Великомученик Феодор Стратилат – один из наиболее почитаемых святых в православной церкви, чье житие, подвиг и чудеса вдохновляют многих верующих. Эта статья представляет собой обзор жизни и деятельности святого Феодора Стратилата, раскрывая его важное значение в истории христианства и его образец для подражания.
Мнение эксперта:Великомученик Феодор Стратилат, по мнению экспертов, является одним из наиболее почитаемых святых в православной церкви. Его жизнь и подвиги вдохновляют верующих на преодоление трудностей и испытаний. Феодор Стратилат считается покровителем воинов и защитником от бедствий. Его образ символизирует мужество, верность и преданность вере. Многие христиане обращаются к святому Феодору с молитвами о помощи в трудной жизненной ситуации, и, по их мнению, чудеса происходят благодаря его молитвенному заступничеству.https://www.youtube.com/embed/dCCFgcWNIoUЖитие великомученика Фёдора Стратилата
Именование Стратилата означает воеводу или вообще военачальника высокого ранга. Однако, житие угодника Божия ничего не говорит о воинских подвигах святого, но много – о его стоянии в вере в родном городе, Евхаиты, а после – в Гераклее, где он и был воеводой (стратилатом).
Кто убил змея?
Слава храброго воина к Феодору пришла после того, как он один убил чудовище – змея, который завелся близ его родного города. Предание, которое передает житие рассказывает, что Феодор, никому не говоря, решил лично избавить город от змея – вопреки предупреждениям жившей рядом с Евхаитами христианки Евсевии. Многие тогда рассказывали, что святой прежде, чем устремиться на змея, усердно помолился – а затем, получив укрепление свыше, убил чудовище.
Интересный фактВпоследствии «чудо о змее» стало встречаться в житиях сразу двух святых Феодоров – Стратилата и именуемого Тироном (что означает «новобранец»). По мнению церковных историков, это было вызвано тем, что оба угодника Божия были почти современниками (Феодор Тирон был замучен за Христа несколько ранее Стратилата), происходили из одного города. Кроме того, дни памяти обоих близки по датам, иногда истории святых идут друг за другом. Так для многих верующих жития обоих постепенно стали переплетаться. Есть еще один святой, житие которого содержит рассказ о чуде убиения змея – это вмч. Георгий Победоносец, которого русские духовные стихи (народные произведения о святых, событиях Священной истории) иногда именуют отцом Феодора Стратилата, иногда же – братом.
Все эти расхождения в интерпретации биографий святых вызваны, конечно, тем, что они жили почти 2000 лет назад, и исторические источники, по которым можно было бы восстановить их биографию, утрачены, либо известны в поздних копиях. Во всяком случае, несомненна храбрость Феодора, благодаря которой он, вероятно, сравнительно молодой воин становится военачальником Гераклеи – города недалеко от Евхаит.
Нет оснований сомневаться также в его глубокой христианской вере, которая, по преданию, позволила ему победить змея. Ведь свидетельства о его духовном подвиге куда более ясны, чем «чудо о змее».
Стратилат-христианин
Время, когда Феодор по назначению императора Ликиния (соправителя Константина Великого, который владел Западной частью империи, тогда как Ликиний правил на востоке), было во многом особым. Христианство уже стало религией большого количества жителей Римской империи, до полного прекращения гонений на Церковь, которые продолжались вот уже четвертое столетие, оставались считанные годы. Более того, если годом страданий святого является 319, который указывает житие, получается, что это случилось через 6 лет после так называемого Миланского эдикта, подписанного Константином и Ликинием. Документ выводил христианство из-под запрета, разрешал богослужения. Однако, если Константин к этому времени уже вполне сознательно верил во Христа, Ликиний подписал документ скорее по политическим соображениям: ему требовалась поддержка Константина. Впоследствии же их отношения обострились – и на подконтрольной Ликинию части империи возобновляются гонения на верующих. Незадолго до страдания св. Феодора погибли
40 Севастийских мучеников
, также воинов – вся вина которых состояла в отказе поклониться «отеческим богам».
