Пророк Захария Серповидец и Захария, отец Иоанна Предтечи – две значимые фигуры в истории и религии. В данной статье мы разберем, кто они были, какие события связаны с их именами и как они влияют на религиозные убеждения. Эта статья позволит разобраться в исторических и библейских аспектах жизни и служения этих двух Захарий, помогая читателям лучше понять их роль в духовной истории человечества.
Мнение эксперта:Пророк Захария Серповидец и Захария, отец Иоанна Предтечи, – две разные исторические личности, хотя их имена могут вызывать путаницу. Пророк Захария Серповидец известен своими пророчествами, описанными в Библии, в то время как Захария, отец Иоанна Предтечи, упоминается в Евангелии как священник, отец Иоанна Крестителя. Эксперты подчеркивают, что эти два Захария имеют разные временные и биографические контексты, и каждый из них играет свою уникальную роль в истории религии.https://www.youtube.com/embed/htmEddlJxd4Пророк Захария Серповидец. Житие
Его факты церковные историки восстанавливают сейчас лишь по косвенным данным. Некоторые подробности жизни святого и вовсе не ясны, например, его возраст:
- многие считают, что пророк родился во время плена иудеев в Вавилоне, на чужбине; когда иудеям разрешили вернуться во Иерусалим, восстановить храма, Захария был еще ребенком; этот вывод делается на основании того, что в своем писании, книге, созданной в Иерусалиме, по возвращении иудеев, пророк именует себя «юношей»;
- однако, другие авторы указывают, что это слово могло означать подчиненный статус автора текста – ведь он говорит не от себя, а лишь доносит волю Божию до людей, как служитель; святые отцы первых веков, например,
блаж. Августин
, свт. Епифаний Кипрский, были убеждены, что Захария выступил на служение пророка еще живя в Вавилоне, а во Иерусалиме лишь продолжил это делание, причем был уже преклонных лет, а вовсе не юношей.
Несколько больше определенности по поводу семьи и родных пророка. Многие святые отцы полагали, что:
- он происходил из священнического рода, был «сыном Варахии, сыном Адды»; священником был глава рода, дед пророка, Иддо (Адда), и, скорее всего, сам Захария;
- пророческое служение также было как бы наследственным дарованием; так, церковные историки полагают, что Захария был родственником другого пророка, Аггея, с которым они вместе проповедовали; а свт. Кирилл Александрийский считает, что дед святого, Иддо, также пророчествовал.
Служение
Судя по тексту Книги Захарии, оно продолжалось около 2 лет: началось в 520 г. до Рождества Христова, а окончилось – в 518. Как у Аггея, содержанием пророчеств Захарии была необходимость заново отстроить храм Истинного Бога, разрушенный во время нашествия вавилонян. К участию в строительстве он призывал всех иудеев. К тому были основания – тогда начавшееся было возведение храма остановилось, так как евреям мешали самаряне, а скоро и сами иудеи потеряли решимость. Укрепить их веру, надежду на Бога, и был послан Захария. Но его миссия состояла не только в этом.
Книга Захарии
Библеисты единодушно считают, что она как бы делится на две части:
- в первых восьми главах речь идет о восстановлении Иерусалимского храма и событиях, связанных с ним – иудеям возвещается воля Божия о том, что святыня должна быть воссоздана; текст начинается с видения Ангелов, которых Бог посылает осмотреть землю; она «населена и спокойна», лишь Иерусалим разорен, уничтожен Божий храм; тогда Бог обещает, что святыня будет снова отстроена, а город населен людьми; видит святой и иудейского первосвященника Иисуса, которого Ангела переоблачают из грязных одежд (это символ греха народа Божия) в чистые, светлые – это знаменует прощение;
- вторую часть, написанную, вероятно, через 2 года после первой, уже в конце пророческого служения святого, можно назвать «Ветхозаветным Евангелием»; она содержит настолько точные пророчества о грядущем Мессии, Его земной судьбе – вплоть до предательства учеником, Распятия – что новозаветные авторы цитируют пророка, как подсчитано, не менее 40 раз.
