Сила псалмов 26, 50, 90 — в их смысле. Как правильно читать? Практические советы

В статье “Псалом 26 50 90: как правильно читать текст на русском языке” рассматривается сила и глубокий смысл трех псалмов – 26, 50, 90. Узнайте, как правильно интерпретировать эти тексты и какие уроки они несут для нашей духовной жизни.

Читаем псалом 26, 50, 90

Псалтирь лучше читать вслух, чтобы не отвлекаться. Так, слыша самого себя, проще удержать на молитвословиях свое внимание. Это очень мобилизует: чувствуешь, что тебя снаружи как бы в «броню одели». Полезнее читать их на церковнославянском языке, а проверять понимание при помощи текста на русском. Такие советы дают современные священники новоначальным христианам.

Псалом 26 на церковнославянском языке

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что псалмы 26, 50 и 90 обладают особым духовным смыслом, который требует глубокого понимания при чтении. Псалм 26 напоминает о важности искренности и верности перед Богом, псалм 50 призывает к искреннему раскаянию и покаянию, а псалм 90 напоминает о временности жизни и вечности Божьей. Эксперты советуют читать эти псалмы с вниманием к каждой строфе, обращая внимание на образы, символику и метафоры, чтобы постигнуть глубинный смысл текста. Правильное чтение псалмов 26, 50 и 90 поможет каждому человеку обогатить свою духовную жизнь и обрести внутреннюю гармонию.

Псалмы 26, 50, 90 - что означают и когда читаютсяПсалмы 26, 50, 90 – что означают и когда читаются

Молитва

Псало́мъ Дави́ду, пре́жде пома́занiя
Госпо́дь просвѣще́нiе мое́ и спаси́тель мо́й, кого́ убою́ся? Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?

Внегда́ приближа́тися на мя́ зло́бующымъ, е́же снѣ́сти пло́ти моя́, оскорбля́ющiи мя́ и врази́ мои́, ті́и изнемого́ша и падо́ша.

А́ще ополчи́тся на мя́ по́лкъ, не убои́тся се́рдце мое́: а́ще воста́нетъ на мя́ бра́нь, на него́ а́зъ упова́ю.

Еди́но проси́хъ от Го́спода, то́ взыщу́: е́же жи́ти ми́ въ дому́ Госпо́дни вся́ дни́ живота́ моего́, зрѣ́ти ми́ красоту́ Госпо́дню и посѣща́ти хра́мъ святы́й Его́.

Я́ко скры́ мя въ селе́нiи Свое́мъ въ де́нь зо́лъ мои́хъ, покры́ мя въ та́йнѣ селе́нiя Своего́, на ка́мень вознесе́ мя.

И ны́нѣ се́, вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя́: обыдо́хъ и пожро́хъ въ селе́нiи Его́ же́ртву хвале́нiя и воскликнове́нiя: пою́ и воспою́ Го́сподеви.

Услы́ши, Го́споди, гла́съ мо́й, и́мже воззва́хъ, поми́луй мя́ и услы́ши мя́.

Тебѣ́ рече́ се́рдце мое́: Го́спода взыщу́, взыска́ Тебе́ лице́ мое́, лица́ Твоего́, Го́споди, взыщу́.

Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и не уклони́ся гнѣ́вомъ от раба́ Твоего́: помо́щникъ мо́й бу́ди, не отри́ни мене́ и не оста́ви мене́, Бо́же, Спаси́телю мо́й.

Я́ко оте́цъ мо́й и ма́ти моя́ оста́виста мя́, Госпо́дь же воспрiя́тъ мя́.

Законоположи́ ми, Го́споди, въ пути́ Твое́мъ, и наста́ви мя́ на стезю́ пра́вую вра́гъ мои́хъ ра́ди.

Не преда́ждь мене́ въ ду́шы стужа́ющихъ ми́: я́ко воста́ша на мя́ свидѣ́теле непра́веднiи, и солга́ непра́вда себѣ́.

Вѣ́рую ви́дѣти блага́я Госпо́дня на земли́ живы́хъ.

Потерпи́ Го́спода, мужа́йся, и да крѣпи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода.

