Первоверховные апостолы Петр и Павел: разные судьбы и особая миссия в истории

Петр и Павел – два великих апостола, чьи имена прочно вписаны в историю христианства. Их разные судьбы и особая миссия оказали огромное влияние на формирование христианской церкви. В данной статье мы рассмотрим их жизненный путь, значимость в христианской традиции, а также обряды и праздники, связанные с их памятью.

Мнение эксперта:Петр и Павел, первоверховные апостолы, играли ключевую роль в становлении христианства. Петр, избранный Христом “камнем”, стал основателем первой христианской общины в Риме. Его судьба была наполнена испытаниями и страданиями, что лишь укрепило его веру. Павел, прежде гонивший христиан, обратился к вере после встречи с Иисусом на дороге в Дамаске. Его миссия была проповедь Евангелия язычникам. Петр и Павел, несмотря на разные пути и характеры, объединялись в стремлении распространить учение Христа по всему миру.https://www.youtube.com/embed/twFx-XzkzTQЖитие апостолов Петра и Павла

Петр жил обычной жизнью рыбака. Он был женат, воспитывал двоих детей. Ко Христу его привел младший брат, Андрей, в Евангелии — Андрей Первозванный. Впечатленный радостью открытия мессии, он не мог не поделиться ею с младшим братом. Так начался для Петра путь следования за Ним.

«Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»

Несмотря на признание его Иисусом, он не сразу был призван на апостольское служение, а лишь когда вера его окрепла. Прежде Петр стал свидетелем исцелений, воскрешений и Божественного Преображения Иисуса на горе Фавор. Он единственный, кто бросился навстречу идущему по воде Христу, и единственным, кто на вопрос о том, кто Он, ответил:

Цитата«Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16)

Путь его был тернист и полон противоречий. Он трижды предавал Христа, но искупил свое малодушие, на деле доказав преданность Богу — Сыну, и стал единственным, кто выступал как защитник Христа на суде синедриона.

Апостол Петр

Константинопольский мастер. VI век.

Синай, монастырь Св. Екатерины.

Апостол Петр VI в.

Не обладая книжными познаниями, он, проникнутый сошедшим с небес Святым Духом на праздник пятидесятницы, произнес короткую, но проникновенную проповедь. И по словам его тысячи прихожан, собравшихся в храме, обратились в христианскую веру. Апостол, будучи посланником Его, проповедовал в странах Запада и Востока среди иудеев. И мученически скончался в Риме в 67 году, распятый на кресте вниз головой.

Совсем другой дорогой шел ко Христу апостол Павел. Римский гражданин, родившийся в знатной семье и получивший хорошее образование, не знал Иисуса при земной жизни Спасителя, но ревностно сражался против Его учения. Савла возмущали апостольские речи и он испросил разрешение синедриона преследовать христиан повсюду, чтобы судить их в Иерусалиме.

Однажды на пути в Дамаск, где скрывались от иудеев приверженцы Учения, его поразил яркий свет, отчего путник ослеп. Одновременно он услышал и голос с небес, который поведал о том, что Он и есть тот, кого  преследует фарисей. Услышал Савл и о миссии, для которой был выбран Богом — стать проповедником Учения Христа для язычников. Спустя несколько дней, проведенных в Дамаске в посте и молитвах, бывший слуга синедриона  прозрел. Но прежде он обрел зрение духовное, открывшее ему Истину.

Апостол Павел

1387–1395 гг.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Апостол Павел

Приняв в святом Крещении имя Павел, он стал проповедовать среди язычников, за что подвергался гонениям. Апостол претерпел многие испытания, но проповеди его обращали в христианскую веру и простолюдинов, и ученых мужей. Да и сопровождались они исцелениями больных и воскрешением мертвых.

Не единожды спасшись, в назначенных час и он должен был принять мученическую смерть. Император казнил его за то, что тот обратил в христианство его любимых жен и виночерпия. Апостола Павла обезглавили 29 июня как римского гражданина. Согласно некоторым источникам, в этот же день, но годом раньше принял свою смерть на кресте и апостол Петр
.

Сходства Различия Особая миссия
Оба ученики Иисуса Пётр был рыбаком, Павел был фарисеем Пётр: основал церковь в Риме, Павел: распространял христианство среди язычников
Оба проповедовали Евангелие Пётр проповедовал в Иерусалиме, Павел проповедовал в Малой Азии, Греции и Риме Пётр: укреплял веру первых христиан, Павел: писал послания к церквям
Оба были гонимы иудейскими властями Пётр был арестован и освобождён благодаря ангелу, Павел был арестован и заключён в тюрьму Пётр: получил ключи от Царства Небесного, Павел: был призван для проповеди Евангелия язычникам
Оба умерли мученической смертью Пётр был распят вниз головой, Павел был обезглавлен Пётр: стал первым епископом Рима, Павел: стал одним из величайших апостолов всех времён

Почему «первоверховные» апостолы?

Для апостолов не свойственная иерархия. Каждый из 12 потрудился для распространения учения Христа, неся Благую Весть по городам и весям. Почти все из них, за исключением Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть за веру и миссионерскую деятельность.

