Апостол Павел, один из великих учеников Христа, оставил после себя множество мудрых и вдохновляющих слов, которые стали неотъемлемой частью христианской культуры. Его цитаты о браке, семье, жене и муже содержат в себе глубокие истины, которые актуальны и по сей день. В данной статье мы рассмотрим некоторые из наиболее известных высказываний апостола Павла, погружаясь в их значимость и применимость для современного человека.
О себе: обращение в христианство
Смотрите также:
Хронология посланий апостола Павла
Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение
Апостол Павел и его изображения на святых иконах
Но при всем при том, при всей своей многообразной и чрезвычайно плодотворной деятельности на ниве Христовой, сей
апостол
, который по собственным словам «более всех их (т.е. других благовестников) потрудился» (ср.1 Кор.15:10), отличался необычайным смирением и смиренномудрием. Чему и нам у него полезно поучиться.
Полезные материалы
Как же смирял себя ап.Павел? Во-первых, он вменял свои величайшие и многочисленные добродетели не самому себе, а действию благодати Духа Святого. Как это видно уже из предыдущей цитаты, если ее привести полностью:
«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор.15: 10).
Более подробно, в догматическом контексте он говорит об этом в Послании к Ефесянам:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2: 8-10).
Во-вторых, сей великий проповедник христианства смирялся, всегда вспоминая свой тяжкий грех, когда он, пребывая в иудействе, гнал
Церковь
Божию. Так и в вышеуказанном месте Послания к Коринфянам он сначала говорит, что Христос явился ему «как некоему извергу». И продолжает:
«Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор.15: 9).
Поэтому и нам надобно учиться смирению и смиренномудрию у ап. Павла, вменяя все свои добрые дела действию благодати святого Духа и помня свои тяжкие грехи. Но при этом не отчаиваться, помня, что спасаемся мы той же самой благодатью ради
Крестной
Жертвы Христовой, а не нашими делами, которые мнятся нам добрыми:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2: 8).
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см. Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134
Так и ап.Павел постоянно помнил, как он по благодати Божией был призван и пришел из иудейства в христианство:
«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал.1: 11-16).
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что цитаты апостола Павла из Евангелия являются не только духовным наставлением, но и источником вдохновения для многих людей. Слова апостола о любви, милосердии, вере и надежде звучат актуально и по сей день, переносясь через века. Их глубокий смысл и мудрость способны проникнуть в сердца и изменить жизни. Цитаты Павла являются своеобразным духовным наследием, которое продолжает вдохновлять и наполнять смыслом жизнь многих людей по всей земле.
Цитата Апостола Павла | Ссылка на источник | Сообщение текста в контексте |
---|---|---|
Римлянам 10:18 | Библия. Новый Завет. Римлянам 10:18 | Но я спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной — слова их. |
Колоссянам 1:6 | Библия. Новый Завет. Колоссянам 1:6 | Евангелие… силою своею действует и в вас, верующих, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию во всей истине. |
2 Коринфянам 10:13 | Библия. Новый Завет. 2 Коринфянам 10:13 | Мы же не похвалимся не в меру чужими мерами, но измеряем себя самими в себе и сравниваем себя с собою. |
«Жало в плоть» и великие откровения
Эта удивительная диалектика «смирения высокого» (как воспевается в тропаре
святителям
) постоянно звучит в Посланиях сего апостола. Когда, к примеру, некие иудействующие лжеучителя намеренно унижали его (с целью ниспровергнуть его благовестие) перед коринфскими христианами, то для пользы последних ап. Павел говорит следующее:
«А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2 Кор.11: 12-32).
И далее апостол продолжает говорить о великих духовных дарованиях и откровениях, данных как бы другому человеку, но на самом деле речь идет о нем самом:
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» (2 Кор.12: 1-11).
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви Новое Вознесение в Пскове. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 155 см, ширина 55 см. Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 1386. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 123. С. 396
Интересный факт
Под этим «жалом в плоти» некоторые толкователи подразумевают телесную болезнь – у ап. Павла было слабое зрение. Другое же, более вероятное толкование состоит в том, что в своих благовестнических трудах сей апостол сталкивался с особо сильным сопротивлением врага рода человеческого, который действовал не только невидимо, но и видимо.
Куда бы не шел с проповедью ап.Павел со своими спутниками, тут же вслед за ними шли иудействующие со своей антипроповедью, клевеща на них, что «они не говорят ничего истинного, а все лгут» (Деян.14: 19).
Интересные факты
- Апостол Павел был одним из самых плодовитых писателей Нового Завета, написав 13 из 27 книг. Его послания оказали значительное влияние на формирование христианского богословия и доктрины.