Псалом 26 на русском (синодальный перевод)

Интересные факты

  1. Псалмы 26, 50 и 90 — одни из наиболее известных и любимых псалмов в христианской традиции. Они часто используются в молитвах, богослужениях и литургиях.
  2. Эти псалмы обладают особой силой и значением, которое связано с их глубоким духовным смыслом и мощными молитвенными обращениями к Богу.
  3. Важно читать псалмы с искренней верой и пониманием их смысла, уделяя внимание каждому слову и строке. Правильное чтение псалмов может привести к глубокому духовному переживанию и укреплению отношений с Богом.
Прот.Андрей Ткачёв Сила 26 псалма: Беседа старца Иоанна Оптинского с Сергеем НилусомПрот.Андрей Ткачёв Сила 26 псалма: Беседа старца Иоанна Оптинского с Сергеем Нилусом

Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?

Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.

Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.

Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,

ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.

Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.

Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.

Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.

Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.

Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;

не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.

Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.

Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.

Псалом 50 на церковнославянском языке

Въ коне́цъ, псало́мъ Дави́ду,– внегда́ вни́ти къ нему́ Наѳа́ну проро́ку,егда́ вни́де къ Вирсаві́и женѣ́ Урі́евѣ.
Поми́луй мя́, Бо́же, по вели́цѣй ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́тъ Твои́хъ очи́сти беззако́нiе мое́.

Наипа́че омы́й мя́ от беззако́нiя моего́ и от грѣха́ моего́ очи́сти мя́:

я́ко беззако́нiе мое́ а́зъ зна́ю, и грѣ́хъ мо́й предо мно́ю е́сть вы́ну.

Тебѣ́ еди́ному согрѣши́хъ и лука́вое предъ Тобо́ю сотвори́хъ: я́ко да оправди́шися во словесѣ́хъ Твои́хъ и побѣди́ши, внегда́ суди́ти Ти́.

Се́ бо, въ беззако́нiихъ зача́тъ е́смь, и во грѣсѣ́хъ роди́ мя ма́ти моя́.

Се́ бо, и́стину возлюби́лъ еси́, безвѣ́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́лъ ми́ еси́.

Окропи́ши мя́ иссо́помъ, и очи́щуся: омы́еши мя́, и па́че снѣ́га убѣлю́ся.

Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лiе: возра́дуются ко́сти смире́нныя.

Отврати́ лице́ Твое́ от грѣ́хъ мои́хъ и вся́ беззако́нiя моя́ очи́сти.

Се́рдце чи́сто сози́жди во мнѣ́, Бо́же, и ду́хъ пра́въ обнови́ во утро́бѣ мое́й.

Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отими́ от мене́.

Возда́ждь ми́ ра́дость спасе́нiя Твоего́ и Ду́хомъ Влады́чнимъ утверди́ мя.

Научу́ беззако́нныя путе́мъ Твои́мъ, и нечести́вiи къ Тебѣ́ обратя́тся.

Изба́ви мя́ от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́нiя моего́: возра́дуется язы́къ мо́й пра́вдѣ Твое́й.

Го́споди, устнѣ́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвѣстя́тъ хвалу́ Твою́.

Я́ко а́ще бы восхотѣ́лъ еси́ же́ртвы, да́лъ бы́хъ у́бо: всесожже́нiя не благоволи́ши.

Же́ртва Бо́гу ду́хъ сокруше́нъ: се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бо́гъ не уничижи́тъ.

Ублажи́, Го́споди, благоволе́нiемъ Твои́мъ Сiо́на, и да сози́ждутся стѣ́ны Иерусали́мскiя:                                    тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́нiе и всесожега́емая: тогда́ возложа́тъ на олта́рь Тво́й телцы́.

Псалом 50 на русском языке (синодальный перевод)

САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ПСАЛМЫ 26,50,90 с текстом и с ударениями по порядкуСАМЫЕ ВЕЛИКИЕ ПСАЛМЫ 26,50,90 с текстом и с ударениями по порядку

Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Псалом 90 на церковнославянском языке

Хвала́ пѣ́сни Дави́довы, не надпи́санъ у Евре́й.
Живы́й въ по́мощи Вы́шняго, въ кро́вѣ Бо́га небе́снаго водвори́тся,

рече́тъ Го́сподеви: засту́пникъ мо́й еси́ и прибѣ́жище мое́, Бо́гъ мо́й, и упова́ю на Него́.

