Симонов монастырь – одно из значимых исторических мест Москвы, ставшее свидетелем многих событий и перемен. Разрушенный в ходе исторических событий, он остается важным объектом для изучения истории и культуры России. В данной статье мы рассмотрим историю монастыря, его святых и святыни, а также узнаем о работах по его реставрации, восстановлении его богатого наследия для будущих поколений.
Мнение эксперта:Симонов монастырь, одно из значимых исторических мест Москвы, страдал от жестокого разрушения, оставив следы своей славной истории и святых, живших здесь. Эксперты подчеркивают важность реставрации этого уникального памятника культуры, чтобы сохранить его ценность для будущих поколений. Работы по восстановлению монастыря требуют комплексного подхода и финансовой поддержки, чтобы вернуть ему прежний величественный облик и возродить его духовное значение.https://www.youtube.com/embed/6id81GcKbcEИстория Симонова монастыря
Такое именование было не случайно. Преподобный имел ввиду, что:
- монастырь основан был по благословению игумена
Троицкой обители
, его первые насельники перешли оттуда же; - его основатель был не только духовным сыном преподобного, но еще приходился ему родственником – племянником.
Событие | Дата | Источник |
---|---|---|
Основание Симонова монастыря | 1370 | Летопись о князьях Владимирских |
Первый деревянный Преображенский собор | 1370 | Летопись о князьях Владимирских |
Второй каменный Преображенский собор с приделом Святого Наума Охридского | 1405 | Летопись о князьях Владимирских |
Упоминание о набеге татар на Симонов монастырь | 1408 | Летопись о князьях Владимирских |
Строительство Успенского собора с трапезной | 1509 | Летопись о князьях Владимирских |
Строительство колокольни | 1532 | Летопись о князьях Владимирских |
Упоминание о набеге поляков на Симонов монастырь | 1612 | Летопись о князьях Владимирских |
Закрытие Симонова монастыря | 1923 | Постановление ВЦИК и СНК РСФСР |
Разрушение Успенского собора | 1930 | Постановление Моссовета |
Разрушение колокольни | 1933 | Постановление Моссовета |
Передача территории Симонова монастыря Музею архитектуры им. А.В. Щусева | 1934 | Постановление Моссовета |
Начало реставрации Симонова монастыря | 1954 | Распоряжение Совета Министров СССР |
Восстановление Успенского собора | 1977 | Распоряжение Совета Министров СССР |
Восстановление колокольни | 1986 | Распоряжение Совета Министров СССР |
Открытие Симонова монастыря для верующих | 1991 | Распоряжение Правительства Москвы |
Канонизация первого игумена Симонова монастыря преподобного Феодора | 1992 | Решение Священного Синода РПЦ |
Завершение реставрации Симонова монастыря | 2009 | Распоряжение Правительства Москвы |
Основатель
В миру Иван, сын старшего брата
прп. Сергия
, Стефана, пришел в монастырь к дяде юным 12-летним отроком, когда скончалась его мать. Уже через несколько лет он – инок Феодор, постриженный самим дядей, игуменом обители. Известно, что молодой монах так быстро возрастал духовно, что прп. Сергий опасался, не испортила бы его слава человеческая – к нему все чаще приходили миряне, за духовным советом обращались даже князья.
А в 1370 г. великий князь Дмитрий Иванович сам обратился к преподобному, прося благословить Феодора устроить монастырь близ Москвы.
Происхождение названия
Об этом существуют самые различные мнения:
- есть историки, полагающие, что земля, где была возведена обитель, была пожертвована боярином Стефаном Ховриным, который сам принял здесь постриг, нареченный Симоном;
- по другой версии, обитель появилась на земле великого князя, изначально принадлежавшей сыну Ивана Калиты, Симеону Гордому, отсюда название места;
- наконец, существует мнение, что св. Феодор основал обитель на земле, которая принадлежала роду прп. Сергия; существует предание, что отец преподобного был потомком варяга Шимона, жившего в XI в., духовного сына прп. Феодосия Печерского.
Так или иначе, место отмечается современниками как «зовомое от древних Симоново», то есть именование имеет давнее происхождение.
Первые десятилетия
О жизни обители при основателе и его первых преемниках известно, что:
- первоначально св. Феодор с благословения прп. Сергия взял сюда на жительство несколько иноков Троицкого монастыря;
- с первых лет существования обитель считалась общежительной, когда иноки полностью отказывались от личного имущества, получая от монастыря необходимое для жизни; именно таким уставом могло быть вызвано то, что одной из первых построек, помимо храма, стала общая для всех насельников трапезная.
