40 мучеников Севастийских: история и значение

В истории христианства особое место занимает легенда о 40 мучениках Севастийских, чья стойкость перед лицом смерти и вера в Бога вдохновляют многих верующих по сей день. Эта статья расскажет о подвиге этих святых, их преданности убеждениям и примере непоколебимой веры, которая может быть источником вдохновения и силы для каждого человека в испытаниях и трудностях жизни.

Мнение эксперта:История о 40 мучениках Севастийских, отказавшихся от веры в языческих богов и отдавших свои жизни за Христа, остается важным символом мужества и веры для многих верующих. Эксперты отмечают, что их подвиг вдохновляет людей на преодоление трудностей и сохранение веры в сложные времена. История мучеников напоминает о ценности принципов, за которые готовы бороться и жертвовать люди, и остается актуальной и поучительной даже спустя века.https://www.youtube.com/embed/Etk_o2ERbrsИстория 40 мучеников севастийских

Интересный фактСчитается, что воины принадлежали к одной из старейших воинских частей Рима, которая была основана еще Юлием Цезарем около 58 г. до Рождества Христова – так называемый «Молниеносный легион», именуемый так по его символу – молнии.

Воинам, как свидетельствуют документы, довелось сражаться за Рим в разных частях мира. К началу IV в. местом дислокации легиона была Севастия Армянская. Ныне это турецкий город Сивас с населением около 300 тыс. человек.

Колонна 1 Колонна 2 Колонна 3
Имя мученика Место рождения Год гибели
Аглай Севастия 320
Акакий Севастия 320
Амун Севастия 320
Аполлоний Севастия 320
Аргеалай Севастия 320
Алекси Севастия 320
Алипий Севастия 320
Амфиан Севастия 320
Акепсима Севастия 320
Асклипий Севастия 320
Астерь Севастия 320
Афиноген Севастия 320
Василиск Севастия 320
Василид Севастия 320
Викторин Севастия 320
Валерий Севастия 320
Донат Севастия 320
Диодор Севастия 320
Діос Севастия 320
Евнувий Севастия 320
Елевсий Севастия 320
Елпидий Севастия 320
Евтихиан Севастия 320
Евстолий Севастия 320
Евсевий Севастия 320
Евстратий Севастия 320
Фирм Севастия 320
Домет Севастия 320
Досифей Севастия 320
Гай Севастия 320
Георгий Севастия 320
Геронтий Севастия 320
Герон Севастия 320
Иаков Севастия 320
Иосиф Севастия 320
Илиан Севастия 320
Иоанн Севастия 320
Ириней Севастия 320
Исаак Севастия 320

Вопреки императору

Три первых столетия истории Церкви прошли среди почти непрерывных гонений: языческие императоры воспринимали нежелание последователей «нового учения», христианства, приносить жертвы богам как практически антигосударственную позицию. Это понятно, ведь среди «богов» была личность самого монарха, также требовавшая поклонения.

С 313 г. ситуация изменилась: новый император, Константин Великий принял так называемый «Миланский эдикт», который выводил христианскую религию из-под запрета, разрешал свободно исповедовать Господа, строить храмы, совершать службы. По всей империи смогли свободно вздохнуть множество христиан, среди которых было немало также служителей престола – воинов, чиновников. Новая политика, однако, была принята не всеми и не сразу.

Вот и командир «Молниеносного легиона», Агриколай, судя по всему, был склонен к неуместной для военных «самодеятельности»: он принуждал солдат, командиров непременно совершать жертвоприношения «отеческим богам», может быть, думая, что они обеспечивают воинские победы (стоит сказать: достижения легиона современные историки склонны оценивать очень неоднозначно, а его репутацию в эти годы – как плохую в связи с множеством поражений).

Конфликт и приговор

Противостояние Агриколая с 40 христианами приходится на зиму 320 г. История не сохранила причин, по которым именно тогда командир потребовал исполнения языческих обрядов, хорошо зная, что среди подчиненных есть христиане. Житие мучеников говорит, что первоначально он пытался уговорить их, обещая новые чины, награды, деньги. Неожиданная принципиальность, твердость христиан, озлобила Агриколая: он велел арестовать непокорных, подвергнуть пыткам.

На другой день, получив поддержку сановника Лисия, также ревностного чтителя богов, Агриколай велел побить воинов камнями. Тогда случилось первое чудо: оказалось, что это невозможно. Необъяснимым образом камни били самих исполнителей казни. Уже после узнали: накануне ночью узникам явился Сам Христос, ободряя, утешая, обещая помощь.

