского храма пришлось восстанавливать почти полностью. А позже оказалось, что обители больше не покровительствует власть в лице царя Петра I, вообще не благоволившего монашеству. Уже к 1712 г. монастырь оказался «приписным» к Александро-Невской лавре новой столицы, Петербурга. Тогда же ризнице лавры были передано немало имущества русского Иверона – дорогие облачения, подарки Патриархов, кресты, даже – два колокола из 13, имевшихся на звоннице.

«Конечного разорения» не произошло лишь потому, что к 1764 г. настоятелю удалось добиться, чтобы при введении Екатериной II «монастырских штатов» Иверская была отнесена к «первому классу», что означало лишение ее земель, но – хоть какую-то денежную поддержку от государства.

Духовный центр

«Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством; но не таковы они, как поставленные слезами и пощением, молитвою и бдением».Так писал еще вXIв. прп. Нестор Летописец.

Именно таким стал Иверский, лишенный прежних привилегий. Вдали от мира, среди постоянных материальных трудностей, а то и подвергавшийся гонениям от светской власти, он не исчез, но расцвел – духовно. В XIX в. среди его подвижников:

  • инок Пахомий, несший подвиг молчания; он прожил здесь долгие годы, скончался во время молитвы;
  • архимандрит Лаврентий, настоятель середины XIX в.; при нем удалось отремонтировать все обветшавшие здания, даже – начать широко благотворить нуждающимся, принимая тысячи паломников к чудотворной иконе и просто – бедных людей, искавших помощи.
Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь

Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь

Не оставляла Иверон помощью и Сама Богородица. От Её образа совершались чудеса не только над паломниками, но в 1848 г. даже случилось избавление града Валдая от эпидемии смертельной болезни, холеры. Жителя прошли крестным ходом со святыней по улицам – и болезнь прекратилась. С тех пор
Святейший Синод
благословил ежегодные крестные ходы, как память о свершившемся, причем ежегодно участвовали в них до 15000 человек.

И снова гонения

Начало XX в. обитель встретила как одна из самых известных, уважаемых. Она славилась строгим уставом жизни, так, что при множестве желающих избрать иноческий путь, сюда принимали далеко не каждого. Высота духовной жизни братии привлекала мирян, желавших хотя поселиться поблизости – например, известный церковный писатель Сергей Нилус жил поблизости вместе с семьей около 5 лет. Безмерно уважали монахов горожане Валдая.

Когда в 1918 г. началась неизвестно какая по счету реквизиция «излишков хлеба», проводимая советской властью, монахи ударили набат, а горожане вышли на улицы. Восстание попытались подавить, но… испугались того, что случайная пуля ранила любимого валдайцами настоятеля, архимандрита Иосифа. Опасаясь непредсказуемых последствий со стороны и так возмущенных до предела людей, реквизицию спешно отменили.

Разогнать общину, предварительно обобрав ее почти «до нитки», коммунистам удалось лишь к началу 1919 г., когда ее зарегистрировали как «трудовую артель». Спустя еще 8 лет и ее разогнали как «слишком тесно связанную с чудотворной иконой». Это и понятно: до 1927 г. здесь продолжалась монашеская жизнь.

Михайловская башня. Фото 1948 года

Михайловская башня. Фото 1948 года

С 1930-х, когда братию, наконец, выселили с острова, здесь побывали два музея (они хоть как-то занимались реставрацией «памятника архитектуры»), мастерские, госпиталь, дом инвалидов для ветеранов войны… Последним по времени учреждением на острове, освященном молитвами поколений иноков, стала база отдыха, открытая с 1970-х.

Возрождение

Оно начинается с 1991 г., когда Церкви удалось добиться возвращения запустевшей обители. Началось восстановление храмов, а в 1998 г. были совершены первые пять постригов. Иноческая жизнь на острове снова началась.

По данным на 2011 г. здесь было 23 насельника, 13 из которых – иеромонахи, иеродиаконы, монахи, прочие – послушники или просто трудники.