С первых дней монастырь находился под великокняжеским покровительством:
- около 1383 г. прп. Феодор, после поездки в Константинополь, получил сан архимандрита, а Симонов, как полагают, тогда же стал ставропигиальным, подчиненным только Патриарху; так как Русская Церковь находилась тогда в юрисдикции Константинопольской Патриархии, это означало выведение монастыря из подчинения русского митрополита; историки думают, что это могло быть личным желанием
блгв. Димитрия Донского
, который тогда находился в противостоянии с иерархами Русской Церкви из-за «смуты на митрополии», когда на престол претендовали разные кандидаты, а княжеская власть активно пыталась вмешиваться в церковные дела; - в 1447 г. обитель снова оказалась в центре политических бурь, когда шла борьба уже за престол великого княжения между внуком Дмитрия Донского, Василием II, и его двоюродным братом, Димитрием Шемякой; наместник монастыря, архим. Геронтий, подписал послание к Шемяке, требуя вернуть неправедно захваченный престол брату; впоследствии Василий II, ставший великим князем, отплатил обители за поддержку, сделав щедрые пожертвования, предоставив ей различные льготы и привилегии.
Когда архим. Геронтий стал митрополитом Московским, обитель стала еще считаться чем-то вроде митрополичьей резиденции: конфликтуя с великим князем, Иваном III, владыка дважды оставлял кафедру и уходил в Симонов; именно сюда приезжал великий князь испрашивать у архиерея прощения.
Святые и святыни Симонова монастыря
Среди тех, кто начал иноческий путь в этих стенах и достиг святости:
- свт. Михаил Смоленский, один из первых насельников, ставших архиереями (1383 г.)
- прп. Кирилл Белозерский
, удалившийся на Белоозеро после нескольких лет настоятельства в обители; вместе с ним монастырь тогда же покинул его сподвижник, прп. Ферапонт, позже также основавший монастырь; - свт. Иона, позже ставший епископом Рязанским, а с 1448 г. – митрополитом Русской Церкви.
Прославлен в лике святых также первый настоятель обители, Феодор – позже он стал архиепископом Ростовским. В бытность же его настоятелем он славился еще и как иконописец. Так, им написана не дошедшая до нас, вероятно, первая по времени икона прп. Сергия Радонежского, которая хранилась в обители, а также другие честные образы, почитавшиеся чудотворными.
Кроме того, обитель хранила
Тихвинскую икону Богородицы
– по преданию, ту самую, которой прп. Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Дореволюционные справочники упоминают также о чудотворной Казанской иконе, перед которой исцелялись больные, а также о древних образах Успения Богородицы, Святой Троицы.
Известные личности в монастыре
Близость обители к великокняжеской власти, да и просто то, что она находилась только в 6 км от Кремля, не раз приводили к тому, что монастырь должен был принимать участие в важных политических и внутрицерковных событиях, становился местом пребывания известных людей, среди которых:
- прп. Максим Грек
, живший здесь некоторое время, пока шел перевод богослужебных текстов, которые хотел видеть великий князь Василий III; - монах Вассиан (Патрикеев), участник полемики по поводу церковного имущества (известной как спор «нестяжателей» и «иосифлян»);
- монах Зосима, по прозванию Брадатый – эта личность хотя известная, но неоднозначная: по мнению многих современных историков, он, позже став митрополитом, тайно придерживался так называемой «ереси жидовствующих».
И, конечно, настоятели монастыря – непременные участники важных событий жизни страны: например, по документам они отмечаются среди присутствующих на венчаниях на царство Ивана IV, затем его сына Феодора Иоанновича. А самым большим чтителем обители был царь Феодор Алексеевич (конец XVII в.)
Некрополь
На кладбище при Симоновом, в его храмах, покоились представители именитых боярских родов – Головины, Бутурлины, Мстиславские. В соборном храме находилась могила крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, которого Иван IV однажды, по своей прихоти, сделал «русским царем» (он умер в обители как схимник Стефан), здесь также был погребен сын блгв. Димитрия Донского, Константин (монах Кассиан).
На кладбище до революции можно было увидеть могилы поэта Д. Веневитинова, Сергея и Константина Аксаковых, композитора А.Алябьева, дяди А.С.Пушкина, Николая Львовича.
