Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их? Духовные герои современности

В истории Российской Церкви особое место занимают новомученики и исповедники, чья вера и стойкость в лице преследований и мучений вдохновляют многих верующих. Кто они, сколько их – в этой статье мы попытаемся рассмотреть их жизнь и подвиг, освещая их светлые примеры веры и преданности Богу.

Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских

Общецерковным празднованием считается 7 февраля (н.ст.) – если эта дата приходится на воскресенье. Первоначально она установлена Поместным Собором 1917-1918 гг., как время особой молитвы об убиенных за веру.

Вот строки из Соборного постановления от 5 (18 н.ст.) апреля 1918 г.:

«Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

С 2000 г. к молитвам об упокоении убиенных от безбожной власти присоединились молитвы тем, кто подвигом мученичества, исповеданием веры не просто обрел Рай, но стяжал святость. А потому имеет дерзновение молиться о тех, кто продолжает земное странствование среди скорбей мира.

Кроме того, существуют дни памяти:

  • 23 августа – Новомучеников Соловецких;
  • Бутовских – переходящий праздник, 4 суббота после Пасхи.

Особо чтятся также:

  • Патриарх Тихон (7 апреля);
  • Николай II, его семья (17 июля);
  • прмц. Елисавета,ее келейница инокиня Варвара (18 июля).

Кроме того, почти ежедневно отмечается память того или иного страдальца за веру, а чаще – сразу нескольких.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что Новомученики и исповедники Российские представляют собой группу святых, чьи имена были причислены к лику святых православной церкви в XX веке. Они были жертвами религиозного преследования и политических репрессий. Среди них – священнослужители, миряне, старцы, монахи и монахини. Их число официально признано церковью и составляет более 1000 человек. Новомученики и исповедники Российские являются свидетелями веры и примером благочестия для православных христиан.

О новомучениках и исповедниках РоссийскихО новомучениках и исповедниках Российских

Первые святые новомученики XX века

Общий день празднования появился не случайно. Это время убийства коммунистами свт. Владимира (Богоявленского), Киевского митрополита (1918 г.)Его считают первомучеником среди архиереев. Но первым по времени пострадал протоиерей Иоанн Кочуров, настоятель Царскосельского собора св. Екатерины.

Новомученики, Святые_Иоанн_Кочуров,_Севастиан_(Дабович)_и_Тихон_(Беллавин)

Иоанн Кочуров с игуменом Севастианом (Дабовичем) и епископом Тихоном. 8 ноября 1900 года. Все прославлены в лике святых

Самый первый по времени новомученик

Большая часть священнического пути о. Иоанна Кочуровапрошла за пределами России: сразу по окончании Духовной Академии молодой батюшка отправился на Аляску, а затем служил во Владимирской церкви г. Чикаго – первоначально занимавшей несколько арендованных комнат. К 1903 г. ему, не без помощи благотворителей из России, удалось возвести полноценный собор. На родину о. Иоанн вернулся с 1907 г., почти 10 лет служил в Нарве.

Под обстрелом

Интересный факт

В Царское Село известного протоиерея перевели за 3 месяца до свержения монархии. Отряды «революционных рабочих и солдат» захватили его 31 октября 1917 г. Духовенство собора тут же арестовали. Отцам вменяли совершение крестного хода ради прекращении братоубийственного кровопролития.

Очевидцы вспоминают: такое шествие действительно было, причем прямо во время обстрела, который вели подступающие «красные». Не отрицал этого также настоятель, бестрепетно обличавший безбожников за устроенное кровопролитие. Его замучили первым: долго били, таскали за волосы – все это на глазах юного сына, еще мальчика. К вечеру того же дня о. Иоанн скончался.

Первую литию «об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» совершил через 5 месяцев после гибели о. Иоанна Патриарх Тихон.К этому времени счет страдальцев шел на десятки. Но это было лишь начало.

Новомученики, Иоанн Кочуров

Последняя фотография протоиерея Иоанна Кочурова. Прославлен в лике святых Архиерейским собором Русской православной церкви в 1994 году как Иоанн Царскосельский. Кочурова. Почитается как первый по времени новомученик российский.

«Самый добрый»

Так говорили о нем, митрополите Московском, одном из трех кандидатов на патриаршество, делегаты Поместного Собора 1917-18 гг. Сохранилось множество воспоминаний бывавших на приеме у Святейшего священников, десяткой людей, знавших его еще епископом – Алеутским и Аляскинским, а потом на кафедрах Ярославля, Вильно.

Интересный факт

Какая-то печать Божия избранничества, кажется, лежала на будущем Святейшем еще когда он был семинаристом: спокойного, рассудительного, не по годам мудрого юношу товарищи тогда прозвали… «Патриархом».

Впоследствии об этом не раз вспомнят его биографы. Первое, о чем подумал сам Святейший, узнав, что избран Патриархом – видение прор. Иезеккииля, которому был вручен свиток надписью: «Плач, и стон, и горе» (Иез. 2:10). Слова эти были написаны как бы о Русской Церкви времени его патриаршества:

  • с момента прихода советской власти начинаются открытые гонения: массовые аресты, убийства священников, верующих;

Широко известно воззвание Святейшего от 19 января 1918 г., обращенное к безбожникам:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

  • с 1922 г. начинается «изъятие церковных ценностей» для помощи жителям Поволжья, где разразился голод; кампания была использована властью для новых репрессий;
  • одновременно внутри Церкви возникают различные расколы, самый серьезный из которых – так называемый «обновленческий».