Толкование книги пророка Захарии
Части книги столь резко различаются по стилю (оригинал глав с 9 по 14 написан стихами, тогда как первая часть – прозой), по содержанию, что одно время некоторые библеисты считали: авторы книги – два разных человека. Однако большинство современных церковных историков этой версии не разделяют, так как образы, используемые автором, особенности языка – едины для всех глав книги. Возможно, речь просто идет о том, что Захарии было явлено особое видение, относящееся уже не к времени восстановления храма, но ко временам более отдаленным:
- Иисуса, современного Захарии первосвященника, пророк в одном из мест книги называет Отраслью (так обычно писали о Мессии), а потом пророчествует вещи, явно невозможные для первосвященника – что Иисус «сядет на престоле своем», будет владычествовать над людьми; смысл этих слов становится понятен, если предположить, что Захарии просто было открыто имя грядущего Мессии – тоже Иисус;
- в 9 главе книги звучат слова, которые потом вспомнят Евангелисты:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»(Зах.9:9); это точнейшее описание Входа Господня во Иерусалим; - затем Захария рассказывает о предательстве Мессии, и даже приводит «высокую цену», в которую оценили Его жизнь:
«И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника»(Зах.11:13); - наконец, слова Захарии
«воззрят на Того, Которого пронзили»(Зах.12:10) через полтысячелетия вспомнит
св. Иоанн Богослов
, стоявший у Креста Господня, видевший, как воин ударил Его в грудь копьем
Завершается же книга словами о будущем разрушении Иерусалима – который во времена Захарии был только что восстановлен! Тем не менее, святой, провидя грядущие времена, говорит о множестве народов, которые захватят город, о том, что его жители будут уведены в плен. Все это случится в 70 г. по Рождестве Христовом. А некоторые толкователи видят здесь не просто историческое событие разрушения Святого Города, но – описание того, что произойдет во времена, до которых не дожили еще и мы, при конце мира.
Как умер пророк Захария?
О «Захарии, сыне Варахии», которого иудеи убили «между жертвенником и храмом» говорит Сам Христос, обличая иудеев. Эти Его слова приводит Евангелист Матфей:
«… да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником»(Мф.23:35).
Первое, что приходит в голову – то, что здесь имеется ввиду мученическая кончина пророка. Однако, о том, чтобы автор «Книги Захарии» был именно убит, да еще в храме, ничего не говорят другие источники. Зато 2 Книга Паралипоменон, завершающая еврейскую Библию, упоминает другого Захарию, священника, который жил при правлении иудейского царя Иоаса, идолопоклонника. Именно его побили камнями «на дворе дома Господня», то есть храма (2 Пар.24:21), а он при этом говорил:
«Да видит Господь и да взыщет!»(2 Пар.24:22). Иудеи времен Христа считали, что кровь этого мученика, подобная крови Авеля, первого убитого на земле, «вопиет на небо» об отмщении. Именно это, вероятно, и имел ввиду Христос, говоря о крови праведников – от первого до последнего, упоминаемого священными текстами.
А вот о том, как скончался пророк Захария, провидевший пришествие Мессии, достоверных данных не сохранилось. Свт. Епифаний Кипрский, живший чуть менее, чем через 1000 лет после Захарии, приводит древние предания, что пророк дожил до старости, скончался мирно, а похоронен вместе с прор. Аггеем. О том, где находится могила, существуют разные мнения:
- церковные историки V в. рассказывали, что при императоре Византии Феодосии Младшем в Елевферополе Палестинском были обретены мощи Захарии;
- по другой версии Аггей, Захария и еще один пророк, Малахия, были погребены на одном из склонов горы Елеон; впоследствии этот участок приобрела Русская Духовная Миссия в Иерусалиме; однако, современные археологи датируют эти захоронения не ранее I в. по Рождестве Христовом, тогда как Захария жил примерно на 500 лет раньше.
Интересные факты
-
Пророк Захария Серповидец жил приблизительно в IX веке до нашей эры, а Захария, отец Иоанна Предтечи, – в I веке нашей эры, то есть их разделяют почти девять веков.
-
Оба Захарии были связаны со священством: Захария Серповидец был пророком, а Захария, отец Иоанна Предтечи, был священником.
-
Оба Захарии пережили необычайные события, которые были связаны с рождением их детей. У Захарии Серповидца родился сын, который был назван Иоанн, а у Захарии, отца Иоанна Предтечи, родился сын, который был назван Иоанн Креститель.
Иконография пророка Захарии
С древности у иконописцев принято держаться версии о молодости Захарии, хотя она и не имеет точного подтверждения. Поэтому он пишется, как юноша, держащий свиток.
