Иконы Иисуса Христа являются одним из наиболее почитаемых и значимых элементов православной культуры. В данной статье собраны названия, описания и фотографии различных икон, отражающих разные аспекты ликов Господа Спасителя. Познакомившись с этими образами, читатель сможет лучше понять и прочувствовать духовное значение иконописи, а также узнать, в чем заключается помощь и поддержка, которую они могут предоставить верующим.
Какой была внешность Христа
Достоверных письменных источников по этому поводу почти не сохранилось.
Евангелисты
совсем не описывают внешность Христа – по большей части потому, что иудаизм просто запрещал любые изображения, Бога или человека, отсюда неуместны были также словесные описания. Именно поэтому сведений о внешности Христа мало.
- В Средние века была известна латинская рукопись, которую приписывали прокуратору Публию Лентулу– предшественнику Понтия Пилата, управлявшему Иудеей. Согласно документу, адресованному Сенату Рима, «Иисус из Назарета» был высок ростом, статен, имел темные каштановые волосы ниже плеч, разделенные пробором, как было принято у назореев, открытый чистый Лик, голубые глаза. Впоследствии, однако, подлинность письма не раз подвергали сомнению, так как личность Лентула по документам не прослеживается (кстати, согласно им, до Пилата правил Палестиной Валерий Гратус, а не Лентул). К тому же текст наполнен множеством эпитетов (например, «прекраснейший из земнородных» — о Христе), которые не могли принадлежать язычнику.
- Еще одно описание внешности Господа позднее, его в IXвв. составил монах из Константинополя Епифаний. По его рассказу, восходящему, возможно, к каким-то древним церковным преданиям, Спаситель был «ростом… шести полных фут; русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья; брови же черные и не особенно согнутые; очи светлые и блестящие… с долгим носом, с русою брадою, имея длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его… с легким склонением выи, настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь росте… лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка суживающееся к низу…».
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Именно таким выглядит Господь на образах того, да и более позднего времени.
Как выглядел на самом деле, кем был по национальности, на каком языке говорил, чем питался и во что одевался, что стало с Телом после Воскресения…
Всё о Господе нашем и Спасе Иисусе Христе — в одной статье. Подборка ответов на все вопросы (даже каверзные). Факты на основе достоверных источников.
Мнение эксперта:
Изучение икон Иисуса Христа с названиями и фото является важным аспектом для христианской иконографии. Эксперты отмечают, что каждая икона несет в себе глубокий символизм и духовное значение. Названия иконы обычно отражают ее основную тему или событие из библейских текстов. Фотографии икон позволяют изучать их стиль, технику исполнения и историческое значение. Для исследователей и поклонников искусства иконы Иисуса Христа с названиями и фото представляют ценный материал для погружения в мир духовной культуры и истории христианства.
https://youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI
Какой бывает икона Иисуса Христа
Обычно их выделяют два типа:
- первых веков Церкви – символические, а также аллегорические;
- собственно Христа как Человека.
При этом образы первого типа вышли из употребления с VII в., тогда как изображения второго вида к настоящему времени получили наибольшее распространение.
Катакомбы святого Калликста, Рим. Изображение датируют I-II веками
Агнец, Пастырь, «рыба»…
Современный христианин вряд ли узнает здесь Бога Живого. На стенах катакомб I-IV вв. часто можно увидеть фрески:
- пастуха,несущего на плечах овцу, отбившуюся от стада, обретенную им после долгих поисков; такой образ Господа основан на Его притчах – о Добром Пастыре, за которым идут овцы (духовные чада), а также о потерянной овце; их приводят свв. Матфей, Лука, Иоанн;
- Агнца, что основано на жертвенном служении Христа людям, а еще – на словах св. Иоанна Крестителя, передаваемых св. Иоанном Богословом, а также на словах самого Апостола из «Откровения», где Господь предстает как Агнец;иногда св. Иоанн Предтеча указует перстом на Господа, изображенного под видом ягненка;
- пеликана;согласно бытовавшим тогда представлениям, во дни голода эта птица разрывает себе грудь, чтобы собственной кровью напитать птенцов; это также говорит о Крестной Жертве, а еще – о главном Таинстве, Евхаристии;
- дельфина; эти морские животные уже тогда были известны, как спасающие тонущих;
- рыбы– пожалуй, самое популярное символическое изображение; оно основано на том, что греческое слово «Ίχθύς»(«ихтис») образует монограмму Имени «Иисус Христос»;
- наконец, древние христиане переосмысливали даже некоторые языческие предания; так, есть образы Христа как Орфея, основанные на том, что этот мифологический персонаж спускался в Аид, так же, как Господь по Распятии сошел во ад, чтобы вывести души.
