Акафист Страстям Господним, или великопостная Пассия, представляет собой особенное богослужение, которое занимает важное место в православной церковной практике. Эта статья погружает читателя в глубины этого духовного опыта, раскрывая особенности и значение данного богослужения в христианской традиции.
Мнение эксперта:Акафист Страстям Господним – это особенное богослужение, которое занимает важное место в православной церковной практике. Эксперты отмечают, что данный акафист представляет собой молитвенное чтение, посвященное страданиям Христа во время Его земной жизни. Великопостная Пассия, как часть этого богослужения, позволяет верующим погрузиться в размышления о жертве и любви Спасителя к человечеству. Это время молитвы и покаяния, которое помогает приблизиться к Богу и укрепить духовную связь с Ним. Следование этим богослужениям великого поста считается важным шагом на пути к духовному очищению и обновлению веры.https://www.youtube.com/embed/3_bjeRFT7y4Страсти Христовы
К
страданиям Иисуса Христа
относятся следующие события: моление Господа в саду Гефсиманском, Иудино предательство, арест, судилище Синедриона, допрос у прокуратора Пилата, бичевание, отвержение Избавителя иудеями, Крестный путь Его на Голгофу, распятие и гибель на Кресте.
О многих из выше названных событий пророчествовали ветхозаветные прозорливцы. К примеру, пророк Захария провидел, что местом казни Сына Божия будет столица Иудеи. Пророк Исаия предупреждал, что иерусалимская знать отвергнет Мессию, а пророки Осия и св. псалмопевец Давид прозорливо предрекали, что все ухищрения первосвященников не повредят Божественному Агнцу и Он, во исполнение старинных пророчеств, воскреснет из мертвых, разрушив тем оковы плена греховного.
Петербургский священник Константин Пархоменко, рассуждая о страданиях Мессии, наставляет верующих
:
«Помните, когда Христос молится в Гефсиманском саду, Его ученики спали. Христос трижды подходил к ним, спрашивая: «Почему вы не бодрствуете? Помолитесь со Мной!» Но ученики спали. Этот настойчивый акцент не просто зарисовка из жизни. Через это евангелисты хотели передать, что даже самые близкие ко Христу люди, с кем Он делил кров и пищу, покинули Его, отошли от Него в тяжелые минуты. Безусловно, этот случай был внесен евангелистами, чтобы показать, как часто люди, которые, вроде, любят Христа, в тяжелые периоды испытаний периодически Его покидают. Периодически «засыпают». Этот рассказ о спящих учениках – рассказ о нас с вами. Это мы часто спим, когда нужно проявить свою активную христианскую позицию и защитить Истину и Веру. Это мы проявляем равнодушие. Мы в критические минуты, когда устали, когда нам плохо, и нас одолевают заботы, покидаем Господа, забывая о Нем. А мы должны бодрствовать по слову апостола: «Бодрствуйте и трезвитесь!»
Интересный факт
С IX в. в христианстве появилась традиция изображать на покровах, потирах, дарохранительницах и иной утвари орудия Страстей Христовых, к которым относят Крест Господень, гвозди, титло, бич или розги, колонну бичевания, венец Искупителя, губку (с уксусом), копие Лонгина, сударь (убрус, которым обернута была глава Иисуса) и плащаницу.
Интересные факты
- Акафист Страстям Господним является богослужением Великого поста, которое посвящено страданиям и смерти Иисуса Христа. Оно проводится в последние пять пятниц Великого поста – в пятницу первой, второй, третьей, четвертой и пятой седмиц.
- Акафист Страстям Господним – это особое песнопение, которое состоит из 25 кондаков (строфических песнопений) и икоса (кратких молитв). Также, каждый кондак сопровождается припевом “Слава Страстем Твоим, Господи”, а каждый икос – припевом “Радуйся, Претерпевший страсти за нас”.
- Акафист Страстям Господним исполняется на церковнославянском языке под пение. Оно содержит в себе подробное повествование о страданиях и смерти Христа, а также молитвы о прощении грехов и о помощи в духовной борьбе.
История акафиста
В XVII-м столетии известным украинским митрополитом Петром (Могилой) был составлен чин особого великопостного служения – Пассии, во время которого произносится и Акафист Господним Страстям. Поскольку южные земли Отечества находились в ту пору под правлением католической Польши, владыке необходимо было, как только возможно, поддерживать духовную крепость своей паствы.
Интересный факт
8 декабря 2005 г. имя митрополита внесено в Православный месяцеслов по благословению патриарха Алексия II. Церковь чествует святителя Петра 13 января.
Изначально богослужение это вследствие западных влияний сопровождалось музыкой, однако в дальнейшем Пассия претерпела значительные видоизменения и гармонично вписалась в традиционные православные богослужения, к которым привыкло большинство прихожан.
