Понятие “Страшный суд” вызывает у людей чувство тревоги и страха, и не случайно. Эта тема пронизывает искусство, религию и философию, отражая важность момента судного дня в христианской традиции. В данной статье мы рассмотрим, почему последний суд называют Страшным, и как это отразилось в творчестве таких выдающихся художников, как Микеланджело, Андрей Рублев и Виктор Васнецов.
Что такое Страшный суд
Само это выражение отсутствует в Писании. Там речь идет о:
- конце существования этого мира;
- определении дальнейшей судьбы каждого человека Богом – но сообразно тому, каково состояние каждого из людей, к чему они более склонны, к добру или ко злу.
Мнение эксперта:
Последний суд, известный также как Страшный суд, вызывает у людей чувство тревоги и страха по разным причинам. Эксперты отмечают, что данное явление имеет глубокие корни в религиозной и культурной традиции. Согласно христианскому учению, последний суд будет временем окончательного суда над душами людей, где каждый будет отвечать за свои поступки перед Богом. Этот аспект придает Страшному суду особую важность и волнение для верующих. Кроме того, многие культуры и мифологии также содержат образы конечного суда, что укрепляет его мистическое значение. Таким образом, название “Страшный суд” несет в себе не только ассоциации с ужасом, но и с моментом истины и справедливости, что делает его одним из самых загадочных и важных концепций в мировой религиозной мысли.
Что в нем «страшного»?
На греческом языке определение этого события звучит как «ή ήμέρα τής κρίδεως», что значит просто «судный день». У славян же для обозначения этого события утвердилось именно слово «Страшный», то есть вызывающий ужас, трепет, страх.
«Четыре всадника апокалипсиса»
Бенджамин Уэст
Что же вызывает такие чувства?
- С одной стороны это – неизвестность, ведь им окончится мир, привычный человеку, впереди, как говорит
Откровение св. Иоанна Богослова
, «всё новое» (Откр. 21:5), а значит, впереди нечто совсем иное, чем было раньше. - Еще один страх связан с тем, что, как говорится в покаянном Каноне Иисусу Христу, «тогда всех человек дела обличатся». Страшно и это: ведь не кто-то уличит человека в грехе, а сам он предстанет пред Богом (и собой!) таким, как есть, со всеми слабостями, тайными пороками, тем что скрывал от ближних, а то и от самого себя.
Страшно тому, кто не привык честно смотреть на себя – но боится и тот, кто пытается вести чистую жизнь. Ведь человек немощен. За 1000 лет до Христа царь и пророк Давид, предвидя последний Суд, взывал к Богу, не доверяя себе:
«
От тайных моих очисти мя…»
Интересные факты
- В Библии нет упоминания о том, что Страшный суд будет именно страшным. Слово «страшный» в этом контексте означает «великий», «важный», «торжественный».
- Идея о том, что Страшный суд будет страшным, появилась в христианстве в первые века нашей эры. Она была связана с представлениями о том, что Бог есть справедливый судья, который наказывает грешников и вознаграждает праведников.
- В средневековом искусстве Страшный суд часто изображался как сцена, где грешники подвергаются ужасным пыткам в аду, а праведники наслаждаются блаженством в раю. Эти изображения были призваны напугать людей и побудить их к благочестивой жизни.
Понятие Страшного суда в Исламе
У мусульман, которые многие свои представления заимствовали из христианства и иудаизма, он называется «киямат».
Это особый день, когда люди будут судимы за свои дела. Среди признаков близости Суда мусульмане выделяют более десятка «малых» (среди них войны, распространение тяжелых грехов, природные бедствия и многие другие) и десять «больших», говорящих, что конец мира уже очень близок.
Например, перед Судным днем солнце взойдет на западе. Кроме того, признаком конца будет пришествие пророков, включая «Ису» (Иисуса), а также два «трубных гласа»: первый возвестит о конце мира, второй – о всеобщем воскресении и начале суда над людьми.
Что о Страшном суде говорит Библия
Писания Ветхого Завета упоминают о нем нечасто. Одно из первых таких упоминаний – в книге Екклезиаста, который пишет:
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего… только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд»
Здесь речь может идти как о частном определении участи души по смерти, так и о суде всеобщем, при конце мира.
Страшный суд: Лоно Авраамово. Богоматерь в раю. Шествие праведных в рай Дионисий
1502 г.
