В святоотеческом учении о практике изгнания бесов заложены древние мудрости и духовные практики, направленные на борьбу с духовными силами зла. Эта статья погружает читателя в глубины духовной борьбы и предлагает понимание того, каким образом святые отцы применяли свои знания и опыт для изгнания бесов из жизни верующих. Понимание этой темы поможет читателям укрепить свою веру, обрести духовное совершенствование и защитить себя от духовных искушений.
Извращение учения на Западе
Тема отчитки является для нашего времени болезненной особенно тем, что распространилась уже достаточно широко, и печальные ее плоды налицо. При этом на Западе этот экзорцизм, изгнание бесов, практикуется не какими-то отдельными личностями. В католицизме существуют специальные курсы. В Риме это двухмесячные курсы, на которых преподают теорию и практику этого явления. Представляете? Два месяца.
Если и были великие святые, которые могли этим заниматься, то это были действительно великие святые, те, которые достигали таких высот чистоты души и освящения от Бога, что тем самым приобретали возможность, силу обращения к Богу для изгнания бесов.
Помните, что сказал Господь в Евангелии от Матфея? Знаком того, что вы мои ученики, будет что? Он перечисляет интересные вещи. Первым называет изгнание бесов. Дальше говорит о говорении на различных языках. Потом говорит, что возьмут в руки ядовитую змею и ничего страшного не случится. Возложат руки на болящих, и те выздоровеют.
На Западе все свели к одному, к глоссолалиям. Когда вдруг какой-то человек вскакивает и начинает неизвестно что и на каком языке произносить, это объявляется наитием Духа Святого и способностью говорения на языках. Никто ничего не понимает, тот может валяться в экстазе, кричать и говорить непонятно что. Все прочее куда-то исчезло. Ты валяешься, говоришь на языках. Ну, возложи руку свою на болящего, пусть он исцелится! Возьми в руки кобру!
Мнение эксперта:
Святоотеческое учение о практике изгнания бесов является одним из важных аспектов духовной борьбы в православной традиции. Эксперты отмечают, что святые отцы уделяли особое внимание этой теме, утверждая, что бесы могут атаковать человека через его страсти и слабости. По их мнению, для изгнания бесов необходимо обрести внутреннюю силу и духовную чистоту, прибегая к молитве, посту и покаянию. Они подчеркивают, что важно не только изгонять бесов, но и укреплять свою веру и духовную жизнь, чтобы быть устойчивым к искушениям зла.
Примеры из жизни подвижников
Есть совершенно определенное святоотеческое учение, что изгнание бесов доступно не всем, а только исключительным святым. Более того, даже исключительные святые пользовались этим даром в редчайших случаях, а большая их часть вообще этим не занимались.
Уж кто выше Антония Великого, но когда к нему пришел один генерал со своей бесноватой дочкой, Антоний ему даже двери не открыл, а сказал:
«Если ты веришь во Христа, иди, помолись Ему, и если будешь верить и молиться, Бог спасет ее».
Тот поверил словам Антония, пошел, и дочь исцелилась.
А наш преподобный Сергий? Из его жития известен единственный случай. А бесноватых, скажу вам, всю историю человечества было полно. И один только случай, когда привели такого к Сергию. Так вы что думаете, он взял и начал его, как говорят, отчитывать? Читать над ним молитвы, брызгать святой водой, крестить его, читать «Да воскреснет Бог», да? Ничего подобного! Он собрал братию, они вошли в храм, помолились, потом вышли, и преподобный Сергий просто сказал: «Вот, по молитвам братии может Бог и дарует исцеление». Я не помню даже, перекрестил он его или нет. Возможно. И произошло исцеление. Единственный случай! А во многих житиях святых ни одного такого случая не найдете. Зато чем дальше по времени, тем ситуация становилась хуже.
Интересные факты
- В святоотеческом учении практика изгнания бесов рассматривается как духовная борьба, которая должна вестись с помощью молитвы, поста и аскезы. Святые отцы считали, что бесы боятся света Христова и уходят от тех, кто находится в состоянии благодати.
- Святоотеческое учение о практике изгнания бесов включает в себя целый ряд правил, которые должен соблюдать экзорцист. В частности, он должен быть целомудренным, иметь чистую совесть и быть свободным от страстей. Экзорцист должен также иметь сильную веру в Бога и быть убежден в том, что он может изгнать беса.