Однако Петра и Павла в христианстве отмечают как людей, имеющих особую миссию. Именно они  подарили античному миру Слово Божье, создав оплот христианской Церкви и на Земле, и в людских душах. Поэтому и в Деяниях апостолов от Луки по большей части повествуется о вкладе Петра и Павла, не умаляя трудов и подвигов остальных.

Интересные факты

  1. Апостолы Петр и Павел не были изначально последователями Христа. Петр был рыбаком, а Павел – фарисеем и гонителем христиан. Но оба они в конечном итоге обратились в христианство и стали одними из самых важных фигур в ранней церкви.

  2. Петр и Павел разделили между собой проповедническую миссию: Петр отвечал за иудеев, а Павел – за язычников. Благодаря их совместным усилиям христианство распространилось по всей Римской империи.

  3. Оба апостола были мучениками. Петр был распят вверх ногами, а Павел обезглавлен. Их мученичество стало символом веры и преданности Христу.

Первоверховные апостолы. Протоиерей  Андрей Ткачёв.Первоверховные апостолы. Протоиерей Андрей Ткачёв.

Почему Петра и Павла изображают вместе и поминают в один день?

Апостольское служение людей из разных миров и противоположных убеждений объединила та особая роль, которую они выполняли  в земном устройстве Церкви. У каждого из них на этом пути была своя задача. Петр проповедовал среди иудеев, Павел —среди язычников.

Так, Петр, обратив в веру несколько тысяч прихожан на праздник пятидесятницы, стал тем «первым камнем» в Христовой Церкви, воплотив в жизнь Его пророчество:

. «…Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;» (Матф.18)

Он проповедовал иудеям на территории Азии, странах Африки и Европы.

Обладая недюжинной духовной силой, исцелял немощных, даже когда их просто выносили на улицу, по которой он следовал, поскольку, уверовав, обладал силой, данной ему Христом и подтверждал этим еще одно Его  пророчество:

Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

(Евангелие от Иоанна 15:5)

Заботы по организации христианских общин легли на плечи  обоих посланников. На современном языке, они взяли на себя хозяйственные, административные, дисциплинарные функции на довольно обширной территории. И заложили фундамент той земной Церкви, которую мы знаем сейчас.

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Апостол Павел, первым ступив на европейские земли, основал множество церквей на территории современной Греции, в древних Филипах, оставив после себя «Послание к Филлипийцам», а после направился с той же миссией к язычникам в Афины, намереваясь позже дойти до Испании.

Сделав остановку в Риме, где уже сложилась большая христианская община, Павел пишет «Послание к Римлянам». В нем он системно изложил отношение Ветхого завета к Евангелию. И, создав доктрину, которая обосновывает учение Христа, выполнил еще одну свою важную миссию. Он создал 14 таких посланий, которые приравнивают к Евангелию по высоте и масштабности звучащих в них мыслей.

Именно в Риме он в последний раз встретится  с апостолом Петром. И именно здесь оба они обретут последнее пристанище.

Первоверховные апостолы Петр и Павел/ А.И. ОсиповПервоверховные апостолы Петр и Павел/ А.И. Осипов

Иконография Петра и Павла

Канон в изображении святых апостолов окончательно формируется уже к V веку, в период раннего средневековья. Из античности художники позаимствовали одеяния святых  — они традиционно изображаются в гиматиях, босыми или в сандалиях.

Взаимодополняемость, соборность апостолов была заявлена еще в ранних работах античного периода  и прослеживалась в композиции барельефов, найденных в римских катакомбах. На них апостолы всегда изображались вместе.

В иконах раннего средневековья тема соборности находит продолжение и в цветовом решении. Парадоксальным образом палитра одежд святых символизирует и их единство, и их различия. Так, хитоны у Петра и Павла синего цвета, что означает стремление к Богу, мудрость. И в этом образы апостолов схожи. А вот  различные цветовые вариации их верхней одежды говорят об индивидуальных свойствах и чертах. Возможно, разная палитра трактуется и как визуальная цитата, которая отсылает нас к спору апостолов  в Антиохии, подчеркивая различия их взглядов в определенный период.

В то же время, находясь в пределах одной композиции, цвета их одежд воспринимаются и как одно целое, то есть как множество свойств и черт, присущих Петру и Павлу как соборным святым. Гиматий Петра цвета охры, Павел же облачен в вишневый плащ. Иногда  мы видим Павла  в зеленом хитоне. Меняющаяся палитра их одежд является символом Божьего присутствия, пролитой крови, вечного обновления и духовной чистоты — того, что сопровождало их на жизненных дорогах.