Смущенные, язычники увели воинов обратно в тюрьму. Но совсем не смутился их военачальник: окончательным приговором, который объявил командир, стало:

  • утопить христиан в озере близ города;
  • после чего тела их предать сожжению.

Последнее испытание

Церковное предание говорит, что накануне казни воинам снова явился Господь со словами:

«Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Воинов обнаженными бросили в озеро, чтобы они приняли смерть, замерзнув в ледяной по зимнему времени воде. Агриколай хорошо знал, как это мучительно. Поэтому, не теряя надежды духовно сломить христиан, велел растопить на берегу баню. «Пропуском» сюда было «всего лишь» отречение от Христа.

Известно, что мученики поддерживали друг друга молитвами, пением псалмов. Оно становилось все тише – люди замерзали. Неожиданно, к великой их скорби, один из воинов все же не выдержал, бросившись к бане, громогласно заявляя, что проклинает «Назарянина». С ужасом смотрели мученики на него, вбежавшего в теплое помещение, и… тут же испустившего дух. Отречение не дало ему временной жизни, а вечную – погубило.

Тогда случилось последнее чудо: один из охранников, присутствовавших при казни, с криком: «Я христианин!» сбросил одежду и присоединился замерзающим мученикам. Он успел рассказать, что видел свет, осиявший страдальцев, а еще венцы, спускающиеся с неба, одного из которых лишился малодушный.

Когда наступило утро, исполнители казни с ужасом увидели: те, для кого ночь в озере должна была стать последней, живы и молятся, причем среди них – стражник. Тогда всех вывели из воды, после чего предали мучительной казни – перебили голени.

Особенно потрясла мучителей смерть самого молодого из отряда, Мелитона. Ведь рядом с ним все время была мать, ободрявшая сына претерпеть боль, не отречься от Господа. А по кончине его она своими руками положила тело на повозку, к останкам его соратников.

Интересные фактыПочитание святых сорока мучеников в христианской традиции имеет давнюю историю. Самое раннее упоминание о них относится к IV веку, когда святитель Василий Великий написал проповедь в честь мучеников. В этой проповеди Василий описывает мученичество воинов, которые отказались принести жертву языческим богам и были замучены в озере Севастии.Мученики Севастийские получили особое почитание в Восточной Церкви. Их мощи были перенесены в Константинополь, где они стали объектом многочисленных паломничеств. В честь мучеников было построено несколько церквей, в том числе знаменитая церковь Святой Софии.В некоторых регионах Европы и Америки существуют традиции, связанные с чествованием сорока мучеников Севастийских. В некоторых местах принято отмечать праздник в их честь 9 марта по старому стилю или 22 марта по новому. В этот день верующие совершают паломничества к местам, где почитаются мученики, проводятся праздничные службы и устраиваются народные гуляния.https://www.youtube.com/embed/JYSRdBv8PbwИмена севастийских мучеников

Их мы знаем из уникального дошедшего до нас документа – «Завещания», написанного воинами ночью перед казнью. Уже зная приговор, они:

  • просят христиан не скорбеть, а радоваться об их кончине;
  • завещают похоронить их останки, но не благословляют раздробление тел (к тому времени уже было принято раздавать частицы мощей угодников Божиих по храмам);
  • передают последние приветы родным, всем верным:

^sss^«Итак, приветствуем всех вас, о наши господа, мы все – сорок братьев и соузников: Мелетий, Аэтий, Евтихий, Кирион, Кандид, Ангий, Гай, Худион, Ираклий, Иоанн, Феофил, Сисиний, Смарагд, Филоктимон, Горгоний, Кирилл, Севириан, Феодул, Никалл, Флавий, Ксанфий, Валерий, Исихий, Дометиан, Домн, Илиан, Леонтий, он же Феоктист, Евноик, Валий, Акакий, Александр, Викратий, он же Вивиан, Приск, Сакердон, Екдикий, Афанасий, Лисимах, Клавдий, Илий и Мелитон».^sss^

«Итак, приветствуем всех вас, о наши господа, мы все – сорок братьев и соузников: Мелетий, Аэтий, Евтихий, Кирион, Кандид, Ангий, Гай, Худион, Ираклий, Иоанн, Феофил, Сисиний, Смарагд, Филоктимон, Горгоний, Кирилл, Севириан, Феодул, Никалл, Флавий, Ксанфий, Валерий, Исихий, Дометиан, Домн, Илиан, Леонтий, он же Феоктист, Евноик, Валий, Акакий, Александр, Викратий, он же Вивиан, Приск, Сакердон, Екдикий, Афанасий, Лисимах, Клавдий, Илий и Мелитон».

