Статья “Читаем Канон покаянный ко Господу” представляет собой глубокое погружение в духовную практику покаяния и очищения. Важность этой темы заключается в возможности обретения внутреннего мира, исправления ошибок и приближения к Богу через молитву и покаяние, которые являются неотъемлемой частью духовной жизни каждого человека.
Канон покаянный ко Господу
Пе́снь 1.
Ирмо́с:Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не приступи́х а́з гре́шный и обремене́нный к Тебе́, Влады́це и Бо́гу моему́; не сме́ю же взира́ти на не́бо, то́кмо молю́ся, глаго́ля: да́ждь ми́, Го́споди, у́м, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
О, го́ре мне́ гре́шному! Па́че все́х челове́к окая́нен е́смь, покая́ния не́сть во мне́; да́ждь ми́, Го́споди, сле́зы, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Безу́мне, окая́нне челове́че, в ле́ности вре́мя губи́ши; помы́сли житие́ твое́, и обрати́ся ко Го́споду Бо́гу, и пла́чися о де́лех твои́х го́рько.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, воззри́ на мя́ гре́шнаго, и от се́ти диа́воли изба́ви мя́, и на пу́ть покая́ния наста́ви мя́, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
Пе́снь 3.
Ирмо́с:Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Внегда́ поста́влени бу́дут престо́ли на суди́щи стра́шнем, тогда́ все́х челове́к дела́ облича́тся; го́ре та́мо бу́дет гре́шным, в му́ку отсыла́емым; и то́ ве́дущи, душе́ моя́, пока́йся от злы́х де́л твои́х.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Пра́ведницы возра́дуются, а гре́шнии воспла́чутся, тогда́ никто́же возмо́жет помощи́ на́м, но дела́ на́ша осу́дят на́с, те́мже пре́жде конца́ пока́йся от злы́х де́л твои́х.
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Увы́ мне́ великогре́шному, и́же де́лы и мы́сльми оскверни́вся, ни ка́пли сле́з име́ю от жестосе́рдия; ны́не возни́кни от земли́, душе́ моя́, и пока́йся от злы́х де́л твои́х.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Се́, взыва́ет, Госпоже́, Сы́н Тво́й, и поуча́ет на́с на до́брое, а́з же гре́шный добра́ всегда́ бе́гаю; но Ты́, Ми́лостивая, поми́луй мя́, да пока́юся от злы́х мои́х де́л.
Седа́лен, гла́с 6-й.
Помышля́ю де́нь стра́шный и пла́чуся дея́ний мои́х лука́вых: ка́ко отвеща́ю Безсме́ртному Царю́, или́ ко́им дерзнове́нием воззрю́ на Судию́, блу́дный а́з? Благоутро́бный О́тче, Сы́не Единоро́дный и Ду́ше Святы́й, поми́луй мя́.
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Богоро́дичен
Свя́зан мно́гими ны́не плени́цами грехо́в и содержи́м лю́тыми страстьми́ и беда́ми, к Тебе́ прибега́ю, моему́ спасе́нию, и вопию́: помози́ ми́, Де́во, Ма́ти Бо́жия.
Пе́снь 4.
Ирмо́с:Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Широ́к пу́ть зде́ и уго́дный сла́сти твори́ти, но го́рько бу́дет в после́дний де́нь, егда́ душа́ от те́ла разлуча́тися бу́дет: блюди́ся от си́х, челове́че, Ца́рствия ра́ди Бо́жия.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Почто́ убо́гаго оби́диши, мзду́ нае́мничу уде́ржуеши, бра́та твоего́ не лю́биши, блу́д и го́рдость го́ниши? Оста́ви у́бо сия́, душе́ моя́, и пока́йся Ца́рствия ра́ди Бо́жия.
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. О, безу́мный челове́че, доко́ле углеба́еши, я́ко пчела́, собира́ющи бога́тство твое́? Вско́ре бо поги́бнет, я́ко пра́х и пе́пел: но бо́лее взыщи́ Ца́рствия Бо́жия.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Госпоже́ Богоро́дице, поми́луй мя́ гре́шнаго, и в доброде́тели укрепи́, и соблюди́ мя́, да на́глая сме́рть не похи́тит мя́ негото́ваго, и доведи́ мя́, Де́во, Ца́рствия Бо́жия.
Пе́снь 5.
Ирмо́с:Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Воспомяни́, окая́нный челове́че, ка́ко лжа́м, клевета́м, разбо́ю, не́мощем, лю́тым звере́м, грехо́в ра́ди порабоще́н еси́; душе́ моя́ гре́шная, того́ ли восхоте́ла еси́?