Патриарху пришлось пережить также собственный арест, убийство ближайших сподвижников. 7 апреля 1925 г. Святейший отошел ко Господу, до конца завершив земной подвиг.

Храм в Ярославле

Свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России

Интересные факты

  1. Число новомучеников и исповедников Российских беспрецедентно в мировой истории: около 350 тысяч человек было подвергнуто репрессиям и погибло за веру Христову в период с 1917 по 1956 год. Это сопоставимо с числом христиан, которые пострадали за веру за первые три века нашей эры. Жертвы гонений были различных социальных групп и уровней образования, среди них были священнослужители, монахи, миряне, дети и старики. Многие из них отказались отречься от своей веры даже под страхом смерти.

  2. Новомученики и исповедники Российские – не только пример стойкости и веры, но и носители уникального духовного опыта. Они прожили свою жизнь в условиях тоталитарного режима, где их подвергали пыткам, унижениям и издевательствам, но они сохранили свою веру и любовь к Богу. Их духовный опыт может стать источником вдохновения для многих людей, которые сегодня сталкиваются с трудностями и испытаниями.

  3. Новомученики и исповедники Российские являются свидетелями страданий и жертвенности во имя веры. Но память о них не ограничивается только воспоминаниями, она проявляется в почитании и молитвах, их история и переживания становятся частью духовного наследия Церкви.

Собор новомучеников и исповедников Церкви РусскойСобор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Новомученики из императорского дома

Тяжелые времена гонений явили святость тех, кто волей Божией был поставлен у кормила власти. Святого Страстотерпца царя Николая (1894-1917 гг.)ныне по-разному оценивают как политика, главу государства, военачальника. Многие говорят о его ошибках, провалах, некомпетентности окружения.

Но практически неизвестен остался его путь к святости: когда народ отрекся от своего царя, а его семья подверглась унизительному аресту, Николай ни словом, ни делом не показал оскорбленных амбиций, со смирением приняв свою участь. Ему, его семье (ныне также прославленной как Страстотерпцы) предстоял долгий путь – от ареста до Тобольской ссылки, затем – гибели в Екатеринбурге.

Через многие скорби шла к Царству Небесному сестра
святой царицы Александры
, великая княгиня Елисавета Феодоровна (1864-1918 гг.).Ее муж, великий князь Сергей (сейчас все чаще говорят также о его возможной канонизации)был убит террористом (1905 г.). Горе не сломило Елисавету:

  • она покинула царский двор;
  • основала Марфо-Мариинскую обитель, где монашеское делание сочеталось с социальным служением, помощью бедным.

Матушку Елисавету арестовали 7 мая 1918 г. Ее крестный путь завершился под Алапаевском 18 июля того же года – на следующий день после гибели царской семьи.

Елизавета Федоровна Романова

Великая княгиня Елизавета Федоровна с сестрой императрицей Александрой Федоровной и императором Николаем II, 1899 г.

Соловецкие новомученики

Страшным для православных местом должна была стать всероссийская святыня
Соловецкая обитель, духовное сердце Русского Севера
. С 1920-х, здесь появился концлагерь. Сюда верующих отправляли на «принудительные работы», на самом деле на смерть – от голода, холода, болезней. Некоторых расстреливали сразу по прибытии к месту заключения – просто ради устрашения остальных. Но смерть святых сделала святую землю Соловков еще более чтимой православным народом. Ныне особо почитаема здесь Секирная гора – место массовых расстрелов.

Интересный факт

Собор Соловецких святых за 500 лет существования обители включает 52 имени. А Собор страдальцев за веру XX в. – более 60.

Среди них архиереи, монахи, священники, миряне. Вот лишь некоторые:

  • сщмч. Иларион (Троицкий), епископ Верейский; образованнейший богослов, яркий проповедник; владыка считался главой находившегося в лагере духовенства – только архиереев здесь было 29; он – один из авторов «Записки» Соловецких епископов, обличавшей гонения власти на Церковь, призывавших верующих не мириться с богоборчеством;
  • сщмч. Иоасаф (Жевахов),епископ Могилевский впервые был арестован мирянином за свое княжеское происхождение; полгода тюрьмы не просто не сломили его: он решил полностью изменить жизнь, посвятив ее Богу; князь пишет Патриарху Тихону:

«После пережитой в текущем году Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу… ».

Новомученики

Епископ Могилёвский Иоасаф 29 июня 1934 — октябрь 1936. Урожденный князь Владимир Давидович Жевахов(Джавахишвили)

Вскоре он становится епископом, сменяет несколько кафедр, последняя – в Белоруссии; здесь его арестовали; владыка скончался на Соловках (1937 г.)

Читайте также:

Соловецкий монастырь: всё, что надо знать паломнику об островах спасения

НовомученикиНовомученики

Бутовский полигон

Урочище Бутово – место расстрела более 20000 человек. Все это только за 1937-38 гг. Собор Бутовских новомучеников – более 300 имен. Среди них:

  • протоиерей Алексий Воробьев;еще до революции он был послушником, думал о монашестве; затем отслужил армию; с 1920 г., прекрасно понимая, чем это грозит, решил стать священников, окончил пастырские курсы, принял рукоположение; последним местом его служения была Вознесенская церковь села Городок близ Москвы; в 1937 г. батюшка арестован, 20 августа – расстрелян;
  • протодиакон Николай Цветков;он был известен как прозорливый подвижник; вся его жизнь после революции – череда беспрестанных гонений; последний раз о. Николай арестован в августе 1937 г.; 27 сентября того же года – погиб;
  • мученица Татиана (Гримблит) была хорошо известна многим заключенным из числа духовенства; уроженка Томска, окончившая гимназию уже в годы революции, она осознанно посвятила жизнь помощи страдальцам за веру: собирала денежные средства, за что пять раз арестовывалась; к ее последнему делу приобщили ее записку, написанную в день ареста:
    «За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».