Я́ко То́й изба́витъ тя́ от сѣ́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна:

плещма́ Свои́ма осѣни́тъ тя́, и подъ крилѣ́ Его́ надѣ́ешися: ору́жiемъ обы́детъ тя́ и́стина Его́.

Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрѣлы́ летя́щiя во дни́,

от ве́щи во тмѣ́ преходя́щiя, от сря́ща и бѣ́са полу́деннаго.

Паде́тъ от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, къ тебѣ́ же не прибли́жится:

оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́нiе грѣ́шниковъ у́зриши.

Я́ко ты́, Го́споди, упова́нiе мое́: Вы́шняго положи́лъ еси́ прибѣ́жище твое́.

Не прiи́детъ къ тебѣ́ зло́, и ра́на не прибли́жится тѣлеси́ твоему́ :

я́ко А́нгеломъ Свои́мъ заповѣ́сть о тебѣ́, сохрани́ти тя́ во всѣ́хъ путе́хъ твои́хъ.

На рука́хъ во́змутъ тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́:

на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и змі́я.

Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.

Воззове́тъ ко Мнѣ́, и услы́шу его́: съ ни́мъ е́смь въ ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́:

долгото́ю дні́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́нiе Мое́.

Псалом 90 на русском языке (синодальный перевод)

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:

на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Краткое толкование псалмов 26,90

26-й псалом составлен св. Давидомв те дни, когда он еще не был правителем Израиля, но уже был помазан на царствование прозорливым Самуилом. Восседавший в то время на троне Саул искал его гибели, и праведный псалмопевец вынужден был скрываться, предоставив свою судьбу в Руки Божии. Именно поэтому в данном псалме будущий царь выражает великую признательность Господу и надеется на Его Помощь. Взывая к Создателю, он утверждает, что не может быть у человекалучшего упования на спасение, чем заступничество и покровительство Всемогущего Творца. Давид умоляет не оставлять его, заверяя, что желает жить богоугодно и созерцать красоту Господню до последних своих дней.

псалом 26 50 90

90-й псалом составлен в качестве восхваления Господа после избавления еврейского народа от моровой язвы. Псалом также называют хвалебной песней Давида. Сутью данного творения является абсолютная уверенность в том, что Господь не оставит без защиты и утешения никого из уповающих на Него: Он укроет людей Своих и от воздействия темных сил, и от земных опасностей.

О 50 псалме

Псалом составлен царственным пророкомв качестве молитвы исповедания, в которой излил свое сердце Давид после совершения тягчайших грехов: блуда с имеющей мужа женщиной и убийства ее супруга. Обличенный провидцем Нафаном, правитель Израиля осознал всю скверну совершенных деяний и то оскорбление, которое нанес он ими своему Великому Творцу. В псалме царь изливает скорбные слезы покаяния и уповает на Милосердие Божие, всецело покоряясь Его Праведному Суду. Об очищенной же слезами раскаяния душе он поэтично говорит, что онастановится «белее снега».

50-й псалом считается покаянным, поскольку данное творение являет пример подлинного смирения и искреннего сердечного сокрушения, являющихся по утверждению Давида, главнейшей и необходимейшей жертвой Создателю.

Русский Златоуст Иннокентий Херсонскийнаставлял:

«Покаянный 50-й псалом царя Давида так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы».

О сложившейся традиции и порядок чтения

Известно, что сдревнейших времен ни одно богослужение не обходилось без торжественного псалмопения.

В наши дни сложилась церковная традиция произносить слова псалмов в определенные моменты богослужений.

  1. Так, 26-й псалом читают в 1-й час навечерия Богоявления и при пострижении в рясофор.
  2. Священные строки 50-го псалма возносятся в центральный моментБожественной литургии – в момент превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а также при каждении перед Великим входом, в чине исповеди и панихиды. Текст этого псалмавходит в утреннее правило и в Последование ко святому причащению.
  3. А 90-й псалом читают на службе 6-го часа, посвященного Распятию Спасителя, а также на Великом повечерии. Его слова звучат во время отпеваний и панихид.

Правило схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

Схиархимандрит Виталий — ученик благочестивых старцев Глинской Пустыни. Нелегким был его подвижнический путь. Он побывал и юродивым странником, и послушником при обители, и пустынножителем. В результате этих подвигов стяжал он дар мудрости и стал наставником для многих овец Христовых.

