Зеленый – цвет жизни юной и непрестающей. В этот день о
н – в облачениях духовенства,
храмах, изукрашенных ветвями деревьев, в лесах, покрытых молодой листвой. Таков праздник жизни – Пятидесятница — День Святой Троицы.
Читайте также:
Пасха и Троица в 2022 году
Береза стала символом праздника на Руси
Праздник Святой Троицы – одно из важнейших событий в православном календаре, сопровождаемое множеством традиций и обычаев. Эта статья погрузит вас в мир древних русских обрядов, расскажет о значении украшения березой, приметах, блюдах и истории празднования Троицы. Познакомьтесь с богатым культурным наследием и духовными практиками этого знаменательного праздника.
Немного истории
Появление этого празднования точно известно с апостольских времен. А писание одного из них, св. Луки, донесло до нас обстоятельства появления этого праздника.
Читайте также:Что такое Святая Троица
По Вознесении Господнем,
рассказывают «Деяния
Апостолов», все ученики Христовы пребывали вместе, ожидая исполнения обетования, ради которого им повелено было остаться в Иерусалиме.
«Огонь неопаляющий»
Согласно Луке, на 50 день по Воскресении и на 10 после
Вознесения Господа
Апостолам произошло чудесное.
Даже с
пустя годы
св. Лука
с трудом находит человеческие определения случившемуся. Он пишет, как «
внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились
» — но ветра, как замечает т
олкователь, архиеп
. Аверкий (Таушев), не было.
А затем «
явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них
» (Деян. 2:2-3)
.
Но и это «как бы огонь», но
в то же время нет.
Свт. Кирилл Иерусалимский пишет:
«Приняли они огонь не опаляющий, но спасительный, огонь — терние грехов истребляющий, а душу просвещающий».
С этого момента ученики, не всегда понимавшие своего Учителя, иногда по-человечески сомневавшиеся, стали действительно Его
Апостолами
.
Их преобразившиеся души засияли Благодатью так, что после первой проповеди Петра у слушавших иудеев, умилившихся сердцем, был лишь один вопрос: «Что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Только в тот день приняли Крещение около 3000 человек.
Так родилась Христова
Церковь
. И Дух, сошедший на Апостолов, пребывает
с верными
вот уже более 2000 лет, ибо:
«Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13: 8).
Когда появился праздник?
В Деяни
я
х Апостолов,
посланиях
Апостола Павла
«Пятидесятница» упоминается не раз. Поэтому некоторые святые отцы, например,
блаженный Августин
(
IV
—
V
вв.), полагали, что празднование существовало уже при Апостолах. Более осторожны позднейшие богословы, думающие, что св. Павел все же почитал одноименный иудейский праздник (связанный с дарованием народу Божию 10 заповедей на Синае).
Самые ранние д
окументальные известия о празднования относятся к
III
в. Богослов этого времени Тертуллиан пишет:
«Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» (настолько велико это торжество).
Это интересно:Кто
объяснил значение Святой Троицы с помощью трехлистного клевера
Мнение эксперта:
Праздник Святой Троицы в православной культуре сопровождается множеством обычаев и обрядов, которые имеют глубокие исторические корни. Эксперты отмечают, что особое значение в этот день придается молитвам и поклонению, а также украшению домов зеленью и цветами. Традиционно верующие совершают особые молитвы и обряды, связанные с празднованием Троицы, что способствует укреплению духовной связи с Богом. Важным аспектом этого праздника является также общение с близкими и помощь нуждающимся, что символизирует дух взаимопомощи и любви, присущий православной вере.
https://www.youtube.com/embed/4q2Y_IHLOfY
Можно ли ходить на кладбище и поминать сродников?
В сам день празднования СВятой Троицы на кладбище ходить не принято, а сделать это следует накануне. Пятидесятница – день рождения Церкви, включающей как живущих на земле, так и находящихся в Царстве Небесном верных, накануне, в субботу, принято совершать особое поминовение усопших. Этот день поминовения считается Вселенским, когда воспоминаются все когда-либо умершие православные.
Накануне вечером совершается Парастас – Великая Панихида. Есть также благочестивый обычай при невозможности лично прийти на службу совершать его дома, но по чину мирян.
В саму Субботу служится литургия с поминанием усопших, а затем – еще одна панихида.
Обычно
принято:
- поминать усопших в храме: имена пишут в записках, кроме того, прино
сят милостыню
;
она, как и
церковная молитва, полезны,
спасительны для души усопшего; - посещать кладбище; здесь, после уборки на могиле, можно прочитать литию или краткие заупокойные молитвы.
