Защитница Руси от чумы — Седмиезерная икона Божией Матери: история и значение

Седмиезерная икона Божией Матери – одно из древнейших и почитаемых изображений в православной традиции. Ее история и связанные с ней молитвы и акафисты имеют особое значение для православных верующих, особенно в контексте защиты от болезней и бедствий. В данной статье мы рассмотрим историю и значения Седмиезерной иконы Божией Матери, а также рассмотрим молитвы и акафист, связанные с этим святым образом.

Мнение эксперта:Седмиезерная икона Божией Матери, известная как защитница Руси от чумы, вызывает особый интерес у исследователей и верующих. Эксперты отмечают, что икона обладает уникальной историей и символикой, способной привлечь внимание и вдохновить людей. Ее почитание сопровождается многочисленными свидетельствами чудес и исцелений, что подтверждает ее особенную святыню и благословенную силу. Седмиезерная икона Божией Матери остается важным объектом духовного поклонения и исследований, продолжая вдохновлять верующих и защищать их от бед и болезней.https://www.youtube.com/embed/Bcxzk1DsKOMИстория Седмиезерной иконы Божией Матери

Однажды увидел Евфимий в тонком сне огненный столп, поднимающийся от его шалаша прямо к небесной выси. Воодушевленный этим видением старец поставил на месте, из которого исходил столп, вырезанный из древесины крест, а рядом с ним выстроил себе келью.

Через некоторое время слава об отшельнике Евфимии достигла пределов Казани, и со всех окрестных селений стали приходить к старцу искавшие его наставлений поселяне. Приходили к нему и такие же, как он, черноризцы, желавшие разделить уединение монаха. Со временем число их становилось все больше, а потому в 1627 г. в Седмиезерье появилась первая обитель, получившая именование Вознесенской. Главной реликвией нововозведенной обители был чудесный лик Богоматери, принадлежавший Евфимию. Когда-то он принес его с собою в эти места. Образ являлся благословением его родителей, когда, прощаясь с сыном, твердо решившим посвятить жизнь свою Вседержителю, провожали они его в дальний монастырь из родного Устюга.

Через некоторое время Евфимия вызвал в Спасо-Преображенскую обитель Казанский архиепископ Матфей. Родительское благословение монах увез с собою, но вскоре, по великой любви к созданной им Седмиезерной общине, все же, решил передать святыню в утешение печалящейся от разлуки с ним братии. И вот, по благословению архиепископа духовенство отслужило перед дивным образом молебен, и святыню крестным ходом проводили в Седмиезерную пустынь. После этого многие чудеса подавались через нее посещавшим обитель богомольцам, а на подаваемые ими пожертвования церковь, в которой пребывала реликвия, перестроили, возведя на месте прежней деревянной постройки храм из камня. Монастырь начал быстро расширяться — до революции здесь было пять храмов и еще одна церковь над источником. Это был один из наиболее процветающих монастырей Казанской епархии, главным собором которого был не сохранившийся храм Смоленской Седмиезерной иконы Богоматери.

После упразднения обители в 1928 г. святыня длительный период считалась утерянной. Однако Милостью Божией это оказалось не так: сберечь реликвию смог один из последних насельников монастыря иеросхимонах Серафим (Кошурин). Старец унес образ с собой, и тот повсюду сопровождал его в скитаниях до самой кончины, последовавшей в 1969 г. Образ о. Серафим передал доверенным монахиням, которые и сохранили его в богоборческие годы для Христовой Церкви. Сегодня эта драгоценная святыня находится в Петропавловском соборе г. Казани.

Интересный факт

Кроме Седмиезерной реликвии, старцу Серафиму и его духовным дочерям удалось укрыть и сберечь от уничтожения мощи прп. Гавриила Седмиезерного, а также некоторые другие святыни упраздненной пустыни.

В наши дни паломники с умилением взирают также и на драгоценный оклад святыни, исполненный высококвалифицированными мастерами жемчужной вышивки. Однако глава Татарстанской митрополии митрополит Анастасий вспоминает о времени передачи реликвии в Петропавловский собор следующее
:

«Тогда не было еще материала, чтобы сделать приличный оклад. Собирали все, что можно было, и сделали все то, что на иконе сейчас есть. В то время на ней просто был сшитый чехол с прорезями для лика, и икона была настолько скромной, что если бы кто и захотел ее похитить, то не обратил бы на нее внимания, поскольку внешне она ничего (ценного) из себя не представляла. А сейчас она является украшением собора».