Схиархимандрит наставлял духовных чад каждое утро, выходя из дома, произносить 26-й, 50-й и 90-й псалмы. В начале, в конце и между ними произносить Приветствие «Богородице Дево радуйся».

Священнослужитель пояснял:

«После этого никакая беда к вам не прикоснется! Читайте эти псалмы, и Христос с Богородицею даруют вам свои милости».

Добавить к чтению «Богородица Дева радуйся»

Основанием данного Величания являются цитаты из Евангелия от Луки: обращение Архангела Гавриила к Пречистой Богоматери:

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28) и величание Богородицы праведной Елисаветой: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42)

Интересный факт

По мнению историков, объединение этих евангельских фрагментов в общую молитву мог совершить святитель Кирилл Александрийский, учитель Церкви, подвизающийся в V веке. В католичестве с XI века данное Величание известно как «Аве Мария».

На Руси эта молитва получила сакральное значение примерно с XVII в. Ее многократно повторяли желающие усугубить молитвенный подвиг и те, кто взывал к Пречистой Деве об утешении либо хотел поблагодарить Ее за помощь. Происходило это, в том числе, под влиянием распространенной в те дни, переписываемой от руки, рукописи «Звезда Пресветлая», в 15-ти главах которой рассказывалось о чудесах, происходящих от этой молитвы.

Протоиерей

Олег Кручинин

поясняет: «например, там было повествование о некоем иноке, который посмеялся над молитвой и был лишён рассудка. А епископ, не признававший эту молитву, во сне увидел себя тонущим. После принесённого им покаяния сон повторился, но

Богородица

спасла его от утопления. Такие истории легко запоминались народом и служили для духовного воспитания».

Многие старцы говорили о силе этой молитвы. Среди них преподобные Серафим Саровский
и Парфений Киевский, Глинский старец Илиодор
. А священномучени к Серафим Звездинский, который писал своим духовным чадам из ссылки:

«Ограждайте себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою. С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем. Если же сатана, ненавидящий нас, и запнёт нас на пути нашем и сшибёт нас, то и тогда Архангельское Приветствие воссылая, воспрянем, больные душой исцелимся, загрязнённые грехом очистимся и убелимся».

Протоиерей Олег Кручининразъясняет:

«Читая «Богородице Дево радуйся», мы уподобляемся ангелам, воспевающим Матерь Божию, а говоря «плод чрева Твоего», мы подразумеваем Иисуса Христа. Поэтому мы входим в молитвенное общение с Ними и находимся под Их небесной защитой».

«Бомбой не разорвёт» —  из книги С. Нилуса

Как-то беседуя с Оптинским старцем Иоанном (Саловым), писатель С.А. Нилуси его супруга получили наставление:

«Если враг пускает в вас свои стрелы, не бойтесь! Ни одна из них не коснется вас. Только примите мой совет за правило. Проявите послушание. Читайте каждый день, утром и вечером, перед вашей обычной молитвой 26-й и 90-й псалмы.

А перед ними – Великое Архангельское Обрадование, то есть «Богородице Дево радуйся». Если станете так делать, ни огонь вас не сожжет, ни вода не потопит. Даже больше вам скажу – бомбой не разорвет!»

По прошествии лет предсказание старца исполнилось с точностью. Во время Гражданской войны супруги, ехавшие в тарантасе, попали под обстрел. Рядом с ними разорвалась бомба, но их даже не зацепило.

св. прп. Амвросий Оптинский

Преподобный старец Амвросий Оптинский

Духовные наставления оптинских монахов

Преподобный Варсонофий Оптинскийнаставлял:

«Читайте Псалтирь ежедневно, хоть понемногу, и Господь не оставит вас Своею милостью, будет всегда вам Помощником и Утешителем. Хорошо также ежедневно прочитывать 90-й и 50-й псалмы; 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго» полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

Преподобный Амвросий Оптинскийписал окормляемым чадам:

«Когда будешь ощущать страх и вражеское нападение, то полезно будет, по примеру древних отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские слова, например: «Господь – просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» И весь 26-й псалом… Заучивай и читай почаще «Живый в помощи Вышняго».