Интересные факты
-
Славяне считали берёзу священным деревом, а значит, особым деревом Троицы, поэтому украшали ею свои дома, церкви и даже предметы домашнего обихода.
-
В народе говорят, что на Троицу не бывает дождя, так как в этот день вся бесовская сила, включая водяного, находится в подземелье и не может наслать дождь.
-
На Троицу боялись не только купаться в открытых водоёмах, но и пить воду из колодцев и рек. Считалось, что в этот день водяной топит всех, кто пытается войти в его владения. Люди заговаривали воду в церквях и выливали её в колодцы и реки, чтобы водяной не мог причинить вред.
https://www.youtube.com/embed/0SDUifGGz5Y
Береза стала символом торжества на Руси
Обычай этот восходит ко временам первых веков существования Церкви. Он упоминается в
V
в. еще свт. Иоанном Златоустом. Так, святитель говорит о венках, которые жители Византии вешали на ворота дома, о неких «покровах», возможно, ярких тканях, которыми устилали площади Константинополя.
Почему зелень?
Интересный факт
Древние христиане таким образом вспоминали первое известное человечеству Откровение о Триедином Боге. Это праотца Авраама с тремя Ангелами с дубравы Мамре, когда праведнику было дано обетование о рождении сына: зеленые ветви напоминали о Мамврийском дубе, в тени которого Авраам с Саррой угощали Странников.
Есть также
более простая символика:
жизнь, вступающая в свои права после времени холодов – как предвестник жизни вечной, неперестающей весны,
Царства Небесного
.
Наконец, та же
яркая зел
ень – символ
обновления души.
Это особенно остро понимали на Руси, где радость пробуждения природы после сур
овой зимы соединялась с духовным ликованием
. Особенно часто для украшения домов, церквей использовались молодые березы – одни из первых, оживающие в нашем климате после зимы, обычно – именно к Троице.
Помимо них, полы храма непременно устилали свежей тра
вой, цветами. А иные прихожане даже
на службе
стояли в зеленых венках. Ведь речь не просто об обновлении душ:
в этот день
, как говорили крестьяне, «земля — именинница», вся она освящена, омыта благодатью. Потому траву со службы несли на благословения домой, разбирали и ветви дерев.
Символ праздника или суеверие?
Одно время священноначалие посчитало эту народную радость суеверием.
23
Март
1875 года
Святейший Синод своим указом запретил использовать молодые березки для украшения, ограничившись травой, цветами.
Запрещение не сработало. Так, Новгородская духовная консистория разъяснила своим священнослужителям:
«Распоряжение Святейшего Синода «О
сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дн
и храмов, жилых помещений и пр.»
имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев
».
Одним словом «заботы о
природе
» верующие не поняли, предпочитая праздновать «и
менины земли», освящаемой Духом
.
Традиции: как провести этот день достойно
Впрочем, уже во время свт. Иоанна Златоуста верующим приходилось напоминать о
более широком
духовном значении празднования.
Этому
святому принадлежит
одно из самых точных высказываний о том, кто духовно
отпраздновать
день:
«… Станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но украшая души, не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей, дабы таким образом мы могли и принять благодать Духа, и собрать происходящие от Него плоды».
Сейчас верующие стараются:
- посетить богослужение
накануне торжества и, конечно, на
сам день праздника; оно продолжительнее обычного. так как после литургии совершается вечерня, во время которой читаются особые коленопреклоненные молитвы; - по возможности причаститься Св. Таин, подготовившись молитвой, постом, исповедью накануне.
https://www.youtube.com/embed/zJOEcueyYYo
Можно ли креститься самому, или покрестить детей?
Церковь, не отметая народных обычаев, всегда осознавала, что День Троицы – особый. Например, к нему старались приурочить Крещение новообращенных, о чем свидетельствует
свт. Григорий Богослов
, ибо это таинство дает дары Духа.
Можно ли играть свадьбу и венчаться?
На Руси всегда было непринято играть свадьбы в такие великие праздники, к которым относится Троица, Пасха, Рождество и др. Это всегда считалось неуважением к празднику, так как этот день мы должны посвятить Богу, а свои земные дела, пусть даже такие значимые как женитьба, совершать в другие дни.
Что касается венчания, то совершить его в день Святой Троицы не получиться, т.к. в двунадесятые праздники (12 главных праздников в Церкви) венчание не совершается.
