Мирожский монастырь в Пскове – это уникальное историческое место, которое внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этой статье мы рассмотрим его архитектурные особенности, удивительные фрески и иконы, а также погрузимся в его богатую историю.
Мнение эксперта:Мирожский монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является важным историческим объектом, привлекающим внимание экспертов. Архитектурный ансамбль монастыря, сочетающий элементы русского и западноевропейского стилей, вызывает интерес исследователей и путешественников. Эксперты отмечают, что Мирожский монастырь является уникальным образцом религиозной архитектуры, сохранившим свою первозданную красоту и духовную ценность на протяжении веков. Его включение в список Всемирного наследия подчеркивает его значение для мировой культуры и истории.https://www.youtube.com/embed/8XsYhMbWoF0История Мирожского монастыря
Она насчитывает около 900 лет – но при этом до XVI в. о жизни обители неизвестно почти ничего – лишь обрывочные упоминания в некоторых летописях, да устные предания.
Краткие сведения | Что включено | Когда включено |
---|---|---|
Мирожский монастырь | Церковь Спаса на Мирожи (1156) и церковь Николы Милостивого с трапезной (1189—1193) | 1992 |
Критерии | Критерий (i): представляет собой шедевр человеческого творческого гения; Критерий (iv): является выдающимся примером типа здания, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, который иллюстрирует значимый этап в истории человечества; Критерий (vi): напрямую или осязаемо связан с событиями или живыми традициями, с идеями, верованиями, или с художественными или литературными произведениями выдающегося универсального значения | 1992 |
История | Первое упоминание о монастыре относится к 1156 году, когда он был основан новгородским князем Святославом Ростиславичем. В XII веке монастырь был одним из крупнейших и богатейших в Новгороде | 1992 |
Первые упоминания о монастыре
Их содержит летопись, называемая «Новгородской Первой». Под 1156 г. здесь читаем, что епископ Нифонт «Пскове святого Спаса церковь създа камяну». Еще историки XIX в. считали, что речь здесь идет о Спасо-Преображенской церкви нынешнего монастыря. Предание о том, что именно свт. Нифонт основал обитель, передает его житие, созданное в 1549 г., через четыре столетия после канонизации святого.
Однако, ввиду его позднего происхождения, современные историки склонны считать свт. Нифонта именно основателем Преображенского собора, но не монастыря – впрочем, существование монашеской общины при этом храме в те годы вполне возможно. Однако сведений о ней сохранилось очень мало, скорее всего, потому, что храм находился вне городских стен, так что при нашествиях врагов на Псков был часто разоряем. О тех далеких первых годах обители известно:
- имя настоятеля, прп. Авраамия Мирожского; он скончался через 2 года по возведении Преображенской церкви, там под спудом находятся его мощи;
- предание о чудотворной иконе Матери Божией, которая могла быть написана для монастыря в 1198 г. по Пскове; она особенно прославилась чудесами с 1567 г., когда город охватило моровое поветрие. Летопись сообщает:
«Таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня».
Псковские летописцы и не только
Несколько больше сведений об обители с XIII в. Именно тогда она считалась центром книжности, здесь была немалая по тем временам библиотека, книги же переписывали сами иноки. Например, именно здесь, как считают историки:
- велась Псковская летопись, источник, по которому историки до настоящего времени знают историю города;
- было переписано «Слово о полку Игореве».
Но при этом монастырь, находившийся вне крепостных стен, продолжал подвергаться нападениям. Так, в 1299 г. во время нашествия крестоносцев погиб игумен обители, преподобномученик Василий, а также множество братии. Не пощадили враги и мирян – жен, детей, которые нашли здесь убежище. Крестоносцы захватывали обитель еще несколько раз.
Второй во Пскове
Таким Мирожский считался к XVI в. (первым по численности братии и благосостоянию был Снетогорский). Земли монастыря простирались по всей пойме р. Мирожи, по берегу р. Великой. Обитель торговала хлебом, мукой, выращивала лен, продавала крестьянам сено. Видимо, тогда же территория обители была обнесена стенами – сначала деревянными. Появился и второй храм, надвратный, посвященный св. первомученику Стефану. А о духовной жизни монастыря говорит, например, то, что его пострижеником был прп. Корнилий, впоследствии настоятель Псково-Печерской обители.
Впрочем, военные события по-прежнему не обходили обитель стороной: например, польский король Стефан Баторий во время Ливонской войны с русским царем Иваном IV не просто захватил Мирожский, но установил пушки на его стенах – чтобы стрелять по Псковской крепости.
Но после военного лихолетья обитель снова смогла возродиться. Благоприятным временем для Мирожского стал XVII в., когда, по данным археологов, монахами было возведено множество хозяйственных построек по берегу р. Великой. А к началу XVIII в. удалось отстроить в камне Стефановскую церковь.
