Что такое святость и как ее достичь: советы и примеры

Святость – это состояние души, когда человек стремится к духовному совершенству и близости к Богу. В поисках святости человек освобождается от эгоизма, развивает добродетели и стремится к бескорыстной любви к ближнему. В данной статье мы рассмотрим, что такое святость, какие пути к ней существуют и как каждый из нас может приблизиться к этому возвышенному состоянию.

Что не имеет отношения к святости?

Очень многие считают, что святость – это подвижничество, чудотворение, чудотворение, прозорливость. Иногда называют и смирение, но, подчас, кажется, сложно определить однозначно, что оно означает. Потому что в истории святых мы видим, что даже великие подвижники находились в прелести. Они видели, до чего же они хороши. Многие попадались, на этом. Почему? Смотрите, какие подвижники! Ясно вам? Худющие щеки, даже проваливаются, огненный взор! Достоевский изумительно показал это в образе лжестарца Ферапонта.

Оказывается, само по себе подвижничество святостью не является. В нем можно очень далеко уйти от Христа и от святости. А чудеса? Все не так просто, как кажется. Об этом говорил Сам Христос Спаситель:

«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).

Критерий чуда тоже не надежен. Но если вы об этом кому-нибудь скажете, вас побьют камнями! Вы что?! Чудо – значит святой! Вот такой примитивизм, полное непонимание основ духовной жизни, полное незнание того, что говорят святые отцы о явлении святости.

В отношении последнего явления и чудесах Игнатий Брянчанинов писал то, что надо бы знать всем: «Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами». Если бы эти слова были написаны всюду в наших храмах, то, может быть, к этому явлению относились бы более внимательно и осторожно.

Ведь, с одной стороны, именно благодаря чудесам христианство устояло в эпоху гонений. Христа распяли, христианство было объявлено религией вне закона. Христиан казнили, терзали зверями, огнем, распинали на крестах. Благодаря поразительным чудесам, которые они творили, христианство устояло. Потому что в него входили и входили люди, которые видели эту божественную силу, исходящую от учеников. Это одна сторона. И вдруг сторона другая: какие-то ложные знамения и чудеса, которые могут обольстить «несчастных питомцев», ищущих именно чудес и больше ничего.

Обратите внимание, что часто ищут. Возьмите диктофон, подойдите к гигантской очереди людей, стоящих к святыням, и узнайте, за чем они туда пришли. Вы будете потрясены. Исключительно только ради земных целей: избавиться от болезней, скорбей, страданий, несчастий, чисто внешнего плана. Только об этом. Редко кто пришел к мощам и молился бы: «Господи, помилуй меня! Я весь в грехах, я ничего доброго не делаю. Открой мне хоть немножко глаза, помоги мне жить по-христиански!». Нет. Все внимание. обращено только на исцеления и прозорливость.

И действительно совершаются лжечудеса, это факт. Христос не случайно предупреждал. А святые отцы как об этом писали! Преподобный Кассиан Римлянин говорил:

«Чудеса, вызывая удивление, мало способствуют духовной жизни человека».

Даже истинные чудеса. Ложные вообще уводят человека неизвестно куда. Но даже истинные чудеса, «вызывая удивление», редко способствуют изменению в жизни человека.

Сказывается первый грех первых людей. Суть его в том, как бы без труда вынуть рыбку из пруда. Сорвал плод – все в порядке. Прикоснулся к святыне – и жду исцеления. Христианство призывает к труду над самим собой: потрудись, человек, тогда Бог тебе поможет. Нет, извините, я не такой глупый! Я вот сейчас миром с иконы помазал и все в порядке, моя селезенка исцелилась. Вот что нам нужно.

Разве идем не к святыне? К святыне. А что ищем? Языческих ценностей.

Мнение эксперта:

Святость – это состояние души, когда человек живет в соответствии с высшими духовными принципами и ценностями. Эксперты подчеркивают, что святость не сводится к выполнению религиозных обрядов, а является глубоким внутренним преобразованием. Достижение святости требует постоянного самосовершенствования, любви к ближнему и стремления к духовному совершенству. Это процесс, который требует от человека постоянной работы над собой, развития духовных качеств и отрешения от материальных привязанностей. Святость – это путь, который ведет к гармонии с самим собой, окружающим миром и высшими силами.