Иногда на иконах можно также увидеть серп, так как Захарию еще именуют «серповидцем». Это название связано с ошибочным переводом на греческий еврейского слова, означавшего «свиток» (который видел пророк во время видения летящим по небу) как «серп».
Пророк Захария и праведная Елисавета
Второй святой этого имени жил более чем через 500 лет после ветхозаветного пророка, то есть уже во времена явления на земле Мессии, Иисуса Христа. О его жизни сообщает только одно Евангелие – св. Луки. Согласно ему:
- пророк и его супруга много лет, до старости, прожили в браке, но не имели детей;
- однажды, когда Захария совершал богослужение, ему явился Архангел Гавриил, который сообщил ему, что Елисавета родит сына, а также назвал его имя – Иоанн; при этом он предрек будущее величие отрока, и то, что он будет
Предтечей Спасителя
, Христа; - усомнившись, Захария не поверил небесному посланнику, за что был наказан немотой – вплоть до рождения младенца, когда прозвучало его единственное пророчество.
Вот оно: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, ка́к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк.1:68-78).
После этого имена праведных супругов исчезают со страниц Писания. Об их дальнейшей жизни сохранились лишь различные предания. Они очень разноречивы, сходясь в одном: по рождении Иоанна его родители прожили недолго.
Кончина Захарии
Некоторые отцы Церкви, например, Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, думали, что, говоря о «Захарии, сыне Варахии», убитом иудеями, Христос имел ввиду именно его. По этой версии которую излагает, например, Ориген, он был первосвященником. Когда Мария, родившая Христа, пришла ко храму, Захария поставил ее туда, где стояли девицы, духом зная, что Богородица осталась Девой. За это «вопиющее» нарушение Закона Моисеева он был убит иудеями.
Есть и другая версия, также связанная с древними преданиями – о том, что Захария был заколот «между жертвенником и алтарем» воинами царя Ирода после рождения Иоанна, в котором тогда многие видели обетованного Мессию, а Ирод – соперника в борьбе за престол. По этому преданию, солдаты ворвались в храм, когда священник совершал богослужение, потребовали выдать сына, а когда он отказался – закололи Захарию мечами на ступенях, где многие годы оставались впитавшиеся в мрамор следы его крови.
Смерть Елисаветы
По дошедшим до нас преданиям, мать Иоанна знала, что воины Ирода ищут ее сына и уже убили до 10000 младенцев в Вифлееме (рассчитывая тем самым уничтожить и родившегося «Царя Иудейского», Мессию). Взяв мальчика, она поспешно бежала в пустыню Иудейскую, где скрылась в пещере от погони. Может быть, здесь ее нашла весть о мученической кончине мужа – и сама Елисавета, пожив недолго, умерла здесь, оставив сына на волю Божию.
То, что все эти предания могут быть достоверны, косвенно подтверждает текст Евангелия от Луки, который говорит об Иоанне, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80).
Пророк Захария в исламе
Мусульмане признают Библию как боговдохновенный (хотя не столь священный, как Коран) текст, а также чтят пророков времени Ветхого Завета. Впрочем, и Христа (Ису) они также почитают лишь пророком, простым человеком. Именно в связи с Ним Коран, как подсчитано, 7 раз упоминает о «Закарийи», отце Яхьи (Иоанна). Коран добросовестно пересказывает Евангельскую историю о священнике, которому было около 100 лет, когда его молитвы о рождении сына были услышаны.
Кроме Евангелия, в Коране есть также заимствования из апокрифических текстов – например, Закарийя считается опекуном Марьям («матери Исы»), когда Она жила при Иерусалимском храме, свидетелем чудес Божией благодати, явленным на Ней. Повторяет Коран также предание об убийстве Захарии после рождения сына.
А вот о «ветхозаветном Евангелисте» Захарии мусульмане знают и говорят мало – может быть, потому, что слишком уж не согласуется с их верой вторая часть его книги, где говорится об Иисусе как Мессии, а не пророке.