Ихтис
Причины распространенности символических изображений различны: все еще довлевшие над многими стереотипы времен Ветхого Завета, запрещавшие изображать Бога, а еще гонения, которым подвергались христиане.
Они порождали своего рода тайный язык общения верных, частью которого были также изображения.
Отношение к ним Церковь сформулировала с конца VII в. Решением так называемого Трулльского собора 692 г.они были признаны нежелательными – не столько из-за возможности их неоднозначного понимания, сколько потому, что исповедание веры должно быть открытым:
«Почитая древние образы и сени, как знамения и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную как исполнение закона».
Так и изображать Спасителя нужно таким, каким Он воплотился и жил на земле. Постановления Собора положили начало развития совсем другой иконографии Христа.
Однако, несмотря на них, до сих пор существуют символические изображения Господа.
Ангел Великого Совета
Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г.
Именование основано книге пророка Исайи, именующего Мессию «Великого совета Ангелом» (Ис.3:6). Песнопение, основанное на книге пророка, поется накануне Рождества Христова, поэтому Господь изображается до Его Рождения на земле.
Читайте также:
Икона Вознесения Господня
Благое Молчание
Спас Благое Молчание — очень редко встречающийся иконографический тип образа Спасителя. Икона изображает Христа до прихода к людям
Здесь осмысливается Христос до Воплощения на земле. Он символически написан как Ангел, с крыльями, при этом – облаченным царскими одеждами.
Икона Иисуса Христа «Пастырь Добрый»
Пастырь Добрый Россия, XIXв., 36х31,2 см. Нидерланды, частное собрание.
Это древнее изображение, восходящее к первым векам Церкви – Господь представлен как Пастух, несущий на плечах потерянную овцу. Подобные иконы получили наибольшее распространение у западных христиан.
Сын Человеческий
«Подобный Сыну Человеческому» с мечом в устах посреди семи светильников. Откровение Иоанна Богослова, иллюстрация из Бамбергского Апокалипсиса XI века.
Помимо того, что начал писаться Лик Христа, постепенно сложились также особые правила Его изображения:
- обязательное наличие нимба, или золотого сияния вокруг главы; золотой цвет традиционно символизирует Царство Небесное; эта традиция сложилась с IV в. после осуждения ереси Ария, считавшего Христа творением, а затем Нестория, думавшего, что Он был простым человеком, а не Богом; несколько позже нимбы также появятся у святых, поэтому Божественность Христа станет необходимо обозначить особо – так появляется «крестчатый» нимб: на сияющий круг «наложено» изображение креста;
- Христа можно узнать по одеждам: это алый хитон, поверх которого – синий гиматий, накидка; красный цвет традиционно означает царское достоинство, синий – цвет земного мира; сочетание цветов говорит о том, что Божество Христа облеклось в Человечество, Слово стало плотью; особая принадлежность одеяния Господа – золотистая полоса на правом плече; это так называемый клав – знак власти.
- постепенно складывается традиция писать Господа держащим закрытое или открытое Евангелиена левой руке;
- правая рукаЕго может быть сложена особым жестом; это традиционные для античности положения перстов, означающие призыв оратора к внимательности: например, соединенные большой и безымянный пальцы при протянутых вперед остальных; более сильный призыв к вниманию – когда с большим пальцем соединены уже два – безымянный и средний; встречается также благословляющий жест,простертые средний и указательный персты, а также так называемое «именословное» благословение. Е.Е.Голубинский описывает его так: « …три перста: указательный, большой средний и мизинец протягивались, а два перста: палец (большой палец) и малый середний (безымянный) крестовидно полагались один на другой». Получалось, что сложение перстов образовывало первые буквы имени «Иисус Христос».
Надписи
Особенности иконографии Спасителя
1. Нимб крещатый
2. Синий плащ (гиматий)
3, 4. Красная рубаха (хитон)
5. Книга с цитатой
6. Имя
Принадлежностью ранних образов были греческие буквы «альфа» и «омега» по сторонам от Лика. Первая и последняя буквы греческого алфавита символизировали начало и конец – в данном случае мира.Они отсылают к словам Христа, передаваемым св. Иоанном Богословом: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…» (Откр.1:8).
С XI в. появляются новые надписания: это греческие буквы OWN на крестчатом нимбе. Это слово «Сущий», одно из имен Бога; кроме того, тогда же появляется надпись под титлами (короткая изогнутая линия над словом): ІС ХС, означающая «Иисус Христос».
Помещение слова под титлом – не простое сокращение ради экономии места или, может быть, сил переписчика текста. Титло – знак сакральности обозначаемого словом понятия, его отсутствие – знак того, что слово означает нечто противоположное. Например, «бог» без титла значит языческого идола, полностью написанное «ангел» — беса.