«Монастырь третьего класса»
Так стали называть Мирожский с 1764 г., когда императрица Екатерина II ввела так называемые «монастырские штаты», ограничившие количество насельников. Тогда же она лишила иноческие обители их земель – и территория монастыря сократилась до нынешних размеров. «Третий класс» означал минимальное финансирование из казны обители, враз утратившей собственные источники доходов, хозяйство. С этого времени количество братии резко сокращается. К XIX в., хотя и удалось построить каменную ограду, несколько благоустроить жизнь немногочисленной братии, монастырь жил крайне скромно.
Разве что история с обнаружением древних фресок в Преображенском соборе на некоторое время привлекла внимание власть предержащих.
Фрески из прошлого
В XI-XII вв. храм был полностью расписан, предположительно, греческими мастерами. В XVII в. эти фрески были забелены известкой, так что о них забыли на несколько столетий. Но в 1858 г. фрески были найдены под побелкой историком В.В.Сусловым. Когда известь счистили, взорам предстал полностью, от пола до потолка, расписанный храм – по сути, единственный от периода до монгольского нашествия, сохранивший древние росписи. Их краски не потеряли яркости, изображения сохранились, были узнаваемы.
К сожалению, дальше в дело вмешались чиновники Синода: было принято решение не реставрировать, как предлагал В.В.Суслов, а «поновить» древние росписи. Суслова от реставрации отстранили, а наняли артель ремесленников-иконописцев из Владимира. Они за три года более или менее бережно промыли фрески, а затем – поверх их написали новые изображения «в древнем стиле», о котором имели самые общие представления. В результате «труды» ремесленников пришлось счищать профессионалам – но было это уже в 1920-е гг., когда обитель стала музеем.
Закрытие
Официально обитель считалась действующей до начала 1920-х. Но уже в 1918 г. ее корпуса приспособили для пострадавших от пожаров, как временное жилье. А летом 1921 г. на территории появилось светское учреждение – «экскурсионная станция» с «общежитием» (частью помещений, где ранее жила братия) для туристов. Только в тот год во Псков приехало более 700 человек. Но, несмотря на это, еще в 1922 г. монастырь упорно продолжал оставаться действующим, совершались службы, хотя количество насельников сократилось до нескольких монахов. Обитель продолжали планомерно «выживать» с ее же территории – летом того же годы в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей», уже не в первый раз разорили ризницу. Но официальная ликвидация монастыря состоялась только в 1924 г. Некоторые святыни обители удалось сохранить благодаря передаче их Псковскому музею-заповеднику: например, там оказалась Мирожская икона Богородицы, а также деревянная чаша, с которой, по преданию, свт. Нифонт собирал милостыню на возведение монастыря.
К 1935 г. и сама территория обители тоже стала музейным объектом. Особое внимание ученых, понятно, привлекали древние фрески Преображенского собора – несколько раз проводилась их реставрация, удалялись непрофессиональные «поновления» начала XX в. После Великой Отечественной войны пришлось проводить и более серьезные реставрационные работы: собор сильно пострадал от бомбежек.
Интересные факты
- Мирожский монастырь был основан в XII веке князем Юрием Долгоруким. Он стал одним из первых каменных монастырей на Руси и сразу же стал важным религиозным и культурным центром.
- В 1185 году в Мирожском монастыре была построена церковь Спаса Преображения, которая является одним из самых древних сохранившихся каменных храмов в России. Эта церковь была расписана знаменитыми иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
- В 1992 году Мирожский монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть культурного наследия человечества. Он является одним из самых посещаемых туристами мест в Пскове.
Возрождение монастыря и жизнь сегодня
В статусе музея территория и здания пребывали до 1994 г., когда Псковской епархии удалось добиться передачи надвратного Стефановского храма и одного из корпусов для устройства мужского монастыря. Первые после лет безбожия насельники пришли сюда из Псково-Печерской обители. Уже в 1997 г. здесь действовала иконописная школа, затем открылась воскресная – для прихожан, с 2008 г. – небольшой свечной завод. При этом все это время:
- Преображенский собор оставался музеем;
- братия платила арендную плату тому же музею за пользование «его территорией».
Лишь с 2010 г. часть территории обители была передана монастырю в безвозмездное пользование. Но Преображенский собор остается в ведении музея до настоящего времени.