Новомученики

Тюремная фотография. Зырянский край. 1928 год. Татьяна Николаевна Гримблит (1 декабря 1903, Томск — 23 сентября 1937, Бутовский полигон) — советская медсестра, фельдшер, организатор помощи заключённым и ссыльным, в том числе духовенству Русской православной церкви.

17 июля 2002 года постановлением Священного синода Русской православной церкви причислена к лику святых как мученица.

Прославлены ли Церковью три оптинских новомученика?

С конца 1980-х, когда начали ослабевать открытые гонения на Церковь, а особенно – с начала 1990-х, когда пала безбожная коммунистическая власть, многим казалось, что под эпохой безбожия подведена черта. Иллюзии многих развеяла страшная Пасха 8 апреля 1993 г.Тогда от руки сатаниста погибли монахи недавно возродившейся из руин Оптиной Пустыни:

  • иеромонах Василий (Росляков);
  • иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников).

Все трое выросли в неверующих советских семьях, пришли ко Христу – каждый своим путем – не за десятилетия, а за считанные годы до конца земной жизни. Но духовное возрастание иноков было таково, что Господь признал их достойными мученического венца.

Ныне убиенные братия погребены в особой часовне. Сюда не иссякает поток паломников, ведется запись чудес, которые очень многочисленны. Но Церковно братия пока не прославлены.Их жизнь, кончина талантливо описаны в книге «Пасха Красная» писательницы Нины Павловой(1939-2015 гг.), хорошо знавшей Оптину пустынь того времени.

Новомученики Оптинские

Порядок канонизации

Значительная часть пострадавших за веру – более 1000 человек – прославлены в 2000 г. Однако процесс канонизации для общецерковного почитания продолжается до наших дней. О множестве людей не сохранилось данных вообще, по другим – их недостаточно для решения вопроса о святости. 5-6 октября 2011 г. Священный Синод утвердил рекомендации для комиссий по канонизации святых XX в., созданных по епархиям. Для рассмотрения вопроса необходимо представить Патриархии:

  • архивные документы, свидетельствующие о жизни человека, его исповедническом подвиге; это может быть следственное дело, публикации прессы, другие документы;
  • свидетельства народного почитания праведника, чудес по его молитвам, которые должны иметь документальное подтверждение.

Сколько новомучеников и исповедников прославлено к 2021 году?

Сейчас число прославленных святых уже превысило 1700, то есть увеличилось почти вдвое сравнительно с Архиерейским собором 2000 г.

Где посмотреть полный список

Его можно найти:

  • на сайтах епархий – материалы о мучениках, пострадавших на той или иной территории;
  • в журналах заседаний Св. Синода, размещенных на сайте Московской Патриархии
    http://www.patriarchia.ru/
  • обобщенный полный список размещен на портале «Азбука веры» по адресу
    https://azbyka.ru/days/p-novomucheniki-i-ispovedniki-tserkvi-russkoj

Почитание

Сейчас широко распространены иконы как Собора Новомучеников и исповедников, так отдельных святых. В их память освящаются престолы, строятся также новые храмы.

Иконы

Первая из них известна с 2000 г. Ее создали иконописцы Православного Гуманитарного Университета, носящего имя Патриарха Тихона.

Новомученики_и_исповедники_Российские1

Композиция образа довольно сложна:

  • по центру – Храм
    Христа Спасителя
    , а также престол в красном облачении, символизирующем вечную Пасху Царства Небесного; вокруг – иерархи, начиная со свт. Тихоном, царь Николай, его семья, другие страдальцы за веру;
  • в верхней части образа – Деисус, то есть изображение Иисуса Христас предстоящими Богородицей, Иоанном Крестителем, другими святыми;
  • на полях образа – клейма, представляющие кончину некоторых из великого множества святых.

Храмы

К настоящему времени их насчитывается 47. Большая часть церквейнаходится в России. Кроме того, есть:

  • два храма в Германии;
  • один – в Белоруссии;
  • по одному – Австрии и США.

Храм новомучеников

Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русскойв городе Апатиты Мурманской области

Построен во имя тех, кто в годы советской власти пострадал за веру и Отечество.

Освящен 21 декабря 2007 года правящим Архиереем Архиепископом (ныне Митрополитом) Мурманским и Мончегорским Симоном.

Настоятель: иерей Иоанн Данилец (Благочинный Апатитского благочиния)

Адрес: г. Апатиты, ул. Ленина, 40.

Телефон: 8 (815 55) 6-19-90.

Режим работы : с 8:00 до 18:00 без перерывов и выходных

Сложилось ли народное почитание?

Об этом существуют разноречивые мнения. Все еще нередки ситуации, когда в церквях, связанных с именем того или иного пострадавшего за веру, нет не только его престола, но даже его иконы. Многие критикуют саму практику массовой, очень быстрой канонизации, когда попросту не удалось создать исторически достоверные, основанные не только на архивных делах, но на свидетельствах современников, живые жития святых.