Непосредственное же авторство Акафиста исследователями однозначно не установлено. Известно лишь, что текст его был отредактирован и сильно сокращен архиепископом Иннокентием Херсонским. Были даже предположения, что составлен этот гимн самим свт. Димитрием Ростовским, однако данную гипотезу отверг, всесторонне ее проанализировав, свт. Филарет Московский, который рассуждал так:
«Если Акафист Страстям Господним напечатан в Почаеве в униатском издании, то как согласить сие обстоятельство с мнением, что он есть творение святителя Димитрия? Со времен святителя сего униаты никогда не были с православными в таком отношении, чтобы принять от них акафист. Уклоняться от употребления изданий униатских есть особенная причина ныне, когда стараются и в униатских церквах ввести книги православных изданий. Говорю сие, не восставая против изданий, но объясняя мою нерешимость на употребление оного».
Среди предполагаемых авторов текста выдвигались также имена митрополита Петра Могилы и архимандрита черниговской Троицкой обители Лаврентия Крщановича. Ряд исследователей полагает, что текст изначально принадлежал перу униатов, однако впоследствии он был тщательно переработан и приведен в соответствие с православным благочестием.
Толкование акафиста Страстям Господним
В первом кондаке этого гимна говорится об ужасе, испытанном всякими творениями земными и самою землею, когда предстал их взорам Сын Божий, распятый на Древе Честном. И приносится благодарение Искупителю за Его беспримерную Жертву, принесенную ради людского освобождения.
В Акафисте вспоминаются тяжелейшие душевные страдания Господа:
Гефсиманское моление
, во время которого Иисус
«Адама погибшаго на рамо восприим, Отцу представил еси»
— то есть взял на себя грехи рода людского от праотца Адама содеянные, предательство Иудой, отречение народа, который до много благодеяний имел через Сына Божиего.
Вспоминается и Петрово отречение во время ареста Мессии. Однако, как Сын Божий простил раскаявшегося апостола, так может простить Он и всякого иного верующего, принесшего сердечное покаяние в скверных деяниях, и
«уврачевать язвы душ наших».
Основное внимание в данном творении уделено прошениям к претерпевшему истязания Искупителю помочь и последователям Его искоренить в себе всякие духовные язвы и порочные недостатки. Составитель Акафиста выражает это следующими образными изречениями:
«Пригвождейся на Кресте, пригвозди и упраздни рукописание грехов наших»; «Плотию распятый, распни плоть мою со страстьми и похотьми».
Духовный же смысл этого гимна состоит в признании Христа примером для всякого, ищущего спасения и желающего следовать путями праведными ради прославления Создателя своего. В тексте этом сказано:
«во всем образ нам подаяй, да последуем стопам Твоим».
В последней части гимна воспеваются страдания Пречистой Богоматери. Составитель именует ее «светоприе́мной свещей, у Креста́ горя́ще любо́вию, и Ма́тернею обдержа́шеся боле́знию». Этим сравнением он уподобляет Пресвятую Владычицу сияющей свече, изливающей свет материнской любви, и тяжко страдающей, взирая на Распятие Божественного Сына. В этой части текста звучит воззвание к Избавителю поручить христиан всемилостивому заступничеству Божией Матери, как вручил Он Ее заботам ученика Своего Иоанна:
«Иису́се, Тебе́, Бо́га Сло́ва ро́ждшей, ученика́ Богосло́ва вручи́вый, вручи́ и нас всех Ея́ Ма́тернему заступле́нию;».
Акафист Страстям Господним на богослужениях
Ряд богослужений был составлен христианскими гимнографами специально для Великой Четыредесятницы. К ним относятся и, так называемая, Пассия – особый богослужебный чин, прослушать который возможно лишь в Великопостный период.
Пассия – довольно поздно составленное богослужение. Его отличает особое духовное смысловое содержание и величественность. В переводе с латыни слово это означает «страдание», или, по-церковнославянски, «страсть», поскольку посвящено оно воспоминанию страданий Избавителя, претерпеваемых Им ради искупления человеческого рода.
Иное именование данного чина – Акафист Страстям Господним. По Уставу акафисты в дни Четыредесятницы на службах не произносятся, ведь они представляют собою торжественные гимны. Однако данный Акафист – особенный. Он посвящен чествованию Подвига, и той беспримерной Жертвы, Которую вознес Искупитель ради возлюбленных Им творений. В дни поста произнесение данного Акафиста, одновременно скорбного и торжественного, призвано напоминать прихожанам о том, для чего выделяется в году период, в который верующие должны телесно и духовно воздерживаться, укрощая свою плоть ради единения с Божественным Сотворителем и Предвечным Владыкой.
В Великопостный период этот чин совершается 4 раза – по числу Евангелий. Всякий раз на службе произносят отрывок из одного из них и затем, после каждения, читают Акафист Страстям. По обычаю в этот час в середине прихода устанавливается Распятие, являющееся центром сосредоточения торжественного служения, по окончании которого обязательно произносится проповедь о спасительном значении претерпеваемых Сыном Божиим истязаниях.