Более определенны слова пророков:
- например, св. Иоиль духом провидит события конца мира: «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил.2:31);
- а
прор. Даниил
пишет о воскресении мертвых: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).
Совсем по-другому тема последнего Суда звучит в проповеди Христа. Это понятно: ведь с пришествием в мир Мессии история человечества, по сути, окончена: Господь Сам пришел на землю, предложил людям Истину – Себя. И уже дело человека – сделать выбор, с Богом или без Него. А значит, близится и Судный день. Сам Христос не раз предупреждает об этом Апостолов, называет признаки приближения конца мира, а еще – то, что нужно человеку, чтобы после Суда быть с Богом.
Притча о Страшном суде
Она содержится в Евангелии от Матфея, а читается – воскресным днем третьей подготовительной к Великому Посту недели, когда верующие проверяют свою совесть, готовясь вступить на поприще «Святой Четыредесятницы». Господь говорит о том, как именно будут разделены грешники и праведники во время последнего Суда: это будет подобно тому, «как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:32).
Икона, изображающая Страшный суд
При этом образ овец, отличающихся послушанием пастуху, Христос использует для обозначения праведников, а более строптивых коз – для определения грешников. Действительно, животным столь разного нрава трудно уживаться вместе – и столь же странно видеть с Богом и любящих Его и ближних, и тех, чья душа полна гнева, осуждения, предана грехам.
Затем Господь говорит о том, что праведники пойдут «в жизнь вечную», грешники же – на мучение. Важный момент притчи – что именно определит вечную участь. Это – не количество молитв или посещений храма, не большие знания, но отношение к ближним, которое Господь вменяет… как отношение к Себе Самому. Такова Его любовь к человеку, что добро – помощь больным, бедным, посещение узников, он относит к Себе, но также принимает, как направленные на Себя, и злые поступки людей:
«Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42-43). На недоуменный вопрос людей, когда же они не послужили Ему, Христос прямо отвечает: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:45).
Такова малая – и в то же время великая в глазах Божиих – цена того, чтобы Страшный Суд стал не страшным, а радостным: любовь, жалость к ближним. А еще – смирение, ведь праведники из этой притчи также задают Христу недоуменный вопрос:
«Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?»
Это значит, что, делая добро, они действовали по велению сердца, по любви, жалости, даже не думая, что это деяние будет оценено Богом, вменяя его ни во что. Оттого и удивляются, что Господь, открывший их сердце для любви, помогавший им делать добро, теперь… их же за это и награждает!
Когда и как будет проходить
День, час Суда неизвестен. Господь указывает на множество признаков того, что это время приближается. Это войны, «военные слухи», природные катастрофы. И все же сам «день Господень» придет «яко тать в нощи», то есть внезапно, неожиданно. Христос не раз подчеркивает это, говоря, что каждый должен быть готов к этому всякий час своей жизни.
Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.
То, каким именно образом будет происходить Суд, также остается нам не известным. В Откровении св. Иоанна Богослова, посвященном событиям конца мира, идет речь о престолах, на которых восседают 24 старца, о раскрытой книге, о море и земле, отдающих мертвых, которые оживают для последнего суда. Представить масштаб этого поистине вселенского события почти невозможно.
Значение для христианской души
Память о том, что за свою жизнь придется дать отчет Богу, должна оставаться с христианином во всю его жизнь. Она не только уберегает от тяжелых грехов, ошибок, «сделок с совестью», но также дает великую надежду на будущее, где предстоит всеобщее воскресение, встреча с Господом. Во времена Апостолов христиане ожидали конца мира уже при своей жизни – ожидали радостно, с надеждой, восклицая:
«Ей, гряди, Господи Иисусе!».
Это радостное ожидание давало им силы переживать гонения, терпеть пытки, и, конечно, бесконечно любить всякого человека – Божие творение, сострадать немощным, помогать слабым.
«Страшным» Суд стал, когда горение духа со временем ослабело, и тогда расставание с привычным душе миром стало болезненным, а Царство Небесное начало пугать многих неизвестностью будущего.
О частном суде
Значительно ближе всеобщего Судилища для человека – его собственная кончина, которая произойдет независимо от того, ждет ли он встречи с Богом радостно, или со страхом.