Перечисленные черты – неотъемлемая часть любой иконы Господа как Сына Человеческого. Однако, при единстве в главном, иконография Его все равно очень разнообразна.
Интересные факты
-
Самая ранняя из известных икон Иисуса Христа, дошедших до наших дней, относится к VI веку и хранится в монастыре Святой Екатерины на Синае.Она известна под названием «Христос Пантократор» и изображает Иисуса в образе Воплощенного Слова, сидящего на троне с книгой в руках.
-
В России наиболее известной и почитаемой иконой Иисуса Христа является образ «Спас Нерукотворный», который, по преданию, был создан самим Иисусом.Он хранится в Третьяковской галерее в Москве и представляет собой изображение лика Иисуса, отпечатавшегося на полотенце, которым он вытер пот со своего лица.
-
В православной иконографии существует множество различных образов Иисуса Христа, каждый из которых имеет свой собственный символизм и значение.Среди наиболее распространенных образов можно выделить «Христос Учитель», «Христос Спаситель», «Христос Вседержитель», «Христос Пантократор» и «Христос Всеблагий».
Лики: чудотворные и знаменитые, необычные и редкие
Спас Эммануил. Симон Ушаков, 1697 г., Москва, Исторический музей
Существует несколько десятков изводов. Основные из них:
- Спаса Нерукотворного;
- Христа Пантократора (Вседержителя);
- Эммануил – Отрок или Младенец;
- Страстные, представляющие Господа распятым, погребаемым;
- наконец, есть лики, встречающиеся достаточно нечасто: Господь может быть представлен как «Ветхий денми», старец, или с Ангельскими крыльями; иконография такого типа поздняя, XVIII-XIX в., она представляет собой попытку осмыслить сложные богословские вопросы – например, представить не только Человеческую, но также Божественную сущность Христа.
Икона Иисуса Христа: краткое описание и значение
Среди других
образов Господа Нерукотворный
выделяется тем, что представляет не только собственно Лик Христа, но также – событие, с которого вообще начинается складывание Его иконографии.
Первый образ: Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века. Третьяковская галерея
Церковное предание хранившееся с первых веков христианства, повествует, что оригинал представлял собой чудесно проявившийся на ткани отпечаток Лика Христа еще при Его земной жизни. Правитель города Эдесса (ныне – Урфа, территория Турции) по имени Авгарь тяжело болел. Услышав о Целителе из Назарета, он возымел веру, что даже изображение Спасителя может излечить его от болезни. Поэтому правитель послал живописца, который должен был начертать Лик Господа.
Художник нашел Иисуса, однако за множеством народа не смог приблизиться к Нему. Провидя, с чем пришел посланец Авгаря, Господь Сам подозвал его. А затем, попросив воды, умыл Свой Лик, отерся платом. На нем внезапно проступил образ Иисуса.
Впоследствии Авгарь действительно получил облегчение недуга, приложившись к плату (по-гречески – Мандилиону), полностью же выздоровел – после Крещения. С I в. в его городе появилась первая христианская община.
Святыней Эдессы стали не только плат с Ликом Господа, но, согласно преданию, также Его письмо, присланное вместе с Мандилионом. Обе святыни находились при вратах Эдессы.
После захвата города язычниками Мандилион скрыли в нише над городскими воротами, заложив глиняной плитой. Когда же через много лет местонахождение святыни было открыто, на глиняной дощечке, закрывавшей Лик, отпечаталась его точная копия. Так возник Керамион – также Нерукотворный, но «на чрепии».
Интересный факт
Впоследствии святыни были взяты в Константинополь, где пребывали в дворцовом храме Богоматери. Утрачены они были во время Крестовых походов, когда католики попытались перевезти святыни на Запад. До настоящего времени нет единого мнения об их судьбе – согласно самой распространенной версии, везших их корабль утонул.
Бесспорно одно: к началу XII в. подлинники святынь были утрачены, так что позже стали появляться их копии.
Мандилион и Керамион
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)
Это две разновидности Нерукотворного Образа: Лик Христа пишется или на плате, или «на черепице». Изображения последнего типа отличаются коричневым или же золотистым фоном, подобным цвету глиняной дощечки.
Особенность обеих икон – то, что изображается исключительно Лик Господа, обрамленный традиционным «крестчатым» нимбом. Иногда по сторонам его могут быть написаны Ангелы.
Мокрая Брада
Спас Мокрая Брада. XV век
Власы, борода Христа изображаются прямыми, как бы влажными, как ознаменование того, что Спаситель умыл Свой Лик, перед тем, как отереться платом.
В терновом венце
Это западный извод Нерукотворного Образа, представляющий Христа Распинаемого: Его Лик на белом плате, однако очи закрыты, а на главе – терновый венец. Западные христиане считают, что во время казни женщина по имени Вероника отерла Лицо умирающего Спасителя, а на ткани отпечатался Лик.