Интересные факты

  1. Валдайский Иверский монастырь был основан в конце XVII века русским царем Петром I и монахом Адрианом, который был отправлен из Иерусалима в Россию для сбора пожертвований на строительство нового монастыря.

  2. Первоначально монастырь был построен из дерева и располагался на берегу озера Валдай. Однако в начале XVIII века он был разрушен пожаром, а новый монастырь был построен из камня на том же месте.

  3. В начале XIX века во время Отечественной войны 1812 года монастырь был занят французскими войсками и сильно пострадал. После окончания войны, монастырь был отреставрирован и в нем была построена новая колокольня, которая стала одной из самых высоких в России.

Экскурсия. Валдай. Иверский Святоозерский монастырь.Экскурсия. Валдай. Иверский Святоозерский монастырь.

Архитектурный ансамбль

К настоящему времени удалось практически завершить его реставрацию. Сейчас Иверон – это:

  • 4 церкви, главная из которых – Успенский (называемый также Иверским) собор; также действуют Богоявленский храм при трапезной братии, две надвратных церкви – свт. Филиппа и арх. Михаила;
  • колокольня, также восстановленная;
  • настоятельский корпус;
  • стены и башни, которые также отреставрированы.
Архитектурный ансамбль Валдайского монастыря

Архитектурный ансамбль Валдайского монастыряВалдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь и - возвращение домойВалдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь и – возвращение домой

Святыни монастыря

К сожалению, дореволюционные святыни – мощи св. Иакова Боровичского и Иверская Афонская икона – утрачены за годы гонений. К настоящему времени здесь можно поклониться:

  • частицам Креста и камня от Гроба Господня из Иерусалима;
  • ковчегам с частями мощей более 100 святых.

Иверская икона

Ныне находящаяся в Успенском соборе святыня – список
Иверской
, переданный братии при восстановлении одним из храмов города Валдая. Ныне этот образ чтится, как чудотворный, о чем свидетельствует множество украшений, которые жертвуют, как память о чудесах помощи, многочисленные богомольцы.

Иверская икона Божией матери Валдайского монастыря

Иверская икона Божией матери Валдайского монастыря

Музей

Он посвящен Патриарху Никону. Интернет-страница Иверского, однако, представляет лишь концепцию будущей экспозиции, так что музей пока находится в становлении.

Дуб Валдайского монастыря

Это дерево, растущее недалеко от Успенского собора, особая достопримечательность: ему 330 лет, вероятно, дерево посажено, когда монастырь еще только строился. Дуб часто показывают экскурсантам. Впрочем, вокруг него есть и нездоровый ажиотаж.

О нем пишет, например, журналист газеты «Невское время» Татьяна Алексеева: «Несколько раз сюда под видом туристов проникали экстрасенсы, считающие, что дуб «излучает положительную энергию». Они собирали жёлуди и обломки веток дуба – якобы на память, а потом по Валдаю ходили слухи, что эти «частицы дуба» тоже «несут в себе положительный заряд» и помогают при любых болезнях. Монахи уже устали опровергать эти глупости. Впрочем, просто взять с собой жёлудь в качестве сувенира они никому не запрещают».

Информация для паломников

Место расположения обители – Новгородская область, она находится за 10 км от города Валдай. Из Москвы и Петербурга до него добираются чаще всего на поездах Москва – Псков и Петербург – Валдай. После этого до острова зимой можно доехать на такси, летом – как правило, на теплоходе. Однако, на сайте монастыря к настоящему времени значится, что движение теплоходов по озеру прекращено. Из дальнейшей информации понятно, что добраться можно через близлежащий остров Рябиновый, который соединяется с монастырем мостом. Можно также узнать другие возможности по телефону паломнической службы, который размещен на сайте в разделе «Паломникам».

Несколько иным образом выглядит путь на личном авто, на котором можно попасть сюда, не заезжая в Валдай:

  • из Москвы необходимо ехать по трассе М-10 до поворота на город Боровичи; через 2 км после него нужно свернуть непосредственно к озеру;
  • подобным образом добираются из Петербурга (путь займет около 4 ч. при расстоянии более 300 км).