Из текста завещания известно также, что писал грамоту, видимо, самый старший из дружины, Мелетий. Но попущением Божиим именно он стал тем, кто отрекся от Христа на глазах у потрясенных братий. Тогда лик 40 страдальцев восполнил стражник – Аглаий.

Из текста завещания известно также, что писал грамоту, видимо, самый старший из дружины, Мелетий. Но попущением Божиим именно он стал тем, кто отрекся от Христа на глазах у потрясенных братий. Тогда лик 40 страдальцев восполнил стражник – Аглаий.

https://www.youtube.com/embed/uU8AhoiuoUgПочитание 40 мучеников

Через три дни после гибели святые явились епископу Севастийских христиан Петру, повелевая найти их тела. Сожженные кости были уже брошены в реку, но чудом обретены верующими. С тех пор святые считались небесными покровителями Севастии – здесь их любили, к ним постоянно молитвенно обращались.

Интересный фактСейчас в уже давно мусульманском городе, тем не менее, показывают место страданий святых, где когда-то было озеро – недалеко от города. После одного из землетрясений оно исчезло, но на этом месте появились горячие источники, теперь именуемые «Балыклы Каплыджа». Воды их содержат магний, селен, цинк, кальций, заживляют раны. Ныне здесь бальнеологический курорт.

Одна из достопримечательностей Сиваса – горячие источники Балыклы Каплыджа.

Чтили угодников Божиих также в Константинополе: здесь было не менее 8 церквей, посвященных им. Еще одним местом, где отношение к святым всегда было особым, стала Русь.

  • В Софийском соборе Киева с XI в. известны сразу две фрески, изображающие святых.
  • Кроме того, на их память (она всегда приходится на Великий Пост) ослабляется строгость воздержания, даже служится литургия Преждеосвященных Даров.

Причины особого почитания святых, по мнению некоторых современных историков, например, В.Я.Петрушко, могут быть связаны с тем, что первым присланным на Русь после Крещения митрополитом (или, возможно, одним из первых) мог быть Феофилакт из Севастии, хорошо знакомый со славянами, их языком. Возможно, благодаря этому Владыке на Руси очень рано сложилось почитание святых.

День памяти

Это 22 марта (н.ст.). Церковное предание считает этот день временем преставления святых.

Иконы

C IV в. существуют несколько вариантов изображения:

  • отдельные изображения каждого с крестами в руках; такие образы, например, находятся в храме Софии Премудрости Божией Киева на арках купола; они символизируют мучеников, как основу Церкви;
  • общий образ, показывающий мучения святых; он имеет сокращенную (собственно мучения в озере) и полную редакцию, где можно увидеть «иллюстрацию» жития – не только стоящих в воде страдальцев, но также растопленную баню, бегущего к ней Мелетия, Аглаия; вверху иконы всегда изображается благословляющий Христос.

Храмы

Сейчас по стране более 20 действующих церквей, посвященных святым, или имеющим их приделы.

В Москве (Спасская слобода)

Это одна из самых древних церквей столицы, известная с XVI в. Каменный храм появился с середины XVII в., не раз перестроен.

Интересный факт22 марта 1925 г., на престольный праздник, здесь служил Патриарх Тихон. Это было одно из его последних богослужений.

В 1930-е церковь была закрыта. Ее новое освящение состоялось только 10 марта 2019 г.

Храм 40 Севастийских мучеников в Спасской Слободе

В Переславле-Залесском

Здесь с начала XVII в. находится один из красивейших храмов святых – на самом берегу Плещеева озера. Нынешнее здание относится к сер. XVII в. Роспись стен сделана в конце XIX в. при настоятеле, прот. Евгении Елоховском (ныне прославлен как новомученик).

Храм закрыт большевиками с 1937 г., многие его служители причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. Возродить приход удалось с 1990-х гг. С 2009 г. главная святыня церкви – частица мощей ее покровителей, Севастийских мучеников.

