Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Вороновка – это не просто историческое здание, она является символом веры и культурного наследия. Важность этой статьи заключается в том, что она расскажет о прошлом и будущем этого храма, о его значимости для местного сообщества и о надежде на его восстановление.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери села Вороновка
Село с большой, разнообразной историей ныне – всего несколько десятков домов, и, по разным данным 50-80 жителей, большей частью пожилых. Когда-то населения было почти 1000 человек, действовало два храма. Ныне остался один – давно закрытый, стремительно разрушающийся.
История строительства
Вороновка известна более 500 лет как село при почтовом тракте, по которой везли товары в Симбирск местные купцы. Дорогая такая, понятно, манит лихих людей. Отсюда самая распространенная версия названия села – от слова «вор». Говорят, здесь и грабили, и убивали. Даже улицы назывались красноречиво – Карауловка, Загибуловка. Память о таком прошлом хранилась так долго, что даже когда разбои прекратились, переименовать его все-таки не вышло.
Впрочем, если версия более мирная: владела поселением графиня Воронцова, так что называлось оно сначала по ее имени, а уж потом, при других владельцах – Вороновкой. Скорее всего, именно благодаря Воронцовой на селе появился этот храм. Дата его постройки, согласно документам – 1817 г.
Архитектура
Точно известно имя зодчего, создавшего церковь. Это Михаил Коринфский, один из самых ярких, талантливых архитекторов начала
XIX
в. Даже его фамилия, как говорят, дана ему лично императором Александром
I
, восхитившимся проектом этого выпускника Академии художеств, выполненном в «коринфском» стиле (на самом деле фамилия Михаила Петровича – Варенцов).
Уроженец Арзамаса, затем живший в Казани, он создал большую часть своих проектов для провинциальных городов, даже сел. Современные специалисты удивляются, что, строил Коринфский Казанский университет (а главный корпус нынешнего вуза выстроен им!) или сельский храм – там и там он полностью «выкладывался», создавая шедевр – пусть даже его увидят несколько сотен жителей небольшого села. Именно таким стал Тихвинский храм Вороновки. Среди его особенностей:
- не слишком часто встречающаяся круглая форма здания;
- то, что два придела пристроены к нему под углом примерно 120 градусов; при этом они обрамлены колоннадой; невольно вспоминается Петербург, колоннада Казанского собора;
- колокольня стоит отдельно от здания церкви, до нее 16 м.
Престолы храма
Их было три:
- Тихвинской иконы Божией Матери
– центральный; - два придельных –
св. Иоанна Богослова
и свт. Тихона Амафунтского.
Служители и прихожане
О них мы знаем очень немного. Так, сохранилось имя настоятеля Тихвинской церкви, священника Николая Миловского – благодаря тому, что его сын, родившийся здесь в 1861 г., крещенный в храме отцом, впоследствии стал писателем. О родном селе – скорее о его общей атмосфере, нежели об истории – можно узнать из рассказа «Хрустальное яблоко», притчи-воспоминания о детстве. Ныне сборник с этим названием можно найти в сельской библиотеке.
Старец Леонтий (Шестаков)
Известно также, что
в Вороновке 1 июля 1828 г. родился подвижник, старец Леонтий (Шестаков).Все сведения о его жизни – устные предания, письменных документов пока найти не удалось. Утверждают, что его семья жила близ храма. Мальчик родился очень слабым, болезненным, так что его сразу по рождении крестили, возможно, в роднике, посвященном Тихвинской иконе, близ церкви.
Впоследствии Леонтий был причетником при храме, затем – стал иноком Жадовской обители Казанской иконы Богородицы. Отсюда он, как полагают, ушел на Афон, где оставался около 5 лет, а на родину вернулся уже зрелым подвижником, около 1875 г.
С тех пор он жил за 30 км от села, в Красной Поляне, был настоятелем церкви свт. Николая. В 1901 г. похоронен близ этого храма. О «дедушке Лёве», как его называют местные жители, до сих пор рассказывают как о внимательном духовнике, даже чудотворце, изгонявшем бесов, исцелявшем болезни, особенно недуг винопития. Церковью подвижник пока не прославлен, однако на день его памяти (21 августа) на могиле старца служится панихида, обычно ее совершает архиерей.
О роли церкви для жизни села говорит то, что на два ее престольных праздника, 29 июня (память Тихвинской иконы Божией Матери) и 9 октября (св. Иоанна Богослова), близ храма бывала ярмарка, на которую приезжали из соседних деревень.
Закрытие
Согласно документам, советская власть запретила богослужения с 1933 г. Спустя еще 4 года арестовали последнюю старосту прихода, Неонилу Павловну Козлову. Ее осудили на 10 лет по знаменитой статье 58-10 (антисоветская агитация), дальнейшая судьба неизвестна.
