Церковь Климента Римского и Петра Александрийского в Новой Ладоге является не только историческим памятником, но и духовным центром, который привлекает паломников и исследователей своей уникальной архитектурой и богатой историей. В данной статье мы рассмотрим значение и значение этого православного маяка для региона и его обитателей.
История строительства
Первое упоминание о нем относится к далекому 1153 г.О том, что в городе Старая Ладога (Новой тогда еще не существовало) была заложена церковь свт. Климента, рассказывает летопись. Согласно ей, строительство благословит свт. Нифонт Новгородский,постриженик знаменитого Киево-Печерского монастыря, ученик свв. Антония и Феодосия.О том храме известно, что при строительстве использовались кирпичи, каменные плиты, а также природные валуны – особенно для нижней части здания.
Читайте также:
Краткая, но печальная история Невской церкви при Новоладожском тюремном замке
Простояв около 500 лет, церковь начала разрушаться к XVII в., наконец, ее пришлось разобрать. А документы 1646 г. упоминают Климентовскую уже… как деревянную. Это один из немногих случаев, когда деревянное здание не предшествует каменному, а появляется после него.
1 мая 1912 года
Дальнейшая его судьба связана была с основанием Новой Ладоги Петром Iво время Северной войны со Швецией (1700-1721 гг.).На месте нынешней Новой Ладоги был монастырь свт. Николая, который царь упразднил, повелев сделать его церкви приходскими. Ну а самих прихожан переселяли сюда из Старой Ладоги. Тогда же, разобрав, перевезли сюда деревянный Климентовский.
На новом месте он простоял до
1740-х,
когда снова был разобран: теперь «за ветхостью». Так появился новый, второй по счету, каменный храм.
Известно, что основные средства на строительство пожертвовал местный купец Димитрий Иродионов, а освящение состоялось 18 августа 1743 г.
Мнение эксперта:
Построенная в XVIII веке Церковь Климента Римского и Петра Александрийского в Новой Ладоге является значимым объектом православной архитектуры. Эксперты отмечают, что это уникальное сооружение сочетает в себе элементы русского барокко и классицизма, что придает ему особую изящность и величие. Считается, что церковь служила важным ориентиром для моряков на реке Волхов и символизировала духовное единство обитателей Новой Ладоги. Ее архитектурное наследие является неотъемлемой частью исторического наследия региона, привлекая внимание как местных жителей, так и туристов, интересующихся культурным наследием России.
Архитектура
Для времени, когда господствовал стиль барокко, для которого характерны нарядность, даже вычурность, облик здания был уникален: внешнее его убранство отличалось крайним аскетизмом, сближавшим белокаменное здание с культовыми постройками времен Древней Руси. В плане церковь была «четвериком» (то есть представляла собой квадрат), завершалась простой луковичной главкой. К храму примыкала трапезная.
Алтарь
Автор фотографии: Лактионова Настя Снято: 23 августа 2009года
Ну а огромная колокольня возведена уже с начала XIX в. Первоначально ее украшал деревянный шпиль с крестом. В 1811 г. он сломался во время урагана. Новый шпиль, на железных стропилах, появился стараниями приходского старосты Е.Е. Ярославцева.Последний раз колокольня перестраивалась в 1876 г.,руководил работами автор проекта – Петербургский губернский архитектор К.В. Фортунатов.Видимо, тогда же стены внутри была расписаны фресками согласно канонам принятой тогда «академической» живописи.
Интересные факты
-
Церковь Климента Римского и Петра Александрийского в Новой Ладоге является единственным в России храмом, освященным в честь этих святых. Он был построен в 1864 году по проекту архитектора Николая Бенуа и представляет собой прекрасный образец неовизантийского стиля.
-
Церковь Климента Римского и Петра Александрийского является одним из самых высоких храмов в России. Его высота составляет 74,5 метра, что делает его видимым даже из самых отдаленных районов Новой Ладоги.
-
Церковь Климента Римского и Петра Александрийского была закрыта в 1930 году, а в ее здании разместился склад. Во время Великой Отечественной войны церковь была частично разрушена, но в 1950 году она была восстановлена и вновь открыта для богослужений. Сегодня церковь является одной из главных достопримечательностей Новой Ладоги и привлекает множество паломников и туристов.
Святыни
К их числу принадлежали:
- храмовая икона свт. Климента и сщмч. Петра;во 2 пол. XVIII в. прихожане обратились к епископу Парфению с просьбой разрешить общее празднование обоим чтимым святым 24 ноября, а также написать их общий образ; так появилась икона двух святых, созданная специально для этой церкви;
- образ св. Климента – также почитаемый прихожанами;
- крест, бывший во время одного из походов с русскими солдатами (1701 г.); тогда им, по воле Божией, удалось выйти из окружения шведскими войсками (потому крест именовался «осадным»).
2012 год
Жизнь прихода
О ней сейчас известно немного.
Судя по всему, Димитрий Иродионов, строитель храма, был, конечно, не единственным его благотворителем: даже до наших дней рядом с церковью сохранилось надгробие потомственного почетного гражданина Новой Ладоги, Назара Фомича Кулагина. Согласно имеющимся документальным сведениям, он годами жертвовал на строительство каменных церквей города, кроме того, был основателем благотворительного общества, содержал бесплатную столовую, детский приют.