Впрочем, такой путь очень удобен зимой, при замерзшем озере, но летом обязательно встанет вопрос, как попасть на остров по воде.

Иверская открыта для посетителей с 8 до 21 ч., при этом службы начинаются с 9 и 18 ч. Следует иметь ввиду, что литургия начинается с 10 ч., а Таинство Исповеди проводится утром, до ее начала. В обители совершаются Таинства Крещения и венчания, что нечасто бывает в монастырях.

Здесь принимают:

  • паломников;
  • трудников, желающих поработать некоторое время.

Для того, чтобы выбрать время посещения и зарезервировать место в гостинице, необходимо заполнить анкету на сайте.

Можно приехать и на день, или несколько часов, как делают многие туристы. Здесь также есть возможность заказать экскурсию. Это делается по телефону, либо в лавке Успенского собора. Обитель приезжим, паломникам или туристам, показывают сами братия, которые несут это послушание.

Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь

Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь

Многим возрождение монастыря кажется чудом. Не меньшим – его большая, очень ухоженная территория, чистота, с любовью разведенные цветники, причем все это – при сравнительной малочисленности братии. Разгадка проста: цветы сажают паломники и трудники, любящие Иверон, русский Афон. Много ли их? Очень. Именно поэтому сайт монастыря рекомендует заполнять анкеты на проживание по крайней мере за месяц до поездки: мест в гостинице куда меньше, чем желающих. А это значит, что не так давно возродившийся Иверский снова – центр притяжения для множества верующих или пока еще ищущих Бога.

Частые вопросы

Кто основал Иверский монастырь?

Иверия) — Грузия. Название объясняется тем, что основателем и первым строителем монастыря был грузинский монах Иоанн Иверский, ранее служивший в Великой Лавре. Монастырь построен на средства грузинского царского дома Багратионов.

Как работает Иверский монастырь?

Монастырь открыт для посещений с 8:00 до 21:00. Богослужения проводятся в будни с 9:00 до 11:00 и с 18:00 до 20:00, в выходные и праздники – с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Бесплатно.

Как попасть в Валдайский монастырь?

Добраться сюда можно на автобусе, либо поезде Псков – Москва. Из города попасть в обитель можно на местном такси, которое по автомобильному мосту перевезет вас на остров Рябиновый, а с него уже по другому мосту – на остров Сельвицкий.

Кто и где основал первый монастырь?

Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков. Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия).

Полезные советы

СОВЕТ №1

При посещении Валдайского Иверского монастыря обязательно изучите историю «Иверона», чтобы лучше понять значение этого священного места.

СОВЕТ №2

Не забудьте посетить Иверскую церковь, где хранится чудотворный образ Божьей Матери, и пройтись по территории монастыря, наслаждаясь его архитектурой и природой.

СОВЕТ №3

Познакомьтесь с обычаями и традициями монастыря, уважайте его правила и не забывайте про свою приличную одежду при посещении священных мест.

Современное значение монастыря

В настоящее время Валдайский Иверский монастырь продолжает играть значительную роль в религиозной и культурной жизни России. Он является важным паломническим местом для православных христиан, привлекая тысячи верующих и туристов ежегодно.

Монастырь активно участвует в духовной жизни общества, проводя богослужения, молитвенные службы и религиозные мероприятия. Здесь также функционируют благотворительные программы, приюты для нуждающихся и другие социальные проекты, направленные на помощь ближнему.

Кроме того, Валдайский Иверский монастырь является важным культурным центром. Здесь проводятся выставки и концерты, организуются мастер-классы по искусству и ремеслам, а также другие культурные мероприятия, способствующие сохранению и продвижению национального наследия.

Таким образом, монастырь продолжает быть не только местом духовного обогащения, но и центром, способствующим развитию культуры, образования и благотворительности в регионе и за его пределами.

Оцените статью
Добавить комментарий