Великий пост – это особенное время духовного очищения и самоотречения для православных христиан. В статье “Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье” вы найдете все необходимые сведения о значимости и особенностях этого периода, а также практические рекомендации по соблюдению его правил и традиций.
Какого числа начинается Великий пост
Эта дата разнится год от года, так как зависит от времени
празднования Пасхи.
По восточной христианской традиции Воскресение Господа празднуется после дня весеннего равноденствия. По Юлианскому календарю, которым пользуется Церковь, это 21 марта, по Григорианскому – он же ныне гражданский календарь России и большинства стран – 4 апреля.
От дня равноденствия, который издревле считался началом весны, отсчитывается первое полнолуние. Следующий после него воскресный день и есть Пасха. При этом по православной традиции она не должна совпадать с иудейской. Если такое случается, празднование отсчитывается от полнолуния следующего месяца.
Вычислив дату Пасхи, от нее отсчитывают назад количество дней постного времени перед Пасхой, которое не меняется, и получают дату его начала.
Мнение эксперта:
Специалисты в области религиозных практик отмечают, что Великий пост 2023 является важным временем для духовного очищения и обновления. В этот период верующие сосредотачиваются на молитве, самоанализе и отказе от материальных удовольствий. Суть Великого поста заключается в подготовке к празднику Пасхи через духовное возрождение. Эксперты рекомендуют придерживаться правил поста, воздерживаясь от определенных видов пищи и соблюдая постные дни. Меню поста строится на основе растительной пищи, исключая мясо и молочные продукты. Все необходимые ответы о Великом посте 2023 можно найти в специальных статьях и религиозных источниках, где дается подробная информация о его значимости и правилах.
Сколько дней длится Великий пост 2023 года
Общая продолжительность подготовки к «Празднику праздников» составляет 48 дней. Однако издревле Великий Пост именовали на латыни «quadragesima», на греческом языке – «τεσσαρακοστή» (то и другое буквально значит «сороковой»). Перевод же названия поста на славянский звучит как «Четыредесятница», что говорит о сорокадневной продолжительности. Действительно в число дней собственно Четыредесятницы не входят:
- Лазарева Суббота;
- следующий за ней воскресный день, праздник Входа Господня в Иерусалим;
- последняя перед праздником Страстная Седмица, которая завершается Пасхой, такие образом, продолжается шесть дней.
Начало и конец Великого поста в 2023 году
Великий пост в 2023 году начнется
27 февраляи продлится (с учетом также Лазаревой Субботы, Вербного Воскресенья и Страстной недели) до 15 апрелявключительно.
В 2024
В 2024 году начало Великого поста придется на 18 марта, последний день подготовки к Пасхе – на 3 мая.
Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника
Интересные факты
-
Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля и продлится до 15 апреля. Это самый продолжительный и строгий пост в православном церковном году, он длится 48 дней.
-
Слово “пост” происходит от старославянского “поститися”, что означает “воздерживаться от пищи”. Во время Великого поста верующие воздерживаются от продуктов животного происхождения, а также от увеселительных мероприятий и развлечений.
-
Цель Великого поста – духовное очищение и подготовка к празднованию Пасхи. Пост помогает верующим сосредоточиться на молитве, покаянии и добрых делах.
История возникновения, развитие и традиции
Подготовка к Пасхе – очень древний христианский обычай еще апостольского происхождения. А вот порядок, продолжительность Четыредесятницы установились лишь через несколько столетий существования Церкви.
Пасхальный
Сам праздник понимался одновременно как память о Распятии и празднование Воскресения. Поэтому так называемый Пасхальный пост занимал ночь перед иудейской Пасхой и сам день этого праздника – христиане не столько радовались, сколько вспоминали Распятие.
Продолжительность поста составляла 40 часов дня и столько же – ночи, что составляло чуть более 3 суток. Сам пост представлял собой не ограничения в пище, а полное воздержание от еды и питья все это время. Количество же постных часов символизировало
пост Господа в пустыне
перед выходом на проповедь, который продолжался 40 дней.
Пасха в 2023 году
празднуется 16 апреля.
Художник Иван Крамской, «Христос в пустыне»
Обычай Пасхального поста сохранялся, видимо, первые три века Церкви. Впоследствии христианская Пасха как Воскресение стала отмечаться позже иудейского празднования, что окончательно установил Первый Вселенский Собор (325 г.). Однако традиция строго поститься именно на день Пасхи сохранялась еще десятилетия. Например, в V в. таких неразумных постников обличал свт. Иоанн Златоуст.
Пост оглашенных
Так именовали готовящихся к
Таинству Крещения
. К III-IVв. установилась традиция совершать его в Пасхальную ночь. Все новообращенные приготовлялись к Крещению 40-дневным постом. Молясь за оглашенных, так же постились все верные – члены Церкви. Видимо, именно этот пост позже осмысливается Церковью как посвященный не только Таинству Крещения, но также – подготовке к Пасхе.
