Иисус Христос — Сын Божий или Бог? Рассмотрим точки зрения

Иисус Христос — одна из самых обсуждаемых фигур в истории человечества. Вопрос о том, кем Он был на самом деле, Сыном Божьим или Богом, вызывает много споров и разногласий среди верующих и неверующих. В данной статье мы попытаемся разобраться в этой сложной теме, прояснить ключевые аспекты и представить различные точки зрения на этот важный вопрос.

К кому относится выражение «Сын Божий»

Ветхозаветные Книги именуют так:

  • Ангелов; например, согласно Книге Иова,
    Сам Бог
    говорит о Своих «сынах», ликовавших, когда был создан мир (Иов.38:7); не раз пишет о них также прор. Давид в Псалтири; вот, например, слова его Псалма 88: «… кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс.88:7);
  • народ еврейский, как знающий Истинного Бога, чтущий Его, потому – усыновленный Ему: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх.4:22);
  • вообще праведников; например, царь Давид воспевает, обращаясь к людям, любящим Бога: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь» (Пс.28:1);

Но тот же
Ветхий Завет
, столь часто именующий «сынами Божиими» людей, так же называет Спасителя, или Мессию, Которого, по Божию обещанию, данному при удалении из Рая Адама, трепетно ожидало человечество, особенно – знавший Бога Его избранный народ. Во 2 Псалме прор. Давид говорит:

«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе»

Понимание этих слов у евреев было весьма неоднозначным. Многим казалось, что Рождение этого Сына от Бога, приход Его к людям, на землю – дело совершенно невозможное, даже думать об этом кощунственно.

Интересный факт

Современные библеисты установили, что примерно за 300 лет до Рождества Христова иудеи, видя, что пророческие слова «выше ума», понимания человека, начали намеренно убирать термин из священных текстов, их переводов (например, его нет в Септуагинте, первом переводе Библии на греческий язык, сделанном 70 иудейскими «толковниками» – словосочетание там заменяется или на «Ангелы» (вместо «сыны Божии») или на «праведники»). До середины XX в. историки даже думали, что термин – чисто христианский. Только с 1950-х гг. находки рукописей более ранних (V-IV вв. до Рождества Христова) фрагментов Библии в Кумране, близ Мертвого моря, показали, что Сыном Божиим евреи именовали Мессию, как земного царя.

Это сделало более понятными Евангельские тексты, где Проповедник из Назарета не раз именуется именно так. Так так свидетельствуют о Нем:

  • Нафанаил, воскликнувший: «Равви! Ты Сын Божий!» (Ин.1:49);
  • ап. Петр, который исповедует «Сына Бога Живого» (Ин.6:69);
  • исцеленный слепорожденный человек, который кланяется Ему, как Сыну Божию (Ин.9:38)
  • согласно текстам некоторых Евангелистов, так же говорит о Распятом Христе язычник, сотник Лонгин (Мф. 27:54; Мк. 15:39), хотя св. Лука приводит другие слова: «истинно Человек сей был праведник» (Лк.23:47).

Имя основателя христианства

Между тем, само Имя, нареченное Ему Архангелом Гавриилом, имеет куда более глубокое значение. Еврейское «Иехошуа» (так Имя Спасителя звучит на языке иудеев) содержит Имя Бога, хорошо известное по Библии – Иегова, что говорит о Мессии как Сыне. Впрочем, именем «Иисус» («Иехошуа») звали сподвижника прор. Моисея, который удостоился от Бога чести ввести избранный народ в назначенную ему Господом землю Палестины. О том, что имя Иисуса Навина, по сути было пророчеством о грядущем Иисусе, Который вернет людям потерянный Рай, иудеи не задумывались.

Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада

Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада

Мнение эксперта:

Иисус Христос вызывает разнообразные толкования среди экспертов и богословов относительно своей природы. Одни считают его исключительно Сыном Божьим, другие утверждают, что он также обладает божественностью. Для многих христиан вера в Иисуса Христа как воплощение Бога является основополагающей. Однако, существуют и другие точки зрения, считающие, что Иисус был пророком или учителем, но не божественной сущностью. Споры на эту тему продолжаются в теологических кругах, и каждый эксперт придерживается своего мнения, основываясь на толковании священных текстов и традиций христианства.

ЛУЧШИЙ ПРОРОЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ГОДА. Иисус. Сын Божий или Бог?ЛУЧШИЙ ПРОРОЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ГОДА. Иисус. Сын Божий или Бог?

Иисус Христос – это пророк, Бог или Сын Его?