Краткие сведения о Псалтири

Слово «Псалтирь» изначально означало древний музыкальный инструмент наподобие гуслей. В церковном понимании – это сборник молитвенных песнопений, которые использовали при богослужении еще в ветхозаветные времена. На основе многих из них составлены молитвы Церкви новозаветной.

Псалтирь называют также Книгой псалмов Давидовых, поскольку считается, что большую их часть составил этот ветхозаветный подвижник по наитию Святого Духа.

псалом 26 50 90

Псалтирь рукописная. 17 век

Некоторые из псалмов составлены премудрым Соломоном, Боговидцем Моисеем, сыновьями Кореевымии другими ветхозаветными авторами.

Книга разбита на 20 кафизм, каждая из которых, в свою очередь разбита на 3 славы. При чтении кафизмы разрешается сидеть, во время славословия — вставать.

Зачем читать псалмы

Святоотеческое Предание толкует о чтении псалмов как о необыкновенно действенном оружии против диавола. Погружаясь в их суть, христианевоспитывают в себе преданность Творцу, укрепляются в противостоянии с лукавыми духами и вызываемыми ими искушениями.

Псалмы произносят при разных обстоятельствах. Порой, даже находясь «на краю бездны».

Свт. Василий Великийучил:

«Книга псалмов – есть сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скоро исцеление. Больного восставляет и неповрежденное поддерживает. Вообще сколько можно истребляет страсти, какие только есть в жизни человеческой».

Свт. Иоанн Златоустсвидетельствовал:

«

Если ты пал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение. Если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств. Впадешь ли в бедность или какое несчастье, псалмы укажут тебе многие пристани».

Прп. Амвросий Оптинскийнаставлял:«На самом опыте увидишь, как велика сила боговдохновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими»

.

Протоиерей Михаил Маховрассказывает:

«Чтение Псалтири дает многое. Это одна из великих книг. В монастырях ее читают между службами ив ночное время, в Чихачево (в Свято-Никольской обители) читают еемежду отчитками, для некоего «очищения пространства», для защиты».

Интересный факт

Книга псалмов весьма почитаема иудеями. С древних времен они поняли, что эти священные тексты обладают колоссальной силой. Иудеи утверждают, что уже 28 столетий книга Техилим (Псалтирь) оберегает их народ от страданий и выводит его из самых безвыходных ситуаций. По их мнению, каждый, кто стеснен обстоятельствами или переживает трудности, обязан читать эту книгу ежедневно и как можно более сконцентрированно.

Как правильно читать

О правилах во время чтения этих священных текстов церковнослужители говорят следующее.

Протоиерей Дмитрий Смирновнаставлял:

«Дома, в келье, можно составлять себе абсолютно любое правило чтения псалмов. Это не возбраняется. Можно читать псалмы по тому порядку, который для вас приемлем. Потому что некоторые псалмы могут быть трудны для восприятия или не соответствовать душевному состоянию, в котором человек в данный момент находится. Строгий порядок приемлем только для церковного богослужения, имеющего определенный строй. Дома же есть в этом полная свобода. Хорошо также согласовывать это с личным духовником, тогда в сердце не будет смущения».

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Келейное чтение Псалтири – вопрос очень простой. Если у вас есть время (необязательно каждый день одно и тоже), утишив все чувства, откройте Псалтирь на очередной кафизме, которую читаете, или на той, которую хотите прочитать, и, сотворивпредначинательную молитву, читайте неспеша и внятно текст.

Дойдя до славы, можно поминать живых и усопших: на первой славе – живых, на второй – усопших. Можно просто читать, не поминая. Если вдруг нужно прерваться, ничего страшного: в следующий раз начинайте читать с того места, где закончили. Прочитав Псалтирь до конца, потом начинайте читать ее заново. Некоторые псалмы, которые ложатся на душу, можно выучивать наизусть».

Советы св. отцов Церкви

Однажды один инок спросил прп. Арсения Великого,что делать, если не понимаешь, о чем говорится в псалмах. Старец посоветовал ему в подобных случаях продолжать чтение, заверив, что «бесы все понимают и бегут».

Подобным образом ответствовал духовным чадам и прп. Амвросий Оптинский,говоря:

«Ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнёшь».

Свт. Иоанн Златоустсоветовал петь псалмы, занимаясь каким-либо ремеслом, а если нет желания или сил делать это вслух, то произносить их мысленно.