Икона святых апостолов Петра и Павла

Икона святых апостолов Петра и Павла

Связь апостолов подчеркивается и композиционно: их фигуры обращены друг к другу, к иконе Христа. Этот иконографический тип берет начало в XI веке. Икона, которая позже станет родоначальницей канона,  находилась в  Софийском соборе Новгорода. Святые изображены на ней в полный рост, угадывается их портретное сходство. Десница  Петра повторяет именословный жест Христа, чья оплечная икона изображена выше, Павел же осеняет себя крестным знамением. Характерны атрибуты, которые в тех или иных вариациях будут повторяться в более поздних изводах иконографического типа — книга в руках у Павла и свиток, ключи и золотой посох у Петра.

Kогда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.(Ин.21:15).

Существует и еще один иконографический канон, который также нашел продолжение в более поздних изводах. На них Петр и Павел смотрят на молящихся. Их перста сложены в благословляющим жесте, почти одинаково располагаются книга и свиток в их руках. Ни ключей, ни посоха в руках Петра уже нет. Портретное сходство также угадывается. Более лаконична версия этой иконы позже будет  воспроизведена в иконе XV века, которая находится в Художественном музее Петрозаводска.

Оба иконографических варианта получили распространение на Руси.

Но большую часть икон первоверховных составляют иконы деисусного ряда. Они могут выполнены в полный рост или же иметь поясное изображение. Наиболее известные принадлежат кисти Андрея Рублева.

Апостолы Петр и Павел.

1408. Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв. Апостолы Петр и Павел. 1408.

Апостолы Пётр и Павел в искусстве

Свой взгляд на события первых веков христианства высказали и западноевропейские художники. Они переосмыслили их, придав библейским героям черты своих современников. На их картинах изображены ключевые события, связанные с миссионерской деятельностью апостолов Петра и Павла, но философский подтекст позволяет осмысливать их в контексте вечных общечеловеческих ценностей.

Эль Греко

Автор изображает встречу апостолов в Антиохии. Она сопровождалась спорами между ними и описана Павлом в «Послании Галатам».  Напряжение, возникшие между ними, прочитываются в позах апостолов. Судя по трактовке художником древнего сюжета, в разговоре Павел доминирует. Об этом говорит его уверенный взгляд, он твердо опирается на раскрытую книгу. Роль Петра подчиненная. Доводы Павла как будто застали его врасплох. Это прослеживается в его растерянном взгляде. Картина была написана между  1587—1592  годами.

«Апостолы Пётр и Павел» (исп. Los apóstoles Pedro y Pablo) — картина Доменикоса Теотокопулоса

по прозванию Эль Греко из собрания Государственного Эрмитажа

Около 1587—1592 года

Апостолы Пётр и Павел

Позже художник воссоздает сюжет, оставив композицию прежней, но лишив её психологического напряжения. На поздней версии апостолы демонстрируют полное единодушие. По  мнению критиков, это полотно значительно слабее первой работы, в которой в изобразительной форме воплотились идейные противоречия, зафиксированные в апостольском послании.

Питер Брейгель

Художник интерпретирует сюжет «Обращение Савла», который держит путь в Дамаск, чтобы расправиться с многочисленным христианским сообществом. Савла на картине удается разглядеть не сразу. Создавая панораму, Брейгель прежде всего передает атмосферу события, его масштабность.Сначала  мы видим ошеломленных воинов и только после взгляд перемещается на распростертого Савла. Внезапное ослепление парадоксальным образом приводит его к прозрению, трансформируя бывшего гонителя в будущего апостола Павла.

Караваджо

Живописец рассказывает о казни Петра на кресте. Событию предшествует встреча апостола с Христом на Аппиевой дороге, после чего он, шедший из Рима, чтобы спастись, возвращается туда, чтобы погибнуть.

Поразительная реалистичность образов — одна из главных особенностей картин Караваджо. На ней отсутствует задний фон и всё внимание сосредоточено на событии. Убийцы торопятся, их движения суетливы. Динамику передают и множество диагональных линий — полуподнятный крест, натянутый трос. Контрастное изображение усиливает драматизм события.

«Распятие Святого Петра» — картина Караваджо,

написанная в 1601 году для капеллы Черази церкви Санта-Мария-дель-Пополо

в Риме вместе с «Обращением Савла по дороге в Дамаск» (1601).

Распятие Святого Петра

Праздник святых апостолов Петра и Павла

Это  не переходящая дата, он отмечается 12 июля по новому стилю и 29 июня по юлианскому календарю. В иерархии церковных праздников  относится к великим. По церковному преданию, именно в этот день, с разницей в год, святые приняли мученическую смерть.

С этой датой связано и перенесение их мощей в Риме в 258 году.

Уже в III веке, при императоре Константине,
праздник в честь Петра и Павла
входит в календарь как особо почитаемый. На Русь он пришел после Крещения.

Известные храмы апостолов Петра и Павла

Первые храмы в честь святых были построены в Константинополе и Риме при императоре Константине.

Самым большим в мире собором святого Петра считают базилику в Ватикане. Она воздвигнута на месте цирка Нерона. Именно здесь был распят и похоронен апостол Петр в 67 году. Базилика была построена спустя два с лишним столетия после его гибели, в 326 году, и несколько раз на протяжении тысячелетия подвергалось реконструкции. Нынешний масштаб приобрела в средние века, при папе Юлии II. Сооружение является крупнейшим христианским памятником мирового значения.