В Саратове

Это молодой храм, его община существует с 2015 г. Его Великое освящение совершено 6 октября 2019 г. Сейчас настоятель храма – молодой священник Петр Пчелинцев. За время строительства здесь сложился дружный приход. Вот как отзываются о церкви жители города:

«Замечательный храм. Очень дружные и дружелюбные прихожане… Процветания и всех благ!!!» (пользователь с ником Gagarin Bro)

«В храме не была. Но с появлением этого светлого здания улица стала уютнее» (Наталия Земскова)

«Тихо, спокойно и хорошо. Батюшка отличный» (Андрей Никишин).

Обычаи (жаворонки)

Главный из них – изготовление из теста булочек в виде птиц, жаворонков. Русские крестьяне связывали праздник с этой птицей, зная особенности ее полета: жаворонок то резко взмывает, то быстро опускается. Многие считали это символом приближения души к Богу и смирения от созерцания Его величия. Впрочем, празднику на Руси соответствовало также множество обычаев, восходящих к языческим временам, связанных с приходом весны.

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

Севастийские мученики в литературе (Чехов, Шмелёв)

Особое почитание святых не могло не отразиться в творчестве писателей. Оно отражает как народные обычаи, так и имевшую место вульгаризацию почитания святых:

  • например, И.С.Шмелев описывает день памяти святых, как приход весны: «Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши…»
  • а вот у А.П.Чехова в рассказе «Страх», который считался критиками обличающим русскую действительность «Сорок мучеников» — прозвище деревенского пьяницы.

И все же для православных Севастийские мученики продолжают оставаться одними из любимых святых. Их внутренняя цельность, мужество, твердость веры – то, что пережило века, дает пример и надежду нынешним христианам.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 3

Стpастоте́pпцы Хpисто́вы четы́pедесяте,/ во гpа́де Севасти́йстем му́жественно постpада́вшии,/ чpез огнь и во́ду пpоше́дшии,/ в поко́й ве́чный вше́дшии,/ моли́теся о нас ко Го́споду/ да жизнь ми́pну сохpани́т// и ду́ши на́ша спасе́т, я́ко Человеколю́бец.

Кондак, глас 6

Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.

Акафист

Акафист святым сорока мученикам Севастийским

Кондак 1

Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Икос 1

Ангели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:

Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы;

Pадуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.

Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии;

Pадуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрыя того на вы козни победившии.

Радуйтеся, неизчетнаго мученическаго лика украшение;

Pадуйтеся, земныя воинствующия Церкви сильнии помощницы.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 2

Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу; Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити, яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небесном и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный от явльшагося вам Христа приемше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколаа мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради вам вопием:

Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавшии и волю свою воле Божией всецело предавшии;

Pадуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа ни во чтоже вменившии.

Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиися;

Pадуйтеся, темничное заключение Христа ради претерпевшии.

Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии;

Pадуйтеся, яко с верою вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 3

Cила Вышняго содела вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения вашего, гордый мучитель паки в темницу вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и, по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстаете Лисию князю и Агриколаю воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевые хвалы:

Радуйтеся, в броню веры Христовы облеченнии и щитом благодати Его покровеннии;

Pадуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконныя мучителей презревшии.

Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии;

Pадуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся.

Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся;

Pадуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 4

Бурею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, ободряя, утешая их и нетленныя венцы в Царствии Небесном обещавая; они же, сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние; они же, огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:

Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы;

Pадуйтеся, кумирослужения низложителие.

Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии;

Pадуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченныя блага.

Радуйтеся, драгие и крепцыи четыредесяте камение;

Pадуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 5

Боготечнии звезды Христовы явистеся святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше святии, яко един от них отпаде, убоявся бо мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре, тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:

Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии;

Pадуйтеся, всю нощь нази в езере стоявшии.

Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии;

Pадуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь низпосла вам.

Радуйтеся, яко свет Божественный с небесе осия вас;

Pадуйтеся, венцы пресветлии с небесе приявшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 6

Проповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет небесный во езере облиста мученики, лед растопи и хлад в теплоту преложи, еже слышавше, мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу во езере свету небесному, возсия и в сердце единаго от стражей благодать Божия, яко той, совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго, и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев; имже мы ныне вопием таковая:

Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашими веселие диавола в печаль обратившии;

Pадуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.

Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиися;

Pадуйтеся, стоянием вашим во езере мысленнаго змия главу сокрушившии.