Но, зная все это, воевода Гераклеи не только не скрывал своей веры, он активно, можно сказать, апостольски, проповедовал ее среди жителей, по большей части еще язычников. Понятно, что слух об этом быстро дошел до самого императора. Изложение дальнейших событий разнится в разных редакциях жития святого:
- иногда говорят, что воевода, зная, что царь гневается на него из-за веры, понимая неизбежность страданий, решил принять их в городе, где его мученическая кончина обратит ко Христу еще больше людей; поэтому он как бы притворился ревностным язычником, и пригласил самого царя пожаловать в Гераклею, дабы вместе с ним совместно принести жертвы «богам»;
- есть также жития, где говорится, что сам Ликиний решил приехать, чтобы лаской, наградами отвратить от Христа храброго и потому любимого народом стратилата; открыто мучить его Ликиний не решался, обоснованно чувствуя себя неуверенно – и ввиду противостояния с Константином, и зная, что количество христиан среди горожан велико и продолжает расти.
Во всяком случае, факты таковы, что почти сразу по приезде Ликиния Феодор решился не просто исповедать себя христианином при всех, но – перейти к открытому противостоянию с царем. Именно поэтому он уничтожил привезенные им изображения богов, раздав золото и серебро, из которого они были изготовлены, нищим. И лично сказал об этом царю. После этого участь стратилата была предрешена.
Чудо веры
Его подвергли пыткам: били, опаляли огнем, наконец, морили голодом, принуждая отречься от Христа. Но слышали только: «Слава Тебе, Боже наш!» Наконец, мучители решили подвергнуть Феодора самой позорной, тяжелой казни – распятию. На кресте он, уже изможденный голодом, избитый, провисел ночь. Житие приводит его слова, которые, может быть, слышали тогда бывшие при нем слуги. Это слова изнемогающего от страданий: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси?». Что случилось дальше, точно не известно.
Но утром воины, пришедшие забрать, как они думали, мертвое тело, увидели живого, здорового Феодора, свободно ходящего близ места своей несостоявшейся казни. Говорят, все они тут же уверовали во Христа, были крещены. А затем начались волнения горожан, возмущенных поступком императора, его несправедливостью по отношению к святому мужу.
Неизвестно, чем кончилось бы противостояние пришедшего в ярость Ликиния и горожан, но сам Феодор удержал людей словами:
«Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Затем святой сам пришел к мучителям, добровольно желая пострадать еще. Говорят, когда его вели на казнь, его слово открывало двери тюрем, с узников падали кандалы. А больные, прикасавшиеся к одежде святого, исцелялись.
21 февраля 319 г.Феодора казнили чрез отсечение главы. Палачи, зная все происшедшие чудеса, дали ему возможность помолиться перед кончиной, сделать распоряжения слугам об имуществе, даже – о том, чтобы тело мученика было перевезено на родину. Так окончилась его земная жизнь – и началась долгая история заступничества за род людской и проповеди веры – теперь уже посмертными чудесами.
Среди них:
- строгое наказание мусульман Сирии, которые в VII в. решили надругаться на иконой святого в христианской церкви, где расположились ночевать с семьями; кто-то пустил стрелу в образ, попал в плечо – неожиданно потекла кровь; но вразумления кощунников не наступило – и наутро их соплеменники нашли всех находившихся во храме умершими от неизвестной болезни;
- помощь во время войны Руси с Византией 970-971 гг.: в битве, где славяне численно превосходили греков, непобедимый русский князь Святослав Игоревич не только не смог победить, но еще и сам был опасно ранен.
Историк того времени Лев Диакон пишет: «Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор, которого государь молил и за себя, и за все войско быть соратником, покровителем и спасителем в битвах».
Интересные факты
-
Святой Феодор Стратилат погиб мученической смертью в III веке нашей эры во времена правления императора Ликиния. Он был одним из самых уважаемых христианских мучеников, и его почитают как покровителя солдат и воинов.
-
По легенде, Святой Феодор Стратилат был родом из города Гераклеи, расположенного на территории современной Турции. Он был военным и занимал высокое положение в армии, но после того, как отказался принести жертву языческим богам, был арестован и подвергнут жестоким пыткам. Несмотря на страдания, он отказался отречься от своей веры во Христа и был казнен.
-
Святой Феодор Стратилат является покровителем многих городов и стран, включая Грецию, Кипр и Болгарию. В его честь названы многочисленные церкви и соборы по всему миру. Его культ широко распространен в православной и греко-католической церквях.
В каких случаях молятся Феодору Стратилату?
Убеждение, о котором писал византийский автор, относится не только к древности – святого считают своим покровителем воины даже до наших дней.
В России святой считается покровителем государственной службы судебных приставов – ввиду того, что они принимают сейчас активное участие в восстановлении Федоровского монастыря г. Переяславля-Залесского.
