Православное монашество представляет собой важный исторический и духовный аспект православной церкви, оказывающий значительное влияние на развитие религиозной культуры и общества в целом. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения монашества в православии, его формы, значение и особенности, а также важность монашеской жизни для верующих и общества в целом.
Значение слова
Монах за молитвой
Слово происходит от греческого слова, обозначающего «
одиночный
, уединенный». В русском языке синонимом слова «
монах
» является «инок», то есть, другой, иной, «
инакий
».
Мнение эксперта:
Православное монашество имеет древние корни и играет значительную роль в истории и культуре христианства. Эксперты отмечают, что монашество является одним из столпов православной церкви, сохраняющим духовные традиции и обогащающим их новым смыслом в современном мире. Формы православного монашества могут варьироваться от скитской жизни в уединении до обители с монастырским сообществом. Значение монашества заключается в посвящении себя служению Богу, молитве за мир и спасение мира, а также в образцовой жизни, вдохновляющей верующих к духовному совершенствованию.
История возникновения
Монашество возникло в Египте, который был в начале нашей эры одной из провинций Восточной Римской империи. Аскеты, удалявшиеся в пустыню, чтобы жить вдали от мирских соблазнов, были известны еще в самые ранние, апостольские времена. Такого рода аскетические практики имеют происхождение еще от библейских подвижников дохристианских, ветхозаветных времен.
Эпоха | Форма монашества | Значение |
---|---|---|
Раннее христианство | Пустынножительство | Отказ от мирской жизни, уход в пустыню для духовного совершенствования |
IV век | Киновия | Совместная жизнь монахов под руководством игумена |
VI век | Монастырь | Центр духовной жизни, место для молитвы, труда и благотворительности |
IX век | Студийский устав | Устав, регламентирующий жизнь монахов в монастырях |
XIV век | Исихазм | Монашеское движение, проповедовавшее безмолвие, созерцание и молитву |
XVI век | Старообрядчество | Раскол в русской православной церкви, вызванный реформами патриарха Никона |
XIX век | Оптино-Пустынский монастырь | Центр духовного возрождения в России, место подвижничества многих святых |
XX век | Монашество в СССР | Преследования монашества в советское время, сохранение духовной традиции в подполье |
XXI век | Возрождение монашества | Увеличение числа монастырей и монахов, возрождение духовной традиции |
Полезные материалы
Однако
,
по-настоящему повсеместным явлением монашество стало в
IV
веке, со времен Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией в империи. Причиной тому стало стремление подражать ранним христианам, шедшим на муки ради утверждения и исповедания своей веры.
Основатель
Иконография: Антоний Великий, преподобный Датировки: XVI в. Вторая половина XVI века.Иконописная школа или художественный центр: Крит. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 108 см, ширина 63 см Инв. № ИVIII 5277 ГИМ 53054. © «Исторический музей»
Основателем монашества стал преподобный
Антоний Великий
, живший в середине четвертого века. Он поселился на берегу Нила, в строгом уединении. Однако
,
через некоторое время к нему стали приходить другие пустынники, в надежде получить от него наставления. Антоний поучениями не занимался, однако, не запрещал селиться недалеко от себя, устроив собственную «келью» из веток.
Интересный факт
Так возникла первая в истории христианства монашеская обитель, в которой иноки жили рядом друг с другом, но уединенно, практически не общаясь, но будучи связаны общим духовным подвигом.
Вслед за этой стали появляться и другие пустыннические обители.
Другим типом ранних монастырей стали
киновии
–
монастыри
—общежития. Их создатель
Пахомий
Великий – современник Антония Великого – в качестве образца тоже взял опыт ранних христиан, но не отшельнический, а общинный. Первые христиане жили общинами, имущество в которых было общим, царило равенство, и все подчинялись одному духовному наставнику.
Пахомий
Великий, имевший опыт отшельнического, пустынного жития, понял, что для неофита уединение совсем не полезно, а, напротив, может быть и опасным. Поэтому он и создал
киновию
, как тип монастырского жизни, в которой главным является строгое послушание и регламентация всего жизненного уклада каждого из монахов.
В
IV
веке в Египте и в Палестине насчитывалось сотни монастырей обоих типов. Василий Великий, познакомившись с образом жизни в этих монастырях, создал обитель и у себя в
Каппадокии
. Он же составил и первый монастырский устав, который вскоре стал общеупотребительным для всего восточного монашества.