Клирик рязанского Крестовоздвиженского прихода о. Кирилл (Власов) духовное значение данного чина разъясняет так:
«Пассия как богослужение, целиком ориентированное на покаяние, полностью состоит из описания самых скорбных событий, связанных с арестом, истязаниями, распятием и смертью Господа Иисуса Христа. Часто в суете дней мы забываем о том, на что пошел Христос ради спасения людей. И Пассия акцентирует внимание христианина на скорбях, которые претерпел Спаситель. Во время поста, когда человек принимает на себя ограничения и воздержания, душа становится более восприимчивой и более «гибкой». Врагу рода человеческого не нравится этот подвиг, и он начинает более агрессивно нападать на каждого христианина. И для того, чтобы не унывать и не поддаться искушениям, видя подвиг Христа и Его пример, было установлено это богослужение».
А священник Константин (Камышанов) поясняет следующее:
«Пассия – одна самых любимых народом служб. Она входит в сокровищницу молитвенного наследия вместе с
Каноном Андрея Критского
, Последованием Страстей Христовых и Марииным стоянием. Эти четыре минорные службы относятся к величию и радости Пасхи, как ключ к замку. Пасха была намного беднее, если бы не было этих печальных, проникновенных и умилительных служб, открывающих человеку глубину Любви Бога к Своему творению».
Интересный факт
Поскольку в Церковном Типиконе нет строгого указания, когда совершать данный чин, в каждой епархии существуют свои устоявшиеся традиции его проведения. Обычно Пассия служится Великим постом вечером в воскресный день или в пятницу, однако точное время богослужения нужно уточнять в конкретном приходе.
Когда читать акафист дома?
Чаще всего данный гимн читают келейно в дни Страстной Седмицы, однако можно делать это, разумеется, и во всякое иное время по душевному влечению.
Подобно Акафисту Животворящему Господнему Кресту, Акафист Страстям Господним произносят в минуты тягчайших искушений и тяжелейших жизненных невзгод, когда иссякают силы и кажется, что нет более возможности претерпевать ниспосылаемые Создателем испытания, неся свой крест. К чтению этого гимна прибегают в час уныния и страха, когда в результате депрессии исчезает желание следовать спасительному пути.
Некоторые церковнослужители именуют этот гимн «молением раскаявшихся», поскольку значительная часть данного текста посвящена прошениям о даровании духовной крепости ради исправления неугодной Богу жизни и изменения человека по примеру, указанному Мессией.
Акафист
Конда́к 1
Взбра́нный Воево́до и Го́споди Небесе́ и земли́, Тебе́, Царя́ Безсме́ртнаго, зря́щи на Кресте́ ви́сяща, вся́ тва́рь измени́ся, не́бо ужасе́ся, основа́ния земли́ восколеба́шася. Мы́ же, недосто́йнии, благода́рственное поклоне́ние Твоему́ на́с ра́ди страда́нию принося́ще, с разбо́йником вопие́м Ти́:
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
И́кос 1
А́нгелов ликостоя́ния восполня́я, не от А́нгел восприя́л еси́, но мене́ ра́ди, Бо́г сы́й, челове́к бы́в, челове́ка уме́рша грехми́ животворя́щим Те́лом и Кро́вию Твое́ю оживи́л еси́; те́мже, толи́цей любви́ Твое́й благода́рни су́ще, вопие́м Ти́:
Иису́се Бо́же, Любы́ Предве́чная, та́ко о на́с, земноро́дных, возблаговоли́вый;
Иису́се, ми́лосте безме́рная, к челове́ком па́дшим до́лу низше́дый.
Иису́се, в пло́ть на́шу оболки́йся, и сме́ртию Свое́ю сме́рти держа́ву разруши́вый;
Иису́се, Боже́ственными Твои́ми Та́йнами на́с обожи́вый.
Иису́се, страда́ньми и Кресто́м Твои́м ве́сь ми́р искупи́вый;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 2
Ви́дев Тя́ А́нгел в вертогра́де Гефсимани́йстем до по́та крова́ва в моли́тве подвиза́ющася, предста́в укрепля́ше Тя́, егда́ я́ко бре́мя тя́жкое грехи́ на́ши отяготе́ша на Тебе́: ты́ бо, Ада́ма поги́бшаго на ра́мо восприи́м, Отцу́ предста́вил еси́, прекло́нь коле́на моля́ся. О се́м у́бо с ве́рою и любо́вию пою́ Тебе́: Аллилу́иа.
И́кос 2
Ра́зума неуразуме́нна во́льнаго Твоего́ страда́ния не уразуме́ша иуде́е: сего́ ра́ди егда́ в нощи́ со свети́льники и́щущим Тя́ ре́кл еси́: А́з е́смь, а́ще и падо́ша на земли́, но по се́м связа́вше Тя́, ведо́ша на суди́ще; мы́ же на се́м пути́, припа́дающе к Тебе́, с любо́вию зове́м:
Иису́се, Све́те ми́ра, от ми́ра лука́ваго возненави́денный;
Иису́се, живы́й во Све́те Непристу́пнем, от о́бласти те́мныя я́тый.