Но дело не только (а может быть – не столько) в этом. Вот что, например, говорит, протоиерей Кирилл Каледа, сын известного протоиерея Глеба, тесно общавшегося с сщмч. Владимиром Амбарцумовым, другими исповедниками:

«Широкого почитания в массовом сознании, как в церковном, так и в светском, сохранения их памяти, все-таки нет. Мы живем к великому сожалению очень земными заботами. Придя в Церковь, мы в первую очередь молимся о том, чтобы нам удачно поменять машину, чтобы дочка вышла хорошо замуж и так далее… А к новомученикам, у которых надо просить мужества стоять за Веру, крепости в вере, мы не обращаемся.Потому что, оказывается, эти духовные ценности для большинства из нас являются совершенно абстрактными и непонятными. Поэтому и массового почитания новомучеников нет».

***

«Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия», – так оптимистично пишет один из известных православных порталов.

Но так ли? История пока не прославленных церковно братий Оптиной Пустыни, наших современников, показывает: слова Апостола

«будьтевсегда готовы всякому, требующему у вас отчета ввашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»
(1 Пет. 3:15) – не метафора, а реальность.

Молитвы, тропарь, акафист

Тропарь, кондак, величание

Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской , глас 4

Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка.

Ин тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской , глас 4

Цвети́ Росси́йскаго лу́га духо́внаго/ в годи́ну лю́тых гоне́ний ди́вно процве́тшии/ новому́ченицы и испове́дницы безчи́сленнии:/ святи́телие и па́стырие,/ мона́си и мирсти́и, му́жие, жены́ же и де́ти,/ до́брый плод в терпе́нии Христу́ прине́сшии,/ моли́теся Ему́, я́ко насади́телю ва́шему,/ да изба́вит лю́ди Своя́ от безбо́жных и злых,/ да утвержда́ется же Це́рковь Ру́сская/ кровьми́ и страда́нии ва́шими// во спасе́ние душ на́ших.

Кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской , глас 3

Днесь новому́ченицы Росси́йстии в ри́зах бе́лых предстоя́т А́нгцу Бо́жию/ и со а́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь, и си́ла, и кре́пость// на́шему Бо́гу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ин кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской , глас 2

Но́вии страстоте́рпцы Росси́йстии,/ испове́днически по́прище зе́мное прете́кшии,/ страда́ньми дерзнове́ние прии́мшии,/ моли́теся Христу́, вас укрепи́вшему,/ да и мы, егда́ найде́т на ны испыта́ния час,/ му́жества дар Бо́жий восприи́мем./ О́браз бо есте́ лобыза́ющим по́двиг ваш,/ я́ко ни скорбь, ни теснота́, ни смерть// от любве́ Бо́жия разлучи́ти вас не возмого́ша.

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

Молитва

О, святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии:/ святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы,/ ца́рственнии страстоте́рпцы,/ благове́рнии кня́зие и княги́ни,/ до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и,/ благочести́вии му́жие и жены́,/ во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии,/ ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии/ и вене́ц жи́зни от Него́ прие́мшии!

Вы во дни гоне́ния лю́таго,/ зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго,/ на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х,/ в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих/ о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́./ Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся,/ пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те/ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите

Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии,/ мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши:/ не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего,/ грехо́м Ка́инова братоуби́йства,/ поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго./ Умоли́те Го́спода Сил,/ да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом;/ да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра;/ да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние,/ род Бо́жий, избра́нный и святы́й,/ при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

АКАФИСТ НОВОМУЧЕНИКАМ И ИСПОВЕДНИКАМ ЦЕРКВИ РУССКОЙ

Текст утвержден Священным СинодомРусской Православной Церкви10 октября 2009 года (журнал № 95)

Акафист

Конда́к 1

Избра́ннии новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, свиде́телие Христо́вы, а́гнцы новозакла́ннии, кро́вию свое́ю ри́зы Це́ркве на́шея украси́вшии. Вы, преще́ний мучи́телей не убоя́вшеся, любо́вь к Бо́гу да́же до сме́рти яви́ли есте́ и в жи́зни ве́чней к Нему́ дерзнове́ние стяжа́ли есте́. Те́мже, предстоя́ще престо́лу Вседержи́теля, помина́йте нас, любо́вию вас почита́ющих и вопию́щих:

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

И́кос 1

А́нгелов Творе́ц и ми́ра Зижди́тель от ве́ка предъизбра́ вас, я́ко ве́рныя свиде́тели Своя́ в земли́ Росси́йстей, и в годи́ну тя́жких испыта́ний благода́ть и си́лу вам дарова́. Вы же, ве́ру Правосла́вную ми́ру безбо́жному яви́вше, тве́рдым испове́данием, изгна́нием и терпе́нием страда́ний, Христа́ просла́вили есте́. Сего́ ра́ди и мы прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, измла́да Христа́ возлюби́вшии;

ра́дуйтеся, глас Па́стыря До́браго послу́шавшии.

Ра́дуйтеся, Ца́рства Бо́жия внутрь себе́ при́сно иска́вшии;

ра́дуйтеся, крест на ра́мо свое́ взе́мшии.

Ра́дуйтеся, сла́ву ми́ра сего́ отри́нувшии;

ра́дуйтеся, за Христа́ страда́ния претерпе́вшии.