- Цитаты апостола Павла часто используются в литературе, музыке и искусстве. Например, его слова “вера, надежда, любовь” взяты из Первого послания к Коринфянам (13:13) и стали одним из самых узнаваемых христианских лозунгов.
- Апостол Павел был известен своим миссионерским рвением и распространил христианство по всему Средиземноморскому миру. Он совершил три миссионерских путешествия, во время которых основал множество церквей и обратил в христианство бесчисленное количество людей.
Всякая власть от Бога: о сильных мира сего
Согласно учению ап.Павла все творение, как небесное, так и земное устроено иерархично, и во главе его стоит Сам Творец, Господь Иисус Христос:
«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол.1: 19).
Учитывая, что престолы, господства, начала, власти – это наименования различных ангельских чинов, становится понятным источник премудрости ученика Павлова св. Дионисия Ареопагита (ср.Деян.17: 34) в его «Небесной иерархии» и «Церковной иерархии».
Поэтому всякая власть от Бога:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13: 1-7).
Правда, здесь надо заметить, что в данном случае речь идет о власти монархической (другой в то время попросту не было), которая действительно сама по себе иерархична, подобно небесному устроению: во главе ее царь (монарх); затем аристократия и, наконец, низшие слои общества.
Поэтому апостол призывает другого своего возлюбленного ученика ап. Тимофея:
«Итак прежде всего прошу совершать
молитвы
, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим.2: 1-3).
О семье как малой церкви
Иерархично общество, и его первая ячейка и малая церковь – семья. Ибо
«Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор.11: 2).
Более подробно о сем сказано в Послании к Ефесянам:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5: 22-33).
Ап. Павел объясняет и то, на каком основании муж должен господствовать над женой, а она – подчиняться ему. Потому, что первая жена Ева, была создана из ребра Адамова (Быт.2:21-24), и она же первой согрешила, вкусив запретный плод (Быт.3: 6):
«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим.2: 11-14).
Впрочем, с горечью следует констатировать, что для современной женщины все эти новозаветные цитаты что «с гуся вода». Будь она «трижды христианкой», но стоит лишь коснуться необходимости подчинения мужу и т.п., как она тут же, подобно рассерженной ежихе, выставляет свои «колючки»! Близко знаю одну очень и очень православную из казачек, которая в ответ на Павлово: «Жена да боится своего мужа» (Еф.5: 33), — тут же в рифму отвечает: «Да не дюже»! И современным дамам, к сожалению, гораздо больше нравится это последняя отсебятина, чем апостольская заповедь.
Слова об обязанностях жены и мужа в браке
О женщине и её месте в Церкви
Что делать, современные женщины еще с девического возраста воспитаны в рамках западноевропейской культуры, которая имеет антихристианский характер. Одним из элементов последнего является и развращение более слабого женского пола эмансипацией, равноправием и прочей льстивой сатанинской ложью. Которая, однако, женщинам, любящим прелесть, очень нравится.
Платой за это в первую (но не главную) очередь становится утрата любви между супругами. Как жена отказывается повиноваться мужу, так и муж отказывается от своей заповеданной апостолом (Еф.5: 25; Кол.3: 19), да, собственно, и естественной обязанности любить ее!
Спасётся через чадородие
Впрочем, как тогда, так и сейчас женщина
«спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2: 15).
В буквальном смысле здесь, разумеется, речь идет о добром материнстве и воспитании детей в вере Христовой. Но в духовном смысле это означает, что и женщина, и мужчина в христианстве должны родиться от Духа, родиться духовно (Ин.3: 3. 5-6),
«облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4: 24; Кол.3: 10)
чтобы спастись.
«Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3: 9-11); где «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3: 28).
О крещении
Согласно тому же тексту Евангелия (Ин.3: 3; 5-6) сие означает крещение, в котором со Христом погребается ветхий человек и восстает новый:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6: 3-8).
«Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2: 12-15).
Отсюда величайшее значение Таинства Крещения:
«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4: 5-6).
О нравственности и содержании жизни христианина
В нравственной жизни ап. Павел предостерегал христиан, особенно из иудеев, от законничества, т.е. от желания спастись чрез соблюдение закона Моисеева:
«Вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7: 4-6).
Чего хочу того не делаю что не хочу то делаю: о духовной борьбе
Так неужели от закона грех, — спрашивает апостол, — и сам же отвечает: не закон Моисеев грешен, а я, ибо во мне живет другой, греховный закон:
«Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7: 7-25).
Посему
«делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3: 20).
Поэтому оправдывается христианин не делами закона, а верой в Иисуса Христа:
«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3: 21-28).