Автору этих строк пришлось посетить монастырь через небольшое время после этих событий, летом 2011 г., с группой приехавших на музейную практику студентов. Красота фресок Преображенского собора была резким контрастом к рассказу экскурсовода, который, помимо исторического материала, содержал множество сетований на монастырь, который «забрал» часть территории, на то, что обитель вообще находится в черте Пскова, ведь монахам «удобнее» молиться в лесах. Проявлением отношения к святыням был и облик сотрудницы, ведшей экскурсию по древнему православному храму: демонстративно непокрытая голова, шорты… К сожалению, и приезжающие в обитель сейчас продолжают недоумевать по поводу своеобразного «гостеприимства» музейщиков, видимо, неуютно чувствующих себя на территории действующей обители.
И все же, несмотря ни на что, к настоящему времени небольшая монашеская община невелика (на 2015 г. насельников было 9):
- совершает регулярные богослужения;
- принимает паломников; монастырь даже имеет небольшую гостиницу;
- проводит экскурсии – исключая Преображенский собор, за вход в который необходимо платить; вместе с тем, братия иногда имеет возможность совершать здесь службы.
На 2015 г. в обители было 9 насельников – 4 монашествующих и 5 послушников.
Статус наследия ЮНЕСКО
Его архитектурный ансамбль монастыря получил совсем недавно, с июля 2019 г. Таким образом, культурная ценность его признана на мировом уровне.
Архитектурный ансамбль монастыря
Сейчас он включает Стефановский храм, где, собственно, служит братия, и Преображенский собор, не переданный Церкви, а также колокольню.
Собор и храмы
Спасо-Преображенский собор – постройки XI в. Сейчас продолжаются работы по расчистке его фресок, но и в нынешнем виде они производят очень сильное впечатление.
Нынешний храм св. первомученика архидиакона Стефана с колокольней относится к рубежу XVII-XVIII вв., однако он построен на месте более древней церкви начала XV в. Первоначально эта небольшая церковь была надвратной, теперь – единственная действующая в обители.
Фрески Мирожского монастыря
Они находятся в Преображенском соборе. Цветовая палитра их представлена сочетанием ярких тонов – золотого, ультрамарина, зеленого.
Под куполом храма находится образ
Вознесения Христа
. Он достаточно сильно отличается от привычных нам икон: показан только Сам Господь и окружающие Его Ангелы. Особенность их – динамичность поз: руки воздеты ко Христу, лики обращены к Нему, возносящемуся.
А когда опускаешь взгляд ниже – тут же вспоминаешь Ангельские слова, сказанные при Вознесении Господнем Апостолам – и не только им, но всем христианам последующих времен:
«Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11).
Ведь в алтаре, который не скрыт от глаз входящего иконостасом – изображение
Страшного Суда
и Господа на престоле, с предстоящими святыми. Но Он – не только Судия, но также – Жертва, именно поэтому ниже сцены Суда написана Евхаристия – Причащение Апостолов.
Весь фресковый ансамбль – повествование в красках о жизни Христа. Оно начинается с северной части сводов, где написано Благовещение, переходит на южную, где представлены Сретение, Богоявление. А в западной части храма – цикл «Страстных фресок»: Вход во Иерусалим, Распятие, погребение, Сошествие во ад – так обычно изображали Воскресение Христово. И, как бы сделав круг, мы вновь видим алтарь и подкупольную фреску Вознесения и ниже – Суда.
А выходя из храма, верующий на западной стене видит еще три фрески, как бы иллюстрирующие догматы о Воплощении (Рождество Христово и Успение Богородицы) и утверждении Церкви Божией на земле (Сошествие Святого Духа). Это как бы послание: веруй в Сына Божия, будь в Церкви – и спасешься со святыми.
Святые монастыря
В обители особенно чтут:
- свт. Нифонта, который почитается основателем монастыря;
- преподобномучеников Авраамия (XI в.) и Василия (XIII в.), погибших за веру от рук захватывавших монастырь крестоносцев.
Святыни
Они к настоящему времени или утеряны, или находятся в музеях, до сих пор не возвращенные обители.
Мирожская икона
К числу главных из них принадлежит икона Богородицы. Она находилась в обители с конца XI в., но после чуда 1567 г. Иван IV забрал ее к Москве, оставив в монастыре список. Судьба оригинала образа пока остается неизвестной, а его список в 1920 г. забрал музей. С 1998 г. в обители находится еще одна копия икона, созданная в том же году специально для возрожденного монастыря.
Мирожский синодик
Это уникальный источник – помянник, который содержит имена основателей обители, ее первых насельников, игуменов за все время существования. Ныне известная рукопись датируется последними десятилетиями XVI в., когда монастырь переживает расцвет, но у историков нет сомнений, что Синодик создан на основе более ранних, относящихся к первым годам существования Мирожского. Первые в списке поминаемых –
равноап. Владимир святой
, его сын блгв. Ярослав Мудрый, его сын князь Владимир Ярославич, «яже созда Святую Софию», главный храм Новгорода, епископы, настоятели, жертвователи монастыря, за которых молились братия. Сейчас оригинал Синодика хранится в Псковском музее-заповеднике. На интернет-странице обители можно увидеть его скан-копию. Кроме помянника, она содержит краткие поучения о страхе смертном, который должен сопровождать жизнь инока.