Ра́дуйтеся, любве́ ра́ди Бо́жия смерть прие́мшии;

ра́дуйтеся, небе́снаго Ца́рствия дости́гшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 2

Ви́дя оте́чество на́ше в беда́х и ско́рбех су́щее, святи́телю о́тче Ти́хоне, богоизбра́нный патриа́рше земли́ на́шея, призыва́л еси́ ве́рная ча́да Це́ркве Росси́йския за Христа́ и ве́ру Правосла́вную му́жественне стоя́ти. Сам же, по вся дни умира́я за па́ству твою́, испове́дник непоколеби́мый яви́лся еси́, воспева́я Бо́гу:Аллилу́ия.

И́кос 2

Ра́зумом Боже́ственным просвеща́емь, святи́телю о́тче Ти́хоне, Це́рковь Ру́сскую му́дре упра́вил еси́, и, безбо́жныя гони́тели облича́я, па́ству твою́ по́двиги новому́чеников почита́ти призыва́л еси́. Сего́ ра́ди вопие́м тебе́ си́це:

Ра́дуйся, первосвяти́телей Моско́вских благода́тный прее́мниче;

ра́дуйся, Земли́ Ру́сския вели́кий печа́льниче.

Ра́дуйся, апо́стольских преда́ний усе́рдный храни́телю;

ра́дуйся, сокро́вищ Правосла́вныя ве́ры благогове́йный блюсти́телю.

Ра́дуйся, благода́ть Ду́ха Свята́го в се́рдце при́сно име́вый;

ра́дуйся, разделе́ния церко́вная любо́вию врачева́вый.

Ра́дуйся, заточе́ние и поруга́ния му́жественне претерпе́вый;

ра́дуйся, кре́стный путь с па́ствою твое́ю проше́дый.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 3

Си́лою, да́нною вам свы́ше, страстоте́рпцы сла́внии, царю́ Нико́лае и цари́це Алекса́ндро, царе́вичю Алекси́е и царе́вны О́льго, Татиа́но, Мари́е и Анастаси́е, лише́ние ца́рства и сла́вы земны́я со смире́нием восприя́ли есте́. Страда́нием же во́льным да́же до сме́рти Христу́ после́довали есте́ и за убива́ющия вы моли́лися есте́, вопию́ще Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 3

Иму́ще ве́ру несумне́нну, я́ко вся от Бо́га суть, изгна́ние, поруга́ние и темни́чное заточе́ние му́жественне претерпе́ли есте́, ца́рственнии страстоте́рпцы, и му́ченических венце́в сподо́билися есте́. Сего́ ра́ди вопие́м вам си́це:

Ра́дуйтеся, вене́ц и похвало́ ро́да ца́рскаго и богоизбра́ннаго;

ра́дуйтеся, пресла́вныя о́трасли ко́рене благочести́ваго.

Ра́дуйтеся, ца́рствия земна́го лише́ние со смире́нием прие́мшии;

ра́дуйтеся, страда́нии ва́шими Ца́рствия Небе́снаго сподо́бльшиися.

Ра́дуйтеся, за враги́ своя́ усе́рдно моли́вшиися;

ра́дуйтеся, всем се́рдцем Бо́га взыска́вшии.

Ра́дуйтеся, о́браз испове́дничества ве́рным лю́дем показа́вшии;

ра́дуйтеся, седмочи́сленнии страстоте́рпцы, во еди́ном ду́се Бо́гу предста́вшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 4

Бу́рею гоне́ний на Це́рковь Ру́сскую обдержи́ми, святи́телие Бо́жии, ве́рою и страда́ньми му́ченическими благода́ть Христо́ву стяжа́ли есте́ и, кора́бль церко́вный неврежде́нно сохрани́вше, подража́тели пе́рвым му́чеником яви́лися есте́. С ни́ми же на Небесе́х взыва́ете Бо́гу побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 4

Ве́дуще глас ева́нгельский, я́ко па́стырь до́брый ду́шу свою́ полага́ет за о́вцы, священному́ченицы до́блии, любве́ ра́ди Христо́вы и па́ствы своея́ изгна́ния, глад, хлад, зной со́лнечный и рабо́ты го́рькия претерпе́ли есте́, сме́ртию му́ченическою житие́ свое́ увенча́вше. Сего́ ра́ди и мы с любо́вию прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, зало́г Христо́в до́бре сохрани́вшии;

ра́дуйтеся, житие́м и сме́ртию о́браз ве́рным показа́вшии.

Ра́дуйтеся, же́ртву безкро́вную благогове́йне соверша́вшии;

ра́дуйтеся, саме́х себе́ в же́ртву живу́ю прине́сшии.

Ра́дуйтеся, Це́ркве Росси́йския сла́во;

ра́дуйтеся, оте́чества на́шего украше́ние.

Ра́дуйтеся, па́ствы ва́шея ко Христу́ путеводи́телие;

ра́дуйтеся, догма́тов церко́вных ре́вностнии блюсти́телие.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 5

Богосве́тлыя зве́зды на не́бе церко́внем яви́лися есте́, священноиспове́дницы Росси́йстии, и, поноше́ния, заточе́ния, изгна́ния и го́рькия рабо́ты претерпе́вше, Го́спода Иису́са Христа́ му́жественне испове́дали есте́. Та́же, благоче́стно в ми́ре пожи́вше, путь ко спасе́нию во тьме безбо́жия яви́ли есте́, науча́юще ве́рныя при́сно благода́рственно пе́ти Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 5

Ви́девше разоре́ние земли́ Ру́сския и беззако́ние ве́лие, опустоши́вшее ю́, вы, священноиспове́дницы сла́внии, стра́ха и сме́рти не убоя́лися есте́ и, по́двиги испове́дничества благоуха́юще, я́ко кри́ни се́льнии посреде́ пусты́ни, процвели́ есте́. Сего́ ра́ди прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, моли́твою те́плою сердца́ ва́ша в по́двизе утвержда́вшии;

ра́дуйтеся, тве́рдым испове́данием ве́ры просия́вшии.