В России, по  данным специализированного сайта, находится чуть менее полутора тысяч храмов, воздвигнутых в честь первоверховных апостолов в
разных городах
. Один из них — Петербург, и сам находящийся под небесным покровительством
Петра и Павла
. Самый известный храм, носящий имя апостолов  — Петропавловский собор — построен в 1733 году. Это яркий образец барочной архитектуры, символ города и самое высокое место среди храмов Петербурга. Здесь находится усыпальница царской семьи. Всего в Ленинградской области, находится 20 храмов в честь святых
.

О чём молятся эти святым?

Первоверховные апостолы, прошедшие сложный и тернистый путь по распространению христианства, преодолев множество трудностей, и верующим помогают обрести ту же твердость духа на пути к своей цели.

К ним обращаются с
просьбами во многих случаях
:

  • понять свое предназначение;
  • укрепиться в вере и сохранить надежду;
  • преодолеть трудности;
  • найти работу;
  • обрести любовь;
  • заручиться успехом в новых начинаниях.

Читать молитву лучше перед ликами святых, но прежде стоит исповедаться и причаститься. Если молитва читается дома, то постарайтесь очистить свои мысли от суеты и сожалений. Ведь вера, и мы это видим на примере апостольской жизни, может творить чудеса, делая чище нас и мир вокруг.

Читайте также:
Знаменитые соборы апостолов Петра и Павла

Акафист

Аз есмь пастырь добрый, рекий о Себе Господь глагола к тебе, первопрестольный апостоле Петре: аще любиши Мя, паси овцы Моя; и Он же рекши: Аз есмь Иисус. Глагола от Тебе верховный апостоле Павле: яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки. Купно же к всем обещником вашим апостолом своим рече: яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы: шедше научите вся языки. Вы же толику благодать от добраго Пастыреначальника своего имуще, яко первые по Нем всея вселенныя пастырие и учителие, от всяких нас бед, на пажить спасенне сохраняйте, да зовем вам: Радуйтеся, святии первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Икос 1

Блажен еси Симоне, сыне Ионин, рече ти Христос, Сын Бога Живаго, достославне апостоле Петре. Мы же, како тя достойно возможем у блаженнаго Богом блажити! Но точию любовным долгом верно влекоми, сице вопием к тебе: Радуйся, первейшее по Христе между апостолы Церкве Святыя основание.

Радуйся, крепкий веры православныя столпе и утверждение.

Радуйся, теплый любителю Христова учения.

Радуйся, первоседальниче апостольскаго учения.

Радуйся, добрый Царствия Небеснаго вратарю.

Радуйся, известный кающимся о гресех врачу.

Радуйся, мирскую суету отвергший, духовную жизнь возлюбивый.

Радуйся, тленныя сети оставльший, нетленными вселенную уловивый.

Радуйтеся, с Петром и Павле, сияющие яко две светиле велице.

Радуйтеся, Богом спряженная двоице, светоумныя Его колесницы.

Радуйтеся, вси святии апостолы боговидцы, яко все вы есте свет всего мира.

Радуйтеся, яко вами от Христа везде возсия спасающая нас вера.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 2

Веровал еси чудно звание свышше прием, учителю языков, егда ти Иисус рече: Савле, что Мя гониши, неверием недостижимаго! Но отселе да веруеши, се бо помрачитися дерзость сопротивная: сведи, да тя избрах судеб Моих пред царьми и языки и сынми Израилевыми: таковая же внемши, Богом званный апостоле Павле, возопил еси: Аллилуиа.

Икос 2

Глас с небесе Савле слышав, зрети же по сем не могл еси; сопротивне бо гоняще непостижимаго, и ревности законной приял еси измены слепоту очима; руководим же, купели достиже Божественнаго Крещения, идеже верно погрузивыйся, прозрел еси телесныма и душевныма очима: темже о чудесном звании твоем взываем к тебе: Радуйся, Богом званный апостоле, посланный на проповедь всем языком.

Радуйся, сосуде избранный, точащий сладость веры Христовы всем человеком.

Радуйся, самовидче озарившаго тя свышше Божественнаго света.

Радуйся, паче иных просвещенный благодатию по сени Ветхаго Завета.

Радуйся, Господу Иисусу, явшу ти ся на земли собеседовавый.

Радуйся, укреплением Его жестоко неверующих обличати дерзавый.

Радуйся, всю вселенную просветивый богомудрыми твоими писании.

Радуйся, паче всех по Христе потрудивыйся о человечем спасении.

Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко два херувимы кивот Церкве Святыя покрывающии.

Радуйтеся, яко два серафими престолу Вышняго предстоящии.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко вы есте небеса поведающии славу Божию.

