Святитель Иов Московский стал первым патриархом всея Руси в период сложных исторических событий, оставив значительный след в развитии Русской православной церкви. В данной статье будет рассмотрено его жизнеописание, деятельность и вклад в укрепление духовной общности на Руси.
Мнение эксперта:Святитель Иов Московский, прославленный как первый патриарх всея Руси, остается одной из выдающихся фигур в истории Русской Православной Церкви. Эксперты отмечают, что его деятельность в период правления царя Ивана Грозного сыграла значительную роль в укреплении церковной иерархии и установлении автономии Церкви. Святитель Иов был известен своими учеными трудами, в которых он отстаивал православные убеждения и проповедовал мир и согласие среди верующих. Его пример послужил вдохновением для многих последующих поколений духовенства и верующих, укрепляя духовные основы Русской Церкви.https://www.youtube.com/embed/Z3yHVqv81a8Житие святителя Иова Московского
Со временем Иов стал настоятелем Успенской обители, о чем свидетельствует сохранившаяся государева грамота, выданная подвижнику 6 мая 1659 г. Однажды монастырь посетил государь Иоанн Васильевич. Воодушевленный беседою с премудрым игуменом, царь в скором времени призвал настоятеля в Москву. Нелегкое то было время для будущего святителя: много усердия прикладывал он, призывая грозного властителя творить справедливые суды и не проливать неповинную кровь. Все его увещевания, однако, были тщетны. Да и сам подвижник не ведал, выйдет ли он с очередной государевой аудиенции в добром здравии, или повлекут его опричники на плаху. Однако Господь усмирял гнев правителя и хранил верного служителя Своего.
В 1571 г. Иов был поставлен игуменом московского Симонова монастыря, а с 1575 г. он стал настоятелем московской Новоспасской Преображенской обители.
В 1586 г. его перевели на Ростовскую кафедру. В ту пору это означало значительное продвижение по иерархической лестнице, поскольку ростовские священнослужители были весьма приближены к государеву двору. Промышлением Господним в декабре того же года, после сведения с кафедры опального митрополита Дионисия, обвиненного в покровительстве противникам Бориса Годунова, подвижник назначен был на Митрополичий престол.
Первый патриарх Московский и всея Руси
Святитель Иов Волею Божией стал первым патриархом Московским и Всея Руси.
В 1588 г. в Москву приехал Константинопольский патриарх Иеремия II. Царь Феодор Иоаннович, восшедший на престол после преставления Иоанна IV, поднял вопрос об утверждении
Патриаршества
и в Русских землях. Переговоры об этом проводились уже немало лет, и, наконец, константинопольское духовенство согласилось на подобное установление. Иову предоставлена была от Иеремии II особая грамота, именуемая ставленной, которая подтверждала его становление на Патриарший престол в Московском государстве. Чин возведения провели в Успенском Кремлевском соборе 26 января 1589 г.
Интересный факт
В день интронизации первого патриарха царское семейство преподнесло Иову драгоценную панагию, в центре которой была вырезана из сардоникса камея с Распятием. Для него же был заказан особый архиерейский Чиновник в дорогостоящем переплете. А патриарх Константинопольский Иеремия II даровал своему ставленнику превосходное старинное Евангелие XI в. Впоследствии Иов получил еще один редчайший дар: Александрийского патриарх Мелетий пожаловал ему посох св. Иоакима, еще при жизни почитаемого чудотворцем.
Позднее, в 1591 г., в Москву доставили Соборную грамоту, утверждавшую установление на Руси Патриаршества. Под нею стояли подписи 106 восточных иерархов.
Деятельность патриарха была многогранной. В правление царя Феодора впервые начали проводить совместные собрания Боярской думы и священства для решения государственных дел, и потому свт. Иову часто приходилось наведываться в кремлевские палаты.
Немало трудов прилагал он и к укреплению дисциплины церковнослужителей. При нем введены были должности поповских старост, которые должны были вместе с помощниками следить, чтобы во всех столичных церквях ежедневно совершались богослужения, и клирики не уклонялись бы от обязанностей.