Чтимая икона Божией Матери «Седмиезерная» в Седмиезерной пустыни

Чтимая икона Божией Матери «Седмиезерная» в Седмиезерной пустыни
Интересный факт

В окладе данной святыни заключены еще две реликвии: частичка ризы Приснодевы Марии, носимой Ею при жизни, и частичка мощей Ее матери — праведной Анны.

Седмиезерная обитель была возрождена в конце минувшего столетия. По благодати Божией среди окружающих ее лесных озер бьет несколько целебных ручьев, воды которых содержат повышенную концентрацию серебра. Чудесные врачевания не прекращались в этой местности никогда, богомольцы приезжали сюда даже в советское время, когда вместо монастыря здесь оставались лишь развалины. Настоятель обители Герман (Кузьмин) о чудесах данного места поведал следующую историю:

«У нас здесь Валентин был обезноженный: на корячках ходил, на четвереньках. Его привезли в январе на лошади. Купели тогда еще не было, а потому его трижды омыли святой водой из здешнего источника. После этого он ушел на своих ногах. Это чудо случилось в присутствии нас: обезноженный человек встал и пошел».

https://www.youtube.com/embed/rUm4-5IQOtAЧудеса, связанные с Седмиезерной иконой

В июне 1654 г. случилась беда. В России разбушевалась эпидемия моровой язвы, опустошавшей целые поселения. Свирепствовал мор и в Казани: болезнь унесла жизни 48 тысяч жителей, и никакого снадобья в ту пору от этого лютого недуга не было. Люди оставляли свои жилища, уходили в леса, в монастырях и церквях прекратилось служение.

В тот период игумен казанской Иоанновской обители Пахомий обратился к изможденным жителям с воззванием. Он призвал всех, кто может еще стоять на ногах, идти на поклонение в Седмиезерную пустынь к чудотворному лику Небесной Владычицы. В то же время инокине одной из казанских обителей Мавре явлен был в сонном видении старец в архиерейском облачении, ликом подобный
св. Чудотворцу Николаю
. Коснувшись руки Мавры, он повелел ей передать градоначальникам, что ждет Господь покаяния жителей, после чего подаст им Помощь Свою через заступление Его Пречистой Матери Седмиезерной, которую быстрее нужно перенести из обители в Казань.

Встречали лик близ города многочисленным крестным ходом, вынеся навстречу ему прославленный дивными деяниями
Казанский образ Владычицы
.

Интересный факт

Сначала на месте сретения двух святынь воздвигнут был памятный крест. Впоследствии здесь воздвигли Введенскую церковь, а затем тщаниями патриарха Адриана возвели на том месте Свято-Введенскую Кизическую обитель, стоящую по сей день.

Седмиезерный лик внесли в город через Воскресенские ворота и обнесли ими каменные стены. Потоки людей преклоняли колени на пути его следования, чтобы над их головами пронесли чудесную святыню. По всей Казани не умолкал звон колоколов. После этого образ стали носить с молебнами по домам, и страждущие начали получать излечения. Когда образ пронесли по всем улицам и домам горожан моровая язва прекратилась. Всего лишь семь дней минуло с момента прибытия этой реликвии в город, как улицы его очистились от смертоносной инфекции.

Вторично Седмиезерный лик Богоматери избавил казанцев от того же недуга в 1771 г.

С 1658 г. ежегодно, 26 июня (по старому стилю), Седмиезерный образ решено было крестным ходом переносить в Казань. На торжественный этот ход богомольцы стекались не только из Казанской губернии, но и из самых отдаленных поселений. Образом под звон городских колоколен и войсковую музыку осеняли стороны света, после чего им обносили дома и местные приходы. Целый месяц лик Заступницы прибывал в городе, а затем его возвращали в пустынь. Так продолжалось до закрытия обители.