Новоладожские же краеведы прибавляют, что Кулагин отличался не только добротой, но также неподкупной честностью; например, начинал карьеру, работая при городской администрации, он «заведовал мирской кружкой», куда собирались пожертвования – когда наступал назначенный день, он при свидетелях вскрывал кружку, а затем тут же раздавал деньги малоимущим.
Над иконостасом видна нижняя часть росписи, сохранившейся до нашего времени, ср. одну из современных фотографий. (Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб, 1909. V выпуск, с. 71.)
Усилиями таких благотворителей приход также содержал не только саму церковь, но также две приписные к ней часовни. Была здесь также своя школа. Но главным была все же объединявшая всех вера, любовь к богослужению. Именно поэтому, когда после ареста последнего настоятеля, протоиерея Николая Лаврова атеистические власти решили закрыть храм, верующие горой встали на его защиту. Но сделать ничего не смогли. Наиболее ценную утварь, детали убранства власти вывезли (например, так пропал иконостас, от которого ныне остались лишь рамы без икон, да старые фото). Началось переоборудование здания.
Когда был разрушен
С конца 1930-х бывший Климентьевский был более известен, как городской кинотеатр. Уничтожать фрески на стенах не стали – закрыли их облицовкой. Именно благодаря этому сейчас многие росписи сохранились.
22 мая 2020 года
К 1990-м кино здесь больше не показывали, здание попросту забросили. Снова упал шпиль, на куполе колокольни образовалась дыра. Сам он густо порос деревьями.
Современное состояние
Прогрессирующее разрушение началось с 2010-х: еще в 2008 энтузиасты, любители старины, заходили внутрь здания, чтобы фотографировать фрески. С 2014 г.это стало невозможным – в трапезной части попросту обрушился потолок, входить стало невозможно.
Однако на фото более позднего времени видно, что кем-то убран строительный мусор внутри, а у трапезной удалось частично восстановить крышу. Явно видны также попытки начать ремонт колокольни: например, на фото 9 сентября 2021г. видно, что с купола колокольни по мере возможности убраны растущие деревья.
Планы на восстановление и их реализация
Фото последних лет демонстрируют также забор, которым частично обнесена территория: вероятно, предполагается начать реставрацию. Однако, пока она не началась.
Вот как пишет о нынешнем состоянии здания блогер Алена Копылова:
«Прошли долгие годы, но реставрация не сдвинулась с мертвой точки…. ах да, церковь от пешеходной части огородили куском забора, да поставили информационную табличку. Наверное посчитали, что этого достаточно, ведь интерес туриста повысится, люди понаедут валом в эти края…»
Ее так и называют: «православный маяк», из-за сильного сходства колокольни в ее нынешнем виде с маяком. Вот только он разрушается. Скоро свет его, идущий из далекого прошлого, когда Новая Ладога была православной, может погаснуть вовсе.
Частые вопросы
Какую церковь Старой Ладоги разобрали и вывезли в Новую Ладогу?
В 1991 после завершения реставрации церковь Рождества Иоанна Предтечи первой в Старой Ладоге была возвращена верующим. Её придел во имя святой Параскевы Пятницы украсил новый иконостас, кованые подсвечники. Стены прилегающей трапезной были расписаны петербургскими художниками.
Какую церковь Старой Ладоги разобрали?
Церковь Димитрия Солунского впервые упомянута в 1646 году как «строение государево», но построена, вероятно, была при восстановлении Ладоги после событий Смутного времени. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1731 году сгнивший тёс сожгли, пепел сложили в кусок холста и пустили по реке.
Кто основал Новую Ладогу?
8203 чел. В 1704 году Пётр I основал на месте Николо-Медведского монастыря в устье реки Волхов город Новая Ладога, а город Ладога, расположенный выше по течению, получил название Старая Ладога и лишился городского статуса.
Какая самая старая церковь в мире?
Тхаба-Ерды (ингуш. Тхьаба-Ерда, ТкъобӀаь-Ерда) — древний христианский храм в Ингушетии. Расположен вблизи селений Хайрахе и Пуй Джейрахского района. Входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Посетите Церковь Климента Римского и Петра Александрийского в Новой Ладоге во время службы, чтобы почувствовать атмосферу и проникнуться духовностью этого места.
СОВЕТ №2
Исследуйте историю и архитектуру церкви, обратите внимание на детали и символику, которые могут рассказать вам много интересного о прошлом этого священного места.
СОВЕТ №3
Поговорите с местными жителями или сотрудниками церкви, чтобы узнать больше о ее значимости для обители и истории Новой Ладоги.
Археологические находки
Археологические находки, обнаруженные в районе Церкви Климента Римского и Петра Александрийского, свидетельствуют о древней истории этого места. Во время раскопок были найдены останки древних поселений, предметы быта и культовые артефакты, которые помогли исследователям воссоздать облик и жизнь людей, живших здесь в разные исторические эпохи.
Среди наиболее интересных находок стоит отметить фрагменты древних украшений, керамику, монеты и орудия труда. Они позволяют представить, каким был быт древних жителей этого места, и какие были их обычаи и религиозные верования. Кроме того, археологические находки свидетельствуют о том, что это место имело стратегическое и культурное значение в разные исторические периоды.
Исследования археологических находок в районе Церкви Климента Римского и Петра Александрийского продолжаются, и каждая новая находка приближает нас к пониманию истории этого удивительного места.