Старец Иероним Эгинскийнаставлял:

«Надобно любить Псалтирь и ежедневно прочитывать хотя бы два псалма. Когда приступают к тебе искушения, начни читать Псалтирь со вниманием и любовию и почувствуешь изменение внутри себя».

Инок Трофим, один из троих Оптинских новомучеников, погибших пасхальным утром 18 апреля 1993 г. и весьма почитаемых в народе, советовал одному знакомому прихожанину:

«Читай Псалтирь. Вот бывает небо в тучах, и на душе хмуро. А начнешь читать – вдруг солнышко проглянет, и такая радость в душе. Сам испытал, поверь!»

О помощи 90 псалма на войне и другие чудеса

Иеромонах Иов (Гумеров)свидетельствует:

«Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан».

Сохранилось старинное благочестивое предание о том, что адмирал Императорского флота Феодор Феодорович Ушаков, прославленный в лике праведных, участвуя в 40 морских баталиях, не потерпел ни единого поражения.

икона Феодора Ушакова

Икона святого прав. воина адмирала Феодора Ушакова

Ни один корабль Русской эскадры, каждый из которых носил имя какого-либо Божьего угодника, не был уничтожен, и ни один матрос не был пленен неприятелем. Перед боем адмирал напутствовал:

«Братцы! Читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!»

Эти псалмы, читаемые матросами вместе с молитвой «Да воскреснет Бог», и были тем надежным защитным щитом, уберегающим их от опасностей.

псалом 26 50 90

Рассказ протоиерея Михаила Махова:

«Мы знаем, что некоторые псалмы считаются защитными. У нас есть псалом «Живый в помощи Вышнего», который пишут на обратной стороне иконок или специальных поясах. Верующие носят эти пояса для защиты, и я слышал много интересных историй. У меня папа в войну носил такой поясок. Бабушка тайно зашила его ему в карман гимнастерки, потому что в начале войны не разрешали воинам носить при себе христианские знаки, к этому стали лояльно относиться только с 1942 года.

Один ветеран, трижды кавалер ордена «Воинской Славы» рассказал мне, что он прятал псалом «Живый в помощи» в своей каске. Однажды во время боя рядом с ним разорвался снаряд, и каска слетела с его головы, упав в воронку от предыдущего снаряда. Он пополз, чтобы достать ее, и в тот момент, когда он полностью скрылся в воронке, рядом с ним разорвался еще один снаряд. Находящийся рядом с ним товарищ погиб. Этот человек считает, что в тот день его спас псалом «Живый в помощи».

Еще один рассказ протоиерея Михаила Махова:

«Был у нас один дедушка. Ему было уже за 80, а он восстанавливал нашу колокольню. Причем он был одним из тех, кто ее в свое время рушил. Он стал верующим после того, как в войну его спасла молитва «Живый в помощи». Эта молитва была спрятана в его железном портсигаре, который лежал в нагрудном кармане гимнастерки. Однажды во время боя в портсигар попал осколок снаряда, но не пробил его, и человек тот остался жив».

Рассказ Л.П. Мозганова:

«От мамы у меня остались только фотография и еще листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго”. Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек, пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять.

Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным подростком, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые – и гранаты держали, и патроны. У меня, например, целый арсенал был – это считалось шиком; один со двора так и погиб. Случались серьезные драки – с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Молитва меня хранила…

Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся – выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне – ничего…»

Рассказ Н.А. Глушковойиз книги Марии Городовой «Ветер Нежность»:

«Осенью 1941-го мне было 7 лет, моей сестре Сонечке – 5. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 1942-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Моя мама, Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой. Воспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война, почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода и то, как осенью 1941-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья.

Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные. Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: “Гудериан подошел к Туле; Гудериан подползает к Москве…” У меня, ребенка, это слово – “Гудериан” – почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке.

Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: “Господи, пришел конец света!” Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: “Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет”. Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия.

Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом “Живый в помощи Вышняго…” Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, а вот молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили.

За капустными листьями мы ездили почти всю осень.

Однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро “Сокол”, прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз.

И техника Гудериана встала. У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка – молились. “На руках возмуття, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия”. А бабушка с утра была настолько просветленной, радостной…

Она нам сказала, что в тот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90-й псалом помогал мне еще не раз».