Архитектор и архитектурный ансамбль
Под стать заметной духовной и политической роли обители были ее храмы и другие здания:
- трапезная палата сооружена в XVII в. московским архитектором Осипом Старцевым на средства глубоко любившего обитель царя Феодора Алексеевича;
- известен также создатель укрепленных стен монастыря, который считался еще и военной крепостью: стены, башни строил «государев зодчий» Федор Конь;
- позже в перестройке стен, башен, возведении храмов также принимали участие известные мастера: например, не дошедшая до нашего времени колокольня возведена в XIX в. архитектором храма Христа Спасителя Константином Тоном; звонница монастыря имела высоту 90 м, на 9 м превышая знаменитого Ивана Великого из Кремля, а самый большой колокол весил до 1000 пудов.
Церкви
Всего здесь действовали 6 храмов:
- соборный Успенский, строительство которого началось еще при свт. Феодоре, основателя обители, а завершилось уже после его отъезда на Ростовскую кафедру; известно, что после того, как в 1476 г. купол храма был разрушен молнией, лично великий князь Иван III пригласил восстанавливать его одного из учеников итальянца Аристотеля Фиораванти (зодчего Успенского собора Кремля);
- свт. Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского – под колокольней;
- Тихвинской иконы Богородицы – при трапезной постройки Осипа Старцева; церковь перестраивалась на рубеже XVIII-XIX вв.;
- прп. Александра Свирского – при монастырской больнице, возведена в самом начале XIX в.;
- два храма – свт. Николая и Происхождения Честных дерев Креста Господня находились над восточными и западными вратами обители.
Башни
В XVII в. крепость, устроенная Федором Конем, была перестроена, расширена. Теперь протяженность стен монастыря составила 825, а высота – 7 м. До нашего времени дошли только 3 башни: Дуло, Кузнечная и Солевая. Первая из них постройки XVI в., две других – 1640-х гг., когда оборонительные сооружения еще раз обновлялись.
Судьба обители в XVIII-XIX вв.
Она была очень разной. Сложным выдался XVIII в., когда государство повело политику давления на монастыри. Симонов устоял во время секуляризации церковных земель – потерял владения, но получил финансовую поддержку от государства, став «монастырем 1 класса». Но в 1770-е, когда Москву поразила чума, Екатерина II вообще упразднила Симонов. Возобновить его удалось только через несколько десятилетий – но тут грянул 1812 г., захват Москвы французами. Снова монастырские постройки, с таким трудом восстановленные, были повреждены. Но, как писал современник, «явились приверженные к Симоновской обители благодетели, которые исправили необходимые церковные и монастырские нужды, и оказывали пособия к содержанию и обзаведению братии; а щедроты Государя Императора исцелили раны монастыря: все здания, пострадавшие от пожара, были поправлены и приведены в лучший порядок»
Полностью восстановить Симонов удалось только к середине XIX в. К началу же XX в. обитель была одной из самых богатых и уважаемых. Сюда ехали паломники, часто бывали высокие гости. Но все больше чувствовалось: в стране нарастает безбожие, грядут перемены. Они пришли в 1917 г.
Разрушение монастыря
Репутация «царского», обласканного властями, да еще связанного со значимыми событиями времен «прежнего режима» – все это привело к тому, что коммунисты не просто уничтожали Симонов, но делали это с особой жестокостью и при этом – тщательностью.
Хотя братии удавалось поддерживать в храмах богослужебную жизнь до конца 1920-х гг., в следующее десятилетие власть приступила к полному уничтожению не только самой обители – но даже памяти о ней:
- в 1930 г. закрыт музей, который действовал на территории – благодаря ему сохранялись от разорения здания;
- после ухода музея начался снос построек, а также планомерное разрушение некрополя.
Ночью на 21 января 1930 г., накануне годовщины смерти Ленина, был взорван Успенский собор, а также большая часть стен. Спустя еще несколько лет на этом месте, где были не только церкви, но и могилы, был построен Дворец культуры завода ЗИЛ.
Так Симонов принял вид, который имеет сейчас, утратив большую часть построек и сохранив лишь трапезную XVII в. – просто потому, что в 1930-е там был кинотеатр.
Но, по слову Христа, «невозможное человекам возможно Богу».
Интересные факты
- Во время Великой Отечественной войны Симонов монастырь был полностью разрушен при бомбардировках. Остались только фрагменты ограды, башни и фундамент собора.
- Симонов монастырь является одним из старейших в Москве. Он был основан в 1370 году.
- Симонов монастырь был одним из самых богатых и влиятельных в средневековой Руси. В нём хранились многочисленные ценности, в том числе драгоценные иконы и рукописи.