Предпасхальный
После I Вселенского Собора появляются первые свидетельства о собственно постном времени приготовления к празднику Воскресения. О существовании такой традиции упоминают послания свт. Афанасия Великого. Обращаясь к своей Александрийской пастве, он предписывает ей «Четыредесятницу», которая уже утвердилась у других христианских общин, «ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию».
Четырехчастная икона (20*14 см), получившая в научной литературе название «Четыредесятницы» — она рассматривалась как иллюстрация служб Великого поста. XI век. Третьяковская галерея
Продолжительность поста, однако, установилась не сразу: количество дней подготовки к празднику различалось, так как Церковь не приветствовала постное воздержание по субботам (иудейская традиция) и воскресным дням («малая Пасха»). Поэтому:
- одни общины в эти дни допускали послабления постного воздержания;
- другие же совсем исключали субботы и воскресения из дней поста.
В последнем случае для того, чтобы получилось 40 постных дней, общая продолжительность календарных дней поста, естественно возрастала. При таком подходе количество недель подготовки к Пасхе в общей сложности составляло 8. Именно такую длительность, по многочисленным свидетельствам современников, имел пост в Иерусалиме.
Интересный фактОтголосок этой традиции – современная практика Русской Церкви, когда Посту предшествует «Сырная Седмица», на которой уже не благословляется мясная пища, но можно вкушать яйца, молочное, рыбу. При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается.
Впоследствии возобладала традиция все же включать субботние и воскресные дни в число Четыредесятницы, что, как полагает, например, русский литургист М.Скабалланович, произошло, скорее всего под влиянием монашества. Теперь Великий Пост составил полные 40 дней, к которым присоединились Лазарева Суббота, Вербное Воскресенье и Страстная Седмица.
Читайте также:
Страстная седмица 2023 года
Кроме этого порядка, принятого на христианском Востоке, существовала также Западная традиция шестинедельной подготовки к Пасхе. При этом, например, в Римской Церкви V в., постными были, по данным историков, только первая, четвертая, шестая недели (кроме субботних и воскресных дней). Возможно, такой порядок восходит к древней практике поста как подготовки к Крещению оглашенных.
Отголоском этой традиции является нынешняя практика католиков, правила о Великом Посте у которых значительно менее строги, чем у православных.
Постное делание
Правила о богослужениях и телесном посте также устанавливаются не сразу, причем изначально не являлись единообразными: судя по всему, они потребовались Церкви не ранее IV в., когда Пост стал длительным: ведь в I-II в. он представлял собой просто полное воздержание о пищи и воды.
На территории Византийской империи, раскинувшейся от Дуная на севере до Африканских владений на юге, параллельно сосуществовали множество традиций поста, как для мирян, так и для иноков. Наиболее распространенными из них к IX в. были две:
- прп. Феодора Студита, игумена обители близ Константинополя;
- прп. Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима.
Студийская традиция
Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. построенном римским сенатором Флавием Студием, отсюда – его именование. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры.
Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси (840-е гг.) способствовал распространению устава его обители по империи.
Основой традиции соблюдения поста, созданной прп. Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом:
- совершается ежедневная литургия;
- в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника (сухоядение, то есть невареная пища) и Пятницы (разрешалось только сочиво);
- в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье;
- иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино.
Устав прп. Саввы
Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом – настоятелем, то Палестинский монастырь прп. Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным». Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Таин.
Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или – по средам и пятницам – служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии.
Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает:
- вкушать рыбу только на Благовещение (если праздник не выпадает на Страстную Седмицу);
- употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям;
- полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы.
Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день (обычно после захода солнца).
Фото Алины Шадриной
В России
Исторически первым монашеским уставом на Руси был Студийский – его ввел прп. Феодосий Печерский в Киево-Печерской обители сXI в. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне.
В XIV в. на Русских землях появился устав прп. Саввы – также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего – Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом.
Интересный фактПри этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Феодора. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи – хлеба, круп, овощей (холодное лето, невозможность заниматься земледелием), ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей.
Студийские традиции соблюдения поста были вытеснены Иерусалимскими только с середины XVII в. Сейчас Русская Церковь следует традициям Великого Поста Иерусалимского Устава. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного.
Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником.
Пост у католиков
В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное.
К примеру:
- пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных;
- существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста.
Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней.
Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным
Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они – плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться.
Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того – полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания.
Какие правила
Общие можно свести к следующим:
- начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений;
- самая же сложная форма аскезы – воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего – «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда – ненависть;
- отсюда, может быть, главное правило – не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу.
Святитель Василий Великий о посте
«Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».
«Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть речи, и обращение, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества».
Что можно и что нельзя кушать
Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему.
В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания – не в нем самом, не в «очищении организма» (хотя благотворность ограничений признана медиками). Оно помогает душе сосредоточиться на главном – жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища.
Что приготовить
Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов.
Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом – простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни.
Список продуктов
Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» (страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд). У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик.
Разрешается
Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые (горох, чечевица, фасоль), а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе.
Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт.
Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным.
- Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед (как чрезмерно услаждающий вкус), сахар – бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно.
- Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание – весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава.
Не благословляется
Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру.
Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. советует:
«Не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.».
Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка – некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном (без молока) шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся?
Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь.
Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости:
«Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига.
Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:
— Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.
Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми».
Про кальмары, креветки и другие морепродукты
Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия.
Рыба и икра
По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять:
- на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу;
- в праздник Входа Господня в Иерусалим.
В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью.
Вино и масло
Их устав разрешает по субботним, воскресным дням.
Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже (то, какое мы знаем сейчас) пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство – крепость разведенного напитка была чисто символической.
Рецепты блюд на каждый день:
Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов.
Кисель
Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая (чтобы не образовались комки), добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом (если оно было разрешено).
Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев.
Салат
У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих:
- свекла, которую следует отварить и потереть на терке;
- корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле;
- соль, которая добавляется по вкусу.
Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу.
Блинчики
Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой.
Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку (отсюда, а не от слова «грешник», название). Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде.
Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться.
Выпечка
Как правило, хозяйки делают:
- пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи (капуста, картофель), так и грибы или ягоды;
- выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая.
В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует:
- приготовить смесь сухих («быстрых») дрожжей и теплой воды – пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль;
- постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки;
- добавить 5-6 ст.л. растительного масла; вымесить до однородности; тесто не должно прилипать к рукам;
- поставить в теплое место, накрыв тканью, и подождать, пока поднимется; объем теста может даже увеличиться;
- вымесить тесто около 5 минут, после чего можно делать пироги.
Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням.
День рождения в пост и другие праздники
Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины (память святого, имя которого носит христианин), другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома.
Свой праздник
День рождения лучше перенести на выходной – субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно:
- приготовить полностью постный стол;
- угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания.
Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это – праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин (по мере возможности, ведь постом
литургия
служится не ежедневно).
Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день.
В гостях
Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. Такая ситуация складывается чаще всего: ведь по статистике, среди называющих себя православными в России держат пост, по разным данным, не более 13%.
По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций:
- все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека;
- попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения;
- наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста.
Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского.
Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания – второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта.
«Я еще не пришел в меру отца своего!»— со слезами говорил он.
В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона:
«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.8:9)
Мера поста: как не жалеть себя и не перепоститься
Устав, предписывая довольно строгое воздержание, оговаривает при этом, что меру индивидуального пощения определяет духовник. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе.
Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье.
К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание.
Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов:
«Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста…
При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».
Частые вопросы
Как правильно питаться в Великий пост 2023?
На второй-шестой неделях в понедельник, среду, пятницу положено сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — горячая пища с маслом, немного вина. На седьмой, завершающей, неделе разрешено только сухоядение, а в пятницу, 14 апреля, положено по посту полностью отказаться от пищи.
Какие молитвы нужно читать во время Великого поста?
Утренняя молитва во время Великого постаВечерняя молитва во время Великого постаМолитва ангелу-хранителюМолитва о прощении греховМолитва Ефрема Сирина в Великий пост27 февр. 2023 г.
Какие молитвы нельзя читать во время Великого поста?
Какие молитвы нельзя читать в Великий пост? Нет каких-то особых указаний, какие молитвы нельзя читать в Великий пост. Более того, издавна существует монашеское правило: «келья устава не имеет». То есть, какой будет личная молитва, христианин решает или вместе со своим духовником, или сам.
Можно ли пить кофе во время поста?
Классический ответ на этот вопрос следующий: как такового запрета на употребление чая и кофе во время поста не существует. Пить эти напитки можно. Однако во время поста верующие стараются ограничивать себя в употреблении привычных продуктов и блюд, режим питания в эти дни меняется кардинально.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Придерживайтесь установленных правил поста, чтобы достичь духовного очищения и близости к Богу.
СОВЕТ №2
Не забывайте о молитве – она поможет вам сосредоточиться, найти внутренний покой и направить свои мысли к духовному росту.
СОВЕТ №3
Составьте меню на период поста заранее, чтобы избежать соблазнов и обеспечить своему организму необходимые питательные вещества.
Как подготовиться к Великому посту: духовные аспекты и рекомендации
Перед началом Великого поста важно подготовиться как духовно, так и физически. Духовная подготовка включает в себя очищение души и мыслей, отказ от греховных поступков, молитвы и чтение Священного Писания. Рекомендуется провести исповедь и принять исповедь от священника для очищения души перед началом поста.
Также важно подготовиться физически. Пост – это не только отказ от определенных продуктов, но и время для очищения организма. Рекомендуется постепенно снизить потребление жирной и тяжелой пищи за несколько дней до начала Великого поста. Это поможет избежать стресса для организма и позволит ему легче перейти на постное питание.
Духовные аспекты подготовки к Великому посту включают в себя также укрепление молитвенной жизни. Рекомендуется увеличить время, проведенное в молитве, почитании Святых Писаний и духовной литературы. Это поможет подготовить душу к встрече с праздником Пасхи и укрепит духовные силы для соблюдения поста.