Ра́дуйтеся, во страда́ниих терпе́ние и кро́тость яви́вшии;

ра́дуйтеся, я́ко а́гнцы незло́бивии посреде́ волко́в ходи́вшии.

Ра́дуйтеся, слу́жбу Бо́жию во у́зах соверша́вшии;

ра́дуйтеся, соу́зники в терпе́нии укрепля́вшии.

Ра́дуйтеся, ду́ши ва́ша за па́ству полага́вшии;

ра́дуйтеся, посреде́ гоне́ний благода́тию Бо́жиею храни́мии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 6

Пропове́дует Це́рковь Росси́йская по́двиги ва́ша, преподобному́ченицы достосла́внии, по́ты трудо́в и кро́вию муче́ний зе́млю на́шу освяти́вшии. Вы бо, слеза́ми покая́ния ду́ши ва́ша омы́вше, в же́ртву живу́ю, благоприя́тную Го́сподеви, себе́ предугото́вили есте́. Ны́не же Ему́ дерзнове́нно предстоите́ и взыва́ете побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 6

Возсия́ свет Христо́в в сердца́х ва́ших, преподобному́ченицы, вы бо, я́ко во́ини добропобе́днии, моли́тву во всеору́жие прие́мше, ве́ры пра́выя ника́коже отпа́ли есте́ и, у́зы темни́чныя, муче́ния тя́жкая и рабо́ты го́рькия претерпе́вше, лю́тую смерть от безбо́жных прия́ли есте́. Сего́ ра́ди прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, путь и́стиннаго Богопозна́ния нам показа́вшии;

ра́дуйтеся, ду́ши ва́ша за Христа́ положи́вшии.

Ра́дуйтеся, я́звы Го́спода Иису́са Христа́ на телесе́х ва́ших носи́вшии;

ра́дуйтеся, вся тле́нная ми́ра сего́ презре́вшии.

Ра́дуйтеся, любо́вь Христо́ву к мучи́телем яви́вшии;

ра́дуйтеся, моли́тву за ненави́дящих вас пролия́вшии.

Ра́дуйтеся, ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду стяжа́вшии;

ра́дуйтеся, по́двиги по́стническими и кро́вию ва́шею зе́млю Ру́сскую освяти́вшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 7

Хотя́ще во дни гоне́ний безбо́жных на Це́рковь Ру́сскую, ве́ру тве́рдую и любо́вь ко Го́споду сохрани́ти, преподобноиспове́дницы честни́и, поноше́ния, заточе́ния, изгна́ния и го́рькия рабо́ты, Христа́ ра́ди претерпе́ли есте́. Та́же, благоче́стно в ми́ре пожи́вше, мно́гим путь ко спасе́нию показа́ли есте́, науча́юще пе́ти Бо́гу побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 7

Но́выя испове́дники показа́ вас Госпо́дь, преподо́бнии отцы́ на́ши, егда́ прии́де испыта́ти лю́ди Своя́, вас же, блаже́ннии, обре́те рабы́ бдя́щия, смире́нием и доброде́тельми украше́нныя. Сего́ ра́ди прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, и́го благо́е на ра́мена своя́ взе́мшии;

ра́дуйтеся, по́двиги поста́ и моли́твы просия́вшии.

Ра́дуйтеся, му́жество и кре́пость в страда́ниих яви́вшии;

ра́дуйтеся, испове́данием ва́шим ве́ру запечатле́вшии.

Ра́дуйтеся, ве́рность Христу́ в житии́ ва́шем сохрани́вшии;

ра́дуйтеся, мно́гия лю́ди в ве́ре пра́вей наста́вившии.

Ра́дуйтеся, за́поведей Христо́вых ве́рнии исполни́телие;

ра́дуйтеся, по́двигов новому́чеников и́стиннии свиде́телие.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 8

Стра́нное чу́до ми́ру яви́сте, новому́ченицы Росси́йстии, вы бо, во страда́нии кре́пость показа́вше, си́лою Христо́вою безбо́жныя одоле́сте и сме́ртию ва́шею воскресе́ние Христо́во пропове́дасте. Ны́не же у престо́ла Бо́жия предстоите́ и воспева́ете побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 8

Вся кра́сная ми́ра сего́ презре́вше, святи́и новому́ченицы Росси́йстии, во след Го́споду кре́стным путе́м после́довали есте́ и по за́поведи ева́нгельстей мзду мно́гу на Небесе́х обрели́ есте́. Сего́ ра́ди приими́те от нас похвалы́ сицевы́я:

Ра́дуйтеся, ве́рнии сы́ны Це́ркве Росси́йския, безбо́жных гони́телей не убоя́вшиися;

ра́дуйтеся, у́зы темни́чныя, труды́ го́рькия и изгна́ния претерпе́вшии.