Монастыри-общежития и монастыри-лавры, в которых монахи живут в отдельных, находящихся рядом друг с другом
келиях
(лавра от греческого «городок, улица»), появились на Балканах, на территории Малой Азии.
К числу самых известных монастырских центров того времени относится гора Афон. Именно отсюда монашество пришло и на Русь.
Интересные факты
-
Монашество в Православии имеет очень древнюю историю, уходящую в первые века христианства. Считается, что первым монахом был святой Антоний Великий, живший в III веке в Египте.
-
На Руси монашество стало широко распространяться с принятием христианства в X веке. Первые монастыри были основаны князем Владимиром и его сыновьями. К XV веку на Руси уже было более 300 монастырей, а к началу XX века их число превысило 1000.
-
Православное монашество имеет три основные формы: отшельничество, общежительный и скитский образ жизни. Отшельники живут в уединении, общежительные монахи живут в монастырях, а скитники живут в небольших группах за пределами монастыря.
Степени монашества
Послушник
Монашеский подвиг начинается с послушничества.
Послушник
– это еще не монах, а мирянин, который желает стать монахом. Послушники не приносят обетов, не носят монашеской одежды, но живут в монастыре, постигая особенности распорядка, уклада монастырской жизни и выполняя «послушания
» —
различные работы.
Рясофор
Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует достаточную твердость своего намерения, он дает
новоначальному
благословение стать рясофором.
Рясофор
– это еще не
монах в полном смысле слова, а послушник, носящий монашеские одежды. Рясофоров иногда называют иноками.
Мантийный монах
Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. С этого момента монах становится как бы другим человеком. Он отказывается от собственной воли, вверяя себя духовному наставнику, и от всех искушений мира. Эту ступень называют «мантийным монашеством», потому что частью облачения бывает мантия. Иногда такое монашество носит так же наименование «малой схимы», в отличи
и
от «великой схимы», которая является высшей степенью монашеского подвига.
Схимник
Великая
схима
– это полное отречение от всего мира, даже от монастырского общежития. Монах, принявший схиму, вновь получает другое имя. Он не живет с другими монахами, его
келия
находится в стороне от других, если есть возможность – в скиту, расположенном в уединенном месте. Схимников не занимают работами, общими для всего монастыря. Отныне их дело – непрестанная молитва. Схимники в старину брали на себя обеты затвора или полного молчания. В этом смысле схимничество
–п
одражание древним пустынникам.
Как проходит постриг
Постриг
в
монахи
не
является
церковным
таинством
,
тем
не
менее
,
отношение
к
этому
обряду
исстари
остается
очень
особым
.
Иногда
его
справедливо
называют
«
вторым
крещением
».
Постриг
в
рясофоры
проходит
довольно
просто
:
человеку
крестообразно
остригают
волосы
,
настоятель
произносит
молитвы
,
прося
Господа
укрепить
постриженика
,
после
чего
нового
рясофора
одевают
в
рясу
.
Никаких
обетов
при
этом
не
произносится
.
В
современной
монастырской
практике
постриг
в
рясофоры
почти
исчез
,
мирян
чаще
всего
сразу
постригают
в
мантийные
монахи
.
Это
событие
происходит
гораздо
более
торжественно
.
Вначале поют тропарь из службы Недели о Блудном сыне:
«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно бо мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою…».
В это время послушник в долгополой рубахе должен ползти в центр храма от входа. С обеих сторон идут двое старших монахов, которые покрывают ползущего полами своих одежд. В середине храма постриженик застывает ниц, крестообразно раскинув руки.
Настоятель говорит ему:
«Бог мудрый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тякающагося и к Нему от сердца припадающаго».
Подняв послушника и произнеся напоминание о том, что происходящее в храме слышат и видят Господь и все ангелы, настоятель принимает обеты:
— Пребудеши ли в монастыре и в постничестве, даже до последняго твоего издыхания?
— Ей, Богу содействующу, честный отче.
— Хранит и ли себе самаго в девстве и целомудрии и благоговении?
— Ей, Богу содействующу, честный отче.
— Хранит и ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей о Христе братии?
— Ей, Богу содействующу, честный отче.
— Пребудеши ли до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая, или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего произволения?
— Ей, Богу содействуюшу, честный отче.