Осипов А.И. "Что такое святость и пути её достижения"Осипов А.И. “Что такое святость и пути её достижения”

Три разряда святости

Сократ часто осмеивал софистов (мудрецов) . «Что такое красота?», — спросил он одного из них. Тот ответил: «Разве не знаешь? Посмотри, как прекрасна лошадь!». «Я спрашиваю тебя не о лошади, а о красоте», — сказал Сократ. «Ну, посмотри, как прекрасна эта женщина», — ответил мудрец. Тогда Сократ заметил: «Неужели ты не понимаешь, что любая красавица перед лицом богини — это обезьяна? Я спрашиваю, что такое красота». Тот заткнулся под хохот окружающей толпы.

Ученик Сократа Платон говорил:

«Простые вещи не поддаются определению».

Ведь когда мы определяем, то мы определяем через что-то известное, а здесь как определишь?

Вы чувствуете, куда я веду. Не зная, что такое святость, пока мы не увидим человека, не можем и сказать, что он святой. Но если мы не сможем говорить об этом, не будем, по крайней мере, указывать вектор, направление, то во что превратится наша христианская жизнь?

Есть уж говорить о святости, то попытаюсь указать на три интересных ступени или разряда святости. Вы наверное думаете, что я сейчас скажу мученики, преподобные, святители? Ничего подобного! Я хочу сказать совсем не об этом.

Интересные факты

  1. Святость не ограничена какой-либо одной религией или духовным течением. Она является универсальной чертой, присущей всем людям, независимо от их вероисповедания или мировоззрения. Каждый человек обладает потенциалом для достижения святости, независимо от обстоятельств его жизни.

  2. Святость не является чем-то недостижимым или непостижимым. Это ежедневный процесс, который заключается в постоянном развитии и совершенствовании своей личности. Святость достигается через добродетель, любовь и служение другим.

  3. Святость не является синонимом совершенства. Ни один человек не может быть совершенным, но каждый может быть святым, если он стремится к добродетели и любви. Святость заключается не в том, чтобы быть безупречным, а в том, чтобы быть честным, искренним и любящим.

КАК СТАТЬ СВЯТЫМ? (Стеняев, Читьян) //12 сценаКАК СТАТЬ СВЯТЫМ? (Стеняев, Читьян) //12 сцена

Цель нашей жизни — обожение

Когда мы читаем книги великих святых, мы находим в них интересное греческое слово «теозис», по-русски «обожение». Что это такое?

Это понятие можно отождествить с известными словами преподобного Серафима Саровского, который говорил, что цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого. Что такое это стяжание? Разве мы в Крешении не получаем Его? Что же еще нужно стяжать?

Оказывается, этими словами выражается своего рода конечная точка, цель, которая, с одной стороны, сама по себе отстоит от нас бесконечно, как бесконечен Сам Бог, а с другой стороны, находится рядом, потому что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:22). Так далеко или рядом?

Покаяние – отправная точка

Чтобы понять этот момент, нужно говорить о том, как приобретается святость. Общие основания этого пути даны в творениях святых отцов. И если попытаться выстроить линию, наметить хотя бы пунктиром некоторые основные моменты, то первым пунктом нужно назвать искание человеком смысла жизни, искание истины, искание святыни жизни. Душа ищет святыни, а не этой грязи, суеты и пыли, в которой мы живем. Человек хочет вырваться. Где приобрести эту святыню и в чем она состоит?

Жизни улетает секунда за секундой, все приближается к последней точке, о которой мы не хотим думать. Но человек умный задумается:

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?».

Помните, что писал Пушкин? Надо же, человек великосветский, он понял, почувствовал:

«Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум».

Вот оно, начало, точка, с которой можно сдвинуться и пойти к той цели, о которой мы говорим, к святости. Дальше уже человек невольно начнет читать: где, что, как понять? Он усвоит Евангелие, посмотрит, к чему оно призывает. Он увидит, что главнейшим моментом в жизни на этом пути является покаяние.