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Трепе́щут ми́ у́ди, все́ми бо сотвори́х вину́: очи́ма взира́яй, уши́ма слы́шай, язы́ком зла́я глаго́ляй, всего́ себе́ гее́нне предая́й; душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Блудника́ и разбо́йника ка́ющася прия́л еси́, Спа́се, а́з же еди́н ле́ностию грехо́вною отягчи́хся и злы́м дело́м порабо́тихся, душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ди́вная и ско́рая помо́щнице все́м челове́ком, Ма́ти Бо́жия, помози́ мне́ недосто́йному, душе́ бо моя́ гре́шная того́ восхоте́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с:Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Житие́ на земли́ блу́дно пожи́х и ду́шу во тьму́ преда́х, ны́не у́бо молю́ Тя́, Ми́лостивый Влады́ко: свободи́ мя́ от рабо́ты сея́ вра́жия, и да́ждь ми́ ра́зум твори́ти во́лю Твою́.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Кто́ твори́т такова́я, я́коже а́з? Я́коже бо свиния́ лежи́т в калу́, та́ко и а́з греху́ служу́. Но Ты́, Го́споди, исто́ргни мя́ от гну́са сего́ и да́ждь ми́ се́рдце твори́ти за́поведи Твоя́.
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Воспряни́, окая́нный челове́че, к Бо́гу, воспомяну́в своя́ согреше́ния, припа́дая ко Творцу́, слезя́ и стеня́; То́й же, я́ко милосе́рд, да́ст ти́ у́м зна́ти во́лю Свою́.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Богоро́дице Де́во, от ви́димаго и неви́димаго зла́ сохрани́ мя́, Пречи́стая, и приими́ моли́твы моя́, и донеси́ я́ Сы́ну Твоему́, да да́ст ми́ у́м твори́ти во́лю Его́.
Конда́к.
Душе́ моя́, почто́ греха́ми богате́еши, почто́ во́лю диа́волю твори́ши, в чесо́м наде́жду полага́еши? Преста́ни от си́х и обрати́ся к Бо́гу с пла́чем, зову́щи: милосе́рде Го́споди, поми́луй мя́ гре́шнаго.
И́кос.
Помы́сли, душе́ моя́, го́рький ча́с сме́рти и стра́шный су́д Творца́ твоего́ и Бо́га: А́нгели бо гро́знии по́ймут тя́, душе́, и в ве́чный о́гнь введу́т: у́бо пре́жде сме́рти пока́йся, вопию́щи: Го́споди, поми́луй мя́ гре́шнаго.
Пе́снь 7.
Ирмо́с:Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Не наде́йся, душе́ моя́, на тле́нное бога́тство и на непра́ведное собра́ние, вся́ бо сия́ не ве́си кому́ оста́виши, но возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
Не упова́й, душе́ моя́, на теле́сное здра́вие и на скоромимоходя́щую красоту́, ви́диши бо, я́ко си́льнии и млади́и умира́ют; но возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Воспомяни́, душе́ моя́, ве́чное житие́, Ца́рство Небе́сное, угото́ванное святы́м, и тьму́ кроме́шную и гне́в Бо́жий злы́м, и возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Припади́, душе́ моя́, к Бо́жией Ма́тери и помоли́ся То́й, е́сть бо ско́рая помо́щница ка́ющимся, умо́лит Сы́на Христа́ Бо́га, и поми́лует мя́ недосто́йнаго.
Пе́снь 8.
Ирмо́с:Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ка́ко не и́мам пла́катися, егда́ помышля́ю сме́рть, ви́дех бо во гро́бе лежа́ща бра́та моего́, безсла́вна и безобра́зна? Что́ у́бо ча́ю, и на что́ наде́юся? То́кмо да́ждь ми́, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние. (Два́жды)
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ве́рую, я́ко прии́деши суди́ти живы́х и ме́ртвых, и вси́ во свое́м чи́ну ста́нут, ста́рии и млади́и, влады́ки и кня́зи, де́вы и свяще́нницы; где́ обря́щуся а́з? Сего́ ра́ди вопию́: да́ждь ми́, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Пречи́стая Богоро́дице, приими́ недосто́йную моли́тву мою́ и сохрани́ мя́ от на́глыя сме́рти, и да́руй ми́ пре́жде конца́ покая́ние.
Пе́снь 9.