Сознание современных людей зачастую не разделяет двух святых с именем Захарии: мало сведущие в церковной истории иногда приписывают авторство Книги Захарии отцу Предтечи, или, наоборот, думают, что ветхозаветный святой погиб «между жертвенником и алтарем». Это неправильно исторически – между двумя Захариями более 500 лет! – но по большому счету верно с точки зрения понимания внутреннего содержания их служения. Ведь оба возвещали людям волю Божию – и обоих зачастую не понимали самые близкие люди. Такова в этом мире участь всякого святого – особенно того, кто решится возвысить голос, обличая нечестие мира, отстаивая Божию правду.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь пророку Захарии Серповидцу, глас 2
Проро́ка Твоего́ Заха́рии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Тропарь пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям Иоанна Предтечи, глас 2
Пра́ведных твои́х Заха́рии и Елисаве́ты,/ Го́споди, па́мять пра́зднующе,/ те́ми мо́лим Тя:// спаси́ ду́ши на́ша.
Акафист
Акафист правв. Захарии и Елисавете
Кондак 1
Избраннии от рода Ааронова, рождшии Иоанна богохвальнаго, Предтечею и Крестителем Господним предуготованным быти, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких нас бед свободите, взывающих вам:
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Икос 1
Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, святии Захарие и Елисавето, от юности вашея всеми добродетельми украшении и непорочно житие свое вкупе пожившии, ему же чудящеся, зовем вам гласы хвалебными сице:
Радуйтеся, рода Аронова славное прозябение.
Радуйтеся, благочестивых родителей светлое украшение.
Радуйтеся, душевныя и телесныя чистоты рачителие.
Радуйтеся, заповедей Божиих ревностнии хранителие.
Радуйтеся, супрузи праведнии, Богом предъизбраннии.
Радуйтеся, на трапезу небесную Господом призваннии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 2
Видев Отец Небесный с высоты славы Своея, яко житие ваше, святии и праведнии Захарие и Елисавето, благочестиво и свято бысть, благослови от отрасли вашея святыя произрасти честному и славному плоду – Иоанну, во еже быти ему пророком, Предтечею и Крестителем Сыну Своему возлюбленному Иисусу Христу, Ему же хвалу воздаем: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом Божественным свыше направленный Архангел Гавриил предсташе тебе, иерее Захарие, вшедшему покадити во святилище и служащему по чину чреды своея. Зрящи же вестника небеснаго, одесную алтаря кадильнаго стоящаго, страх велий объяше тя, обаче посланник Божий рече ти: «Не бойся, Захарие». Мы же, милостию Божиею к семейству твоему умиленные, вопием:
Радуйтеся, целомудреннаго жития крепкое охранение.
Радуйтеся, грехов и страстей непреложное одоление.
Радуйтеся, благодатию Божиею щедро осененнии.
Радуйтеся, зрящие на небе тайны сокровенныя.
Радуйтеся, яко ангели бесплотнии, на земли пожившии.
Радуйтеся, чистоту телесную в житии своем сохранившии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 3
Сила неизреченная милосердия Божия на вас, святии, открыся, ибо видя праведность хождения вашего пред лицем Божиим, посла вам Господь велие утешение в старости, да поете Ему верно: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй повеление от Господа утешити тя, святе Захарие, возвести ти ангел Божий, яко молитва твоя благоприятна есть Богу и внимая ей, милость ти дарует Бог: благословляше бо супружницу твою Елисавету, узы неплодства ея разрешая, да родит сына, соименнаго благодати Иоанна. Тем же приимите от нас песнь сию:
Радуйтеся, житием своим Богу угодившии.
Радуйтеся, свято пред Ним неизменно ходившии.
Радуйтеся, яко в молитвах своих ко Творцу возвышалися есте.
Радуйтеся, яко словом Господним всегда утешалися есте.
Радуйтеся, вся надежды своя на Творца возлагавшии.
Радуйтеся, в своих добрых делах утомления не знавшии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 4
Бурею мирскаго жития не одоленный, сын ваш, святии Захарие и Елисавето, велик пред Господем будет, не токмо телом, но и духом, рече Ангел Господень, ибо своим рождеством той принесет в мир велию радость, яко мнози возрадуются рождению его, восхваляя Творца: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще дивныя глаголы о сыне своем, яко той велиим пророком и постником наречется, и еще от чрева матери своея исполнится Духа Свята и мнози от сыновей Израильских его ради обратятся ко истинному Богу, ибо надлежит ему быти Предтечею Христовым в духе и силе пророка Илии и приуготовити народы ко принятию Спасителя, зело поражен и удивлен бысть Захария, не решаяся реченному Ангелом веровати. Мы же, словесам ангельским внимая, вопием вам сице:
Радуйтеся, стяжавшии милость Творца превеликую.