Удивительная вещь! Мы ни минуты не живем так, как должно. И грехов, собственно, и нет. Ну, так, кое-что. Оказывается, покаяться не так просто. Нужно немного увидеть. А чтобы увидеть, надо сопоставить свою жизнь с тем, что является эталоном жизни.

Говорят, что в парижском подвале хранится эталон метра. Когда надо отмерить столько-то сантиметров, необходимо приложить эталон. Тогда можно видеть, точно ли отмерено. Эталон должен быть.

В своей основе Евангелие предлагает эталон. Оно не расшифровывает очень многих вещей. Это есть в святоотеческих творениях.

Помните, как Пахомий Великий, когда был еще солдатом, пришел с другими в деревню, где жители сами вынесли им пищу, фрукты, покормили с любовью. «Кто это такие?», — спросил Пахомий офицера. «А, это христиане, они всегда так делают», — ответил тот. Христиане? Кто это? Вот с чего началась духовная жизнь человека, который стал Пахомием Великим.

И сколько ищущих людей познавали, во-первых, Евангелие, во-вторых, начинали читать святоотеческие творения, становились на путь покаяния. Без покаяния нет духовной жизни. Ибо что такое покаяние? Это осознание, что я совсем не тот. Я думал, что я лучший в мире. Но оказалось, что это совсем не так.

Святые отцы предлагают замечательные средства, указывают путь. Покаяние возникает из видения только своей греховности, элементарного наблюдения за собой. Когда человек что-то делает не так, он постоянно обращается к Богу с молитвой о прощении.

Вспомните, как поступал Иоанн Кронштадтский. Он вел удивительный дневник, в котором, например, писал: «Опять я потщеславился. Прости меня, Господи! И я почувствовал вновь пространство в душе моей, и возблагодарил я Бога, что Он снял с меня этот грех».

Видите, с чего начинается путь. Но с чем он сопряжен? С молитвой. Нет религии там, где нет молитвы. Религия вся в этом, в молитве происходит контакт. Если мы не нажмем выключатель, света не будет. Этот выключатель и есть молитва, обращение ума и, насколько возможно, сердца человека к милующему Богу.

Понуждение себя к правильной жизни по заповедям, а не по общечеловеческой морали, нас утешает. Знаете, какие мы святые по общечеловеческой морали? Никого не убивали, не грабили, представляете? Особенно не пьянствовали, не изменяли – простоя святые! Общечеловеческая мораль – это крупицы самой грубятины. А христианство о чем говорит?

СвятостьСвятость

Христианство учит воздержанию

Не тщеславься, не превозносись, не будь алчным, не завидуй — все это внутри меня. Никто не видит, кто я есть на самом деле, а моя душа наполнена, как Ноев ковчег, всяких чистых и нечистых животных. Вот на что обращает внимание христианство. Оно призывает очищать душу от этих гадостей, просит человека заглянуть внутрь. И этот путь обращения к своей душе, путь покаяния, молитвы, сопряжен часто с воздержанием. Потому что христианство призывает хотя бы немножко, хоть иногда, ну хоть постом поставить во главу угла свой ум, а не чрево.

Помните, как Иоанн Лествичник назвал 14 Слово? «О любезном для всех и лукавом владыке чреве». Кто кем командует? Христианство приучает человека хоть немного владеть собой, дать первенство духовному началу в себе, а не физиологическому.

Великое утешение от Господа

Путь, постепенного видения того, кто я есть на самом деле, путь покаяния, который совершается внутри меня, этот духовный процесс, постепенно углубляясь, приводит к двум вещам. Первое: все большее видение, насколько мы духовно больны. Второе: то, что мы слышим в каноне преподобного Андрея Критского, — радостнопечальный плач. То есть наряду с видением своей поврежденности, молящийся получает от Господа утешения, внутренние наслаждения, даже радость.

Понять это очень просто. Человек болеет. У него температура, боль. И вдруг принимая соответствующие лекарства, он начинает видеть, как болезнь утихает. Радость-то какая!