— Приемлеши вся иноческаго общежительнаго жития Уставы и правила святых отец составленная и от настоятеля тебе подаваемая?
— Ей, честный отче, приемлю и с любовию лобызаю я.
— Претерпиши ли всякую тесноту и скорбь иноческаго жития царствия ради Небеснаго?
— Ей, Богу содействуюшу, честный отче.
Основные обеты
:
- целомудрия (безбрачия, девства);
- послушания;
- нестяжания.
Два понятия – «целомудрие» и «безбрачие» – нельзя считать синонимами. Целомудренная жизнь, далекая от угождений похотям плоти, требуется и от православных, имеющих семьи. Однако, инок, произнося обет целомудрия, отрекается так же и от возможности вступать в брачные отношения. Целью такого образа жизни не является одиночество. Одиночество вообще противно природе человека, это состояние ущербное, преодолеваемое лишь присутствием в жизни «второй половины». Для монаха этим «вторым» становится Бог. Не случайно монахини называются иногда «Христовыми невестами».
Обет послушания заключается в том, что отныне монах лишается своей воли, без остатка передавая себя в руки духовных наставников, старших, Господа. Смиренное послушание, отказ от своей воли, безграничное доверие к воле Божьей, умение принимать с благодарностью и горести и радости – основа душевного мира и покоя, которое отличает многих православных монахов.
Наконец, «
нестяжание
» вовсе не означает, что монаху запрещено иметь какие-либо вещи в собственности. Он может иметь все необходимое для жизни, но не должен иметь пристрастия к вещам, считать обладание ими чем-то важным для себя.
Когда обеты произнесены, игумен возлагает на темя послушника книгу и читает молитвы, в которых просит Бога наставить нового монаха и укрепить его. Помощник подносит ножницы. Игумен велит послушнику взять их и подать ему. Послушник три раза предлагает ножницы игумену, и тот дважды отвергает их, и берет лишь после этого. Он постригает волосы на склоненной голове послушника и говорит:
«Брат наш (сестра) (имя) постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира и всех яже в мире и во отвержение своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа…»
В это время постриженик впервые слышит свое новое имя. Перемена имени – старый обычай, означающий и отказ от прежней жизни, и рождение для новой, и полное подчинение тому, кто нарекает имя. При наречении имени для постригаемого игумен может избрать имя святого, память которого отмечается в этот день, или на имени святого, которого особо почитают в монастыре. Иногда имя начинается на ту же букву, что и мирское имя новопостриженного.
Вслед за этим происходит облачение в монашеские одежды. Новый монах берет последовательно каждую часть одеяния, которую благословляет игумен. Сначала он облачается в подрясник, затем идет параман, ряса, пояс, куколь и обувь.
Каждой
части
одеяния
соответствует
своя
формулировка:
Ряса – «хитон вольной (добровольной) нищеты, нестяжания, всяких бед и теснотерпения…».
Параман – «во обручение ангельского образа и всегдашнее воспоминание благаго ига Христова…».
Монах
облачен
.
Теперь
ему
подают
четки
,
крест
и
горящую
свечу
,
как
напоминание
о
том
,
что
отныне
удел
монаха
молитва
,
ношение
креста
и
несения
света
миру
.
Постриг в великую схиму происходит в том же порядке, что и в мантийные монахи: произнесение обетов, пострижение головы, облачение. Разница в текстах молитв, они более пространные, и в том, что к прочим монашеским одеждам добавляется аналав. По форме эта деталь одеяния напоминает епитрахиль, но не разделенную надвое и достигающую по длине лишь пояса схимника. На куколе и на аналаве схимника вышиты надписи – стихи из псалмов, и изображение Креста на лобном месте.
Правда ли, что
при
пострижение человеку прощаются все грехи
?
Бытует
мнение
,
что
при
пострижении
в
монашество
человеку
прощаются
все
грехи
.
Это
мнение
может
считаться
справедливым
,
поскольку
обряд
пострижения
заключается
в
том
,
что
человек
отказывается
от
своей
мирской
жизни
,
рождаясь
заново
для
иноческой
.
Он
получает
новое
имя
и
как
говорил
священномученик
Илларион
«добровольно становится младенцем, чтобы взрастать в мужа совершенного».
Может ли монашество быть белым и черным
?
Черным
или
белым
может
быть
духовенство
,
но
не
монахи
.