Иису́се, Сы́не Бо́жий Безсме́ртный, от сы́на поги́бели на сме́рть ука́занный;
Иису́се, в Не́мже льсти́ не́сть, от преда́теля ле́стию лобза́нный.
Иису́се, ту́не Себе́ все́м подава́яй, за сре́бреники про́данный;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 3
Си́лою Божества́ Твоего́ проре́кл еси́ трикра́тное отверже́ние ученику́. О́н же посе́м, а́ще и отрече́ся Тебе́ с кля́твою, оба́че, егда́ узре́ Тя́ во дворе́ архиере́йстем, Го́спода своего́ и Учи́теля, умили́вся се́рдцем, изше́д во́н пла́кася го́рько: «При́зри у́бо и на мя́, Го́споди, и порази́ жесто́кое се́рдце мое́, да слеза́ми мои́ми омы́ю грехи́ моя́, поя́ Тебе́: Аллилу́иа».
И́кос 3
Име́яй вои́стинну вла́сть по чи́ну Мелхиседе́кову, я́ко Архиере́й во ве́ки, ста́л еси́ пред беззако́нным первосвяще́нником Каиа́фою, Влады́ка и Госпо́дь все́х; от Твои́х у́бо рабо́в прия́вый муче́ние, приими́ от на́с сицева́я:
Иису́се безце́нный, цено́ю ку́пленный, стяжи́ мя в Твое́ ве́чное насле́дие;
Иису́се, жела́ние все́х, от Петра́ стра́ха ра́ди отве́рженный, не отве́ржи мя́, гре́шнаго.
Иису́се, А́гнче незло́биве, от лю́тых ве́прей терза́емый, изми́ мя от вра́г мои́х;
Иису́се, Архиере́ю, Свое́ю Кро́вию вше́дый во Свята́я Святы́х, очи́сти мя́ от скве́рн плотски́х.
Иису́се свя́занный, име́яй вла́сть вяза́ти и реши́ти, разреши́ моя́ тя́жкая прегреше́ния;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 4
Бу́рею христоуби́йства ды́шуще иуде́е, послу́шавше гла́са отца́ лжи́ и человекоуби́йцы искони́, диа́вола, отверго́ша Тебе́, пра́вый Пу́ть, И́стину и Живо́т; мы́ же Тя́, Христа́, Бо́жию си́лу, в Не́мже вся́ сокро́вища прему́дрости и ра́зума сокрове́на су́ть, испове́дующе, вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 4
Слы́ша Пила́т кро́ткия Твоя́ глаго́лы, а́ки досто́йнаго сме́рти предаде́ Тя на пропя́тие, а́ще и са́м свиде́тельствоваше, я́ко ни еди́ныя вины́ обре́те в Тебе́: ру́це у́бо свои́ умы́, но се́рдце оскверни́; мы́ же, чудя́щеся та́йне во́льнаго страда́ния Твоего́, со умиле́нием зове́м:
Иису́се, Сы́не Бо́жий и Сы́не Де́вы, от сыно́в беззако́ния уму́ченный;
Иису́се, пору́ганный и обнаже́нный, дая́й ле́поту кри́ном се́льным и одева́яй не́бо о́блаки.
Иису́се, насыще́нный ра́нами, пятию́ хле́бы пя́ть ты́сящ насы́тивый;
Иису́се, Царю́ все́х, вме́сто да́ни любве́ и благодаре́ния жесто́кия му́ки прие́мый.
Иису́се, на́с ра́ди ве́сь де́нь я́звленный, уврачу́й я́звы ду́ш на́ших;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 5
Богото́чною Кро́вию Твое́ю ве́сь обле́клся еси́, одея́йся све́том, я́ко ри́зою. Ве́м, вои́стину ве́м со проро́ком, почто́ червле́ны ри́зы Твоя́: а́з, Го́споди, а́з греха́ми мои́ми уязви́х Тя́: Тебе́ у́бо, мене́ ра́ди уя́звленному, благода́рственно зову́: Аллилу́иа.
И́кос 5
Прови́дев Тя́ в ду́се Богоглаго́ливый Иса́ия, безче́стием и ра́нами испо́лненна, ужа́сся вопия́ше: «Ви́дехом Его́, и не име́яше ви́да, ни добро́ты»; мы́ же, зря́ще Тя́ на Кресте́, с ве́рою и удивле́нием зове́м:
Иису́се, безче́стие терпя́й, челове́ка сла́вою и че́стию венча́вый;
Иису́се, на Него́же А́нгели зре́ти не мо́гут, по лани́тома зауше́нный.