При патриархе Иове специально был созван Собор, рассмотревший проблему «чистоты церковного вина». Дело в том, что владыка сомневался, можно ли использовать для Евхаристии вино, привозимое из неправославных стран. Участники Собора, обсудив данное затруднение, постановили изготавливать вино в родном Отечестве и делать его не из винограда, а из «вишения».
При этом подвижнике стали совершать память св. Василия Блаженного, а также почитать
прп. Иосифа Волоцкого
и замученных татарами свв. воинов Иоанна, Петра и Стефана. При нем, пока еще только как местночтимый святой, прославлен был
святитель Филипп (Колычев)
.
По распоряжению свт. Иова в 1591 г., когда к городу подступили орды татар, вокруг городских стен совершили Крестный ход с
Донским образом Богоматери
. Лик Владычицы затем поместили в походную церковь. На месте, где она стояла, сегодня возвышается знаменитая Донская обитель.
При мудром этом руководителе в государстве возобновилось книгопечатание, которое с того периода, если не считать годы войны и смуты, стало практически непрерывном. В городах появлялись новые типографии. При том, разнообразие богослужебных трудов значительно увеличилось.
В сибирских землях по его благословению возводились новые обители и приходы, туда направляли церковнослужителей для миссионерской деятельности и отвозили всякую необходимую утварь: книги, колокола, образа и прочее.
Значительную поддержку царь и патриарх оказывали Грузинской Церкви, притесняемой в ту пору османскими завоевателями. В Кахети была направлена делегация духовенства, взявшая с собою из столицы некоторые святыни.
Интересный факт
3 сентября 1598 г. свт. Иов венчал на царственный престол Бориса Годунова. И он же перед кончиной правителя, последовавшей 13 апреля 1605 г., соборовал царя и совершил его постриг с именем Боголепа.
Во время Великого голода 1601-1603 гг., Иов Московский, поддерживая усилия царствующего семейства, распорядился открыть все монастырские житницы и раздать зерно голодающим.
Интересный факт
Существуют рукописи Смутного времени, повествующие о том, что патриарх Иов знал беглого инока Григория Отрепьева в бытность того насельником Чудова монастыря. Так, келарь Троицкий Аврааимий (Палицин) сообщал, что самозванец
«у патриарха Иова боле года во дворе был, служа писмом».
А в произведении той же поры «Иное сказание» сообщается, что Отрепьев был Иовом рукоположен во диакона. В «Новом летописце» также свидетельствовалось:
«слышав про нево (Отрепьева), что изучен бысть грамоте, и взят его к себе книжному писму. Он же живяше у патриярха и начат сотворяти каноны святым. Ростовский ж митрополит Иона видя его у патриярха и возвести патриярху, яко сий чернец дияволу сосуд будет. Патриярх же не поверя ему».
Когда в июне 1605 г. рати Лжедмитрия подошли к стольному городу, в Москве началось восстание. Сам патриарх Иов вспоминал о тех тяжелейших событиях его жизни так:
«Множество народа царьствующаго града Москвы внидоша во святую соборную и апостольскую церковь со оружием и дреколием во время святого и Божественного пения… и внидоша во святый олтарь, и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша во церкви, и по площади таская, позориша многими позоры».
После подобных поруганий и издевательств патриарх, как и многие прочие церковнослужители, знавшие расстригу Отрепьева, были отправлены в дальние обители. Однако после бесславной кончины самозванца и воцарения Василия Шуйского святителю предложено было вернуться в столицу, но тот отказался, сославшись на слепоту, в пользу Казанского митрополита Ермогена, ставшего его преемником.
Почил этот Божий угодник 19 июня 1607 г., находясь в ту пору все в той же старицкой Успенской обители.
Патриарх Алексий Второй, в свое время, охарактеризовал этого подвижника так:
«В Смутное время патриарх Иов, а потом и патриарх Гермоген, были единственной легитимной властью на Руси, ибо бояре приняли Лжедмитрия, и только голос святейшего патриарха Иова звучал мощно и отказывался принять Григория Отрепьева самозванца. Некоторые считали патриарха Иова слабым, но это не так: в стоянии за Веру он был мужественным и твердым».