Черное
духовенство
–
это
и
есть
монашество
.
Белое
духовенство
–
это
священники
,
которые
живут
в
миру
,
имеют
семьи
и
детей
,
служат
в
храмах
.
Черное
духовенство
является
высшим
по
отношению
к
белому
.
Именно
из
монашеской
среды
выходят
архимандриты
,
епископы
,
митрополиты
и
патриарх
.
Монастыри: какими бывают, как устроена в них жизнь
Современные православные монастыри делятся
на
:
- ставропигиальные
; - епархиальные;
- приписные.
Ставропигиальные
монастыри находятся в подчинении у Патриарха Московского и всея Руси.
Епархиальные
пребывают в подчинении епархиального архиерея.
Приписными называют «дочерние» обители, которые возникают при больших процветающих монастырях. Такие монастыри находятся под управлением игумена «головного» монастыря.
При монастырях существуют скиты и подворья.
Скиты, будучи подразделением монастыря, расположены отдельно от него, в уединенной местности.
Там живут схимники и монахи, получившие благословение на уединенное житье.
Несмотря на то, что располагаются скиты в стороне от
общежительной
части, и доступ туда паломников обыкновенно бывает жестко регламентирован, скиты, тем не менее, подчиняются монастырскому начальству.
Подворья – отделения монастыря, располагающиеся за его стенами, иногда, в другом городе или в другом регионе. Их создают для того, чтобы удобнее было заниматься какими-либо хозяйственными вопросами, в целях миссионерской деятельности или для представительства. Руководимы подворья так же своим монастырским начальством.
Монастырем руководит игумен (игуменья).
Интересный факт
В наши дни понятия «игумен» и «настоятель» стали означать одно и то же, в то время
,
как до 2011 года
сан игумена
давался за заслуги перед Православной церковью.
Игумена избирают, как правило, из числа насельников монастыря, и он пользуется в его с
тенах непререкаемым авторитетом
. Атрибутом игумена (игуменьи) является посох.
Монахи, как правило, живут в отдельных
келиях
, или в
келиях
на двух человек. Весь их суточный распорядок подчинен Богослужебному циклу.
В каждом монастыре Богослужения происходят в соответствии с собственным уставом, но общий порядок примерно таков: ранний подъем (иногда в 3.30 ночи), утреня, литургия. После литургии – трапеза, после которой начинаются послушания. Далее предусмотрен некоторый отдых до вечерней службы, затем трапеза и вновь служба в храме, на сей раз – повечерие. У каждого монаха, кроме того, имеется собственное келейное
правило, который он неукоснительно соблюдает перед тем, как отойти ко сну.
Трапезничают в православных монастырях дважды в сутки. Мяса монахи не едят. В те дни, когда нет поста, на столе у братии бывают рыба, молочные продукты, разнообразная выпечка. Для праздников предусмотрено особое, праздничное меню.
Исстари монахи питались тем, что производили сами, поэтому у монастырей бывают иногда довольно обширные земельные угодья, на которых выращивают хлеб, овощи, фрукты, часто монахи держат коров, заводят пасеки и рыбные пруды.
Несмотря на то, что монах, давая обеты, отрезает себя от мира, тем не менее, монастыри должны служить людям. При них часто бывают приюты, лечебницы. Создаются так же гостиницы для паломников, общежития для
трудников
. Каждый мирянин, приходя в монастырь с паломническими целями или по иной нужде, может рассчитывать на радушный прием и на место за столом в общей трапезной.
Монашество
в
миру в советский период и современное
Говоря о монашестве в миру, следует понимать разницу между монахами, которые по каким-то причинам живут вне монастырских стен, и между мирянами, которые, не принося никаких монашеских обетов, тем не менее, живя в миру, придерживаются монастырского устава.
Монахи действительно иногда живут вне монастырей. Особенно распространилась такая практика в годы советской власти. Когда монашеские обители были разгромлены, многим монахам приходилось спасаться бегством и исповедовать свою веру тайно. Внешне они мало чем отличались от других людей, однако втайне соблюдали все монашеские обеты, исполняли молитвенные правила и по возможности не пропускали церковных служб.
Распространилась в период безбожной власти и практика тайного пострига. Жизнь этих людей зачастую становилась настоящим подвижничеством. Иногда лишь после смерти человека, готовя покойного к погребению, его близкие узнавали, что он нес монашеский подвиг в миру.