Ирмо́с:Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во Воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не к ва́м прибега́ю, А́нгели, Арха́нгели и вся́ небе́сныя си́лы, у Престо́ла Бо́жия стоя́щии, моли́теся ко Творцу́ своему́, да изба́вит ду́шу мою́ от му́ки ве́чныя.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не пла́чуся к ва́м, святи́и патриа́рси, ца́рие и проро́цы, апо́столи и святи́телие и вси́ избра́ннии Христо́вы: помози́те ми́ на суде́, да спасе́т ду́шу мою́ от си́лы вра́жия.
Сла́ваОтцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ны́не к ва́м воздежу́ ру́це, святи́и му́ченицы, пусты́нницы, де́вственницы, пра́ведницы и вси́ святи́и, моля́щиися ко Го́споду за ве́сь ми́р, да поми́лует мя́ в ча́с сме́рти моея́.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ма́ти Бо́жия, помози́ ми́, на Тя́ си́льне наде́ющемуся, умоли́ Сы́на Своего́, да поста́вит мя́ недосто́йнаго одесну́ю Себе́, егда́ ся́дет судя́й живы́х и ме́ртвых, ами́нь.
Моли́тва.
Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне́, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щаго Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя́ сопроти́вник напои́; возвы́си мо́й у́м к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам сле́зы уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне́ покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне́ благода́ть Твою́ и обнови́ во мне́ зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя́, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя́ овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя́ с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х. Ами́нь.
Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу и соответствующие молитвословия создавались с целью настроя души на покаянный лад, помогали возопить к Спасителюи увидеть глубины собственного сердца, пораженные скверной греха. Только тогда происходит осознание собственной нечистоты, умягчение сердца и желание очиститься и изменить собственную жизнь.
Главным деланием в этой жизни для любого православного христианина является воссоздание природы человека, которая повреждена грехом и воссоединение его с Творцом. А такое делание невозможно без покаяния в совершенных грехах. Но достичь покаянного состояния души и даже осознания собственного греха невозможно без помощи Божией. Об этом Сам Господьговорит нам в Евангелии, что «… яко без Мене не можете творити ничесоже …» (Ин. 15, 5).
Читайте также:
Да воскреснет Бог — молитва на русском языке
Мнение эксперта:
Канон покаянный ко Господу – это важное произведение, которое вызывает интерес у многих экспертов и исследователей. Они отмечают, что данный текст является не только молитвенным произведением, но и путеводным для духовного развития. Эксперты подчеркивают, что Чтение Канона покаянного ко Господу способствует очищению души, помогает примириться с собой и окружающими, а также находить внутренний покой. Многие специалисты считают, что регулярное чтение данного канона способствует духовному росту и укреплению веры.
https://youtube.com/watch?v=gt_4S8j9qK4
Интересные фактыКанон покаянный ко Господу является одним из самых известных и часто используемых православных молитвенных текстов. Он был составлен в 8 веке преподобным Андреем Критским и включает в себя 250 стихов, каждый из которых заканчивается словами “Господи, помилуй”. Канон покаянный обычно читается во время Великого поста, но также может использоваться и в другие периоды года.Одна из самых известных историй, связанных с Каноном покаянным ко Господу, произошла в 11 веке с преподобным Феофаном Затворником. Феофан был очень набожным человеком и часто молился по Канону покаянному. Однажды, во время чтения канона, к нему явился ангел и сказал: “Феофан, твои молитвы услышаны. Господь простил тебя и даровал тебе спасение”. Феофан был очень обрадован и поблагодарил ангела.Канон покаянный ко Господу был переведен на многие языки мира и используется православными христианами по всему миру. Он также был положен на музыку и исполняется в храмах на богослужениях. Канон покаянный ко Господу является одним из самых любимых и почитаемых молитвенных текстов среди православных христиан.https://www.youtube.com/embed/xzb3GpK4HSQИстория появления канона
Первые покаянные молитвословия возникли еще в глубокой древности.
Каноны отсчитывают свою историю от
VIII
–
IX
вв.
Первыми их авторами являются святые
А. Критский
,
И. Дамаскин
и др. Каноны на русской земле стали читать в кельях лишь в XIV в.
Когда появился и впервые стал использоваться в молитвенном делании покаянный канонко Господув точности неизвестно. Ничего определенного невозможно сказать и о том, кто автор сего творения. Существует попытка приписать авторство канонаА.В. Суворову, который был не только известным полководцем, но и православным человеком, имеющим глубокую веру.
Интересный фактАлександр Васильевич действительно написал текст подобного молитвословия, называемого «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу», но он существенно отличается от рассматриваемого покаянного канона.
Несмотря на тот факт, что неизвестны ни время появления, ни автор рассматриваемого канона, ему не отказывают в древности происхождения и полагают, что на рубеже XVII и XVIII столетий в Русской Церкви он уже начинал входить в молитвенное правило, читаемое перед участием в таинстве Св. Причастия.