Кроме того, святого сугубо просят:
- вообще о защите от зла, козней врагов;
- о помощи во всех житейских проблемах;
- об исцелении болезней, памятуя, сколько людей получили его перед казнью великомученика.
Дни памяти
Это:
- 21 февраля, когда, по житию, святой был казнен;
- 8 июня – день перенесения его честных останков в Евхаиты, во исполнение завещания великомученика.
Иконография вмч. Феодора Стратилата
Святого изображают облаченным доспехами, со щитом и копьем на левой руке. Правой же мученик держит крест. Это знаменует его заступничество за людей и страдания, которыми он достиг святости. Кроме того, Византия и Россия знают особые изводы иконы святого, связанные с историческими событиями или лицами:
- в Византии были очень распространены образы двух Феодоров – Стратилата и Тирона, как покровителей воинства;
- в России от конца XVI в. сохранились образы святого с другой великомученицей, Ириной; это связано с тем, что угодникам Божиим были тезоимениты сын Ивана IV, царь Феодор Иоаннович, и его супруга, Ирина Годунова.
Храмы
Исторические известных и ныне действующих по России насчитывается 92.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью
Новгородский храм получил название по улице Феодоров ручей, позже просто Федоровой (ручей, давший ей название, засыпан с 1950-х). Храм известен с XIV в., закрыт, передан музею в советские годы. Храм известен:
- фресками XIV в., похожими на работы Феофана Грека из Спасской церкви на Ильине улице;
- средневековыми граффити – надписями на стенах, сделанными около XIV-XV вв.
Храм Феодора Стратилата в Москве, на Чистых прудах
Церковь находится близ Чистых прудов. На рубеже XVIII – XIX вв. он освящен в честь мч. Феодора Тирона, а престол Стратилата появился несколько позже. Впоследствии он стал главным. Стиль храма определяется как классицизм, его архитектура достаточно строгая, украшений немного.
С 1930 г. церковь закрыли, однако к 1947 г. ее передали Антиохийской Патриархии. Ее подворьем она остается до наших дней.
Феодоровский монастырь (Переславль-Залесский)
Это именно та обитель, которую сейчас помогает восстанавливать Федеральная служба судебных приставов. Основание монастыря относится к XV в., когда на этом месте войска московского князя победили дружину Тверского правителя Михаила – на день памяти вмч. Феодора. Позже обители покровительствовал царь Иван IV, заложивший здесь храм покровителя своего сына, будущего царя Феодора.
Почти до конца XVII в. обитель была мужское, позже – женской. После десятилетий гонений она возрождается также как женская.
Церковь в Старом Осколе
Молодой храм был заложен в 2012, а освящен уже к 2013 г. Он находится в районе частной застройки, где ведется новое малоэтажное строительство.
Мужской пещерный монастырь Феодора Стратилата в Крыму
Это пещерная обитель, существовавшая, возможно, с XIII-XIV вв. К XV в. обитель, состоящая из целого комплекса, включающего 50 пещер, соединенных ходами, была уже покинута монахами. Восстановление началось только с начала 2000-х гг. Сейчас сюда приезжают паломники. Рядом есть освященный источник.
Церковь в г. Александрове
Это надвратный храм Успенского монастыря в Александровой слободе (сейчас Александров). Церковь относится к XVII в., как и многие постройки обители. Возрождение монашеской жизни началось здесь с 1991 г.
Храм в Костроме
Здесь известны два престола св. Феодора:
- главный, в посвященном ему небольшом деревянном храме, построенном около 2017 г.;
- придельный во храме Рождества Богородицы на Лазаревском кладбище города – этот храм ныне утрачен.
Ныне на старом кладбище возведена часовня святого.
Судьба святого, никогда не бывавшего на славянских землях, давно переплелась с судьбой России. Даже до наших дней к нему обращаются, молясь о воинах, просят его поддержки, чтобы восстановить попранную справедливость. И угодник Божий отзывается на просьбы молящихся.
Акафист
Конда́к 1.
Возбра́нному воево́де и сла́вному во страда́льцех во́ину, свято́му великому́ченику Фео́дору, прииди́те пе́снь хвале́бную вку́пе воспои́м. Ты́ же, великому́чениче, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м ти́:
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
И́кос 1.
А́нгелов Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель яви́ тя́ Це́ркви Свое́й, я́ко страда́льца до́блественна и во́ина непобеди́ма, да вси́ по достоя́нию страда́ния твоя́ восхва́лят, страстоте́рпче Фео́доре. Сего́ ра́ди и мы́, я́ко му́ченика дне́сь чту́ще, восхваля́ем ти́, вопию́ще:
Ра́дуйся, и́дольскаго служе́ния пре́лесть обличи́вый.