Ра́дуйтеся, дре́вним му́чеником в страда́ниих уподо́бившиися;

ра́дуйтеся, тала́нт, вруче́нный вам Го́сподем, терпе́нием преумно́жившии.

Ра́дуйтеся, блаже́нство изгна́нных пра́вды ра́ди ве́рою дости́гшии;

ра́дуйтеся, кро́вию ва́шею Зе́млю Ру́сскую освяти́вшии.

Ра́дуйтеся, страда́нии ва́шими о́браз ве́рным подаю́щии;

ра́дуйтеся, венцы́ нетле́нныя от Христа́ Бо́га прие́мшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 9

Вся́ческая страда́ния за Христа́ претерпе́вше, испове́дницы пресла́внии, ве́ру Правосла́вную сохрани́ли есте́ и, терпе́нием гони́тели Це́ркве Ру́сския посрами́вше, благоче́стием в ми́ре возсия́ли есте́. Ны́не же престо́лу Бо́жию предстоите́ и воспева́ете хвале́бную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вети́и церко́внии недоумева́ют ка́ко воспе́ти вас по достоя́нию, но́вии испове́дницы Це́ркве Ру́сския, вы бо в ско́рбех, изгна́ниих и заточе́ниих, Христа́ и́стиннаго Бо́га просла́вили есте́ и ве́рным путь ко спасе́нию указа́ли есте́. Мы же, прибега́юще к моли́твенному предста́тельству ва́шему, дерза́ем ублажа́ти вас си́це:

Ра́дуйтеся, все упова́ние на Бо́га возложи́вшии;

ра́дуйтеся, по́двиг испове́дничества в терпе́нии соверши́вшии.

Ра́дуйтеся, мучи́телей безбо́жных не убоя́вшиися;

ра́дуйтеся, немощны́я в ве́ре укрепи́вшии.

Ра́дуйтеся, рабо́ты го́рькия в сла́дость духо́вную восприе́мшии;

ра́дуйтеся, сердца́ ва́ша Бо́гу в же́ртву прине́сшии.

Ра́дуйтеся, страда́нием ду́ши ва́ша очи́стившии;

ра́дуйтеся, житие́м святы́м о́браз ве́рным показа́вшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 10

Спасти́ хотя́ Госпо́дь мно́жество жен и дев, во оби́тели и́ноческия ты́я призва́. Во дни же гоне́ний безбо́жных му́жескую кре́пость им дарова́, е́же за и́мя Свое́ пострада́ти и терпе́нием мно́гим Ца́рствия Небе́снаго дости́гнути, да я́ко му́дрыя де́вы, в черто́зе бра́чнем Христу́ Жениху́ воспева́ют песнь: Аллилу́ия.

И́кос 10

Стена́ и по́мощь благонаде́жная бы́сть Богоро́дица вам, святы́я преподо́бныя жены́, му́ченицы и испове́дницы, в ско́рбех, изгна́ниих и у́зах пребыва́ющим. Вы бо любо́вию и труды́ лю́дем стра́ждущим, я́ко Самому́ Сы́ну Ея́, послужи́сте. Те́мже с благодаре́нием вас ублажа́ем:

Ра́дуйтеся, преподобному́ченицы, я́ко а́гницы непоро́чныя, за Христа́ закла́нныя;

ра́дуйтеся, преподобноиспове́дницы, я́ко голуби́цы чи́стыя, се́тей врага́ изба́вльшияся.

Ра́дуйтеся, жите́йская попече́ния во и́ночестве отри́нувшия;

ра́дуйтеся, во страда́ниих Христу́, я́ко мироно́сицы, после́довавшия.

Ра́дуйтеся, гоне́ний жесто́ких и сме́рти лю́тыя не убоя́вшияся;

ра́дуйтеся, в муче́ниих благода́тию Бо́жиею укрепля́емыя.

Ра́дуйтеся, ева́нгельски, я́ко Мари́я, благу́ю часть избра́вшия;

ра́дуйтеся, я́ко Ма́рфа Христу́, бли́жним послужи́вшия.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 11

Пе́ние всеумиле́нное прино́сим вам, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йския, вы бо, благоче́стно в зако́не Госпо́дни пожи́вша, ве́ру Правосла́вную сохрани́ли есте́, и сме́ртию му́ченическою и терпе́нием страда́ний за Христа́ гони́тели Це́ркве Ру́сския посрами́ли есте́. Ны́не же, во Ца́рствии Небе́снем лику́юща, воспева́ете Бо́гу побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 11

Све́том ева́нгельским просвеще́нныя и за́поведи Госпо́дни сохра́ньшия, святы́я жены́ и де́вы, доброде́тельное житие́ во дни гоне́ний лю́тых страда́нием во́льным увенча́ли есте́ и вои́стину но́выя му́ченицы и испове́дницы яви́лися есте́. Сего́ ра́ди воспева́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, му́ченицы, любо́вию ко Христу́ страх сме́рти превозмо́гшия;

ра́дуйтеся, испове́дницы, в страда́ниих за Христа́ ве́ру и наде́жду соблю́дшия.

Ра́дуйтеся, по́двиги ва́шими А́нгелы возве¬сели́вшия;

ра́дуйтеся, не́мощь естества́ же́нскаго сло́вом Бо́жиим препобеди́вшия.

Ра́дуйтеся, Христо́вы за́поведи житие́м и сме́ртию испо́лнившия;

ра́дуйтеся, му́дрости ева́нгельских дев подража́вшия.