Седмиозерная икона Божией Матери

Седмиозерная икона Божией Матери

Настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни архимандрит Герман (Кузьмин) поделился воспоминаниями:

«Бабушки еще помнили, как эту икону встречали. Бесчисленное количество золота! Столько хоругвей! Столько народа! Люди плакали, кричали: «Несут! Несут!» Все старались лечь под нее. Иконе служили Всенощную, Литургию и тут же уносили ее в другую деревню, потому что жители каждой деревни хотели, чтобы эта чудотворная икона посетила их жилища и освятила их. Монахи рассказывали, что ее носили также по всем близлежащим монастырям, чтобы освятить их этой чудотворною иконой».


Данный лик прославился и другими случаями прекращения по молитвам ему эпидемий. В «Сказании о Смоленской Седмиезерной иконе Божией Матери», созданном в XVII в. по благословению митрополита Лаврентия и дополнявшемуся до XIX столетия, описаны 18 чудесных спасений от различных недугов, поражавших жителей окрестных селений. При этом многие случаи излечений не вошли в данный документ.

Известно о чудесном излечении казанского коменданта генерал-майора Степана Кастелли, страдавшего от поразившего его ноги недуга так сильно, что градоначальник не мог передвигаться без помощи посторонних. Тщетно пытаясь получить облегчение у лекарей, он 24 января 1804 г. посетил Седмиезерную пустынь. Четверо сопровождающих поднесли его к образу Пречистой Девы, к которому генерал приложился. Затем настоятель предложил коменданту помазать больные ноги елеем из неугасимой лампады Владычицы… На следующее утро Степан Кастелли выслушал Литургию и Акафист, самостоятельно стоя на окрепших дивным образом ногах.

Излечение расслабленной девушки, произошедшее от лика Богоматери в Седмиезерной обители, описал в произведении «Исцеление в Седмиезерной пустыне» советский писатель Максим Горький. Он стал свидетелем этого дива в юные годы.

https://www.youtube.com/embed/ACUGriuK0x8Иконография

Данный лик Богоматери принадлежит к иконографическому типу Одигитрия, что в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница в пути».

Лик считают особым изводом Смоленского образа Богородицы.

Кандидат исторических наук Андрей Рощектаев о дате написания первообраза рассуждает:

«Если эта икона была в 1613 г. привезена в Семиозёрье как родительское благословение монаха Евфимия, основателя Седмиезерного монастыря, то, значит, по времени написания она, скорее всего, относится даже не кXVII, а кXVI веку».

Лик представлен поясным изображением Пречистой Девы, удерживающей Богомладенца левою рукою. Десница Господа поднята в жесте благословения, а в левой Его длани находится свернутый свиток – символ принесенной Им в мир Благой Вести.

Этот лик отличается от

Смоленского образа Божией Матери

положением Ее десницы. На Седмиезерном изображении длань Богородицы развернута к молящимся, словно осеняя их. На последующих списках Владычицу писали со сложенными в благословляющем жесте перстами.

Седмиозерная икона Божией Матери

Седмиозерная икона Божией Матери

Списки Седмиезерной иконы Божией Матери

В Седмиезерной Богородицкой пустыне находится один из почитаемых списков образа, известный многими подаваемыми через него чудесами. В минувшем столетии поднимался вопрос о передаче в обитель первообраза, однако патриарх Алексий II не благословил перенесение святыни, считая, что Промысел Божий не случайно избрал местом ее нахождения Петропавловский казанский собор.

В небольшой церкви святителя Гурия, Чудотворца Казанского, близ д. Петьялы Республики Марий Эл, избежавшей разорения в атеистический период, находится древний чудотворный список Седмиезерного лика Божией Матери, принесенный сюда из Седмиозерной обители после ее упразднения. По свидетельству старожилов, когда святыню внесли в церковь и стали служить перед образом молебен, на склоне находящейся поблизости горы забил целебный ручей.

Почтаемый список находится в московской церкви Успения Божией Матери. В 1768 г. здесь был возведен придел Седмиезерного образа Богоматери. Одна из прихожанок этой церкви по имени Елена на сайте прихода оставила следующее свидетельство о произошедшем с нею чуде:

«В этом храме находится чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери. В конце 2015 года я случайно зашла в церковь, об иконе ничего не знала, но к ней словно притянуло. И в этот день я вылечилась от болезни. Долгое время были проблемы со зрением. Неожиданно и без реального лечения ситуация начала меняться к лучшему. И произошло это именно после соприкосновения с иконой. С тех пор уже много лет бываю в храме. И очень благодарна за Чудо».