Но вера здесь имеется в виду не просто догматическая, а вера как добродетель. И действительно, иудею, воспитанному в правде законной, отказаться от последней ради веры в Мессию, Сына Божия и Искупителя Иисуса Христа – это и добродетель, и даже подвиг. Но и для всех христиан вера в то время гонений на христианство была величайшей добродетелью, т.к. она понуждала верующих к исповеданию Христа перед язычниками и принятию за сие мучений и даже смерти.
Всё мне позволительно, но не всё полезно
Поэтому святые мученики в ответ на предложения язычников верить в сердце, а устами отречься от Христа, часто отвечали словами ап. Павла:
«Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10: 10).
Сам же апостол всячески предостерегал христиан от участия в идолослужении и употреблении идоложертвенного:
«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор.10: 21-23).
О вере
Вере апостол посвящает много места в своих Посланиях.
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11: 1-6)
и далее продолжает приводить ветхозаветные примеры веры (Евр.11: 7-40).
Высшая ступень христианской добродетели
Апостолы Петр и Павел
Но высшая добродетель, согласно апостолу, не вера, а любовь Божия, т. е. любовь к Богу и ближним:
«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор.12: 31; 13: 1-13).
Кто не работает, тот и не ешь: высказывания о труде и достатке
Апостол Павел считал необходимым для подвижника и телесный труд, сам не чураясь его, как он и говорит, обращаясь к солунянам:
«Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими» (1 Фес.2: 9-10).
Это же он заповедал и прочим христианам, возвышая, таким образом, необходимость трудиться ради собственного пропитания до христианской добродетели:
«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес.3: 6-12).
Смерть — приобретение: отношение к исходу из жизни
Путем величайшей аскезы достигнув совершенной святости и полностью пребывая в любви Божий апостол говорит о себе:
«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2: 19-20).
Поэтому, уже будучи вполне «земным ангелом и небесным человеком», сей великий святой стремился к небу. И лишь служение Церкви, любовь к ближнему, как он и сам свидетельствует, удерживала его на земле:
«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии» (Флп.1: 21-26).
Но настает время столь желанного для него мученичества за Христа, как он пишет своему ученику ап. Тимофею:
«Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим.4: 6-8).
12
Июль
67 года
Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Послание к Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.
В заключение сей статьи следует сказать, что конечно же многое в ней по причине краткости не сказано. Впрочем, виной здесь не только наша убогость, но также величие св. ап. Павла и его учения.
Протоиерей Георгий Городенцев.
Видео
Всякая ли власть от Бога: ответ священника.
Частые вопросы
На каком языке говорил апостол Павел?
Павла получил права римского гражданина – обстоятельство, оказавшееся небесполезным для Ап. Павла во время его миссионерской деятельности Деян. 16:37 и сл., 22:25-29, 23:27). Язык, на котором говорили в семье Павла, был, без сомнения, общеупотребительный тогда в иудейских общинах Сирии – сиро-халдейский.
Почему апостол Павел не входит в число 12 апостолов?
Апостол Павел שאול, Шауль), призван после Воскресения Иисуса Христа, то есть он не входит в состав двенадцати учеников, призванных в период земной жизни Иисуса.
Чему учил апостол Павел?
Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан. Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда обезглавлен 29 июня, в день, когда распяли апостола Петра.
Что такое любовь с точки зрения апостола Павла?
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине, 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении цитат апостола Павла, обратите внимание на контекст, в котором были сказаны его слова. Это поможет понять истинное значение высказываний и их применимость в современной жизни.
СОВЕТ №2
Изучайте библейские комментарии и толкования к цитатам апостола Павла. Это поможет получить более глубокое понимание его учения и принципов.
СОВЕТ №3
Обсуждайте цитаты апостола Павла с другими людьми, чтобы услышать разные точки зрения и подходы к их толкованию. Это поможет обогатить ваше понимание и восприятие текстов.
Цитаты апостола Павла о милосердии и прощении
Цитаты апостола Павла
Апостол Павел, один из наиболее значимых и влиятельных деятелей христианства, оставил после себя множество цитат, которые до сих пор вдохновляют и наполняют сердца верующих милосердием и прощением. Его учение о любви, милосердии и прощении стало основой для многих христианских учений и практик.
Одной из известных цитат апостола Павла о милосердии является слова из Послания к Римлянам: “Итак, как избранные Божии, святые и возлюбленные, облекитесь сердечными милосердием, благостью, смиренномудрием, кротостью, долготерпением” (Колоссянам 3:12).
Апостол также учил о прощении как неотъемлемой части христианской жизни. В Послании к Ефесянам он пишет: “Будьте же добры друг ко другу, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Ефесянам 4:32).
Следуя учению апостола Павла, христиане стремятся к тому, чтобы милосердие и прощение стали неотъемлемой частью их жизни, отношений и поведения. Эти ценности помогают им быть ближе к Богу и следовать пути, указанному Иисусом Христом.