Радуйтеся, полная четыредесятнице, Христу бодренно представшая;

Pадуйтеся, верою, терпением и страданием Христа ради блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 7

Хотяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей ни во что же вменисте и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, воспевающе всесильному человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и последнее умысли мучитель страдание святым мучеником, да голени их млатами сокрушени будут, еже и претерпеша страдальцы доблественно. И тако скончавше мученический подвиг, предаша души своя в руце Божии и прияша от Него нетленныя венцы. Мы же возглашаем в похвалу им сице:

Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии;

Pадуйтеся, драгие сосуды благодати Божией, за имя Христово сокрушеннии.

Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии;

Pадуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые.

Радуйтеся, от пророков и апостолов, яко тех стопам последовавшии, любезно сретенные;

Pадуйтеся, всего рода христианскаго слава великая.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 8

Странное чадолюбие и неустрашимую доблесть показа чудная матерь Святаго Мелитона, единаго от лика страдальцев; видящи бо телеса мучеников отвозима на сожжение, своего же сына, еще жива, коварно оставленна, взя того на рамена своя, и той, испустив дух свой, Предста с прочими Христу Богу, в веселии поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Все зверонравие проявиша мучителие, егда повелеша святая телеса мучеников сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от человек память их, обаче посрамишася, Господь же в роды вечныя прослави я пред Ангелы и человеки. Сего ради тако вопием к ним:

Радуйтеся, по словеси псалмопевца, чрез огнь и воду прошедший;

Pадуйтеся, страстем Христовым общницы.

Радуйтеся, страдальческим подвигом вашим врагов Церкве Христовы посрамившии и верных в вере укрепившии;

Pадуйтеся, неусыпные молитвенницы за род христианский.

Радуйтеся, вечно пребывающии в обителех Отца Небеснаго;

Pадуйтеся, предстательством своим у Господа благостояние миру испрошающии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 9

Вси христиане зело удивишася, како кости святых мученик чудесно нощию в реце светло просияша, и честно собрани, по велению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия древний, Духом Божиим озаренный, о кончине верных во Псалтири пророчески пояше: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради в похвалу вам вопием:

Радуйтеся, исполнивши Давидово проречение;

Pадуйтеся, в страданиях ваших, яко злато в горниле, очистившиися.

Радуйтеся, соблюдшие до конца веру Христову;

Pадуйтеся, предстательством вашим к Богу от бед нас спасающии.

Радуйтеся, в скорбех и нуждных обстояниих нам помогающии;

Pадуйтеся, ко спасению душ наставляющии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 10

Спасению нашему многомощнии споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем; помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время земнаго нашего жития в покаянии благочестно проводити и во всех обстояниих Промыслителю Богу благодарно взывати: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв ваших ограждайте нас, страстотерпцы Христовы, от всех зол и козней вражиих, да охраняеми вами, ублажаем вас поименно сице:

Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго писания наставницы;

Pадуйтеся, Ангие и Аетие славнии, душами вашими, яко орли, на небеса возлетевшии.

Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии;

Pадуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.

Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, небесная блага получившии;

Pадуйтеся, Илиане и Илие, пророку Илии в ревности о славе Божией поревновавшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте и кровию своею торжество веры возвеличисте; темже и память ваша, яко пресветлых светильников веры, вечно в Церкви сияет, верных смыслы озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом небесным осиянных, умныма очима зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и молитвы о мире со дерзновением приносите; темже молебно и хвалебно вам взываем:

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия славнии победителие;

Pадуйтеся, Филокгимоне и Феофиле, любве Божественныя делом совершителие.

Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы предобрии;

Pадуйтеся, Мелитоне, Феодуле и Валенте, вернейшии раби Бога Вышняго.

Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие, всеусерднейшии исполнителие велений Господних;

Pадуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христова вечнаго блаженства возвещающии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 12

Благодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя мощи ваша, преславнии мученицы и чудотворцы. Темже и нас, память вашу светло совершающих, благодати Божией молитвами вашими исполните, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще честная страдания ваша, святии мученицы, хвалим Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными на небеси венчавшаго, и яко угодников Божиих и теплых наших пред Ним заступников, восхваляем сице:

Радуйтеся, четыредесять непоколебимых столпов Христовы Церкве;

Pадуйтеся, яко вся концы земли славною памятию вашею озаряете.

Радуйтеся, в ваших немощех телесных велию крепость духа явившии;

Pадуйтеся, яко в трудех поста и молитвы и нас утешаете и укрепляете.