До всеобщего воскресения душа, оставившая мир, подлежит так называемому «частному суду», определяющего место ее пребывания до конца мира, всеобщего воскресения. Церковное предание, основанное на опыте подвижников, откровений, которые в разное время давались людям о жизни души по смерти тела, говорит, что:
- душа по кончине проходит испытания, при которых нуждается в молитвенной поддержке остающихся на земле близких людей; испытывается ее жизнь, дела, мысли – с Богом ли она жила;
- при этом до 9 дня по смерти душе, ведомой Ангелами, показывают Рай, святых, затем до 40 дня – места, где водворились грешники, ад;
- наконец, на 40 день происходит встреча души со Христом; сообразно внутреннему устроению во время земной жизни, она может быть с Богом или даже имея особую чистоту – у Его престола; тем же, кто отвергал Христа, творил дурные дела, находиться с Ним – невозможно и даже более мучительно, чем любые глубины ада.
Отличие этого суда от всеобщего – в том, что до конца мира участь человека может быть изменена в лучшую сторону через молитвы близких ему людей, которых Господь ожидает за каждого усопшего.
Что будет после Страшного суда
«Жизнь будущего века,» – так говорит Символ Веры, который православные поют за каждой литургией. «Увидел я новое небо и новую землю,» – пишет св. Иоанн Богослов (Откр.21:1).
Какой будет эта жизнь, мы пока не можем себе представить. Даже те, кому были открыты великие тайны Божии, говорили о том, что будет с людьми, как бы прикровенно. Например, Апостол Павел в одном из посланий пишет, что «не все мы умрем, но все изменимся», имея ввиду тех, кто на момент Суда будет еще в земном тленном теле. Таковой не умрет, но тело его таинственно станет другим, ведь «тление не наследует нетления» (1 Кор.15:50,51). Несомненно одно – тот, кто любил Бога, будет жить с Ним.
Иконография
Чаще всего эти образы можно увидеть на западной стене православного храма, где представлена картина Суда, напоминающая христианам об этом будущем. Но не только.
Икона Пскова
Иногда представить картину Суда «на местности», создав как бы «пространственную икону» события, пытались целые города. Так, в древнем Пскове перед стенами городского Кремля находился так называемый «Довмонтов город», возведенный в XI в. при князе Довмонте-Тимофее.
Довмонтов город во Пскове, место Страшного Суда. Фото 2011 г., автора
Это стоящие вплотную друг к другу 24 маленьких церкви – по числу старцев, которые воссядут на престолах. В самом же Кремле находился 25 престол, Божий: собор Святой Троицы. Так несколько столетий город видел себя как место будущего Суда – до тех пор, пока 24 церкви не повелел разобрать человек совсем другой, секуляризованной культуры, Петр I, готовивший город к обороне во время Северной войны в 1700 г. Сейчас их развалины, сохраненные реставраторами можно видеть близ Кремля. Это память о благочестии наших предков, о том, что они всякий день жили пред лицом Божиим, буквально исполняя слово Христово, обращенное к Апостолам и не только:
«А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте»
Фреска Андрея Рублева
Она находится в Успенском соборе Владимира.
Фреска Страшного суда в Успенском соборе Владимира.
Известно, что прп. Андрей создал это изображение в 1408 г., будучи уже зрелым мастером и опытным иноком: ему было около 50 лет. Особенность этой фрески – то, что на ней иконописец не делит людей на грешников, идущих во ад, и праведных, так резко, как делали это прежние живописцы: все изображение пронизано любимым иконописцем золотым светом, равно осиявающим всех. В его интерпретации «день Господень», прежде всего, радость встречи творения и его Творца.
Картины художников
К теме «дня Господня» не раз обращались также католические, протестантские живописцы. Их картины отличаются большой эмоциональностью, подробным изображением страха, мучений грешников, лишенных Божией благодати, радости тех, кто со Христом. Вместе с тем, образы эти – можно сказать, плотские, приземленные. И у многих живописцев можно заметить своего рода любование вещами мира – одеждой, украшениями, телесной красотой.
Ганс Мемлинг
Это картина голландского художника XV в., триптих, состоящий из 3 картин:
- по центру написан Христос с предстоящими святыми в одеждах, современных художнику, а в нижней части – архангел Михаил, отделяющий грешных от праведных;
- на створах триптиха – на одной души людей вводимые в Рай, который имеет вид большого храма или великолепного дворца, на другой – показаны жестокие адские мучения грешных.