Чудесный список XVII в. есть в Арзамасе. Он создан по прошению жителей, горячо веровавших в то, что данный лик поможет и им избавиться от бушевавшей в то время в государстве чумы. И надежды эти осуществились: по прибытии в город списка грозная эпидемия пошла на убыль и вскоре совершенно прекратилась.

Седмиезерная икона Божией Матери

Хранится в церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

поселка Выездное Арзамасского района

Седмиезерная икона Божией Матери Хранится в церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская поселка Выездное Арзамасского района.

Храмы в честь Седмиезерной иконы

Церковь Седмиезерной иконы Богоматери в с. Семиозерье Ленинградской области возведена в 2003 г. Приход представляет собою деревянное строение при военном госпитале – увенчанный шатром четверик, на котором установлено пять глав. Отдельно стоящая звонница возвышается над примыкающей к церкви трапезной.

Освященные в честь Седмиезерского лика Богородицы престолы есть в Рождественской церкви в Звенигороде и в московской Успенской церкви, что в Казачьей слободе, впервые упомянутой в летописи 1642 г. как
«деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе».

Молитва

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым Твоим образом припадающих и сице умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя, и всяким благодеянием снабдити и спасти, разве бо Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы, Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго  Бога  во  веки  веков.  Аминь.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Акафист

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее СМОЛЕНСКОЙ

Кондак 1

Избранней от всех родов, небеси и земли Царице, Пресвятей Богородице Одигитрии, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим матерним пред Ним ходатайством, благодарственное пение приносим Ти, раби Твои. Ты же, Всемилостивая наша Заступнице, от всяких нас бед и скорбных обстояний свобождай и к царствию горнему путеводствуй, да зовем Ти: Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Икос 1

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная Одигитрие Марие, и радости духовныя исполни нас, да благоговейною душею и чистым сердцем принесем Ти, рождшей миру Спасителя Христа Бога нашего, глаголы сия:

Радуйся, Бога Отца благоволением осененная.

Радуйся, Бога Сына Мати еискусобрачная.

Радуйся, Бога Духа Святаго обитель священная.

Радуйся, Троическия тайны проявление.

Радуйся, ангельских умов удивление.

Радуйся, человеческаго рода украшение.

Радуйся, горняя с дольними совокупившая.

Радуйся, врата райския земнородным отверзшая.

Радуйся, лествице небесная.

Радуйся, стамно Богоприимная.

Радуйся, Купино Неопалимая.

Радуйся, трапезо Пресвятая.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 2

Видев икону Пресвятаго Твоего лика, Богородице Дево, юже всехвальный евангелист Лука написа, рекла еси о ней пречистыми усты Твоими: «С сею иконою благодать Моя и сила». Таковое обетование Твое уведевше, благоговейно почитаем пресвятый образ Твой, Владычице, и воспеваем Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Уразумев благоволение Твое, Богородице, к сей иконе Твоей, славный Апостол Лука дарова ю в благословение и освящение Христовой Церкви Антиохийстей, в нейже Путеводительницей она наименовася и чудесы божественными прославися. О сем благодаряще Тя, Госпоже Всеблагая, яко подобие пречистаго лика Твоего во утешение нам оставила еси, усердно Тебе вопием:

Радуйся, Царице горних и дольних.

Радуйся, Владычице Ангелов и человеков.

Радуйся, мира умирение.

Радуйся, древния вражды разрушение.

Радуйся, девства столпе.

Радуйся, смирения глубино.

Радуйся, облеченная в солнце.

Радуйся, сияющая Божественною славою.

Радуйся, Мати Света Невечерняго.

Радуйся, раю сладости небесныя.

Радуйся, вертограде Христов благоуханный.

Радуйся, одре Царя Великаго.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 3

Силою Божиею чудеса предивныя совершахуся от иконы Твоея, Богомати Владычице, егда принесена бысть в Царьград и в преславнем Влахернстем храме поставлена: слепыя просвещаше, всяк недуг в людех врачеваше благодатию Твоею, Богородице, да вси зовем прославльшему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяше Тя Царьград Заступницу Державную, Богородице Дево, и во дни нападения на него врагов сильных и бранеискусных, помощь Твою многочудную от святыя иконы Твоея Одигитрии получаше. Темже молимся Тебе, Всеблагая, якоже древле град оный многажды от погибели спасла еси, тако и нас, смиренных, спаси от погибели вечныя матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, да благодарно зовем Ти:

Радуйся, Царьграда крепкое ограждение.