Ра́дуйся, я́рость безу́мнаго царя́ язы́ческаго презре́вый.
Ра́дуйся, сего́ ра́ди муче́ния ве́лия и ра́ны сме́ртныя претерпе́вый.
Ра́дуйся, я́ко Христо́с от Пила́та, от Лики́ния царя́ пло́тию на кресте́ пригвожде́нный.
Ра́дуйся, от А́нгела Госпо́дня па́ки живо́т и кре́пость ди́вно восприя́вый.
Ра́дуйся, с ра́достию о Го́споде главу́ свою́ честну́ю под ме́ч преклони́вый.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 2.
Зря́ще страда́льца до́блественна и во́ина непобеди́ма свята́го великому́ченика Фео́дора, страда́ньми венцы́ побе́дныя прия́вша и со А́нгелы сочета́вшася и чуде́с сокро́вище ми́ру дарова́вша, ве́рнии единому́дренне почти́м, воспева́юща Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 2.
Ра́зум боже́ственный стяжа́в, зми́я ве́лия и стра́шна, бли́з Евхаи́тска гра́да вогнезди́вшася, кресто́м и мече́м порази́л еси́, во́ине Христо́в, те́мже и стратила́т, еси́ воево́да, возста́влен бе́ на земли́. Мы́ же я́ко небе́сному воево́де вопие́м ти́:
Ра́дуйся, си́лою Христо́вою от зми́я того́ лю́таго оте́чество свое́ свободи́вый.
Ра́дуйся, мно́гое наро́да мно́жество ко Христу́ обрати́вый.
Ра́дуйся, ору́жием ве́ры де́монов полки́ победи́вый.
Ра́дуйся, я́ко победоно́сный яви́лся еси́ на земли́ страда́лец.
Ра́дуйся, чуде́с мно́жество с ве́рою к тебе́ прибега́ющим подава́яй.
Ра́дуйся, Христу́ Бо́гу моли́тися за ны́ ми́лостиво не оскудева́яй.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 3.
Си́лою Бо́жией умерщвле́на зми́я Фео́дором Стратила́том ви́девше, Евхаи́тский гра́д и вси́ лю́дие окре́стныя чудя́шеся зело́ и взыва́ху глаго́люще: «Ве́лий е́сть Бо́г Фео́доров, се́й е́сть Бо́г и́стинный»,– Ему́же мы́ вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 3.
Име́я обы́чай благи́й но́щию моли́тися неусы́пно, Фео́доре святы́й, виде́ния боже́ственнаго сподо́бился еси́: покро́ву хра́мины, я́ко отве́рсту яви́вшуся и све́ту небе́сному, я́ко огню́ ве́лию, осия́вшу тя́; та́кже и гла́с слы́шал еси́ свы́ше глаго́лющ: «Дерза́й, Фео́доре с тобо́ю бо е́смь». Си́м позна́л еси́, я́ко вре́мя прии́де страда́ния твоего́ за Христа́, возвесели́ся ду́хом. Те́мже вопие́м ти́:
Ра́дуйся, я́ко сла́ву неизглаго́ланную Христа́ Бо́га узре́л еси́.
Ра́дуйся, я́ко и преми́рных виде́ний зри́тель бы́л еси́.
Ра́дуйся, я́ко и на земли́ небе́сныя собесе́дники име́л еси́.
Ра́дуйся, вели́ких бо Та́ин открове́ний в земно́й жи́зни сподо́бился еси́.
Ра́дуйся, проро́ческое просвеще́ние.
Ра́дуйся, свети́льниче мы́сленный, све́том Христо́вым облиста́емый.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 4.
Бу́рю муче́ний бли́зящуся разуме́в, си́це моли́лся еси́ со слеза́ми, блаже́нне Фео́доре, Христу́ Бо́гу: «Го́споди, Бо́же, всеси́льный, бу́ди ми́ ми́лостив и соблюди́ мя́ от пре́лести вра́жия, да не пора́дуются врази́ мои́». Та́коже и мы́ с тобо́ю Бо́гу вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 4.