Интересные факты
1. Иов Московский был настоящим новатором. Именно ему, а не царю Ивану Грозному, мы обязаны появлением Патриаршества в России. Иов Московский был первым в истории Русской Православной Церкви, кто получил титул патриарха, и его возведение на престол ознаменовало собой новую главу в истории церкви.
2. Иов Московский был известен своей святостью и праведностью. Он был посвящён в митрополиты ещё при жизни предшественника в 1586 году. Это означало, что после кончины Дмитрия, Иов должен занять его место. Иов был глубоко уважаем как духовенством, так и мирянами, и его смерть в 1607 году стала огромной потерей для Русской Православной Церкви.
3. Иов Московский стал не только первым патриархом, но и первым блаженным, прославленным в том же лике. Он был причислен к лику святых уже в 1596 году, всего через одиннадцать лет после своей смерти. Это свидетельствует о том, насколько высоко его почитают в Русской Православной Церкви.
Иконография святителя Иова Московского
Уже в XVIII в. в иконописных подлинниках были даны рекомендации по писанию образа патриарха. В них указывалось следующее:
«Подобием сед, брада Григория Богослова, пошире и подоле, власы с ушей, в шапке, амфор и Евангелие, сак киноварь, испод голубец»,
или же
«Сед, брада доле и шире Петровы митрополита, власы главныя с ушей появились, в шапке и саккосе красном, испод голубой, амфор и Евангелие».
Древнейшее изображение святителя сохранилось на миниатюре Царского Титулярника 1672 г. Подвижник изображен на ней облаченным в патриаршие одеяния, с белым куколем на голове и в багряной мантии. Персты правой его руки сложены в благословляющем жесте, в левой руке его посох. Эта старинная миниатюра послужила образцом всех позднейших изображений подвижника.
Образ свт. Иова, выполненный в 1707 г., есть во Владимирской церкви Сретенской обители.
Облики патриарха нередко встречались в старинных изданиях, описывающих Смутное время. К примеру, в Старицком музее есть рисунок, выполненный в 1889 г. художником В. Навозовым, «Христосование патриарха Иова с царем» и есть гравюра XIX в. «Патриарх Иов и московский народ просят Бориса Годунова на царство».
Лик праведника представлен в росписи галереи пещерной церкви прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Он изображен здесь среди фигур подвижников XVI в.
На знаменитейшем образе монахини Иулиании «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданном в 1934 г., лик подвижника изображен в группе Московских праведников.
Канонизация и почитание патриарха Иова
До ХХ в. память о подвижнике сохранялась, в основном, в старицкой Успенской обители. Здесь бережно сохранялись митра, облачения, крест и посох свт. Иова. Здесь же погребена его сестра – старица Пелагия, убитая поляками в 1608 г. или в 1609 г.
В XVII столетии современники патриарха благодарно именовали его «столпом непоколебимым» (по свидетельству «Нового летописца») и «Иовом смиренным» (как сказано в Мазуринском летописце).
Честные его останки были перенесены из Старицы в столицу, где их 15 апреля 1652 г. благоговейно и торжественно встретили москвичи. Государь Алексей Михайлович вспоминал о тех временах:
«А многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглиненския ворота, и по кровлям и по переулкам яблоку негде было упасть».
Также принимавший участие в этом мероприятии патриарх Иосиф называл предшественника
«боголюбезне учителю, сладчайший боголюбезных сосуд воспитания».
Одновременно была составлена «История о первом Иове, патриархе Московском и всея России». По мнению автора повествования Иов был
«муж нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен», «прекрасен в пении и во чтении».
В 1979 г. по благословению патриарха Пимена имя свт. Иова было внесено в Собор Тверских святых, а канонизировали угодника на Архиерейском соборе 1989 г., когда отмечалось 400-летие утверждения на Руси Патриаршества. Служба праведнику утверждена патриархам Алексием II и Синодом 6 октября 1999 г.