Радуйтеся, языкам принесшии радость великую.
Радуйтеся, седины свои славою покрывшии.
Радуйтеся, наград на небе себя не лишившии.
Радуйтеся, милосердному Господу во всем уподоблявшиеся.
Радуйтеся, Триединому Богу всегда поклонявшиеся.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 5
Бога точию бояйся, рече ангел Господень Захарии: Аз есмь Гавриил, предстояй пред Богом и посланный благовестити тебе все сие, обаче за то, что ты не уверовал еси словесам моим, будеши немым и не промолвиши ни единаго слова дондеже всему реченному мною надлежит исполнитися по воле великаго Бога, Коему славу пою: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше людие бывшии в церкви Господней, умедлившу Захария во алтари, зело дивляхуся сему, изшедшу же ему к ним и не могущу глаголати, но токмо помавающу, разумеша вси, яко бысть ему видение во алтари. Мы же, прославляя дивнаго в чудесех Своих Господа, глаголем вам сице:
Радуйтеся, яко сила Божия на вас совершися.
Радуйтеся, яко воля Божия непреложно на вас сотворися.
Радуйтеся, яко милость Творца с преизбытком на вас излияся.
Радуйтеся, яко радость велия вам щедро Творцем даровася.
Радуйтеся, яко вы возвеличены быша дланию святою.
Радуйтеся, яко вы всем пример подаете собою.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 6
Словес Господних, ангелом возвещенных, сбытие видяще, возрадовася зело Елисавета, ибо зачне сына своего и таяшеся месяц пять, глаголющи: яко тако сотвори мне Господь во дни, в няже призре отъяти поношение мое в человецех, да пою Ему хвалу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия обильно благодать Божия в Елисавете святей, егда исполнися Духа Свята и возопи гласом велиим Деве Марии: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И откуду мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне!». Чадо же ее взыграся во чреве радощами пришествию Матери Божией. Да и на нас сниде благодать Святаго Духа, вопиющих радощами сице:
Радуйтеся, Духом Святым позлащеннии.
Радуйтеся, благодатию щедро Творцем осененнии.
Радуйтеся, чадо великое свято зачавшии.
Радуйтеся, радость отцовства и материнства от Бога познавшии.
Радуйтеся, Матери Божией сродницы всечестнии.
Радуйтеся, воплотившагося Сына Божия раби преблагии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 7
Хотящу людем возвестити от ангела пронареченное имя сына своего Иоанна, святе Захарие, по рождестве его написа е и абие отверзошася язык и уста твоя, и глаголаше паки, благословя Бога и поя Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новую подаяй благодать тебе Господь, праведне Захарие, Духом Святым насыти тя, воеже пророчествовати ти, глаголя: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим и воздвиже рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего, якоже глагола усты святых сущих от века пророк Его и ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предъидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его». Мы же, пророчеству твоему внимая, чрез вас, праведницы Божии, восхваляем Господа, воспевая вам похвалы сии:
Радуйтеся, отроча святое в мир родившии.
Радуйтеся, рождеством сим радость миру возвестившии.
Радуйтеся, восхвалившии Бога безмерно.
Радуйтеся, служившии Господу верно.
Радуйтеся, вся Законы Его исполнявшии.
Радуйтеся, себя в чистоте сохранявшии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 8
Странное чудо бысть окрест живущим людем, егда слышаху о преславнем и чуднем рождестве чада вашего, святии и праведнии Захарие и Елисавето, и со удивлением глаголаху в себе: «Что убо отроча сие будет?». Мы же, преславному рождеству Предтечи и Крестителя Господня радующеся, Господу взываем: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси смущением велиим исполнен, пророче Божий Захарие, зря Пресвятую Деву Марию с Богомладенцем ко храму пришедшую и на месте нечистых жен пред дверьми храма ставшую, очищения законнаго просити хотящую. Ведуще бо Ю во Святая Святых тобою, по внушению Божию, введенную и тамо воспитанную и духом уразумев, яко сия Матерь есть Дева Чистая и по рождестве, постави Ю сего ради на месте девиц, идеже женам имущим мужа стояти не подобаше. Мы же, восхваляя с тобою Деву Чистую, с любовию и умилением вопием:
Радуйтеся, Матери Божией славу воздавшии.