Монастырь сегодня
Сейчас Тихвинский храм действует, как приходской. Приход здесь особый, есть своя специфика у богослужений, которые идут с сурдопереводом. Среди неслышащих – не только прихожане, но также иерей Валентин Терехов и диакон Павел Афанасьев. На приходе ведется огромная работа с инвалидами, есть театр жестовой песни. Так постепенно возвращается жизнь в полуразрушенные монастырские стены.
Богослужения
В Тихвинской церкви они идут ежедневно – утром с 8 или 9, вечером – с 17 ч. Приходящие сюда говорят, что, хотя службы идут с сурдопереводом, рассчитаны на глухих, здесь рады всем прихожанам.
Реставрация Симонова монастыря
К настоящему времени практически нет возможности не только возродить монастырь таким, каким он был (большая часть зданий уничтожена), но даже реставрировать то, что пока еще есть. Приходу удалось восстановить Тихвинский храм, частично – сохранившиеся хозяйственные постройки. Часто стены, три уникальные башни, не взорванные коммунистами, пока пребывают в состоянии разрухи и заброшенности – всего в 6 км от Кремля, в самом богатом городе страны…
И все-таки сюда идут люди. Кто-то – ради прикосновения к истории, другие – ради службы в древнем храме. А вот что говорит давно бывающий здесь Юрий Е.:
«Приходите, особенно в летний вечер, уже в сумерки, посидите на дальней лавочке в глубине парка у башни, уверен, придёте ещё не раз. Там, как-то – с собой встретиться – получается…»
Частые вопросы
Почему Симонов монастырь называют жестоко разрушенным?
Симонов монастырь был сильно поврежден во время нашествия французов в 1812 году. Почти все постройки были сожжены, а уцелевшие здания были сильно повреждены. Во время революции и гражданской войны монастырь также сильно пострадал. Здания были разграблены, а в некоторых из них были организованы склады и мастерские. В результате всех этих событий Симонов монастырь оказался в плачевном состоянии.
Какие святые связаны с Симоновым монастырем?
С Симоновым монастырем связано несколько святых. Среди них святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Сергий Радонежский. Все они либо жили в монастыре, либо посещали его. В Симоновом монастыре также хранятся мощи нескольких святых, среди которых мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, и мощи преподобного Сергия Радонежского.
Как сейчас идут дела с реставрацией Симонова монастыря?
Реставрация Симонова монастыря началась в 1990-х годах и продолжается до сих пор. За это время были восстановлены многие здания монастыря, в том числе собор Рождества Богородицы, трапезная палата, братский корпус и колокольня. Однако некоторые постройки монастыря до сих пор находятся в руинированном состоянии. Реставрационные работы продолжаются, и есть надежда, что в ближайшие годы Симонов монастырь будет полностью восстановлен.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Симонова монастыря, чтобы понимать его значение и значение святых, связанных с этим местом. Это поможет вам лучше ценить историческое наследие и культурное значение монастыря.
СОВЕТ №2
Поддержите процесс реставрации Симонова монастыря, например, путем пожертвований или участием в благотворительных мероприятиях. Ваш вклад может помочь сохранить и восстановить это уникальное историческое место.
СОВЕТ №3
Посетите монастырь лично, чтобы увидеть его своими глазами и почувствовать его духовную энергию. Это позволит вам лучше понять его историю и ценность для православной культуры.
Туристическая популярность и экскурсии
Симонов монастырь, несмотря на свою историческую значимость и культурное наследие, также привлекает внимание туристов со всего мира. Ежегодно тысячи людей посещают это удивительное место, чтобы познакомиться с его историей, архитектурой и духовной атмосферой.
Экскурсии по Симонову монастырю пользуются популярностью среди туристов, желающих погрузиться в дух средневековья и узнать больше о жизни монахов. Гиды рассказывают посетителям о каждом здании, каждой церкви, каждой святой личности, связанной с историей монастыря.
Туристическая программа включает в себя осмотр монастырских сооружений, посещение музеев, знакомство с иконами и реликвиями, а также возможность принять участие в богослужениях и молитвах. Экскурсии проводятся как групповые, так и индивидуальные, что позволяет каждому посетителю выбрать наиболее подходящий формат знакомства с монастырем.
Многие туристы отмечают особую атмосферу монастыря, его умиротворенность и благодатность. Посещение Симонова монастыря становится для многих не только путешествием в прошлое, но и духовным опытом, способствующим внутреннему преображению и вдохновению.