Рассказ Анатолия Медянкина:

«Когда-то мне довелось посмотреть одиндокументальный сериал о Первой Мировой войне. Там был один старец, которому исполнилось уже более 100 лет. Он был единственным христианином в своем подразделении, все его товарищи были неверующими. Он постоянно читал 90-й псалом, хотя окружающие посмеивались над ним и удивленно спрашивали, зачем ему это надо, когда на дворе прогрессивный ХХ век. В результате в его подразделении погибли все, а он единственный остался живым и дожил до 100 лет».

Отзывы наших современников о пользе чтения псалма 26,50,90

Рассказ Тамары Зозуленко:

«Случай произошел с родной сестрой моего дедушки, тетей Нюрой. Это была большая молитвенница, труженица и в то же время — смиренная раба Божия. У нее внезапно тяжело заболела сестра, которая жила в другом городе, и нужно было срочно ее проведать.

Стояла холодная зима, трещал мороз, по колено лежал снег.

Наша родственница утром поспешила на автостанцию. Согласно расписанию машина отправилась по маршруту. Через несколько часов посреди Донецкой степи у автобуса заглох мотор. Водитель пытался его починить, ходил вокруг машины, но ничего не получалось.

Наконец водитель зашел в салон и сообщил пассажирам: «Дальше добирайтесь пешком. Машину я оставлю, а потом вернусь на транспорте, чтобы ее отбуксировать в ремонт». Пассажиры отправились в путь и пошли довольно быстро, чтобы согреться. Тетя Нюра, поскольку была старшей по возрасту, отставала. Началась метель, идти становилось все труднее.

Каждый шаг давался с неимоверным трудом. К тому же и сумка с гостинцами становилась все тяжелее, но ведь не бросишь же. Затем женщина поняла, что окончательно сбилась с пути. И вот перед глазами возник словно стог сена. Хочется присесть, отдохнуть, закрыть глаза, но сознание подсказывало, что это — верная гибель. Так замерзают в дороге…

День зимний короток, начало темнеть. Спасения можно было ожидать только от Бога. Холодные губы шептали слова молитвы, которую читают в опасности. Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…» Оставалась надежда, что Господь не оставит в беде.

И вот чудо — послышался гул мотора. Подъехал легковой автомобиль и остановился возле нее. Уже в машине взволнованная женщина разглядела своих спасителей: это оказались ее соседи. Они были удивлены не меньше:

«Что вы здесь делаете, тетя Нюра, в такую погоду?».

Все закончилось благополучно. В тот день наша родственница добралась до больной сестры. А эту историю она часто всем рассказывала и велела во всех опасных обстоятельствах обращаться с молитвой к Богу, и помощь всегда придет!»

Из книги протоиерея Валентина Бирюкова«О псалме 90»:

«В 1977 году в Самарканде я стал свидетелем одного из случаев удивительного исцеления после молитв.

Привела как-то ко мне мать двух дочерей, одна из них страдала припадками.

— Батюшка, быть может, вы знаете, как вылечить Олю? Совсем замучили ее припадки — по два раза в день бьют.

— Дочка крещеная? — спрашиваю.

— А как же — крещеная…

— Ну а крест она носит? Замялась мама:

— Батюшка… Как вам сказать… Да только две недели, как надели на нее крестик.

Покачал я головой: что за христианин без креста? Все равно что воин без оружия. Беззащитный совсем. Стал беседовать с ними. Посоветовал исповедоваться и причаститься, каждый день по 40 раз читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго».

Через три дня пришла эта женщина с двумя дочками. Исповедовались они, причастились и начали читать ежедневно по 40 раз 90-й псалом, как я им и советовал (этому молитвенному правилу научили меня родители). И — чудо — только два дня почитали всей семьей 90-й псалом, как Олю перестали мучить припадки. Избавились от тяжкого недуга без всяких больниц.

Потрясенная, мать пришла ко мне и спрашивает, сколько денег нужно «за работу».

— Что вы, мамочка, — говорю, — это не я сделал, это Господь. Вы сами видите: то, чего не смогли врачи, совершил Бог, как только вы обратились к нему с верой и покаянием.

С 90-м псалмом связан еще один случай исцеления — от глухоты.