Этот духовный процесс и происходит в человеке. Наряду с все большим видением открывающейся болезненности нашей природы, больше открывается и любовь Божия к человеку. Он начинает убеждаться, что Бог есть любовь, что Бог не наказывает, а готов оказать милость в любой момент, нужно только к Нему обратиться.

Этот процесс приводит человека к большему смирению. Он, наконец, убеждается, кто он есть на самом деле, и рукою смирения получает действительные благодать, радость, мир, любовь к другим людям.

Более того, если человек увидит себя таковым, то по мере этого видения у него начинает закрываться рот от осуждения других. Как я, пьяница, могу осуждать другого пьяницу? Разве вор осуждает другого вора? Разве в больнице, один больной, у которого болит печенка, будет осуждать другого, у которого болит селезенка? Разве это возможно? Помогайте друг другу!

Так и здесь, при видении себя, видении этой болезни, того, что я в любой момент могу сделать что-то не так, я со снисхождением, с великодушием, а затем и с любовью начну относиться к другим людям, видя их неправые поступки.

Один из величайших православных святых Макарий Великий был назван отцами «земным богом». За что? За то, что относился с величайшей любовью к самым отпетым негодяям.

Слышите, чего достигает человек при правильной духовной жизни? Почему достигает этого? Не просто так, как это нам показывают в буддизме, где человек сам развивается и становится белым слоном. Помните, Будда говорил:

«Я сам всего достиг, я сам все познал, я сам получил нирвану, я — Он».

В христианстве не так. Я вижу, что Бог, Который является врачом, помогает мне, и моя душа соединяется с Ним. Он вливает Свою любовь в мою душу и она наполняется этим величайшим благом, которое может быть в душе человеческой.

Так происходит постепенный процесс, который именуется процессом обожения, когда люди достигают вселения Духа Божьего в свою душу.

Частые вопросы

Что такое святость простыми словами?

В православном христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия, обожение. Понятие святости связано с учением о спасении.

Как достигается святость?

Святость достигается не одним днем, а многими трудами, молитвами, стремлением к исполнению заповедей. В ответ на это Бог посылает человеку свои дары. Апостол Павел перечисляет их: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Как определяют святость?

Святость – это духовное совершенство. Абсолютно свят только Бог. В понимании человеческой святости присутствует постоянное и искреннее духовное совершенствование, которое должно закончиться духовной высотой. Оно выражается в смирении, доброте, вере, надежде и, главное, любви.

Что значит быть святым человеком?

Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь, мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, в теистических религиях — за ходатайство перед Богом за людей.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Практикуйте сострадание и проявляйте доброту по отношению к окружающим. Помогайте тем, кто нуждается в вашей поддержке, и делайте добрые поступки без ожидания благодарности.

СОВЕТ №2

Уделяйте время саморазвитию и духовной практике. Чтение духовной литературы, медитация, молитва или занятия йогой могут помочь вам приблизиться к святости.

СОВЕТ №3

Избегайте соблазнов материального мира и стремитесь к духовному совершенствованию. Практикуйте честность, скромность и терпимость в повседневной жизни.

Примеры святых личностей

Святость – это состояние души, когда человек живет в соответствии с высшими духовными принципами и идеалами. В истории человечества есть множество примеров святых личностей, которые служат вдохновением для миллионов людей по всему миру.

Одним из самых известных святых является Франциск Ассизский – итальянский святой, основатель ордена францисканцев. Его жизнь была посвящена бедным и больным, он отказался от материальных благ и принял бедность как путь к духовному совершенству.

Еще одним примером святости является Мать Тереза – католическая миссионерка, основательница ордена Миссионеров Милосердия. Она посвятила свою жизнь служению нуждающимся, боролась за права бедных и больных, и внесла огромный вклад в гуманитарную деятельность.

Среди примеров святых личностей также можно назвать Ганди – индийского политика и духовного лидера, который боролся за независимость Индии и мирное сопротивление. Его принципы ненасилия и миролюбия вдохновляют людей по всему миру и считаются образцом святости в действии.

Эти и многие другие примеры святых личностей показывают, что святость – это не абстрактное понятие, а реальное состояние души, которое проявляется в поступках и отношениях человека с миром и окружающими его людьми.

Оцените статью
Добавить комментарий