Еще в 1970-е здесь был колхоз. Именно он использовал храм как склад. Видимо, именно тогда росписи были полностью закрашены синей краской за исключением сохранившихся под самым куполом. Однако сейчас эти изображения, большей частью осыпавшиеся, уже невозможно разобрать.
Впоследствии, после развала колхоза, склад – бывший храм – был больше не нужен. Ныне здание разрушается. Как говорят местные жители, процесс пошел особенно интенсивно после того, как в начале 2000-х во время сильной грозы молния попала в колокольню, сильно повредив крышу, даже – кирпичную кладку. Ну а кровля собственно храма проваливается давно.
Мнение эксперта:
В селе Вороновка возрождается историческая церковь Тихвинской иконы Божией Матери, которая долгие годы находилась в запущенном состоянии. Эксперты отмечают, что восстановление этого духовного объекта имеет большое культурное и историческое значение для местного сообщества. По их мнению, восстановление церкви способствует сохранению национального наследия и укреплению духовных ценностей. Этот процесс также способствует развитию туристического потенциала региона и создает новые возможности для социокультурного развития села. Восстановление церкви Тихвинской иконы Божией Матери стало символом возрождения и сохранения исторического наследия села Вороновка.
Современное состояние
Даже до наших дней величественное творение М.П.Коринфского производит неизгладимое впечатление на всякого, побывавшего здесь. Особенно силен контраст великолепного (даже сейчас) здания с потемневшими, частью покосившимися домиками вокруг.
Впрочем, вблизи впечатление несколько рассеивается: разваливающаяся церковь поросла березами, кирпичная кладка осыпается.
Побывавшая здесь 20 июня 2015 г. фотограф из Ульяновска Наталья Великанова пишет:
«Как ни странно, внутренние стены храма не были исписаны именами своих посетителей и прочими нецензурными надписями, которые так часто можно встретить в заброшенных церквях. Впрочем, я догадываюсь, по какой причине мало кто добирается до стен этого храма. Судя по покрытию пола, самыми частыми посетителями Церкви Тихвинской иконы Божией Матери являются коровы, которые оставили неизгладимый след повсюду, так что находиться там долго сможет лишь самый стойкий!»
Близ бывшей церкви до сих пор не иссяк источник, где когда-то крестили будущего старца Леонтия. Народ по-прежнему именует родник «святым».
Планируется ли восстановление церкви?
Краткую историю церкви можно увидеть на сайте Симбирской митрополии в разделе «Разрушенные храмы». Здесь отмечается «хорошая» сохранность здания (кроме уничтоженного безбожниками внутреннего убранства), однако говорится о прогрессирующем разрушении из-за повреждений кровли.
К настоящему времени храм Церкви не возвращен, поэтому говорить о восстановлении невозможно. При этом еще 12 февраля 1990 г. он взят на учет как «памятник архитектуры регионального значения». К сожалению, депутатам, чиновникам остается непонятной позиция М.П.Коринфского, не делавшего различия между храмом, сооружаемым для столицы, губернского города, или небольшого села, считавшего, что храм остается домом Божиим где угодно. Денег на реставрацию нет, или, скорее, есть проекты более значимые.
Уже почти исчезнувшее «неперспективное» село совсем не привлекает внимания властей. Так что лишь проезжающие удивляются погибающей, но все еще будоражащей чувства красоте. Она напоминает о духовной катастрофе, случившейся более 100 лет назад, но не преодоленной до сих пор.
Читайте также:
Интересные факты
- Тихвинская церковь была построена в 1770-х годах, и является одной из самых старых каменных построек в Воронежской области.
- Церковь была несколько раз разрушена и отреставрирована, но именно в 1789 году была отстроена в том виде, в котором она сохранилась до наших дней.
- В храме хранились иконы Тихвинской Божьей Матери и святого Николая Чудотворца, которые были очень почитаемы местными жителями и считались чудотворными.
Село с большой, разнообразной историей ныне – всего несколько десятков домов, и, по разным данным 50-80 жителей, большей частью пожилых. Когда-то населения было почти 1000 человек, действовало два храма. Ныне остался один – давно закрытый, стремительно разрушающийся.
Вороновка известна более 500 лет как село при почтовом тракте, по которой везли товары в Симбирск местные купцы. Дорогая такая, понятно, манит лихих людей. Отсюда самая распространенная версия названия села – от слова «вор». Говорят, здесь и грабили, и убивали. Даже улицы назывались красноречиво – Карауловка, Загибуловка. Память о таком прошлом хранилась так долго, что даже когда разбои прекратились, переименовать его все-таки не вышло.