То, что понятие означает Бога, стало ясно лишь после
Воскресения Христова
. Лишь тогда Его ближайшие ученики начали познавать величие свершившегося – Тот, Кого они знали как Человека (и Он, конечно, был Человеком!) явил Себя как Бог: смерти, по словам Апостола Петра, «невозможно было удержать Его» (Деян.2:24). Просто потому, что Бог – сама жизнь, значит, Источник жизни. Это совершенно меняло все:

  • представление о Боге, для Которого, по мнению иудеев, было невозможно воплотиться на земле, ведь Он – вне мира; по-человечески все логично – но вот пред людьми Христос Воскресший, Бог и Человек;
  • видение человека – столь великого Божия творения, что Сам создатель принял на Себя плоть человеческую, жил, страдал, как один из людей.

То, что Иисус – именно Бог, а не «пророк», как думали многие Его современники – абсолютно принципиальная позиция Христианской Церкви с первых веков. Ибо соединение во Христе Божества с Человечеством – залог спасения каждого, кто вручит Христу себя, свою жизнь. Именно поэтому Церковь на I Вселенском Соборе категорически не приняла рационалистическую попытку священника из Александрии, Ария, истолковать Христа как «Божие творение», а не Бога, а спустя несколько десятилетий – также отвергла ересь Нестория, учившего об Иисусе как особо облагодатствованном человеке.

Трудами свтт. Василия Великого, Григория Богослова, других святых церковно утвердился термин «Единосущный». Это значит, что Сын Божий ничем не отличается по природе от других Лиц Святой Троицы, то есть является Богом.

Куда сложнее с термином «Сын Божий» применительно к Нему. Ведь это – не то же самое, что просто праведный человек, здесь речь – о Сути Самого Божества. Об этом говорят первые слова Евангелия от Иоанна:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотью, и обитало с нами…»

«Самовидец»земной жизни Господа, Его чудес, Воскресения, свидетельствует о том, что знает с опыта. Последующие святые отцы не раз пытались объяснить термины «Сын», «Слово Божие» (его синоним) через аналогии.

Распятие Христа на Кресте В Васнецов 1902 г

Дева Мария и Иоанн — любимый ученик Христа при распятии

Одна из самых распространенных – уподобление предвечного Рождения от Отца появлению звучащего или написанного слова из мысли. Она неотделима от слова (произнесенное без мысли, оно не воспринимается, именуясь «бессмысленным»).

Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет, что ум человека подобен Отцу, слово, которое он рождает – Сыну. Как Божественное, слово человека тоже меняет мир, влияет на него, созидает или разрушает. Прав. Иоанн Кронштадтский писал :

«Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем более – Слово Божие…»

Действительно, Слово Божие творит мир: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Но, в отличие от человеческого слова, которое существует и действует как бы самостоятельно от того, кто его произнес или написал, Божие – не отделяется от Творящего, Его Рождение не умаляет Сущности Отца, не лишает Его чего бы то ни было.

Еще одно из именований Сына – «Единородный», или, говоря современным русским языком,Единственный. В отличие от человека, поврежденного грехом, который часто имеет «двоящиеся мысли», а потому, по слову ап. Иакова, «нетверд на всех путях своих» (Иак. 1:8), Бог не таков – Его воля непреложна, непоколебима, а потому Сын, Слово Божие – тоже Единственный. Это также значит, что только Он несет людям истинное знание о Боге – насколько они могут вместить, ведь никто никогда не знал, не видел Господа, как Он есть – только Его Сын.

Являя людям Божество, Сын Божий, Создатель людей, Сам стал человеком, соединившись с людьми, давая им опытно знать Господа.

«Единородный Сыне и Слове Божий»

Этими словами:

  • начинается тропарь, который можно услышать за каждой литургией; в нем исповедуется бессмертие Христа, как Бога, Его воплощение на земле, Распятие, попрание смерти через Воскресение; считается что песнопение впервые появляется с 528 г. на богослужении Великой Церкви Св. Софии Премудрости Божией (это также Имя Сына Божия) Константинополя; прп. Феофан Исповедник, чья «Хронография» содержит это известие, указывает, что повеление петь тропарь дано императором Юстинианом Великим; на этом основании существует церковная традиция приписывать само составление песнопения этому царю;
  • именуется икона, впервые появившаяся с 1547 г., вероятно, по благословению тогдашнего митрополита Макария; образ стал частью иконостаса Благовещенского собора Кремля после пожара Москвы, когда многие святыни пришлось восстанавливать или заново создавать; икона – своего рода иллюстрация тропаря «Единородный Сыне»: на ней изображено Предвечное Рождение от Отца, Воплощение, Распятие, Воскресение; верхняя часть композиции – изображение Св. Троицы, что подчеркивает Единосущие Сына Божия с другими Ипостасями, показывает Его, как Совершенного Бога.