Микеланджело
Фреска была создана для Сикстинской капеллы Ватикана. На ней представлены:
- вверху – Ангелы, держащие Крест, на котором был распят Господь;
- в средней части – Сам Христос с Богородицей, святыми;
- внизу показан конец мира, воскресение мертвых, грешники, идущие во ад, и праведные, восходящие на небо.
Особенность фрески – подчеркнутая телесность и нагота изображенных.
Микеланджело, “Страшный суд”. Фрагмент фрески Святой Варфоломей.
У левой ноги Христа Микеланджело поместил Святого Варфоломея, который держит в руке кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Своё эмоциональное состояние и личное отношение к воплощаемой теме Микеланджело передал очень смело и необычно, придав искажённому страданием лицу на содранной коже Святого Варфоломея собственные черты.
В свое время это вызвало возмущение Ватикана, так что одному из учеников мастера пришлось дорисовывать драпировки фигур. Сам же художник передал по этому поводу Папе Римскому:
«Удалить наготу легко. Пусть мир приведет в пристойный вид!».
Поэтому фреска считается своего рода «точкой» в эпохе Возрождения, свидетельствуя об усталости от своего рода культа человека и его телесности, который проповедовали своими работами художники.
Виктор Васнецов
Композиция работы русского художника ближе к фрескам, которыми расписывали храмы Древней Руси, да и сделана также для храма – Владимирского собора Киева, на рубеже XIX-XX вв. Основные тона фрески – тревожные красные и коричневые. Страшен и грозен лик Архангела Михаила, невольно притягивающий взгляд зрителя. Выше него – Христос со святыми. Справа и слева от Ангела – судимые праведники и грешники. Пришло время конца, когда дела каждого явны, ясен и итог жизни…
В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.
Бури житейские, катаклизмы политические и природные, войны сотрясают мир, идущий к своему концу. Правда и то, что происходит это не впервые. И слова Христа о признаках конца, казалось, сбывались уже не раз. А Суда все нет. Но, по слову ап. Петра, «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые считают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». (2 Пет. 3:9). Ведь Он, милостивый, любит людей. И продолжает ждать и долготерпеть.
Частые вопросы
Как называется последний суд?
«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1536 по 1541.
Что будет с христианами в Судный день?
Судный день (День суда) — в эсхатологии авраамических религий — последний день существования мира, когда над людьми с целью выявления праведников и грешников Богом будет совершён последний страшный суд. В переносном смысле — конец света.
Что такое второе Страшный Суд?
Второе пришествие Христа, когда, согласно христианской доктрине, произойдет всеобщее воскресение мертвых, которые, вместе с живыми, будут окончательно судимы, и им будет назначено, быть ли взятыми на небо или низвергнуться в Ад.
Что будет с грешниками в Судный день?
Коран, 35:36). «Тот, кто предстанет [в Судный День] пред Богом грешником [преступником, безбожником, кто так и не изменился за всю свою сознательную жизнь, следуя убеждению «горбатого могила исправит»], тому — Ад [огненная Геенна], где он не умрет, но и жить не сможет» (Св. Коран, 20:74).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите библейские тексты, где описывается последний суд, чтобы понять его значение и значение каждого символа.
СОВЕТ №2
Обратитесь к теологическим комментариям и объяснениям ученых, чтобы получить более глубокое понимание темы.
СОВЕТ №3
Обсудите эту тему с духовным наставником или принимайте участие в дискуссиях в церковных сообществах для обмена мнениями и взглядами.
Символика Страшного суда в искусстве
В искусстве Страшный суд изображается как судебный процесс, в ходе которого каждый человек подвергается строгой оценке своих поступков и намерений. Этот мотив часто встречается в различных произведениях искусства, будь то живопись, скульптура, литература или музыка.
Одним из наиболее известных произведений, воплощающих символику Страшного суда, является фреска “Судьба праведных и грешных” в Сикстинской капелле, созданная Микеланджело. На этой фреске изображены ангелы, ведущие праведных к райскому царству, и демоны, тащащие грешников к адскому пламени. Это произведение искусства является ярким примером того, как тема Страшного суда была воплощена в искусстве эпохи Возрождения.
Символика Страшного суда в искусстве часто отражает нравственные установки общества, его представления о добре и зле, награде и наказании. Изображения Страшного суда могут быть как пугающими, так и вдохновляющими, напоминая людям о неизбежности ответственности за свои поступки.