Слы́шав злочести́ваго царя́ прельсти́тельныя глаго́лы, я́ко да же́ртвы и кади́лы и арома́ты принесо́ша ме́рзким бога́м, Фео́доре треблаже́нне, сокруши́л еси́ я́ в но́щь еди́ну и, раздроби́в вся́ и́долы зла́ты и сре́бряны в ча́сти ма́лы, раздели́л еси́ я́ си́рым и убо́гим. Сего́ ра́ди неустраши́мому твоему́ по́двигу вельми́ дивя́щеся, си́це вопие́м:
Ра́дуйся, прему́дростию слове́с твои́х безсту́днейшаго царя́ посрами́вый.
Ра́дуйся, сла́ву Бо́га жи́ва и и́стинна пред язы́ки пропове́давый.
Ра́дуйся, я́ко вои́стину Фео́дор, е́же сказу́ется да́р Бо́жий, яви́лся еси́.
Ра́дуйся, я́ко ны́не со а́нгелы и ли́ки му́чеников блаже́нне ра́дуешися.
Ра́дуйся, я́ко дерзнове́ние име́яй к Бо́гу, от скорбе́й и страсте́й на́с все́х избавля́еши.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 5.
Богоме́рзкия и́долы егда́ я́ко зла́то и сребро́ обы́чно рассе́к у́си руко́ю челове́ческою, безу́мнаго царя́ нечести́ваго поруга́л еси́, великому́чениче, глаго́ля ему́: «Ты́ кла́няешися бога́м ме́ртвым, а́з же поклоня́юся Бо́гу Живо́му». Ему́же с тобо́ю и мы́ поклоня́емся, взыва́юще: Аллилу́иа.
И́кос 5.
Ви́дев нечести́вый мучи́тель те́ло твое́ честно́е на муче́ние предае́мо, руга́шеся тебе́, страстоте́рпче. Ты́ же, святы́й, вся́ сия́ му́жественно терпя́, ничто́же и́но глаго́лал еси́ то́чию: «Сла́ва Тебе́, Бо́же мо́й!» Терпе́нию твоему́ дивя́щеся, си́це вопие́м ти́:
Ра́дуйся, жи́лами воло́выми и пру́тьми оловя́нными безпоща́дно бие́мый.
Ра́дуйся, мно́гие ра́ны к ра́нам и́мже не́сть числа́, от мучи́теля претерпе́вый.
Ра́дуйся, я́ко венцы́ побе́дныя та́ко от Христа́ прия́вый.
Ра́дуйся, твои́ми ко Христу́ хода́тайствы ве́рныя спаса́яй.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 6.
Пропове́дник сла́вы Христо́вой яви́лся, в темни́цу вве́ржен бы́л еси́, страстоте́рпче Фео́доре, неи́стовым мучи́телем ру́це и но́зи име́яй свя́зана и ничесо́же яды́й да́же до дни́й пяти́. А́нгел же свя́т прише́д разреши́ти ты́ свя́зана, да вопие́ши Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 6.
Возсия́ша по́чести твоя́ Фео́доре. Я́коже бо иногда́ Христо́с Госпо́дь на́ш от Пила́та, та́кожде и ты́, блаже́нне, от Лики́ния царя́ на кресте́ про́пят бы́л еси́, ру́це и но́зе име́я пригвожде́нна. Сего́ ра́ди прии́дем вси́ ве́рни пе́сненными венцы́ Фео́дора Му́ченика пресла́внаго велича́ем глаго́люще:
Ра́дуйся, ко кресту́ пригвожде́нный.
Ра́дуйся, стре́лы о́стрыми и гво́здием прободе́нный.
Ра́дуйся, мече́м усече́нный. Ра́дуйся, вся́кими хитростьми́ боле́зней предупрежде́нный.
Ра́дуйся, я́ко в муче́ниих непрекло́нен и непобеди́м яви́лся еси́.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 7.
Хотя́ от земны́х разреши́тися и на дре́во вше́д уя́звленною пло́тию, великому́чениче Фео́доре, си́це моли́лся еси́ ко Го́споду: «Помяни́ мя́, Го́споди, претерпева́юща кре́ст Тебе́ ра́ди». Ему́же и мы́ с тобо́ю вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 7.
Но́ва по страда́нии яви́ А́нгел Госпо́день, Фео́дора му́ченика, в пе́рвую бо стра́жу но́щи ви́сящу тому́ на кресте́ сни́де с небесе́ и сня́т со креста́ и сотвори́ всего́ це́ла и здра́ва, я́коже и пре́жде, и лобза́я рече́ ему́: «Ра́дуйся и укрепля́йся, Фео́доре, се́ бо с тобо́ю Госпо́дь». Сего́ ра́ди и мы́ со безпло́тными ку́пно воззове́м тому́ глаго́люще:
Ра́дуйся, целова́ние а́нгельское прие́мый.