Даты празднования
Церковь совершает воспоминание жизненных трудов святителя Иова в следующие даты:
18 апреля – перенесение честных останков подвижника
5 июня – Собор Ростовских и Ярославских угодников Божиих
2 июля – преставление свт. Иова
18 октября – Собор Московских святителей
Также жизненный путь патриарха верующие вспоминают в переходящую дату Собора Тверских угодников.
Храмы в честь патриарха Иова
Церковь Иова, патриарха Московского, в Кунцево
Этот приход возведен в 2014 г. по проекту архитектора Андрея Оболенского в рамках правительственной программы «200 храмов». Представляет он собою подворье старицкой Успенской обители. На территории церковного комплекса также находится часовня Святителей Московских.
Внешний облик церкви созвучен старорусскому зодчеству. Фасады украшены лепниной. На центральном фасаде размещен мозаичный образ Предвечной Троицы, на прочих фасадах – образы Успения Богоматери и Московских чудотворцев. На звоннице установлены девять колоколов.
При церкви есть Воскресная школа, организуются экскурсии, поездки по памятным местам. Проводятся концерты учащихся, творческие занятия с детьми. Волонтеры помогают малообеспеченным, многодетным и другим незащищенным категориям жителей.
С февраля 2015 г. здесь действует клуб трезвости «Сретение».
Церковь Иова, патриарха Московского, и Тихона, патриарха Всероссийского
Эту церковь возвели в 1993 г. в городе Андреаполь Тверской обл.
Храмовое строение деревянное, в нем всего один престол. В 1996 г. к зданию пристроили звонницу.
Здесь есть два чтимых образа: святителя Иова Московского и патриарха Тихона. С 2012 г. здесь находится также частичка мощей прп. Тихона.
Молитва
О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти, ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.
Частые вопросы
Кто был первым патриархом Московским и всея Руси?
Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году: первым патриархом стал Иов.
В каком году митрополит Московский Иов стал патриархом всея Руси?
26 января (5 февраля) 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию первого русского патриарха Иова.
Кто такой митрополит Иов?
Митрополи́т И́ов (умер 3 февраля 1716) — епископ Русской православной церкви, митрополит Великоновгородский и Великолуцкий. Сочувствовал реформаторской деятельности российского императора Петра I, известен благотворительностью в подведомственной ему Новгородской епархии.
Кем был Иов при Годунове?
Вместо прежней митрополии была учреждена патриархия во главе с единоличным главой церкви – патриархом Московским и всея Руси. Патриаршество было учреждено в 1589 году при участии Бориса Годунова. Первым патриархом был избран митрополит московский Иов.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Святителя Иова Московского, чтобы понять его вклад в историю Русской Православной Церкви.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на его духовные труды и послания, чтобы понять его учение и мудрость.
СОВЕТ №3
Исследуйте исторический контекст эпохи, в которую пришлось жить и действовать Святителю Иову, чтобы лучше понять его деятельность.
Символика и значение святителя Иова Московского в православной церкви
Святитель Иов Московский, известный также как Иов Кормянин, является одним из наиболее почитаемых святых в православной церкви. Его житие и труды оказали значительное влияние на формирование религиозной культуры и духовной жизни Руси. Символика и значение святителя Иова Московского в православной церкви имеют глубокие и многогранные аспекты.
Святитель Иов считается покровителем семейного счастья, трудолюбия и терпения. Его житие напоминает верующим о необходимости принимать испытания с достоинством и верой в Божью милость. Символика терпения и благочестия, которые проявлялись в жизни святого, вдохновляют верующих на подвиг духовного совершенствования.
В православной церкви святитель Иов Московский также ассоциируется с идеей милосердия и сострадания. Его молитвенное обращение к Богу за прощение грешников и заступничество перед Ним за всю Русь делает его почитаемым святым, к которому обращаются верующие в моменты испытаний и нужды.
Символика святителя Иова Московского также связана с пониманием божественной праведности и непоколебимой веры. Его пример укрепляет веру в Божественное провидение и надежду на спасение через испытания и страдания. Величие духовного подвига святого Иова вдохновляет верующих на следование его примеру и стремление к духовной совершенности.