Однако православные подвергают сомнению само предание, считая его более поздним, возникшим не ранее XIII в. Тем не менее реликвия – кусок ткани, на котором просматривается изображение Христа – хранится в Римской базилике св. Петра.
С VIII в. святыня недоступна паломникам, и даже, когда ее показывают верующим – на пятое воскресенье Великого Поста – это делается с балкона.
В католическом мире бытуют многочисленные списки.
С закрытыми глазами (моргающий)
Редкая икона, которую называют «Иисус моргающий»
Это образ из монастыря Св. Креста в Джвари (Грузия), похожий на «Плат св. Вероники». Здесь Господь в терновом венце. Паломники говорят, что одни люди могут видеть глаза Господа, тогда как для других Его очи закрыты.
Пантократор (Спас Вседержитель)
Иисус Христос-Спаситель и Животодавец. Икона 1394-го года, находится в церкви монастыря Сс. Перображение в деревне. Зрзе — Prilep
Слово переводится с греческого как «всевластный» или «Вседержитель». Это самый распространенный тип изображений Христа, на которых Он представлен, как Царь Царей, Судия:
- изображение Христа погрудное, «оплечное», либо в полный рост, или как сидящего на престоле;
- Евангелие – открытое или закрытое – на Его левой руке;
- десница Господа сложена жестом благословения, либо ораторским, означающем призыв к вниманию.
Древнейшее из таких изображений датируютVIв., это мозаика из
Синайского монастыря
, изображающая благословляющего Господа с раскрытым Евангелием.
Христос может изображаться:
- один, обычно на золотом фоне – символе Царстве Небесного;
- с предстоящими Ангелами;
- с Богоматерью и св. Иоанном Предтечей – такое изображение называется «Деисус» или, правильно, «Деисис» (δέησις), от греческого «моление».
Смысл образа всегда состоит в представлении Христа как Царя мира, Милостивого, благословляющего. Не случайно Вседержитель чаще всего пишется под куполом храма, символизирующим небо.
Ветхий Денми
Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия
Это необычный, нечасто встречающийся образ Христа как седого старца. Так иногда пишется Бог Отец, однако по православным канонам изображать можно лишь Человечество Христа, тогда как Божество неизобразимо. Видимо, поэтому некоторые иконописцы, пишущие Бога как «Ветхого денми», старца, делают надписание «Иисус Христос».
Самое древнее изображение такого рода относится к VI в., оно находится в Римском храме св. Констанции. На Руси подобная фреска известна с XII в. в Новгородском храме Спаса на Нередице.
Произведение Андрея Рублева
Спас, из деисусного чина, Рублев Андрей, Школа или худ. центр: Москва, 1410-е годы
Икона, найденная реставраторами в 1918 г. в Звенигороде, приписывается кисти прп. Андрея Рублева на основании его узнаваемого стиля: одухотворенность лика, золотистый свет, как бы пронизывающий весь образ. Несмотря на то, что икона сохранилась не полностью – только лик – глаза Господа, весь Его Лик, дышавший мудростью, любовью, спокойствием, производят неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего даже репродукцию. Оригинал его сейчас хранит Третьяковская галерея.
На троне (на престоле)
Икона Господь Вседержитель на троне (Пантократор на престоле)
Этот вид изображений Пантократора представляет Христа восседающим на украшенном троне, которому предстоят святые, Богородица, Ангелы.
В Силах
Спас в силах. Из деисусного чина. Рублев Андрей c помощниками. Школа или худ. центр: Москва 1408 г. 314 × 220 см. Государственная Третьяковская галерея
Это одно из наиболее ярких, эмоционально сильных изображений Вседержителя.Его отличительные черты– доминирование алого (царский цвет) с синим (традиционный цвет земли).
Христос представлен восседающим на троне, но в то же время – как бы парящим, не касающимся земли.
Он окружен особым нимбом – мандорлой, который охватывает не только главу, но всю фигуру Господа. Это красные ромбы, один из которых вписан в синюю сферу, другой – окружает уже саму эту сферу. Мандорла пронизала золотыми лучами, а на иногда можно видеть едва прорисованные лики Ангелов – они как бы невидимо присутствуют у престола.
Такую икону часто можно видеть над Царскими вратами храмов, ведь это, по мнению многих, изображение главного Таинства – Евхаристии, ведь именно здесь в священнических молитвах упоминаются Небесные Силы, окружающие Царя Царей. По католической традиции «Спасу в силах» соответствует образ «MaestasDomini», обычно, правда, выполненный как скульптура.