Ра́дуйся, спаси́тельную стра́сть Зижди́теля изобрази́вый.
Ра́дуйся, во вся́ких ну́ждах предста́тельством твои́м спаса́яй.
Ра́дуйся, вся́ку душегуби́тельную печа́ль и обстоя́ние отгоня́яй.
Ра́дуйся, чуде́с мно́жество су́щим в ми́ре подава́яй.
Ра́дуйся, ве́рным сердца́ неви́димо подава́яй.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 8.
Стра́нное о тебе́ содева́ется, блаже́нне Фео́доре, мучи́тель бо злочести́вый мня́ тя́ ра́спята ме́ртва су́ща, оста́ви те́ло твое́ на кресте́ ви́сяща, ты́ же от А́нгела це́л и здра́в бы́в, на́чал еси́ пе́ти Го́сподеви пе́снь хвале́бную: Аллилу́иа.
И́кос 8.
Всего́ тя́ истреби́ти хотя́ще мучи́тель, сего́ ра́ди и со́тник повеле́ поя́ти те́ло твое́ со креста́ и в ковче́г оловя́н вложи́ти и в пучи́ну морску́ю вве́ргнути, да ника́ко христиа́не е́ во́змут и че́стно погребу́т. Со́тницы же зна́мения мно́гая и ве́лия от свята́го узре́вше, ко Христу́ обрати́вшася; сего́ ра́ди и мы́ чту́ще честну́ю му́ченика па́мять си́це вопие́м:
Ра́дуйся, Небе́снаго Царя́ воево́до предо́брый.
Ра́дуйся, ри́торе изря́дный, па́че мудрецо́в ми́ра мудре́йший.
Ра́дуйся, вся́ ми́ра сего́ кра́сная ни во что́ же вмени́вый.
Ра́дуйся, терпе́ния соверше́ннейший о́браз все́м показа́вый.
Ра́дуйся, в Сио́не го́рнем со А́нгелы и святы́ми ку́пно всели́выйся.
Ра́дуйся, хода́тай те́плый за ны́ пред Бо́гом яви́выйся.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 9.
Вся́кая похвала́ подоба́ет тебе́ великому́чениче Фео́доре, претерпе́в бо кре́ст и по страда́нии па́ки це́л и здра́в со креста́ соше́д, А́нгелом чуде́сным де́йствием, неве́рные со́тники ца́рския и во́ины мно́ги пре́жде нечести́вые просвети́л еси́ и научи́л еси́ ве́ровати Христу́ Бо́гу и Пе́ти Ему́ ку́пно с тобо́ю: Аллилу́иа.
И́кос 9
Вети́я, сказу́яй сла́ву Бо́жию неизче́тными зна́мении твои́ми, яви́лся еси́ ми́ру сла́во му́чеников Фео́доре, от тебе́ бо исцеле́ние неоску́дно почерпа́ем, вси́ к тебе́ с ве́рою прибега́ющии и стра́сти твои́ воспева́ющии си́це:
Ра́дуйся, у́зники мно́ги от у́з разреши́вый.
Ра́дуйся, две́ри темни́чныя сло́вом еди́ным отверза́яй.
Ра́дуйся, неду́жным исцеле́ние подава́яй.
Ра́дуйся, де́моном злы́м одержи́мыя свобожда́яй.
Ра́дуйся, то́чию прикаса́ющиеся ко оде́жде твое́й а́бие исцеля́яй.
Ра́дуйся, вме́сто кро́вных ка́пель исцеле́ний то́ки одождя́яй.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 10.
Спаси́тельную ве́ру восприя́вша вси́ лю́дие ве́лия зна́мение твоя́ зря́щии, треблаже́нне Фео́доре, те́мже и́долов ме́рзких отве́ргше, Христу́ прилепи́шася, глаго́люще: «Ве́лий бо е́сть Бо́г Фео́доров, се́й е́сть Бо́г и́стинный»,– Ему́же при́сно вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 10.
Сте́ну необори́мую му́жества твоего́ во́ине Христо́в, не одоле́в лю́тый мучи́тель, уби́йством на тя́ ды́шуще и кро́ве твоея́ а́ки пе́с а́лчный жа́ждал, посла́ мече́м уби́ти тя́, ты́ же помоли́вся и зна́мением кре́стным зна́менався, во́лею приклони́л еси́ под ме́ч главу́ твою́. Твое́ усекнове́ние чту́ще си́це вопие́м ти́:
Ра́дуйся, мече́м сме́рть му́ченическую восприя́вый.