Впрочем, если версия более мирная: владела поселением графиня Воронцова, так что называлось оно сначала по ее имени, а уж потом, при других владельцах – Вороновкой. Скорее всего, именно благодаря Воронцовой на селе появился этот храм. Дата его постройки, согласно документам – 1817 г.
Точно известно имя зодчего, создавшего церковь. Это Михаил Коринфский, один из самых ярких, талантливых архитекторов начала
XIX
в. Даже его фамилия, как говорят, дана ему лично императором Александром
I
, восхитившимся проектом этого выпускника Академии художеств, выполненном в «коринфском» стиле (на самом деле фамилия Михаила Петровича – Варенцов).
Уроженец Арзамаса, затем живший в Казани, он создал большую часть своих проектов для провинциальных городов, даже сел. Современные специалисты удивляются, что, строил Коринфский Казанский университет (а главный корпус нынешнего вуза выстроен им!) или сельский храм – там и там он полностью «выкладывался», создавая шедевр – пусть даже его увидят несколько сотен жителей небольшого села. Именно таким стал Тихвинский храм Вороновки. Среди его особенностей:
- не слишком часто встречающаяся круглая форма здания;
- то, что два придела пристроены к нему под углом примерно 120 градусов; при этом они обрамлены колоннадой; невольно вспоминается Петербург, колоннада Казанского собора;
- колокольня стоит отдельно от здания церкви, до нее 16 м.
Их было три:
- Тихвинской иконы Божией Матери
– центральный; - два придельных –
св. Иоанна Богослова
и свт. Тихона Амафунтского.
О них мы знаем очень немного. Так, сохранилось имя настоятеля Тихвинской церкви, священника Николая Миловского – благодаря тому, что его сын, родившийся здесь в 1861 г., крещенный в храме отцом, впоследствии стал писателем. О родном селе – скорее о его общей атмосфере, нежели об истории – можно узнать из рассказа «Хрустальное яблоко», притчи-воспоминания о детстве. Ныне сборник с этим названием можно найти в сельской библиотеке.
Старец Леонтий (Шестаков)
Известно также, что
в Вороновке 1 июля 1828 г. родился подвижник, старец Леонтий (Шестаков).Все сведения о его жизни – устные предания, письменных документов пока найти не удалось. Утверждают, что его семья жила близ храма. Мальчик родился очень слабым, болезненным, так что его сразу по рождении крестили, возможно, в роднике, посвященном Тихвинской иконе, близ церкви.
Впоследствии Леонтий был причетником при храме, затем – стал иноком Жадовской обители Казанской иконы Богородицы. Отсюда он, как полагают, ушел на Афон, где оставался около 5 лет, а на родину вернулся уже зрелым подвижником, около 1875 г.
С тех пор он жил за 30 км от села, в Красной Поляне, был настоятелем церкви свт. Николая. В 1901 г. похоронен близ этого храма. О «дедушке Лёве», как его называют местные жители, до сих пор рассказывают как о внимательном духовнике, даже чудотворце, изгонявшем бесов, исцелявшем болезни, особенно недуг винопития. Церковью подвижник пока не прославлен, однако на день его памяти (21 августа) на могиле старца служится панихида, обычно ее совершает архиерей.
О роли церкви для жизни села говорит то, что на два ее престольных праздника, 29 июня (память Тихвинской иконы Божией Матери) и 9 октября (св. Иоанна Богослова), близ храма бывала ярмарка, на которую приезжали из соседних деревень.
Согласно документам, советская власть запретила богослужения с 1933 г. Спустя еще 4 года арестовали последнюю старосту прихода, Неонилу Павловну Козлову. Ее осудили на 10 лет по знаменитой статье 58-10 (антисоветская агитация), дальнейшая судьба неизвестна.
Еще в 1970-е здесь был колхоз. Именно он использовал храм как склад. Видимо, именно тогда росписи были полностью закрашены синей краской за исключением сохранившихся под самым куполом. Однако сейчас эти изображения, большей частью осыпавшиеся, уже невозможно разобрать.
Впоследствии, после развала колхоза, склад – бывший храм – был больше не нужен. Ныне здание разрушается. Как говорят местные жители, процесс пошел особенно интенсивно после того, как в начале 2000-х во время сильной грозы молния попала в колокольню, сильно повредив крышу, даже – кирпичную кладку. Ну а кровля собственно храма проваливается давно.
Даже до наших дней величественное творение М.П.Коринфского производит неизгладимое впечатление на всякого, побывавшего здесь. Особенно силен контраст великолепного (даже сейчас) здания с потемневшими, частью покосившимися домиками вокруг.