Радуйтеся, купно со всеми Ея восхвалявшии.
Радуйтеся, Бога пришествие в мир ожидавшии.
Радуйтеся, чистою молитвою Творца ублажавшии.
Радуйтеся, Ликом Младенца Христа услажденнии.
Радуйтеся, в Царствие Божие Им возведеннии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 9
Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда ты, святе Захарие, на руце свои праведнии, умилися сердцем и со страхом Божиим, приял еси Богомладенца, и яко Творцу и Богу, возвал еси Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению дивнаго жития вашего, святии и праведнии Захарие и Елисавето, несть бо возможно исповести и исчести вся моления и пощения ваша, вся слезы и воздыхания ваша яже к Богу. Приимите от нас, любовию к вам подвизаемых, малыя похвалы сия:
Радуйтеся, Духа Святаго сосуди от века избраннии.
Радуйтеся, руце своя простираху к Творцу в уповании.
Радуйтеся, Пресвятыя Троицы угодницы вернии.
Радуйтеся, к Богу дорогу нашедшии в тернии.
Радуйтеся, трудами своими спасение стяжавшии.
Радуйтеся, на Господа токмо во всем уповавшии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 10
Спасения чаду своему хотяще, поят мати чадо свое и бежаху с ним в горы от злочестиваго детоубийцы Ирода, той бо посла в Вифлеем воинов, да избиют вся младенцы, приказа умертвити и чадо ваше, блаженнии Захарие и Елисавето. Мы же, Господу, хранящему избранныя Своя от руки нечестиваго, с любовию глаголем: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною заступления от настигавших убийц бысть тебе Господь, праведная Елисавето, егда по молению твоему: «Гора Божия, приими мать с сыном!», повеле горе каменней тотчас расступитися и заключити тебе с чадом в себе. Спасению вашему со слезами радуяся, вопием вам сице:
Радуйтеся, Господом на всех путях хранимии.
Радуйтеся, рукою Божиею по жизни сей водимии.
Радуйтеся, любовь к Творцу в себе носившии.
Радуйтеся, нетленный плод в раю вкусившии.
Радуйтеся, за правду Божию пострадавшии.
Радуйтеся, быти с Богом возжелавшии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 11
Пение молебное Господу Богу приносил еси, святый и праведный Захарие, егда воини зверонравнаго Ирода приидоша к тебе с повелением отдати им сына твоего. Ты же отвечал еси им: «Аз служу ныне Господу Богу Израилеву и не вем идеже есть сын мой!», укрепляющему тебя Богу вопияй: Аллилуиа.
Икос 11
Света небеснаго исполнися храм Господень, праведне Захарие, егда вопрошающим тя воином рекл еси: «Тело мое убиете, душу же мою восприимет Господь!» Бывшу же тебе убиту между церковию и алтарем, якоже повеле Ирод, пролиявшаяся кровь твоя святая сгустися на мраморе и отверде во свидетельство и вечное осуждение Иродово. Мы же, мученическую кончину твою прославляя, воспеваем гласами хвалебными:
Радуйтеся, души Творцу посвятившии.
Радуйтеся, в святости их сохранившии.
Радуйтеся, славою небесною от Бога венчаннии.
Радуйтеся, в радость Господа своего войти призваннии.
Радуйтеся, яко пищу нетленную ныне вкушаете.
Радуйтеся, яко Бога за нас присно вы умоляете.
Кондак 12
Божественная благодать явися на тебе, праведная Елисавето, и неизреченное чудо дивно открыся, егда бо в горе, укрывшей тя со чадом, Божиим повелением устроися пещера, открыся источник водный и над пещерою финикс произрасте, подавая плоды своя во изобилии. Таковому благоволению Божиему радуяся, ты пела еси Ему с чадом своим: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Господу, по истечении сорока дний по убиении праведнаго Захарии, душу свою предаде Творцу своему святая Елисавета и с супругом своим на небеси соединися. Прославляя праведное житие ваше, святии Захарие и Елисавето, усердно молим вас услышати хвалебное пение наше:
Радуйтеся, яко в вере святей вы есте утверждение.
Радуйтеся, яко наше от бед вы есте ограждение.
Радуйтеся, яко нас от скорбей присно вы защищаете.
Радуйтеся, яко страсти телесныя в нас укрощаете.