Ра́дуйтеся, муже́м свои́м в гоне́ниих после́довавшия;

ра́дуйтеся, ны́не ку́пно с ни́ми венцы́ Небе́сными увенча́нныя.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 12

Благода́тное утвержде́ние Це́ркве на́шея и́мамы вас, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии. Вы бо, се́рдцем ве́рующе в пра́вду, усты́ же Го́спода Иису́са Христа́ во спасе́ние испове́давше, заточе́ния, изгна́ния, го́рькия рабо́ты и смерть претерпе́ли есте́. Ны́не же моли́теся ко Го́споду о нас, земны́х сро́дницех ва́ших, да при́сно с ва́ми пое́м Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́ще ва́шу небе́сную сла́ву, страстоте́рпцы Христо́вы, лобыза́ем я́звы ва́ша, вы бо, стопа́м дре́вних му́ченик после́дующе, не уклони́стеся ско́рби, ни убоя́стеся темни́цы, го́рькими рабо́тами, гла́дом и хла́дом изморе́ни бы́сте и, многови́дными му́ками умерщвля́еми, я́ко а́гнцы незло́бивии, ве́ры ра́ди пострада́сте и смерть прия́сте. Те́мже приими́те от нас похвалы́ сицевы́я:

Ра́дуйтеся, святи́телие Христо́ви, до́бре Це́рковь упра́вившии;

ра́дуйтеся, иере́и Бо́жии, ду́ши за па́ству полага́вшии.

Ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, от богобо́рных власте́й смерть и поруга́ние прие́мшии;

ра́дуйтеся, благове́рнии кня́зие и княги́ни, благоче́стие да́же до сме́рти соблю́дшии.

Ра́дуйтеся, преподо́бнии му́жие, пра́ведное житие́ венце́м страда́ния увенча́вшии;

ра́дуйтеся, преподо́бныя жены́, кре́пость и му́жество в страда́ниих яви́вшыя.

Ра́дуйтеся, вси правосла́внии христиа́не, за преде́лами оте́чества многоразли́чне пострада́вшии;

ра́дуйтеся, вси ве́домии и неве́домии, Бо́гом увенча́ннии лю́дие.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 13

О, пресла́внии новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии! Приими́те ма́лое сие́ моле́ние на́ше, в похвалу́ вам ны́не приноси́мое, и моли́теся ко Христу́ Бо́гу, да укрепи́т в лю́дех дух братолю́бия и благоче́стия, да утверди́т во Оте́честве на́шем ве́ру Правосла́вную и сподо́бит нас ку́пно с ва́ми воспева́ти Ему́: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды. И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О, святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии: святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы, ца́рственнии страстоте́рпцы, благове́рнии кня́зие и княги́ни, до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и, благочести́вии му́жие и жены́, во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии, ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии и вене́ц жи́зни от Него́ прие́мшии!

Вы во дни гоне́ния лю́таго, зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго, на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х, в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́. Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся, пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.

Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии, мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши: не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего, грехо́м Ка́инова братоуби́йства, поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго. Умоли́те Го́спода Сил, да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом; да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра; да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние, род Бо́жий, избра́нный и святы́й, при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Частые вопросы

Сколько новомучеников и исповедников?

Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года. Были прославлены 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий.

Сколько всего русских святых?

Вот самый простой из них: сколько у нас святых? В текущем месяцеслове Русской Православной Церкви 5008 святых. Из них 2575 – святые Русской Церкви: почти половина. Понятно, что эти цифры не отображают полноты Православной Церкви, во-первых, потому что есть множество местночтимых святых разных Поместных Церквей.

Как называется список имён святых?

Святцы – это церковный календарь, в котором указаны православные праздники и дни памяти святых, в честь которых и дают имена при Крещении.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении жизни и подвигов новомучеников и исповедников Российских, обратите внимание на их примеры веры, мужества и преданности Христу. Изучение их жизни может вдохновить и укрепить вашу собственную веру.

СОВЕТ №2

Исследуйте исторические обстоятельства жизни и мученической кончины новомучеников и исповедников Российских. Понимание их времени и обстоятельств поможет вам лучше оценить их подвиги и жертвенность.

СОВЕТ №3

Помните, что новомученики и исповедники Российские несмотря на страшные испытания и мучения, оставались верными своим убеждениям и Церкви. Их пример может послужить вам напоминанием о важности верности и терпимости в современном мире.

Свидетельства чудес и чудотворных исцелений

Свидетельства чудес и чудотворных исцелений, происходящих через молитвенное обращение к новомученикам и исповедникам Российским, являются одним из ключевых аспектов их почитания. Многие верующие рассказывают о чудесах, произошедших благодаря молитвенной помощи святых, которые отдали свои жизни за веру во Христа.

В разных уголках России и за её пределами люди делятся своими историями о неожиданных исцелениях, спасении от болезней и бед, произошедших после обращения к новомученикам и исповедникам. Эти свидетельства становятся свидетельством веры и милости, действующей через святых заступников перед Богом.

Чудеса и чудотворные исцеления, связанные с новомучениками и исповедниками Российскими, укрепляют веру верующих и напоминают о важности духовной борьбы и принятия страданий во имя Христа. Эти свидетельства являются светлым свидетельством о том, что вера и преданность Господу могут преодолеть любые испытания и принести исцеление души и тела.

Оцените статью
Добавить комментарий