Радуйтеся, яко вы есте звезды, венчающии Церковь, невесту Христову.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 3

Дивился еси в ужасе Петр святый апостол, видя плащаницу ниспущенну свышше, в ней же бе притча человеколюия Божия, всеми животными, паче же и нечистыми прознаменующая, яко от всех язык произволяющих веровати в Христа Иисуса, неподобает отметати: толику же тайну уразумев, возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Естество рода скверна и нечиста, николиже вниде в уста моя, рекл еси всеблаженне апостоле Петре; но Божественный промысл отвеща тебе гласом с небеси: яже Бог очистил есть, ты не скверни, сим назнаменуя, яко не прииде Спас призвати праведных, но грешных на покаяние. Мы же сия явленное тебе уведевше, вопием: Радуйся, апостоле милостивне, Царствие Небесное, отверзаяй.

Радуйся, не на лица, но на дела всех язык взираяй.

Радуйся, множество наших покрываяй твоею любовию.

Радуйся, и малое покаяние совершаяй своею милостию.

Радуйся, скорый помощниче, призывающим тя в бедах душевных.

Радуйся, молитвою твоею воздвизаяй душею и телом мертвых.

Радуйся, слышащих слово твое верных, Духом Святым укрепивый.

Радуйся, словеси твоими, яко стрелами, неверных уязвивый.

Радуйтеся, с Петром и Павле, яко два очеса Церкве Боговидная.

Радуйтеся, недремлющими веждома хранящии новаго Израиля.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко стражие на стенах Иерусалимских.

Радуйтеся, наставницы наши бдящии о душах христианских.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 4

Живущим в Дамасце людем проповедати начал еси, Богом просвещенный апостоле Павле, да веруют во Христа Иисуса, Сына Божия, ихже в удивление ввел еси: како иже верующих в имя Христово прежде гоняше, се и сам претворися в верна! Темже и убити тя совещаша. Уведав же совет их и жестосердие тех в слепоте неверия оставль, от верных кошницею по стене низпущен, возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Зельною ревностию проповедал еси Павле святый укланятися от служб прешедших Ветхаго Закона и обрезания, притекати же к бане Божественнаго Крещения, не токмо сущим от еврей, но и от язык, ихже и любезнейший учитель был еси; сего ради приглашаем тебе сице: Радуйся, проповедниче Богом посланный к возвещению грешным покаяния.

Радуйся, громогласный учителю благочестия, обличителю злочестия.

Радуйся, от язык к вере Христовой притекающих милостивый приветниче.

Радуйся, заблудших от пути праваго истинный наставниче.

Радуйся, кораблю соблюдающий от греховнаго погружения.

Радуйся, кормчий, управляющий ко пристанищу богоугождения.

Радуйся, скорбящим скоропредстательный утешителю.

Радуйся, немощей душевных и телесных немздоприемный исцелителю.

Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко две крыле Церкве от Христа орла великаго.

Радуйтеся, и яко две криле ей голубине данныя от Духа Святаго.

Радуйтеся, вси святии апостоли, целы яко голуби, и яко орли упованием окрилатевшии.

Радуйтеся, идеже Христов в теле, таможде и вы собранные.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 5

Земными потяся труды и от лова рыбнаго питаяся, воззван был еси, апостоле святый Петре, и веровав, обильно питающему Христу, Иже от пяти хлебов толико тысящь народа насытил есть; последовал еси Ему, труждаяся о брашне негиблющем, но пребывающем в живот вечный, и вопия яко Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Имея запрещение от архиерей и старец иудейских, не учити о имени Господа Иисуса, блаженный Петре апостоле, верою несумненною вооружься, отвещал еси, повинутися подобает Богови паче, нежели человеком; за сие же темницу и раны претерпев отшел еси радуяся от лица собора, яко за имя Господне сподобился еси безчестие прияти. Сего ради и мы радостная приносим тебе глаголюще: Радуйся, сонмище иудейское писании пророческими о Христе посрамивый.

Радуйся, лживая прения фарисеев и саддукеев яко паучину растерзавый.

Радуйся, многи чудеса благодатию Духа Святаго соделоваяй.

Радуйся, хромым хождение и слепым прозрение подаваяй.

Радуйся, и сению твоею от одров болезни возставивый.

Радуйся, страждущих от дух нечистых многих исцеливый.

Радуйся, ловцев рыб к чудно призываяй ловитве.

Радуйся, яко рыбы безгласны, неверных привлекаяй к вере.

Радуйтеся, с Петром и Павле, яко два суща невесты Христовы Церкве матере нашея.

Радуйтеся, и яко два грозда винная, питающая нас и веселящая.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко вы есте розги Христа лозы истинныя.

Радуйтеся, яко вы есте и добрые делателие винограда Христова.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 6

Израильтянин от колена Венеаминова, по закону фарисей, по ревности гонитель Церкве Божия, именовался еси апостоле, святый Павле, не покровенно извествуя прежняя своя напраснства на верующих в Христа Иисуса; но яко по премногу гонил еси Церковь Божию и разрушал ю, тако ныне славно таяжде тобою украшаема, и медоточными твоими ученьми крепко утверждаема, вопиет к Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь или теснота или гонение и подобная сим, рекл еси боголюбезный проповедниче вселенныя, апостоле Павле. Всех в Христа верующих, усердно рекл еси к любве Его приводя, яко да доблественне и благодарне Бога ради скорби претерпеваем. Темже любезно приглашаем тебе сице: Радуйся, ревнителю, бывый в законе Савле званный.