Радуйтеся, благочестивым супругом вы есте покровителие мудрии.
Радуйтеся, чадом нашим вы есте воспитателие добрии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 13
О, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Молим вас со усердием и любовию: испросите нам у Господа нашего в жизни сей в вере и добродетелех утверждение, от скорбей и напастей избавление, прегрешений наших прощение, да сподобимся и мы Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Богу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, святии Захарие и Елисавето, от юности вашея всеми добродетельми украшении и непорочно житие свое вкупе пожившии, ему же чудящеся, зовем вам гласы хвалебными сице:
Радуйтеся, рода Аронова славное прозябение.
Радуйтеся, благочестивых родителей светлое украшение.
Радуйтеся, душевныя и телесныя чистоты рачителие.
Радуйтеся, заповедей Божиих ревностнии хранителие.
Радуйтеся, супрузи праведнии, Богом предъизбраннии.
Радуйтеся, на трапезу небесную Господом призваннии.
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Кондак 1
Избраннии от рода Ааронова, рождшии Иоанна богохвальнаго, Предтечею и Крестителем Господним предуготованным быти, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких нас бед свободите, взывающих вам:
Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.
Молитва
Молитва
О, велиции Христовы праведницы, святии Захарие и Елисавето! К вам прибегаем и вам молимся с великим упованием: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу да пошлет вся благопотребная душам и телесем нашим, веру праву, любовь нелицемерну, в добрых делех преуспеяние, душам и телесем здравие и вечное спасение. Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите нам предстателие ко Господу да сподобимся помощию вашею спасение вечное получити, Царствие Небесное унаследовати и вкупе с вами и всеми святыми славословити неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Частые вопросы
Кто был отцом Иоанна Крестителя?
Захария в Коране زكريا) — один из пророков — посланный к Сынам Израиля, соответствует библейскому священнику Захарии. Упомянут в Коране 7 раз. Отец пророка Яхьи (библейского Иоанна) (Коран, 19:7). Бог являет Захарии свое чудо — у престарелого священника и его старой жены, рождается мальчик (Коран 3:40).
Кем была Елизавета Деве Марии?
אלישבע (Элишева) — «Бог моя клятва», то есть поклявшаяся служить Богу, греч. Ελισάβετ) — мать Иоанна Крестителя, супруга священника Захарии. Происходила из рода Ааронова, была родственницей Богородицы.
Кого родила Святая Елизавета?
Когда он встал у жертвенника и вознёс к Богу свою обычную молитву о рождении ребёнка, то вдруг услышал удивительный голос: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн».
Полезные советы
СОВЕТ №1
Внимательно изучите библейские тексты, в которых упоминаются оба пророка Захарии. Это поможет понять их истории, миссии и важность в библейском контексте.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на исторический контекст, в котором жили оба пророка. Это поможет лучше понять их послания и значение для своего времени.
Сходства и различия между пророком Захарией Серповидцем и отцом Иоанна Предтечи
Пророк Захария Серповидец и Захария, отец Иоанна Предтечи, являются важными фигурами в библейской истории. Оба они играют значительную роль в религиозной традиции и имеют свои уникальные черты и аспекты, которые делают их отличными друг от друга.
Одним из основных сходств между пророком Захарией Серповидцем и отцом Иоанна Предтечи является то, что оба они были избранными Богом для исполнения важных миссий. Пророк Захария был послан Богом для пророчествования о будущем спасении через Иисуса Христа, тогда как отец Иоанна Предтечи получил благовестие о рождении своего сына, который станет Предтечей Христа.
Однако, есть и существенные различия между этими двумя личностями. Пророк Захария Серповидец жил в древности и был известен своими пророчествами о Мессии, в то время как Захария, отец Иоанна Предтечи, жил в период Нового Завета и сыграл ключевую роль в подготовке пути для пришествия Иисуса Христа.
Кроме того, пророк Захария Серповидец известен своим символическим видением о женщине с ефой, что имеет глубокий духовный смысл, в то время как отец Иоанна Предтечи был известен своей верой и послушанием Божьей воле, что привело к чудесному рождению Иоанна Крестителя.
Таким образом, хотя пророк Захария Серповидец и отец Иоанна Предтечи имеют общие черты в своем богословском призвании, их жизненные истории и роли в истории спасения имеют свои уникальные особенности, которые делают их неповторимыми фигурами в библейской традиции.