Иису́се, по главе́ тро́стию ударе́нный, преклони́ во смире́ние главу́ мою́;
Иису́се, све́тлая Твоя́ очеса́ кро́вию омраче́нная име́вый, отврати́ о́чи моя́, е́же не ви́дети суеты́.
Иису́се, от но́г до главы́ не име́вый це́лости, всего́ це́ла и здра́ва сотвори́ мя́;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 6
Пропове́дник Твоего́ незло́бия я́влься Пила́т, показа́ наро́ду ничто́же бы́ти в Тебе́ досто́йно сме́рти; но иуде́е, я́ко зве́рие ди́вии кро́вь узре́вше, скрежета́ху на Тя́ зубы́ свои́ми, «распни́, распни́ Его́», вопию́ще; мы́ же, лобыза́юще пречи́стыя я́звы Твоя́, зове́м: Аллилу́иа.
И́кос 6
Возсия́л еси́ в позо́р и удивле́ние А́нгелом и челове́ком глаго́лющу о Тебе́ Пила́ту: «Се́, челове́к». Прииди́те у́бо, пору́ганному на́с ра́ди Иису́су поклони́мся, вопию́ще:
Иису́се, Тво́рче и Судие́ все́х, от тва́ри Своея́ суди́мый и му́чимый;
Иису́се, прему́дрости Пода́телю, отве́та безу́мным не да́вый.
Иису́се, Врачу́ уя́звленных грехми́, да́ждь ми́ врачевство́ покая́ния;
Иису́се, Па́стырю пораже́нный, порази́ бесо́в, искуша́ющих мя́.
Иису́се, пло́ть имы́й сокруше́нну, сокруши́ се́рдце мое́ стра́хом Твои́м;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 7
Хотя́й челове́ка от рабо́ты вра́жия изба́вити, смири́л еси́ Себе́ пред враги́ Твои́ми, Иису́се, и, я́ко а́гнец безгла́сен на заколе́ние веде́н бы́л еси́, везде́ я́звы терпя́й, да всего́ исцели́ши челове́ка, зову́ща: Аллилу́иа.
И́кос 7
Ди́вное показа́л еси́ долготерпе́ние, егда́ во́ини, руга́ющеся Тебе́, по глаго́лу непра́веднаго судии́, люте́йшими ра́нами уязвля́ху Пречи́стое Те́ло Твое́, я́ко обагри́тися ему́ от но́г до главы́ кро́вию. Сего́ ра́ди со слеза́ми вопие́м Ти́:
Иису́се человеколюби́вый, от челове́к те́рнием увенча́нный;
Иису́се, Божество́м безстра́стный, стра́сти терпя́й, да на́с от страсте́й свободи́ши.
Иису́се, Спа́се мо́й, спаси́ мя, пови́ннаго все́м му́кам;
Иису́се, все́ми оста́вленный, Утвержде́ние мое́, утверди́ мя.
Иису́се, от все́х оскорбле́нный, Ра́досте моя́, возвесели́ мя:
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 8
Ди́вно и стра́нно яви́стася Тебе́ Моисе́й и Илия́ на Фаво́ре, глаго́люща о исхо́де Твое́м, его́же ны́не скончава́еши во Иерусали́ме. Та́мо у́бо ви́девша сла́ву Твою́, зде́ же спасе́ние на́ше узре́вше, зову́т: Аллилу́иа.
И́кос 8
Везде́ от иуде́й гони́мый, мно́гия, ра́ди мно́жества грехо́в мои́х, претерпе́л еси́ поноше́ния и му́ки: еди́ни бо Тя́ проти́вна бы́ти ке́сарю глаго́лют, друзи́и я́ко злоде́я осужда́ют, ини́и же: «Возми́, возми́ и распни́», — вопию́т. От все́х у́бо осужде́нному, и на пропя́тие ведо́мому, Тебе́, Го́споду, из глубины́ души́ глаго́лем:
Иису́се, непра́ведно осужде́нный, Судие́ на́ш, не осуди́ на́с по дело́м на́шим;
Иису́се, изнемога́яй на пути́ под Кресто́м, си́ло моя́, в ча́с ско́рби и озлобле́ния моего́ не оста́ви мене́.
Иису́се, взыва́яй о по́мощи ко Отцу́, Подвигополо́жниче мо́й, в не́мощи мое́й укрепи́ мя;
Иису́се, безче́стие прие́мый, Сла́во моя́, от Сла́вы Твоея́ не отри́ни мене́.
Иису́се, О́бразе Пресве́тлыя Ипоста́си О́тчия, преобрази́ мое́ нечи́стое и мра́чное житие́;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 9
Все́ естество́ смяте́ся, зря́ Тебе́ на Кресте́ пове́шена, на небеси́ со́лнце лучи́ своя́ скры́, земля́ потрясе́ся, заве́са хра́ма раздра́ся, ка́мение распаде́ся, а́д уме́рших изве́рже: мы́ же покланя́емся на ме́сте, иде́же стоя́сте пречи́стеи но́зе Твои́, пою́ще: Аллилу́иа.