Застолье: какие блюда готовить и что можно есть?
Семейное п
разд
нование отличалось у наших предков тем, что горницу, где проходило застолье, украшали зеленью, пол устилали травой. Иногда на столе могла быть скатерть зеленого цвета.
Особых блюд именно для этого торжества не предусмотрено ни Уставом, ни народными обычаями. Разрешена любая пища, так как это – не то
лько великий праздник, но также
воскресенье, когда Церковью не предусмотрено поста.
Иконы
Первые сюжеты с изображением Триединого Бога появились с
I
в.: они известны по римским катакомбам, где совершали богослужения гонимые христиане
.
«Филоксения»
Иконография начинается с ветхозаветного сюжета «Гостеприимства Авраамова», по-гречески – «Филоксения». На первых таких изображениях Ангелы ещ
е представлены в образе людей, не
имеют нимбов. К
V
—
VI
вв. иконография полностью складывается. На иконах, фресках, мозаиках:
- Ангелы, восседающие за трапезой;
- Авраам и Сарра. подносящие им угощение;
- слуга, держащий блюдо с головой тельца;
- обязательный элемент образа – древо, Мамврийский дуб.
С
XI
в. иконописцы начинают более глубоко осмысливать сюжет: все чаще на образах появляется надписание «Святая Троица».
При этом Ангел, находящийся по центру
изображения, имеет особый нимб с крестом, то есть отождествляется с Сыном Божиим.
Троица прп. Андрея
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная) Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр: Московская школа Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 141,5 см, ширина 114 см Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115.
Общепризнана уникальность образа,
созданного в
XIV
в. прп. Андреем Рублевым, хотя, по мнению историков, иконы с из
ображением Ангелов без Авраама с Саррой
встречались и ранее.
Прп. Андрей осмысливает явление Ангелов праотцу не просто как исторический сюжет Ветхого Завета, но богословски. Его
икона –
не
изображение Господа, Который не может быть написан красками. Ангелы – только символы Ипостасей Творца. Единство их подчеркивается композицией иконы: сидящие у стола образуют отчетливо видимый круг, символ единения и Вечности.
Интересно, что на образе – только надпись «Святая Троица», но не обозначено, какую из Ипостасей означает каждый Ангел. Поэтому существуют различные толкования, особенно изображения Ангела, благословляющего чашу с жертвенной кровью. Его понимают:
- как символ Сына Божия; ведь его одежды – традиционных для изображения Христа цветов;
- как Бога Отца, благословляющего Сына на Жертву: его глава обращена к левому Ангелу, держащему посох, символ посланничества –
тогда
символ Христа именно он.
Но каким бы ни было понимание каждого из изображенных на иконе, очевидно, что никому, кроме прп. Андрея, столь полно не удавалось вещественно изобразить слова Христа: «Я и Отец — Одно» (Ин. 10:30).
«Новозаветная»
Существ
ует
еще одно изображение, которое считается неканоническим. На некоторых иконах, появившихся под влиянием западной живописи в
XVI
в., изображены:
- восседающие на престолах Бог Отец и Христос, причем Отец представлен
как старец
, «
ветхий
денми»; - Дух Святой в виде белого голубя, парящего над Ними.
Еще Стоглавый собор (1551 г.) признал такие иконы богословски неверными, так как изображения Бога Отца не приняты: Господь не благоволит открыть людям образ Первой Своей Ипостаси. Несмотря на решения Собора, иконы, однако получили некот
орое распространение, особенно с
XVIII
—
XIX
вв.
Молитва
Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.
День Святого Духа
Следующий день после Троицы посвящен Святому Духу. Этот праздничный день известен с
IV
—
V
вв., он установлен для особого почитания Духа Святого, в противовес ереси Македония, мнившего Его творением, а не Богом.
Празднование Святому Духу
по
нынешней богослужебной практике
начинается уже на
сам день Пятидесятницы, когда после литургии служится праздничная вечерня этого дня. Она начинается молитвой Третьей Ипостаси Троицы.
Молитва Святому Духу
«
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша
»
.
Это моление ныне находится в составе домашнего утреннего, вечернего молитвенных правил, многократно повторяется на всех богослужениях. Но изначально оно является стихирой вечерни на День Святого Духа.
Дух именуется Царем Небесным, Утешителем, исполняющим мир.