Радуйся, Влахернскаго храма благодатное сокровище.

Радуйся, нечестивых ратей одоление.

Радуйся, врагов Православия посрамление.

Радуйся, чад Христовых Предводительнице к победам.

Радуйся, Помощнице скорая в бедах к Тебе притекающих.

Радуйся, Заступнице усердная молитвенно Тя призывающих.

Радуйся, богомудрых святителей Споспешнице во благовестии Христовом.

Радуйся, похвало жен и дев славо.

Радуйся, столпе огненный, зной страстей умеряющий.

Радуйся, столпе облачный, мрак грехов разгоняющий.

Радуйся, Марие, Мати Христа Бога нашего.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 4

Бурею морскою корабли прегордаго Кагана, град Твой пленити восхотевшаго, сокрушила еси, Владычице, и победу над ним людем христоименитым даровала еси от святыя иконы Твоея Одигитрии, лучи света небеснаго испуская и вои православныя ими просвещая, да вси уведят, яко Ты еси воистину Воевода державная Царьграда и прославят милости Твоя и чудеса, воспевая Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о чудесех Твоих преславных, Богородице Дево, яже от иконы Твоея явила еси в Царьграде, недоумеем, како икона та, носимая по стогнам града, силою Божественною носившими ю управляше и стопы их по воле Твоей направляше; направи убо, Владычице, и наша стопы на путь исполнения заповедей Христовых, и научи нас верно исполняти святую волю Сына Твоего и Бога, да Тебе вопием сице:

Радуйся, свеще неугасимая.

Радуйся, звездо незаходимая.

Радуйся, сияющая светом Божественным.

Радуйся, просвещающая благодатию души верных.

Радуйся, мира Христова благоухание.

Радуйся, земли освящение.

Радуйся, чаше, черплющая радость всему миру.

Радуйся, источниче, изливающий вечную сладость.

Радуйся, чертоже благоукрашенный Царя царей.

Радуйся, рая краснейшая.

Радуйся, утра светлейшая.

Радуйся, ручко всезлатая.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 5

Яко Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати Владычице, благоволением Твоим от Царьграда в страну Русскую принесеся, и граду Смоленску в наследие благодатное даровася, темже благодарим Тя, о Госпоже Всемилостивая, яко таковый дар святый Отечеству нашему даровала еси, и поем в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше преславное заступление Твое града Смоленска, Пречистая Владычице, прославляем великую Твою милость, еюже град сей от разорения Батыева чудесно спасла еси, гласом Божественным от иконы Твоея исшедшим, угодника Христова Меркурия на единоборство с предводителем рати Батыевой послав, егоже он мечем своим порази и град Твой от запаления огненнаго избави, самого же его венцем мученическим увенчала еси; того молитвами небесными сподоби нас на земли неосужденно взывати к Тебе:

Радуйся, мученика Христова Меркурия на подвиг ратный укрепившая.

Радуйся, гласом от иконы Твоея святыя его воодушевившая.

Радуйся, ико Давида на Голиафа победою его увенчавшая.

Радуйся, града Смоленска крепкое защищение.

Радуйся, град Твой от разорения избавившая.

Радуйся, Избавительнице от плена и поражения.

Радуйся, страны Русския благодатное утешение.

Радуйся, Церкви Христовой боголепное украшение.

Радуйся, любящих Тя присное радование.

Радуйся, Утолительнице печалей.

Радуйся, болящих исцеление.

Радуйся, унывающих в скорбех ободрение.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 6

Проповедует страна Русская милости и чудеса Твоя, Пречистая Дево Богородице, и град Смоленск светло красуется, имея чудотворную икону Твою, всякия болезни исцеляющую и недужным здравие подающую. Сего ради со благоговением почитаем многоцелебный образ Твой, Госпоже Всеблагая, и покланяющеся ему, яко залогу Твоего к нам благоволения, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в стране Русстей лучами Божественных чудес от святыя иконы Твоея исходящими, Пречистая Владычице, к нейже от лет древних отцы наши прихождаше в скорбех и болезнех и нетщетны отхождаше. Имже вслед и мы к Тебе приходяще и, с любовию благоговейно лобызая образ Твой чудотворный, молимся Тебе: утоли печали наша, уврачуй недуги наша, да зовем Ти:

Радуйся, жезле старости.