святой дух

Отечество. Новгородская икона. Кон. XIV в. Третьяковская галерея.

Интересные факты

  1. В Библии нет ни одного места, где Иисус прямо заявлял бы, что он является Богом. Однако есть много стихов, в которых он называет себя Сыном Божьим. Например, в Евангелии от Иоанна 10:30 Иисус говорит: “Я и Отец одно”. Этот стих интерпретируется многими христианами как подтверждение того, что Иисус и Бог являются одним и тем же существом.
  2. В Евангелии от Иоанна 1:1 говорится: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Этот стих часто интерпретируется как доказательство того, что Иисус существовал до своего рождения и что он был Богом. Тем не менее, интерпретация этого стиха является спорной, и нет единого мнения о том, что он означает.
  3. В Евангелии от Марка 12:32 Иисус цитирует из Ветхого Завета: “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един”. Этот стих интерпретируется многими христианами как подтверждение того, что Бог един и что Иисус не является Богом. Тем не менее, есть много других стихов в Библии, которые, по мнению некоторых христиан, доказывают божественность Иисуса.
Иисус – пророк, Сын Божий или Бог? Разоблачение лжеучений | Троица – миф или истина? часть 2Иисус – пророк, Сын Божий или Бог? Разоблачение лжеучений | Троица – миф или истина? часть 2

Для чего Спаситель умер и воскрес?

Для того, чтобы освободить человека от последствий выбора родоначальника людей, Адама, который выбрал жизнь без Бога, которая означает:

  • тленность – подверженность болезням, старению;
  • смертность – земная жизнь человека оканчивается умиранием тела;
  • страстность – поврежденная грехом природа закрывает от человека Небо, он все больше запутывается, по сути, не может не грешить.

Приняв на Себя плоть человека, Иисус прожил земную жизнь, прошел через смерть – и как Бог воскрес в обновленном теле. Господь предлагает людям путь: довериться Ему, по мере слабых сил – идти за Ним. Так, при помощи Божией, соединенной с решимостью человека, даже немощного, совершится дело спасения, когда уже для всего человечества «последний… враг истребится – смерть» (1 Кор.15:26). Пока же Господь ждет покаяния от каждого, долготерпя миру.

Кого ещё называют сынами Божиими

Современное понимание христианами термина сохраняет значения, которые есть в Ветхом Завете, за исключением видения «Сына Божия» как Мессии-человека: Церковь давно осмыслила Его как Бога.

Кто такие в Библии «сыны Божии и дочери человеческие»

О них говорит 6 глава Книги Бытия, посвященная грехам человечества, приведшим его к уничтожению водами Всемирного Потопа. Упоминание об «исполинах», которые родились от союза «сынов Божиих и дочерей человеческих» Библия никак не разъясняет, а потому слова эти признаются своего рода загадкой. А потому получают различные толкования.

  • «Сыны Божии» – Ангелы, которые вступали в союз с женщинами, отчего рождались необычные люди. Среди толкователей Библии эта позиции имеет меньше всего приверженцев: ведь Ангел – бесплотный дух, к тому же Христос говорит, что в Царстве Небесном нет плотских отношений, но жизнь людей подобная ангельской, то есть природа этих «сынов Божиих» не позволяет плотского соединения с людьми, не говоря о рождении детей.
  • Другое толкование утверждает, что «исполинов» породили союзы женщин рода человеческого с бесами, то есть падшими ангелами. Но тогда совершенно неясно, почему Библия называет их «Божиими», если они давно утратили свое сыновство.
  • Наконец, существует позиция, которой еще в XIX в. придерживался, толкуя это место Книги Бытия, свт. Филарет Московский, сейчас же ее разделяют многие современные библеисты. Согласно ей, речь идет не о бесплотных существах, а о самых обычных, хотя глубоко верующих людях. Это – потомки Сифа, праведного сына Адама и Евы, в отличие от «сынов и дочерей человеческих», ведущих род от первого на земле убийцы, Каина. Именно происходившие от Сифа, хранившие истинную веру, стали соблазняться красотой «дочерей человеческих», из числа не знающих Бога, по слову свт. Филарета, «соделывались плотию, и самый свет начал прелагаться во тьму». Судя по тому, что далее Библия повествует о единственном потомке Сифа, семья которого не предалась греху – Ное, падение людей действительно было катастрофическим: к Великому Потопу истинных «детей Божиих» оставалось только 8 человек.

«Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся»

Эти слова произносит Христос в Нагорной проповеди, где содержатся так называемые «Заповеди блаженства». В отличие от ветхозаветных, запрещающих грех, общение с ним, эти заповеди Христа – не о запретах, а о том, как достичь блаженства, то есть счастья, гармонии, совершенства. Каких же «миротворцев» имеет ввиду Господь?

Нагорная проповедь

Одним из ранних изображений евангельского сюжета — мозаика VI века Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне «Проповедь Христа апостолам».

Многие разумеют под ними тех, кто водворяет мир между отдельными людьми, или большими группами их, даже – народами. Такой мир понимается, по сути, как отсутствие войны, то есть внешне заметного противостояния, конфликта.
Иисус Христос
имеет ввиду, однако, не его, а внутренний мир души, которая:

  • свободна от греха, страсти, так как предала себя Богу;
  • несет этот душевный мир окружающим; именно это имел ввиду прп. Серафим Саровский, сказавший: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Стать «миротворцем» для себя самого непросто, ибо нужно отказаться от собственной воли, самости, гордости, понять, что, кроме житейской суеты, пусть даже чем-то необходимой для земной жизни, есть иные ценности, другие измерения человеческого бытия – Вечность, Царство Небесное.

Человек – раб или сын Творцу?

Путь духовного роста непрост. Отказ от своей воли часто требует самопринуждения, так что первым шагом становится просто попытка как-то следовать заповедям, заведенным в Церкви правилам – подобно рабу. Но не этого хочет Господь от человека, ожидая его духовного роста от рабства к сыновству, когда Богу служат не по страху, а из любви. Ведь одними и теми же словами именуется человек, доверивший себя Христу, и Сам Он. Два кратких слова заключают в путь жизни человека и одновременно – ее цель: однажды от сердца произнести слова молитвы, данные Самим Господом, обращаясь к Нему, как действительно сын или дочь: «Отче наш…».

Где Христос говорит: "Я Бог"? Ответ МусульманамГде Христос говорит: “Я Бог”? Ответ Мусульманам

Частые вопросы

Кто такой Иисус Бог или Сын Божий?

Иисус Христос (греч. Ἰησοῦς Χριστός), родившийся приблизительно в 7-6 годах до нашей эры и умерший около 30 года нашей эры, является главной фигурой христианства. Он был еврейским проповедником и Сыном Божьим, который по Ветхом Завете был предсказан как Мессия и отдал свою жизнь за грехи людей.

Чей Бог Иисус?

Он принадлежал к библейской вере, к библейское религии.

Кто отец Бог?

Deus Pater) — в христианском тринитарном богословии Бог Отец — первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы. Христианство верит, что Он — Творец мира и человека: «Отец — есть предначинательная причина всего существующего».

Где написано что Иисус есть Бог?

Природа Иисуса с точки зрения христианства (христология) Согласно Новому Завету, Иисус именовал себя Сущим — имя Бога в Ветхом Завете (Ин. 8:25), единородным Сыном Бога (Ин. 3:18), Сыном Человеческим (Мф. 8:20).

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучайте источники информации о теме из разных точек зрения, чтобы получить более полное представление о дискуссии.

СОВЕТ №2

Обратитесь к библейским текстам и исследованиям богословов, чтобы понять различные толкования и точки зрения на этот вопрос.

СОВЕТ №3

Обсудите эту тему с представителями различных христианских конфессий, чтобы услышать разные мнения и аргументы.

Исторические доказательства существования Иисуса Христа

Вопрос о существовании Иисуса Христа является одним из самых обсуждаемых и спорных в истории. Для многих верующих он является Сыном Божьим, для других – пророком или учителем. Однако существуют исторические доказательства, подтверждающие его существование.

Одним из основных источников, подтверждающих существование Иисуса, являются христианские апокрифические тексты, такие как Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна. Эти тексты содержат описания жизни, учений и чудес, совершенных Иисусом, что свидетельствует о его историческом существовании.

Кроме того, существуют источники вне христианской традиции, подтверждающие существование Иисуса. Например, римский иудейский историк Иосиф Флавий упоминает Иисуса в своих произведениях, хотя и с некоторой сдержанностью. Также существуют упоминания о Иисусе в произведениях других историков того времени.

Археологические находки также подтверждают историческое существование Иисуса. Например, найденные реликвии, связанные с его жизнью и деятельностью, а также артефакты, относящиеся к временам Нового Завета, подтверждают правдивость христианских текстов.

Таким образом, исторические доказательства существования Иисуса Христа представляют собой комплексный набор свидетельств из различных источников, подтверждающих его реальное существование в истории.

Оцените статью
Добавить комментарий