- В святоотеческом учении практика изгнания бесов рассматривается как служение, которое может осуществлять только священник, получивший специальное благословение от епископа. Экзорцист должен иметь глубокие познания в Священном Писании и Предании, а также в православном богословии.
Примеры из жизни ранней Церкви
В I веке чрезвычайные, благодатные, чудесные дарования были даны верующим, чтобы христианство выжило. Как 12 апостолов, так и 70, исцеляли, изгоняли бесов, Кстати, Иуда Искариотский тоже изгонял бесов. Более того, Христос даже сказал:
«Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22-23).
Кажется, такие поразительные чудеса, а Христос говорит: « Отойдите от Меня». А мы все гоняемся за чудесами. Где прозорливый старец? Где чудотворец? Больше нам ничего не надо. Нас совсем не интересует, что это за человек.
Так что такие факты в истории Церкви были, это действительно особое дарование Божие. Но это было достаточно редкое и исключительное явление. И мы помним уже в Деяниях апостолов, как семь сыновей иудейского первосвященника, увидев, как здорово Павел исцеляет, изгоняет бесов, решили и сами погреть ручки. Ну-ка, деньга пойдет! Народ-то такой в этом плане, смышленый. И нарвались. Бесноватый говорит: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19:15). И поколотил их. Они, конечно, пытались сопротивляться. Но он поколотил семерых, сорвал с них одежды, и они голяком по улице дули от него! Ну, может, в другой раз поостерегутся.
Кстати, в Священном Писании нет ничего случайного. И этот факт описан для научения: не смей посягать на то, чего ты не только не достиг, а к чему ты и прикоснуться даже не смеешь!
Опасность нарушения духовных законов
Святые отцы пишут:
«Как ты можешь изгонять бесов, не изгнав беса страстей из самого себя?».
Какая замечательная мысль, как точно выражена. Вот он где критерий. Как ты смеешь?
И из истории достаточно много известно случаев, когда люди , которые начинали этим из тщеславия, искания славы от народа, искания денег, кончали большей частью очень плохо. Кончали психическим расстройством, самым настоящим беснованием, и даже самоубийством. Потому что есть законы духовные, которые нарушить еще более опасно, чем законы физического мира.
Сам Господь сказал, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), а не словами и действиями. Не магией, а молитвой.
В книжке «Путь разума» есть параграф «Экзорцизм», где вы найдете много высказываний святых отцов, основная мысль которых такова: не смей прикасаться к этому, если тебе не будет на это специального Божьего благословения, которое дается только человеку, очистившемуся от страстей.
Феофилакт Болгарский даже предупреждает, что многие, освободившись от бесов, впадали в гораздо худшие грехи и страсти. Становились здоровенькими – и ура, пускались во все тяжкие.
О промыслительном значении беснования
У святых проводится даже мысль, что беснование является одним из наиболее легких путей спасения для человека. Ибо в этом состоянии он фактически не может грешить, онн весь связан. Это подается промыслительно, а не как-нибудь.
Из житий святых мы узнаем, что даже некоторые святые подвижники, творившие чудеса, впадали на какое-то время в беснование. Нам трудно судить, по какой причине это происходило, но, видимо, для смирения.
О чем еще предупреждают святые отцы? О том, что беснование ни в коем случае не является знаком того, что этот человек особенно грешен. Ничего подобного! Даже святые иногда впадали в это состояние. Это надо иметь в виду. Потому что в народе, бывает, думают иначе.
Помните, отрока Артемия Веркольского убило молнией во время дождя? Так его три дня не хоронили, потому что народ считал, что если убило молнией, громом, значит это гнев Божий. Вот язычники бы так и подумали, что Юпитер его убил. А здесь оказалось все наоборот. От чудотворного тела стали происходить чудеса, благоухание, нетленность мощей. Веркольский причислен к лику святых.
Интересен случай священника Алексея Зарайского. Это был человек действительно святой жизни. Ему прислуживала бесноватая девушка. Его прямо спрашивали: «Отче, почему ты ее не исцелишь?». А он отвечал: «Почему я могу знать, что на то есть воля Божия? Она причащается Святых Таин, и, если это нужно, Христос, ею принимаемый, Сам силен изгнать его, беса. А если это служат крестом очистительным, то для чего же изгонять его, и как я смею?». Замечательный ответ! О, если бы его послушались современные экзорцисты! Какого смирения человек, прям показатель святости. А у нас направо, налево крестом, кропилом, что творится!
Дерево узнается по плодам!