Ра́дуйся, во успе́нии свое́м зна́мения мно́ги сотвори́вый.
Ра́дуйся, ве́ру и любо́вь Христо́ву да́же до сме́рти сохрани́вый.
Ра́дуйся, я́ко в вы́шних черто́зех со а́нгелы и святы́ми всели́лся еси́.
Ра́дуйся, я́ко за гре́шныя те́плый ко Христу́ предста́тель яви́лся еси́.
Ра́дуйся, о душа́х на́ших непреста́нный моли́твенниче.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 11.
Пе́ние надгро́бное со свеща́ми и кади́лы воспе́ша лю́дие вси́, че́сть тебе́ воздаю́ще, Фео́доре, егда́ глава́ твоя́ честна́я мече́м усе́чена бы́сть, те́мже взя́ше те́ло твое́ свято́е и в ме́сте наро́чите положи́вша е́, последи́ же и в Евхаи́тский гра́д принесо́ша, Христа́ Бо́га сла́вяще и пою́ще Ему́ пе́снь: Аллилу́иа.
И́кос 11.
Све́том зна́мения изря́днаго порази́л еси́ нечести́выя сараци́ны на честны́й хра́м тво́й, и́же в Ка́рсате, наше́дших, егда́ стрело́ю устрели́ о́браз тво́й, а́бие истече́ кро́вь в обличе́ние те́х омраче́нных безу́мием. Те́мже зна́мению сему́ чудя́щеся, ве́рно вопие́м ти́, чудотво́рче Фео́доре:
Ра́дуйся, я́ко безу́мие сараци́н посрами́л еси́.
Ра́дуйся, я́ко Це́рковь Бо́жию от поруга́ния огради́л еси́.
Ра́дуйся, я́ко о́браз тво́й све́тлый чудотво́рен яви́лся еси́.
Ра́дуйся, я́ко и́мя твое́ и в неве́рных просла́вил еси́.
Ра́дуйся, па́че ве́рныя к тебе́ прибега́ти в мольба́х научи́л еси́.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 12.
Благода́тным зна́мением не вразуми́вшеся неве́рнии сараци́ны хра́м тво́й святы́й оскверни́ша и о́бразу твоему́ честно́му поруга́тися мня́ху, оба́че сме́рть лю́ту по ма́лех дне́х прия́ху, ве́рни же вси́ ико́ну твою́ святу́ю, я́ко чудоде́йственну вельми́ чту́ще взыва́ют Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 12.
Пою́т ди́вныя по́двиги и чудеса́ твоя́ вси́ ве́рни по все́й земли́ христиа́нстей по вся́ дни́ в неисчи́слимых хра́мах и оби́телех во и́мя твое́ созда́нных, собира́ющеся и пе́сненными венцы́ тя́ велича́юще, великому́чениче Фео́доре Стратила́те, те́мже и на́с, па́мять твою́ дне́сь све́тло пра́зднующих, помяни́ и защити́, да любо́вию зове́м ти́ вопию́ще:
Ра́дуйся, я́ко мольбы́ гре́шных прие́млеши.
Ра́дуйся, я́ко ско́рби душе́вныя утоля́еши.
Ра́дуйся, я́ко страсте́й о́гнь укроща́еши.
Ра́дуйся, я́ко от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха соблюда́еши.
Ра́дуйся, я́ко от искуше́ний лука́ваго избавля́еши.
Ра́дуйся, я́ко моля́щихся у престо́ла Вседержи́теля помина́еши.
Ра́дуйся, Святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 13.
О,всехва́льный и всеблаже́нный Стратила́те, великому́чениче святы́й Фео́доре! Приими́ сие́ умиле́нное моле́ние на́ше, и ко Престо́лу Небе́снаго Царя́ Христа́ ско́ро вознеси́, да предста́тельством твои́м от вся́ких зо́л и напа́стей свободи́мся, вопию́ще Бо́гу при́сно: Аллилу́иа.
Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.
И́кос 1.
А́нгелов Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель яви́ тя́ Це́ркви Свое́й, я́ко страда́льца до́блественна и во́ина непобеди́ма, да вси́ по достоя́нию страда́ния твоя́ восхва́лят, страстоте́рпче Фео́доре. Сего́ ра́ди и мы́, я́ко му́ченика дне́сь чту́ще, восхваля́ем ти́, вопию́ще:
Ра́дуйся, и́дольскаго служе́ния пре́лесть обличи́вый.