Пришел в наш Вознесенский храм в Новосибирске один пожилой человек по имени Николай. Стал жаловаться на скорби:

— Батюшка, я плохо слышу, давно уже, с 4-го класса школы. А сейчас совсем невмоготу стало. К тому же и печень, и желудок болят.

— А ты посты соблюдаешь? — спрашиваю его.

— Да нет, какие там посты! На работе чем накормят — то и ем.

А шла пятая неделя Великого поста.

— Николай, — говорю ему, — до Пасхи только постную пищу вкушай и читай ежедневно по 40 раз «Живый в помощи Вышняго».

После Пасхи Николай приходит со слезами, и брата Владимира с собой ведет.

— Батюшка, спаси тебя Господь!.. На Пасху запели «Христос воскресе» — а я не слышу. Ну, думаю, батюшка говорил — постись, Бог поможет, а я как был глухой, так глухим и остался! Только подумал так — тут же у меня будто пробки из ушей выскочили. Сразу, в один миг, нормально слышать стал.

Вот что значит — пост, вот что значит — молитва. Вот что значит — читать «Живый в помощи Вышняго», без всяких сомнений. Очень нужна нам чистая, покаянная молитва — больше пищи и воды.

Мой дедушка Роман Васильевич любил молиться. Много молитв знал наизусть… Именно он научил меня, как лучше читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго». По 40 раз ежедневно, а людям больным (особенно бесноватым), лучше читать этот псалом наизусть. Я много раз убеждался в великой силе этой молитвы, если молиться с верой и сокрушением».

Частые вопросы

Когда читают псалом 26 50 90?

Ежедневно псалмы звучат в храмах во время богослужения.

Для чего читается псалом 26?

В Православной церкви 26 псалом читают за богослужением 1-го часа навечерия праздника Богоявления Господня, а также при постриге в рясофор.

Как правильно читать Псалтирь в домашних условиях?

При чтении Псалтири, как и при другой молитве дома принято зажигать свечу или лампаду — это помогает настроиться на общение с Богом. Прп. Серафим Саровский советует читать псалмы вслух или шепотом, чтобы не только ум, но и уши внимали словам. Делать это принято монотонно, чуть нараспев, но без лишних эмоций.

Когда нужно читать псалом 90 утром или вечером?

Внимание! Псалом 90 Живый в помощи Вышняго нельзя читать периодически, «для галочки», иначе «по вере вашей да будет вам». Прочитывая его каждый день, желательно с утра или перед началом любого дела, человеку открывается великий смысл слов Псалма, Божественная истина.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Перед началом чтения псалмов 26, 50, 90 рекомендуется создать спокойную обстановку, чтобы сосредоточиться на тексте и его смысле.

СОВЕТ №2

Прежде чем приступить к чтению, задумайтесь над вопросом, что именно вы хотели бы получить от этих псалмов: утешение, напутствие, мудрость или что-то другое.

СОВЕТ №3

После прочтения каждого псалма возьмите небольшую паузу, чтобы обдумать его содержание и попытаться применить его к своей жизни.

Исторический контекст написания псалмов

Псалмы 26, 50 и 90 являются частью Псалтири, книги Библии, содержащей 150 псалмов, написанных различными авторами в течение длительного времени. Исторический контекст написания этих псалмов весьма разнообразен и отражает различные периоды и события в истории древнего Израиля.

Псалом 26, также известный как “Псалом Давида”, относится к позднему периоду жизни царя Давида, когда он сталкивался с врагами и испытывал беспокойство. Этот псалом выражает веру в Бога как в источник спасения и защиты от врагов.

Псалом 50, написанный Асафом, одним из левитов, отражает период после завоевания Иерусалима царем Давидом. В этом псалме Бог обращается к народу, обличая его за формальное исполнение религиозных обрядов без искреннего сердца.

Псалом 90, приписываемый Моисею, относится к периоду блуждания израильтян по пустыне после исхода из Египта. Этот псалом выражает моление о мудрости и милости Божьей в условиях суровых испытаний и временной жизни человека.

Исторический контекст написания псалмов 26, 50 и 90 помогает понять глубину и значимость их содержания, а также применить их уроки к современной жизни и духовной практике.

Оцените статью
Добавить комментарий