В наши дни монахи иногда живут в миру, выполняя, например, какое-нибудь послушание. Не редкость монахи среди приходских священников, особенно в небольших городках и селах.
Бывает и так, что мирянин, не принося никаких обетов, все же стремится жить по монастырскому уставу. Например, святой праведный
Павел
Таганрогский
,
живший в начале XIX века, отказался от обеспеченной жизни помещика, странствовал по монастырям России, а затем поселился в Таганроге, превратив свой скромный дом в настоящую келию, и собрав вокруг себя таких же радетелей, стремившихся к праведной и чистой жизни. Были среди его последователей и люди семейные, однако они ревностно придерживались монастырского устава и правил. И это не единственный пример такого рода монашеского жития в миру.
На Руси
«Преподобные Антоний и Феодосий Печерские». Сайда Афонина. Фрагмент
Первая обитель Киевской Руси возникла при князе Ярославе Владимировиче, это Киево-Печерский монастырь. Его появлением мы обязаны
святому
Антонию
и
святому
Феодосию
Печерскому
,
который и стал первым настоятелем и основателем монашества на Руси.
В период до монгольского нашествия на Руси сложилось несколько крупных монастырских центров в Киеве, Новгороде, Чернигове, других городах. Монастыри были не только центрами благочестия и духовности, отсюда распространялись грамотность и искусства, в том числе летописание, иконопись.
После монгольского нашествия центр духовной жизни переместился в северо-восточную Русь. Здесь, в глухих лесах, возникали монастыри, ставшие очагами национального самосознания, хранившие старинные книги, продолжавшие традиции летописания. Ярчайшим светочем монашеского подвижничества этого периода стал преподобный Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиеву Лавру, и по сей день остающуюся главным духовным центром современной России.
Вплоть до эпохи Петра I и его преобразований, монастыри в России оставались местом напряженной духовной, интеллектуальной и политической жизни. Здесь возникали школы, создавались книги, здесь писали иконы. Здесь же разыгрывались полемики между представителями разных направлений религиозной мысли – между «иосифлянами» и «нестяжателями», между сторонниками реформ Никона и теми, кто придерживался старого обряда.
В период, который в церковной истории носит название «синодального», значение монастырей особенно возросло. В ситуации, когда приходские священники были едва ли не приравнены к прочим государственным чиновникам, люди потянулись к монахам, видя в них хранителей древнего благочестия. В это время возникло и расцвело старчество, особенно славилась этим Оптина пустынь.
После Октябрьского переворота 1917 года подавляющее большинство монастырей были уничтожены, многие монахи брошены за решетку или расстреляны, остальным пришлось скрываться. Однако, после 1991 года монастырская жизнь в России возродилась.
Как понять, есть ли благословение Божие на этот путь?
Чтобы понять это, человек должен пройти некоторый путь испытаний. Прежде всего, нужно знать, что поступить в монастырь может не каждый человек. Прежде всего, он должен быть православным. Невозможно стать монахом для несовершеннолетних, лиц, имеющих психические отклонения, а так же для тех, кто имеет семью с маленькими детьми, совершил преступление и по этой причине разыскивается или находится под следствием, имеет непогашенные кредиты. Только полностью отдав все долги и покончив со всеми обязательствами в мирской жизни, человек имеет возможность претендовать на монашеский постриг.
Как правило, путь к монашеству идет через трудничество (трудниками называются миряне, безвозмездно работающие на монастырь, и живущие в его стенах) к послушничеству. Если послушник показал себя как человек, готовый к принесению обетов, игумен принимает решение о постриге. Если же, напротив, послушник понял, что не готов к иноческой жизни, он может безо всяких духовных последствий для себя вернуться в мир.
В прежние времена было правилом, что принесение монашеских обетов и постриг, это навсегда, и человек, принявший новое имя и монашеское облачение, не может вернуться в мир. Беглецов из монастырей разыскивали и возвращали обратно силой, иногда содержали в монастырских тюрьмах. Сейчас ситуация иная. Уход из монастыря считается личной катастрофой человека и не подлежит иному суду, кроме Божьего.