Радуйся, вдовиц заступление.

Радуйся, сирот призрение.

Радуйся, младенцев воспитание.

Радуйся, нищих снабдение.

Радуйся, пленных свобождение.

Радуйся, скорбящих утешение.

Радуйся, столпе и утверждение девства.

Радуйся, иноков Покровительнице.

Радуйся, инокинь Наставнице.

Радуйся, постников укрепление.

Радуйся, в подвиге девства подвизающихся вспоможение.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 7

Хотя даровати граду Москве причастие благодати от святыя иконы Твоея, Владычице Всемилостивая, благоволила еси принести икону Твою от Смоленска в Москву, да тамо пребывая, чудесы многими прославится. Егда же, по умолению жителей Смоленска, возвращашеся образ Твой святый в град их, на месте прохождения иконы Твоея Одигитрии обитель дев во имя Твое сооружена бысть, в нейже под осенением чудотворныя иконы Твоея с верою и любовию воспеваем немолчную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новосозданная обитель инокинь во граде Москве благоговейно чествует святое подобие чудотворныя иконы Твоея Одигитрии, милости неизреченныя источающей верным, еяже осенением люди православныя благодатно утешаеши и в подвигах поста и молитвы утверждаеши, подвизая их немолчно воспевати матерния Твоя щедроты и благодарно взывати Тебе:

Радуйся, Богом возлюбленная Царице.

Радуйся, Бога возлюбившая Владычице.

Радуйся, едина благословенная в женах.

Радуйся, небесных радование.

Радуйся, земных заступление.

Радуйся, демонов посрамление.

Радуйся, ада попрание.

Радуйся, укрепленная силою Господа сил.

Радуйся, облеченная властию Царицы неба и земли.

Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием благая Помощнице.

Радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии милостивая Утешительнице.

Радуйся, избавляющая скорбей всяческих.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 8

Странствие земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши нам матерним Твоим о нас попечением, Богородице, и во дни скорбных обстояний помощь святую являеши нам во спасение. Памятуем и исповедуем, Владычице, Твое заступление, егда галлы страну Русскую разориша и град Москву плениша, Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Русскаго благоволила еси принести, и тем вои православныя воодушевила еси, и славную победу им даровала еси, предстательством Твоим к Сыну Твоему и Богу, Емуже поем: Аллилуиа.

Икос 8

Вся милости и щедрот преисполненная, Всеблагая Мати Божия, воинству православному помощь и одоление на враги преславно даровала еси. И егда не бе нам уже спасения надежды, яко и наш град пленен и разорен бысть, галлы с бесчестием от Отечества нашего отгнала еси и победою дивною нас увенчала еси. Всегда памятуя таковое Твое заступление, хвалебно Тебе вопием:

Радуйся, страну нашу Русскую от нашествия иноплеменных предивно избавившая.

Радуйся, гордых силою Своею со стыдом вспять возвратившая.

Радуйся, иноверных ратей Всесильная Победительнице.

Радуйся, православнаго воинства державная пособнице.

Радуйся, иконою Твоею святою с воинами русскими милостивно пребывающая.

Радуйся, чудотворным образом Твоим полки их освящаюшая.

Радуйся, изнемогающих силою свыше укрепляющая.

Радуйся, безпомощным помощь Твою святую подающая.

Радуйся, обидимых правосудная Заступнице.

Радуйся, ненадежных надеждо.