И́кос 9
Вети́я многовеща́ннии, а́ще и мно́го глаго́лют, но не мо́гут досто́йнаго благодаре́ния возда́ти Боже́ственным страсте́м Твои́м, Человеколю́бче: на́ша же душа́ и те́ло, се́рдце и вся́ соста́вы, со умиле́нием к Тебе́ взыва́ют:
Иису́се, пригвожде́йся на Кресте́, пригвозди́ и упраздни́ рукописа́ние грехо́в на́ших;
Иису́се, ру́це со Креста́ простира́яй ко все́м, привлецы́ и мя́, заблу́ждшаго.
Иису́се, Две́ре овца́м, в ре́бра прободе́нный, введи́ мя я́звами Твои́ми в черто́г Тво́й;
Иису́се, Пло́тию распя́тый, распни́ пло́ть мою́ со страстьми́ и похотьми́.
Иису́се, скончава́яйся в му́ках, да́ждь ми́, да се́рдце мое́ не су́дит и́но что́ ве́дети, то́чию Тебе́ ра́спята;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 10
Спасти́ хотя́й ми́р, слепы́х, хромы́х, прокаже́нных, немы́х и глухи́х исцели́л еси́, духо́в лука́вых отгна́л еси́; неразу́мнии же иуде́е, зло́бою ды́шуще и за́вистию му́чими, пригвозди́ша Тя́ ко Кресту́, не ве́дуще пе́ти: Аллилу́иа.
И́кос 10
Царю́ Преве́чный, Иису́се, ве́сь стра́ждеши за мое́ невоздержа́ние, да всего́ мя́ чи́ста сотвори́ши, во все́м о́браз на́м подая́й, да после́дуем стопа́м Твои́м, зову́ще:
Иису́се, Любы́ неизсле́димая, распе́ншим Тя́ греха́ не поста́вивый;
Иису́се, с во́плем кре́пким и со слеза́ми в вертогра́де моля́йся, научи́ и на́с моли́тися.
Иису́се, вся́ проро́чествия о Тебе́ испо́лнивый, испо́лни во благи́х жела́ния се́рдца на́шего;
Иису́се, ду́х Тво́й в ру́це Отцу́ преда́вый, в ча́с исхо́да моего́ приими́ ду́х мо́й.
Иису́се, ри́зы Твоя́ раздели́ти не возбрани́вый, кро́тко ду́шу мою́ от те́ла отдели́;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 11
Пе́ние всеумиле́нное приноша́ше Тебе́ Всенепоро́чная Ма́терь Твоя́, глаго́люще: «А́ще и стра́ждеши на Кресте́, но ве́м Тя́ из чре́ва пре́жде денни́цы от Отца́ рожде́нна, ви́жду бо, я́ко тва́рь вся́ состра́ждет Тебе́; предае́ши ду́х Тво́й Отцу́, и Мо́й ду́х приими́ и не оста́ви Мене́, зову́щую: Аллилу́иа».
И́кос 11
Я́ко светоприе́мная свеща́, у Креста́ Твоего́ горя́ще любо́вию к Тебе́, и Ма́тернею Де́ва Пренепоро́чная обдержа́шеся боле́знию, заходя́щу Тебе́ во гро́б и́стинному Со́лнцу Пра́вды, с Не́юже и се́рдца на́шего моли́твы приими́ сицевы́я:
Иису́се, вознесы́йся на дре́во, да на́с, па́дших, совознесе́ши ко Отцу́ Своему́;
Иису́се, де́вственнику Присноде́ву в Ма́терь дарова́вый, да на́с де́вству и чистоте́ научи́ши.
Иису́се, Тебе́, Бо́га Сло́ва ро́ждшей, ученика́ Богосло́ва вручи́вый, вручи́ и на́с все́х Ея́ Ма́тернему заступле́нию;
Иису́се, ми́ра и а́да победи́телю, победи́ неве́рие, го́рдость жите́йскую и по́хоть оче́с, в на́с живу́щия.
Иису́се, сме́рти держа́вы разруши́телю, ве́чныя сме́рти изба́ви мя́;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 12
Благода́ть Твою́ пода́ждь мне́, Иису́се, Бо́же мо́й, приими́ мя, я́коже прия́л еси́ Ио́сифа с Никоди́мом, да, я́ко чи́стую плащани́цу, ду́шу мою́ принесу́ Тебе́ и воня́ми доброде́телей пома́жу Пречи́стое Те́ло Твое́, и, я́ко во гро́бе, в се́рдце мое́м име́ю Тя́, зовы́й: Аллилу́иа.