Радуйтеся во граде Севастийстем, яко солнце мысленное, страданьми возсиявшии;

Pадуйтеся, посвященных имени вашему храмов и обителей святых неусыпные покровителие.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 13

О, святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы! Предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да, в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, всегда о вас благодарно поюще Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды. Затем икос 1-й «Ангели Божии…» и кондак 1-й «Избраннии страстотерпцы…»

Молитва

Молитва святым сорока мученикам Севастийским

О, святии славнии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно за Христа пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии и в покой Царствия Небеснаго вшедшии, со Ангелы и всеми святыми светло ликовствующии! Вы, яко друзи Христовы, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих и призывающих вас с верою и любовию. Темже и мы, святую память вашу празднующе, тепле взываем: испросите нам у щедраго Господа прощение согрешений наших вольных и невольных, да остающее время земнаго жития нашего поживем в покаянии и творении заповедей Божиих, всегда памятствующе смерть и суд праведный, егда воздано будет коемуждо по делом его. Вы бо, славнии мученицы, в воинстем чине за имя Христово крепко и единодушно подвизастеся и души своя за Него усердно положисте, помозите убо и нам пребыти твердыми и непоколебимыми в вере православной. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом ваших святых молитв сохранени будем от всех зол даже до последняго дне и часа скончания нашего, и тако прославим о вас Всесвятое достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы,Отца и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

О, святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я

О, страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Частые вопросы

Когда день 40 Севастийских мучеников?

22/9 марта – день памяти Сорока мучеников севастийских. По церковному календарю дата отмечается в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру в 320 г. на Севастийском озере (территория современной Турции).

Что нельзя делать в 40 святых?

Нельзя есть мясо, рыбу, яйца, как и во время всего Великого поста.Нельзя убирать и работать. Запрещается шить, вязать, что-то ремонтировать.Разрешается только печь – чтобы задобрить весну.В этот день также нежелательно занимать деньги.Нельзя сердиться, злиться и ругаться.22 мар. 2023 г.

Что означает праздник Сорок сороков?

22 марта в народной традиции назывался праздником «Сороки» или «Сорок Сороков». Особое значение этой дате придавала её близость к одной их ключевых точек календарного года – весеннему равноденствию. В народе говорили, что в этот день «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется – равняется».

Почему переносится служба 40 мучеников Севастийских?

Поскольку этот день совпадает с Четвертком Великого канона, то служба переносится на 20 марта (вторник). Предлагаем Вашему вниманию Житие святых мучеников для взрослых и детей.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При чтении статьи “40 мучеников Севастийских” обратите внимание на исторический контекст событий, чтобы лучше понять значение и значение подвига этих мучеников.

СОВЕТ №2

Исследуйте жизненные обстоятельства и мотивацию каждого из 40 мучеников, чтобы увидеть индивидуальные черты и духовные качества каждого из них.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на символику числа 40 в христианской традиции и как она связана с подвигом мучеников Севастийских, это поможет глубже понять значение их жертвы.

Архитектурные памятники, связанные с 40 мучениками Севастийскими

В истории христианства особое место занимают 40 мучеников Севастийских, чья история стала символом веры и стойкости перед лицом преследований. Их подвиг отразился не только в религиозной памяти, но и нашел отражение в архитектуре. Строения, связанные с этими святыми, стали неотъемлемой частью культурного наследия исторических мест.

Одним из самых известных архитектурных памятников, посвященных 40 мученикам Севастийским, является Собор Святых Сорока Мучеников в городе Севастополе. Этот собор был возведен в XIX веке на месте древнего храма и стал центром паломничества для верующих. Архитектурный стиль собора сочетает в себе элементы русского барокко и классицизма, отражая величие и святыню мучеников.

Еще одним значимым памятником, связанным с 40 мучениками Севастийскими, является Храм Сорока Мучеников в городе Великий Устюг. Этот храм был возведен в XVII веке и является одним из старейших храмов, посвященных этим святым. Архитектурный облик храма отражает дух времени и память о подвиге мучеников, прославляя их веру и стойкость.

Таким образом, архитектурные памятники, связанные с 40 мучениками Севастийскими, не только являются историческими и культурными объектами, но и символизируют духовное наследие и веру христиан во все времена. Их сохранение и изучение позволяет сохранить память о святых и передать их образ жизни будущим поколениям.

Оцените статью
Добавить комментарий