Радуйся, печальных отрадо.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 9

Вси вернии с радостию и утешением видят образ Твой святый, на немже умиленно взираеши на Богомладенца Христа, сего ради молим Тя, Всеблагая, яко Матерь вся содержащаго в деснице Своей Владыки: воззри и на нас милостивно, и умоли Господа, да помилует нас недостойных. Научи нас, Владычице, молитися Ему благоприятно, и неосужденно пети Ему нескверными усты и чистым сердцем ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство наше песненное не довлеет к прославлению многих Твоих чудес, Богородице Одигитрие, ихже от святыя иконы Твоея явила еси и присно являеши верным: обаче Ты, яко воистину Благая Мати, веру и усердие наше приими, веси бо и любовь к Тебе нашу, еюже сердца наша пламенеют, и милостивно услыши сия в простоте составленныя похвалы:

Радуйся, обрадованная Приснодево.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Радуйся, селение Бога Слова.

Радуйся, обитель Святейшаго святых.

Радуйся, с Сыном Царем небес вечно царствующая.

Радуйся, матернее дерзновение к Нему имущая.

Радуйся, молитвам верных милостивно внемлющая.

Радуйся, любящим Тя любовию Твоею Божественною воздающая.

Радуйся, Сиона горняго украшение.

Радуйся, мира дольняго защищение.

Радуйся, граде спасения нашего.

Радуйся, горо святая, сошествием Божиим прославленная.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 10

Спаси нас, Владычице, от погибели вечныя матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, и сподоби нас узрети Тя в час кончины нашея, от руки лютаго миродержителя душу нашу соблюдающую, да помощию Твоею святою избегнем его сетей и сподобимся Царствие Небесное получити и в радости вечней воспевати Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем ревнителем девства и чистоты усердная Помощнице. Молим Тя, Пречистая: очисти наша сердца от всякия скверны греховныя, и украси души наша целомудрием и чистотою, да невредимы пребудем от всех искушений мира, плоти и диавола находящих, и сподобимся достойно возглашати Тебе песни таковыя:

Радуйся, добрая Младопитательнице девам.

Радуйся, благосердая Попечительнице сирот.

Радуйся, тихое прибежище обуреваемых страстями.

Радуйся, надежное пристанище смущаемых искушениями.

Радуйся, Мздовоздаятельнице подвижников целомудрия.

Радуйся, Споборнице борющихся со враги невидимыми.

Радуйся, милостивая Посетительнице неповинно осужденных.

Радуйся, благая Утешительнице напрасно оклеветанных.

Радуйся, Божественная Свободительнице сущих в плену и изгнании.

Радуйся, всемощная Покровительнице труждающихся и обремененных.

Радуйся, Судии Праведнаго умоление.

Радуйся, грешных с Богом примирение.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще от верных рабов Твоих возносимое, Ты, Пречистая Мати Дево, яко имущая милосердие неизреченное, насыти нас пищею нетленною Слова Божия и научи нас всегда исполняти животворныя заповеди Господа нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша Всеблагая, да ниспослет милость Свою нам, недостойным, и сподобит нас унаследовати Его всесветлое и всеблаженное Царствие, идеже от всех святых поется Ему хвалебная песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес Твоих, Богородице Дево, просвещаеши нас благодатно, и от святыя иконы Твоея Одигитрии утешение духовное ниспосылаеши угодникам Божиим; нам же, грешным, дары целебныя подаеши от нея неоскудно, да зовем Ти благодарственно и хвалебно:

Радуйся, Агнца и Пастыря Нетленнаго рождшая.

Радуйся, девство и рождество в Себе сочетавшая.

Радуйся, крине девства, к чистому и девственному житию приводящая.

Радуйся, избранником Божиим любовь Твою святую являющая.

Радуйся, угодником Господним веления небесныя открывающая.

Радуйся, преподобнаго Сергия Радонежскаго посещением Твоим сподобившая.

Радуйся, преподобнаго Кирилла Белоезерскаго гласом от иконы Твоея на Белоезеро направившая.

Радуйся, преподобнаго Савватия Соловецкаго в подвигах пустынных укрепившая.

Радуйся, святителя Митрофана Воронежскаго иконою Твоею облагодатствовавшая.

Радуйся, обителей Христовых покров и снабдение.