Как относиться к народным приметам и языческим обычаям, описания которых встречаются в интернете
Издревле Троицын день был связан у славян и других народов со
множеством
обрядов, ведь торжество приходится на позднюю весну, или первые дни лета, когда пробуждается природа
. Для язычника это означало множество ритуалов, связанных с будущим урожаем, семейной жизнью, например, замужеством девушек.
По принятии Русью христианства многие из старинных ритуалов продолжали бытовать. Часть из них были переосмыслены. Например, обычное у славян поминовение предков, приходившееся на эти дни, сменилось Родительской Субботой, когда Це
рковь молится о всех усопших,
в общей радости празднования соединяются живые и умершие в Боге христиане.
Разумеется, это уже не имеет отношения к славянским поверьям о том, что в эти дни умершие приходят на землю, и другим языческим представлениям. Но все же в традиционной культуре Руси сосуще
ствовали вера в Истинного Бога с остатками
язычества.
Большинство
обрядов,
ритуалов, которые предлагают совершить различные неоязыческие сайты к этой, уже ушедшей традиционной культуре, отношения не имеют.
Чаще всего
они представляют собой не всегда грамотную историческую реконструкцию
с большим количеством неточностей, грубых ошибок, идущих от незнания этнографического материала. Иногда же за ними стоят
реальные духовные практики, к христианству отношения не имеющие.
В отличие от язычества, христианство ныне, как 2000 лет назад, живо и действенно. Как века назад, оно продолжает нести миру радость о спасении, мире, любви, и Истинном Триедином Боге.
Римский обряд
В отличии православных, католики отмечают раздельно Пятидесятницу (день Схождения Святого Духа) и Троицу. Празднование Бога Троицы Римо-католическая Церковь совершает через неделю после Пятидесятницы.
Читайте также:
Тайна Святой Троицы
Наталья Сазонова
Частые вопросы
Что нужно делать в праздник Святой Троицы?
В этот день поют песни и водят хороводы в кругу близких друзей и родственников. В деревнях эта традиция соблюдается в большей мере, чем в городах. Прежде чем отмечать день святой Троицы, многие украшают жилище веточками березы. А также наряжают сами березы: вешают ленточки, цветы, угощения.
Какие обычаи на Троицу?
Гулянья на Троицу Проводить русалку, похоронить кукушку, засушить май и сделать шута. Так гуляли на Троицу наши предки. Традиционные русские праздники отмечали календарную смену времен года и моменты солнцестояния и равноденствия.
Как провести День Святой Троицы?
В этот день советуют украсить дом травой и берёзовыми ветвями, а также облачиться во всё зелёное. Из алкоголя допускается лишь бокал красного вина. А ещё в Троицу лучше не купаться в водоёмах – русалка может утащить на дно. День Святой Троицы — это один из главных христианских праздников.
Что можно делать и что нельзя делать на Троицу?
В Троицу нельзя шить, вязать и заниматься рукоделием, а также трудиться в поле и на огороде. Небольшая работа по дому не возбраняется. Не следует думать о плохом, обижаться на окружающих, ругаться с близкими или желать кому-то плохого. Не стоит в Троицу купаться и ходить в лес.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и значение праздника Святой Троицы, чтобы понимать его глубинный смысл и ценность.
СОВЕТ №2
Примите участие в церковных службах и молитвах в этот день, чтобы отметить праздник с верой и благоговением.
СОВЕТ №3
Проведите время в кругу семьи, поделитесь радостью праздника, приготовьте традиционные блюда и украсьте дом символами Святой Троицы.
Символика цветов и трав в празднике Святой Троицы
В православной традиции праздник Святой Троицы сопровождается обилием символики цветов и трав, каждый из которых несет свой глубокий смысл и значение.
Особое значение в этот день имеет зеленый цвет, символизирующий жизнь, обновление и плодородие. Зеленые ветви, травы и листья украшают храмы и дома верующих, создавая атмосферу свежести и обновления.
Также в праздник Святой Троицы широко используется белый цвет, который символизирует чистоту, свет и радость. Белые цветы, особенно ландыши и ромашки, украшают алтари и иконы, придавая празднику особую торжественность.
Красный цвет в символике праздника Святой Троицы олицетворяет кровь Христа, пролитую за спасение человечества. Красные цветы, такие как маки или розы, напоминают о жертвенной любви и жертве Спасителя.
Каждый цвет и трава в празднике Святой Троицы несет свой уникальный символический смысл, напоминая верующим о великом духовном значении этого праздника и важности его отмечания.