И́кос 12
Пою́ще Твое́ во́льное распя́тие, покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́, ве́руем с со́тником, я́ко вои́стинну Бо́жий Сы́н еси́, приити́ име́яй на о́блацех с си́лою и сла́вою мно́гою; тогда́ у́бо не посрами́ на́с, Кро́вию Твое́ю искупле́нных и та́ко вопию́щих:
Иису́се многострада́льный, рыда́нием Де́вы Ма́тере Твоея́ ве́чнаго пла́ча исхити́ ны;
Иису́се, от все́х оста́вленный, не оста́ви мя́ еди́наго в ча́с сме́рти моея́.
Иису́се, с Магдали́ною нога́м Твои́м каса́ющася, приими́ мя;
Иису́се, с преда́телем и распе́ншими Тя́ не осуди́ мя.
Иису́се, с разбо́йником благоразу́мным в ра́й введи́ мя;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 13
О Иису́се Христе́, А́гнче Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ ма́лое сие́ от всея́ души́ на́шея приноси́мое Тебе́ благодаре́ние и исцели́ ны спаси́тельными Твои́ми страда́ньми от вся́кия боле́зни душе́вныя и теле́сныя, огради́ ны Кресто́м Твои́м от вра́г ви́димых и неви́димых и при кончи́не живота́ на́шего не оста́ви на́с, да сме́ртию Твое́ю изба́вльшеся ве́чныя сме́рти, вы́ну зове́м Тебе́: Аллилу́иа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
И́кос 1
А́нгелов ликостоя́ния восполня́я, не от А́нгел восприя́л еси́, но мене́ ра́ди, Бо́г сы́й, челове́к бы́в, челове́ка уме́рша грехми́ животворя́щим Те́лом и Кро́вию Твое́ю оживи́л еси́; те́мже, толи́цей любви́ Твое́й благода́рни су́ще, вопие́м Ти́:
Иису́се Бо́же, Любы́ Предве́чная, та́ко о на́с, земноро́дных, возблаговоли́вый;
Иису́се, ми́лосте безме́рная, к челове́ком па́дшим до́лу низше́дый.
Иису́се, в пло́ть на́шу оболки́йся, и сме́ртию Свое́ю сме́рти держа́ву разруши́вый;
Иису́се, Боже́ственными Твои́ми Та́йнами на́с обожи́вый.
Иису́се, страда́ньми и Кресто́м Твои́м ве́сь ми́р искупи́вый;
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Конда́к 1
Взбра́нный Воево́до и Го́споди Небесе́ и земли́, Тебе́, Царя́ Безсме́ртнаго, зря́щи на Кресте́ ви́сяща, вся́ тва́рь измени́ся, не́бо ужасе́ся, основа́ния земли́ восколеба́шася. Мы́ же, недосто́йнии, благода́рственное поклоне́ние Твоему́ на́с ра́ди страда́нию принося́ще, с разбо́йником вопие́м Ти́:
Иису́се, Сы́не Бо́жий, помяни́ на́с, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.
Моли́тва
На Кресте́ пригвожде́нный за ны́, Иису́се Христе́, Единоро́дный Бо́га Отца́ Сы́не, ми́лости, любве́ и щедро́т неизчерпа́емая бе́здно! Ве́м, я́ко грехо́в ра́ди мои́х, от неизрече́ннаго человеколю́бия, Кро́вь Твою́ пролия́ти на Кресте́ изво́лил еси́, ю́же а́з, окая́нный и неблагода́рный, досе́ле скве́рными мои́ми де́лы попира́х и нивочто́же вменя́х. Те́м у́бо из глубины́ беззако́ния и нечистоты́ моея́ у́мныма очи́ма на Распя́таго Тя́ на Кресте́ Искупи́теля моего́ воззре́в, со смире́нием и ве́рою во глубину́ я́зв, Твоего́ милосе́рдия испо́лненных, себе́ поверга́ю, грехо́в проще́ния и скве́рнаго жития́ моего́ исправле́ния прося́. Ми́лостив бу́ди мне́, Влады́ко и Судие́ мо́й, не отри́ни мя́ от лица́ Твоего́, но всеси́льною Твое́ю руко́ю Са́м мя́ к Тебе́ обрати́ и на пу́ть и́стиннаго покая́ния наста́ви, да отны́не положу́ спасе́ния моего́ нача́ло. Боже́ственными страда́ньми Твои́ми укроти́ моя́ плотски́я стра́сти; излия́нною Твое́ю Кро́вию очи́сти моя́ душе́вныя скве́рны; распя́тием Твои́м распни́ мя ми́ру с собла́знами его́ и похотьми́; Кресто́м Твои́м огради́ мя от неви́димых вра́г, ловя́щих ду́шу мою́. Прободе́нными нога́ми Твои́ми от вся́каго пути́ лука́ваго возбрани́ нога́м мои́м; прободе́нными рука́ми Твои́ми ру́це мои́ от вся́каго неуго́днаго Тебе́ де́ла воздержи́. Пригвожде́нный пло́тию, пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ть мою́, да уклони́вся от зла́, творю́ бла́го пред Тобо́ю. Преклони́вый главу́ Твою́ на Кресте́, к земли́ смире́ния приклони́ вознесе́нную мою́ горды́ню; венце́м Твои́м терно́вым огради́ моя́ ушеса́, во е́же не слы́шати неполе́знаго; же́лчь уста́ми вкуси́вый, положи́ хране́ние нечи́стым усто́м мои́м; отве́рстое копие́м име́яй се́рдце, се́рдце чи́сто во мне́ сози́жди; все́ми Твои́ми я́звами, всего́ мя сла́дце в любо́вь Твою́ уязви́, да Тебе́, Го́спода