Ра́дуйся, я́рость безу́мнаго царя́ язы́ческаго презре́вый.
Ра́дуйся, сего́ ра́ди муче́ния ве́лия и ра́ны сме́ртныя претерпе́вый.
Ра́дуйся, я́ко Христо́с от Пила́та, от Лики́ния царя́ пло́тию на кресте́ пригвожде́нный.
Ра́дуйся, от А́нгела Госпо́дня па́ки живо́т и кре́пость ди́вно восприя́вый.
Ра́дуйся, с ра́достию о Го́споде главу́ свою́ честну́ю под ме́ч преклони́вый.
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Конда́к 1.
Возбра́нному воево́де и сла́вному во страда́льцех во́ину, свято́му великому́ченику Фео́дору, прииди́те пе́снь хвале́бную вку́пе воспои́м. Ты́ же, великому́чениче, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м ти́:
Ра́дуйся, святы́й великому́чениче Фео́доре, Вели́кий Стратила́те.
Молитва
Моли́тва.
О,пресла́вный и прехва́льный великому́чениче святы́й Фео́доре, вели́кий Стратила́те! Не отри́ни гре́шных сия́ ма́лыя моли́твы и приноше́ния, но я́ко име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́ке, потщи́ся к на́м недосто́йным ско́рою твое́ю по́мощию и яви́ся хода́тай за ны́ те́плый у Христа́ Бо́га, да не поги́бнем вси́ во греха́х на́ших, но да сотвори́т с на́ми по вели́кой ми́лости Свое́й, да умири́т ми́р и сохрани́т на́с от вся́каго зла́го обстоя́ния, да да́ст на́м ти́хое и безмяте́жное житие́ пожи́ти в чистоте́ и благоче́стии, и по исхо́де ду́ш на́ших неосужде́нно предста́ти суди́лищу Его́ и десна́го стоя́ния сподо́битися, да вы́ну пое́м и сла́вим Его́ Всесвято́е и́мя со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Частые вопросы
Когда святой Фёдор?
Фео́дор Стратила́т (греч. Θεόδωρος ο Στρατηλάτης, ?, Евхаит — 8 февраля 319, Гераклея) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 8 (21) февраля и 8 (21) июня шестеричным богослужением, в Католической церкви — 7 февраля.
Как по церковному Федор?
Имя Феодор (Фёдор) православных Святцах
Что означает имя Фёдора?
Феодо́ра, Федора, Теодо́ра (греч. Θεοδώρα — Божий дар) — женское имя, вариант мужского имени Феодор (Фёдор, Теодор). В России, Украине и Беларуси считается устаревшим, но очень популярно на Балканах.
Как можно ещё назвать Федора?
уменьш.-ласк. формы: Федя, Феденька, Федечкаимена собственные: Федораотчество мужчины: Фёдоровичотчество женщины: Фёдоровнафамилии: Фёдоров
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Великомученика Феодора Стратилата, чтобы понять его жизненный путь, подвиг и значение для христианской истории.
СОВЕТ №2
Посетите храмы, где хранятся мощи святого Феодора Стратилата, чтобы почтить его память и получить духовное вдохновение.
СОВЕТ №3
Примите участие в церковных праздниках, посвященных Великомученику Феодору Стратилату, чтобы поглубже понять его роль в православной традиции.
Чудеса, связанные с великомучеником Феодором Стратилатом
В житии великомученика Феодора Стратилата описано множество чудес, происходивших как при его жизни, так и после мученической кончины. Одним из самых известных чудес, связанных с этим святым, является исцеление от различных недугов и болезней. Многие верующие обращались к мощам великомученика с молитвами о выздоровлении, и многие из них получали исцеление.
Также известно о чудесах, происходивших во время строительства церквей и монастырей, посвященных великомученику Феодору. Люди рассказывали о том, как во время работ происходили необъяснимые явления, помогавшие в завершении строительства. Эти чудеса укрепляли веру людей в святость и заступничество великомученика перед Богом.
Еще одним из чудес, связанных с великомучеником Феодором Стратилатом, было явление света в местах его мученической кончины. Святой являлся светочем для верующих, указывая им путь к истинной вере и спасению. Многие свидетельствовали о том, что видели светящиеся явления в день памяти великомученика и в его храмах.
Таким образом, чудеса, связанные с великомучеником Феодором Стратилатом, играли и продолжают играть важную роль в жизни верующих, подтверждая его святость и заступничество перед Богом.