Радуйся, в благодати совершенный любителю Христов, Павле нареченный.

Радуйся, свете богоразумия сущим во тьме неведения.

Радуйся, звездо наставляющая бедствующих в глубине беззакония.

Радуйся, души верных Христу обручивый и в чертог небесный призвавый.

Радуйся, многи скорби претерпевый и прочих терпети утвердивый.

Радуйся, его же руками Бог Силы непросты творяше.

Радуйся, его же и главотяжкии потные недужныя исцеляше.

Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко два столпы Церковь небеснаго Соломона утверждающие.

Радуйтеся, и яко два крины на столпех его святилище Божие украшающие.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко цветы всему миру издающии благоухание.

Радуйтеся, благоуханием вашим отгоняющие всякаго беззакония злоухание.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 7

Людий, живущих в Лиде дошед, удивил еси, блаженный апостоле Петре, егда Енея от осьми лет лежаща на одре разслабленна возставил еси именем Иисуса Христа ходити. Во Иопии же умершую Тавифу на живот молитвою паки возвратил еси. В Кесарию же призван, Корнилия сотника со всеми сущими в дому его, Божественным Крещением просветил еси; и вси абие единодушно взываху: Аллилуиа.

Икос 7

Мысляше Симон волхв благодать Святаго Духа сребром стяжати, его же блаженный апостоле Петре погибели быти наследника и сребром обличи, и сребролюбный нрав святокупства, яко же и святотатства, жестоко запретил еси; темже приглашаем ти сице: Радуйся, Церковь Христову благодатию духовною обогативый.

Радуйся, мздоприятие за святая в церкве запретивый.

Радуйся, имже сребролюбие яко корень всех злых от благодати духовныя отсечеся.

Радуйся, имже лихоимание, яко идолослужение от святыни отвержеся.

Радуйся, жития нестяжательнаго Христа ради научивый.

Радуйся, заповедь Христову: не можете Богу работати и мамоне, добре исполнивый.

Радуйся, и святотатство Анании смертию казнивый люте.

Радуйся, и Сапфиру в томже согласующую, тойжде предавый казни.

Радуйтеся, с Петром и Павле, яко есте две маслине милость источающии.

Радуйтеся, яко есте два светильники премудростию светящии.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко леторасли масличныя.

Радуйтеся, от них же всяк есть, яко маслина в дому Божием плодовитая.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 8

Небесе третияго достиг, душевныя и телесныя ради твоея святыни и неизреченными богодарованми обогатився, оттуду сшел еси, богоблаженне апостоле Павле, и всех удивил еси, исполняя богоразумными учении, сущих от Иудеи же и от язык в Христа верующих. С ними же купно и мы все верные, тогожде небеснаго учения твоего причастницы, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Образ сущи верным, многия раны жезлием и камением биения, на теле твоем радостно терпел еси, сладкаго ради Иисуса, Богом званный апостоле Павле, наказуя явственне, яко в Христа Иисуса верующим, свойственно есть Его ради всякия скорби благодарне терпети: отнюду же и мы пользующеся, вопием ти сицевая: Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле своем радостно носивый.

Радуйся, адаманте крепкий душею и телом, всякия скорби сильно претерпевый.

Радуйся, пред языки и царьми исповедниче Христов непреборимый.

Радуйся, пред законоучительми израильскими учителю непобедимий.

Радуйся, светозарная луче, от третияго небеси просиявшая.

Радуйся, многоплодная лозо от рая пищи духовныя исполненнаго прозябшая.

Радуйся, учением твоим всю поднебесную яко немерцающим светом озаривый.

Радуйся, пользою дел твоих, яко пресладкими плоды по всей земли верных напитавый.

Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко два древа посреде рая церковнаго.

Радуйтеся, творящии плод жизни и разумения добраго.

Радуйтеся, вси святии апостолы, яко финики и яко кедры мысленные.

Радуйтеся, яко сад небеснаго Отца на небо пресажденные.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 9

Промышление общее творил еси, блаженне апостоле Петре, о всех приходящих к вере Христовой, имже сердце и душа едина; темже и требованию их пристави служителя целомудреннаго Стефана с шестми диаконы. Сам же со апостолы молитве и слову учения прилежал еси, наказуя всех верных, вопиющих единоумно Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ревностию по Господе своем разжегся, Малхови усекл еси ухо, яко неприклонное к слышанию пророческих писаний о Христе Иисусе; и о таковой дерзости возбранен быв Учителем своим, блаженный апостоле Петре, благодарне прещения Его и вся сопротивная приключения претерпел еси. Темже поминающе ревность твою, приглашаем ти сице: Радуйся, ревностию твоею по Христе учительми прочиих превозшедый.

Радуйся, в вертограде оружниче Христов мужественный.