Ответ
свт. Николая Сербского
, на вопрос девушки, стоит ли ей ути из мира:
Чадо, если колеблешься, то знай: ты скорее за брак, чем за монастырь. Монашеская жизнь для тех, кто не колеблется. Святой Савва не испытывал сомнения. Ни святые Феодора, Ксения и Евфимия, ни многие другие, ставшие истинными подвижниками монашеской жизни, не сомневались. Ибо «не все могут вместить, но кому дано». Великая любовь к Богу не выносит мира, чуждается общества, ищет уединения. Такая любовь подвигла тысячи душ уклониться с широкого пути мира и уйти в пустыни, чтобы быть наедине с любимым Господом.
Святые отцы о монашестве
Высказывания некоторых святых отцов о призвании монаха.
«Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор»
Свт. Иоанн Златоуст.
«Если мир и что в мире проходит все, а Бог нетленен и бессмертен, то радуйтесь все, которые ради Его оставили тленное. Тленно же не только богатство и деньги, но и всякое удовольствие и наслаждение греховное есть тля. Одни заповеди Божии свет суть и жизнь, — и тик всеми именуются».
Симеон Новый Богослов.
«Телесные труды приводят душу к смирению, потому что душа состраждет телу и соучаствует во всем, что делается в теле. Как труд телесный смиряет тело, то вместе с ним смиряется и душа».
Авва Дорофей
«Монах смиренномудрый и добродетельный таит свои добродетели, как богач сокровища».
Авва Исайя.
Алексей Ильич Осипов, современный русский православный публицист, педагог, доктор Богословия, профессор Московской духовной академии, о монашестве:
«Монашество – это характер жизни. Какой жизни? Максимального отречения от всего того, что мне не требуется в прямой необходимости, и максимального внимания к молитве, чтению Слова Божьего, покаянию, познанию себя, благодарению Бога. Вот что есть монашество. [Сегодня] легко подменить за внешностью внутреннее. Но внешность без внутреннего – это трагедия. Получается фарисейство и другие грехи»
Монастыри сегодня остаются важными центрами сохранения традиций православия, сохраняя и развивая в своих стенах древние церковные распевы, иконописание и даже рецепты старинной кухни. Но главная цель существования монашеских обителей со дня появления самых первых пустынников и до наших дней – это неустанная молитва за весь человеческий род.
Автор: Ольга Ельникова
Частые вопросы
Какие формы монашеского жительства вы знаете?
Формы монашеского жительства. С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие. Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий.
Какие виды монашества существуют?
Рясофор (иночество),Малая схима (мантийное монашество),Великая схима (схимничество).
Что такое православный монастырь?
По Уставу Русской православной церкви, «монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания …
В чем смысл монашества?
Мона́шество — широко распространённый в Русской православной церкви институт, заключающийся в отказе от брачной жизни (целибат) и принесении особых монашеских обетов при постриге. Исторически в русском православии сложились три степени монашества: рясофор (иночество), мантия (малая схима) и схима (великая схима).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю православного монашества, чтобы понять его корни, развитие и влияние на общество. Это поможет вам лучше оценить его значение и роль в истории.
СОВЕТ №2
Ознакомьтесь с различными формами православного монашества, такими как скиты, монастыри, обители, и поймите их особенности и назначение. Это поможет вам лучше понять разнообразие этого явления.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на значение православного монашества для верующих и общества в целом. Размышления на эту тему помогут вам лучше понять духовные и социальные аспекты монашеской жизни.
Особенности монашеского образа жизни
Монашеский образ жизни в православии имеет свои особенности, которые определяются строгими правилами и канонами, установленными Церковью. Одной из основных черт монашества является отречение от мирских благ и посвящение себя служению Богу. Монахи и монахини обязаны соблюдать строгий режим дня, включающий молитву, труд, учение и духовное чтение.
Монашеский образ жизни также предполагает соблюдение обетов бедности, целомудрия и послушания. Монахи и монахини отказываются от личной собственности и живут в общинах, где все имущество принадлежит общности. Отречение от материальных благ помогает монахам сосредоточиться на духовном росте и служении Богу.
Еще одной важной особенностью монашеского образа жизни является постоянное стремление к духовному совершенствованию. Монахи и монахини постоянно работают над собой, преодолевая свои слабости и пороки, стремясь к обретению духовной чистоты и совершенства.
Таким образом, монашеский образ жизни в православии представляет собой особую форму духовной практики, основанную на отречении от мирских забот и стремлении к обретению единения с Богом.