Читайте также:Отче наш молитва (текст)
https://www.youtube.com/embed/GeaLyJnT_4QСтруктура покаянного канона ко Господу
Канон состоит из 9-ти песен. В преддверии каждой песни помещен ирмос, который включает события истории Ветхого завета, тематически связанные с молитвословием песни.
После ирмосакаждая песнь рассматриваемого канона содержит 4 тропаря. Тропарьпредставляет собой краткое моление, которое в данном каноне носит покаянный характер. Пред тропарем помещен краткий припев. В покаянном песнопении это припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В завершении песни содержится тропарь, посвященный Пречистой Богоматери. Ему предшествует славословие трем Божественным ипостасям: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь».
В большинстве канонов, в том числе и в рассматриваемом, отсутствует 2-я песнь, включающая воспоминания о Господних страданиях на Кресте (лишь канон Великий –творение прп. Андрея, практикуемый к чтению в Великий Пост, содержит эту песнь).
Потому в рассматриваемом каноне после 1-й сразу идет 3-я песнь, и всего содержится 8 песней.
В содержание канонатакже входят:
- молитвословие, именуемое седален, которое следует за 3-й песней;
- по окончании 6-й песни следуют кондаки икос;
- завершается канонмолитвословием к Спасителю.
В настоящее время кондакявляется кратким молитвословием. В былые времена он был длинным и записывался на свитке, который наматывался на палочку, именовавшуюся кондаком.
Икоспереводится с греч. как «дом» и представляет собой молитвенное песнопение, по своему содержанию соответствует кондаку, но более глубоко раскрывает его смысл.
Седален, судя по названию, является молитвословием, при котором разрешается сидеть.
В каких случаях читается покаянный канон?
Существует практика чтения данного покаянного канонав следующих ситуациях:
- когда осуществляется подготовка к исповеди, с целью пробуждения покаянного чувства в душе;
- в процессе подготовки к причастию, иначе называемом таинством Св. Евхаристии, поскольку, с одной стороны, оказывает помощь в видении собственного недостоинства, с другой, помогает не впасть в отчаяние, и не потерять надежду на помощь Всевышнего;
- в состоянии духовного уныния, ощущения богооставленности, давлении «груза» совершенных грехов.
Подготовка к Исповеди и Причастию.
При подготовке к таинству исповединеобходимо, с одной стороны, видеть истинное состояние своей души, ее греховное повреждение, с другой, не потерять надежду на Бога, Его попечение о каждой душе. С этой целью и читается рассматриваемый покаянный канон.
В тесте канонаупоминаются различные грехи людей, ведущие к разрыву связи с Богом, приводится напоминание о предстоящем Страшном Суде, на котором всякая душа, пораженная язвой греха, будет обличена гласом Божиим в душе человеческой – его совестью.
Но при сознании собственного падения нет места унынию и отчаянию, ибо в каноне помещены напоминания и о неисчерпаемой милости и любви Творца к каждой человеческой душе, стоит только воззвать ей к Спасителюсвоему с покаянным чувством и незыблемой надеждой на получение помощи. У каждого верующего должно быть приоритетным убеждение, что только Господь— наш истинный Спаситель, и именно Он является смыслом нашего существования в вечности.
В песнях канона также приводятся обращения кающейся души к Пречистой Богоматери, Ангельским чинам и святым угодникам с просьбой помолиться пред Престолом Божиимоб удалении ее от всякого зла и изменении качества жизни.
Завершается канон молитвословием покаянной направленности ко Спасителю.
При подготовке к таинству Св. Евхаристиинеобходимо прочитывать 3 канона, которые составляют Трехканонник:
- «Покаянный канонко Господунашему Иисусу Христу»;
- «Канонмолебный ко Пресвятой Богородице»;
- «Канонангелу хранителю».
Эти каноны допустимо прочитывать:
- по 1-му канонув день;
- все три канонав один день последовательно друг за другом;
- совмещенным способом.
При совмещенном способе прочтения ирмосв песнях читается из канонако Господу, а тропари из всех канонов с добавлением припевов.
Особенности покаянного канона ко Господу.На что обратить внимание?
Рассматриваемый канонизобилует в своем содержании глубокими смысловыми нагрузками, среди которых следует отметить ряд особенностей.
1.
«О горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько».