Царь Царем
Царь Царем (Предста Царица) 19 век. Палех Дерево, левкас, темпера. 91х72,3 см. Иисус Христос, представленный как Царь Царем и Великий Архиерей, восседает на троне. Ему предстоят Богоматерь в царских одеяниях и венце, Иоанн Предтеча, также в венце, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный. Ему поклоняются павшие на колени преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона является произведением мастеров иконописных сел Владимирской губернии, возможно, Палеха. Представляет художественный и иконографический интерес
Название заимствовано из Откровения св. Иоанна Богослова (Откр.19:11-17). Христос представляется как Владыка царей земных, поэтому Его пишут облаченным одеянием правителя, часто – мантией. Неотъемлемый атрибут – диадемы на главе, держава, символ мира, увенчанная крестом, скипетр, означающий царскую власть. Иногда Господь пишется с предстоящими святыми.
В полный рост
Появление иконы на Руси относится к 60-м годам XII века — периоду формирования Владимирского княжества как сильной военно-политической державы. Текст «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа» гласит:
«Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости Божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати»
Это также извод Пантократора. На нем Господь благословляет верных, держа на левой руке Евангелие.
Всемилостивый
Название связано с введением на Руси праздника Всемилостивого Спаса 1 (14 н.ст.) августа, когда, по словам летописца «еже пантократы день милости Божиа празднуем». Речь идет о благословенной Господом победе над Волжскими булгарами 14 августа 1164 г., как память о которой появился праздник.
Смоленский
Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС. Икону XVI века несколько раз образ поновляли и даже переписывади заново «в связи с порухами»
Это ростовое изображение Христа, известное с конца XIV в. Кроме Него, здесь припавшие к Господу с молением прпп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Образ написан в 1514 г. как благодарность за взятие Смоленска русскими войсками.
Интересный фактСамое известное изображение такого рода с древности помещалось на Спасской башне Кремля. После 1917 г. оно считалось утраченным. Последнее упоминание об иконе относится к 30-м годам XX века. 26-27 апреля 2010 г. реставраторам удалось найти лик под слоями штукатурки. Как выяснилось, советские реставраторы сталинских лет, решив не уничтожать древние иконы, закрыли их металлической сеткой, покрыли сетку штукатуркой и уже сверху расписали красной краской. Такая грамотная консервация спасла святыню 28 августа 2010 года вновь обретенная икона начала новую жизнь, как одна из главных православных святынь Кремля.
Эммануил с ангелами
Спас Эммануил с ангелами. XII век
Дерево, крупнозернистая паволока, левкас; яичная темпера. 72 × 129 см
Третьяковская галерея, Москва
Так как именование «Эммануил» («с нами Бог») преимущественно применяется к Христу Воплотившемуся, Родившемуся на земле, изображение этого типа представляет Его отроком или младенцем. Это может быть как самостоятельная икона Отрока Иисуса, так и вместе с Богородицей, Небесными Силами.
Всевидящее Око
Всевидящее Око Божие (икона)
Здесь благословляющий Эммануил – центр всей композиции. Его изображение вписано в круг, окруженный еще тремя:
- второй круг – символическое изображение Лика с 4 очами; надпись на нем – «Величит душа Моя Господа» свидетельствует, что так символически изображена Богородица;
- третий – содержит собственно изображение Пречистой;
- четвертый – представляет Небо, усыпанное звездами, выше которого – благословляющий Бог Отец.
Сложность семантики, а также неоднозначное отношение к ее каноничности (изображение Бога Отца, что не приветствуется Церковью) привели к тому, что «Всевидящее Око» не принадлежит к распространенным иконам.
Агнец
Се Агнец
Еще один образ Эммануила с Ангелами –«Агнец». Это не символическое изображение, как было с первых веков христианства: здесь Эммануил показан как Жертва, приносимая во время Евхаристии.
Земная жизнь Христа (Евангельские сцены)
Здесь получили отражение значимые события, описанные Евангелистами. Наиболее древние из них – посвященные тем, стали основой праздников, особенно 12 великих, отмеченных церковным календарем. С XVI в. появляются образы другого рода, иллюстрирующие отдельные эпизоды жизни Христа или сказанные Им притчи.
Рождество
Василий Шебуев. Рождество Христово (Поклонение пастухов). 1847 г. Холст, масло. 233 х 139,5 см. Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге
Икону можно увидеть за богослужением праздника, а также в Рождественских вертепах, напоминающих о пещере, где явился миру Спаситель. Центр композиции – пещера, где в яслях (кормушке для животных) лежит обернутый пеленами Младенец, рядом –
Богородица
. Вокруг вертепа – события, предшествовавшие Рождеству, последующие за ним. Здесь можно увидеть прав. Иосифа, сидящего в недоумении о происходящем, пастухов, идущих поклониться Господу, волхвов, несущих дары. А вверху образа – звезда, указавшая путь «царям с Востока».