Радуйся, рабов Божиих среди мира тайное вразумление.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 12

Благодать Божия действует в чудесех, преславно являемых от святаго образа Твоего, Преблагословенная Богородице Дево, еюже и наши души просвети, мрак греховный разгоняя сиянием Солнца Правды Христа, да во свете повелений Его богоугодно житие сие временное поживем во всяком благочестии и чистоте, и сподобимся блаженство вечное получити и со избранными пети Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, Богородице, проповедуем милости Твоя, прославляем щедроты Твоя неисчетныя и, припадая к чудотворней иконе Твоей, молим Ти ся с верою и любовию: буди нам Путеводительница Благая к светлому граду Иерусалиму Небесному, да узрим Тя с высоты славы Твоея Божественныя на нас милостивно взирающую и вкупе со святыми воспоем Ти сице:

Радуйся, радосте наша пресвятая.

Радуйся, Царице наша преблагая.

Радуйся, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего и Бога.

Радуйся, матернюю любовь к нам являющая.

Радуйся, во благих желания наша дивно исполняющая.

Радуйся, скоропослушливая к смиренным молитвам.

Радуйся, покровом Твоим святым нас покрывающая.

Радуйся, ризою Твоею честною благонадежно нас защищающая.

Радуйся, в час кончины нашея всесильная нам Помощнице.

Радуйся, в мытарствах воздушных державная нам Заступнице.

Радуйся, телес наших безмездное врачевание.

Радуйся, душ наших спасение.

Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Царице Всемилостивая Дево Богородице Одигитрие! Приими малое сие моление наше и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, матерне умоляя Его благость, да помилует нас, грешных и недостойных, и Твоего ради всесильнаго ходатайства избавит нас мучения вечнаго, сподобит Царствие Небесное получити и тамо со Ангелы воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос1 и кондак 1)

Частые вопросы

Какая самая сильная икона Божией Матери?

Ки́ккская ико́на Бо́жией Ма́тери (Киккоти́сса, Ми́лостивая, греч. Κυκκ(ι)ώτισσα, Παναγία τοῦ Κύκκου, Θεοτόκος ᾿Ελεούσα τοῦ Κύκκου) — одна из наиболее почитаемых чудотворных икон Богородицы на Кипре.

Какие 4 иконы Божией матери?

Матерь Божия, Владычица наша Небесная … Казанская икона Божией Матери … Владимирская икона Божией Матери … Семистрельная икона Богородицы … Тихвинская икона БогородицыЕщё

Где должна висеть икона Семистрельная в доме?

икона размещается в домашнем иконостасе, посредине иконостаса, рядом с иконой Иисуса Христа, но не выше, часто икона Семистрельная Божья Матерь располагается напротив входной двери, в восточной стороне дома, оберегая жилище от зла.

Что означают семь стрел на иконе семистрельная?

Значение стрел Семистрельной иконы Божией Матери символичное – семь стрел, которые пронзают сердце Богородицы, изображают ее глубокую скорбь, связанную с распятием Христа. Они символизируют полноту скорбей, которую Богородица перенесла в земной жизни.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю Седмиезерной иконы Божией Матери, чтобы понимать ее значение и значение ее культового почитания в борьбе с чумой.

СОВЕТ №2

Познакомьтесь с молитвами и обрядами, связанными с Седмиезерной иконой, и используйте их в своей духовной практике для защиты от болезней.

Празднование Седмиезерной иконы Божией Матери в православном календаре

Седмиезерная икона Божией Матери, известная также как “Защитница Руси от чумы”, является одной из самых почитаемых и уважаемых икон в православной церкви. Ее празднование в православном календаре приходится на 1 июля (18 июля по новому стилю). Этот день считается особенно благоприятным для молитвенного обращения к Богородице с просьбами о защите от болезней, бед и бедствий.

В истории Русской Православной Церкви Седмиезерная икона Божией Матери занимает особое место. Согласно легенде, икона была обнаружена в 1654 году во время эпидемии чумы в Москве. После молитв перед иконой чума была остановлена, что привело к тому, что икона стала символом защиты от этой страшной болезни.

В этот день православные христиане по всему миру собираются в церквах для молитвенного празднования и чтения молебнов перед Седмиезерной иконой Божией Матери. Верующие приносят перед иконой свои молитвы и прошения, прославляя Матерь Божию как заступницу и помощницу в трудные времена.

Празднование Седмиезерной иконы Божией Матери напоминает верующим о важности молитвы, веры и надежды на Божию помощь в любых жизненных обстоятельствах. Это время также призывает к смирению, покаянию и обращению к Богу с искренним сердцем.

Оцените статью
Добавить комментарий