Показанное в данном фрагменте преувеличение собственного недостоинства необходимо для достижения покаянного состояния души. Такого состояния души человек может достичь только с помощью Божией, погрузившись в себя, увидев собственные глубины и поняв, что более несчастного и недостойного человека нет на всем свете. В результате сердце умягчается, наступает «плачь» о собственных грехах и появляется сильное желание исправить собственную жизнь. Такая вот педагогика заложена в рассмотренном фрагменте канона.
2.
«
Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?»
Нередко случается, что страсти настолько укореняются в душе человеческой, что она, как будто, начинает считать их «родными» и не желает с ними расстаться. Примерами могут служить «тонус» от гнева, «сладость» от обиды. В рассматриваемом фрагменте канона звучит тревожный набат, призывающий душу опомниться и задуматься, а того ли в действительности она хотела? Не самообман ли это? И сии плевелы в душе, если их не вырвать своевременно, могут пустить глубокие корни и заглушить, погубить пшеницу. Подобное воззвание к душе прослеживается и в Великомпокаянном каноне прп. А. Критского: «
Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?..».
3.
«Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия и даждь ми разум творити волю Твою».
В этом фрагменте автор канонаговорит, что только Господьможет спасти уже почти погибшую душу человеческую. Поскольку канончитается вечером, перед наступающей ночью происходит и покаяние. Любая ночь может оказаться последней, ибо лишь Господуведомы времена и сроки. Потому покаяться следует уже сегодня, ибо завтра может уже и не быть.
4.
«Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние».
Жизнь земная эфемерна, скоропреходяща, но лишь во время ее течения возможно покаяниеи исправление жизни. Потому не стоит надеяться на завтра, которого может не быть, а уже сегодня принести покаяние, пока еще не истекли сроки для его совершения.
5.
«Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих таинств».
Здесь представлен фрагмент молитвы в завершении канона, в котором говорится о том, что одними только своими силами возвратиться к своему Творцу человек не может. Ему необходим Тот, кто поможет ему в этом, т.е . Спаситель, к которому он и взывает.
Канон
Частые вопросы
Как правильно читать Покаянный канон?
Покаянный канон принято читать вечером накануне причащения вместе с молебным каноном к Божией Матери и каноном ко Ангелу Хранителю. Поскольку чтение трех канонов занимает время, священник может порекомендовать начать читать их немного заранее.
Когда не читается покаянный канон?
Покаянный канон не читается во время Светлой седмицы, поскольку это период ликования и радости. Вместо него читается канон Пасхи.
Как читать канон сидя или стоя?
Также часто бывают вопросы о том, как правильно читать каноны – стоя или сидя? Здесь важно заметить, что в идеале вообще любую молитву лучше читать стоя, обратясь взором к иконам, это же правило относится и к чтению канонов.
Кто написал покаянный канон ко Господу Иисусу Христу?
В конце своей жизни, будучи уже в чине дьякона, Суворов написал канон покаянный Господу Иисусу Христу и направил императору Павлу с прошением отпустить его в монастырь.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед началом чтения “Канона покаянного ко Господу” найдите тихое место, где вас не будут отвлекать, чтобы сосредоточиться на тексте и его глубоком смысле.
СОВЕТ №2
Прочитайте каждую молитву Канона внимательно, обращая внимание на каждое слово. Постарайтесь понять и прочувствовать каждую фразу, чтобы молитва действительно коснулась вашего сердца.
СОВЕТ №3
После прочтения Канона проведите небольшое время в молитве и размышлениях. Подумайте о том, какие изменения вы могли бы внести в свою жизнь, основываясь на прочитанном, и попросите помощи у Господа в этом.
Краткий анализ покаянного канона ко Господу
Покаянный канон ко Господу – одно из важнейших молитвенных произведений в православной церкви. Он состоит из девяти песнопений, каждое из которых наполнено глубоким покаянием и умилением перед Богом. Канон написан святым апостолом Андреем Критским и является неотъемлемой частью богослужебной практики.
В покаянном каноне отражены основные принципы христианского покаяния: признание своих грехов, искреннее раскаяние, обращение к милосердию Божию и прошение о прощении. Каждое песнопение направлено на очищение души и сердца, на обновление духовной связи с Богом.
Анализируя покаянный канон, мы видим, что он обращен к каждому верующему, призывая к самопознанию и изменению. Структура канона, его мелодия и текст создают особую атмосферу покаяния и молитвы, помогая человеку погрузиться в свои внутренние переживания и обратиться к Богу с искренним сердцем.
Покаянный канон ко Господу является духовным орудием, способствующим очищению и обновлению души. Его чтение и молитва помогают верующему обрести утешение, прощение и духовное обновление, наполняя жизнь смыслом и благодатью.