Другое
В монастыре есть иконописная мастерская, в подклете храма свт. Стефана работает постоянная выставка современных православных икон.
Информация для паломников
Обитель живет по строгому иноческому уставу: богослужения начинаются очень рано утром, с 7 ч. уже служится литургия, за полчаса до нее проходит исповедь. Вечерние службы идут с 17 ч., а по субботам – с 16.30 ч. Для паломников проводятся экскурсии, которые можно заказывать заранее на сайте монастыря (через специальную форму), или по телефону, размещенному там же.
Мирожский, ранее стоявший за пределами города, теперь находится в его черте, его адрес – Мирожская набережная, д. 2. От железнодорожного вокзала Пскова до обители можно как дойти пешком (около 1,5 км), так и добраться автобусом №2 до остановки «Мирожский монастырь».
«Бывает так, что человек, который стремится к свету, когда он получает знание, что Царствие Божие внутри него уже есть… И когда он раскрывает это Царствие внутри себя – приходит в неописуемый восторг… В нем открывается дверь во внутреннюю жизнь во Христе. И, как говорят святые отцы, войди во внутреннюю клеть, и там увидишь Владыку и Ангелов его. И вот мы помогаем людям открыть эту клеть. Она есть в человеке!».
Так говорит игумен обители в 2007-2017 гг. Николай (Биличенко). Здесь небольшой приход, и даже на большие праздники количество причащающихся не бывает более 40. Но тот, кто приходит сюда однажды, старается возвращаться снова и снова – чтобы ощутить тишину и близость неба.
Частые вопросы
Где больше всего наследия ЮНЕСКО?
Первое место по количеству объектов культурного наследия занимает Италия, второе — Китай, третье — Испания. В топ-10 вместе с Россией также вошли Франция, Германия, Мексика, Индия, Великобритания.
Какой объект ЮНЕСКО в Арктике?
Следует особо отметить, что Российская Арктика располагает тремя объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО: комплекс памятников Соловецкого архипелага — объект культурного наследия, Плато Путорана и Государственный заповедник «Остров Врангеля» — объекты природного наследия.
Какие города включены во всемирное культурное наследие ЮНЕСКО?
Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург … Кижский погост … Столичный Кремль … Соловки … Белокаменные памятники во Владимирской области … Церковь Вознесения … Казанский кремль … Центральный Сихотэ-АлиньЕщё•8 июл. 2022 г.
Что в России под охраной ЮНЕСКО?
Девственные леса КомиОзеро БайкалВулканы КамчаткиЗолотые горы АлтаяЗападный КавказЦентральный Сихотэ-АлиньУбсунурская котловина (Россия/Монголия)Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»
Полезные советы
СОВЕТ №1
Исследуйте историю Мирожского монастыря, чтобы лучше понять его значение и значение для культурного наследия.
СОВЕТ №2
Посетите Мирожский монастырь лично, чтобы насладиться его архитектурой, историей и атмосферой.
СОВЕТ №3
Поддерживайте сохранение и защиту Мирожского монастыря, участвуя в благотворительных мероприятиях или пожертвованиях.
Легенды и мифы о Мирожском монастыре
Мирожский монастырь, расположенный в живописном уголке Латвии, окруженный лесами и озерами, оброс множеством легенд и мифов, которые привлекают к себе внимание как местных жителей, так и туристов со всего мира. Один из самых известных мифов связан с основанием монастыря. По легенде, монастырь был основан святым Мирожем, который явился во сне местному жителю и указал место для строительства. Именно поэтому монастырь получил своё название.
Еще одна легенда утверждает, что в стенах монастыря спрятано сокровище, которое охраняет дух древнего монаха. Многие искатели приключений пытались найти это сокровище, однако никто из них не вернулся с успехом. Этот миф придает монастырю загадочность и таинственность, привлекая любителей загадок и тайн.
Согласно еще одной легенде, в ночь на Рождество в монастыре можно услышать пение ангелов, а звезды на небе над ним сверкают особенно ярко. Местные жители утверждают, что это особенное время, когда монастырь наполняется святым благовонием и молитвами, создавая атмосферу невероятной святости.
Таким образом, Мирожский монастырь не только является историческим и архитектурным памятником, но и местом, окутанным множеством легенд и мифов, которые придают ему особую привлекательность и загадочность.