Господь бесноватым запрещал говорить, когда изгонял, а тут собираются целые толпы. И такая хула, такие ужасы, такие откровения. Тут еще любопытствующие с камерами: сказала то-то, сказала это, И пошла трансляция по телевидению, идет проповедь бесовщины. И откуда идет? В церкви отчитывают, а не где-нибудь, здесь позволяют это делать: «Пожалуйста, пропагандируйте!». Что? Ваш отец дьявол, вы похоть отца вашего творите, он в истине не стоит, когда он говорит ложь, то говорит свое. И вдруг эту ложь мы, церковные люди, публикуем. Сколько людей заразятся этой бесовщиной, потому что приходят с ними! Когда-то Господь изгнал бесов в свиней, а теперь куда? Теперь в кого?!
Преподобный Кассиан Римлянин великолепно характеризует это:
«А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть пред народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа; поелику, надменный гордостию, не следует Учителю смирения. Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…».
Попробуйте прочитать эти слова какой-нибудь заклинателю, тогда узнаете, почем фунт лиха!
Кстати, Кассиан Римлянин (IV-V в.в.) уже называет монахов. То есть этим занимались преимущественно они, видимо считая себя уже выше мирского сословия в духовном отношении.
Сплошь и рядом приходится слышать: «Где тут отчитывают?». Попробуйте сказать, что святые отцы против, вас слушать не будут.
Можно себе представить, по какому откровению занимаются отчиткой монахи. Дерево узнается по плодам, И святые пишут, что хотя бывают случаи кажущегося исцеления и кажется, что бесы бегут от монаха-заклинателя, на самом же деле это дьявольская хитрость, чтоб его, беднягу, привести в еще большую гордыню и тщеславие и навредить людям, которые приходят к нему. Такой монах заразит и других этим духом тщеславия и гордыни.
Частые вопросы
Что такое экзорцизм в православии?
Православная энциклопедия характеризует бесоодержимость как «состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь».
Кто изгоняет бесов?
Согласно проекту, обряд экзорцизма разрешается проводить только священникам и епископам, которые должны будут изгонять бесов исключительно бесплатно. Документ был анонсирован еще в апреле 2021 года. Ранее сообщалось, что в РПЦ над ним работали три года.
Что читают во время экзорцизма?
— Поэтому во время исламского экзорцизма читают Коран — это заставляет злых джиннов покинуть занятое тело. На этом базируется, например, практика Центра исламской медицины в Грозном».
На каком языке экзорцизм?
Экзорцизм (Текст обряда на латыни + перевод)
Полезные советы
СОВЕТ №1
Важно понимать, что в святоотеческом учении о практике изгнания бесов ключевое значение имеет молитва и духовные практики. Регулярная молитва и духовные упражнения помогут укрепить духовную защиту от внешних негативных воздействий.
СОВЕТ №2
Изучайте Священное Писание и труды святых отцов Церкви, чтобы глубже понять учение о практике изгнания бесов. Знание Писания и духовных текстов поможет вам противостоять злу и укрепить свою веру.
СОВЕТ №3
Обратитесь за духовным напутствием к священнику или духовному наставнику. Они смогут помочь вам разобраться в сложных вопросах духовной борьбы и дадут ценные советы по изгнанию бесов из вашей жизни.
Основные принципы святоотеческого учения о борьбе с бесами
Святоотеческое учение о практике изгнания бесов основано на нескольких основных принципах, которые помогают верующим бороться с духовными силами зла. Одним из ключевых аспектов этого учения является вера в силу молитвы и поста. Согласно святоотеческому учению, молитва и пост помогают очистить душу и тело человека, делая его более уязвимым для благодати Божьей и защищая от влияния бесов.
Еще одним важным принципом является покаяние и исповедь. По учению святых отцов, признание своих грехов и искреннее раскаяние перед Богом помогают изгнать из себя злые силы и обрести духовное очищение. Исповедь перед священником считается одним из способов освобождения от духовной оков.
Кроме того, святоотеческое учение уделяет внимание духовной бдительности и борьбе с искушениями. Постоянное молитвенное бдение и стойкость в вере помогают человеку укрепить свою духовную защиту и отразить атаки демонов. Согласно учению святых отцов, важно быть бдительным и не допускать злых помыслов и желаний в своем сердце.
Таким образом, основные принципы святоотеческого учения о борьбе с бесами включают в себя веру, молитву, пост, покаяние, исповедь, духовную бдительность и стойкость в вере. Следуя этим принципам, верующий может обрести защиту от духовных сил зла и укрепить свою духовную жизнь.