Все образы и символы в статье:
- Иконография Рождества Христова
Первые шаги
Редкая икона «Первые шаги Иисуса Христа»: православные верят, что молитва перед образом поможет в воспитании детей
В России этот образ не распространен. Он – отражение предания о пребывании Святого Семейства в Египте. Именно там Младенец впервые встал на ноги. На иконе Он идет к Матери, Которая заботливо протягивает Иисусу руки.
Крещение
Крещение Господне, Андрей Рублев, фрагмент
Центр композиции – вошедший в Иордан Христос и св. Иоанн, возложивший руку на Его главу. Воды священной реки не покрывают Господа, как бы стоят почтительно по сторонам Его. Это соответствует церковному песнопению праздника: «… и разделяется Иордан, Владыку зря крещаема»
- О чем рассказывают иконы праздника Крещение Господне
-
Много фотографий с описанием
Искушение
«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка)
Образы по большей части распространены у католиков. Однако подобные есть также у православных – обычно это храмовые фрески. Господь стоит на горе, на отдалении от него – темный ангел, не смеющий приблизиться. Иногда длань Господа простерта к сатане запретительным жестом.
Виноградная лоза
Спас Лоза Истинная – редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь»
Образ появился с XV в. Первый его вариант – Господь как Лоза Истинная, ветви которой – святые. На более поздних изображениях Христос держит Чашу, куда выжимает сок грозди винограда.
Исцеление
Исцеление расслабленного в Капернауме. Фреска 1684 года. Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Еще один по преимуществу храмовый образ – исцеление расслабленного. Обычно этот сюжет можно увидеть на фресках: узнается он как по характерным деталям – лежащий человек, благословляющий Господь, так по надписанию.
С Лазарем
Воскрешение Лазаря. Русская икона XV века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Обычно икона лежит на аналое в Лазареву Субботу. На нем:
- Христос, повелительным жестом протягивающий длань к гробовой пещере;
- исходящий из нее Лазарь;
- Апостолы, народ.
Омовение ног
Омовение ног
Первая половина X в.
25.6 × 25.9 см
Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Сюжет встречается среди мозаик, фресок храмов Византии еще с XI в. Изображение воспроизводит рассказ св. Иоанна Богослова о том, как Христос омыл ноги ученикам перед Тайной Вечерей.
Моление о чаше
Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше». Художник написал шесть полотен для храма Христа Спасителя, представляющих единый цикл: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб»
Фрески этого рода посвящены последним часам перед арестом Господа, когда Он молится в Гефсимании о том, чтобы Его «миновала чаша сия», то есть смерть.
Лобзание Иудой (поцелуй)
После революции Николо-Берлюковский монастырь, в котором в 1829 году обрели чудотворный образ «Лобзание Иудой» власти закрыли, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки
Обычно это также – храмовые фрески.
Однако в истории России имеется случай, когда образ, изображающий предательство Иуды, прославился как чудотворный. Это случилось в 1829 г. в Николаевской Берлюковской пустыни. Икона, видимо, написанная под влиянием западной традиции, находилась при монастырской пекарне – до тех пор, пока не пришла ослепшая от болезни женщина, которой икона была явлена в видении. После молебна она исцелилась. Многие отмечали, что это было время нарастания всеобщего безбожия, именно поэтому Господь соблаговолил прославить чудотворением это изображение бесчестного предательства.
К настоящему времени святыня утрачена, она была увезена из обители во время гонений советских лет.
В темнице
Христос в темнице. Тотемское музейное объединение, XVII век
Обычно это образ, похожий на Пантократора, но при этом поверх Лика написана тюремная решетка. Существует также скульптурный вариант, больше тяготеющий к католическим натуралистических изображениям – кроме тернового венца, здесь также представлены раны Господа от бичей, видна кровь. Подобные деревянные резные изображения можно было увидеть в русских храмах XVIII-XIXвв., хотя еще Стоглавый собор запретил натуралистические изображения Христа.
Бичевание
Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест. Иконы-таблетки из собора Святой Софии Великого Новгорода. Школа или худ. центр: Новгород. Конец XV — начало XVI вв.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Это изображение обычно встречается в росписях церквей. Оно представляет Господа привязанным к столбу, избиваемым римскими воинами.
Спаситель на Кресте, распятие
Икона «Кийский крест с предстоящими» (слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична. Изограф Иван Салтанов, 1670-е годы)
Обычно такое изображение находится:
- в иконостасе;
- непосредственно в храме в виде вырезанного из дерева большого креста, на котором написан Спаситель; по сторонам нередко – также фигуры Богородицы и св. Иоанна Богослова.