Впрочем, вблизи впечатление несколько рассеивается: разваливающаяся церковь поросла березами, кирпичная кладка осыпается.
Побывавшая здесь 20 июня 2015 г. фотограф из Ульяновска Наталья Великанова пишет:
«Как ни странно, внутренние стены храма не были исписаны именами своих посетителей и прочими нецензурными надписями, которые так часто можно встретить в заброшенных церквях. Впрочем, я догадываюсь, по какой причине мало кто добирается до стен этого храма. Судя по покрытию пола, самыми частыми посетителями Церкви Тихвинской иконы Божией Матери являются коровы, которые оставили неизгладимый след повсюду, так что находиться там долго сможет лишь самый стойкий!»
Близ бывшей церкви до сих пор не иссяк источник, где когда-то крестили будущего старца Леонтия. Народ по-прежнему именует родник «святым».
Краткую историю церкви можно увидеть на сайте Симбирской митрополии в разделе «Разрушенные храмы». Здесь отмечается «хорошая» сохранность здания (кроме уничтоженного безбожниками внутреннего убранства), однако говорится о прогрессирующем разрушении из-за повреждений кровли.
К настоящему времени храм Церкви не возвращен, поэтому говорить о восстановлении невозможно. При этом еще 12 февраля 1990 г. он взят на учет как «памятник архитектуры регионального значения». К сожалению, депутатам, чиновникам остается непонятной позиция М.П.Коринфского, не делавшего различия между храмом, сооружаемым для столицы, губернского города, или небольшого села, считавшего, что храм остается домом Божиим где угодно. Денег на реставрацию нет, или, скорее, есть проекты более значимые.
Уже почти исчезнувшее «неперспективное» село совсем не привлекает внимания властей. Так что лишь проезжающие удивляются погибающей, но все еще будоражащей чувства красоте. Она напоминает о духовной катастрофе, случившейся более 100 лет назад, но не преодоленной до сих пор.
Это интересно:
Тайна древнего клада Благовещенской церкви: усадьба Серединское, 2010 год
Наталья Сазонова
Частые вопросы
В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери?
Тихвинская Богоматерь выступает защитницей детей и семейных отношений. Ей молятся, чтобы груднички были спокойны и нормально развивались, школьники хорошо учились и слушались старших, подростки не связывались с дурными компаниями и находили свое место в жизни. Утешение и принятие верного решения.
Когда день памяти Тихвинской иконы Божией Матери?
Ныне чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Празднование иконе совершается 26 июня (9 июля).
Чем отличается Тихвинская икона Божией Матери?
Отличительной чертой, характеризующей Тихвинскую икону Богородицы, является то, что стопа Младенца повернута к зрителю. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие — в наклоне головы.
Что можно просить у иконы Божией Матери?
Богородица слышит все наши молитвы и заступается за нас перед Богом. Иконе «Нечаянная радость» молятся о рождении детей, их здоровье и благополучии, исцелении от болезней и зависимостей, мире с близкими и душевном равновесии, защите от недругов и других напастей.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Принять участие в благотворительных мероприятиях или пожертвовать на восстановление церкви. Каждый взнос внесет свой вклад в сохранение исторического наследия.
СОВЕТ №2
Посетить мероприятия, посвященные истории и культуре села Вороновка, чтобы узнать больше о церкви и ее значимости для местных жителей.
СОВЕТ №3
Привлечь внимание общественности к проблеме восстановления церкви через социальные сети, блоги или СМИ. Чем больше людей узнают о проекте, тем больше шансов на его успешную реализацию.
Иконография и уникальные иконы
В селе Вороновка, расположенном в Курской области, одно из самых значимых зданий – церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери. Это историческое сооружение, которое в настоящее время находится в аварийном состоянии, но вызывает большой интерес у местных жителей и специалистов по сохранению культурного наследия.
Иконография церкви Тихвинской иконы Божией Матери представляет собой уникальное собрание икон, отражающих различные эпохи и стили искусства. В ней можно увидеть иконы, написанные в разные периоды и разными мастерами, что делает эту церковь особенно ценной для изучения и сохранения православного наследия.
Особое внимание заслуживают уникальные иконы, хранящиеся в церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Среди них можно выделить иконы, имеющие особую историческую и духовную ценность, а также иконы, которые отличаются своим художественным исполнением и техникой. Каждая из них рассказывает свою уникальную историю и призвана вдохновлять верующих на поклонение и молитву.
Восстановление церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Вороновка станет не только актом сохранения исторического наследия, но и возможностью продолжить изучение иконографии и уникальных икон, которые хранятся в этом священном месте. Благодаря усилиям специалистов и поддержке местного сообщества, церковь снова станет центром духовной жизни и культурного развития региона.