Радуйся, ведену Иисусу на страсть до дому Каиафы последовавый.

Радуйся, Господа своего ради и в темницу и на смерть готовый.

Радуйся, немощь свою в отвержение исцеливый горьким рыданием.

Радуйся, в первое достоинство призванный по Воскресении Господнем.

Радуйся, и прочим согрешающим в образ покаяния данный.

Радуйся, многажды прощати немощи кающихся увещанный.

Радуйтеся, с Петром и Павле, яко две заповедей Господних скрижали.

Радуйтеся, любве к Богу и к ближнему учителю.

Радуйтеся, вси святии апостоли, вся заповеди Господня совершенно сохранившии.

Радуйтеся, вся оставльшии и вслед Христа шедше вся о Нем обретшии.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 10

Свидетельство велие извествовал еси от пророческих речений о Христе, пред начальники иудейскими, пред судиею же Фестом и пред царем Агриппою, Богом званный апостоле Павле, идеже, ово поносне укорен: яко многия тя книги в неистовство прелагают, ово же льстивно ответован, осужден был еси на послание в Рим, еже все благодарно терпя, возопил еси с верными Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Троицу Живоначальную проповедати в третием небеси наставленный, преизбранный сосуде великих таин Божественных, апостоле Павле: благовествуя пред языки, судиями и царьми, обещал еси всем спасение во Христа Иисуса веровати хотящим, и Крещение Святое во имя Троическое приемлющим. Сего ради и мы, все верные, тогожде спасения благонадежни суще, вопием к тебе сице: Радуйся, многоразсудный откровений Господних таинниче.

Радуйся, в трех лицех Единаго Бога исповедниче.

Радуйся, едино основание верующих, Христа быти проповедавый.

Радуйся, всех благочестивых в томже исповедании утвердивый.

Радуйся, от Феста невернаго претерпевый неистовля поношения.

Радуйся, пред ним вещавый глаголы истины и целомудрия.

Радуйся, царю Агриппе небесное видение повествовавый ясне.

Радуйся, лесть его несоизволяющую на веру Христову обличивый яве.

Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко две трубы Моисеовы сребряныя.

Радуйтеся, созывающии на брань противу злобы поднебесныя и подземныя.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко добрые Христовы воини злопострадавшии.

Радуйтеся, верою победившии царствия земная и небесная восхитившии.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 11

Убивши Ирод Иакова Зеведеова, приложи яти и тебе, богоблаженный апостоле Петре; его же в темнице крепко стрегома на убиение. Молитве же прилежней бываемой от Церкве: ангел Господень разрешив от уз, изведе сквозе врата о себе отверзшаяся; мнящу ти сон видети, но отступльшу ангелу, быв в себе, познал еси воистинну свобожденна тебе быти от Бога и благодарно возопил еси Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Филиппом вопрошенное: Господи, покажи нам Отца, уведел еси блаженный апостоле Петре, на горе Фаворствей, на нейже преобразуема Господа преславное изменение лица зря, слышал еси о Нем с небесе глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте. Мы же толико явления сподобльшемуся тебе вопием: Радуйся, достоверный сведителю Преображения Христова.

Радуйся, известный слышателю с небесе Божественнаго гласа Отча.

Радуйся, лице Сына Божия просветившееся, яко солнце, видевый.

Радуйся, осенение Духа Святаго во облаце светле получивый.

Радуйся, ему же на горе святой превысокая тайна открыся.

Радуйся, ему же Троицы Пресвятыя велелепная слава явися.

Радуйся, исход Христов слышавый имущь быти во Иерусалиме.

Радуйся, и свой исход скончавый по Христе на кресте в Риме.

Радуйтеся, с Петром и Павле, яко две горы Фавор и Ермон мысленныя.

Радуйтеся, от восток и запад землю обетования на небеси являющии.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко горы Сионския.

Радуйтеся, искапающии нам сладость спасения.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 12

Херувимом равностоятеля, поем тя, всеблаженне апостоле Павле, в третием небеси Божественною премудростию просвещеннаго: тамо бо слышав неизреченныя глаголы, яже не леть есть человеку глаголати, с теми вселенную обхождаше, уча веровати в распятаго Христа, Сына Божия, и Ему, яко истинному Богу непрестанно воспевати: Аллилуиа.

Икос 12

Откровением премногим Божественных таин исполнен, избранный сосуде Иисусов, премудрый апостоле Павле, известно пронесл еси имя Бога в плоти явльшагося, и верующих в Него спасающаго; к Немуже многи языки обратив и подвигом добрым подвизався, течение свое преславно за имя Господа своего в граде Римском совершил еси. Прочее же, имущему отложенный венец правды, вопием тебе сице: Радуйся, великий любителю имени Иисусова много за Него пострадавый.

Радуйся, о имени Его небесным, земным и преисподним кланятися засвидетельствовавый.

Радуйся, яко добре свидетельствовал еси о Господе в Иерусалиме.

Радуйся, сице от Тогожде повеленный свидетельствовати в Риме.