Самое знаменитое Распятие такого рода – так называемый Кийский крест, полная копия Креста Христова, сделанная по просьбе Патриарха Никона. Это не просто изображение Распятия, но также реликварий с частицами мощей нескольких сотен святых. До революции Крест находился в Кий-островском Крестном монастыре на р. Онеге, ныне святыне можно поклониться в храме прп. Сергия Радонежского Московского района Крапивники.
Снятие с Креста
Сюжетная композиция Снятие с Креста. Дерево, левкас, темпера, 16 в. Около 1515 г. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Реставрирована в 1969-1973 гг. в Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, реставратор Н.В.Перцев
Больше всего подобных изображений у западных христиан, однако, по крайней мере с XV в., они встречались в России, например, во Введенском соборе Комельской обители (г. Вологда). На нем представлен Христос умерший, Тело Которого бережно снимают с Крестного древа Богоматерь и прав. Иосиф. Рядом скорбящий св. Иоанн Богослов, женщины, смотревшие на казнь.
Положение во гроб
Икона
Положение во гроб
Школа: Русский Север XV в.
Государственная Третьяковская галерея
Икона имеет византийское происхождение и множество вариантов. Обычно пишется Тело Христа, окруженное Его близкими. Иногда одна из жен-мироносиц (Мария Магдалина) изображается со скорбно воздетыми руками.
Читайте также:
- Жены-миронисицы: кто они и их имена
Царь Славы
Христос во гробе (Царь Славы). Икона. Византия, последняя четверть XII века. Византийский музей в Кастории, Греция. Фрагмент
Это изображение умершего Христа – как человека, обычно погрудное. Его Тело обнажено, очи закрыты.
С Божией Матерью («Не рыдай Мене, Мати»)
Икона «Не рыдай Мене, Мати», со святыми на полях Школа: Невьянск (?) Конец XVIII — первая четверть XIX вв. Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург
Это одна из самых эмоциональных икон, на которой Богородица прижалась к Лику умершего Сына. Однако, Христос склонил к Ней главу, как бы утешая Скорбящую. Не случайно название образа начинается со слов песнопения «Не рыдай Мене Мати, во гробе зрящи…»: Сын обращается к Марии как живой, а не как умерший, возвещая будущее Воскресение.
Воскресение
Иконография: Воскресение Христово, 1910 год. Иконописец: Карпычев Сергей Васильевич. Материал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото Размеры иконы: высота 31 см, ширина 27,2 см Христос изображен в рост, в белых одеждах, с поднятым крестом в руке. Позади него ангел со скрещенными на груди руками. Инв. № ГМПИ 3108. ДИ-343-И. © Государственный музей Палехского искусства
Есть два варианта иконы:
- Сошествие во ад; здесь представлен Господь, попирающий ногами адские врата, выводящий из преисподней заключенные там души, из которых первые – Адам и Ева. Так видели
Воскресение
русские иконописцы до конца XVII в. - собственно событие Воскресения; здесь – облаченный белыми одеждами Господь, припадающие пред Ним Ангелы; подобные изображения распространены на Западе. Ныне по храмам можно увидеть оба вида изображений.
С Марией Магдалиной
Явление Христа святым женам Конец XII в. Собор Рождества Богородицы, Монреале (Сицилия), Италия Мозаика частично реставрирована.
Таковые некоторые современные греческие иконы, представляющие Марию и Воскресшего Господа: она пала на колени, Христос благословляет
Свою ученицу
.
Благословение детей
«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:13-16)
Подобные иконы характерны для католических, особенно – протестантских изображений. Многие поздние образы в России написаны под этим влиянием по канонам светской живописи. Однако немало образов традиционного стиля на сюжет Евангелия, когда Господь обнимает, благословляет детей.
Плач об убиенных младенцах (аборты)
«Плач Иисуса Христа о детоубийцах» 2012 г., иконописец Сергей Осипов
Современные иконы, посвященные убийству детей – страшному греху нашего времени, появляются за последние годы.
В 2012 г. Самарский художник Сергей Осипов создал большую икону, которая как бы делится на две части:
- в верхней над младенцем скорбно склонились Богоматерь и Сам Господь; рядом – чистые души детей;
- нижняя часть – участь грешников-детоубийц, мучимых бесами.
А в храме св. Уара, епископа Липецкого, есть икона плачущего Господа, держащего на ладони убиенного во чреве ребенка.
«Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах» — икона символ исцеляющего покаяния. Многие повинные в абртах возле этой иконы обретают покаянное умиротворение. Хранится она в Липецком храме священномученика Уара первого епископа Липецкого, содержит капсулу с частичкой мощей от святых 14000 убиенных младенцев
Другие
Среди икон Господа также:
- «Великий Архиерей»; Христос представлен в архиерейском облачении;
- икона, изображающая Господа и Его ученика, св. Иоанна Богослова;
- «Друг друга тяготы носите»; на ней Христос несет на плечах не овечку, а человека-грешника;
- разного рода изображения, которые именуют «этническими»; Господь написан не по традиционным канонам, а как таец, китаец, японец; именно такие Его изображения близки сердцам людей этих и других стран
Какая икона Иисуса Христа подходит для домашнего иконостаса, а какая для храма
Как правило, православные стараются иметь для домашних молитв образы Вседержителя, такие, на которые больше отзывается душа. По традиции, восходящей еще к древней Эдессе, Спаса Нерукотворного обычно помещают над дверями, при входе. Многие также любят иконы Воскресения Христова.
Иконы, посвященные отдельным сюжетам жизни Господа, как правило, часть настенной росписи храмов.
Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)
В чем помогает Господь по молитве перед Его образом
Ответ на этот вопрос прост: во всем, что полезно человеку, что просится с верой, ибо, по слову ап. Иакова, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
По слову свт. Феофана Затворника, «Стать пред иконою… и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва, – а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтоб, во время наших молитвословий, сии и подобные им чувства наполняли душу нашу, чтоб, когда язык читает молитвы, или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное».
Молитва перед Ликом Господа, даже просто взгляд на него, успокаивает мятущиеся души, дарит покой, обещанный Христом Своим чадам. Его взгляд, полный любви дарит надежду во время любой скорби.
Читайте также
По следам утраченной святыни: Смоленская икона Божией Матери
Частые вопросы
Как зародилось иконописание Иисуса Христа?
Зарождение иконографии Иисуса Христа уходит корнями в раннехристианскую эпоху. Первые изображения Христа появились уже к концу II века и были связаны с необходимостью создания т.н. “христианской идентичности” и самосознания, а также с потребностью распространения среди верующих образа их Спасителя.
Какая самая известная икона Иисуса Христа “Спас Вседержитель”?
“Спас Вседержитель” – один из самых известных и почитаемых образов Иисуса Христа. Строго канонический тип иконографии, где Спаситель восседает на троне, держа в одной руке книгу, а другой благословляя, был сформирован к V веку. В основном образ изначально использовался в монументальной живописи, для украшения церквей.
Что означает икона “Спас Нерукотворный”?
Согласно церковным преданиям, эта икона является отпечатком лика Иисуса Христа на куске ткани, который он приложил к лицу. “Спас Нерукотворный” считается чудотворным образом и является одним из самых почитаемых в христианстве. Он символизирует божественную сущность Иисуса Христа и является защитой от всех бед и несчастий.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед тем, как приступить к изучению икон Иисуса Христа, рекомендуется ознакомиться с их символикой и историей создания. Это поможет лучше понять и воспринимать изображения.
СОВЕТ №2
При изучении икон Иисуса Христа обращайте внимание на детали: жесты рук, выражение лица, окружающие символы. Они могут нести глубокий смысл и помогут расшифровать послание иконы.
СОВЕТ №3
Изучая иконы Иисуса Христа, обратите внимание на различные стили и школы иконописи. Каждая эпоха и мастер придавали свое толкование иконам, что делает изучение более увлекательным и познавательным.
Как правильно выбрать икону Иисуса Христа для своего дома
Иконы Иисуса Христа являются одним из наиболее почитаемых предметов в православной культуре. При выборе иконы для своего дома следует учитывать несколько важных аспектов, чтобы она стала не только украшением интерьера, но и духовным оберегом.
1. Выбор изображения: Иконы Иисуса Христа могут быть различных типов – от изображений с Богоматерью до икон с определенными событиями из жизни Христа. При выборе следует ориентироваться на свои духовные потребности и предпочтения.
2. Размер и форма: Иконы бывают различных размеров и форм. Выбирая икону для дома, стоит учитывать размер помещения, в котором она будет размещена, чтобы она гармонично вписывалась в интерьер.
3. Качество изготовления: Важно обратить внимание на качество изготовления иконы. Четкость изображения, качество материалов и техника исполнения – все это влияет на энергетику иконы.
4. Энергетика и символика: Каждая икона несет в себе определенную энергетику и символику. При выборе следует обращать внимание на то, какое послание несет данное изображение и как оно будет влиять на атмосферу дома.
5. Место размещения: Икона Иисуса Христа должна занимать почетное место в доме. Разместите ее в месте, где вы часто молитесь или медитируете, чтобы она напоминала вам о духовных ценностях.
Выбирая икону Иисуса Христа для своего дома, следует руководствоваться не только эстетическими предпочтениями, но и духовными установками, чтобы она стала источником вдохновения и защиты для вас и вашей семьи.