моего́, возлюблю́ все́ю душе́ю, все́м се́рдцем, все́ю кре́постию и все́м помышле́нием. Да́ждь ми́ Себе́ стра́нна и неиму́ща, где́ главы́ подклони́ти; да́ждь ми́ Себе́ Всеблага́го, избавля́ющаго ду́шу мою́ от сме́рти; да́ждь мне́ Себе́ Всесла́дкаго, услажда́ющаго мя́ в ско́рбех и напа́стех Свое́ю любо́вию, да Его́же пе́рвее ненави́дех, прогневля́х, от себе́ изгоня́х и ко Кресту́ пригвожда́х, сего́ ны́не возлюблю́, ра́дуяся прииму́ и сла́дце Кре́ст Его́ до конца́ жи́зни мое́й понесу́. Не да́ждь отсе́ле, о всеблаги́й Искупи́телю мо́й, ни еди́ной мое́й во́ле соверша́тися, поне́же зла́ е́сть и непотре́бна, да не па́ки впаду́ в тя́жкую рабо́ту ца́рствовавшаго во мне́ греха́; но Твоя́ во́ля блага́я, спасти́ мя хотя́щая, да соверша́ется во мне́ всегда́, е́йже мя́ вруча́я, Тебе́, Распя́таго Го́спода моего́, у́мным очесе́м моего́ се́рдца представля́ю и молю́ из глубины́ души́, да и в разлуче́нии мое́м от бре́ннаго моего́ те́ла, Тебе́ Еди́наго на Кресте́ Твое́м узрю́, в ру́це мя́ защище́ния Своего́ прие́млюща, и от возду́шных духо́в зло́бы храня́ща, вселя́юща же со гре́шники, покая́нием Тебе́ благоугоди́вшими. Ами́нь.
Частые вопросы
Для чего читают акафист Страстям Христовым?
Акафист Страстям Христовым читается во время Великопостного богослужения в память о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Это — торжественный гимн в воспоминание о мучениях Спасителя на Кресте, которые Он вынес по большой любви к людям, даруя нам Спасение.
Когда надо читать акафист Страстям Христовым?
Акафист Страстям Христовым читается во время великопостного богослужения, называемого «пассия», когда особенно воспоминаются Гефсиманские и Голгофские страдания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Что читают на пассии?
За каждой пассией прочитываются по одному из всемх евангельских повествований об этом: на первой Пассии- 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Когда начинают читать пассию?
Пассия (с латинского «passio» — страсть, страдание) — богослужение Великого поста, во время которого читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Христа. Пассия служится вечером, четыре (по числу Евангелий) воскресенья Великого поста: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е или 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении Акафиста Страстям Господним старайтесь сосредоточиться и погрузиться в молитву. Отключите все внешние отвлекающие факторы, чтобы полностью почувствовать духовную глубину этого богослужения.
СОВЕТ №2
Изучите текст Акафиста заранее, чтобы понимать значения и символику каждой молитвы. Это поможет вам глубже вжиться в суть происходящего и прочувствовать каждое слово.
СОВЕТ №3
После молитвенного чтения Акафиста обратите внимание на свои мысли и чувства. Возможно, вы найдете ответы на волнующие вопросы или почувствуете внутренний покой и утешение.
Символика и значение акафиста
Акафист Страстям Господним, или великопостная Пассия, является одним из наиболее почитаемых богослужений в православной церкви. Это особенное молитвенное чтение, которое совершается во время Великого поста, предшествующего Пасхе. Слово “акафист” происходит от греческого “акафистос”, что означает “неколебимый” или “неоплакиваемый”.
Символика акафиста заключается в том, что через молитвенное воспоминание страданий и крестной смерти Иисуса Христа верующие приобщаются к Его жертве за спасение человечества. Это позволяет им углубить свою веру, очистить душу и приготовиться к празднику Пасхи, который является центральным событием в христианской традиции.
Важное значение акафиста заключается также в том, что он напоминает верующим о необходимости покаяния, самоотречения и принятия страданий как части духовного пути. Через молитвенное созерцание страданий Христа верующие обретают силу и утешение в своих собственных трудностях и испытаниях.
Таким образом, акафист Страстям Господним является не только молитвенным богослужением, но и духовным путеводителем, который помогает верующим погрузиться в тайны Христовой жертвы и обрести внутреннее преображение и обновление.