Радуйся, Нерона царя обличивый и жену его к вере Христовой обративый.

Радуйся, в томжде Риме с Петром распятым стремглав, главу свою под мечь преклонивый.

Радуйся, яко в усечении главы твоея честныя млеко истече.

Радуйся, яко сие крайнее удивление многи воя к вере привлече.

Радуйтеся, с Павлом и Петре, яко две реце воды живыя от источника Духа Святаго истекающии.

Радуйтеся, совокуплением двою рек Иор и Дан проявленные.

Радуйтеся, вси святии апостоли, яко речная устремления, веселящий град Церкве Божия.

Радуйтеся, яко потоки сладости, напаяющии всех.

Радуйтеся, святые первопрестольницы Петре и Павле, со всеми апостолы святыми.

Кондак 13

О всеславнии и всехвальнии ученицы Господни, Петре и Павле первопрестольнии, и все сопрестольнии апостоли святии! Иже всю вселенную верою святою просветисте и с Христом судити весь мир имате: вам по достоинству не на земли, но на небеси совершенная угодна есть слава и хвала; наше же недостойное нынешнее моление приемше, от всяких нас бед достойными вашими молитвами сохраняйте и праведнаго судию Христа умолите милостива нам на Страшном Суде быти: да вашим промышлением спасаеми, воспеваем Спасителю Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Молитва

Молитва первоверховному Апостолу Петру

О святый Петре, великий Апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас убогих (имена), в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем.

Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресех ежечаснаго. Да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас веков Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный Апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да не престанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О святый великий Апостоле Петре! Не отвержи мя, раба твоего (имя) и стенания моего к тебе. Призри на мя, сущаго в болезнех и печалех, испроси у Христа, Учителя твоего, (содержание прошения), да непрестанно славлю Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

О преславнии Апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О святии Апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Молитва иная

О верховнии Апостоли: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущимиих, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве Божественныя нам уясняющия; ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена; целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильнопросим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господем, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным; глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру. Ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых Своих Отца всяческих и Егоже послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва иная

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном Камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на Тоемжде Христе, Камени живе, избранне, честне, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, возносити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранныйХристов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над твариюТворца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь святым апостолам Петру и Павлу

Тропарь, глас 4:

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостоловТвоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Величание

Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившыя и вся концы ко Христу приведшия.

Частые вопросы

Почему Первоверховные апостолы Петр и Павел?

Он вообще не был в числе двенадцати учеников Господа и не видел Христа во время Его земной жизни. Но Церковь его прославляет и уравнивает с апостолом Петром, называя его также первоверховным, хотя первоначально Павел был гонителем Христа и участником убийства первомученика архидиакона Стефана.

Что сделал апостол Петр?

Апостол в Священном Предании Согласно Священному Преданию, апостол Пётр проповедовал Евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов.

В чем смысл праздника Петра и Павла?

День Петра и Павла (29 июня/12 июля) – церковный праздник, посвящённый памяти двух святых апостолов, учеников Иисуса Христа и ревностных проповедников нового учения во времена раннего христианства.

Чем прославились апостолы Пётр и Павел?

Апостолы Петр и Павел — одни из первых и вернейших последователей Христа. Святые апостолы были чудесным образом призваны ко служению Всевышнему и много потрудились в распространении Христовой веры. Святые часто почитаются нераздельно, и по молитвам их, как и во времена их жизни земной, свершаются многие чудеса.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении жизни и деятельности апостолов Петра и Павла обратите внимание на их разные характеры и подходы к миссии. Это поможет лучше понять их вклад в христианство.

СОВЕТ №2

Исследуйте исторические факты и легенды, связанные с апостолами. Это поможет расширить ваше представление о их жизни и значимости для церкви.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на их миссию распространения христианства и создания церквей. Изучите, как их учения и примеры повлияли на формирование христианской общины.

Символика ключей и меча в житиях апостолов Петра и Павла

Символика ключей и меча в житиях апостолов Петра и Павла имеет глубокие духовные и символические значения, отражающие особенности их личностей и миссий. Петр, известный как “ключница царства небесного”, символизирует власть и авторитет в Церкви. Ему были вверены ключи от Царства Небесного, что означает его роль в установлении и укреплении Церкви Христовой на земле. Ключи стали его атрибутом и символом его особой связи с Богом.

С другой стороны, Павел, называемый “апостолом народов”, ассоциируется с мечом и бронёй, символизирующими его борьбу за веру и защиту её от врагов. Меч Павла олицетворяет его решимость и отвагу в проповеди Евангелия, его готовность принимать испытания и страдания за Христа. Броня же символизирует защиту веры и борьбу против лжепророков и еретиков.

Таким образом, символика ключей и меча в житиях апостолов Петра и Павла отражает их разные аспекты и роли в становлении и развитии христианской Церкви. Петр и Павел, хотя и различны по характеру и подходу к служению, объединены общей верой и преданностью Христу, что делает их великими примерами для верующих по всему миру.

Оцените статью
Добавить комментарий